Методическая разработка к конкурсу
методическая разработка на тему

Дудина Нина Михайловна

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка для организации внеаудиторной работы студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_k_konkursu.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К конкурсу  по дисциплине

«Основы латинского языка и медицинской терминологии»

«Знаток латинского языка»

Автор: преподаватель  Дудина Н.М.

г. Раменское

2008 год

Пояснительная записка.

Конкурс по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии» проводится традиционно по окончании курса, как заключительное занятие.

Отбор соревнующихся осуществляется на основании итоговых результатов успеваемости учащихся, с учётом их систематической работы в течение всего цикла и при успешном выполнении заданий исходного контроля.

В подготовке конкурса заняты все учащиеся. Каждому определяется конкретное задание. Формируются группы поддержки.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием или варьироваться по усмотрению преподавателя.

Перечень использованной литературы:

Бабичев Н.Т., Боровский Я.М. «Словарь крылатых латинских выражений», «Русский язык», Москва, 1982

Ю. И. Городкова «Латинский язык », «Феникс», Ростов-на Дону, 2005, издание пятое. Для студентов медицинских колледжей и училищ. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Суходолова Н.А.«Методическое пособие по латинскому языку и медицинской терминологии», Тверь, 1993

Форма проведения конкурса:  соревнование на лично-командное первенство среди учащихся  групп 2МС, 2МСК, 2Ф

Участники соревнования:

Сборная команда девушек

Сборная команда юношей

Группы поддержки

Цели конкурса:

Обобщить знания, полученные по окончании курса дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии»

Выявить прочность полученных знаний по дисциплине, степень усвоения учащимися различных тем.

Способствовать развитию профессионального интереса будущих медицинских работников к более глубокому овладению специальной терминологией, специальными знаниями.

Расширить общий кругозор учащихся средствами латинского языка.

Время проведения: 1,5-2 часа

Подготовка:

Определение участников конкурса, формирование команд

Знакомство с планом проведения конкурса

Разработка критериев оценки для жюри

Оформительская работа

Организация работы групп поддержки

Оснащение:

Плакаты с «крылатыми» фразами изречениями на латинском языке

Кроссворд «Клиническая терминология» (2)

Карточки с рецептами (4)

Карточки с наименованиями лекарственных препаратов на латинском языке (16)

Медицинские термины с корнем «logia» (4 варианта на картах)

Карточки с заданиями на клиническую терминологию (2)

Карточки с заданиями на фармацевтическую  терминологию (2)

Доски (2) и парты (2) для написания рецептов

Бумага и фломастеры

 Протокол жюри (5)

План проведения конкурса.

Вступление. Представление участников конкурса, жюри.

Представление команд.

Разминка.

Рецептурные задания.

Задание: «Назвать медицинские термины с корнем «logia» 

Задания на « подсказки» в названиях лекарственных препаратов

Конкурс капитанов: разгадывание кроссвордов «Клиническая терминология»

Соревнование команд

Задание на клиническую терминологию

Представление домашнего задания: сатирический плакат на медицинскую тему

 Задание на фармацевтическую терминологию

 Художественная самодеятельность

 Подведение итогов. Объявление победителей. Награждение.

Заключение

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА.

Действующие лица:

Ведущие – 2 человека

Ассистенты – 2 человека

«Эскулап»

 Сборная команда девушек – 8 человек

Сборная команда юношей – 8 человек

Группы поддержки команд – 2 группы

Члены жюри – 5 человек

Ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы присутствуете на заключительном занятии по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии», которое будет проходить в форме конкурса на лично-командное первенство между сборными командами юношей и девушек из числа учащихся групп 2МС, 2МСК, 2Ф.

