Устройство и функции приемного отделения
методическая разработка по теме

Кулакова Наталия Виктровна

Профессионализм, ответственность за жизнь и здоровье пациентов, открытость – всеми этими качествами в полной мере должны обладать сотрудники приёмного отделения. Работа медицинского персонала приёмного отделения особенная. Не обидеть, не заставить долго ждать, не навредить, чутко отнестись к человеку, попавшему в беду, – вот малый перечень тех дел, который предстоит выполнить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_prak_-_priem.doc38 КБ
Файл priem_-_prilozhenie.odt53.72 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

ПМ 07. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными, МДК 07.01: Организация и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными

Специальность: 31.02.01 Лечебное дело  

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема занятия: Устройство и функции приемного отделения.

Вид занятия: практическое

Тип занятия: закрепление знаний, формирование умений.
Продолжительность: 270 мин.

Место проведения: учебная аудитория

Оснащение занятия: рабочая   программа, учебно-тематический план, техно карта, дидактический и контролирующий материал, бланки медицинской документации приемного отделения, муляж многофункциональный, ширма, перчатки смотровые, ветошь, клеенки, салфетки и пеленки одноразовые, дезинфектанты, контейнеры и пакеты для сбора отходов класса А и Б, противопедикулезная укладка, кушетка.

Цель занятия: сформировать умения студентов по приему пациента в МО

Задачи занятия:

Образовательная:

- Познакомить с порядком осуществления мероприятии при выявлении педикулёза (дезинсекционные мероприятия при педикулёзе)

- Освоить  технику выполнения санитарной обработки пациента (Осуществление полной или частичной санитарной обработки)
- Познакомить с порядком осуществления мероприятии при выявлении чесотки
- Ознакомить с  документацией приемного отделения
- Научить заполнять документацию приемного отделения (ПК 7.1, 7.2, 7.3).
Воспитательная:
привить старательность, ответственность и прилежность  в осуществлении заполнения документации приемного отделения и  осуществлении полной и частичной санитарной обработки (ОК 1-8).

Развивающая:

- Содействовать формированию у студентов представления о процессе обучения как о целостном комплексе, показать необходимость глубокого сознательного усвоения дисциплины по избранной специальности;  

- Развивать умение систематизировать знания, полученные на занятиях по другим дисциплинам, умение выделять связи, развивать познавательный интерес

- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом, а также умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, выполнять другие мыслительные операции (ОК 1-8).        

Студент должен:

Уметь: 

  • заполнить документацию при приеме пациента,
  • осуществить полную и частичную санитарную обработку,
  • провести  осмотр пациента для выявления педикулеза,
  • провести  осмотр пациента для выявления чесотки,
  • осуществить санитарную обработку пациента при выявлении педикулеза.

Знать:

  • устройство и функции приемного отделения,
  • содержание деятельности медицинского персонала приемного отделения, пути госпитализации пациента в ЛПУ,
  • документацию приемного отделения,
  • виды и правила проведения санитарной обработки,
  • противоэпидемические мероприятия при педикулёзе и чесотке.

№ п/п

Этапы занятия

1

Вводная часть:

5 мин.

1.1 Оганизационный момент

1 мин

1.2 Формулировка темы, ее мотивация, определение целей и задач занятия

4 мин

2.

Основная часть:

 250 мин

2.1 Контроль исходного уровня знаний по теме: «Устройство и функции приемного отделения»:

30 мин.

- фронтальный опрос (10 вопросов см. Приложение)

20 мин.

- проверка и коррекция ответов преподавателем

10 мин.

2.2 Изучение информации по оформлению документации приемного отделения (предоставлены копии документов приемного отделения)

35 мин.

- Инструктаж по проведению самостоятельной работы по заполнению документации приемного отделения

5 мин

- Самостоятельное заполнение учебных образцов документации приемного отделения

20 мин.

- Проверка и коррекция результатов преподавателем

10 мин.

2.3 Составление схемы-плана устройства приемного отделения

15 мин.

- Инструктаж по проведению самостоятельной работы

1 мин

- Самостоятельное выполнение зарисовок схем устройства приемного отделения

10 мин

- Проверка и коррекция результатов преподавателем

4 мин.

2.4 Знакомство с составом противопедикулезной укладки, санитарная обработка пациента

170 мин

- Инструктаж по проведению самостоятельной работы

5 мин.

- Проведение полной обработки пациента с демонстрацией на многофункциональном фантоме

20 мин

- Проведение частичной обработки пациента с демонстрацией на многофункциональном фантоме

20 мин

- Отработка алгоритма осмотра на выявление у пациента педикулеза на многофункциональном фантоме

20 мин

- Самостоятельно собрать состав противопедикулезной укладки

15 мин

-  Отработка алгоритма санитарной обработки пациента при выявлении педикулеза

40 мин

-  Отработка алгоритма санитарной обработки пациента при выявлении чесотки

30 мин

- Проведение дезинфекционных мероприятий после  манипуляций в приемном отделении

20 мин

3.

Заключительная часть:

15 мин

- подведение итогов занятия с выставлением итоговой оценки

10 мин

  1. - домашнее задание Т.П.Обуховец, О.В.Чернова. «Основы сестринского дела» 2016. Стр 387 – 407

5 мин

Литература:

  1. Т.П.Обуховец О.В.Чернова. «Основы сестринского дела» 2016. Стр 387 – 407


Предварительный просмотр:

Мотивация  темы

Уход за больными, как самостоятельная дисциплина, представляет собой целую систему мероприятий, которые включают в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений.

Организация работы приемного отделения должна полностью отвечать требованиям санитарно-противоэпидемического режима. Усвоение структуры и принципов работы этого отделения позволяет понять, как обеспечивается инфекционная безопасность в структурных подразделениях лечебного учреждения.

Гигиенический уход за больными является обязательной составной частью всего процесса лечения, влияющей в немалой степени на его эффективность. Освоение правил и приёмов гигиенического ухода за больными является важной составной частью овладения основами ухода за больными.

Вопросы для фронтального опроса:

Вопрос №1: Что такое приемное отделение?

