Элективный курс: «За здоровый образ жизни»
рабочая программа на тему

Покрышкина Анастасия Павловна

 

Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку включает биологические, географические и физико-химические аспекты экологических проблем. Актуальность программы заключается в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_rabochaya.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Перечень нормативно – правовых документов, на основе которых была разработана рабочая программа.

• федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

• примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263);

•    приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755

 • учебный план образовательного учебного плана на 2014- 2015 уч. год.

Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку включает биологические, географические и физико-химические аспекты экологических проблем. Актуальность программы заключается в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды.

Цель: активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения, обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

Задачи курса:

1.Формирование личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

2. Способствовать переходу знаний в убеждения.

3. Развивать знания и умения учащихся наблюдать и оценивать состояние окружающей среды, здоровье человека, его наследственность и образ жизни.

4. Формировать обязательный минимум знаний и умений, необходимых для понимания характера взаимодействия природы и человека.

5. Анализ причин, последствий и путей их устранения.

В теоретической части раскрываются экологические проблемы на локальном, региональном и глобальном уровне. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении. Практическая часть предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся по изучению антропогенного воздействия на природные объекты и здоровье человека. Данный курс предусматривает как классно - урочную и лекционно-практическую системы, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии. В результате изучения курса у учащихся развиваются общеучебные, исследовательские и поисковые навыки работы, умения сотрудничать с товарищами, представлять результаты работы в различной форме. Элективный курс может быть использован для расширения и углубления профильного курса биологии, так и в качестве отдельного элективного курса.

Содержание курса

Занятие 1. Лекция. Вводный урок(1час).

Цели и задачи курса «За здоровый образ жизни»

Вопросы для обсуждения.

Здоровье человека – общественное и личное достояние. Средняя продолжительность жизни – показатель здоровья человека. Рождаемость - причины ее сокращения. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.

Глава 1. Здоровье человека и окружающая среда (5часов).

Занятие 2.Лекция Отношения «человек – природа» в современных условиях

Цель: познакомить учащихся с современным состоянием природной среды.

Источники информации: видеофильм, кассета №2 «Загрязненная среда»

Место и роль человека в биосфере. Причины обострения противоречий между обществом и природой. Современное состояние биосферы. Экологические катастрофы. Влияние изменения окружающей среды на здоровье человека. Роль государственных и общественных организаций в охране окружающей среды.

Занятие 3. Семинар «Шум и здоровье человека» (1час).

Цель: познакомить учащихся с понятиями «шумовое загрязнение», «уровень шума», «шумовая болезнь».

Вопросы для обсуждения.

Уровень шума. Шумовое загрязнение. Слуховая чувствительность человека.

Влияние положительных и отрицательных звуков на организм человека. Шумовая болезнь.

Источники информации: материалы средств массовой информации

Практическая работа 1. «Влияние шума на здоровье человека».

Занятие 4. Семинар «Продукты и их влияние на здоровье человека» (1час).

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологически чистые продукты».

Источники информации: видеоматериалы, телепередача «Здоровье»

Вопросы для обсуждения.

Значение кулинарной обработки. Режим питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количества нитратов в овощах и фруктах. Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь

Практическая работа 2. «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

Занятие 5. Лекция «Ритмы в жизни человека» (1час).

Цель: дать характеристику природной среды своей местности

Источники информации: диск 1С «Репетитор» (биология)

Вопросы для обсуждения.

Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.

Занятие 6. Семинар «Экология населенного пункта»(1 час).

Цель: объяснить, значение природной среды как неотъемлемого условия жизни человека.

Источники информации: материалы средств массовой информации

Вопросы для обсуждения.

Среда обитания человека. Особенность населенного пункта сельского типа. Экологические проблемы современного населенного пункта. Защита от загрязнения воды, воздуха, почвы.

Переработка отходов. Проблема автомобилей. Озеленение поселка.

Практическая работа 3. «Анализ суммарной запыленности воздуха за зимний период»

Занятие 7. Семинар «Среда жилого помещения»(1 час).

Цель: дать характеристику среды жилого помещения.

Вопросы для обсуждения.

