Методическое пособие ПМ 02 МДк 02.01 тема 13 по теме: "Сестринская помощь при гриппе,ОРВИ и менингококковой инфекции"
методическая разработка по теме

Методические пособие для проведения практического занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения г. Москвы

 Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Медицинский колледж №1 филиал №4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для самостоятельной работы студентов

Для практического занятия

ТЕМА «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ГРИППЕ , ОРВИ И МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ»

Профессиональный модуль 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Междисциплинарный курс 02.01 «Сестринский уход при различных заболевания и состояниях»

Тема №13 «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии»

 

Специальность34. 02. 01 «Сестринское дело» 51

Курс 3

Семестр 6

Москва 2016г.

РАССМОТРЕНО

На заседании дисциплин

Протокол №10 От «26» мая 2016г.

Председатель                             /Розова Е.В.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по учебной работе / Гусева И.В.

«26» мая 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Технологическая карта занятия…………………………………………стр. 4-15

2.Часть1 «Контроль исходного уровня теоретический знаний.стр.16-19

3.Часть2 «Противоэпидемические мероприятия в очаге……..стр.20-22

4.Часть3 «Манипуляционная техника»…………………………………стр.22-26

5.Задание на дом ВСР…………………………………………………………….стр.27

6.Приложения…………………………………………………………………………стр28-37

Технология карта занятия

1.Дисциплина (УД,ПМ,МДК)

Профессиональный модуль 02 «участи в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

Междисциплинарный курс 02.01. «Сестринский уход при различных заболевания и состояния»

2.курст 3  Семестр 6

3. Тема занятия: Сестринская помощь при гриппе, ОРВИ и менингококковой инфекции

4.Вид занятия: практическое

5. тип урока:

  • Применение новых знаний ,умений ,навыков;
  • Повторения и закрепления

Место проведения занятия и время проведения занятия:

МК 1 филиал  4 кабинет №36

8. Мотивация темы:

Проблема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), до сегодняшнего дня остается актуальной. Другие острые вирусные респираторные инфекции (ОРВИ)  по-прежнему остаются самыми массовыми и занимают лидирующую позицию в структуре инфекционных заболеваний.

Ежегодно в РФ болеют гриппом и ОРВИ приблизительно 40 млн. человек

По данным ВОЗ ,летальность от гриппа и его осложнений составляет около 6%. В целом, с вирус- ассоциированными респираторными болезнями связанно около 60% случаев смерти . Непосредственной причиной летальных исходов обычно являются тяжелые осложнения : пневмонии , бронхиты, синуситы, энцефалопатии, бронхиальная астма.

Группы высокого риска тяжелого течения заболевания и летального исхода вследствие гриппы являются:

  • Дети в возрасте от 1 года
  • Пациенты учреждений длительного ухода
  • Дети и взрослые с хроническими заболеваниями дыхательной, сосудистой, эндокринной, выделительной систем или гемоглобинопатиями;
  • Пациенты с иммунодефицитами различного генеза
  • Дети и подростки, длительно принимающие ацетилсалициловую кислоту
  • Беременные
  • Лица старше 60 лет
  • Лица с избыточной массой тела

Рост заболеваемости ОРВИ (включая грипп) является серьезной социально-экономической проблемой для любой страны . в России  ежегодный суммарный экономический ущерб от гриппа оценивается примерно в 4- млрд.руб. По оценкам специалистов ,в РФ до 67% всех больничных листов связано с диагнозом ОРВИ . Средняя продолжительность нетрудоспособности для городского населения России составляет 8-9 дней.

9.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

 Общая цель:  способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

Освоенные компетенции

Умения

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Понимание социальной значимости инфекционных заболеваний

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

Умение дать адекватную оценку эффективности и качества выполнения своих действий

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Решение стандартных и нестандартных  профессиональных задач при проведении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при инфекционных заболеваниях

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

эффективный поиск необходимой информации; умение анализировать найденную информацию

Знать новейшие технологии выполнения лечебно-диагностических , паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности при осуществлении лечебно-диагностических, паллиотивных и реабилитационных сестринских мероприятий6

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде , объяснить ему суть вмешательств.

