Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы патологии"
методическая разработка по теме

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы патологии" разработана для студентов лечебного отделения Муромского медицинского колледжа.

Цель разработки рабочей тетради – систематизировать,  унифицировать знания и умения студентов по основам патологии и облегчить выполнение заданий.

Тетрадь составлена в соответствии с ФГОС по предмету «Основы патологии» и представляет 8 занятий. В начале каждого занятия перед студентом ставятся задачи по усвоению и формированию навыков. 

При работе с тетрадью студент выполняет разнообразные виды деятельности, например: написать......, найти соответствие........., заполнить таблицу................., нарисовать ....................., объяснить..............., решить........ , составить..............  и т.д.

Контроль знаний по усвоению учебного материала  осуществляется студентом самостоятельно с помощью решения тестов и ситуационных задач.  

Тетрадь разработана на материале учебников: И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко, Основы патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2004. (Серия «Среднее профессиональное образование»); П. Ф. Аверьянов, А. Г. Чижа, Основы общей патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2008 (Медицина); В. С. Пауков, Н. К. Хитров, Патология. Издание «Медицина», 1995. (Учебная литература для учащихся медицинских училищ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad.docx394.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Владимирской области

«Муромский медицинский колледж»

Рабочая тетрадь

«Основы патологии»

(наименование дисциплины

(ФИО студента, курс, отделение)

060101 «Лечебное дело»

Составила преподаватель:        

 Наврузова Т. Е.

г. Муром

2012 год

Пояснительная записка

Цель разработки рабочей тетради – систематизировать,  унифицировать знания и умения студентов по основам патологии и облегчить выполнение заданий.

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС по предмету «Основы патологии» и предназначена для студентов лечебного факультета.

В начале каждого занятия перед студентом ставятся задачи по усвоению и формированию навыков. При работе с тетрадью студент выполняет разнообразные виды деятельности, например: написать......, найти соответствие........., заполнить таблицу................., нарисовать ....................., объяснить..............., решить........ , составить..............  и т.д.

Контроль знаний по усвоению учебного материала  осуществляется студентом самостоятельно с помощью решения тестов и ситуационных задач.  

Тетрадь разработана на материале учебников: И. В. Ремизов, В. А. Дорошенко, Основы патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2004. (Серия «Среднее профессиональное образование»); П. Ф. Аверьянов, А. Г. Чижа, Основы общей патологии. Издание Ростов н/Д «Феникс», 2008 (Медицина); В. С. Пауков, Н. К. Хитров, Патология. Издание «Медицина», 1995. (Учебная литература для учащихся медицинских училищ).

 Оглавление

Занятие

№ 1

Тема:

Дистрофии. Некроз. Виды повреждений........................

2

Занятие

№ 2

Тема:

Нарушение водно-минерального и энергетического обмена ...............................................................................

11

Занятие

№ 3

Тема:

Расстройства крово -  и лимфообращения.....................

18

Занятие

№ 4

Тема:

Воспаление .......................................................................

26

Занятие

№ 5

Тема:

Специфическое воспаление ............................................

32

Занятие

№ 6

Тема:

Нарушение терморегуляции

36

Занятие

№ 7

Тема:

Общие  реакции организма на повреждение.  Экстремальные состояния...............................................

44

Занятие

№ 8

Тема:

Опухоли ............................................................................

51

 Занятие 1

Тема:  Дистрофия. Некроз.

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме, механизмы клеточного и внеклеточного развития дистрофий.

Знать: основные признаки дистрофий, некроза; патогенез основных патологических процессов в тканях и организме в целом при нарушениях белкового, углеводного, липидного обменов.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки разных видов дистрофий на микропрепаратах, решать задачи.

1. Дайте определение следующим понятиям (стр.13 ).

Альтерация – .................................................................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Дистрофия – ................................................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Некроз – ......................................................................................................................... .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Атрофия –....................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Найдите соответствие (стр. 15-16).

Инфильтрация

образование в клетках и тканях аномальных веществ (амилоида)

Трансформация

образование в клетках или тканях патологического обмена веществ (белки   в жиры или углеводы)

Извращенный синтез

распад сложных химических соединений, из которых состоит клетка или ткань

Декомпозиция

поступление из кровотока свойственных клеткам и тканям веществ в большем, чем в норме, количестве (инфильтрация гликогена канальцев почек)

3. Составьте классификацию повреждений (стр. 16).

В зависимости от ткани:

  1. .....................................................
  2. .....................................................

В зависимости от нарушения вида обмена:

  1. ......................................................
  2. ......................................................
  3. .......................................................
  4. .......................................................
  5. .......................................................

В зависимости от распространенности:

  1. ......................................................
  2. .......................................................

В зависимости от причин:

  1. ..............................................
  2. ...............................................

4. Дайте определение.

Паренхиматозные дистрофии – ................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

5. Напишите виды белковых паренхиматозных дистрофий.

  1. ................................................................................................................................
  2. ................................................................................................................................
  3. ...............................................................................................................................
  4. ...............................................................................................................................

6.Заполните таблицу.

Вид белковой дистрофии

Орган и внешний вид

Микроскопия

Прогноз

Зернистая

Гиалиново- капельная

Гидропическая

Роговая

7. Напишите определение.

Углеводные паренхиматозные дистрофии – .............................................................. .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Жировая паренхиматозная дистрофия –  .................................................................... ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

8. Подпишите виды дистрофий.

7. Используя учебник (стр.22-26 ) и микропрепараты, заполните таблицу.

