Статья,октябрь 2023
статья

Безбородова Наталья Владимировна

........................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oktyabr2023.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Безбородова Наталья Владимировна

мастер производственного обучения,

ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и

 городского транспорта им. А. П. Байкузова»

Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования

В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).

Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Практическая сторона профориентации включает в себя с одной стороны, деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и общественного самоопределения в интересах личности и общества в целом, с учетом потребностей экономики города и района в кадрах определенных профессий и специальностей, с другой стороны, повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.

Целью системы профориентации является создание в техникуме благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.

В соответствии с этим, исходя из понимания современных проблем кадрового рынка определены, следующие задачи профориентационной работы:

  1. Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с абитуриентами в теникуме, определить их преемственность и взаимосвязь.
  2. Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения абитуриентов в условиях реализации непрерывного образования.
  3. Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в техникуме с учетом быстро меняющегося рынка труда.
  4. Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
  5. Активизировать ресурсный потенциал техникума для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

Структура деятельности членов педагогического коллектива ГБПОУ РМ «Рузаевский техникум железнодорожного и городского транспорта имени А. П. Байкузова» по реализации задач профориентации.

Ответственный за профориентацию, как координатор профориентационной работы техникума реализует следующие направления:

-поддерживает связи учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школ обслуживаемой территории;

-планирует профориентационную работу педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;

-осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, кураторов групп по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, определение индивидуальной образовательной траектории);

-организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;

-организует анализ потребности рынка труда в профессиях и специальностях.

Преподаватели - кураторы:

-пособствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности студентов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы;

-обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют у обучающихся общепрофессиональные и профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у студентов адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей студентов.

Результаты практики:

-стабильное функционирование социального партнерства в сфере профессионального образования;

-достижение единых целей развития профессионального образования; 

-гармонизация программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей личности;

-развитие образовательных программ и технологий по формированию мотивационной основы получения профессионального и педагогического образования;

-модернизация механизмов воспитания, развития личности обучающихся на основе осуществления профессиональных карьерных планов; - улучшение социальной адаптации выпускников.

В условиях так называемой «демографической ямы», конкуренция за каждого обучающегося (профориентационная работа) стала важнейшим направлением деятельности ГБПОУ РМ «РТЖГТ им. А. П. Байкузова», которое обеспечивает работу с молодежью по следующим направлениям:

-пропаганда востребованных рынком труда профессий через проведение различных профориентационных мероприятий;

-консультации (групповые и индивидуальные) для абитуриентов по вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессионального самоопределения;

-формирование и развитие интереса к специальностям и рабочим профессиям предлагаемым колледжем;

-содействие профессиональной и социальной адаптации студентов;

-содействие трудоустройству выпускников, мониторинг трудоустройства и закрепления молодых специалистов на предприятиях города и области.

Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников не достаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала). Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.

Для многих первокурсников ситуация выбора оказалась стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту по профессиональной ориентации, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, специалиста.

Профориентационная работа ГБПОУ РМ «РТЖГТ им. А. П. Байкузова» предполагает системность в формировании целостного, многопланового представления учащихся школ города  и соседних городов и районов о техникуме в целом, его истории, традициях, условиях поступления и обучения, специальной и профессиональной подготовки. Необходимо также отметить, что профориентационная работа техникума является, необходимым звеном развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

Профориентационная работа в техникуме ведется по двум направлениям:

  1. информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области), хозяйственных структурах и предприятиях нашего города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о нашем учебном заведении и осуществляемой им профессиональной подготовке;
  2. профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.

Система профориентационной работы ГБПОУ РМ «РТЖГТ им. А. П. Байкузова» состоит из следующих мероприятий:

-определение количества потенциальных абитуриентов по школам, города и района;

-посещение школ города и района, беседы со школьниками - организация и проведение встреч с выпускниками общеобразовательных школ представителями администрации техникума и преподавателями;

-профессиональные консультации абитуриентов - члены приемной комиссии, заместители директора по производственной, учебной, воспитательной работе, председатели предметно цикловых комиссий по мере обращения консультируют абитуриентов и их родителей по вопросам профориентации;

-организация дней открытых дверей - с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в техникум;

-участие в выставках, конкурсах, олимпиадах;

-экскурсии на предприятия социальных партнеров и организация производственной практики -социальные партнеры обеспечивают прохождение производственной с дальнейшим трудоустройством выпускников. Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий государственной итоговой аттестации выпускников;

-распространение листовок, брошюр о техникуме, профессиях и специальностях, реклама в транспорте - издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о техникуме специальностях и профессиональной подготовке;

-освещение мероприятий проводимых колледжем на сайте, в социальных сетях и СМИ - размещение материалов для абитуриентов в электронных и печатных СМИ, публикация статей, заметок о жизни техникума в СМИ, поддержание регулярных контактов с органами образования города, района.

Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с выпускниками школ в условиях техникума диктуется следующими причинами:

-психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности, а также потребностями рынка труда;

-образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий, культурный потенциал;

-демографической, определяющей снижение количества выпускников общеобразовательных школ и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.

Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями:

-объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях;

-ориентацией образования на всех его ступенях, прежде всего на выполнении «знаниевых» стандартов и программ, и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении;

-объективной потребностью личности в профессиональной ориентации в течение жизни и существующей теорией и практикой формирования траектории профессионального самоопределения, реализуемой современными учреждениями образования;

-необходимостью функционирования устойчивой системы работы образовательного учреждения по профессиональному сопровождению абитуриента и отсутствием достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.

Профориентационная работа ГБПОУ РМ «РТЖГТ им. А. П. Байкузова» направлена на организацию устойчивых связей между техникумом, образовательными учреждениями района, развитие интереса абитуриентов к освоению профессий и специальностей, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки и возможности получения профессии до окончания общеобразовательного учреждения.

Но недостаточно просто привлечь выпускников школ в техникум для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы техникума по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах.

В результате всех указанных выше мероприятий, техникум осуществляет набор студентов на 1-ый курс обучения. Многие выпускники техникума добились больших профессиональных успехов и успехов в бизнесе, состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.

В заключение хотелось бы сказать о том, что сегодня в России, как никогда, востребованы рабочие профессии: создаются хорошие условия труда, предоставляется возможность дополнительного образования и повышения квалификации, сделать профессиональную карьеру. А путь к профессиональному становлению и мастерству может начаться в нашем техникуме.