Школьное помещение. Планировка, эмоциональная оценка. Тепловой режим, влажность, вентиляционный режим. Освещенность. Аллергены, «синдром нездорового помещения»

Практическая работа 4. «Гигиеническая оценка микроклимата помещения».

Глава 2.Экология и цивилизация, (5 часов).

Занятие 8.Семинар «Загрязнение атмосферы» (1час).

Цель: познакомить  учащихся с изменениями в атмосфере, воздействием атмосферных загрязнений на здоровье человека.

Источники информации: видеофильм, кассета №1 «Атмосфера»

Источники загрязнения воздушного бассейна. Качественные и количественные изменения атмосферы в процессе жизнедеятельности человека. Глобальные последствия загрязнения атмосферы: «парниковый эффект»; разрушение озонового слоя; увеличение кислотности биосферы. Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека. Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК).

Практическая работа 5. « Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников»

Занятие 9.Семинар « Загрязнение почвы» (1час).

Цель: познакомить учащихся с понятием «круговорот веществ в почве», взаимосвязи хозяйственной деятельности человека и загрязнением почвенной среды и ее влияние на здоровье человека.

Источники информации: видеофильм, кассета № 2 «Загрязненная среда»

Значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почв: рост урбанизации, развитие промышленности, открытый способ добычи полезных ископаемых, транспортная коммуникация, мощная техника, увеличение объемов удобрений и ядохимикатов. Влияние измененного почвенного покрова на природу отдельных территорий и планеты в целом. Циркуляция загрязнений в почвенной среде и пути их поступления в организм человека. Рациональное использование и сохранение почвенных ресурсов.

Практическая работа 6. «Определение кислотности почвы».

Занятие 10.Семинар «Загрязнение водной среды»(1 час).

Цель: познакомить учащихся с основными источниками загрязнения  водной среды, их воздействием на здоровье человека.

Источники информации: видеофильм, кассета № 2 «Загрязненная среда»

Источники загрязнения природных вод. Хозяйственная деятельность человека – основной источник загрязнения. Состояние поверхностных вод в черте поселка. Загрязнение подземных и грунтовых вод Аргаяшского района. Влияние снегосвалок на водные объекты.

Воздействие загрязненных водных ресурсов на здоровье человека. Обсуждение мер по охране природных вод от загрязнения.

Практическая работа 7. «Очистка воды из природных источников»

Занятие 11.Лекция «Охрана здоровья и экология» (1 час).

Цель: познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами; показать примеры вредного влияния загрязнения биосферы на организм человека.

Источники информации: материалы средств массовой информации

Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человечества. Появление новых болезней, связанных с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни человека.

Занятие 12. Лекция «Экология и научно- технический прогресс (НТП)»(1 час).

Цель: объяснить важность постоянного контроля за состоянием окружающей среды и проведения мероприятий по улучшению экологических условий обитания человека.

Источники информации: материалы средств массовой информации

Совместимы ли экология и НТП? Экологический бумеранг. Экономические барьеры на пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования: комплексность, региональность предельно допустимой нагрузки; экологический мониторинг, профилактика и прогноз.

Занятие № 13.Лекция «СПИД – чума ХХ века»(1час)

Цель: показать тесную связь таких качеств, как образ жизни, нравственность и здоровье человека.

Источники информации: таблица «Модель вируса СПИДа»; компьютер; диск 1С «Репетитор» (биология); А.В.Яблокова «Биология и современность»

Вопросы для обсуждения

СПИД - что это такое? История открытия и изучения болезни. Строение и жизненный цикл вируса иммунодефицита. Симптомы СПИДа. Передача вируса СПИДа. Профилактика заболевания. Возможности разработки вакцины.

Занятие №14. Семинар «Вред курения»

Цель: заставить курящих  учеников задуматься о последствиях этой привычки; профилактика курения среди некурящих.

Источники информации: В.И.Коростелов. «Человек и его здоровье»,- М.:Медицина, 1986.Д.Колесов «Предупреждение  вредных привычек у школьников».- М.:Педагогика, 1984.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М.:Просвещение, 1983.

Вопросы для обсуждения.

Курение - вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Влияние курения на работоспособность человека. Осложнения курения.