Ведущая:

Сам Эскулап пожаловал на наше состязание… (Звучит торжественный марш из оперы «Аида».  Входит Эскулап, медленно поднимается на возвышение)

Эскулап:

Когда-то в древние лета в Олимпе боги обитали,

И всенародный праздник там Олимпиадою назвали…

Ведущий:

И боги есть  (указывает на команду юношей),

 И есть богини (указывает на команду девушек),

Но состязания -  не те…

Ведущая:        

Мы соревнуемся в латыни –

Вниманье, знаньях, быстроте…

Эскулап:

…И четкости, и дисциплине, и аккуратности святой.

Всему научишься в латыни,

Коль мудрость ты познал науки той.

Ведущий:

Хороша была б жизнь ныне,

Если б не было латыни.

Все по-русски отвечай,

Ну не жизнь, а просто рай!

Ведущая:        

Кто придумал сей язык:

Poly-, -oxy, hyper-, glyc?

Кто же это? В каком веке?

Эскулап:

То латиняне и греки…

Ведущий:

Все сидели и мудрили,

Чтобы мы латынь зубрили…

Ведущая:        

Исключений всяких тьма,

Можно ведь сойти с ума!

Эскулап:

А рецепты?! Все как есть,

Без латыни не прочесть!

Ведущий:

Кому приставка hyper-, hypo- в голову вошла,

Терминология тому уж не страшна.

Ведущая:        

Определить лучшего из соревнующихся предстоит нашему уважаемому жюри (представляет членов жюри). Задание на командное первенство оценивается по 5-балльной системе, задания на личное первенство – жетонами (за каждый правильный ответ учащийся получает 1 жетон).

Ведущий:

А теперь слово предоставляется командам – участницам конкурса.

Ведущая:

Вам слово девушки! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды  на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)

Ведущий:

Слушаем вас, юноши! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды  на латинском языке, эмблема, приветствия команде-сопернику и жюри)

Ведущая:

Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.

Эскулап:

Прекрасны ваши выступленья

И ваш совет «как дальше жить».

Но чтоб достигнуть уваженья

Задачи надобно решить.

Ведущая:

Пока жюри подводят итоги конкурса, мы с командами проводим разминку: игру-загадку на название болезней с суффиксом –it. (Разминка не оценивается. Игру проводят ведущие)

Ведущий:

Слово имеет жюри. Спасибо

Ведущая:

Совсем недавно, в сей момент,

 Пришел в аптеку документ,

Рецепт написан ляп и тяп.

Кто автор?

Эскулап:

Современный эскулап.

Ведущий:

     Как нужно оформить рецепт?

Эскулап:

 Без помарок и помет!

Ведущая:

А исправленья делать можно?

Эскулап:

Нет!

Ведущая:

А сейчас конкурсанты продемонстрируют нам своё мастерство в написании рецептов. Приглашаем по одному участнику от команды для написания рецептов на латинском языке и еще по одному – для исправления неправильно написанного рецепта с типичными ошибками, допускаемыми учащимися.

Ведущий:

     Пока соревнующиеся выполняют задание, мы представляем вашему вниманию сценку «В аптеке», которую сыграют нам учащиеся старших курсов. (Идёт сценка). Благодарим!

Ведущая:

Просим жюри оценить выполненные задания. Напоминаем, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

В это время команды выполняют задание на личное первенство: называют медицинские термины с корнем «logia». Это задание оценивается жетонами:  за каждый правильный ответ участник получает жетон. Жетоны необходимо сохранить до конца состязаний. (Ведущие читают поочередно задания командам, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса на рецептурные задания) Благодарим жюри!

Ведущий:

Продолжим состязание в личном первенстве.  Какую информацию о препарате вы можете сообщить по имеющимся в его латинском названии подсказкам? (Ведущие предъявляют поочередно командам карточки с латинскими, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

А теперь наступает время соревнования команд. Приглашаются  капитаны для разгадывания кроссворда «Клиническая терминология». Команды в это время предъявляют друг другу свои задания. Слово имеют юноши. (После выполнения трёх заданий юношей, девушки предъявляют свой задания) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

Пока жюри подводят итоги соревнования команд, конкурсанты продемонстрируют свои знания клинической терминологии (оцениваются жетонами). (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой) Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса капитанов) Благодарим жюри!