Устанавливать контакт с пациентом / членом его семьи.

Производить оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве. Представлять информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории. Получать согласие на вмешательство . Контролировать усвоение полученной информации

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирать дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и его окружающими . Совместно со всеми участниками лечебно – диагностического процесса готовить пациента и участвовать в проведении вмешательств в соответствии с протоколами , принятыми в ЛПУ. Целесообразно и адекватно оснащать рабочее место. Обеспечивать постоянную обратную связь с пациентом в процессе вмешательства .

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействовать с медицинскими , социальными и правоохранительными организациями в соответствиями с нормативно правовыми документами

ПК 2.4 Применять медикоментозные средства в соответствии с правилами их использования

Обеспечивать применения годного препарата в соответствии назначения . Информировать об особенностях приемов медикаментозных средств и их воздействия на организм. Владеть методиками введения медикаментозных средств.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использовать , обрабатывать и хранить аппаратуру согласно инструкции по применению.

Обучать пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и ухода за ними.

Обучать пациента и родственников регистрации полученных результатов

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно ,достоверно, конфиденциально Вести утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрировать и хранить документы.

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

1. Вопросы этиологии ,эпидемиологии, патогенеза, гриппа и менингококковой инфекции

2. Основные проблемы пациента, возникающие при гриппе и менингококковой инфекции

3. Диагностические исследования

4.Очновные принципы лечения больных механизм действия основных лекарственных препаратов, правила приема, побочные действия

5. Уход за больными с гриппом и менингококковой инфекцией

6.Методы профилактики гриппа и менингококковой инфекцией

7. Санитарно-эпидемический режим и правила сбора эпидемического анамнеза

8.Показание и правила поведения дезинтоксикационой терапии

9.Осебенности подготовки пациента к спинномозговой пункции

10. Правила и сроки вакцинопрофилактики гриппа и менингококковой инфекции

11.Знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях

С целью формирования выше указанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

1.Брать патологический материал для исследования:

  • Мазки из зева на менингококковую инфекцию
  • Вводить противогриппозный иммуноглобулин, менингококковый иммуноглобулин
  • Выполнять вакцинацию против гриппа , менингококковой инфекции
  • Подготовить набор для спинномозговой пункции
  • Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

Всем манипуляции на доклинических занятиях проводятся на фантомах!

Развивающие цели: Развивать логическое мышление, память, навыки самостоятельной работы

Воспитательные цели: Воспитывать добросовестное отношение к работе, умение устанавливать контакт с пациентами , его окружением и коллегами в стандартных и не стандартных ситуациях

10.Уровень освоения

Базовый

11.Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарный(с указанием разделов,тем)

Название УД,ПМ,МДК по КТП

Название раздела, тема занятия по КТП

Основы латинского языка

«Терминология»

«Словообразование»

Анатомии и физиология человека

Дыхательная система

Фармокология

«Антибиотики»

«Противовирусные препараты»

«дезинтоксикационная терапия»

ПМ 04 МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг»

«Инъекции, маски»

ПМ 01 «Основы профилактики»

«Профилактика инфекционных заболеваний»

Внутридисциплинарные связи(с указанием разделов, тем):

Название УД,ПМ,МДК по КТП

Название раздела, тема занятия по КТП

ПМ 02 МДК.01 тема 13 «Сестринская помощьпри инфекционных заболеваниях и во фтизиотрии»

«Учения об инфекции. Основы эпидемиологии»

ПМ 02 МДК.01 тема 13 «Сестринская помощьпри инфекционных заболеваниях и во фтизиотрии»

«Диагностика, лечение и сестринская помощь при инфекционных заболеваниях»

ПМ 02 МДК.01 тема 13 «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиотрии»

«Дыхательные инфекции»

12.Обеспечение занятий:

А.Методическое обеспечение

1Методическое пособие

2.Технологическая карта занятий

3.Оценочные листы манипуляции

Б.Материальное техническое обеспечение

1. штативы для пробирок

2.Пробирки для взятия мазков из носоглотки

3. Лекарственные средства (лекарственные вакцины)

4. Одноразовые шприцы

5.сменные одноразовые иглы

6.Марлевые шарики и салфетки

7.Антисепсик

8. Защитные очки

9.Фартук

10.Маски

11.Шпатели одноразовые

12.Лотки почкообразные

13.Емкость для утилизации отходов

В. Раздаточный материал:

1.Бланки направлений на бактериологическое исследование

2.Амбулаторная карта пациента

3. Бланки экстренного извещения в ЦГСН

4. Прививочные карты

5.Карта диспансерного наблюдения

13.Литература:

№пп

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Сестринское дело при инфекционных болезнях

В.В.Малов

«Академия2002г

2

Инфекционные болезни

Н.Д.Ющук, Н.Б.Остафьева, Г.Н.Кареткина

«Медицина 1995г»

3

Инфекционные болезни. Конспект лекций

Д.А.Шевчук,

«Феникс 2006г»

4

Клинические и лабораторные тесты от А до Я и их диагностические профили

В.С.Камышников

«МЕДпрес-инфо2009г»

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

№п/п

Этап занятия

минуты

Методы, приемы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

2

Проверяет внешний вид, готовность к уроку, фиксирует в журнале отсутствующих

Готовиться к работе на занятии

2

Сообщение цели занятия, мотивация изучения темы

3

Видеометод (мультимедийная презентация)

Сообщает студентам цели и показывает их на слайдах.

Мотивирует студентов к изучению темы

Слушают, смотрят презентацию, записывают цели и тему занятия в тетрадь, Осознают важность изучаемой темы

3

Проверка исходного уровня теоретических знаний

10

Открытое тестирование

Озвучивает инструкцию по выполнению заданий, оценивает работу каждого студента

Письменно отвечают на вопросы, заносят баллы в лист рейтингового контроля знаний студентов

4

Первичное усвоение и закрепление новых знаний

25

Кодирование информации (составление схем)

Озвучивает инструкцию к выполнению задания, помогает студентам в построении схем

Преобразовывают прочитанный материал приложения в схему

5

Контроль усвоения темы

15

Открытое тестирование

Озвучивает инструкцию к выполнению задания, оценивает каждого студента

Письменно отвечают на вопросы, заносят баллы в лист рейтингового контроля знаний студентов

6

Манипуляционная техника

25

Работа «малыми» группами; само- и взаимообучение

Создает условия для самостоятельной работы студентов, корректируетсамостоятельную работу студентов, обращает внимание на правильность выполнения манипуляции, добивается правильного выполнения методик

Пользуясь пособием, записывают иеоретический материал в дневник, а алгоритм выполнения манипуляции в тетрадь, пользуясь алгоритмами ,отрабатывают технику выполнения манипуляции до автоматизма, работая малыми группами, обучают друг друга под контролем преподавателя

7

Итоги занятия

5

Рефлексия

Проводят оценку и анализ достижений занятия и деятельности на занятий

Проводит итоговую рейтинговую оценку каждого студента на основании рейтингового листа оценки , заносит оценку в учебный журнал

8

Домашнее задание

5

Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению

Записывают домашнее задание

ИТОГО:

90

16. Домашнее задание:

Прочитать конспект лекции «Дыхательные инфекции» ,»Учение об инфекции . Основы эпидемиологии» , «Диагностика, лечение и сестринская помощь при инфекционных заболеваниях»

17. Внеаудиторная самостоятельная работа

Создание мультимедийной презентации на тему «Менингококковая инфекция»

18.Ориентировачное  время выполнения ВСР: 2 часа

ЧАСТЬ 1

Контроль исходного уровня теоретических знаний

1.Заполните таблицу «Сравнительная характеристика гриппа и менингококковой болезни укажите один наиболее характерный клинический признак, отличающий ее от других ОРВИ»

Заболевание

ПАРАГРИПП

РИНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

РЕСПИРАТОРНО-СИНЦИТИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Клинический признак

2. Заполните таблицу «Основные клинические проявления менингококковой инфекции». Для каждой клинической формы менингококковой инфекции укажите наиболее характерный признак отличающий ее от других форм.