Прием пациента в стационар начинается в приемном отделении стационара.
Приемное отделение — это лечебно-диагностическая часть стационара, предназначенная для приема, регистрации, осмотра, проведения санитарно-гигиенической обработки пациента и оказания квалифицированной врачебной помощи. Приемное отделение располагается в зависимости от планировки и строительства больницы. Приемное отделение должно быть расположено вблизи въезда на территорию больницы и доступно для транспортировки больных. Для этого должен быть удобный асфальтированный подъезд, хорошо освещенный, широкая лестница и широкие двери для прохода с носилками.
Приемное отделение:

  1. Централизованное — располагается в главном корпусе, там, где находятся реанимация и экспресс-лаборатория.
  2. Децентрализованное — каждое отделение имеет свое приемное отделение.

Свое приемное отделение имеют родильный дом, инфекционное, детское соматическое отделение.

Вопрос №2: Перечислите функции приемного отделения.

  1. Прием и регистрация пациентов.
  2. Обследование и диагностика пациентов.
  3. Санитарная обработка пациентов.
  4. Оказание квалифицированной медицинской помощи.
  5. Сообщение в милицию о пациентах в бессознательном состоянии, без документов, о случаях избиения.
  6. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.
  7. Соблюдение лечебно-охранительного режима.
  8. Проведение санитарно-просветительной работы.
  9. Знакомство пациентов с правилами внутреннего распорядка учреждения.
  10. Транспортировка пациентов в лечебные отделения по профилю заболевания.

Вопрос №3: Устройство приемного отделения.

Приемное отделение включает:

  1. Зал ожидания — для пациентов, их сопровождающих.

Зал ожидания предназначен для ходячих пациентов и сопровождающих их родственников. Здесь должны быть стол и достаточное количество стульев и кресел. Высота стен должна быть не менее 3,5 м. Стены выкрашены масляной краской спокойных тонов. На стенах вывешивают сведения о режиме работы учреждения, о времени беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи пациентов, телефон справочной службы больницы, о времени посещения пациентов. Потолок должен быть выкрашен масляной краской или побелен. В зале ожидания могут находиться растения без запаха.

Рядом с залом ожидания находится регистратура, где производится регистрация поступающих пациентов и оформление необходимой документации. Документация должна храниться в ящике стола, который закрывается на ключ. На рабочем столе дежурной медсестры должны находиться 2 телефона (городской и внутренней связи), настольная лампа, список телефонов аварийных служб.

  1. Регистратуру — регистрация пациентов, оформление документации.
  2. Смотровые кабинеты — осмотр пациентов дежурным врачом и врачами специалистами.

В зависимости от мощности стационара в приемном отделении оборудуют один или несколько смотровых кабинетов. В них дежурный врач проводит осмотр пациентов, измеряют температуру, иногда проводят и другие исследования (например, электрокардиографию).

С целью уточнения диагноза врач приемного отделения может пригласить для консультации соответствующих специалистов (хирурга, гинеколога, невропатолога и др.).

  1. Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная — для оказания неотложной помощи.

Процедурный кабинет, перевязочная (чистая и гнойная), а также малая операционная, предназначены для оказания экстренной помощи.

  1. Санпропускник — для санитарной обработки пациентов состоит из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где пациенты одеваются.

Для санитарной обработки пациентов, поступающих в стационар, в приемном отделении имеется санпропускник, состоящий из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где пациенты одеваются. Некоторые помещения могут быть совмещены, например, смотровая и раздевалка. Санитарная обработка необходима для предупреждения внутри больничной инфекции.

Санитарно-гигиенической обработкой пациента руководит медицинская сестра. Ее осуществляют в санпропускнике приемного отделения: проводят дезинсекцию — уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены при осмотре пациента; гигиеническую ванну, душ или обтирание пациента; переодевание (в случае необходимости) в чистое больничное белье.

ЗАПОМНИТЕ! Необходимо строго соблюдать последовательность «движения» пациентов во время санитарной обработки: от смотровой — к «чистой» комнате, где пациенты одеваются. После гигиенической ванны или душа пациент не должен возвращаться в «грязную» смотровую или раздевалку.

Санпропускник оборудован всем необходимым для обработки пациента. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и емкость для грязного белья, шкаф и стол с предметами для санитарной обработки — клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального использования, машинки для стрижки волос, бритвенные приборы (однократного использования), ножницы, а также термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для дезинфекции ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и др.

  1. Изолятор с отдельным санузлом — для пациентов с неясным диагнозом.

Пациентов с неясным диагнозом (на инфекционное заболевание) помещают в изолятор. Изолятор (диагностическая палата) должен иметь отдельный санитарный узел. В изоляторе больные находятся не более трех суток. За это время нужно уточнить диагноз и транспортировать пациента в специализированное лечебное отделение.

  1. Комнаты дежурных медицинских сестер.
  2. Кабинета старшей медицинской сестры.
  3. Ординаторской.
  4. Рентгеновского кабинета.
  5. Лаборатории.
  6. Санитарного узла для пациентов и медицинского персонала.
  7. Кабинетов узких специалистов (окулиста, гинеколога, стоматолога).

Вопрос №4: Перечислите основную медицинскую документацию приёмного отделения.

1. «Журнал учёта приёма больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у).

- В журнале медицинская сестра фиксирует: фамилию, имя, отчество больного, год рождения, данные паспорта и страхового полиса, домашний адрес, место работы и должность, телефоны (домашний, служебный, близких родственников), дату и время поступления, откуда и кем он доставлен, характер госпитализации (плановый, экстренный, «самотёк»), диагноз направившего учреждения, диагноз приёмного отделения, в какое отделение направлен больной.

- При отказе больному в госпитализации в журнал заносятся сведения о причине отказа и оказанной помощи: медицинская помощь, направление в другой стационар, отсутствие показаний к госпитализации и пр.

2. «Медицинская карта стационарного больного» (традиционно называемая историей болезни; форма № 003/у).
Медицинская сестра оформляет титульный лист истории болезни, а также заполняет паспортную часть.

3. «Статистической карты выбывшего из стационара» (форма № 066/у). «Журнал осмотра на педикулёз»: заполняется при выявлении у больного педикулёза; дополнительно в истории болезни делают пометку «Р» (pediculosis).

4. Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую станцию форма № 058/у (для направления в санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления): заполняют при наличии у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулёза.

5. «Журнал телефонограмм»
Медицинская сестра фиксирует в журнале текст телефонограммы, дату, время её передачи, кем она принята.

6. Алфавитный журнал поступивших больных

По окончании дежурства сведения обо всех госпитализированных и находящихся в изоляторе (диагностической палате приемного отделения) пациентах заносится медсестрой в алфавитную книгу для справочной службы, где указывают ФИО, год рождения, дата поступления в стационар, название отделения, куда направлен пациент.

