Инсулинотерапия
методическая разработка по теме

Учебно-методическая разработка "Инсулинотерапия" предназначена для изучения по учебной дисциплине "Диабет-школа" на отделении Акушерское дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание методической разработки «Инсулинотерапия»

Страницы

Пояснительная записка.

3-4

Технологическая  карта (план) занятия.

5-6

Целевые установки занятия.

5

Оснащение занятия (методическое, техническое, материальное).

6

Интегральные связи.

7-9

Методы и приемы ,используемые преподавателем  при изучении темы« Инсулинотерапия».

10

Хронокарта  занятия с методическим обоснованием                  этапов.

11-12

Мотивация.

13

Структура « Обучающего кейса».

14

Методические пояснения    для преподавателя к работе с « Обучающим кейсом».

15

Методические рекомендации    для студентов :Как  работать с  «Обучающим кейсом».

15

Алгоритм работы студентов с « Обучающим кейсом».

16

Критерии оценки знаний студентов.

17

Содержание« Обучающего кейса».

Часть 1.Информационный блок.

Инсулинотерапия (опорный конспект).

18-20

Глоссарий (сахарный диабет).

21

Инсулинотерапия (таблица для обученных пациентов).

24

Фармакокинетическая характеристика различных видов  инсулина (таблица).

25

Часть 2.Ситуационные задачи №1, №2, №3.

26-29

Часть 3.Методический материал для контроля за                 выполнением творческого задания.(Конверт №1,№2,№3).

30-32

Блок контроля.

Контрольные вопросы для фронтального опроса.

33-34

Контроль исходного уровня знаний:  задания  в тестовой форме (претест)  с эталонами ответов.

35-38

Оценка усвоения материала (выходной контроль):

задания  в тестовой форме (посттест)  с эталонами                ответов.

39-48

Критерии оценки деятельности студентов.

49

Приложение: Мультимедийная презентация  «Инсулинотерапия».


Пояснительная записка.

(для преподавателей)

В течение  многих  лет работы у каждого преподавателя накапливается определенный опыт, который он собирает, использует в повседневной работе, создавая условия для интересных и эффективных занятий.

Учебная дисциплина «Диабет–школа» в силу своей специфики является трудоёмким предметом.   Определенные трудности возникают при изучении в связи с отсутствием учебника по изучаемой дисциплине. Осваивать учебный материал и с интересом изучать « Диабет - школу» невозможно без внедрения современных педагогических технологий. Поэтому возникла необходимость в создании данной методической разработки.

Занятие начинается с изложения темы, целей, мотивации, контроля базисных знаний студентов. Предлагается два метода для контроля исходного уровня знаний:фронтальный опрос и (или) выполнение заданий в тестовой форме(претест).Проведя несколько практических занятий по данной теме, я пришла к выводу ,что оптимальным вариантом для достижения целей занятия по заявленной теме, будет использование фронтального опроса. За него, в данном конкретном случае, говорит «живая» обратная связь: преподаватель – студент.

Основным структурным элементом представленной  методической  разработки является «Обучающий кейс».Работе с кейсом предшествует

введение нового материала  с использованием мультимедийной презентации  и метода проблемного изложения материала.

Суть метода обучения, основанного на работе с кейсом, т.е. кейс-метода, заключается в том,  что усвоение знаний по дисциплине, разделу и отдельной теме   становится  результатом  активной самостоятельной деятельности студентов, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, развитие мыслительных способностей. Успеху дела способствует и то, что внимание студентов постоянно  и целиком сконцентрировано на материале всей темы. Кейс-метод при изучении темы «Инсулинотерапия» позволяет не просто овладеть готовыми знаниями, но и сформировать их в процессе сотрудничества и сотворчества студента и преподавателя. В ходе работы с «Обучающим кейсом», студент в составе «малой группы», готовится выполнить творческое задание, которое является кульминационным моментом занятия ,позволяющим оценить, освоили ли студенты данную тему, достигнуты ли поставленные цели? По окончании работы с кейсом можно переходить к выводам, оценке работы студентов. На выполнение заданий в тестовой форме (посттест), чаще всего не остается время, как показывает практика. Не стоит прерывать или сокращать работу с «Обучающим кейсом» ради решения заданий в тестовой форме. Повторяю, что речь идет о данном конкретном случае. Задания в тестовой форме по теме «Инсулинотерапия» могут быть использованы при самоподготовке студентов, для самоконтроля, для контроля базисных знаний на следующем занятии и, наконец, при отработке студентом пропущенного занятия. Вывод: использование, представленных методических материалов, может быть выборочным с учетом исходного уровня знаний студентов и других факторов.

Настоящая методическая разработка представляет собой «сценарий» работы преподавателя и студентов на одном отдельно взятом практическом занятии учебной дисциплины «Диабет-школа» по теме «Инсулинотерапия», построенный  на основе педагогических, дидактических и методических рекомендаций, а также  опыта преподавательской работы со студентами.

Учитывая профильность обучения на отделении «Акушерское дело», вопросы инсулинотерапии у беременных, рожениц и родильниц будут изучаться в последующих темах: «Планирование беременности при сахарном диабете» и «Самоконтроль при беременности на фоне сахарного диабета».

Автор будет благодарен коллегам за замечания и рекомендации, способствующие улучшению  качества и содержания методической разработки.

С уважением,

Н.А.Митрофанова


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

Дисциплина  Диабет - школа

Тема занятия  Инсулинотерапия.

Вид занятия -  практическое, с использованием кейс – метода.

Время  - 90 мин

Цели занятия  

    Студент должен:

знать:

  1. Особенности секреции инсулина у здоровых людей;
  2. Режим традиционной инсулинотерапии;
  3. Режим интенсифицированной инсулинотерапии;
  4. Как меняется доза инсулина при ацетонурии, высокой температуре, высоком уровне сахара в крови, при физической нагрузке;
  5. Побочные явления инсулинотерапии.

уметь:

  1. Рассказать пациенту о режимах инсулинотерапии;
  2. Объяснить пациенту как меняется доза инсулина при ацетонурии, высокой температуре, высоком уровне сахара в крови, при физической нагрузке.

Дидактическая цель:  Активизация познавательной деятельности студентов с помощью кейс- метода и работы с « Обучающим кейсом».

Интегральные связи

Внутридисциплинарные  связи:

  1. Тема: Сахарный диабет 1 и 2 типа.
  2. Тема: Самоконтроль при сахарном диабете.
  3. Тема: Виды инсулинов. Техника инъекции инсулина.
  4. Тема: Питание при сахарном диабете 1 типа.

Междисциплинарные  связи:

  1. Анатомия и физиология человека:«Морфофункциональная характеристика желез внутренней секреции».
  2. Терапия : «Сахарный диабет».
  3. Педиатрия и детские инфекции:«Эндокринопатии. Сахарный диабет».

Практический выход:

  1. Практика для получения первичных профессиональных навыков.
  1. Практика по профилю специальности (Уход за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными).
  2. Стажировка (практика квалификационная).

