Методическая разработка Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению апрель 2024
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 3 курсов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия профессионального образования

 «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А.П. Байкузова»

Методическая разработка

производственного обучения

«Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению».              

Профессия: «Машинист локомотива»

                                                                           

                                                                                           Мастер производственного

                                                                                 обучения Арюкова Е.А.

 Рузаевка  2024 г

Рассмотрено и обсуждено                                                

на заседании цикловой                                                      

комиссии                                                                      

Председатель цикловой

комиссии                                                                                               Чудакова В.Д.

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии «Машинист локомотива».

Производственное обучение проводится в Пункте Технического осмотра локомотивов.

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по специальности «Машинист локомотива».

В процессе передвижения локомотивов из депо или пункта технического обслуживания к составу ими можно управлять как из передней по ходу кабины, так и из задней. Это устанавливает начальник дороги. Ночью на электровозе, следующем к составу, включают по одному буферному фонарю впереди и сзади со стороны машиниста.

Перед прицепкой к составу машинист останавливает электровоз вспомогательным тормозом, после чего осуществляет подъезд к составу со скоростью 3 км/ч для обеспечения плавности сцепления.

В правильности сцепления электровоза с первым вагоном убеждаются, осуществляя кратковременное движение электровоза от состава, а так же по сигнальным отросткам замков автосцепок. При правильном сцеплении сигнальных отростков не видно; если же автосцепки не сцепились, то видны один или оба сигнальных отростка, окрашенных в красный цвет.

После этого продувают тормозную магистраль электровоза через концевой кран, соединяют рукава тормозной магистрали электровоза и первого вагона состава открывают концевые краны – сначала электровоза, потом вагона.

Затем в пассажирском поезде необходимо соединить провода цепей электрического отопления вагонов, находящиеся на электровозе и на первом вагоне. Это производят работники вагонного депо или пункта технического осмотра вагонов совместно с механиком-бригадиром поезда в присутствии машиниста электровоза.

Машинист, отключив вспомогательные машины, электрическую аппаратуру, цепи отопления вагонов и опустив токоприёмники, передаёт ключ от штепсельных межвагонных соединений и ящиков подвагонной электрической аппаратуры механику-бригадиру поезда. Соединив провода цепей отопления, механик-бригадир возвращает ключ машинисту, который может поднять токоприёмник, включить вспомогательные машины и отопление состава.

Такой порядок действий сохраняется во всех случаях, когда надо соединить цепи отопления вагонов или произвести ремонт в системе отопления.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

Согласно программы производственного обучения темы: «Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению» Тема рассчитана на 6 часов.

Быстро и правильно ориентироваться при приёмке электровоза и его техническом обслуживании машинист может, зная, как расположено оборудование на электровозе, на котором он работает.

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

         Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

         Учебно-воспитательная работа мастера,  при обучении обучающихся на предприятиях,  протекает в условиях, значительно отличающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно.

III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения обучающихся знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

- правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

- перечень учебно-производственных работ;

- выполнение установленных количественных показателей;

- степень самостоятельности выполнения задания.

Тема «Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению».

Тема занятия «Прицепка электровоза к составу и подготовка к отправлению».

Цели занятия:  учебная  – научить обучающихся производить прицепку электровоза к составу и подготовить состав к отправлению;

развивающая – развить у обучающихся технологическое мышление в рамках соблюдения технологий прицепки;

воспитательная – привить у обучающихся точность и аккуратность в работе;

методическая –методическое повышение уровня педагогического мастерства.

Тип занятия: практическое;

Метод ведения занятия: объяснительно – показательный рассказ с применением комплексных средств обучения;

Место проведения занятия: Пункт технического осмотра локомотивов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1.  Проверка наличия обучающихся на производственном обучении.
  2. Проверка внешнего вида.

  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Сообщение обучающимся новой темы.

Сообщение обучающимся вопросы по новой теме.

1 Переход в головную кабину управления.

Выполнив прицепку к составу, соединение тормозной магистрали и электрических цепей, локомотивная бригада, управляющая электровозом из кабины, обращенной в сторону состава, включает вспомогательные машины, быстродействующие выключатели, опускает токоприёмники, включает все кнопки на кнопочных выключателей и выключатели на пультах управления, снимает ключи кнопочных выключателей, пультов управления, реверсивную рукоятку (съёмную).