7. Основные сведения о пациентах, которым в приемном отделении была оказана только амбулаторная помощь, медсестра приемного отделения записывает в «Журнале регистрации амбулаторных больных» (форма № 074/у).

8. "Статистический талон для регистрации заключенных диагнозов" (форма № 025-2/у)

9. "Лист учета движения больных и коечного фонда стационара" (форма № 007/у)

10. «Журнал учета инфекционных заболеваний» (ф. N 060/у)

Вопрос №5: Перечислите пути госпитализации пациентов в стационар.

В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.

1. Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара, острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний (экстренная госпитализация).

 Документ- сопроводительный лист врача или фельдшера скорой помощи.

2. По направлению участкового врача в случае неэффективное лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так же по направлению военкомата (плановая госпитализация).

3. Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией).

4. «Самотёком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализации пациентов:

1) плановая госпитализация;

2) экстренная госпитализация;

3) госпитализация «самотёком».

Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать больному первую (доврачебную) медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.

Если больной доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, то медицинская сестра после осмотра его врачом оказывает экстренную медицинскую помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в отделение милиции и бюро несчастных случаев. В телефонограмме указывают приметы поступившее го (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет больной. Во всех документах до выяснения; личности больной должен числиться как «неизвестный».

Кроме того, в следующих случаях медсестра обязана дать телефонограмму родственникам и сделать соответствующую запись в «Журнале телефонограмм»:

* больной доставлен в больницу по поводу внезапного заболевания, которое возникло у него вне дома;

* больной умер в приёмном отделении.

Вопрос № 6:  Перечислите основные обязанности медицинской сестры приемного отделения.

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИЁМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Общая часть

На должность медицинской сестры приёмного отделения назначается специалист, имеющий среднее медицинское образование.

Сестра приёмного отделения назначается и увольняется главным врачом больницы по представлении заведующего отделением, в соответствии с действующим законодательством.

Сестра приёмного отделения непосредственно подчиняется врачу и старшей медицинской сестре приёмного отделения.

В своей работе она руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжение медицинской сестры являются обязательными для младшего медицинского персонала приёмного отделения.

Обязанности

Знакомиться с бланком направления на госпитализацию и сопровождает пациента в кабинет врача.

Выслушивает жалобы пациента, поступившего «самотёком» и направляет его к дежурному врачу.

Заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного». Производит измерение температуры тела пациента. Выполняет процедуры и манипуляции, назначенные врачом.

Помогает пациенту во время осмотра врачом.

Осуществляет по указанию врача вызов консультантов и лаборантов в приёмное отделение.

В случае задержки срочных консультаций, об этом дежурного врача приёмного отделения для принятия соответствующих мер.

Следит за состоянием пациентов, находящихся в изоляторе и своевременно выполняет все указания врача, связанные с подготовкой и проведением диагностических, а также лечебных процедур.

Своевременно передает телефонограммы в отделении милиции, активные вызовы в поликлиники города, экстренные извещение в центр Госсанэпиднадзора об инфекционном заболевании.

Наблюдает за качеством санитарной обработки пациентов, а в некоторых случаях участвует в её проведении.

Осуществляет взятие кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

Получает у старшей медицинской сестры лекарственные средства и обеспечивает их хранение.

Выдаёт в экстренных случаях лекарственные средства по требованиям, подписанным дежурным врачом по заявкам отделений (в те часы, когда не работает больничная аптека).

Наблюдает за санитарным состоянием в отделении и контролирует работу младшего медицинского персонала. Не допускает присутствия в отделении или хождения посторонних лиц.

Ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.

Своевременно сдаёт старшей медицинской сестре отделения аппаратуру и инструменты для ремонта.

Производит опись одежды пациентов (сортирует их одежду).

Передаёт одежду и вещи для дезинфекции (дезинсекции) и в камеру хранения.

До передачи в камеру хранения складирует одежду пациентов.

Производит осмотр пациента и одежды на педикулёз.

При подозрении на инфекционное заболевание, при обнаружении педикулёза производит обработку пациента, а также дезинфекцию и/или дезинсекцию помещения отделения в соответствии с действующими инструкциями.

Систематически повышает квалификацию, посещая занятия и конференции, организуемые для среднего медицинского персонала в лечебном учреждении и в отделении.

Права

В отсутствии врача оказывает экстренную доврачебную медицинскую помощь в пределах своей профессиональной компетентности.

Повышает профессиональную квалификацию на курсах усовершенствования.

Отдаёт распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения в соответствии с уровнем его компетентности и квалификации и контролирует их выполнение.

Получает информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

Вносит предложения старшей медицинской сестре отделения по вопросам улучшения организации и условий труда.

Ответственность

Несёт ответственность за нечёткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка лечебного учреждения. Несёт ответственность за материальные ценности.

Зам. главного врача по лечебной части ______________________

Главная медицинская сестра больницы ______________________

Ознакомилась ___________________________________________

                               (Ф.И.О.)

Вопрос №7: Какие виды санитарной обработки вам известны?

В зависимости от состояния пациента санитарная обработка может быть:

  • полной (ванна, душ)
  • частичной (обтирание, обмывание)

ЗАПОМНИТЕ! Способ санитарной обработки (полная или частичная) определяет только врач.

ПОЛНАЯ  САНИТАРНАЯ  ОБРАБОТКА

Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенической ванны:

  1. Наденьте перчатки.
  2. Вымойте ванну мочалкой или щёткой с мылом, ополосните её 0,5 % раствором хлорной извести или 2 % раствором хлорамина, а затем горячей водой, снимите перчатки.
  3. Наполните ванну водой.
  4. Измерьте температуру воду водным термометром: она должна быть 35 – 37 градусов.
  5. Предупредите пациента о возможных неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.).
  6. Помогите пациенту удобно расположиться в ванне: вода должна доходить только до уровня  мечевидного отростка; чтобы пациент не соскальзывал ниже, в ножном конце ванны поставьте подставку для упора ног.
  7. Наденьте перчатки.
  8. Вымойте пациента: сначала голову, затем с помощью индивидуальной мочалки верхние и нижние конечности, паховую область и промежность. Продолжительность ванны – не более 20 – 25 минут.
  9. Помогите пациенту выйти из ванны и вытереться согретым полотенцем или простынёй, одеться; убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно; снимите перчатки.