Обеспечение занятия

Методическое:

  1.  Методическая разработка для преподавателя и студентов.
  2. «Обучающий  кейс».
  3. Мультимедийная презентация – «Инсулинотерапия».
  4. Раздаточный методический материал.

Материальное: инсулиновые шприцы, пены ,флаконы и картриджи с инсулинами разного вида   .

Технические средства обучения  компьютер,моноблок,  мультимедийный проектор, экран.

Литература

Основная

  1. Статья: Современная инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа у детей и подростков. Петеркова В. А., доктор медицинских наук, профессор
    Кураева Т. Л., доктор медицинских наук
    Титович Е. В., кандидат медицинских наук
    Институт детской эндокринологии ГУ ЭНЦ РАМН, Москва
    Раздел:
    Эндокринология | Опубликовано 19-04-2010.

Дополнительная

  1. Дедов И.И, Майоров А.Ю., Суркова Е.В. «Сахарный диабет  1 типа».Книга для пациентов. Москва. 2003 год.
  2. Громнацкий Н.И. « Диабетология» Москва. ГОУ ВУНИЦ МЗ РФ,2002 год.

Домашнее задание  (с опережением):

Составить таблицы по теме « Осложнения сахарного диабета».


Методы и приёмы обучения, используемые преподавателем при

изучении темы «Инсулинотерапия»:

по источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные; по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;

по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, поисковые;

по степени управления учебной деятельности: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

Репродуктивные

Наглядные

Дедуктивные

Поисковые

Работа студентов с «Обучающим кейсом»  под руководством преподавателя

Используются на всех этапах занятия по теме «Инсулинотерапия»

Используются на всех этапах занятия по теме

«Инсулинотерапия»

Используются на этапе работы студентов с «Обучающим кейсом»

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Учебные  дискуссии

Предъявление требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Поощрения и наказания


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ С ХРОНОКАРТОЙ

№№

п/п

Элемент занятия

Содержание элемента занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

1.

Организационный момент

Контролирует внешний вид студентов,  готовность к занятию; оформляет  журнал учебных занятий

Готовятся к занятию

2.

Объявление темы и целей занятия

Объявляет тему, мотивирует студентов к ее изучению; обсуждает цели и план занятия;  контролирует заполнение дневников практических занятий

Знакомятся с содержанием темы, целями и планом занятия;

заполняют дневники практических занятий

3.

Контроль исходного уровня знаний студентов

Проверяет домашнее  задание

(проводит фронтальный опрос и (или) тестовый контроль): Как инсулин влияет на уровень сахара в крови;

Виды инсулинов;

Начало, пик и продолжительность действия различных инсулинов ит.д..

Разминка

« Настройся на ответ».

Дают ответы на устные вопросы преподавателя и(или)

выполняют тестовые задания.

Самооценка результатов ответов.

4

Введение нового материала

Преподаватель представляет материал  по теме  «Инсулинотерапия» с использованием мультимедийной презентации  и метода проблемного изложения материала  

Слушают объяснение преподавателя, делают пометки в тетрадях, рисуют схемы

5.

Самостоятельная работа студентов

5.1

Организует самостоятельную работу студентов,объясняет методику работы студентов с «Обучающим кейсом».

Формирует «малые» группы  студентов для работы с кейсом. Использует исследовательско- поисковый метод овладения учебным материалом под непосредственным

участием преподавателя и консультированием по ходу выполнения  заданий из «Обучающего кейса».

Контролирует работу студентов; отвечает на вопросы.

Делятся на «малые»  группы по 2-3 человека .Получают «Обучающие  кейсы». Работают с методическимиматериалами кейса ,опорными конспектами,  готовятся к выполнению полученного задания ,в ходе изучения материалов кейса.

5.2

Наблюдает за работой студентов в составе «малых групп» ,оценивает их работу, при необходимости выступает в роли эксперта.

Выполняют творческое задание в виде имитационного

тренинга.

Разыгрывают ситуацию по заданию, отвечают на вопросы пациентов к инструктору «Диабет – школы», выступают в роли эксперта.

5.

Контроль достижения целей занятия

Предлагает выполнить контрольное задание для оценки эффективности обучения:задания в тестовой форме.

Предоставляет эталоны ответов.

Организует взаимопроверку студентами результатов выполнения заданий в тестовой форме

и ведет разбор допущенных ошибок  

Отвечают письменно на задания  в тестовой форме.

 Проводят взаимопроверку  и взаимооценку   выполненных работ.

6.

Подведение итогов занятия

Проводит анализ своей работы  и работы студентов на протяжении всего занятия, оценивая их,

выделяет наиболее активных.

Делает выводы, подводит итоги, объявляет  оценки.

Дает домашнее задание (                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 опережением).

Записывают домашнее задание. Составить таблицы по теме «Осложнения сахарного диабета».


Мотивация

Сахарный диабет – серьезная медико-социальная проблема. Согласно оценкам мировых ученых, заболеваемость диабетом непрерывно возрастает, по прогнозам ВОЗ к 2025 году количество больных достигнет 15% от населения планеты.

В Российской Федерации количество больных составляет более трех миллионов человек и ежегодно растет на 5-6%.

Нарушение секреции инсулина вследствие деструкции бета-клеток поджелудочной железы (абсолютная недостаточность инсулина) -  является ключевым звеном патогенеза сахарного диабета 1 типа.

До открытия инсулина больные с сахарным диабетом 1 типа были обречены на мучительную смерть. Ученые всего мира трудились над проблемой открытия причины развития сахарного диабета. В 1921 году, благодаря работам канадских ученых Бантинга и Беста, был открыт инсулин. Их метод заключался в том, что вокруг выводного протока поджелудочной железы затягивалась лигатура, препятствуя выделению из железы панкреатического сока. Спустя несколько недель, когда внешнесекреторные клетки погибли, в живых оставались тысячи островков, из которых ученым удалось выделить белок, достоверно снижавший уровень сахара в крови у собак с удалённой поджелудочной железой.

11 января 1922 года, после множества успешных испытаний с собаками, страдающему диабетом 14-летнему Леонарду Томпсону была сделана первая в истории инъекция инсулина. Однако первый опыт применения инсулина оказался неудачным. Экстракт оказался недостаточно очищенным, и это привело к развитию аллергии, поэтому инъекции инсулина были приостановлены.  Блестящий биохимик Коллип напряжённо работал в лаборатории над улучшением экстракта. А 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. На сей раз успех был полным, не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет.   Это была настоящая революция в лечении больных сахарным диабетом.

С тех пор изменилось очень многое: виды препаратов инсулина, технические средства введения, режимы лечения.

При сахарном диабете 1 типа введение инсулина является единственно возможным средством лечения. Не существует каких-либо таблеток, трав или других методов лечения данного типа диабета. Инъекции инсулина, в этом случае, выполняют роль заместительной терапии. Поскольку в организме не вырабатывается  «свой» инсулин, то заболевший человек по жизненным показаниям нуждается пожизненно в лечении инсулином. В ряде случаев возникает необходимость во введении инсулина и при сахарном диабете 2 типа.


