Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ"
статья по теме

Капустян Елена Павловна

Как соединить два течения: общее образование и профессиональную подготовку так, чтобы слить их в общий поток? Есть, по меньшей мере, два подхода к его решению.       Первый: сначала изучается теоретический курс, и на его основе строится обучение профессии.       Второй: теоретическое и профессиональное обучения проводятся параллельно и одновременно.       Оба варианта имеют достоинства и недостатки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx115.16 КБ

Предварительный просмотр:

необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл. Концепция контекстного обучения продуктивна в профессиональном обучении в разных типах учебных заведений. 

 Контекстное обучение ориентируется на то, что знания, умения, навыки даются не как предмет, на который должны быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. Если же быть совсем точным, то контекстное обучение рассматривает учение и труд не как разные виды деятельности, а как два этапа развития одной и той же деятельности в генезисе.

Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Технология контекстного обучения состоит из трех базовых форм деятельности: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование). Этим трем формам деятельности можно сопоставить три обучающие модели: семиотические, имитационные, социальные.

Семиотические обучающие модели включают систему заданий, предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. В моделях такого типа предметная область деятельности развертывается с помощью конкретных учебных форм, в рамках которых выполняются задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу. Единицей работы студента является речевое действие – слушание, говорение, чтение, письмо. Средством работы является ТЕКСТ.

В имитационных обучающих моделях учебные задания предполагают выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основе которого достигается практически полезный эффект. Средством работы будет – КОНТЕКСТ.

В социальных обучающих моделях задания должны выполняться в совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса (два и более). Такие совместные поиски решения проблемы дают опыт коллективной работы в будущей профессиональной среде. Эта модель реализуется в деловых и учебных играх, НИРС, комплексном курсовом и дипломном проектировании. Единицей деятельности студента становятся поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры, осмысляет свое отношение к труду, обществу, самому себе. Средством работы, формирующим ценностное отношение личности к труду, людям и природе служит ПОДТЕКСТ.

В ТКО содержание подготовки специалиста, таким образом, включает два слагаемых: предметное содержание, которое обеспечивает профессиональную компетентность специалиста, и социальное, обеспечивающее способность работать в коллективе, быть гражданином. Предметное содержание называем базовым, а социальное – фоновым. К фоновому относят содержание этики, экологии, истории культуры и т.д., все, что формирует мировоззренческие и социальные качества специалиста.

 Имеется возможность использовать такую составляющую  ТСКО (Технология социально-контекстного образования), как ролево-игровое проектирование в различных ситуациях социального взаимодействия обучающихся, предполагающее моделирование ролевого поведения, основанного на знаниях, умениях, навыках и социально-личностных характеристиках, в той или иной степени сформированных у человека в зависимости от его возраста, и, соответственно, жизненного опыта. Хотя ни в коей мере нельзя оценивать людей в возрасте, например, 12 или 16 лет как не имеющих жизненного опыта и поэтому неспособных принять правильное в данной ситуации решение. Здесь речь идет о сформированной способности применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Технология социально-контекстного образования (ТСКО) позволяет проектировать и реализовывать в ролевых играх именно такие ситуации. Исполняя различные социальные роли, которые рассматриваются в том или ином ролево-игровом проекте, учащиеся различного возраста получают возможность ответить на вопросы «Кто я в этой жизни?», «Что помогает или мешает мне достичь желаемого?» и определить свою позицию, исходя из социального контекста. 

Виды контекстного обучения.


Социальный


    Предметный


               1) ценностно-ориентационный


1) производственно-технологический


              2) 
личностный


2) организационно-управленческий


3) должностной


4) учрежденческий

 Для построения технологии контекстного обучения используется, как правило, следующая классификация видов контекста в обучении:


  Таким образом, профессиональный контекст, который может воссоздаваться в учебном процессе, состоит из социального контекста, отражающего нормы отношений и социальных действий, а также их ценностную ориентацию, и предметного, отражающего технологию собственно трудовых процессов. Личностный компонент характеризует морально-этические правила и нормы поведения и взаимоотношений специалистов как представителей данной социальной системы, их социально-психологические качества и характеристики.
Преподавателю необходимо добиваться дидактически адекватного моделирования в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Для эффективности этого процесса следует выполнять ряд требований:

  • обеспечивать содержательно-контекстное отражение профессиональной деятельности специалиста в формах учебной деятельности студента; сочетать разнообразные формы и методы обучения с учетом дидактических принципов и психологических требований к организации учебной деятельности;
  • использовать модульность построения системы и ее адаптивность к конкретным условиям обучения и контингенту обучаемых;
  • обязательно реализовывать различные типы связей между формами обучения (по существу данное требование выступает как механизм реализации модульности построения обучения);
  •  обеспечивать нарастающую сложность содержания обучения и соответственно форм контекстного обучения от начала к концу целостного учебного процесса.