ЗАПОМНИТЕ!
Присутствие медицинской сестры во время санитарной обработки пациента обязательно. При ухудшении самочувствия и состояния пациента (появление болей в области сердца, сердцебиение, головокружение, бледность кожных покровов и другие признаки) следует прекратить приём гигиенической ванны, оказать пациенту первую доврачебную медицинскую помощь и немедленно сообщить дежурному врачу об ухудшении состоянии пациента.

Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа:

  1. Наденьте перчатки.
  2. Вымойте ванну с помощью дезинфицирующих средств.
  3. Смените перчатки.
  4. Поставьте в ванну скамейку и усадите на неё пациента.
  5. Помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванне.
  6. Снимите перчатки.
  7. Помогите пациенту вытереться полотенцем и одеться.
  8. Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно.

ЧАСТИЧНАЯ  САНИТАРНАЯ  ОБРАБОТКА

Последовательность действий при обтирании пациента:

  1. Отгородите пациента ширмой; наденьте перчатки.
  2. Подложите под пациента клеёнку.
  3. Губкой (салфеткой), смоченной в воде, оботрите шею, грудь, руки пациента.
  4. Насухо вытрите эти части тела полотенцем и прикройте их одеялом.
  5. Таким же образом оботрите живот, потом спину и нижние конечности.
  6. Уберите клеёнку, ширму; снимите перчатки.

Вопрос №8: Что такое педикулез? Виды педикулеза.

Педикулез — pediculosis, вшивость (от лат. Pediculus — вошь ) - это паразитарное заболевание кожи и её производных —волос.

На человеке паразитируют три вида вшей — платяная, головная и лобковая (Phtyrus pubis) . Соответственно этому различают педикулёз головной, платяной и лобковый. Может также возникать смешанный педикулёз, когда присутствует инфестация ( заражение организма человека или животного паразитами (насекомыми, клещами и другими членистоногими) смешанного типа (напр., одновременная инфестация головной и платяной вши). Вши питаются кровью хозяина, а яйца (гниды) приклеивают к волосам (платяная вошь откладывает яйца в складках одежды, реже приклеивает к волосам на теле человека
 Следует помнить, что вши особенно часто локализуются на затылочной, теменной и височной областях (головные вши) или в области лобка (лобковые вши). При значительной численности насекомые могут распространяться по всей нижней части туловища , особенно на животе, где надолго остаются синюшные следы. Головная вошь живет и размножается на волосяном покрове головы, каждые 2—3 ч питается кровью. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда вблизи корней волос.

Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складках одежды , швах, в воротниках и поясах. Размеры вшей от 1,5 до 4 мм, а их яиц (гнид) — не более 1,0—1,5 мм.

Запомните ! Головные и платяные вши — переносчики тяжелых инфекционных заболеваний — сыпного и возвратного эпидемического тифа,  волынской лихорадки. Наибольшую эпидемическую опасность представляют платяные вши. Напившись крови больного сыпным или возвратным тифом, через 4—7 дней они способны передавать возбудителей здоровому человеку. Заражение происходит при попадании выделений инфицированной вши в места расчесов после укуса или раздавливая насекомого. В испражнениях вшей, попадающих на одежду, риккетсии сохраняют жизнеспособность и патогенность до 3 и более месяцев.

Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она также, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчесам кожи, что, в свою очередь , при сочетании с низкой гигиенической культурой этого человека способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний кожи. Наличие вшей на человеке, его белье, одежде указывает на неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды.
Запомните ! Вне тела хозяина головная вошь погибает через сутки, поскольку не имеет возможности питаться каждые 2—3 ч. Продолжительность жизни взрослых особей 27—30 дней. Яйца чувствительны к изменению температуры и влажности (оптимум около +2 8 °С). При 120 °С самка перестает откладывать яйца. Платяная вошь не переносит повышение температуры. При +47 — 50° С вши живут 10 мин, затем гибнут. Понижение температуры и высокую влажность они переносят лучше: при t -1 3 °С сохраняют жизнеспособность до 7 дней , а в воде живут до 2 суток. При повышении температуры тела выше 37 °С вши покидают больных и могут переползти на окружающих . Лобковая вошь вне человека живет 10—12 ч. Кровь человека сосет часто, с небольшими перерывами.

Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она так же, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчесам кожи, что, в свою очередь, при сочетании с низкой гигиенической культурой этого человека способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний кожи.

Наличие вшей на человеке, его белье, одежде указывает на неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды.

В случае выявления педикулёза проводят специальную санитарно-гигиеническую обработку больного; медицинская сестра вносит запись в «Журнал осмотра на педикулёз» и ставит на титульном листе истории болезни специальную пометку («Р»), а также сообщает о выявленном педикулёзе в санитарно-эпидемиологическую станции. Можно провести частичную или полную санитарно-гигиеническую обработку. Частичная санитарно-гигиеническая обработка заключается в мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, дезинфекции и дезинсекции его одежды и обуви. Под полной санитарно-гигиенической обработкой подразумевают не только вышеперечисленные меры, но и обработку постельных принадлежностей и жилых помещений.

Все данные по обработке поступившего больного необходимо записывать в историю болезни, чтобы палатная медсестра могла через 5-7 дней произвести повторную обработку.

Применение дезинсектицидных растворов противопоказано при беременности, у рожениц и кормящих грудью, детей до 5 лет, а также при заболеваниях кожи головы.

Предварительный его осмотр в санпропускнике проводят сразу после регистрации, оформления титульного лист а «Медицинской карты» и измерения температуры.

Основные признаки педикулеза:
• зуд, сопровождающийся расчесами, иногда аллергией;
• огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму ;
• меланодермия — пигментация кожи за счет кровоизлияний в ткани и воспалительного процесса , вызываемого воздействием слюны насекомых;
• колтун — довольно редкое явление, образующееся при расчесах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, которые корками засыхают на голове, под ними — мокнущая поверхность.
Расчесы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы и т. д.
При сильной завшивленности появляются субфебрильная (до 37,5 °С) температура и припухлость лимфатических узлов.

Вопрос №9: Перечислите содержимое противопедикулезной укладки.

Вопрос №10: Что такое чесотка?

Заразное кожное заболевание, с инкубационным периодом 7-10 дней.