Структура и содержание
ОБУЧАЮЩЕГО КЕЙСА

Тема: «Инсулинотерапия»

Блок 1

Методический

Блок 2

Организационно-

контрольный

Блок 3

Информационно- познавательный

1. Методические пояснения к работе с «Обучающим кейсом» для преподавателей

1. Алгоритм работы студентов с «Обучающим кейсом»

    Обучающий кейс «Инсулинотерапия»

2.Методические рекомендации для студентов «Как работать с кейсом?»,

2. Критерии оценки знаний студентов

Часть 1 «Ни один пациент  с сахарным диабетом 1 типа не может жить без инсулина.А как подобрать дозу? –  пошаговое, проблемно- поисковое  изучение теоретических основ темы  ».

Часть 2:Решение конкретной ситуации, возникшей на занятии в  «Диабет - школе»

Часть 3 :Выполнение творческого задания. «Представление результатов решения ситуационной задачи в форме имитационного тренинга».



МЕТОДИЧЕСКИЙ  БЛОК

 (кейс – метод это самостоятельная работа  студентов с ситуацией).

Цель : закрепить и углубить полученные знания по теме

 «Инсулинотерапия».

  1. Методические пояснения для преподавателя  к работе

с « Обучающим кейсом»

  1. Работа студента ведется под контролем преподавателя на всех этапах;
  2. Осуществляется максимальная методическая помощь студенту;
  3. Студенты работают «малыми группами» по 3 человека.

Преподаватель, оказывая методическую помощь студенту в работе с кейсом, контролирует:

  1. Как группа поняла свое задание.
  2. Глубину проработки вопросов задания, которая определяется  качеством работы  по всему предложенному объему  заданий.
  3. При необходимости даются дополнительные пояснения, рекомендации.

2.Методические рекомендации для студентов по работе

с «Обучающим кейсом».

  1. « Обучающий кейс» предполагает самостоятельное изучение  Вами  информации по теме « Инсулинотерапия» под непосредственным руководством преподавателя.
  2. Вашему вниманию предлагается «Обучающий  кейс», состоящий из трех частей.
  3. Для работы разделитесь на  «малые группы» по  3 человека.
  4. Каждая группа будет изучать проблему одной пациентки, изложенную в ситуационной задаче, и пытаться самостоятельно ответить на вопрос слушательницы к инструктору.

Организационно-контрольный блок

Алгоритм работы студентов с «Обучающим кейсом».

Задание1

  1. Повторить теоретический материал  по опорному конспекту и представленным таблицам.
  2. Сформулировать  выводы.
  3. Выписать термины, при необходимости обратиться к глоссарию .

Задание2.

  1. Изучить ситуационную задачу (индивидуально для каждой «малой» группы).
  2. Составить ответ на ситуационную задачу.
  3. Если ответ не удается составить,вскройте конверт из кейса с эталоном ответа и проработайте правильный ответ, советую с этим не спешить.
  4. Вы должны подготовить ответ инструктора на вопрос пациентки и выступление  эксперта в соответствии с заданием

Задание 3:Выполнить творческое задание.

     .

  1. Представление результатов решения ситуационной задачи в форме имитационного тренинга после выполнения  задания.
  2.  С этой целью распределите роли: одна участница исполняет роль пациентки ( от первого лица), вторая -  роль  инструктора Диабет –школы,третья – эксперта.
  3. В роли эксперта  может выступить преподаватель ,с учетом сложности изучаемой темы, если Вы не справитесь с этой частью задания.
  4. В любом варианте работа с кейсом поможет Вам усвоить изучаемую тему.

Успехов в работе!

Критерии оценки знаний студентов по результатом работы с « Обучающим кейсом».

  1. Оценка 5«отлично» - студент проявляет активность на всех этапах практического занятия, с интересом включается в работу с «Обучающим кейсом»; на задания, предложенные в «Обучающем кейсе»  даёт полный, грамотный, логичный ответ; свободно владеет медицинской терминологией; ответы на дополнительные вопросы четкие, краткие.
  2. Оценка 4«хорошо» - студент проявляет активность на всех этапах практического занятия, с интересом включается в работу с «Обучающим кейсом»; на задания, предложенные в «Обучающем кейсе» даёт  недостаточно логичный ответ, с единичными ошибками в частностях; ответы на дополнительные вопросы правильные, но недостаточно четкие.
  3. Оценка 3«удовлетворительно» - работа студента на занятии не в полную силу, ответ недостаточно грамотный, неполный, с ошибками в деталях; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками.
  4.  Оценка 2«неудовлетворительно» - ответ не грамотный, неполный, с грубыми ошибками; ответы на дополнительные вопросы неправильные.

Дополнительные вопросы, которые могут быть заданы для уточнения знаний индивидуально каждому члену «малой группы».

Вопрос

Ответ

Сколько шприц–ручек должна иметь Ваша пациентка?

Как минимум две:  одна для короткого инсулина,  вторая – для пролонгированного.

Как долго рекомендуется пользоваться одной и той же шприц – ручкой?

Одноразовой шприц- ручкой пациентка пользуется пока не закончится картридж; многоразовой – не более 2 лет.

Наиболее часто встречающиеся осложнения сахарного диабета 1 типа

Гипогликемия, хроническая гиперинсулинемия


Содержание « Обучающего кейса».

Часть 1.

Информационный блок

“Инсулин - лекарство для умных, а не для дураков,
будь то врачи или пациенты”

(Э.П. Джослин)

Инсулинотерапия

(опорный конспект)

Основная цель современной инсулинотерапии : поддержание состояния углеводного обмена, близкого к  тому, которое имеется у здорового человека.

Рисунок 1. Физиологическая секреция инсулина в норме.

В физиологических условиях секреция инсулина происходит в два этапа:

  1. 1 этап : поджелудочная железа секретирует инсулин постоянно (базальная секреция).
  2. 2 этап :в ответ на  прием в пищу углеводов поджелудочная железа повышает секрецию инсулина( стимулированная ,пищевая секреция).

Критерии эффективности инсулинотерапии:

  1. уровень глюкозы в крови натощак или перед едой - 4,0-7,0 ммоль/л;
  2. уровень глюкозы после приема пищи - 5,0-11,0 ммоль/л;
  3. отсутствие тяжелых гипогликемий. Допускается наличие отдельных легких гипогликемий;
  4. содержание HbA1c (гликированного гемоглобина) менее 7,6%.

Режимы инсулинотерапии.

Интенсифицированная ( базисно-болюсная) инсулинотерапия:

  1. введение короткого инсулина перед каждым основным приемом пищи и
  2. пролонгированного инсулина от одного до двух раз в сутки

Наиболее часто пролонгированный инсулин вводится дважды - в вечерние и утренние часы ,чтобы имитировать с помощью продленного инсулина базальную секрецию инсулина, а с помощью инсулина короткого действия имитируется посталиментарная( пищевая ,стимулированная)   секреция  инсулина.