Ведущая:

Переходим к проверке домашнего задании. Команды предъявляют сатирический плакат на медицинскую тему. (Команды предъявляют свои плакаты) Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается баллами.

Ведущий:

И снова личное первенство. Конкурсанты покажут нам свои знания в фармацевтической терминологии и получат свои жетоны (Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой командой)

Ведущая:

А теперь попросим участников команд предъявить свои жетоны для общего подсчёта. Просьба ассистентам, собрать жетоны (Ассистенты собирают жетоны и записывают фамилии участников, указывая количество жетонов, полученных каждым  из них) Напоминаем конкурсантам, что личное первенство определяется по наибольшему количеству жетонов, набранных участниками команд (Жюри производит подсчёты)

Эскулап:

Очень важно в деле всяком

В трудном поиске, в пути

Смеху, шуткам и улыбкам

Место верное найти.

Ведущая:

Слово имеют группы поддержки. Они продемонстрируют нам свои артистические способности. (Идут номера художественной самодеятельности) Слово имеет жюри. (Подведение итогов. Объявление итогов конкурса и  победителей. Награждение)

Эскулап:

Закончился сегодняшний турнир.

Оглашено правдивое решенье.

И олимпийское спокойствие и мир

Тому реальное, живое подтвержденье.

 

Ведущая:

     Чтоб одолеть болезни, нужна вера,

А без нее победе и не быть.

И Гиппократ сказал «Noli nocere!»

А это значит людям не вредить.

Ведущий:

Мы эту клятву будем помнить свято,

Не изменив профессии своей,

Мы сбережём честь белого халата.

Всё будем делать для спасения людей.

Ведущая:

Убеждены, конечно, мы отныне,

Что поговорка справедлива и теперь,

Что без латыни нет дороги в медицине,

Всем неучам туда закрыта дверь.

Эскулап:

Пройдут года, они промчатся быстро,

Но вечным будет афоризм такой:

«Без знаний нет хорошего специалиста

Ни в медицине, ни в профессии любой»

(Эскулап торжественно удаляется)

Ведущий:

Наше состязание закончено. Благодарим всех участников конкурса, членов жюри. Присутствующих благодарим за внимание.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОМАНД.

Загадки о названиях заболеваний с суффиксом –ИТ:

Вспомним все вместе!

Знаменитый суффикс –ИТ о болезнях говорит:

Если насморк, нос сопит, разумеется … ринит.

Если кашель, грудь болит, может острый … трахеит,

А когда в груди хрипит, то хронический … бронхит.

Наш больной не ест, не спит, горло у него болит,                                                           Вероятно, … фарингит, а может быть и … ларингит,                                                   Ещё есть и … тонзиллит

Вдох и всё внутри болит, а послушаешь – шумит,                                                                У больного плохой вид и потерян аппетит,                                                                                           Будь внимателен - … плеврит!

Дисфагия и тошнит, кажется … эзофагит.

Всё едим мы в беспорядке, нет режима и порядка,                                                           Пропадает аппетит, подозренье на … гастрит.

Боль в кишечнике, урчит, стул нарушен и частит,                                                                 Может острый … энтерит.

То понос, а то крепит, снижен резко аппетит,                                                          Рвота и во рту горчит, то хронический … колит.                                                                Может гастро … энтерит, а может энтеро … колит.

Если справа бок болит, у больного жёлтый вид,                                                    Возникает и асцит, это, вроде, … гепатит.

Справа под ребром болит, исчезает аппетит, Может стать и холангит, перфорацией грозит, Это что? … холецистит.

У больного бледный вид, резко в животе болит,                                          Нитевидно пульс стучит,                                                                                           Диагноз Ваш? … перитонит.