а) Белковые мезенхимальные дистрофии:

Вид

Заболевания

Патогенез

Вид органа/ микроскопия

Мукоидное набухание

Фибриноидное набухание

Гиалиноз

Амилоидоз

б) Жировые:

Вид

Заболевания

Патогенез

Вид органа/ микроскопия

Ожирение

Истощение

в) Углеводные.  

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

8. Впишите название групп хромопротеидов (стр. 27-30).

1...............................................................................

2...............................................................................

3...............................................................................

9. Подчеркните вариант ответа, характеризующий гемосидероз:

  1. появляется при образовании гемоглобиногенных пигментов;
  2. образуется при гемолизе;
  3. при захвате гистиоцитами селезенки, печени, костного мозга; лимфатическими узлами «обломков» эритроцитов с образованием гемосидерина и ферритина
  4. все вышеперечисленное.

10. Впишите определения.

Сидерофаги - .................................................................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Стеркобилин – ............................................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Уробилин – …................................................................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

11. Впишите виды желтухи в зависимости от патогенеза (стр. 29).

  1.  ..........................................................................................................................
  2. ...........................................................................................................................
  3. ...........................................................................................................................

12. Выберите название органов или тканей, имеющих пигмент  меланин.

  1. Кожа
  2. Поджелудочная железа
  3. Головной мозг
  4. Радужка глаза
  5. Ногти
  6. Волосы
  7. Слюнные железы
  8. Пищеварительный тракт

14. Впишите определения.

Невусы – ........................................................................................................................

Альбинизм – ..................................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Самостоятельная работа:

* Тесты:

  1. К повреждению относятся (2):
  1. Некроз
  2. Регенерация
  3. Гипертрофия
  4. Атрофия
  1. Форма некроза:
  1. Атрофия
  2. Гангрена
  3. Метаплазия
  4. Гипертрофия.
  1. Процесс, сопровождающийся накоплением в цитоплазме гепатоцитов зерен белковой природы:
  1. Паренхиматозный диспротеиноз
  2. Мезенхимальный диспротеиноз
  3. Паренхиматозный липидоз
  4. Мезенхимальный липидоз
  1. Некроз как результат нарушения кровообращения называется:
  1. Секвестрация
  2. Пролежни
  3. Инфаркт
  4. Гангрена
  1. Механизм развития углеводных дистрофий:
  1. Нарушение обмена сложных белков
  2. Нарушение обмена глюкопротеидов и мукополисахаридов
  3. Нарушение обмена нейтрального жира
  4. Нарушение обмена холестерина
  1. Процесс, происходящий в клетках при некрозе (2):
  1. Регенерация
  2. Кариопикноз
  3. Плазморексис
  4. Гипоплазия
  1. Патологический процесс, при котором орган увеличивается в размере и имеет сальный цвет на разрезе:
  1. Зернистая дистрофия
  2. Роговая дистрофия
  3. Гидропическая дистрофия
  4. Амилоидоз
  1. Мезенхимальная   жировая дистрофия —

а)         появление капель жира в цитоплазме;

б) увеличение жировых отложений в организме;

в) исчезновение подкожно-жирового слоя;

г)         появление жировой клетчатки в забрюшинном пространстве.

  1. Хромопротеиды — это

а)         эндогенные красящие вещества;

б)        соединения хрома;

в)          продукты обмена жиров;

г)          токсические вещества, возникающие в результате извращенного обмена белков.

* Ситуационные задачи:

Задача 1

У больного с фолликулярной ангиной отмечается выраженная тахикардия, наличие белка в анализе мочи. После лечения функция сердца и почек нормализовалась.

Какой процесс развился в миокарде и почках? .......................................................... ..........................................................................................................................................

Как изменились органы макро и микроскопически? ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Почему восстановилась деятельность миокарда и почек? .....................................................................................................................................

Задача 2

Больной страдал заболеванием крови (лейкоз с выраженной анемией). Смерть наступила от сердечной недостаточности.

Какая дистрофия развилась в миокарде? .................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Каков механизм развития дистрофии? ....................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Какие изменения сердца обнаружены на вскрытии? ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 13 – 30

Дополнительное задание:

  1. составьте кроссворд с использованием тематической терминологии,
  2. доклад/презентацию,
  3. ситуационные задачи.

Темы

  1. Паренхиматозные дистрофии из роль в течение заболеваний печени.
  2. Изменения сердца при заболеваниях, сопровождающихся поражением в виде паренхиматозных дистрофий
  3. Ревматические поражения клапанного аппарата сердца.
  4. Гемолиз и смешанные дистрофии

Занятие 2

Тема: Нарушение водно-минерального и энергетического обменов.

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении водно-минерального и энергетических обменов, механизмы их развития.

Знать: основные причины, механизмы развития и признаки нарушения обмена натрия, калия, кальция и воды, патогенез образования отеков.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки гипо- и гипергидратации и решать задачи.

1. Запишите данные и определение (стр.41-43).

Вода составляет ..............  ...........% массы тела человека

Гипогидратация –  .................................................................................................... ......................................................................................................................................

2. Выберите причины развития гипогидратации.

Избыточное употребление воды, ограничение приема воды, при бешенстве, при несахарном диабете, при заболевании гипофиза, при декомпенсированной сердечной недостаточности при холере, при отеке Квинке.

3. Дайте определение понятиям.

Гипергидратация – ........................................................................................................ ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отеки –  ..........................................................................................................................

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Найдите соответствие.