Чесотку (scabies) вызывает чесоточный клещ Acarus scabiei или Sarcoptes hominis. Самка клеща крупнее самца, паразит имеет вид булавочной головки белого цвета. Самец после оплодотворения самки уходит, а самка остается в коже. Локализуется там, где кожа тонкая-это подмышечные, локтевые сгибы и разгибы, лучезапясные суставы, межфаланговые промежутки, ягодицы, область мошонки и полового члена. У женщин на гениталиях не проявляется, однако может передаться мужчине при половом контакте. У женщин локализуется преимущественно в области сосков, а у детей — на лице, ладошке, подошве.

Особенность современного течения чесотки заключается в том, что редко поражается кожа кистей, а имеет место поражение кожи ягодиц, кожи половых органов у мужчин, кожи внешней поверхностей бедер и живота.

Днем она спит, ночью бодрствует, поэтому зуд появляется ночью.

Роговой слой кожи самка пробуравливает крепкими хитиновыми челюстями, вне кожи она гибнет в течение нескольких дней. Половозрелые клещи развиваются из яиц в течение 3-7 недель. Заболевание несколько чаще встречается в осенне-зимний период. Инкубационный период 3-4 недели.
Пути заражения: непосредственный контакт с больным, использование его постельного или нательного белья, через игрушки больного ребенка.

Семейно-бытовой контакт. Передается через рукопожатие, вещи ( такие как полотенца, белье, мочалки). Если одежда, которую носил больной синтеттическая, то ее следует вывесить на две недели, т. к. за это время клещ погибнет.
Клиника: На месте проникновения клеща появляется маленький пузырек. Но главный симптом - сильный зуд, особенно резкий вечером и ночью. Отмечается появление парных и рассеянных точечных узелково-пузырьковых высыпаний, чесоточных ходов, ссадин от расчесов кожи.
Иногда на разгибательной поверхности локтевых суставов обнаруживают сухие корки, чешуйки (симптом Горчакова - Арди), которые покрывают папуловезикулезные элементы. Чесоточный ход (длина от 2-3 мм до 0,5 см) состоит из близкорасположенных черных точек - отверстий, которые прорывает клещ для выхода в дальнейшем на поверхность молодых клещей и для доступа воздуха. На месте пузырьков образуются кровянистые корочки величиной с булавочную головку.
Клещ предпочитает располагаться на участках с тонким роговым слоем. У маленьких детей иная локализация: внутренние края стоп, подошвы, ладони, ягодицы, лицо и кожа головы.
Сильный зуд приводит к расчесам, экскориациям, нередко осложняется фолликулитами, фурункулами, лимфаденитом, лимфангиитом, импетиго, эктимами. При распространенной и осложненной чесотке обнаруживают эозинофилию в крови и иногда альбуминурию в моче. Чесотка может осложниться микробной экземой (у женщин преимущественно в окружности сосков, у мужчин - на внутренней поверхности бедер) - очаги поражения имеют резкие границы, иногда мокнут, покрыты большим количеством гнойничков, корок.
Наблюдаются стертые формы чесотки - отсутствуют характерные высыпания, но имеется сильный зуд. Наблюдается у чистоплотных людей или при неправильном лечении. При тщательном осмотре удается обнаружить единичные, парно расположенные папуловезикулы, узелки, мельчайшие пузырьки, уртикоподобные элементы.
Крайне редко встречается норвежская чесотка - при ослаблении организма, у умственно отсталых лиц. Очаг поражения: кожа сухая, покрыта толстыми темно-зеленого цвета корками, напоминающими сплошной панцирь, который ограничивает движения и делает их болезненными. Ногти резко утолщены, волосы сухие и тусклые, лимфатические узлы увеличены. От больного исходит неприятный запах, зуд может отсутствовать. При насильственном удалении корок обнажается гиперемированная кожа с массой белых точек (это чесоточные клещи, которые в большом количестве находятся в чешуйках и корках). Для удаления корок применяют 5-10%-ную серно-дегтярную мазь, после чего - противочесоточное лечение, общеукрепляющие средства.
Гистопатология: Чесоточный ход находится в основном в роговом слое. Его слепой конец достигает мальпигиева слоя или проникает в него, там и располагается самка клеща. В мальпигиевом слое - внутриклеточный и межклеточный отек, за счет которого образуется небольшой пузырек. В дерме имеется хронический воспалительный инфильтрат из лимфоцитов, расположенный под чесоточным ходом.
Диагностика:
Дифференциальная диагностика - с почесухой. Но в этом случае зуд бывает и днем и ночью, болезнь иногда длится годами, характеризуется серым цветом кожи, белым дермографизмом, наличием узелков, часто покрытых кровянистыми корочками, расположенных преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, увеличением лимфатических узлов.
Диагностике способствуют:
1) парное расположение папуловезикул на излюбленных для чесотки участках кожи;
2) наличие чесоточных ходов;
3) усиление зуда по ночам;
4) появление зудящих высыпаний у нескольких членов семьи;
5) наличие симптома Горчакова-Арди;
6) иногда - наличие признака "треугольника": в области крестца чесоточные высыпания располагаются треугольником, вершина которого направлена в сторону межъягодичной складки; имеются и импетигинозные элементы, пигментация с последующим образованием атрофических пятен;
7) метод тонких срезов лезвием безопасной бритвы пузырьков или ходов вместе с содержимым.
Лечение: Применяют средства, которые разрыхляют роговой слой и проникают в чесоточные ходы, уничтожая клещей.
Перед втиранием противочесоточного средства больной принимает горячий душ, при пиодермии или экзематозном процессе душ не назначают. Мытье также запрещают во время лечения.
Противочесоточные средства втирают в кожу туловища и конечностей, втирание не производят в кожу головы. При наличии экзематизации средства не втирают, а смазывают пораженные участки. Одновременно проводится лечение осложнений.
Для взрослых - 20%-ная водно-мыльная эмульсия бензилбензоата. Эмульсия сохраняет активность в течение 7 дней после приготовления, ее втирают по 10 мин 2 раза (с 10-минутным перерывом). После надевают обеззараженную одежду, меняют постельное белье. На другой день втирание повторяют. Через 3 дня производят мытье и смену белья. Для детей - 10%-ная мыльно-водная эмульсия бензилбензоата или в течение 3 дней применяют 10%-ную бензилбензоатную мазь, приготовленную на эмульсионной основе.
Метод Демьяновича: 60%-ный paствор натрия тиосульфата (раствор № 1) и 6%-ный раствор концентрированной или 18%-ный раствор разбавленной хлористоводородной кислоты (раствор № 2). Дважды в течение 10 мин втирают в каждый участок кожи раствор № 1 (с 10-минутным интервалом), затем раствор № 2 (по 5 мин с 5-минутным интервалом). Раствор натрия тиосульфата наливают в тарелку, втирают в кожу рукой, смачивая ее раствором. Раствор хлористоводородной кислоты наливают в пригоршню непосредственно из бутылки. После надевают чистое белье и меняют постельное белье. На следующий день лечение повторяют. Мыться разрешается через 2 дня после окончания лечения. Детям натрия тиосульфат назначают в концентрации 40 %, раствор концентрированной хлористоводородной кислот 4 %, разбавленной 12 %.
Детям, склонным к экссудативному диатезу, и лицам, у которых чесотка осложнена аллергическим дерматитом, назначают десенсибилизирующие и антигистаминные препараты - кальция глюконат, диазолин, супрастин. При присоединении пиодермии назначают антибиотики, наружно - серно-дегтярные и борно-дегтярные мази, анилиновые красители, 2%-ный салициловый спирт.
Организация борьбы и меры профилактики. На всех выявленных больных чесоткой заполняют специальное извещение, создаются скабиозории. Одновременно осматривают и лечат всех больных в очаге поражения. Проводится тщательная дезинсекция нательного и постельного белья, дезинфекция их в сухожаровой или влажной камере; белье больных стирают с кипячением, проглаживают горячим утюгом.

