Разработка технологической карты урока по ПМ.02. Эксплуатация крана при производстве работ МДК.02.02. Устройство, управление и техническое обслуживание крана
методическая разработка

Галанов Бато Сандакович

Разработка технологической карты урока по ПМ.02.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_tehnologicheskoy_karty_uroka_pm_02._mdk_02.02.doc423.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Бурятия «Техникум строительства и городского хозяйства»

Разработка технологической карты урока

по ПМ.02. Эксплуатация крана при производстве работ МДК.02.02. Устройство, управление и техническое обслуживание крана

                                           Составила:

                                           Б.С. Галанов,

преподаватель специальных дисциплин

мастер производственного обучения

               

Улан-Удэ, 2020 г.

Технологическая карта урока

ПМ.02. Эксплуатация крана при производстве работ МДК.02.02. Устройство, управление и техническое обслуживание крана

Специальность: 23.01.07   Машинист крана (крановщик)

Группа: АК-259

Тема урока: Текущий ремонт электрооборудования

Тип урока: урок изучения нового материала

Длительность: 90 минут

Цели:

  1. Изучение основных неисправностей генератора;
  2. Формирование навыков технического обслуживания и ремонта генератора;
  3. Составление операционно-технологической карты по разборке генератора.

Задачи:

  1. Повторить назначение и устройство электрооборудования автомобиля;
  2. Повторить принцип работы генератора;
  3. Изучить неисправности генераторов;
  4. Изучить виды технического обслуживания и ремонта генератора;

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  1. виды неисправностей генератора;
  2. виды технического обслуживания и ремонта генератора.

Должны уметь:

  1. распознавать неисправности генератора, устранять неисправности;
  2. технически обслуживать генератор.

Оборудование: 

Технические средства обучения: компьютер, проектор, демонстрационный материал (презентация), наглядные пособия, демонстрационное оборудование.

Наглядные средства обучения: стенды, плакаты, опорные таблицы, макеты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие, настрой на работу.
  1. Начальная мотивация. 
  1. Актуализация знаний.
  2. Доклады обучающихся.
  3. Работа со схемой.
  4. Совместная постановка темы и целей урока.
  1. Сообщение новых знаний.
  1. Работа с таблицей по неисправностям генератора.
  2. Работа в тетрадях.
  3. Постановка проблемной ситуации.
  4. Работа в микро группах.
  5. Мозговой штурм. Вывод.
  6. Работа с макетом и плакатом по снятию генератора.
  7. Работа в парах. Составление операционно-технологической карты (работа с учебником и интернетом).
  1. Подведение итогов.
  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Методы и технологии обучения

Средства обучения

Хронометраж

  1. Организационный момент.

          1.1 Приветствие, настрой на работу.

Добрый день. Приготовьте свои рабочие места и учебные принадлежности. Ребята, сегодня мы продолжаем изучать ремонт электорооборудования  автомобиля.

Информационно-коммуникационная технология

Презентация

1-2 мин.

  1. Начальная мотивация. 

2.1 Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, прошу вспомнить пройденный уже вами материал по МДК.01.01 «Устройство автомобиля», который послужит нам опорой к сегодняшнему уроку. Для этого повторим назначение и устройство генератора, виды и принцип его работы (выходят несколько человек, по очереди рассказывают о назначении, устройстве, принципах работы генератора).  

          2.2 Доклады обучающихся.

          2.3 Работа со схемой.

          2.4 Совместная постановка темы и целей урока.

Так как генератор является неотъемлемой частью автомобиля, без него невозможна эксплуатация автомобиля, ведь он питает током всех потребителей электрооборудования. Поэтому важно следить за его техническим состоянием, а также вовремя выявлять неисправности и уметь устранять их.

Формулирование темы.

Основной причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей. Это относится и к генератору. В генераторе много сопряженных деталей, которые изнашиваются из-за трения, искрения коррозионно-механический износ сопровождается взаимодействием кислорода воздуха, газов с материалом трущихся деталей. Аброзивный износ - это следствие режущего действия твердых частиц, попадающих между трущимися поверхностями из среды в виде пыли, продуктов износа, коррозии, нагара. Из-за усиления вибрации, вызываемой неровностями дороги, ослабевают соединения, нарушается соосность агрегатов.

Электрические элементы генератора и реле-регулятора имеют ограниченную долговечность. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам. Через 10 000...15 000 км пробега подтягивать крепления генератора на двигателе, а также проверять и при необходимости регулировать натяжение приводного ремня.