Анасарка

скопление жидкости в брюшной полости

Гидроторакс

скопление патологической жидкости в сердечной сорочке

Асцит

скопление жидкости в плевральной полости

Гидроперикард

скопление жидкости в межклеточном пространствах кожи и подкожной клетчатки

5. Впишите определения механизмов образования отеков.

Осмотический - ............................................................................................................. ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Онкотический - .............................................................................................................. ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Мембраногенный - ........................................................................................................ .................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Найдите картинки с проявлениями патологических отеков и вклейте их в таблицу.

Вид отеков

Проявление отеков

Сердечные

Почечные

Голодные

7. Найдите и впишите понятия о нарушениях минерального обмена.

Вид нарушения

Причины

Нарушения ЖВФ

Гипернатриемия

Гипонатриемия

Гиперкалиемия

Гипокалиемия

Гипокальциемия

Гиперкальциемия

8. Выберите определение понятия «азотистый баланс» (34-36).

  1. равное количество белков, жиров и углеводов;
  2. количество поступающих азотосодержащих веществ больше количеству выделяемых;
  3. количество поступающих азотосодержащих веществ равно количеству выделяемых;
  4. количество поступающих азотосодержащих веществ меньше количества выделяемых.

9. Заполните таблицу.

Вид белкового нарушения

Определение белкового нарушения

Гиперазотемия

        

Гипопротеинемия

Гиперпротемнемия

Диспротеинемия

10. Найдите соответствия (стр. 38)

Самостоятельная работа

* Тесты

  1. Конкременты —

а)         камни, образующиеся в организме;

б) плотные каловые массы;

в)         кристаллы солей;

г)        участки обызвествления в тканях.

  1. При отрицательном азотистом балансе –

а)         в организме накапливаются азотистые вещества;

б) в организм не поступают азотистые вещества;

в)         из организма выводится больше азотистых веществ, чем поступает;

г)        в организм не поступает азот из-за вдыхания чистого кислорода, а не воздуха.

  1. Ацидоз возникает при

а)        накоплении кислых продуктов в организме;

б) накоплении щелочных продуктов в организме;

в)         избыточном образовании соляной кислоты в желудке;

г)        учащенном дыхании.

  1. Основной обмен — это

а)         обмен белков;

б) обмен нуклеиновых кислот;

в)         минимальное количество энергии, необходимое для поддержания  нормальной жизнедеятельности,

г)         обмен веществ и энергии при повседневной жизни человека.

  1. При положительном азотистом балансе –

а)         в организме накапливаются азотистые вещества;

б) в организм не поступают азотистые вещества;

в)         из организма выводится больше азотистых веществ, чем поступает;

г)        в организм поступает больше азотистых веществ, чем выводится.

* Ситуационные задачи:

Задача 1.

Больной поступил в отделение кардиологии с жалобами на перебои в работе сердца. В анамнезе ИБС, ХСН II степени. За два дня до ухудшения состояния по рекомендации терапевта принимал диуретики  для уменьшения отеков на нижних конечностях и разгрузки малого круга кровообращения.

С чем связано ухудшение состояния больного? ........................................................ ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 2

Больной с алкогольным циррозом печени стал предъявлять жалобы на одышку, слабость, уменьшение диуреза. За последнее время поменял одежду на больший размер.

С чем связано ухудшение состояния больного? ........................................................ ..........................................................................................................................................

Каков механизм развития новых симптомов? ............................................................ ....................................................................................................................................................................................................................................................................................                              

Задача 3

У больного удалено легкое по поводу туберкулеза. В легком обнаружен очаг творожистого некроза.

С чем связано образование данного очага? ...............................................................

..........................................................................................................................................

Нарушение какого обмена наблюдается у больного? ............................................... .........................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 30 – 44.

Дополнительное задание:

  1. составьте кроссворд с использованием тематической терминологии,
  2. подготовить презентацию/сообщение;
  3. подготовить ситуационные задачи по пройденной теме.

Темы

  1. Значение основного обмена веществ в жизни организма.
  2. Минеральный обмен и его роль в развитии заболеваний.
  3. Значение водного баланса для организма
  4. Здоровый образ жизни. Питайтесь правильно.

Занятие 3

Тема: Расстройства кровообращения и лимфообращения.

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении периферического крово - и лимфообращения, а также при явлениях ишемии, тромбоза и эмболии.

Знать: основные причины, механизм развития и признаки нарушения периферического крово- и лимфообращения, ишемии, тромбоза и эмболии.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки нарушения кровообращения и лимфообращения, решать задачи.

1. Найдите соответствия разных видов артериальной гиперемии с причинами, вызывающими их (стр. 72-73).

Физиологическая гиперемия

Горчичники

Работающие мышцы

Воспаление

Компрессы

Нарушение иннервации органа

Втирание в кожу спиртовых растворов

Беременная матка

Травматические поражения

Эндокринные заболевания

Кишечник во время пищеварения

Патологическая гиперемия

2. Нарисуйте признаки артериальной гиперемии.

3. Дайте определение (стр. 73-74)

Венозная гиперемия –  .................................................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Причины венозной гиперемии

...............................................................................

...............................................................................

...............................................................................

...............................................................................

...............................................................................

4. Нарисуйте признаки венозной гиперемии.

5. Дайте определение понятиям (стр. 74).

Индурация легких – ...................................................................................................... ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................Мускатная печень – ...................................................................................................... ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Напишите определение (стр. 75).

Ишемия – ....................................................................................................................... ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Причины развития ишемии.

  1. ..........................................................
  2. ..........................................................
  3. ..........................................................
  4. ..........................................................

