Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы в форме реферативного сообщения
методическая разработка

Реферат (от латинского refero - передаю, сообщаю) - краткое письменное изложение материала по определенной теме с целью привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования умения подбора и изучения литературных источников, используя при этом дополнительную научную, методическую и периодическую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_referatu.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»)

ЛЮБЕРЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 в форме реферативного сообщения

 

                                                                         Составлена:

                                                                              преподавателем

                                                                                                     профессиональных модулей

                                                                              Ермаковой В.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению и оценке реферативных работ студентов.

Реферат (от латинского refero - передаю, сообщаю) - краткое письменное изложение материала по определенной теме с целью привития студентам навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования умения подбора и изучения литературных источников, используя при этом дополнительную научную, методическую и периодическую литературу.

Объем реферата составляет 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу.
Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Функции реферата: информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.
Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.
Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.
Структура реферата:
Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1)

  1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
  2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
  3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
  4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
  5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
  6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом.

I этап. Выберите тему реферативного сообщения.

 Обучающийся может сформулировать тему самостоятельно и согласовать её с преподавателем. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

II. Изучите литературные источники по данной теме.  

Вы можете найти источники информации самостоятельно и согласовать их с преподавателем.

Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками:

 исторические, законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению монографий, научно- исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы и сопоставлены.

III. Составьте план сообщения.

План реферата должен включать в себя введение, основной текст и

заключение.

Во введении аргументируется актуальность выбранной темы, указываются цели и задачи исследования. В нем также отражается методика исследования и структура работы.

Основная часть работы предполагает освещение материала в соответствии с планом. Основной текст желательно разбивать на главы и параграфы.

В заключении излагаются основные выводы и рекомендации по теме исследования.

IV.Оформите реферативное сообщение  согласно требованиям.

Реферат должен содержать: титульный лист, оглавление и список использованной литературы. На титульном листе указываются: полное название учебного заведения, учебная дисциплина/модуль, тема работы, курс, группа, фамилии, имена, отчества студента и руководителя работы, название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы.

Список литературы и сноски на страницах оформляются в соответствии с действующими стандартами. (ФГОС) (см рекомендации к диплому и курсовой)

 Реферат может содержать приложения в форме схем, образцов документов и другие изображения в соответствии с темой исследования.

Все страницы работы, включая оглавление и список литературы, нумеруются по порядку с титульного листа (на нем цифра не ставится) до последней страницы без пропусков и повторений.

 Введение, заключение, новые главы, список использованных источников и литературы должны начинаться с нового листа. Подбор литературы производится студентом из предложенного преподавателем списка литературы или может быть расширен самостоятельно.

Текст реферата необходимо набирать на компьютере на одной стороне листа. Размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 12, межстрочный интервал – 1,5. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

Реферат, выполненный небрежно, неразборчиво, без соблюдения

требований по оформлению, возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.

Критерии оценки:

Реферативное сообщение оценивается на пять «5», если:

Студент свободно применяет знания на практике;

Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;

Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

Студент усваивает весь объем программного материала;

Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;

Реферативное сообщение оценивается на четыре «4», если:

Студент знает весь изученный материал;

Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

Студент умеет применять полученные знания на практике;

В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;

Реферативное сообщение оценивается на три «3», если:

Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;

Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;

Реферативное сообщение оценивается на два «2», если:

У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;

  • Материал оформлен не в соответствии с требованиями;

Приложение 1

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 2»

(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»)

ЛЮБЕРЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

Реферативное сообщение

Тема: ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

ПМ.04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра»

Группа _________________

Специальность _____________________

Работу защитил

с оценкой_____________

                                

_______________________

(подпись руководителя с расшифровкой)

«          »                20          г.

Люберцы 20____ г.

Приложение 2

Образец оформления содержания

реферативного сообщения.

Содержание

Введение

Стр.    .

Основная часть

Глава 1

Стр..     .

Стр..     .

1.1.