Через 60 000 км пробега снимать генератор, а также проводить разборку и прочистку всех деталей. Нужно продуть сжатым воздухом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают из щеткодержателя менее чем на 5...8 мм.

Ремонт электрооборудования является одной из самых востребованных услуг в сфере авторемонта. Эксплуатация автомобиля может стать невозможной при отказе в работе даже мелкого элемента  электросистемы  автомобиля, а также может привести к трагичным последствиям. В связи с этим, обнаружив проявление любого из таких признаков системы электрооборудования автомобиля, необходимо немедленно принять меры к их устранению.

Метод беседы и устных ответов

(сопровождается работой со схемами)

Схемы, письменные доклады

5-7 мин.

  1. Сообщение новых знаний.

         3.1 Работа с таблицей по неисправностям генератора.

Изучение нового материала начнем с перечисления основных признаков неисправностей генератора.

         3.2 Работа в тетрадях.

         3.3 Постановка проблемной ситуации.

  Для того чтобы определить неисправность нужно провести диагностику агрегата.

         Существуют 2 способа диагностики генератора: проверка генератора непосредственно на автомобиле и проверка на стенде. Но неисправность может возникнуть в дороге. Представьте такую ситуацию: На автомобиле, который двигается  в ночное время, начинает тускнеть свет фар, затем  появляется свист в моторном отсеке. Как вы думаете, какая неисправность произошла  в автомобиле?

          3.4 Работа в микро группах.

          Студенты  делятся на микро группы, готовятся к перечислению возможных неисправностей, связанных с генератором, а преподаватель направляет их наводящими вопросами.

         3.5 Мозговой штурм. Вывод.

         В конце диалога студенты приходят к выводу, что произошел  разрыв ремня генератора, который служит приводом работы генератора. Замена ремня может быть проведена на месте, так как это несложная операция (показано на слайде презентации).

3.6 Работа с макетом и плакатом по снятию генератора.

Преподаватель: Для того чтобы изучить  остальные неисправности и способы их устранения нам нужно изучить перечень операций для снятия генератора с автомобиля и его разборки   и составить технологическую карту.

Снять генератор и отправить в цех для очистки и проверки технического состояния генератора на стенде и последующим устранением обнаруженных неисправностей.

          3.7 Работа в парах. Составление операционно-технологической карты (работа с учебником и интернетом).

Работа с таблицей, в тетрадях.

Работа в микро группах.

Метод мозгового штурма.

Работа в парах.

Плакаты

50-60 мин.

  1. Подведение итогов.

  1.  Рефлексия.

Сегодня мы прошли очень важную тему. Вам теперь известно, какие проводятся работы при техническом обслуживании генератора. Также сегодня мы изучили основные неисправности, которые могут произойти в системе электрооборудования автомобиля. И составили технологическую карту по разборке изучаемого агрегата.

         Приём проведения рефлексии «Графический организатор»: Заполнение схемы «Дерево». Ствол - название темы, ветви - понятие темы, листья - ключевые слова, которые служат опорой для памятки.  

  1. Домашнее задание.

«Графический организатор»: Заполнение схемы «Дерево»

Письменные принадлежности

5-7 мин

Приложение 1

https://elektrik-a.su/wp-content/uploads/2018/03/sinhronnyy-generator-elektricheskogo-toka-i-prints.jpg

Приложение 2

Возможные неисправности генератора и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

При работе двигателя аккумулятор не заряжается

Слабо натянут ремень привода

Натянуть ремень

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Обрыв проводов от выводов <+>

или <Ш>

Произвести ремонт проводов

Отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами

Очистить щеткодержатель от грязи, проверить усилие щеточных пружин, зачистить или проточить контактные кольца

Обрыв цепи возбуждения

Устранить обрыв цепи, особенно тщательно проверить места пайки выводов катушки возбуждения к контактным кольцам и исправность выводов катушки

Межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора

Разобрать генератор, проверить статарную обмотку на отсутствие обрыва и замыкания. Статор с неисправной обмоткой заменить

Выход из строя одного из диодов выпрямительного блока

Проверить диоды с помощью приборов или контрольной лампы. Блок с неисправными диодами заменить

Быстрый износ щеток и контактных колец

Увеличение биения

контактных колец

Проточить и отшлифовать контактные кольца

Попадание масла

на контактные кольца

Протереть контактные кольца и щетки салфеткой, смоченной в бензине

Повышенное или пониженное давление щеточных пружин

Проверить давление

щеточных пружин

Повышенный шум генератора

Недостаточное количество смазки в подшипниках

Заменить подшипники

Задевание ротора за полюса стартера

Заменить крышку генератора

Износ подшипников

Заменить подшипники

Заедание подшипников

Заменить подшипники

Выработка посадочного места под подшипник

Заменить крышку генератора

Ослабла затяжка стяжных винтов крышек генератора

Произвести затяжку стяжных винтов моментом 0,5 кгс-м

Поломка кронштейна и лап крепления генератора.

