Методическая разработка для студента "Мерчандайзинг в аптечных учреждениях"
методическая разработка по теме

Костриба Ольга Васильевна

Методическая разработка для студента "Мерчандайзинг в аптечных учреждениях" предназначена 3 курса специальности "Фармация" медицинского колледжа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ГАУ АО ПОО «АМК»

Методическая разработка практического занятия

для студента

Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях».

МДК 03.01 «Организация деятельности аптек и ее структурных подразделений»

ПМ 03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»

Специальность: 330201 «Фармация»

Составитель: Костриба О.В. преподаватель организации деятельности аптек и ее структурных подразделений

г Благовещенск

2016

Рассмотрено на заседании ЦМК

____________________________

                        (название)

Протокол № _________________

от «___» _____________ 2015 г.

Председатель ЦМК ____________

Давыдова О.А..

Утверждено экспертным советом при информационно-методическом центре АМК

«____» _______________ 2015  г.

Практическое занятие №3

Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях».

Продолжительность: 270 мин.

Цель занятия: научиться размещать товар и рекламные материалы на витринах аптек

По окончании занятия студент должен:

Знать:

  • правила размещения и выкладки упаковок на витринах
  • наиболее выгодные места для размещения товаров
  • организацию функциональных зон торгового зала
  • методику распределения торгового зала

Уметь:

  • соблюдать правила при оформлении витрин
  • анализировать ассортимент по каждой группе товаров
  • делать выкладку товара на витрины
  • выделять в аптеке благоприятные и неблагоприятные зоны продаж
  • определять зоны в торговом зале: «горячая», «теплая», «холодная»

В результате обучения студент должен овладеть:

Общими компетенциями (ОК):

  • уметь работать в коллективе
  • понимать сущность и социальную значимость будущей профессии
  • организовывать собственную деятельность

-использовать рекламные материалы при оформлении витрин

Профессиональными компетенциями (ПК):

  • соблюдать санитарный режим, охрану труда и ТБ
  • участвовать в оформлении торгового зала
  • оформлять документы первичного учета
  • продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента
  • отпускать лекарственные средства населению, в том числе по бесплатным,льготным рецептам и требованиям ЛПУ
  • организовывать прием и хранение лекарственных средств и лекарственного растительного сырья

Тип занятия:практическое занятие с элементами проблемного обучения

Место проведения:кабинет организации деятельности аптек и ее структурных подразделений

Литература

  1. Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2002г 400с
  2. Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 1991г 624с
  3. Славич-Приступа А.С. «Аптечный маркетинг» издательство «Катрен-Стиль», 2013г 143с
  4. Лекционный материал

Оснащение занятия:

  1. Методическая разработка практического занятия для студента .
  2. Средства деятельности: муляжи упаковок лекарственных препаратов, рекламные материалы, дидактический материал .
  3. Доска.
  4. Презентация.

Внутрипредметные связи:

  1. Аптечный маркетинг.
  2. Дистанционные аптечные продажи .
  3. Ассортимент и формирование покупки.
  4. Реклама производителей в торговом зале аптеки.

Межпредметные связи:

  1. Латинский язык (прием рецептов)
  2. Отпуск лекарственных препаратов из аптек (рецептурный и безрецептурный отпуск)
  3. Гигиена.
  4. Фармакология (выкладка препаратов по фармакологическим группам).

Структура занятия:

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Контроль исходного уровня знаний – 30 мин.
  3. Самостоятельная работа – 180 мин.
  4. Учебно-исследовательская работа – 20 мин.
  5. Закрепление пройденного материала – 15 мин.
  6. Подведение итогов занятия – 15 мин
  7. Задание на дом – 5 мин.

Содержание занятия:

  1. Организационный момент

Проверить наличие рабочей тетради, наличие у студентов халатов, колпака, сменной обуви. Подготовить рабочее место к занятию.

Методическая установка:

В настоящее время торговые залы аптечной сети представлены 2 типами

  • Традиционным (с выделением отделов)
  • По типу супермаркета (самообслуживание)

Планируя размещения отделов, рекламных материалов, нужно учитывать плотность потока покупателей. Определить наиболее выгодные места для размещения товара, их называют благоприятные и неблагоприятные зоны. Поэтому, сегодня на занятии вы должны, используя свои теоретические знания, научиться распределять товар по группам и выделять зоны наиболее благоприятные для продвижения товара.

Студенты записывают тему и цель практического занятия.

  1. Контроль исходного уровня знаний
  1. Ответить на контрольные вопросы (Приложение №1)
  2. Решить ситуационные задачи (Приложение №2)
  3. Самостоятельная работа:
  1. Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
  2. Студенты знакомятся с предложенными преподавателем муляжами ( упаковками  лекарственных препаратов).
  3. Под руководством преподавателя:

а) получают индивидуальные задания(Приложение №3),

 б) распределяют муляжи по фармакологическим группам.