Регистрация больных. Заполнение паспортной части медицинской карты стационарного больного. Регистрация в "Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации"

ЦЕЛЬ: Регистрация и учет поступивших в стационар больных

ПОКАЗАНИЯ: Заводится на каждого госпитализированного пациента

ОСНАЩЕНИЕ:

1. "Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации" т.е. журнал госпитализации (уч. ф. № 001/у)

2. Бланк "Медицинской карты стационарного больного", т.е. "История болезни" (уч. ф. № 003/у)

ТЕХНИКА ЗАПОЛНЕНИЯ:

1. Занесите сведения о госпитализируемом больном в журнал госпитализации под следующим порядковым номером.

2. Порядковый номер в журнале госпитализации является номером истории болезни. Дайте этот номер медицинской карте стационарного больного.

3. Точно укажите дату и время (часы, минуты) поступления в стационар.

4. Если у больного есть документ, подтверждающий группу крови больного, то вы можете эти данные занести в историю болезни в соответствующую графу.

5. Укажите домашний адрес и телефон больного для возможно необходимой связи с его родственниками, а также место работы и должность.

6. Если больной поступает с направлением, перепишите указанный в нем диагноз в графу "Диагноз направившего лечебного учреждения". Если больной, подлежащий госпитализации, не имеет направления, тогда запишите "Без направления".

7. В графе "Кем направлен больной" укажите название лечебного учреждения, направившего больного для стационарного лечения.

8. При госпитализации больного в бессознательном состоянии и не имеющим при себе документов, в графе "Ф.И.О. больного" запишите "Неизвестный" и сообщите по телефону в отделение милиции.

9. Врач приемного покоя после осмотра больного определяет вид санитарной обработки и способ транспортировки. На титульном листе истории болезни сделайте отметку о выполненной санобработке специальным штампом или запишите "Сан. обработка проведена. Осмотрен на педикулез". Отметку подтвердите датой выполнения и подписью.

Тестовый контроль: «ПРИЕМ ПАЦИЕНТА В СТАЦИОНАР»

1. Плановые пациенты поступают в приемный покой

а) по направлению врача

б) скорой помощью

в) попутным транспортом
2.Антропометрия:

а) измерение роста

б) измерение температуры тела

в) взвешивание

г) измерение А/Д

д) измерение окружности грудной клетки

3. Определение массы тела пациента проводится:

а) при поступлении в стационар

б) при тяжелом состоянии пациента

в) по просьбе пациента

г) по назначению врача каждую неделю

4. Цель проведения антропометрии:
а) лечебная

в) диагностическая

г) профилактическая

5. Полная санитарная обработка:

а) подмывание

б) протирание

в) ванна, душ

6. Рост и вес пациента фиксируется:

а) в журнале приема больных

б) в температурном листе

в) в статистической карте

7. Отметка о выявлении педикулеза ставится:

а) в температурном листе

б) в эпикризе

в) на титульном листе истории болезни

г) в паспорте

8. Куда отправляется экстренное извещение о выявленном педикулезе:

а) по месту работы

б) поликлинику
в) вСЭС

г) в дез.станцию

9. С какой целью проводится гигиеническая ванна при приеме больного

а) для улучшения самочувствия

б) предупреждения ВБИ

в) соблюдение гигиены

10.Какой способ транспортировки в отделение является более щадящим:

а) на носилках

б) на простынях

11. На человеке могут паразитировать вши:

а) головные

б) платяные

в) волосяные

г) лобковые

д) кроме ответа в

12. Кто должен сопровождать больного при любом способе транспортировки в отделение:

а) врач

б) медсестра

в) родственники

13. Каких больных госпитализируют, минуя приемный покой

а) пациентов в бессознательном состоянии

б) инфекционных больных

в) пациентов, нуждающихся в реанимационных мероприятиях

г) детей до года

14.Продолжительность приема гигиенической ванны

а) 5 мин

б) 20 мин

в) 40 мин

15. Кто определяет способ санитарной обработки

а) санитар

б) медсестра

в) врач

г) пациент

16. Требования к гигиенической ванне:

а) чистая

б) стерильная

в) продезинфицированная

17. Способ транспортировки больного в отделение решает:

а) пациент

б) медсестра

в) родственники

г) врач

18. При подъеме больного на носилках по лестнице санитары идут:

а) в ногу

б) быстрым шагом

в) не в ногу

19. При подъеме по лестнице больного несут:

а) головой вперед

б) горизонтально

в) ногами вперед

г) вертикально

20. Температура раствора уксусной кислоты для уничтожения гнид:
а) 55

6)45

в) 35

г) 27

21. Для уничтожения гнид используют растворы уксусной кислоты

а) 50

6)40

в) 30

22, Время проведения дезинсекции при педикулезе:

а) 1 час

б) 45 мин

в) 25 мин

23. Для обработки волосистой части головы при обнаружении педикулеза
используют:

а) р-р перекиси водорода

б) р-р фурацилина

в) р-р хлорамина

г) лосьон Ниттифор

24. Куда отправляется одежда пациента загрязненная платяными вшами:

а) в прачечную

б) домой родственникам

в) в дез.камеру

25. Какие вши опасны в эпидемическом отношении:

а) лобковые

б) головные

в) платяные

г) все

26. Чем опасен педикулез:

а) выпадение волос

б) заражение крови

в) сыпной тиф

г) брюшной тиф

д) возвратный тиф

е) волынская лихорадка

27. Дезинсекция проводится при обнаружении вшей в следующей стадии

а) взрослое насекомое

б) яйцо

в) личинка

г) гнида

28. Повторный осмотр на педикулез проводит

а) врач

б) процедурная медсестра

в) палатная медсестра

29. Повторный осмотр проводится

а) через месяц

б) через 20 дней
в) через 7 дней

30. Какие способы обработки при педикулезе применяются?