Преимущества  интенсифицированной инсулинотерапии.

  1. Имитация физиологической секреции инсулина           ( базальной и стимулированной, пищевой).
  2. Более  высокое качество жизни пациента.
  3. Предупреждение отдаленных последствий сахарного диабета

Недостатки интенсифицированной  инсулинотерапии (ИИТ).

  1. От пациента требуется более строгий самоконтроль     гликемии до 7 -8 раз в сутки.
  2. Необходимость эффективного  обучения в диабет - школе.
  3. Дополнительные затраты на средства самоконтроля.
  4. Склонность к гипогликемиям, особенно в  первые месяцы ИИТ.

Обязательные условия возможности применения интенсифицированной  инсулинотерапии

  1. Достаточный интеллект пациента.
  2. Способность обучиться и  реализовать    приобретенные навыки на практике.
  1. Возможность приобретения средств самоконтроля.

Традиционная  инсулинотерапия :

  1. Введение инсулина короткого и пролонгированного действия

два раза в сутки - перед завтраком и ужином.

Недостатки традиционной  инсулинотерапии

  1. Необходимость жесткого соблюдения диеты( обед строго в пик действия пролонгированного    инсулина в одно и тоже время).
  2. Обязательный 5-6 разовый прием пищи.
  3. Постоянная  гиперинсулинемия.
  4. Повышенный риск гипогликемий.

Осложнения инсулинотерапии.

  1. Гипогликемия - состояние, обусловленное низкой гликемией в крови.

Причины гипогликемии:

  1. Передозировка инсулина;
  2. Чрезмерная физическая нагрузка;
  3. Пропуск или недостаточный прием пищи;
  4. Употребление алкоголя.
  5. Хроническая передозировка инсулина (синдром Сомоджи).
  6. Липодистрофияминазывают изменение подкожно-жировой клетчатки в местах инъекций инсулина в виде ее атрофии (атрофическая форма) либо гипертрофии (гипертрофическая форма).С внедрением в клиническую практику человеческих инсулинов частота развития липодистрофий значительно снизилась.

  1. Аллергия к инсулину.
  1. Местные аллергические реакции на инсулин  (отечность кожи, гиперемия, уплотнение, зуд, боли в месте инъекции).
  2. Общая  генерализованная аллергия( аллергическая кожная сыпь,  сосудистый отек и бронхоспазм, острый анафилактический шок).

В последние годы с улучшением качества инсулинов аллергия к этим препаратам встречается крайне редко.

Самое главное для пациента с сахарным диабетом - научиться рассчитывать свои дозы инсулина. Не может быть раз и навсегда подобранной дозы инсулина. Единственным критерием адекватности доз инсулина являются показатели сахара крови, измеряемые самим пациентом в реальных условиях его жизни. Потребность в ночном инсулине, создаваемая за счет введения пролонгированного инсулина ,устанавливается измерением уровня сахара в крови натощак. Если оно близко к нормальным значениям, то это значит ,что доза подобрана правильно. При этом ночью не должно быть гипогликемий. Для оценки адекватности дозы короткого инсулина, необходимо измерить содержание сахара в крови перед основными приемами пищи, перед сном и через два часа после еды.

Хорошие показатели сахара крови перед обедом указывают на достаточность дозы введенного перед завтраком  короткого инсулина. Нормальные цифры  сахара крови перед ужином говорят о правильной дозе «обеденного»  короткого инсулина, а цифры на ночь помогут оценить дозу короткого инсулина перед ужином.

Таким образом, последовательность действий пациента такова: сначала измерить уровень сахара крови и с учетом полученной цифры и количества запланированных ХЕ  ввести требуемую дозу инсулина. При следующем измерении сахара крови убедиться в правильности своих действий и при необходимости сделать коррекцию дозы инсулина.

Именно такой режим введения инсулина позволит достичь хорошей компенсации заболевания ,предотвратить развитие осложнений и сделать режим дня свободным и гибким.

Постгипогликемическая гипергликемия развивается в том случае ,когда пациент не заметил гипогликемию ( так называемая скрытая гипогликемия) и вышел из нее самостоятельно. Подобная гипергликемия отличается ,как правило, своей длительностью. Скрытые гипогликемии могут возникать при выполнении физической нагрузки ,для их профилактики необходимо съедать дополнительные ХЕ до и во время нагрузки и уменьшать дозу инсулина перед нагрузкой.


Терминологический словарь

Артериальная  гипертензия: повышенное артериальное давление;

Аутоиммунность:

иммунный ответ организма против собственных тканей

Ацидоз:

закисление жидкостей организма

Гипергликемия:

повышенный уровень глюкозы в крови

Гипогликемия:

пониженный уровень глюкозы в крови

Гликозилирование:

связывание глюкозы с белками

Глюкозурия:

появление глюкозы в моче

Дегидратация:

обезвоживание

Кетоацидоз:

повышение уровня кетонов в сочетании с ацидозом

Кетоз:

повышенная продукция кетоновых тел

Кома:

бессознательное состояние

Микроальбуминурия:

Макроангиопатия:

Микроангиопатия:      

появление малых количеств альбумина в моче

поражение крупных сосудов

поражение мелких сосудов

Нейропатия:

патологический процесс в нервах

Нефропатия:

Остеопороз:

патологический процесс в почках

разрежение костной ткани

Полидипсия:

повышенное потребление жидкости

Полиурия:

Полифагия :

обильное и частое мочеиспускание

повышение аппетита.

Альбуминурия:

появление белка в моче

Ретинопатия:

патологический процесс в сетчатке глаза


Инсулинотерапия (рекомендации для обученного пациента)

п.п

Причины

побуждающие

коррегировать

дозу  инсулина

Результаты

самоконтроля

Действия пациента

1.

Диабетический

кетоацидоз

Сахар в крови выше

16 ммоль/л,

Ацетон в моче +++

Глюкозурия -3 %

Увеличить дозу короткого инсулина

Обильное питье

Каждые 3 часа контроль гликемии, ацетонурии

При отсутствии эффекта обратиться к врачу

2.

Высокая

температура

( выше 38-39градусов Цельсия)

Уровень сахара

крови повышается

Увеличить дозу короткого инсулина перед каждым приемом пищи  (доза инсулина на ХЕ+10%    на высокую температуру)

Каждые 3 часа самоконтроль гликемии

3.

Высокий уровень сахара

крови

Гликемия выше 11

ммоль/л

 При гликемии 11ммоль/л ввести дополнительно 1 ЕД короткого инсулина;

Далее: 12ммоль/л +2 ЕД

               13ммоль/л+3ЕД

               14ммоль/л+4ЕД

               15ммоль/л+5ЕД

               16ммоль/л+6ЕД

Самоконтроль гликемии 7-8 раз в день

4.

Прием в пищу

дополнительных

ХЕ

На одну дополнительно съеденную ХЕ доза  короткого инсулина увеличивается в среднем на 2 ЕД

Индивидуальная потребность инсулина на ХЕ

уточняется   по дневнику самоконтроля

5.