в) название групп заносят в тетрадь, в виде таблицы (1 графа- наименование группы,

2графа- наименование лекарственных препаратов)

  1. Самостоятельно, используя необходимые рубрикаторы, выбрать правильные названия (результаты отразить в тетради)
  2. Работа по вариантам ( у преподавателя получить карточку с вопросами (приложение №4)
  1. Закрепление пройденного материала:
  1. Тестовый контроль (приложение №5)

      5. Подведение итогов занятия:

          Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная.

  1. Задание на дом:

Тема: Аттестация и сертификация специалистов.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Кадровая политика. Подготовка фармацевтических  кадров (назвать учебные заведения)
  2. Какова номенклатура должностей?
  3. В чем заключается сертификация специалистов?
  4. Назвать срок действия сертификата качества.
  5. Назвать порядок присвоения квалификационных категорий.
  6. Какие периоды включают в стаж по аттестуемой специальности?
  7. Назвать комплект  документов для получения квалификационной категории.
  8. Как происходит регистрация поступивших документов?
  9. Рассказать порядок работы экспертной группы.
  10. Назвать формулировки применяемые при принятии решений.
  11. В чем заключается подведение итогов аттестации?

Литература

  1. Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2002г 400с
  2. Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 1991г 624с
  3. Славич-Приступа А.С. «Аптечный маркетинг» издательство «Катрен-Стиль», 2013г 143с
  4. Лекционный материал

Теоретическая основа.

Мерчандайзинг-это ряд мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационных  материалов на полках и витринах.

Мерчандайзинг- это один из способов размещения рекламы.

Цели мерчандайзинга:

- скорейшая реализация товаров.

-увеличение объемов продаж.

- повторное приобретение товаров.

Все покупки можно разделить на три категории:

-четко спланированные(покупатель точно знает, какой товар хочет приобрести)

- нечетко спланированные (покупатель определил для себя лишь вид товара, например средство от насморка)

-незапланированные (совершаются спонтанно)

В настоящее время торговые залы аптек в РФ представлены двумя типами:

- традиционным с выделением отделов;

- по типу супермаркета (самообслуживание)

В торговом зале аптек могут выставляться стенды с рекламой любых препаратов безрецептурного отпуска, при этом рекламируемый препарат обязательно должен быть в продаже.

В аптеке выделяют наиболее выгодные места для размещения товара:

- полки в центральных местах торгового зала;

- полки на уровне от пояса до глаз;

- полки с правой стороны от потока покупателей;

- зоны в районах наиболее вероятных остановок  покупателей.

Размещая товар на полках аптеки, следует помнить, что отсутствие товара потеря денег.

Приложение №1

Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях

Контроль исходного уровня знаний

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение понятию – мерчандайзинг.
  2. Назвать цели мерчандайзинга.
  3. Назвать  виды и категории покупок.
  4. Назвать  основные принципы мерчандайзинга.
  5. Назовите правильные названия рубрикаторов.
  6. Дайте формулировку зонированию в аптеке.
  7. Назовите правила оформления витрин согласно правилам мерчандайзинга.
  8. Назовите сильные и слабые места торгового зала аптеки .
  9. Назовите правила выкладки товара, выгодные полки для размещения товара в витрине.

Приложение №2

Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях

Контроль исходного уровня знаний

Ситуационные задачи

Вопросы

  1. Два варианта
  1. Из представленных высказываний, выбрать  правильные:

Группа А (Выгоды покупателя)

Группа Б(Выгоды аптеки)

а) Возможность быстро и самостоятельно выбрать товар

б) привлечение внимания к отдельным препаратам

в) увеличение полноты показа ассортимента

г) увеличение продолжительности требования покупателя в аптеке

д) получить информацию о товаре

е) испытать удовольствие от процесса совершение покупки и пребывания в аптеке

Приложение №3

Тема: Мерчандайзинг в аптечных учреждениях

Индивидуальные задания для выполнения.

1в. Определить по индивидуальным карточкам – сильные и слабые зоны в торговом зале аптеки.

2в. Определить ошибки при размещении рекламно-информационных материалов

(записать в рабочую тетрадь)

  1. реклама помещена на витринах, где рекламируемые товары не выложены;
  2. представлена реклама товаров, которых нет в продаже;
  3. аптека перегружена рекламными материалами;
  4. используется старый, неопрятный  рекламный материал;
  5. реклама загораживает товар;
  6. реклама используется больше одного месяца – в этом случае посетители перестают воспринимать ее.

Приложение №5

Закрепление пройденного материала:

Тестовый контроль. Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях»

1 вариант

  1. Мерчандайзинг для аптеки – это прежде всего:

А) предоставление полной информации о товаре

Б) улучшение качества обслуживания покупателей

В) увеличение рентабельности торговых площадей и, соответственно, объема продаж

  1. Анализ покупателей необходимо проводить для:

А) установления цен;

Б) выделения целевой группы покупателей и подбора соответствующего ассортимента

В) это совсем необязательно делать

  1. Правило «золотого треугольника» применяют:

А) в аптеках закрытой формы        

Б) в аптеках открытой формы

В) в аптеках открытой и закрытой формы

  1. «Горячая зона» - это:

А) зона по левой стороне

Б) зона по правой стороне покупательской потока и около касс

В) витрины, расположенные около выхода

  1. «Теплая зона» - это:

А) зона по правой стороне в начале покупательского потока

Б) около входа

В) зона в центральной части торгового зала, в середине потока

  1. «Холодная» зона – это:

А) 1/3 часть в начале аптеки и зона, наиболее удаленная от входа в аптеку

Б) витрина по правой стороне покупательского потока

В) зона около касс с левой стороны

  1. Около кассы размещают:

А) растущие категории и бренды с наибольшей долей рынка

Б) товары импульсного спроса (жевательная резинка, витамины, леденцы, гематоген, презервативы)

В) препараты, нуждающиеся в срочной реализации (с истекающими сроками годности)

  1. Наиболее важными местами расположения товара на полке являются:

А) места в центре полки справа от центра

Б) слева от центра полки

В )боковые

  1. Порядок расположения товара на полке:

А) в центре располагают товары, дающие основную прибыль, справа – более дорогие, слева – более дешевые

Б) в центре располагают товары по средней цене, справа – более дешевые, слева – более дорогие

В) не имеет значения

  1. Правильные названия рубрикаторов должны быть такими:

А) «Диуретики», «Муколитические средства», «Сорбенты»

Б) «От головы», «От поноса», «От вшей»

В) «Средства от боли», «Средства от гриппа и простуды», «Витамины», «При аллергии», «Средства от кашля».

Приложение №5

Закрепление пройденного материала:

Тестовый контроль. Тема: «Мерчандайзинг в аптечных учреждениях

2 вариант

  1. Анализ месторасположения аптеки необходимо проводить

А) для выделения целевой группы покупателей и привлечения новых посетителей

Б) чтобы точно знать, какие аптеки расположены рядом

В) это совсем необязательно делать

  1. «Золотой треугольник» - это:

А) площадь, расположенная между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в аптеке

Б) площадь, расположенная между входом, выходом и кассой

В) площадь, расположенная между входом, кассой и дверью в служебные помещения

  1. Зонирование аптеки необходимо делать для:

А) наиболее рационального расположения витрин и определения, какие виды товаров располагать на них

Б) обеспечения удобства работы сотрудников

В) зонирование необязательно

  1. В «горячей» зоне располагают:

А) дорогостоящую косметику

Б) специализированные товары (детские товары, спортивное или диетическое питание, чаи)

В) товары, приносящие наибольшую прибыль(категории лекарственных средств, являющиеся самыми импульсивными, сезонные, рекламируемые, ходовые)

  1. В «теплой» зоне располагают:

А) дорогостоящие витамины, лекарства, не являющиеся сезонными, мази, БАДы, популярную недорогую косметику

Б) диван, стол и стул для посетителей аптеки

В) сезонные и рекламируемые товары

  1. В «холодной» зоне располагают:

А) ходовой товар

Б) сезонный товар

В) товары, умеющие небольшой, но стабильный спрос( изделия медицинской техники, фиточаи, лекарственные травы, средства перевязки, предметы ухода за больными), лечебную косметику

  1. Самая лучшая полка для размещения товара:

А) на уровне шляпы

Б) на уровне глаз покупателя

В) на уровне ног

  1.  Самое лучшее место и большую площадь на полке должны занимать препараты:

А) наиболее дорогостоящие

Б) приносящие наибольшую прибыль

В) рекламируемые

  1. Рубрикаторы необходимые для:

А) лучшей ориентацией покупателей в аптеке и самостоятельного принятия решения

Б) удобства работы работников первого стола

В) рубрикаторы необязательны

  1. Правильные названия рубрикаторов должны быть такими:

        А) «Диуретики», «Муколитические средства», «Сорбенты»

        Б) «От головы», «От поноса», «От вшей»

        В) «Средства от боли», «Средства от гриппа и простуды», «Витамины», «При аллергии», «Средства от кашля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов на тему "Аптечные торговые сети Санкт-Петербурга"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и соответствует уровню подготовки студентов учреждений СПО, обучающихся по специальности «Сестринское дело» по ...

Тема: Охрана труда и техника безопасности в аптечных учреждениях.

Лекция для студентов фармацевтического отделения 104группы....

Методическая разработка учебно-исследовательской конференции "Реализация антиангинальных лекарственных средств аптечными организациями"

Цели: создание условий для усвоения системы знаний об особенностях действия антиангинальных лекарственных средств, показаниях к применению, побочных эффектах; для изучения нормативно-правовой базы, ре...

Лицензирование аптечных учреждений

Виды лицензий.Правила проведения лицензирования....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.01.Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента МДК.01.02.02.Организация работы аптек по отпуску товаров аптечного ассортимента 3 курс, специальность 33.02.01.Фармация ТЕМА: «Органи

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что правильная  организация  работы по приему рецептов и отпуску лекарственных средств является одной из главных функций аптеки и требует о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Безопасность жизнедеятельности в образовательном учреждении»...

Методическая разработка "Введение в аптечную технологию лекарственных форм"

Данный учебный документ разработан для введения в модуль "Фармацевтическая технология". Здесь освещены основные понятия, необходимые для изучения дисциплины "Технология изготовления лек...