7. Перечислите виды инфарктов, их строение и локализацию (стр. 76-77).

  1. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
  2. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
  3. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

8. Дайте определение (стр. 77-79).

Тромбоз –  ................................................................................................................. .........................................................................................................................................................................................................................................................................

9. Опишите механизмы образования тромбов.

  1. ...................................................................................................................................................................................................................................................
  2. ...................................................................................................................................................................................................................................................
  3. ...................................................................................................................................................................................................................................................

10. Заполните таблицу, вписав строение тромбов.

Белые тромбы

Красные тромбы

Смешанные тромбы

11. Впишите виды эмболий и их причины:

12.  Зарисуйте и подпишите направления движения эмболов (по Я. Л. Раппопорту).

13. Дайте определение механизмам нарушения лимфообращения  (стр. 86-87)

  1. ....................................................................................................................
  2. ....................................................................................................................

14. Напишите определение

Слоновость –  ................................................................................................................. .......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Самостоятельная работа

* Тесты

  1. Гиперемия — это

а)         увеличение кровенаполнения ткани;

б) покраснение        ткани;

в) воспаление        ткани;

г)         уменьшение кровенаполнения ткани.

  1. Причиной венозной гиперемии может быть

а)  сдавление        вен;

б)  увеличение вязкости крови;

в)         повышенное потребление кислорода тканями;

г) усиление ЧСС.

  1. Сладж — это

а)         скучивание и слипание эритроцитов;

б)  внутрисосудистое свертывание крови;

в)  активизация свертывающей системы крови;

г)          врожденное нарушение способности крови к свертыванию.

  1. Инфарктом  называется

а)         только заболевание сердечной мышцы;

б) некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой;

в)         некроз участка органа как исход ишемии;

г)         обратимые изменения в тканях в результате ишемии.

  1. Тромбоз возникает из-за

а)         активизации свертывающей системы крови;

б) закупорки сосуда сгустком крови;

в)         замедления кровотока, повреждения сосудистой стенки, усиления свертываемости крови;

г)         потери жидкости и сгущения крови.

  1. Эмбол — это

а) сгусток крови;

б) пузырек воздуха;

в) сгусток фибрина;

г)         любой материальный объект, закупоривший сосуд.

  1. Скопление крови в тканях — это

а) кровоизлияние;

б) гематома;

в) кровоподтек;

г)        геморрагия.

  1. Лимфодема — это

а)         лимфатический отек;

б) истечение лимфы из поврежденного лимфатического сосуда;

в) скопление лимфы в тканях;

г)         воспаление лимфатического сосуда.

* Ситуационные задачи

Задача  1

Больной обратился к хирургу с жалобами на болезненность, отечность, гиперемию в области коленного сустава правой ноги. Со слов больного симптомы появились после падения. С чем связана гиперемия и отечность коленного сустава? ..............................................................................................  ................................................................................................................................

Задача 2

Больной находился в реанимационном отделении с диагнозом: множественный перелом костей таза и бедра правой ноги. На вторые сутки состояние больного резко ухудшилось. Стал предъявлять жалобы на боль в левой половине грудной клетки, одышку, кровохарканье.

С чем связано ухудшение состояния больного?................................................... ....................................................................................................................................

Каков механизм развития осложнения?................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 3

Больная К. 67 лет обратилась к семейному врачу с жалобами на одышку, затрудненное дыхание, быструю утомляемость, появление болей в сердце при незначительной нагрузке. В анамнезе ИБС, ХСН III степени. При осмотре отмечается цианоз губ, ногтевых пластин, отечность на нижних конечностях. В легких при аускультации выслушиваются влажные хрипы по нижним полям.

Какие изменения произошли в легких?.................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Как называется патологический процесс в легких?...............................................

.....................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 69 – 87

Дополнительные задания:

  1. составьте кроссворд с использованием тематической терминологии;
  2. подготовьте презентацию/сообщение;
  3. подготовьте ситуационные задачи по пройденной теме.

Темы для сообщений

  1. Факторы, способствующие развитию инфаркта миокарда
  2. Значение регулярной физической активности на профилактику инфаркта миокарда.
  3. Изменения в легких при хронической сердечной недостаточности.

Занятие 4

Тема: Воспаление

Представлять: основные признаки воспаления в клетках и тканях, медиаторы воспаления, патогенез сосудистых нарушений и фазы воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация).

Знать: основные признаки воспаления в клетках и тканях, медиаторы воспаления, патогенез сосудистых нарушений и фазы воспаления (альтерация, экссудация, пролиферация).

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки воспаления на микропрепаратах, рассказать общие и местные признаки воспаления, решать задачи.

1. Дайте определение (стр. 98-99).

Воспаление – .................................................................................................................. ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Напишите латинские названия воспаления органов:

почек - .......................................................

печени - .....................................................

мочевого пузыря - ....................................

плевры - ......................................................

легких - ......................................................

ложа пальца - ............................................

3. Перечислите причины, приводящие к воспалению.

  1. ............................................................................................................
  2. ............................................................................................................
  3. ............................................................................................................

4. Найдите соответствия.

Нормергическое воспаление

ответная реакция организма выражена слабо или отсутствует

Гиперергическое воспаление

ответная реакция организма соответствует силе раздражения

Гипергическое воспаление

ответная реакция организма на раздражение значительно интенсивнее, чем действие раздражителя

5. Дайте определения стадиям воспаления (стр. 99-104).