Клиническая форма

Менингококковый назофарингит

Менингококковы1 менингит

Менингококкцемия

Клинический признак

1.

1.

1.

3.Заполните таблицу «Диагностика ,лечение и профилактика гриппа ,ОРВИ и менингококковой инфекции»

В графе специфическая диагностика  укажите:

1.Наличие ее при данном заболевании(есть .нет)

2. Название метода диагностики (если таковой имеется)

В графе этиотропная терапия укажите:

1.Группу одну основную группу препаратов ,использующихся для этиотропной терапии данного заболевания

1.Сроки проведения специфической профилактики

Заболевание

ГРИПП И ОРВИ

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Специфическая диагностика

1.

1.

2.

Этиотропная терапия

1.

1.

Специфическая профилактика

1.

1.

4.Внесите свой результат в лист рейтингового контроля знаний студентов , предоставленный в приложении 3

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

ЧАСТЬ 1

Контроль исходного уровня теоретических знаний

Цель - выявить исходный материал знаний.

1.Заполните таблицу «Сравнительная характеристика гриппа и менингококковой болезни укажите один наиболее характерный клинический признак, отличающий ее от других ОРВИ»

Заболевание

ПАРАГРИПП

РИНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

РЕСПИРАТОРНО-СИНЦИТИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ

АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Клинический признак

Осиплость голоса, сухой «лающий» кашель

Изолированная ринорея

Кашель обструктивным синдромом

Поражение глаз

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, максимально количество – 4.

2. Заполните таблицу «Основные клинические проявления менингококковой инфекции». Для каждой клинической формы менингококковой инфекции укажите наиболее характерный признак отличающий ее от других форм.

Клиническая форма

Менингококковый назофарингит

Менингококковы менингит

Менингококкцемия

Клинический признак

1.СимптомыОРВИ

1.мененгиальные симптомы

1.Гкморратические симптомы

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, максимально количество – 3

3.Заполните таблицу «Диагностика ,лечение и профилактика гриппа ,ОРВИ и менингококковой инфекции»

В графе специфическая диагностика  укажите:

1.Наличие ее при данном заболевании(есть .нет)

2. Название метода диагностики (если таковой имеется)

В графе этиотропная терапия укажите:

1.Группу одну основную группу препаратов ,использующихся для этиотропной терапии данного заболевания

1.Сроки проведения специфической профилактики

Заболевание

ГРИПП И ОРВИ

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Специфическая диагностика

1.нет

1.есть

2.мазок из носоглотки

Этиотропная терапия

1.противовирусные препараты

1.антибактериальные препараты

Специфическая профилактика

1.за 2 недели до предполагаемой вспышки

1.детям после 18 месяцев

За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, максимально количество – 7

Максимальное количество баллов за первую часть -14

Критерии итоговой оценки:

11-14 баллов – 5

7-10 баллов – 4

3-6 баллов – 3

Менее 3 баллов – «неудовлетворительно»

ЧАСТЬ 2

Противоэпидемиологические мероприятия в очаге

Цель – студенты будут знать схему проведения противоэпидемических мероприятий в эпидемическом очаге.

1.Прочитайте материал, представленный в приложении №1

2.Используя данный материал, составьте у себя в тетрадке краткую схему противоэпидемических мероприятий  в очаге гриппа и менингококковой инфекции

3.Проверьте усвоение материала, выполнив контрольные задания

4.Внесите свой результат в лист рейтингового контроля знаний студентов, предоставленный в приложении №1

Контрольные задания

  1. Перечислите основные мероприятия, направленные на источник инфекции в очаге гриппа:

1)…. 2)….

2.  Перечислите основные мероприятия , направленные на разрыв механизма передачи в очаге гриппа:

1)….2)….