Частое ослабление крепления генератора

Неправильный монтаж генератора

на кронштейнах

Установить генератор

Увеличенный дисбаланс шкива

или ротора

Проверить динамическую балансировку шкива и ротора. Если дисбаланс превышает 10гсм, произвести балансировку деталей

Повышенный дисбаланс двигателя

Проверить динамическую балансировку двигателя

Приложение 3

Приложение 4

Операционно-технологическая карта

Название операций

Инструмент, приспособление

Технологические условия и указания

1  Разборка генератора

2

Закрепить генератор в тисках

Тиски

Натяжение пружины щеток усилием 8…10 Н

3

Вывернуть два болта крепления щеткодержателя

Ключ гаечный 8 мм

4

Снять щеткодержатель со щетками

Отвертка

Щетки должны иметь высоту не менее 14 мм

5

Вывернуть винты крепления задней крышки подшипника

Отвертка

6

Снять крышку

7

Вывернуть стяжные винты соединения задней и передней крышек генератора

Отвертка

Сделать продольную метку для правильной сборки генератора

8

Отвернуть гайки с обоих концов вала ротора

Ключ гаечный 24 мм

Вал удерживать от проворачивания

9

Снять съемником заднюю крышку вместе с подшипником и статором

Съемник специальный

10

Отсоединить фазные выводы обмотки генератора от клемм соединительной колодки в задней крышке

Ключ гаечный 8 мм

11

Снять съемником шкив

Съемник лапный

12

 Снять с вала ротора крыльчатку вентилятора, шпонку, дистанционную втулку

13

Снять съемником переднюю крышку вместе с подшипниками

Съемник лапный

Подшипник не должен иметь люфтов

14

Сборка в обратном порядке

 

 

Список используемых источников

  1. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (для спо) / В.М. Виноградов, А.А. Черепахин. - М.: КноРус, 2017. - 203 c.
  2. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебное пособие / В.М. Виноградов. - М.: Academia, 2017. - 463 c.
  3. Власов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.М. Власов. - М.: Academia, 2017. - 319 c.
  4. Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова. - М.: Форум, 2017. - 272 c.
  5. Кузнецов, А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: В 2ч Ч.1: Учебник / А.С. Кузнецов. - М.: Academia, 2016. - 240 c.
  6. Кузнецов, А.С. Плакаты: Устройство, ремонт и техническое обслуживание двигателей (16 плакатов) / А.С. Кузнецов. - М.: Academia, 2018. - 448 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ01. ЭКСПЛУАТАЦИЯ КРАНА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ

Программа профессионального модуля  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПМ.02 «Эксплуатация крана при производстве работ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 23.01.07. МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК) НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСкий   ПЛАНПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕПМ.02 «Эксплуатация крана при производстве работ»для   специальности:  23.01.07. Машинист крана (крановщик)на...

Урока-игра МДК.02.01. Устройство, управление и техническое обслуживание крана Тема: Безопасное производство работ.

Урока-играМДК.02.01. Устройство, управление и техническое обслуживание кранаТема: Безопасное производство работ....

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ.02.Эксплуатация крана при производстве работ (по видам) образовательной программы (ОП) по профессии СПО 190629.07 Машинист крана (крановщик)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо профессиональному модулюПМ.02.Эксплуатация крана при производстве работ (по видам) образовательной программы (ОП)по профессии СПО190629.07 Машинист крана (крановщик)...

Методическая разработка Тема: «Анализ тестового контроля по профессии 23.07.01 Машинист крана (крановщик)» по ПМ.02 «Эксплуатация крана при производстве работ». (тематический зачет)

Методическая разработкаТема: «Анализ тестового контроля по профессии 23.07.01 Машинист крана (крановщик)»  по ПМ.02 «Эксплуатация крана при производстве работ».(тематическ...

Рабочая программа по профессиональному модулю по специальности 23.07.01 Машинист крана (крановщик) ПМ 02 «Эксплуатация крана при производстве работ»

Рабочая программа по профессиональному модулю по специальности 23.07.01 Машинист крана (крановщик) ПМ 02 «Эксплуатация крана при производстве работ»...