Альтерация – ................................................................................................ ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Экссудация –  ............................................................................................... ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Пролиферация – ........................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Заполните таблицу (стр. 106-110)

Вид экссудации

Характеристика воспаления

Катаральное

Серозное

Фибринозное

Гнойное

Геморрагическое

Гнилостное

Смешанное

7. Впишите в таблицу характеристики воспалительных реакций (стр. 104-105).

Местные

Общие

Самостоятельная работа.

* Тесты.

  1. Клинические проявления воспаления — это

а)         боль и припухлость

б) зуд и покраснение

в) жар, боль, припухлость, покраснение и нарушение функции

г)         отек, гиперемия, снижение кожной чувствительности и физической активности

  1. Повреждение называется

я) экссудацией

     б) альтерацией

в) некрозом

г)         некробиозом

  1. Экссудация возникает вследствие

а) выделения микробами продуктов их жизнедеятельности

б) нарушения кровообращения в зоне воспаления

в) выхода цитоплазматической жидкости за пределы клеток

г)         уменьшения содержания белка в плазме из-за его: усиленного распада при воспалении        

  1. Эмиграция лейкоцитов — это        

а) извращенная иммунная реакция        

б) следствие повреждения сосудов при воспалении

в)         защитно-приспособительная реакция

г) при воспалении отсутствует.

  1. Экссудат бывает

а)         белковым и безбелковым

б) гематогенным и лимфогенным

в) серозным, фибринозным, гнойным

г)         жидким, вязким, неоднородным

  1. К медиаторам воспаления относятся

а)        гистамин, серотонин, простагландины, цитокины

б)гистамин, серотонин, трипсин, химотрипсин

в)        гормоны коры надпочечников, катехоламины

г)        адреналин, инсулин, трийодтиронин

  1. Пролиферация — это

а)         увеличение содержания недоокисленных продуктов обмена в зоне воспаления

б) выход из депо форменных элементов крови

в)         разрастание соединительной ткани в зоне воспаления

г)         пропитывание воспаленных тканей плазмой крови

  1. Дифтеритическое воспаление — это

а)         воспаление небных миндалин

б) разновидность продуктивного воспаления

в)         вариант фибринозного воспаления

г)         инфекционная болезнь

  1. Флегмона — это чаще всего

а)         разлитое воспаление клетчаточных пространств

б) гнойное расплавление мышц

в) ограниченное скопление гноя в тканях

г)         разновидность альтеративного воспаления

  1. Склероз — это

а)         разрастание соединительной ткани в органе при исходе продуктивного воспаления

б) сужение сосудов в результате воспаления

в) сморщивание органа вследствие воспаления

г)         резкое снижение памяти

*Ситуационные задачи

Задача 2

У ребенка отмечается подъем температуры, боли в горле, отсутствие аппетита. При осмотре обращает на себя внимание гиперемия, отек миндалин и зева, наличие белесоватой пленки, покрывающей зев и приводящий к его сужению, отмечается увеличение лимфатических узлов.

Какой воспалительный процесс у больного?...........................................................

Чем опасно воспалительное повреждение для ребенка? ........................................ ........................................................................................................................................

Какие органы поражаются при данном заболевании?............................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 3

При аутопсии обнаружена плотная, увеличенная в размере печень, которая на разрезе представлена чередованием бледно-коричневых и буро-красных участков.

Какой воспалительный процесс протекал в печени? .........................................

Причина патологического процесса? ................................................................... ...................................................................................................................................

Можно ли было остановить процесс повреждения печени? .............................. ....................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 98 - 112

Дополнительное задание:

  1. Составьте кроссворд с использованием тематической терминологии,
  2. Подготовьте сообщение/презентацию
  3. Подготовьте ситуационные задачи по пройденной теме.

Темы сообщений

  1. Роль иммунной системы в процессе воспаления.
  2. Гистологические характеристики специфических воспалительных процессов.
  3. Значение трудов Мечникова.

Задание 5

Тема:  Специфическое воспаление

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при различных видах специфических заболеваний (туберкулез, сифилис, проказа, сап и склеродерма).

Знать: основные признаки патологические процессы в органах, системах и в целом организме при различных видах специфических заболеваний (туберкулез, сифилис, проказа, сап и склеродерма).

Уметь: пользоваться медицинской терминологией и решать ситуационные задачи.

  1. К специфическим заболеваниям относятся:
  2. ..................................................................
  3. .....................................................................
  4. ....................................................................
  5. ....................................................................
  6. ....................................................................
  7. ..................................................................... .

2.Опишите характерные признаки течения специфических заболеваний:

  1. ...........................................................................................................................
  2. ...........................................................................................................................
  3. ...........................................................................................................................
  4. ...........................................................................................................................
  5. ...........................................................................................................................

3.Дайте определение

Туберкулез – это ....................................................................................................

.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4.Опишите рисунок пораженного туберкулезом легкого

5.Для туберкулезного поражения характерно наличие в очаге поражения клеток ........................................................ и ........................................................................... .

6.Солитарные туберкулемы – это ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

7.Сифилис – это ............................................................................................................

..........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

8.Зарисуйте возбудителя сифилиса и подпишите название.

9.Опишите гранулему сердца при поражении сифилисом.

10.Процесс заживления при сифилисе заканчивается ...............................................

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................ .

Самостоятельная работа

* Тесты

  1. Специфические гранулемы при сифилисе — это

а) лепромы

б) гуммы

в)         папилломы

г) грануляции

2. Для туберкулезного воспаления характерно

а)         появление гнойного экссудата

б) отсутствие специфических гранулем

в)         наличие казеозного некроза

г)         появление специфических гранулем с клееобразными участками распада в центре.