В головной кабине управления вставляют и поворачивают вертикально вниз ручку блокировочного устройства тормозов, ручки крана машиниста и крана вспомогательного тормоза переводят в поездное положение. Если нет блокировочного устройства, ручку крана машиниста из тормозного положения переводят в поездное, когда давление в уравнительном резервуаре достигает 5 кгс/см, открывают комбинированный кран

В зимнее время включают отопление кабин управления, обогреватели компрессора, переключателя ступней, приводов групповых переключателей, обогрев лобовых окон, спускных кранов.

      2. Зарядка тормозной магистрали и опробование тормозов.

   При прицепке электровоза к составу, у которого предварительно на станции было       произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки, выполняют  их сокращенное опробование, контролируя состояние тормозной магистрали по положению штока тормозного цилиндра на хвостовом вагоне, шток вышел- тормоза поезда сработали, не вышел – тормоза отпущены. Сокращенное опробование производят также после смены локомотивных бригад без отцепки электровоза от состава, после всякого разъединения рукавов в составе, соединения их в процессе прицепки локомотива, а также после перекрытия концевого крана в любом месте состава.

В грузовых поездах, следующих двойной тягой, после передачи управления автотормозами машинисту второго электровоза при порче тормозов на перегоне у первого, после стоянки поезда более 20 минут, смены кабины управления на перегоне при  давлении в главном резервуаре ниже 5,5 кгс/см проверяют плотность тормозной магистрали. Затем снижают давление в тормозной магистрали на 0,6-0,7 кгс/см и отпускают тормоза. Справку о тормозах машинист хранит до конца поездки и сдаёт в депо вместе с маршрутом.

 

Объяснение новой темы.

В процессе передвижения локомотивов из депо или пункта технического обслуживания к составу ими можно управлять как из передней по ходу кабины, так и из задней. Это устанавливает начальник дороги. Ночью на электровозе, следующем к составу, включают по одному буферному фонарю впереди и сзади со стороны машиниста.

Перед прицепкой к составу машинист останавливает электровоз вспомогательным тормозом, после чего осуществляет подъезд к составу со скоростью 3 км/ч для обеспечения плавности сцепления.

В правильности сцепления электровоза с первым вагоном убеждаются, осуществляя кратковременное движение электровоза от состава, а так же по сигнальным отросткам замков автосцепок. При правильном сцеплении сигнальных отростков не видно; если же автосцепки не сцепились, то видны один или оба сигнальных отростка, окрашенных в красный цвет.

После этого продувают тормозную магистраль электровоза через концевой кран, соединяют рукава тормозной магистрали электровоза и первого вагона состава открывают концевые краны – сначала электровоза, потом вагона.

Затем в пассажирском поезде необходимо соединить провода цепей электрического отопления вагонов, находящиеся на электровозе и на первом вагоне. Это производят работники вагонного депо или пункта технического осмотра вагонов совместно с механиком-бригадиром поезда в присутствии машиниста электровоза.

 

  1. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ.

Провожу обход рабочих мест обучающихся с целью проверки.

1. Правильности организации рабочих мест.

2. Соблюдение правил техники безопасности. По замеченным в ходе обходов ошибок произвожу текущий индивидуальный инструктаж с указанием путей устранения ошибок.  

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ   ИНСТРУКТАЖ.

  1. Подвожу итоги работы за день.
  2. Отмечаю лучших обучающихся.
  3. Произвожу разбор ошибок допущенных обучающимися во время работы.
  4. Объявление оценок.

                                                               Рецензия

Методическая разработка содержит: введение, содержание, основную часть, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно-производственных работ, примерные критерии оценки, план-конспект урока, заключение, список использованной литературы.

Основу методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Производственное обучение». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

Председатель

методической комиссии №1                                                В.Д.Чудакова

Используемая  литература:

1. З.М.Дубровский, В.А.Курчашова, Л.П.Томфельд Элекровоз. Управление и обслуживание., Москва Транспорт 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Овчинников Д.В.

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Овчинников Д.В., направленная на создания условий для формирования эффек...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Тихашин М.А.

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Тихашин М.А., направленная на создания условий для формирования эффектив...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Грейс Александра

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Грейс Александра на 2022-2023 у.г.., направленная на создания условий дл...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Томилов Тимофей

В материале представлена система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Томилов Тимофей на 2022-2023 у.г., направленная на создания условий для ...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Соловьев Денис

В работе представлен материал по организации системы работы в в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Соловьев Денис в объединении "Юный водитель&q...

Методическая разработка "Система работы в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин 2023-2024

В работе представлен материал по организации системы работы в в составе наставнической пары по форме "Педагог - обучающийся: Славная А.Я. - Смальков Константин в объединении "Юный водит...