Практическая работа №8. «Влияние никотина на ферменты слюны»

Занятие №15 Лекция «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании.

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотических как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности.

Источники информации: материалы средств массовой информации.

Вопросы для обсуждения

Наркомания – это болезнь. Наркотики, их действие на организм. Биологический механизм формирования зависимости. Наркотики и здоровье будущих поколений. Наркоманы и закон.

Занятие № 16. Семинар «Поговорим об алкоголе»

Цель: выработать у подростков негативное отношение к спиртным напиткам

Источники информации: видеоматериалы, телепередача « Здоровье»

Вопросы для обсуждения.

Наркотические вещества, их вред. Развитие алкоголизма. Алкоголь – путь в никуда. Влияние алкоголя на потомство.

Занятие № 17. Семинар « Культура питания. Культура движения »(1 час).

Цель: подтвердить фактами, примерами значимость для здоровья рационального питания,  мышечной активности, сформировать у учащихся на этой основе понятие физического воспитания.

Источники информации: слайды, фотографии спортсменов, рентгеновские снимки нарушений опорно-двигательного аппарата; видеокассета «Анатомия, физиология, гигиена»

Вопросы для обсуждения.

Образ жизни – фактор здоровья. Болезни сытости. Здоровая диета. Творческая активность, здоровье и долголетие Долгожители. Биобилдинг и пропорции тела.

Практическая работа № 9. «Определение гибкости позвоночника»

Презентация (1час).

Требования к уровню подготовки учащихся: 

Знать: основные экологические понятия, законы функционирования и развития природных систем;

- задачи экологии, принципы рационального природопользования;

- экологические проблемы своего региона, местности;

- об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

- простые приемы оказания доврачебной помощи при отравлении;

- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

- факторы, разрушающие здоровье человека;

- правила поведения в природной и социальной среде;

- о «зеленом» движении и Международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды от загрязнения.

Уметь: объяснять характер возникновения экологических проблем, причины их обострения на современном этапе развития;

- характеризовать взаимосвязи человека с окружающей средой и раскрывать их характер;

- раскрывать сущность глобальных экологических проблем,  причины  их породившие;

- прогнозировать возможные отрицательные последствия для всего человечества в случае их неразрешенности, пути выхода из кризиса;

- анализировать разнообразные экологические ситуации;

- прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного влияния ;

Календарно-тематическое планирование

№ урока

дата

тема

Кол-во часов

Формы контроля

РК

примечание

1

Введение

1

2

Отношения «человек – природа» в современных условиях

1

3

Шум и здоровье человекаП/Р №1: «Влияние шума на здоровье человека»

1

п/р

4

Продукты и их влияние на здоровье человека

П/Р№2: «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

1

п/р

5

Ритмы в жизни человека.

1

п/р

6

Экология населенного пункта П/Р№ 3: «Анализ суммарной запыленности воздуха»

1

п/р

7

Среда жилого помещения П/Р №4 «Гигиеническая оценка микроклимата помещения»

1

п/р

8

Загрязнение атмосферы.П/Р№ 5: «Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников»

1

п/р

9

Загрязнение почв П/Р№ 6: «Определение кислотности почвы»

1

п/р

10

Загрязнение водной среды П/Р№ 7: «Очистка воды из природных источников»

1

п/р

11

Охрана здоровья и экология

1

12

Экология и научно – технический прогресс

1

13

«СПИД- чума ХХ века»

1

14

«Вред курения» П/Р№8: «Влияние никотина на ферменты слюны»

1

п/р

15

«Золотые сны», от которых не просыпаются

1

16

«Поговорим об алкоголе»

1

17

Итоговый урок

1

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока,

Содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Информационно-методическое обеспечение

Дата

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение

Здоровье человека

Рождаемость

Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

Беседа

2

Отношение «человек- природа» в современных условиях

Место и роль человека в биосфере.

Современное состояние биосферы.

Экологические катастрофы.

Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.

Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

Анализ по тексту

видеофильм, кассета №2 «Загрязненная среда»

3

Шум и здоровье человека.

Уровень шума. Шумовое загрязнение. Слуховая чувствительность человека.

Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.

п/р :«Влияние шума на здоровье человека».