* Ситуационные задачи.

Задача 1

При осмотре удаленного легкого было выявлено наличие полости с беловато-творожистым содержимым.

Для какого воспаления характерен данный процесс? ............................................ ........................................................................................................................................

Что можно было обнаружить у больного при начальных проявлениях заболевания в остром периоде? ..................................................................................

Домашнее задание: стр.111 - 112

 

Дополнительное задание:

  1. Составьте кроссворд по теме «Специфическое воспаление».
  2. Составьте ситуационные задачи.
  3. Подготовьте презентацию/сообщение

Темы:

  1. Сап – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения.
  2. Проказа – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения.
  3. Склеродерма – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения.

Задание 6

Тема:  Нарушение терморегуляции.

Представлять: патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении процессов терморегуляции.

Знать: основные признаки патологические процессы в органах, системах и в целом организме при нарушении процессов терморегуляции.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, решать ситуационные задачи и определять виды лихорадки.

1. Дайте определение

Гипертермия – это .......................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Заполните таблицу Виды гипертермии. (стр. 113)

Экзогенная гипертермия

Эндогенная гипертермия

.......................................................

.......................................................

........................................................

.......................................................

........................................................

........................................................

.............................................................

..............................................................

...............................................................

...............................................................

................................................................

...............................................................

3. Дайте характеристику стадиям гипертермии.

Стадия компенсации ....................................................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Стадия относительной компенсации ...........................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Стадия декомпенсации .................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

4. Заполните таблицу и найдите общие проявления и  отличия теплового от солнечного удара (стр. 114)

Тепловой удар

Солнечный удар

5. Дайте определение

Гипотермия – это ...........................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. Опишите изменения в организме при гипотонии.

Стадия компенсации .....................................................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................Стадия относительной компенсации ..........................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Стадия декомпенсации .................................................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

7. Дайте определение

Лихорадка – это .............................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

Пирогенами называются ..............................................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

8. Заполните таблицу и опишите механизм действия пирогенов (стр. 116)

Первичные пирогены

Вторичные пирогены

9. Опишите стадии развития лихорадки (стр. 117)

  1. Стадия подъема температуры

  1. Стадия относительного стояния температуры

  1. Стадия падения температуры

10. Зарисуйте температурные кривые при разных видах лихорадки  (стр. 117 – 118)

Постоянная

Послабляющая

Перемежающая

Изнуряющая

Атипичная

11. Значение лихорадки (стр. 120 – 121)

+

_

Самостоятельная работа

* Тесты:

1.К гипертермии относятся показатели температуры:

  1. 36,8
  2. 36,0
  3. 39.0
  4. 34,0

2. К экзогенным факторам гипертермии относятся (2):

  1. Заболевание щитовидной железы
  2. Высокая температура окружающей среды
  3. Действие некоторых химических веществ
  4. Психо-эмоциональное состояние

3. Тепловой удар - это:

  1. Острая экзогенная гипертермия
  2. Острая форма местной гипертермии
  3. Гипотермия
  4. Лихорадка

4. Гипотермия - это:

  1. Острая экзогенная гипертермия
  2. Острая форма местной гипертермии
  3. Гипотермия
  4. Лихорадка

5. К инфекционным факторам лихорадки относятся (2):

  1. Химическое воздействие
  2. Физическое воздействие
  3. Вирусы
  4. Паразиты

6. При малярии наблюдается повышение температуры по типу:

  1. Постоянная
  2. Перемежающая
  3. Атипичная
  4. Послабляющая

7. При крупозной пневмонии наблюдается температурная кривая по типу:

  1. Послабляющая
  2. Постоянная
  3. Атипична
  4. Изнуряющая

* Ситуационные задачи.

Задача 1

По экстренному вызову прибыла бригада скорой помощи к женщине, которая потеряла сознание на улице. Со слов окружающих, женщине стало плохо, она жаловалась на слабость, головокружение. Женщина стояла в очереди за билетами. Погода была теплая, безветренная.

Как называется патологическое состояние женщины? ..........................................

С чем связано ухудшение состояния женщины? ..................................................... ...................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 2

Больная находится на лечении в хирургическое отделение  после автокатастрофы с диагнозом: открытый перелом бедренной кости правой конечности, массивное кровотечение. Вечером стала жаловаться на слабость, головную боль, боли в области раны. При измерении температуры отмечался подъем температуры до 39 градусов. При осмотре раны  отмечается резко выраженная гиперемия кожи, гнойный налет.

 

С чем связано ухудшение состояния больной .....................................................

..........................................................................................................................................

Опишите патогенез патологического состояния больной ........................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 3

Больной П. доставлен в приемный покой в тяжелом состоянии, с жалобами на кашель с гнойной мокротой, боли при дыхании, подъем температуры до 38,5. Считает себя больным в течение 5 дней. Состояние ухудшилось после переохлаждения. Принимал жаропонижающие препараты, антибиотики, но улучшения не отмечалось. В момент осмотра температура 39, кожные покровы горячие на ощупь, отмечается патологический румянец щек. АД 120/80 мм.рт.ст, пульс 120 в 1 минуту.  

Охарактеризуйте состояние больного .........................................................................

..........................................................................................................................................

Какие признаки подтверждают ваш диагноз? ............................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

С чем связано повышение температуры? ...................................................................

...................................................................................................................................................................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 112 – 121

Дополнительное задание:

  1. Составьте кроссворд
  2. Подготовьте презентацию/сообщение
  3. Составьте ситуационные задачи по теме.

