Статья,май 2025
статья

Безбородова Наталья Владимировна

........................

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_may_2025.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО СОГЛАСНО ФГОС

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.

Выбранная тема имеет особую актуальность, так как с введением ФГОС СПО происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Существует огромное количество классификаций педагогических технологий. Но, безусловно, их можно разделить на две основные группы: традиционные и современные педагогические технологии.    

Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях:

технология развивающего обучения;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективная система обучения (КСО);

исследовательские методы обучения;

проектные методы обучения;

технология «дебаты»;

технология модульного и блочно- модульного обучения;

технология развития «критического мышления»;

технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) ;

информационно – коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

систему инновационной оценки «портфолио» и др.

ФГОС СПО ориентирует преподавателей системы среднего профессионального образования к использованию практико-ориентированного, модульно-компетентностного подходов в обучении, внедрение которых играет важную роль в освоении студентами ОК и ПК, т.е.  становлении квалифицированных специалистов.

Кроме этого среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее соответствующими  целям и универсальными являются:

- обучение в сотрудничестве;

- дифференцированный подход к обучению;

- игровые технологии;

- метод проектов.

Традиционные педагогические технологии, к которым мы все так привыклиимеют свои положительные стороны, например,

четкая организация учебного процесса,

систематический характер обучения,

воздействие личности преподавателя на студентов в процессе общения на уроке.

    Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения (например, объяснительно-иллюстративная технология).

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, но в настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 

В условиях современного образования методика обучения построена на компетентностном подходе. Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет преподавателю:

 отработать глубину и прочность знаний;

 закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

 развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Исходя из опыта использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить некоторые их преимущества:

- меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала;

- они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний;

- дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности;

- создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться;

- стимулируют творческие способности студентов;

- помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни;

- формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

Всего этого можно добиться только при наличии интереса у студентов к изучению дисциплины. Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к обучению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся. Активизация познавательной деятельности — это постоянный процесс побуждения к целенаправленному обучению. Педагогу добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своей дисциплине. Для этого необходимо использовать такую систему методов, которая направлена не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентами, а на самостоятельное овладение ими знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности. Одним из важных моментов на занятии для студента является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы студенты могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность студента.

Поэтому современный урок, должен быть построен в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей студентов: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. Достичь поставленных целей могут помочь современные образовательные технологии.

Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у студентов. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к студенту и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и студенты: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

 Литература:

1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер. — М.: ИЦ Академия, 2008. — 368 с.

2. Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н. В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2000. — 146 с.

 3. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс по русскому языку для обучающихся, осваивающих профессии в колледже. 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 учебные года

Электронный образовательный ресурс предназначен для обучающихся по профессиям 23.01.01 Оператор транспортного терминала и 43.01.04 Повар судовой....

Статья, январь 2025

.........................................

Статья "АНАЛИЗ РЫНКА БЕЗРАБОТИЦЫ СТУДЕНТОВ «БКТиС", 2025 г.

Концепция оптимального решения проблемы безработицы студентов предполагает одно из важнейших условий выбора студента профессии, для дальнейшего обучения и работы в её сфере деятельности. В последние г...

Статья,апрель 2025

...........................