Физическая нагрузка

Вероятность развития  гипогликемии

При длительной физической нагрузке дозы короткого и пролонгированного инсулина снижаются 10- 50 %

При кратковременной физической нагрузке дозы инсулина не меняются, до нагрузки  и каждые полчаса во время ее необходимо съедать по одной ХЕ


Фармакокинетическая характеристика различных видов инсулина.

Вид
инсулина

Производитель

Начало
действия

Пик
действия

Время
действия

Инсулины ультракороткого действия

Хумалог

Эли Лилли

0-15 мин

1 час

3,5-4 часа

НовоРапид

Ново Нордиск

10-20 мин

1-3 часа

3-5 часа

Инсулины короткого действия

Хумулин регулятор

Эли Лилли

0,5-1час

1-3 часа

6-8 часа

АктрапидНМ

Ново Нордиск

0,5-1час

1-3 часа

6-8 часов

Инсуман

 рапид

Авентис

0,5 часа

1-4 часа

7-9 часов

Инсулины средней продолжительности действия

Хумулин

НПХ

Эли Лилли

1-2 часа

4-12 часов

17-22 часа

Протафан

 НМ

Ново Нордиск

1-2 часа

4-12 часов

До 24 часов

Инсуман

базал

Авентис

1 час

3-4 часа

11-20 часов

Инсулины длительного действия

Гларгин

(лантус)

Авентис

1 час

Нет пика

24 часа


Содержание «Обучающего кейса».

Часть 2.

Ситуация.

В Диабет – школе при детской поликлинике организованы занятия для пациентов сахарного диабета 1 типа. Занятия проводятся два раза в неделю. В группе обучается шесть подростков.

Сегодня прошло занятие по теме « Инсулинотерапия». Слушатели обсуждают с  инструктором свои проблемы.

Ситуационная задача №1.

Петрова Анна , школьница, учится в седьмом классе,13 лет. Больна сахарным диабетом с пяти лет. У тети по материнской линии сахарный диабет 1 типа, поэтому когда Аня стала много пить жидкости, обильно мочиться ,жаловаться на плохой сон, слабость, терять вес , ее сразу отвели к эндокринологу, где после исследования крови и мочи на сахар, был выявлен  сахарный диабет. Девочку госпитализировали ,в отделении ей была назначена инсулинотерапия. Здесь же впервые она прошла обучение в школе – диабета  вместе со своей мамой Татьяной Петровной. До семи лет инъекции ей делала мама, потом девочка сама стала делать себе инъекции инсулина . Она соблюдает диету и вместе с мамой проводит расчет хлебных единиц и регулирует дозу инсулина. Питается Аня шесть раз в сутки: завтрак, второй завтрак, обед ,полдник, ужин ,второй ужин. В последнее время Аня вводит себе Актрапид перед завтраком, обедом и ужином (6+8+4 ЕД)  и Лантус – 6 ЕД перед завтраком .   Она знает , что такое гипогликемия, эти состояния у нее были неоднократно, носит с собой сахар или фруктовый сок.  Два года назад у Ани во время острого бронхита развился диабетический кетоацидоз и девочка находилась на лечении в эндокринологическом отделении. Она имеет глюкометр, сама может определить уровень сахара крови.  Аня подвижная девочка ,ходит на занятия физкультурой со своими одноклассниками, на переменах  любит побегать в школьном дворе. Ее учителя знают ,что у Ани сахарный диабет.

Сейчас она повторно обучается в школе диабета. У Ани есть вопрос к инструктору.

Вопрос Ани:

- Когда я возвращаюсь из школы, перед обедом сахар в крови чаще всего повышенный, хотя в выходные дни обычно нормальный. Посоветуйте как справиться с данной ситуацией?

Задание эксперту:

- Какой режим инсулинотерапии у пациентки Петровой Ани?

-  Дайте фармакокинетическую характеристику инсулинов, получаемых пациенткой.

- Обоснуйте ответ инструктора ,данный на вопрос пациентки.


Ситуационная задача №2.

Сергеева Вера, школьница, учится в восьмом  классе,14 лет. Больна сахарным диабетом  1 типа с десяти лет, симптомы заболевания появились после перенесенного гриппа. У мамы сахарный диабет 2 типа. В первые месяцы заболевания у девочки неоднократно были гипогликемии, чаще всего связанные с тем ,что после инъекций инсулина она с опозданием принимала пищу.  Пациентка четко знает симптомы гипогликемии и умеет быстро купировать гипогликемию. Дважды на фоне простудных заболеваний был диабетический кетоацидоз. Оба раза девочка была госпитализирована. Вера соблюдает диету ,питается дробно ,шесть раз в сутки ,подсчитывает углеводы по ХЕ. Получает в последнее время Хумалог перед основными приемами пищи(4+8+4) и  Лантус утром перед завтраком – 4 ЕД. Вера обучается в школе диабета повторно ,она сама делает себе инъекции инсулина ,у нее две шприц –ручки; определяет уровень сахара в крови глюкометром.  Три раза в неделю после обеда Вера занимается в спортивной секции по настольному теннису. Пациентка знает ,что физическая нагрузка может привести к гипогликемии и  поэтому во время тренировок съедает дополнительно 1-2 ХЕ.  Нагрузка во время тренировок интенсивная, Вере нравится играть в настольный теннис. После изучения темы « Инсулинотерапия» у Веры есть вопрос к инструктору.

Вопрос Веры:

-Я занимаюсь в спортивной секции по настольному теннису три раза в неделю после обеда. Ем дополнительно 1- 2 ХЕ во время тренировки. После тренировки сахар крови может быть низким , а чаще высокий (16 ммоль /л и выше . Он повышается непосредственно после тренировки или перед сном, а иногда ночью и достаточно долго не снижается дополнительными уколами инсулина.  Подскажите  как справиться с данной ситуацией?

Задание эксперту:

- Какой режим инсулинотерапии у пациентки Сергеевой Веры?

-  Дайте фармакокинетическую характеристику инсулинов, получаемых пациенткой.

- Обоснуйте ответ инструктора ,данный на вопрос пациентки.

Ситуационная задача №3.

Иванова  Лера, школьница, учится в шестом  классе,12 лет. Больна сахарным диабетом  1 типа с десяти лет, симптомы заболевания появились после перенесенной скарлатины. У папы сахарный диабет 1 типа. В начале заболевания , когда она поняла, что если после инъекции инсулина отложить прием обычной пищи,  можно добиться таким образом получения сладостей, она часто это делала. Но папа  и доктор объяснили ей чем опасны частые гипогликемии  и теперь Вера соблюдает диету ,питается , шесть раз в сутки, подсчитывает углеводы по ХЕ.  Ей подобрана адекватная доза инсулина. Она получает в последнее время Актрапид перед основными приемами пищи(4+8+4) и  Протофан утром перед завтраком – 4 ЕД и вечером перед ужином  2 ЕД. Лера обучается в школе диабета повторно ,она сама делает себе инъекции инсулина ,у нее две шприц –ручки ;определяет уровень сахара в крови глюкометром.  Справляться с трудными ситуациями ей помогает папа, у него большой опыт.У Леры есть вопрос к инструктору.