Таблица « Чувствительность уха».

4

Продукты и их влияние на здоровье человека

Режим питания.

Пищевые отравления.

Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

Понятие рационального питания.

Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.

п/р: «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

Презентация « Здоровее человека и пища»

5

Ритмы в жизни человека.

Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов.

Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.

Самостоятельные наблюдения на основе тестов.

диск 1С «Репетитор» (биология)

6

Экология населенного пункта

Среда обитания

Переработка отходов. Проблема автомобилей. Озеленение поселка.

Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

п/р: «Анализ суммарной запыленности воздуха»

Карта  населенного пункта, справочные материалы о показателях здоровья в населенном пункте.

7

Среда жилого помещения

Школьное помещение.

Тепловой режим.

Освещенность

Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.

П/Р №4 «Гигиеническая оценка микроклимата помещения»

8

Загрязнение атмосферы.

Источники загрязнения воздушного бассейна. Качественные и количественные изменения атмосферы.

Глобальные изменения.

Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека

П/Р№ 5: «Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников»

Презентация « Атмосфера в опасности»

9

Загрязнение почв

Значение почв. Причины загрязнения почв. Использование и сохранение почвенных ресурсов.

Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.

Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

П/Р№ 6: «Определение кислотности почвы»

кассета № 2 «Загрязненная среда»

Анализ

10

Загрязнение водной среды

Источники загрязнения природных вод. Загрязнение подземных и грунтовых вод.

Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека

П/Р№ 7: «Очистка воды из природных источников»

кассета № 2 «Загрязненная среда»

Анализ . Обсуждение мер по охране природных вод от загрязнения

11

Охрана здоровья и экология

Экологический фактор.. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни человека.

Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.

Фронтальная беседа

материалы средств массовой информации

12

Экология и научно – технический прогресс

Принципы рационального природопользования.

Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

Самостоятельный анализ

13

«СПИД- чума ХХ века»

СПИД. История открытия и изучения болезни.Возможности разработки вакцины.

Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности

4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

Анализ модели вируса.

«Модель вируса СПИДа»; компьютер; диск 1С «Репетитор» (биология); Сравнительный анализА.В.Яблокова «Биология и современность»

14

«Вред курения»

Курение. Вредные вещества табачного дыма. Влияние курения на работоспособность человека. Осложнения курения.

Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.

Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности

4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

П/Р№8: «Влияние никотина на ферменты слюны»

В.И.Коростелов. «Человек и его здоровье»,- М.:Медицина, 1986.Д.Колесов «Предупреждение  вредных привычек у школьников».- М.:Педагогика, 1984.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М.:Просвещение, 1983.

Вопросы для обсуждения.

15

«Золотые сны», от которых не просыпаются

Наркомания. Наркотики. Наркоманы.

Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.

Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

Беседа

Видео фильм

Вредные привычки- опасно»

16

«Поговорим об алкоголе»

Алкоголь. Влияние Алкоголя.

Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.

Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности.

.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

Обсуждение, анализ, составление памятки

Видео фильм « Вредные привычки- опасно»

17

Итоговый урок

Образ жизни – фактор здоровья. Болезни сытости. Здоровая диета.

Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.

Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.

Обобщающая беседа

слайды, фотографии спортсменов, рентгеновские снимки нарушений опорно-двигательного аппарата; видеокассета «Анатомия, физиология, гигиена»

Приложение 1

Практическая работа 1

«Влияние шума на здоровье человек

Цель работы - определить участок с наибольшим показателем уровня шума в дБА;

сделать вывод о причинах шумового загрязнения и последствиях этого явления на данном участке.

Оборудование. Шумометр

Наименование улиц

Интервалы уровня шума в дБА

61 – 65

66 – 70

71 – 75

76 – 80

Вывод:

Практическая работа 2

«Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»

Цель опыта – сравнить содержание нитратов в различных частях растения

Объекты и оборудование. Растительные объекты (капуста, морковь) раствор дифениламина в серной кислоте ( 0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл крепкой серной кислоты и хранят в темной склянке); пипетки, ступка с пестиком, предметное стекло, стеклянные палочки.

Постановка и проведение опыта.