а) химический

б) физический

в) биологический

г) механический

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

В приемное отделение детской больницы поступил ребенок в возрасте 1 года в порядке плановой госпитализации. При осмотре в санпропускнике медсестра выявила головной педикулез у матери и ребенка. Медсестра взяла из противопедикулезной укладки Ниттифор и обработала волосистую часть головы матери и ребенку через 40 мин смыла теплой водой с мылом, после чего отправила в душевую. После регистрации в «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации», медсестра заполнила титульный лист истории болезни и в верхнем левом углу листа сделала отметку П +.

Задание:

  1. В чем вы не согласны с действиями медсестры?
  2. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  3. Что не сделала медсестра в данной ситуации?
  4. Назовите пути госпитализации больных в стационар.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2

В приемный покой БСМП доставлен скорой помощью пациент в тяжелом состоянии после автомобильной катастрофы. Медсестра приемного покоя измерила пациенту А\Д, температуру тела и вызвала врача. Врачом был поставлен диагноз Тяжелое сотрясение головного мозга. Медсестра помогла пациенту принять гигиенический душ, так одежда и тело пациента были сильно загрязнены. После чего она провела регистрацию и в сопровождении санитарки отправила его своим ходом в травматологическое отделение.

Задание:

  1. Оцените действия медсестры.
  2. Установите последовательность приема пациента.
  3. В чем грубая ошибка медсестры?
  4. Назовите основные функции приемного отделения.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3

При поступлении в стационар пациент категорически отказывается принимать ванну. Медсестра отказывает ему в приеме душа, так как не работает кран. В истории болезни она делает отметку, что пациент отказался от санитарной обработки.

При проведении антропометрии медсестра открыла затвор весов и предложилаему встать в центр площадки, затем открыла затвор весов и передвинула гири на планках коромысла влево, пока оно не стало вровень с контрольнымпунктом. Затем закрыла затвор. Площадку весов продезинфицировала 1%раствором хлорамина. Затем измерила рост, поставив пациента на площадкуростомера так, чтобы он не прикасался к планке ростомера, и опустила планку ростомера на затылочную часть головы. Определила рост и записала результат в статистическую карту.

Задание:

  1. Оцените действия медсестры.
  2. Установите алгоритм проведения антропометрии.
  3. В чем заключаются функциональные обязанности медсестры приемного покоя?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 4

В приемное отделение доставлен пациент с диагнозом Инфаркт миокарда,медсестра приемного отделения оценила состояние пациента, как тяжелое и подняла пациента на лифте сразу в кардиологическое отделение. После чегоона спустилась и зарегистрировала пациента в Журнал приема больных. «Медицинскую карту стационарного больного» она предложила заполнить на месте медсестре кардиологического отделения.

Задание: 1. Права или неправа медсестра.

2. В каких случаях пациент госпитализируется, минуя приемный покой?

3. Каковы правильные действия медсестры в данной ситуации?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 5

В приемное отделение попутным транспортом доставлен пациент в бессознательном состоянии без документов. Медсестра при осмотреопределила множественные ножевые ранения и срочно вызвала врача. Врач,не спускаясь в приемный покой, дал команду вести на каталке пациента втравматологическое отделение. Медсестра не стала проводить никаких мероприятий по санитарно-гигиенической обработке, транспортировала пациента в отделение. После спустилась в приемный покой, заполнила историю болезни, зарегистрировала пациента в журнал приема больных и передала историю болезни в травматологическое отделение палатной медсестре.

Задание:

1. Какие грубые ошибки допустила медсестра?

2. Как правильно нужно было поступить в данной ситуации?

3. Алгоритм действий медсестры в данной ситуации.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 6

В приемное отделение больницы обратился пациент без направления («самотеком»), так внезапно, проходя мимо больницы, почувствовал себя плохо.Медсестра измерила ему А/Д, определив гипертензию. Она посоветовала пациенту вызвать дома участкового врача. Пациент настаивал на осмотредежурного врача, но медсестра сказала что он находится на операции и ждатьпридется очень долго .После чего пациент вызвал такси и уехал домой.

Задание:

1. Оцените действия медсестры.

2. Как бы вы поступили в данной ситуации?

3. Какие ошибки вы видите?

4. Возможен ли отказ пациенту в госпитализации?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 7

В приемное отделение больницы доставлен пациент без направления с места работы пациент с жалобами на понос и боли в животе. Медсестра позвонила наскорую помощь и заказала перевозку в инфекционную больницу. Скораяпомощь потребовала, чтобы было направление врача. После этого медсестравызвала дежурного врача, который поставил диагноз острый аппендицит.

Задание

1. Оцените действия медсестры.

2. Исправьте ее ошибки.

3. Какова ее последовательность действий?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 8

Пациенту, доставленному в приемное отделение больницы, стало лучше после проведенных манипуляций и оказанной помощи. Наблюдая за состоянием больного в течение 2 часов, врач пришел к заключению, что

показаний для госпитализации нет. Медсестра вызвала такси и отправила

пациента домой.

Задание:

1. В каких случаях пациенту может быть отказано в

госпитализации?

2. Каковы действия медсестры в данном случае.

3. Какие качества особенно важны для медсестры приемного

покоя?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 9.

В приемное отделение больницы одновременно были доставлены три

пациента. 1. Скорая помощь привезла пациента с болями в животе. В приемном

покое у него началась рвота.

2. Попутным транспортом с дачи доставлен пациент в тяжелом состоянии, с

острым нарушением мозгового кровообращения без сознания.