Вопрос Леры:

- Если я иду в гости или у нас праздничный ужин, можно ли мне немного нарушить диету в отношении сладостей? Очень хочется иногда съесть конфетку, мороженое или кусочек тортика,хотя бы маленький.

Задание эксперту:

- Какой режим инсулинотерапии у пациентки Ивановой Леры?

-  Дайте фармакокинетическую характеристику инсулинов, получаемых пациенткой.

- Обоснуйте ответ инструктора ,данный на вопрос пациентки.


Содержание «Обучающего кейса».

Часть 3.

Методический материал для контроля за выполнением

 творческого задания.

Конверт №1.

Ответ инструкторана вопрос Петровой Ани.

- В этой ситуации необходимо проверить сахар крови перед вторым завтраком, проанализировать питание  и физическую нагрузку в школе. Оказалось, что у Ани в связи с более интенсивной нагрузкой в школе происходит выраженное снижение сахара в крови перед вторым завтраком, повышение сахара в крови к обеду было вызвано скрытыми гипогликемиями. Ане предложено снизить дозу короткого инсулина утром на 1-2 единицы, либо увеличить количество ХЕ в завтрак.

Выводы эксперта:

Петровой Ани режим  интенсифицированной ( базисно-болюсной) инсулинотерапии, Актрапид – инсулин короткого действия вводится трижды перед основными приемами пищи ,Лантус – инсулин длительного действия применяется один раз в сутки для имитации базальной секреции инсулина.

Физическая нагрузка при сахарном диабете снижает при диабете уровень сахара в крови.

 Если гипогликемия не распознана и организм выходит из нее самостоятельно, следом развивается постгипогликемическая гипергликемия.

Конверт №2.

Ответ инструктора на вопрос Сергеевой Веры:

- Очевидно ,Вера,что на фоне большой физической нагрузки у Вас происходят скрытые гипогликемические состояния.Чтобы избежать этого, необходимо  увеличить количество ХЕ перед или во время тренировок или уменьшить дозу  Хумалога перед обедом. Если ты устаешь от тренировок, целесообразно уменьшить их интенсивность.

Выводы эксперта:  

Сергеевой Веры режим  интенсифицированной ( базисно-болюсной) инсулинотерапии, Хумалог – инсулин ультракороткого действия вводится трижды перед основными приемами пищи ,Лантус – инсулин длительного действия применяется один раз в сутки для имитации базальной секреции инсулина.

Физическая нагрузка при сахарном диабете снижает при диабете уровень сахара в крови, вид физической нагрузки и  ее интенсивность необходимо обсудить с лечащим врачом – эндокринологом.

 Если гипогликемия не распознана и организм выходит из нее самостоятельно, следом развивается постгипогликемическая гипергликемия


Конверт №3.

Ответ инструктора на вопрос Ивановой Леры:

-Немного можно, но не более 1-2 ХЕ, с обязательной коррекцией дозы инсулина и последующим контролем сахара крови через 2 – 3 часа. При этом наиболее удобен Хумалог, время действия которого ближе всего к скорости всасывания легкоусвояемых углеводов.

Выводы эксперта:  

Ивановой Леры режим  интенсифицированной ( базисно-болюсной) инсулинотерапии, Актрапид – инсулин короткого действия вводится трижды перед основными приемами пищи ,Протофан– инсулин средней  длительности действия применяется два  раза в сутки для имитации базальной секреции инсулина.

-Прием в пищи дополнительных ХЕ требует увеличения дозы короткого инсулина, в данном случае лучше ультракороткого (например Хумалог),так как сладости легко и быстро всасываются и быстро повышают уровень сахара крови, а ультракороткий инсулин быстрее чем короткий начинает снижать уровень сахара крови.

Тема: Инсулинотерапия.

Блок  контроля

Контроль исходного уровня знаний:

Вопросы для проведения фронтального опроса  студентов с целью контроля      исходного уровня знаний:

  1. Когда был открыт инсулин?
  2. Где вырабатывается инсулин?
  3. Как инсулин влияет на уровень сахара в крови?
  4. Два источника углеводов в организме человека?
  5. Как углеводы влияют на уровень сахара в крови?
  6. Работа поджелудочной железы у здорового человека.
  7. Классификация инсулина по происхождению.
  8. Классификация инсулина по длительности действия.
  9. Инсулин короткого действия.
  10.  Инсулин ультракороткого действия.
  11.  Инсулин средней продолжительности действия.
  12.  Инсулин длительного действия.
  13.  При сахарном диабете какого типа пациент пожизненно получает инсулин?
  14.  Назначают ли инсулин при сахарном диабете 2 типа?
  15.  Куда вводится инсулин?
  16.  Для чего пациент с сахарным диабетом 1 типа подсчитывает ХЕ?
  17.  Сколько приёмов пищи у пациента, получающего инсулин?
  18.  С какой целью пациент, получающий инсулин, проводит самоконтроль уровня сахара в крови, 7-8 раз в сутки?
  19.  Где пациент отмечает ежедневно данные уровня сахара крови, количество введенного инсулина и съеденной ХЕ?
  20.  Количество короткого инсулина необходимое для усвоения одной ХЕ?
  21.  Может ли доза инсулина быть подобрана один раз и навсегда?

Ответы на вопросы для проведения фронтального опроса  студентов с целью контроля      исходного уровня знаний:

  1. 1921 год.
  2. Бета-клетки поджелудочной железы.
  3. Инсулин уровень сахара крови понижает.
  4. Углеводы пищи и печени.
  5. Углеводы уровень сахара крови повышают.
  6. В норме поджелудочная железа работает по принципу автопилота: у здорового человека секреция инсулина бета-клетками происходит постоянно и составляет около 1 ЕД инсулина в 1 ч, это так называемая базальная (базисная) или фоновая секреция для подавления работы альфа-клеток, продуцирующий основной антагонист инсулина Глюкагон. Во время еды происходит быстрое (болюсное) повышение концентрации инсулина во много раз.
  7. Инсулин по происхождению: животный (бычий, свиной), человеческий.Инсулин по длительности действия: ультракороткий, короткий, средний продолжительности действия и длительного действия.
  8. Актрапид.
  9. Хумалог.
  10. Протафан.
  11. Лантус (гларгин).
  12.  Сахарный диабет 1 типа.
  13.  Иногда если нет эффекта от диетотерапии и сахароснижающихтаблетированных препаратов.
  14.  Подкожно.
  15.  Для подбора адекватной дозы инсулина.
  16.  Пять - шесть раз в сутки.
  17.  Чтобы правильно подобрать дозу инсулина.
  18.  В дневнике самоконтроля.
  19.  От одной до четырёх ЕД инсулина на одну ХЕ, индивидуально у каждого пациента.  20.Нет.