Темы:

  1. Особенности лихорадки при малярии.
  2. Отличия лихорадки от гиперемии.

Занятие 7

Тема: Общие реакции организма на повреждение.

Представлять: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма при экстремальных состояниях.

Знать: общую характеристику, патогенез и изменение со стороны органов, всего организма и  компенсаторные реакции при экстремальных состояниях.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять патогенез и признаки поражения органов и всего организма при экстремальных состояниях, решать задачи.

1. Стресс (англ. – stress – напряжение) – это .......................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

2. Причины, приводящие к развитию стресса:

...................................................................

...................................................................

....................................................................

.....................................................................

......................................................................

......................................................................

3. Перечислите однотипные изменения в организме при стрессе:

........................................................................................................................ .

..........................................................................................................................

...........................................................................................................................

4. Заполните таблицу (стр.128-129)

Стадии общего адаптационного синдрома при стрессе

Реакция тревоги

Стадия резистентности

Стадия истощения

5. Дайте определение:

Шок – это .......................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

6. К причинам развития шока относятся:

  1. ................................................................
  2. ...............................................................
  3. ................................................................
  4. ...............................................................
  5. ................................................................
  6. ..................................................................

  1. Найдите соответствие стадиям шока (стр.129-130)

Эректильная стадия

увеличение концентрации сосудосуживающих веществ в крови,

угнетение САС, снижение уровня глюкокортикоидов, нарушение реологических свойств крови,

расстройство микроциркуляции, снижение АД,

больной вялый, безучастный, кожа бледная, холодная на ощупь,

Торпидная стадия

повышение тонуса симпатической нервной системы,

перераспределение крови и жидкости в организме,

больной возбужден, ЧСС учащается, ЧД и АД повышены,

нарушение дыхания и кровообращения.

8. Перечислите виды шока и дайте краткую характеристику (стр.131-133)

  1. ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
  2. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
  3. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

9. Дайте определение (стр. 133)

Коллапс – это ................................................................................................................

....................................................................................................................................................................................................................................................................................

10. Отличительные признаки коллапса и шока:

  1. .............................................................................................................................................................. .................................................................................................
  2. ................................................................................................................................................................................................................................................................

11. Кома  - это ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

12. Причины комы (стр. 134)

Экзогенные

Эндогенные

13. Перечислите виды коматозных состояний:

  1. ................................................................................
  2. ................................................................................
  3. ................................................................................

14. Заполните таблицу.

Отличие гипогликемичекой от гипергликемической комы (стр. 136)

гипогликемическая кома

гипергликемическая кома

причины

проявления

показатели глюкозы крови

первая медицинская помощь

Самостоятельная работа

*Тесты

1. Стресс проявляется в виде:

  1. Адаптационного синдрома
  2. Резкой гипотонией
  3. Резкой гипертензией
  4. Покраснением кожных покровов

2. Эректильная стадия шока характеризуется (2):

  1. Увеличение активности симпато-адреналовой системы
  2. Понижением активности симпато-адреналовой системы
  3. Массивным кровотечением
  4. Увеличение активности гипофизарно-надпочечниковой системы

3. Виды шока (2):

  1. Анафилактический
  2. Цирроз печени
  3. Травматический
  4. Воспаление легких

4. Коллапс характеризуется:

  1. Падением сосудистого тонуса и уменьшением массы ЦК
  2. Понижением активности симпато-адреналовой системы
  3. Повышением сосудистого тонуса и уменьшением массы ЦК
  4. Падением сосудистого тонуса и повышением массы ЦК

*Ситуационные задачи

Задача 1

Больная доставлена в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов сопровождавших, у больной резко ухудшилось состояние,  появились общая слабость, головокружение, звон в ушах,  жалобы на резкое чувство голода, дрожание рук, холодный пот, потом потеряла сознание. В анамнезе сахарный диабет инсулинозависимая форма.

Поставьте диагноз...................................................................................................

С чем связано ухудшение состояния больной? ..........................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задача 2

Больной обратился к семейному врачу с жалобами на ухудшение состояния, что проявлялось в виде кожного зуда, изменения окраски кожных покровов, появление кровоизлияний. В анамнезе у больного отмечается хронический гломерулонефрит, ХПН.

Какое состояние развилось у больного? .....................................................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

С чем связано изменение окраски кожных покровов? ..............................................

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Домашнее задание: стр. 127 – 136

Дополнительные задания:

  1. Составьте тематический кроссворд
  2. Подготовьте доклад/презентацию
  3. Приготовьте ситуационные задачи

Темы презентаций:

  1. Геморрагический шок
  2. Кардиогенный шок

 

Занятие 8

Тема: Опухоли

Представлять: общую характеристику, патогенез, строение, формы роста и классификацию опухолей; микроскопичное строение опухолей; процесс метастазирования и рецидива опухоли; влияние опухоли на организм.

Знать: классификацию, патогенез, стадии опухолевого процесса, характеристику доброкачественных и злокачественных опухолей.

Уметь: пользоваться медицинской терминологией, определять признаки опухолевого процесса, решать задачи.

1. Дайте определения (стр. 136-140).

Опухоль – ................................................................................................................. ..........................................................................................................................................................................................................................................................................

Наука, изучающая опухоли, называется .................................................................

Опухоль с преобладанием паренхиматозной ткани на ощупь ............................. ......................................., стромы - ............................................................................ .....................................................................................................................................

Атипизм – .................................................................................................................. .....................................................................................................................................

2. Напишите виды атипизма и их характеристики.

3. Нарисуйте вид опухолей при различным формах роста (стр. 141).