Берут наружный и внутренний листы капусты. Кусочки листа растирают пестиком в ступке. Каплю полученного капустного сока помещают на предметное стекло и добавляют в нее несколько капель дифениламина. О содержании нитратов судят по изменению окраски. При небольшом количестве нитратов капля растительного сока приобретает светло – голубую окраску, при большом количестве нитратов появляется темно – синяя окраска. В результате опыта учащиеся приходят к выводу о том, что в наружных листьях капусты содержание нитратов гораздо больше, чем во внутренних.

Практическая работа 3

«Анализ суммарной запыленности воздуха за зимний период»

Цель опыта – определить запыленность приземных слоев атмосферы за зимний период,

сравнить разные в экологическом отношении участки микрорайона.

Оборудование: пробоотборники (пластмассовые бутылки с отрезанным дном – диаметр –

10 – 15 см, высота – 60 – 80 см), емкости для снега (полиэтиленовые пакеты), лопатки, трехлитровые банки, воронки, фильтры, весы, мерный цилиндр, блокнот, карандаш.

Постановка и проведение опыта.

1. Выбрать место сбора проб, с ненарушенным снежным покровом, в открытой местности.

2. Взять пробы снега с участка и поместить их в пакеты.

3. В помещении переложить снег в банки, убрав остатки растительности.

4.Взвесить сухие фильтры, записать результат(m ф).

5.измерить объем фильтра, записать результат (Vф)

6. Фильтры высушить при комнатной температуре в течение суток, взвесить, результат записать (m c).

7. Рассчитать величину атмосферных выпадений по формуле m = mc – m ф, где: m- масса осадка, mc- масса фильтра с осадком, mф – масса чистого фильтра.

8. Измерив,  площадь сечения пробоотборника, можно вычислить количество пыли, выпадающей на 1м2 или гектар за сезон.

9. Провести сравнительный анализ проб, рассчитав, сколько мг пыли приходиться на 1 л в Vф = m;  1л = х; X = (1л m) Vф

-Отчетное задание

1. Заполнить таблицу.

2. Выявить наиболее запыленный участок и объяснить причины загрязненности.

 Участок

m ф

m

Р мг/л

Степень загрязненности

                           

Приложение №2

Практическая работа 4

«Гигиеническая оценка микроклимата помещения»

Цель опыта: определить микроклимат учебного кабинета и сравнить с санитарными нормами.

Признак

Состояние

Температура воздуха

Влажность воздуха

Движение воздуха

Чистота воздуха

Наличие пыли

Наличие специфических запахов

Освещенность

Ориентация по сторонам света

Наличие растений

Комфортность рабочего места

Практическая работа 5

«Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников»

Цель опыта: определить уровень запыленности воздуха автомобильным транспортом и промышленными предприятиями.

Оборудование: кусочки картона (50 х 50 мм), липкая лента, срезы лишайников с кусочками коры деревьев, клей ПВА.

План работы:

1.Подготовить 4-6 срезов коры с деревьев с одинаковыми по размерам лишайниками одного вида ( пармелия, цетрария, кладония и др), прикрепить их к кусочками картона.

2. Прикрепить с помощью липкой ленты кусочки картона с лишайниками к деревьям на различных расстояниях от автодороги, промышленных предприятий. Один контрольный кусочек прикрепить в условно чистом месте.

3.Провести наблюдения за изменениями размеров, форм и цвета лишайников, оформить результаты наблюдений в таблице и сделать вывод.

Дата

Изменения:

контроль

Изменения:

контроль

Изменения: контроль

Изменения:

контроль

Изменения:

контроль

 

   

   Приложение №3

Практическая работа 6

«Определение кислотности почвы»

Цель опыта: определить значение рН для нормального роста и развития  сельскохозяйственных растений.

Оборудование и реактивы: стаканы химические(50мл), палочка стеклянная с резиновым наконечником, ложечка- дозатор (шпатель), мерный цилиндр (10 мл) или мерная пробирка, почва, 10% раствор хлорида калия, универсальная индикаторная бумага со шкалой значений рН.

План работы:

1. Приготовить почвенную вытяжку: в стакан поместить 2-3 см3 почвы, прилить 10 мл раствора хлорида калия, содержимое хорошо перемешать стеклянной палочкой и дать отстояться.