А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:
• обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
• моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
• принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
• адекватность форм организации целям и содержанию образования;

• принцип ведущей роли совместной деятельности;
• принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов;
• принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
• принцип единства обучения и воспитания профессионала.
Основная цель контекстного обучения – формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.
Содержание контекстного обучения отбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста – его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково -), однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.
В контекстном обучении выделяют три базовые формы деятельности и множество переходных от одной базовой к другой. Базовыми формами являются:
• учебная деятельность академического типа (информационная лекция и др.); но уже здесь на проблемной лекции, например, намечается контекст будущей профессиональной деятельности;
• квазипрофессиональная деятельность: имитационная, ролевая, деловая игра и другие игровые формы организации учебной деятельности.

Хотя игра остается аудиторной формой занятий, но в ней воссоздается

предметное, социальное и психологическое содержание профессионального

труда специалиста – контекст профессиональной деятельности;
• учебно-профессиональная деятельность, в которой студент выполняет функции специалиста: производственная практика, написание курсовых и дипломных работ и др. На этом этапе происходит трансформация учебной деятельности в профессиональную.

Согласно концепции знаково-контекстного обучения учащиеся осуществляют в процессе обучения три основные формы деятельности: учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную, причем переход от одной формы к другой обусловливается логикой контекстного развертывания содержания обучения. Проектирование, организация и осуществление этих форм деятельности предполагает учет требований не только со стороны изучаемой науки, на основе которой строится учебный процесс, или дидактики, но и со стороны профессиональной деятельности, включая социальное нормирование активности обучаемых. Эти требования со стороны профессиональной деятельности являются системообразующими, определяющими технологию обучения.

Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через «профессиональный контекст». В данном случае под «профессиональным контекстом» понимается совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально-психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда.

Таким образом, профессиональный контекст, который может воссоздаваться в учебном процессе, состоит из социального контекста, отражающего нормы отношений и социальных действий, а также их ценностную ориентацию, и предметного, отражающего технологию собственно трудовых процессов. Личностный компонент характеризует морально-этические правила и нормы поведения и взаимоотношений специалистов как представителей данной социальной системы, их социально-психологические качества и характеристики.

В соответствии с основными положениями технологии контекстного обучения преподавателю необходимо добиваться дидактически адекватного моделирования в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности Для эффективности этого процесса следует выполнять ряд требований:

  • обеспечивать содержательно-контекстное отражение профессиональной деятельности специалиста в формах учебной деятельности студента;
  • сочетать разнообразные формы и методы обучения с учетом дидактических принципов и психологических требований к организации учебной деятельности;
  • использовать модульность построения системы и ее адаптивность к конкретным условиям обучения и контингенту обучаемых;
  • обязательно реализовывать различные типы связей между формами обучения (по существу данное требование выступает как механизм реализации модульности построения обучения);
  • обеспечивать нарастающую сложность содержания обучения и соответственно форм контекстного обучения от начала к концу целостного учебного процесса.

Реализация этих требовании дает возможность проектировать целостный учебный процесс, в котором учитываются такие факторы, как специфика учебных дисциплин, особенности и возможности каждого участника учебного процесса преподавателя, студентов, а также продолжительность и материально-технические условия обучения. Кроме того, применение данной технологии дает возможность осуществлять научно обоснованный поиск форм и методов контекстного обучения, конструировать их системы, корректировать как содержание, так и цели обучения (требования квалификационной характеристики).

Таким образом, технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста. Процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную должен отслеживаться и контролироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему и личностно значимым критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную, на заинтересованное участие будущего специалиста в реализации процесса его перехода от учения к профессиональной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Котова, И.Б. Педагогическое взаимодействие [Текст] / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  2. Степанов, Р.И. Технологический подход к гуманизации образования [Текст] / Р.И. Степанов. – М.: Наука и образование, 2003.
  3. Начальное и среднее профессиональное образование [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.krskstate.ru/krao/nachprof
  4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.

5.http://paidagogos.com/?p=103#hcq=cTJUwFp  

Составитель : преподаватель  Капустян   Е.П.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для подростков с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени...

Современные образовательные технологии. Технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошл...

Современные образовательные технологии. Технология обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Д...

Современные образовательные технологии. Технология дифференцированного обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и ...

Инновационные образовательные технологии в инженерном образовании (на примере контекстного обучения в СПО)

Статья опубликована в журнале "Молодой учёный" №3 (137), январь 2017 г.В данной статье проиллюстрировано практическое применение контекстного обучения в системе среднего профессионального об...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" ),

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...

Статья "Новые технологии обучения музыке в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов" ( сборник тезисов 3 Всероссийской научно-практической конференции "Современная ДШИ: теория, методика,практика, перспектива" )

В статье говорится о необходимрсти использования новых технологий обучения музыке. Общество неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями.Хранение и систематизация информации , быс...