Задания в тестовой форме (претест)

Инструкция:Уважаемые студенты  выберите в тестовых заданиях один правильный ответ и запишите на бумаге номер вопроса и ответ

1.Виды инсулинов по происхождению

    1.свиной

    2. говяжий

    3.человеческий

    4. все ответы верны

2.Пациенты с сахарным диабетом лучше всего переносят инсулин

    1.свиной

    2. говяжий

    3.человеческий

3.Концентрация инсулина  в 1 мл в МЕ, рекомендуемая ВОЗ для введения пациентам с сахарным диабетом

    1. 40

    2. 80

    3. 100

4. Концентрация инсулина  в 1 мл в МЕ в картриджах пенфиллах всегда

    1. 40

    2. 80

    3. 100

5.Хранить инсулины необходимо при температуре ( в градусах Цельсия)

    1. 0-1

    2. 2-8

    3. 10-15

    4. 15-20

6.Для введения инсулина пациенты с сахарным диабетом с пониженным зрением чаще используют

    1. шприц – ручки

    2. одноразовые инсулиновые шприцы

    3. многоразовые однограммовые шприцы


7.Доза инсулина у пациента с сахарным диабетом

    1. постоянно меняется

    2.подбирается раз и навсегда

    3.зависит от желания пациент

8.Передозировка инсулина вызывает у пациента

    1.гипергликемию

    2.гипогликемию

    3.глюкозурию

    4.ацетонурию

9.Инсулины короткого действия на вид

    1.прозрачнае

    2. мутные

    3.бледноголубые

10.Инсулин короткого действия

    1. актрапид

    2.протафан

    3.лантус

    4. инсуманбазал

11.Инсулин  ультракороткого действия

    1. актрапид

    2.протафан

    3.лантус

    4.хумалог

12.Инсулин  средней продолжительности  действия

    1. актрапид

    2.протафан

    3.лантус

    4.хумалог

13.Длительность действия лантуса  (гларгина) в часах.

    1.пять

    2. десять

    3.двадцать  4. двадцать четыре

14. Актрапид вводят при сахарном диабете

    1.за 30 минут до еды

    2.после еды через 30 минут

    4.независимо от приема пищи

    5 только утром

15.Основные критерии адекватности дозы инсулина

    1.уровень глюкозурии

    2.наличие ацетона в моче

    3.уровень гликемии

    4.рh – мочи

16.Инсулин всасывается быстрее при введении в подкожную клетчатку

    1.живота

    2.средней трети плеча

    3.бедер

    4. ягодиц

17 .Место введения инсулина должно быть

    1.постоянным

    2. каждый день разным

    3. не имеет значения

18.Физическая нагрузка всасывание инсулина

    1. не изменяет

    2.ускоряет

    3. замедляет

19.Чем больше доза инсулина ,тем он всасывается

    1.быстрее

    2.медленнее

   3. не имеет значения

20.В пик действия инсулина необходимо принимать пищу, содержащую преимущественно

    1.белки

    2. жиры

    3. углеводы

Эталоны ответов к претесту

Ответ

1

4

2

3

3

3

4

3

5

2

6

1

7

1

8

2

9

1

10

1

11

4

12

2

13

4

14

1

15

3

16

1

17

2

18

2

19

2

20

3

Уважаемые студенты, выполнив задание ,обменяйтесь работами с соседом(кой) по парте, приступите к взаимопроверке работ, используя эталоны ответов ,оцените работу ,используя критерии оценки.

Критерии оценки: оценка 5(отлично)- ошибок нет или 1-2

                                               4( хорошо)-3-4 ошибки

3(удовлетворительно)- 5-6 ошибок

Если Вы допустили более 6 ошибок, Вам придется изучить тему повторно



Предварительный просмотр:


Домашнее задание для студентов.

Пошаговые методические рекомендации.

Уважаемые студенты!

 Шаг 1. Мы изучили очень трудную и интересную тему «Инсулинотерапия».Но для полного усвоения темы необходимо выполнить домашнее задание .

Внимательно, повторно ,изучите учебно- методическое пособие для студентов - Обучающий кейс «Инсулинотерапия»  и (или) статью в интернете: Современная инсулинотерапия сахарного диабета 1 типа у детей и подростков. Автор - Петеркова В. А., доктор медицинских наук, профессор .2010 год.

Шаг 2. Составьте вопросы по прочитанному материалу и ответьте на них .

Например:

Вопросы:

  1. Что такое инсулин?
  2. Как инсулин влияет на уровень гликемии ?
  3. Влияние углеводов на уровень сахара крови .
  4. Чем отличаются инсулины короткого и пролонгированного действия и с какой целью они используются?
  5. В чем сущность базисно  - болюсной инсулинотерапии?
  6. В каких случаях доза инсулина должна быть понижена или увеличена?

Шаг 3. Проверьте по изученному, источнику информации, правильность Ваших ответов. Если ответы верны ,то переходите к следующему шагу.

Шаг 4. Выполните по изученной теме внеаудиторную самостоятельную работу в форме творческого задания.

Варианты творческих заданий:

  1. Составление фотозадачи  с эталоном ответа.
  2. Составить и заполнить пустые графы интерактивной таблицы.

Пример.

Фармакокинетическая характеристика различных видов инсулина.

Инсулины

Начало действия

Пик действия

Продолжительность действия

Инсулины ультракороткого действия

Хумалог

Инсулины короткого действия

Актрапид

Инсулины средней продолжительности действия

Протафан

 НМ

Инсулины длительного действия

Гларгин

(лантус)

Придумайте свой вариант творческой работы! Успешного творчества.

Если Вы справились с поставленной задачей , прошли успешно все пошаговые задания  ,переходим к следующему разделу домашнего задания.

Тема следующего практического занятия :Гипогликемия, кетоацидоз -что делать?

Шаг 5. Изучите материал по данной теме в  книге для пациентов. Дедов И.И, Майоров А.Ю., Суркова Е.В. «Сахарный диабет  1 типа».  Москва. 2003 год. Страницы 79 -80.

Шаг 6. Найдите ответы на этот вопрос :Гипогликемия, кетоацидоз -что делать? на сайтах интернета.

Шаг 7. Попробуйте составить обучающую таблицу по данной теме.

До следующей встречи, уважаемые студенты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Внутрипредметные

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Входные дисциплины

Практический выход:

9



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Медицинское училище №15

Департамента здравоохранения города Москвы

«Инсулинотерапия»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Дисциплина: Диабет - школа.