2.Определить значение рН: взять полоску индикаторной бумаги и опустить в вытяжку, вынуть индикаторную бумагу через 1-2 с, сравнить полученную окраску бумаги со шкалой значений рН, определить тип образца почвы ( кислотная, щелочная, нейтральная)

При значениях рН: от 1- до 5 – почва кислая

                                  от 5,5 до 6,5 - слабокислая      

                                  от 6,5 до 7 - нейтральная

                                  от 7до 8 - слабощелочная

                                  выше 8 - щелочная

Сделать вывод о необходимости известкования исследуемой почвы.

Практическая работа 7

«Простейшие способы очистки воды из природных источников»

Оборудование и реактивы: колба коническая на 250 мл, палочка стеклянная с резиновым наконечником, установка на фильтрования (штатив металлический ШЛХС с кольцом, воронка коническая –D = 56мл, стакан химический 250мл), ложка- дозатор, фильтр. Реактив – соль поваренная (кристаллы)

Ход работы

1.Наполнить коническую колбу водой из природного источника.

2.Добавить в нее ¼ часть чайной ложки (1 ложка – дозатор) поваренной соли.

3.Размешать воду в колбе до растворения соли, используя стеклянную палочку с резиновым наконечником.

4.Дать воде постоять 2,3 минуты. За это время погибнут некоторые виды микробов и осядут соли тяжелых металлов. Наблюдайте появление осадка.

5.Профильтруйте раствор. Полученную воду можно использовать для приготовления пищи.

2-ой способ:

Оборудование: колба коническая 100 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, нагреватель лабораторной посуды. Реактив- настойка йода.

Ход работы

1.Наполнить коническую колбу водой из природного источника.

2.Добавить в колбу с водой 1 каплю йодной настойки.

3.Размешать  воду в колбе стеклянной палочкой с резиновым наконечником.

4.Нагреть воду до кипения и осторожно кипятить 5-6 минут. Йод испарится, и вода будет пригодна для питья.

       Приложение № 4

Практическая работа 8

«Влияние никотина на ферменты слюны»

Цель опыта :выяснить условия действия никотина на ферменты слюны.

Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце.

Ход работы

1.Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной и напишите на бинте первую букву имени.

2.Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.

3. Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте его стеклянной палочкой и объясните, что произошло.

4.Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить ее своей слюной; напишите вторую букву своего имени; проделайте те же операции, что и в предыдущем опыте.

5. Объясните, почему во втором случае опыт не всегда удается. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями? На какое органическое вещество крахмал является реактивом?

Практическая работа 9

«Определение гибкости позвоночника»

Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).

Ход работы

1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3.Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула

(лестницы).

Оценка результатов

Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком

« +» ( это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал уровня опоры. Измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

Литература

Для учителя

1.Л.Б.Поддубная. Элективный курс «Секретный материал о твоем здоровье» Волгоград 2005

2.Р.К.Баландин., Л.Г.Бондарев. Природа и цивилизация. М.:Мысль, 1988.

3.П. Бертокс., Д. Рад. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений / Пер. с англ.; Под ред. Черткова Л.Б. М.: Мир, 1980.

4.А.А.Опаловский. Планета Земля глазами химика. М.:Наука,1990.  

Для учащихся.

5.Р.Аллен Как спасти землю. М.,1983.

6.И.В.Бестужев – Лада. Мир нашего завтра .М., 1986.с.171-185.

7.Ю.А.Израэль, Ф.Я. Ровенский. Берегите биосферу. М.,1987.

8.Ю.Китанович. Планета и цивилизация в опасности. М.,

9.И.Д.Лаптев. Экологические проблемы. М.,1985.

10.Г.И.Рычагов и др. Мир географии: География и географы. Природная среда. М.,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"

Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...

Лекция студентам первого курса по здоровому образу жизни «Волнуйтесь спокойно, у Вас экзамены.»

согласно учебному плану предусмотрен квалификационный экзамен, на котором проверяются освоенные Вами профессиональные компетенции: это качество Ваших знаний, умений по манипуляционной технике ухода за...

Проктная работа студентов 2 курса "Здоровье - образ жизни"

Человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинаетс...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...