Стр..     .

1.1.1.

Стр..     .

1.1.2.

Стр..     .

1.2.

Стр..     .

Глава 2.

Стр..     .

2.1.

Стр..     .

2.2.

Стр..     .

Заключение

Стр..     .

Список литературы

Стр..     .

Приложения

Стр..     .

Приложение 1. (Название приложения)

Стр..     .

Приложение 2. (Название приложения)

Стр..     .

Приложение 3

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК

(СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008«Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Список литературы к реферативной работе включает библиографические ссылки на издания и другие источники информации, на которые автор ссылается в текстовой части работы, а также на те, которые автор изучил в ходе исследования и подготовки к написанию темы. Он помещается после основного текста работы.  Каждая библиографическая ссылка в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

Период издания источников основной литературы не более 5 лет.

Нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Кодексы по алфавиту;
  • Законы Российской Федерации – по хронологии;
  • Указы президента РФ – по хронологии;
  • Акты правительства РФ – по хронологии вне зависимости от вида нормативного акта.

В списке должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник публикации.

Пример: Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 15 марта 1996 г. - М. : Инфра.М-Норма, 1996. – 63 с.

Список использованной литературы располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (если автор на титульном листе не указан, то по названию книги).

Библиографическое описание монографии (книги)

  • Заголовок (фамилия и инициалы автора или авторов).
  • Основное заглавие (название книги, указанное на титульном листе). Если авторов более трех, то описание начинается с основного заглавия.
  • Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр и т.д.).
  • Сведения об ответственности (содержит информацию об авторах, если их четыре и более, составителях, переводчиках и т.п.; об организациях от имени которых опубликован документ.
  • Сведения о повторности издания(порядковый номер издания, кроме первого).
  • Место и год издания.
  • Порядковый номер выпуска или части.
  • Количество страниц.

Пример: Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи/ Смолева Э.В.; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. – Изд. 8-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 473, [1] с. – (Среднее профессиональное образование).

Библиографическое описание статьи из журнала.

  • Сведения о статье.
  • Сведения о документе, в котором помещена статья. Эти части разделяются знаком «//» с интервалом до и после знака.

Пример: Храпунова И.А. Санитарно-эпидемиологическая обеспечение стационарного

Хирургического больного  // Санэпидемконтроль. – 2012. - № 5. – с. 75-78.

Библиографическое описание электронного издания

  • Заголовок электронного документа.

Заглавие [Общее обозначение материала]: сведения, относящиеся к заглавию/сведения об ответственности.

  • Обозначение вида ресурса (вид эл. ресурса).

Место издания, производства и (или) распространения: Имя издателя, дата издания.

Режим доступа к ресурсу.

  • Источник основного заглавия
  • Язык ресурса.
  • Дата обращения.

Пример: Хорацио Ф. Всемирный музей танго. Виртуальная экскурсия [Электронный ресурс] / Ф. Хорацио; записала Ю. Зуева ; пер. С. Тютиной. - Электрон.ст. - Буэнос - Айрес, 2004. - URL: http://tangomania.ru/articlesabout.php?uin=50, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - (Дата обращения: 20.01.2009).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по математике для студентов I курса

Цель данных методических указаний – ознакомить  с общими положениями о самостоятельной работе студентов по математике, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по МДК 05.02. «Технология электромонтажных работ»  разработанной на основе Федерального государственного образовательного ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой  МДК 06.01 Управление структурным подразделением  организации....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПМ.02. «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВНУТРИАПТЕЧНОГО КОНТРОЛЯ»

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности "Фармация". Разработаны в соответствии с ФГОС, являются обязательными для выполнения....

Учебно-методическая разработка: Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (кос) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку

МетМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (КОС) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку включают ...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по специальности 08.02.06 «Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

Самостоятельная работа  является обязательной для каждого студента и определяется государственным образовательным стандартом учебным планом и рабочей программой дисциплины. Самостоятельная р...