3.  Перечислите основные мероприятия, направленные на контактных в очаге гриппа:

1)….2)….3)….4)….

4.  Перечислите основные мероприятия, направленные на источник инфекции , в очаге менингококковой инфекции:

1)…2)…3)…4)…5)…

5. Перечислите основные мероприятия , направленные на разрыв механизма передачи в очаге менингококковой инфекции:

 1)…2)…3)…

6. Перечислите основные мероприятия, направленные на контактных в очаге менингококковой инфекции:

1)…2)…3)…4)…5)…6)…7)…

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

ЧАСТЬ 2

Противоэпидемические мероприятия в очаге

  1. Перечислите основные мероприятия, направленные на источник инфекции в очаге гриппа:

1)Ранее выявление

 2)Изоляция больного

2.  Перечислите основные мероприятия , направленные на разрыв механизма передачи в очаге гриппа:

1) Проветривание и влажная уборка в помещении, в котором находится больной

2)Обеспечение пациента индивидуальной посудой

3.  Перечислите основные мероприятия, направленные на контактных в очаге гриппа:

1)Раннее выявление

2)Усиленное наблюдение

3)Экстренная профилактика

4)Сан – просвет работа

4.  Перечислите основные мероприятия, направленные на источник инфекции , в очаге менингококковой инфекции:

1)Раннее выявление

2)Обследование всех заболевших и лиц с подозрением на менингококковую инфекцию

3)Экстренное извещение ЦГСЭН

4)Госпитализация в инфекционный стационар

5)Допуск реконвалесцентов в организованный коллективы – только после однократного отрицательного бактериологического обследования

5. Перечислите основные мероприятия , направленные на разрыв механизма передачи в очаге менингококковой инфекции:

 1) Влажная уборка с моющими средствами и проветривание комнаты (бокса)

2)Обеззараживание воздуха бактерицидными лампами

3)Заключительная дезинфекция

6. Перечислите основные мероприятия, направленные на контактных в очаге менингококковой инфекции:

1)Ранее выявление

2)Бактериологическое обследование

3)Карантин 10 дней

4)Усиленное наблюдение

5)Экстренная профилактика

6)Введение нормального человеческого иммуноглобулина

7)Сан – просвет работа

За каждый правильно данный ответ студент получает по 1 баллу

Максимальное количество баллов- 23

Критерии итоговой оценки:

23-20 баллов – «5»

19-15 баллов – «4»

14-11 баллов – «3»

10 и менее балов – «2»

ЕСЛИ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ МЕНЕЕ 11 БАЛЛОВ, ВЕРНИТЕСЬ К ЗАДАНИЯМ 1-2 ДАННОЙ ЧАСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАНОВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для самостоятельной работы по теме "Инфекционный контроль и безопасность медицинского персонала" для дисциплины "Иностранный язык"

Методическое пособие  разработано на основе рабочей программы по дисциплине Иностранный язык в соответвии Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профес...

Методические рекомендации для аудиторной самостоятельной работы студентов по теме Сестринская помощь в оториноларингологии

В данной методической рекомендации представлены манипуляции, которые студент должен освоить в процессе самостоятельной подготовки, чтобы успешно пройти итоговый контроль по данной теме....

Методическое пособие для самоподготовки студентов по теме "Рахит"

Методическое пособие по теме:"Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д" предназначено для самоподготовки студентов во внеаудиторное время по МДК 02.04 "Лечение пациентов детского возраста", ПМ 02. "Лечебн...

Методическое пособие для выполнения самостоятельной работы Тема: «Проект - мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо»,«Составление кроссворда»

Данное методическое пособие для выполнения самостоятельной работы по теме: «Мультимедийная презентация», «Эссе», «Доклад», «Личное письмо», «Составление кроссворда» составлено в соответствии с Рабочей...

Методическое пособие для проведения теоретического занятия Тема: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Образование Дре...

Методическая разработка для практического занятия по теме " Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме"

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме" может быть использована преподавателями на занятии по п...

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии "

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии" может быть использована преподавателями профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.0...