Специальность 060102 Акушерское дело 51

Курс 4 семестр 8

        

2011год

Составлена в соответствии с

Государственными требованиями

к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускника по специальностям

060102 Акушерское дело 51

Рассмотрена и одобрена                                                                   УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК№ 1                                                                     Заместитель директора

Протокол № _____                                                                      по учебной работе

«___»____________2011 г                                                           _____________/.Попова Е.П /

Председатель                                                                               «____»_____________2011 г

_____________/. Глазунова Т.Н /

Согласовано

«___» ____________2011 г

________________/.Пантелеева Е.М /

Автор;

Митрофанова  Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории клинических  дисциплин  ГОУ СПО МУ №15

Рецензенты:

Глазунова Т.Н., преподаватель  высшей квалификационной категории дисциплины «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» МУ №15 ГОУ СПО

Колесник Л.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК № 7

Предназначение:

Преподавателям для проведения практического  занятия по теме «Инсулинотерапия»  по дисциплине «Диабет – школа » студентам 4 курса по специальности 060102 Акушерское дело 51.



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение  среднего профессионального образования города Москвы

Медицинское училище №15

Департамента здравоохранения города Москвы

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку для проведения  практического занятия

по учебной дисциплине: «Диабет - школа».

Тема: «Инсулинотерапия»

Специальность: 060102«Акушерское дело»51

Автор методической  разработки: Н.А. Митрофанова – преподаватель  клинических дисциплин высшей квалификационной категории.

Учебно – методическая разработка составлена в  соответствии   с рабочей программой с учетом требований ГОС.

Представленный материал состоит из трех блоков: методического, «Обучающего кейса» и блока контроля. Блочная система удобна для использования в процессе работы на занятии.

Хорошо отражена актуальность темы с использованием современных статистических данных и истории диабетологии.  Оригинально оформлены интегральные  связи. Хронологическая и  технологическая карты практического занятия структурированы; в них изложены методы и приемы обучения, используемые преподавателем при изучении темы.

Основную часть методической разработки занимает «Обучающий кейс», структура которого включает методические рекомендации для преподавателя и студентов; блок информации, творческие задания для студентов в форме ситуационных задач, материалы контроля  за выполнением творческого задания. Приложение в виде мультимедийной  презентации  по заявленной теме, использованное в ходе занятия повысит доступность и качество введения нового материала .

Около 80 % учебного времени отведено на самостоятельную работу студентов.

Для обучения студентов используется кейс – метод. В основе метода –работа с ситуацией для выработки лучшего решения. Кейс – метод обеспечивает максимальную активность работы каждого студента и позволяет им накапливать практический опыт.

Выполнение творческого задания и тестовый контроль закрепляют полученную информацию и контролируют качество ее усвоения. Как положительный момент необходимо отметить, что преподавателем  предусмотрены элементы само и взаимопроверки результатов выполнения заданий студентами.

Структура и содержание  методической разработки заслуживают положительной оценки.

Содержание УМК отражает индивидуальные творческие способности преподавателя. Преподаватель демонстрирует знания теоретических основ специальной и педагогической литературы и достойный  профессиональный уровень владения  современными педагогическими методиками.

Заключение:

    Методическая разработка соответствует Государственному образовательному стандарту, имеет практическую направленность, развивает клиническое мышление акушерки

    Методическая разработка может быть рекомендовано к использованию в образовательном процессе.

  Рецензент:

  преподаватель  высшей квалификационной

 категории ГОУ СПО МУ № 15                                  Т.Н.Глазунова



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение  среднего профессионального образования города Москвы

Медицинский колледж №7

Департамента здравоохранения города Москвы

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку практического занятия

по учебной дисциплине: «Диабет - школа».

Составитель – Митрофанова Н.А. – преподаватель ГОУ СПО МУ№ 15 высшей  квалификационной категории.

        На рецензию представлена  методическая разработка практического занятия по теме: «Инсулинотерапия» по учебной дисциплине «Диабет - школа», предназначенная для студентов отделения 060102«Акушерское дело»51. Методическая разработка отвечает требованиям, предъявляемым к составлению методических разработок

         В методической разработке представлены:  внутридисциплинарные и междисциплинарные связи дисциплины «Диабет - школа»; методическое, материальное и техническое обеспечение занятия; цели занятия; технологическая карта практического занятия; изложены методы и приемы, используемые преподавателем в ходе занятия ; литература. В структуру методической разработки включена схема последовательной реализации задач обучения интегрированием дисциплины, раздела, темы  в целостный учебный процесс. Технологическая карта отражает содержание деятельности преподавателя и студентов. Представлена визуальная информация .как в компьютерном, так и в ручном вариантах, которая используется при  проведении практического занятия на всех его этапах.

Основной структурной единицей методической разработки является «Обучающий кейс» , который состоит из трёх блоков: методического, организационно- контрольного и информационно- познавательного.  Выполнение  заданий  « обучающего кейса» по теме   « Инсулинотерапия»   призвано развивать   у студентов следующие умения и навыки: аналитические  и прогностические ( отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и восстанавливать их) ;  практические ( разрабатывать алгоритм принятия решения) ; творческие; коммуникативные (убеждать, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы; социальные: оценивать, слушать, аргументировать, осуществлять самоанализ).

 Это должно явиться залогом успешного освоения студентами учебного материала  и качественной подготовки будущих средних медицинских работников.

         

          Для проверки базовых знаний студентов преподаватель рекомендует  использовать задания  в тестовой форме с эталонами ответов (претест) и (или) методику фронтального опроса, с этой целью составлены вопросы и ответы к ним..

         Контроль за усвоением новой темы  будет проведен  в ходе выполнения заданий  в тестовой форме с эталонами ответов(посттест).

         Предполагается, что  результаты выполнения тестовых заданий будут проверены в форме взаимопроверки студентами, о чем им даны в методической разработке четкие инструкции.

 Используется « полиэкран» - « мультимедиа»+  монитор компьютера, видеоинформация.

        Приложение в виде  мультимедийной  презентации «Инсулинотерапия»,использованное в ходе занятия повысят доступность и качество введения нового материала .

        Материал изложенный в методической разработке очень актуален и может быть использован не только на практических занятиях по учебной дисциплине «Диабет - школа», ,но и для практических занятий по другим клиническим дисциплинам при изучении сахарного диабета, реализуя тем самым на практике межпдисциплинарные  связи.

        Замечаний по данной работе нет. Ее можно оценить на высоком уровне. Преподаватель демонстрирует знания теоретических основ специальной и педагогической литературы и достойный  профессиональный уровень владения  современными педагогическими методиками.

                  Исходя из вышеизложенного, методическую разработку  рекомендуется к использованию в образовательном процессе.

  Рецензент:

  Зам директора по практическому обучению,

  преподаватель

  высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК №7                               Л.М,Колесник



Предварительный просмотр:

Оценочный лист деятельности студентов на практическом занятии по теме «Инсулинотерапия»

№ п/п

ФИО

Контроль-

ные

вопросы

Работа с кейсом

Тестовые задания

итого

Исполнение роли

Дополнит.

вопросы

 «Малая» группа №1.

1.

Пациентка

2.

Инструктор

3.

Эксперт

«Малая» группа №2.

1.

Пациентка

2.

Инструктор

3.

Эксперт

«Малая» группа №3.

1.

Пациентка

2.

Инструктор

3.

Эксперт

4.

Эксперт №2