4. Запишите виды предопухолевых процессов (стр. 144).

......................................................................

......................................................................

......................................................................

.....................................................................

5. Найдите соответствие между теориями образования опухолей  и определением (стр. 144-146).

Физико – химическая теория

разнообразные факторы, включающие как физические, химические, так и вирусные

Вирусно – генетическая теория

первопричиной возникновения опухоли являются вирусы и их взаимодействие с генетическим аппаратом клеток

Полиэтиологическая теория

воздействие физических и химических канцерогенов

6. Впишите в таблицу название опухолей в зависимости от вида ткани.

Название вида опухоли

Доброкачественные

Злокачественные

Эпителиальные

Мезенхимальные

Опухоли мягких тканей

Первичные опухоли костей

Опухоли меланинобразующей ткани

Самостоятельная работа

* Тесты

  1. В опухоли различают

а)         строму и паренхиму

б) верхушку и основание

в) дистальную и проксимальную части

г)         протоки и секреторную область

  1. Клеточный атипизм — это

а)         появление клеток, принадлежащих к определенным тканям в не-характерных  для них местах

     

б) быстрое размножение клеток

в)         появление структурных изменений в клетках, их отличие от обычных клеток конкретных тканей

г)         врастание опухолевых клеток в соседние с опухолью ткани

  1. При экспансивном росте опухоль

а)         раздвигает окружающие ткани

б) прорастает в окружающие ткани

в)         растет в просвет полого органа

г)         растет в толще стенки полого органа

  1. При инфильтрирующем росте опухоль

а) раздвигает окружающие ткани

б) прорастает в окружающие ткани

в)         растет в просвет полого органа

г) растет в толще стенки полого органа

  1. При экзофитном росте опухоль

а)         раздвигает окружающие ткани

б) прорастает в окружающие ткани

в)         растет в просвет полого органа

г)         растет в толще стенки полого органа

  1. Метастаз — это

а) повторное появление опухоли на месте удаленной

б) распад опухолевой ткани

в)         появление «дочерних» опухолей вдали от основного узла

г)        расстройство кровообращения в зоне опухолевого процесса

  1. Метастазы чаще всего распространяются

а)         с током лимфы

б) с током крови

в)         с током лимфы и крови

г) при непосредственном контакте с опухолью

  1. Для доброкачественных опухолей характерно

а)         отсутствие метастазов

б) клеточный атипизм

в)         наиболее частая локализация в костной ткани

г)         выраженное расстройство периферического кровообращения

  1. Липома — это

а)         злокачественная опухоль из эпителия

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц

в)         злокачественная опухоль из соединительной ткани

г)         доброкачественная опухоль из жировой ткани

  1. Саркома — это

а) злокачественная опухоль из эпителия

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц

в) злокачественная опухоль из соединительной ткани

г)         доброкачественная опухоль из жировой ткани

  1. Рак — это

а)злокачественная опухоль из эпителия

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц

в) злокачественная опухоль из соединительной ткани

г)        доброкачественная опухоль из жировой ткани

  1. Опухоль, возникающая из-за нарушения закладки эмбриональных листков, называется

а)         астроцитома

б) хондрома

в) тератома

г)         рабдомиома

  1. Канцерогенные вещества — это

а)         токсины, возникающие в организме при росте опухоли

б) экзогенные вещества, способные вызвать возникновение злокачественной опухоли

в)         противоопухолевые антитела

г)         противоопухолевые химиопрепараты

* Ситуационные задачи

Задача 1

Ребенок родился с образованием в области крестцово-копчикового отдела. Образование округлой формы, размером около 15 см в диаметре.

Какой вид опухоли у новорожденного? ...................................................................

С чем связано развитие опухоли?.............................................................................. .......................................................................................................................................

Задача 2

Удалена матка с шейкой по поводу опухоли. При осмотре органа отмечается диффузное прорастание опухоли в области шейки матки, с уменьшением ее просвета.   Опухоль состоит из тяжей плоского эпителия, клетки которого находятся в виде скоплений. В центре скоплений атипичные клетки, расположенные концентрически, с сохраненной способностью к ороговению.

К какому виду опухолей относится опухоль? ......................................................

Обоснуйте ответ ........................................................................................................ ..........................................................................................................................................................................................................................................................................

Как называются ороговевшие гнезда в опухоли? .................................................

Домашнее задание: стр. 136 – 154

Дополнительные задания:

  1. Составить кроссворд, используя тематическую терминологию
  2. Подготовить доклад/презентацию.
  3. Подготовить ситуационные задачи по пройденной теме.

Темы

  1. Канцерогенные вещества, окружающие нас.
  2. Курение – как один из основных факторов развития опухолевого процесса.
  3. Стволовые клетки в лечении опухолевых заболеваний.

Для заметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содер...

Рабочая программа по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В содержа...

Рабочая программа по основам патологии для специальности 060501 "Сестринское дело" за 2013-2014г.

Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по основам патологии по специальности 060501 "Сестринское дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарта. В ...

Рабочая программа по основам патологии для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.

Структура рабочей программы соответствует структуре Примерной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям Дисциплина Основы патологии

Методическая разработка  составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.03. Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Рабочая тетрадь по дисциплине Основы патологии(специальность 33.02.01 Фармация)

Рабочая тетрадь по  дисциплине  Основы патологии(специальность 33.02.01 Фармация) содержит методические рекомендации по организации практического занятия для обучающихся и преподавателей....

Рабочая тетрадь по дисциплина "Патология"

Рабочая тетрадь для самостоятельного заполнения...