Почки! Шутки в стороне, осторожен будь вдвойне, Коль анализ подтвердит, это может и  … нефрит.

Мочевой пузырь болит, это, кажется, … цистит.

Ночь без сна, спина болит, может быть … радикулит.

Коль к дождю сустав болит, припухает и скрипит,                                          Вероятно,  то … артрит.

Невесёлый, скажем вид, если сердце заболит,                                                 Может быть … эндокардит, иногда … миокардит,                                                      Есть ещё … перикардит, и ещё … ревмокардит  

Тот, кто знает суффикс –ИТ, термин верно говорит,                                                            И диагноз подтвердит,                                                                                           Тот болезни победит!

2.  Рецептурные задания (примеры):

А. Написать рецепт на латинском языке.

Возьми: Серы очищенной

               Сложного порошка солодки по 0,25

               Смешай, пусть получится порошок.

                Выдай такие дозы числом 15

                Обозначь: По одному порошку 3 раза в день перед едой.

В. Исправление неправильно написанных рецептов

Recepe: tinctura convallaria majalae

              Tincture valeriana simplex по 7,5 мл

               adonisidum  15 мл

               Miscere. Dare.

                Signare: по 20 капель на прием

3.  Назвать медицинские термины с корнем «logia».

Карточка №1

Наука о закономерностях, возникновении и функционировании психики, ее механизме и проявлении.

Раздел психиатрии, изучающий проявление, этиологию и патогенез хронического алкоголизма

Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний почек.

Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний нервной системы.

Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое течение заболеваний легких и дыхательных путей.

Раздел анатомии, изучающий соединение костей.

Карточка №2

Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.

Наука, изучающая действие лекарств и других биологически активных веществ на организм человека.

Наука, изучающая закономерности развития зародыша и его тканей.

Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов.

Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.

Область клинической медицины, изучающая вопросы обезболивания и управления жизненно важными функциями во время хирургических вмешательств.

4.  Объяснить значение клинических терминов.

Карточка №1

Гематология

Дистония

Гипогликемия

Флебэктомия

Афагия

Риноррагия

Бронхоэктазия

Отоларинголог

Карточка №2

Этиология

Патогенез

Гипергликемия

Кольпотомия

Термоплегия

Проктолог

Эзофагогастродуоденоскопия

Пиодермия

5.  Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».

Карточка №1

По мере требования (надобности)

Разовая доза

Порошки для внутреннего употребления

Смешай, пусть получится влагалищный шарик

Наилучший вазелин для глаз

Максимальная доза

Выдай в эластичных желатиновых капсулах

Вода для инъекций

Карточка №2

Через рот, через прямую кишку

Суточная доза

Жидкая мазь для наружного применения

Раствор глюкозы в ампулах

Мельчайший порошок или присыпка

Чистейший эфир для наркоза

Выдай в вощеной бумаге

Таблетки активированного угля

6.  Кроссворд «Клиническая  терминология».

По горизонтали:  

Наука о болезнях и их лечении.

Опыт, попытка

Воспаление среднего уха

Образование сахара

Тепловое состояние тела

Дыхание

Воспаление желчного пузыря

По вертикали:

Воспаление молочной железы

Учение о причинах болезни

Воспаление мышцы

воспаление сустава

Обильные гнойные выделения

Воспаление червеобразного отростка слепой кишки

6.  Кроссворд «Клиническая  терминология».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка смотра-конкурса презентаций

Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....

Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".

Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...

Методическая разработка урока-конкурса "Профи своего дела"

Методическая разработка включает этапы организации и проведения занятий по производственной практике в форме игры.Преимущество игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они тре...

Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы

Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...

Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"

Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к  уроку....

методическая разработка мероприятия конкурс "Кулинарный поединок"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Межшкольный учебный комбинат Республики Татарстан        Методическая разработка мероприятияконкурс «КУЛ...