3. Из общежития ЮРГТУ доставлена пациентка с высокой лихорадкой и сыпью

неясной этиологии.

Задание:

1. Каковы должны быть действия медсестры?

2. Обоснуйте проводимые мероприятия.

3. В чем заключатся должностные обязанности

медсестры приемного покоя?

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 10

Во время приема гигиенической ванны, пациенту стало плохо:

головокружение одышка, потемнение в глазах.

Медсестра дала подышать ему нашатырным спиртом, добавила в ванну

холодной воды и предложила продолжить гигиенические

мероприятия.

Задание:

1. Оцените действия медсестры

2. Как правильно поступить в данной ситуации

3. В чем заключается санитарно- гигиеническая обработка пациента,проводимая в приемном покое.

4. Какой категории пациентов противопоказан прием гигиенической ванны?

Задание в тестовой форме

«Санитарноэпидемиологический режим приемного покоя»

Выберите правильный ответ

1. Вид санитарной обработки пациента при поступлении определяет:

а) врач

б) сестра приемного отделения

в) санитарка приемного отделения

г) старшая сестра приемного отделения

2. Без санитарной обработки госпитализируются пациенты:

а) в плановом порядке

б) по экстренным показаниям

в) лихорадящие

3. Полная санитарная обработка предполагает обязательное проведение:
а) осмотра кожных покровов, полости рта, взвешивания

б) взвешивания, измерения роста, измерения температуры

в) термометрия, осмотр на педикулез

г) обработка пациента с педикулезом

д) гигиенической ванны или душа

4. Грибковые поражения кожи как ВБИ:

а) возможны

б) невозможны

в) почти невозможны

5. Факторами передачи эпидермофитии, как правило, могут быть:

а) полотенце и мочалка

б) мочалка и кусковое мыло
в) мыло и душевой ножной коврик

г) душевой коврик и больничные тапочки

д) больничные тапочки и полотенце

6. Путь передачи педикулеза (чесотки, эпидермофитии):

а) воздушный

б) фекально-оральный

в) контактный

г) трансмиссивный

7. Обнаружение у пациента педикулеза в приемном отделении поводом к
отказу от госпитализации:

а) является

б) не является

8. Высокоэффективное дезинсекционное средство для борьбы со всеми
видами вшей, чесоточным клещом и нелетающими насекомыми:

а) чемеричная вода

б) Опофос

в) Медифос

г) столовый уксус

д) Ниттифор

9. Концентрация рабочего раствора Медифокса для обработки пациента с
педикулезом:

а) 0,1%

б) 0,2%

в) 0,3%

г) 0,4%

10. Концентрация рабочего раствора Медифокса для обработки пациента с
чесоткой

а) 0,1%

б) 0,2%

в) 0,3%

г) 0,4%

11. Максимальный срок годности рабочего раствора Медифокса:
а) 2 часа

б)3 часа

в) 5 часов

г) 8 часов

12. Рабочий раствор Медифокса наносится на волосистую часть головы при
обработке больного с педикулезом на:

а) 10 минут

б) 20 минут

в) 30 минут

г) 1 час

13. Повторная обработка пациента с педикулезом проводится в случае
необходимости через:

а) 1-2 дня

б) 2-3 дня

в) 3-4 дня

г) 4-5 дней

д) 7-10 дней

14. Для обработки пациента, его одежды и помещения в случае обнаружения
педикулеза можно использовать инсектицидное универсальное средство:

а) Медифокс - супер

б) Ниттифор

в) Сумито

г) уксусную эссенцию

15. В целях профилактики ВБИ в приемном покое проводят

а) измерение А/Д

б) измерение температуры тела

в) измерение окружности грудной клетки

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача №1.

Да ошибка в работе медсестры допущена. Санитарную обработку назначает врач: она осматривает больного, и обработка зависит от тяжести состояния пациента, назначает: полную или частичную обработку. Санобработку проводит медицинская сестра, младшая медицинская сестра или санитарка.

Задача №2.

Медицинская сестра поступила не верно. После обработки пациента при педикулезе белье пациента и свою спецодежду помещают в непромокаемый мешок и отправляют в дезинфекционную камеру.

Задача №3.

Медицинская сестра при выявлении пациента с педикулезом должна информировать службу санэпиднадзора. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).

Задача №4.

Для уменьшения риска падения пациента медицинская сестра должна была спустить воду из ванной, а затем попросить пациента выйти из ванной.

Задача №5.

Температурный режим воды +37-38°С, в помещении +25°С.

Задача №6.

Медицинская сестра забыла сказать пациенту, снять обувь.

Задача №7.

Медицинская сестра совершила ошибку. Она обязана при поступлении пациента с черепно-мозговой травмой дать телефонограмму в милицию.

Задача №8.

Медицинская сестра обязана при поступлении пациента без документов дать телефонограмму в милицию. На титульном листе медицинской карты пишет фамилию Неизвестный.

Задача №9.

Медицинская сестра обязана была сообщить врачу, произвести санитарную обработку пациента при педикулезе. Отпускать пациента домой не имела права.

Задача №10.

Санитарную обработку назначает врач, а медицинская сестра осуществляет обработку. Не разрешается принимать гигиеническую ванну больным с тяжелыми заболеваниями (с гипертоническим кризом, острым инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, с выраженной недостаточностью кровообращения, туберкулезом в активной фазе и др.), некоторыми кожными заболеваниями, заболеваниями, требующими экстренного хирургического вмешательства, а также роженицам. Обычно в таких случаях кожные покровы больного обтирают тампоном, смоченным теплой водой с мылом, затем чистой водой и насухо вытирают.

Тестовый контроль

(эталоны ответов).

1 - 4

2 – 2

2 – 1

4 – 2

5 – 1

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 1

10 – 3

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности; выполнены задания только со знаком «*», своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком «*», своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно, не выполнены задания со знаком «*».

Определение исходного уровня знаний:

тестирование, фронтальный опрос, карты с письменными заданиями по осмотру пациента, сан. эпидрежиму в приемном отделении, устройству и функции приемного отделения, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения.

Вводный инструктаж:

соблюдение техники безопасности на рабочем месте, соблюдение инфекционной безопасности, соблюдение принципов профессиональной этики. В качестве вводного инструктажа просмотр видеороликов по приему пациента в стационар, осмотру пациента, обработке при педикулезе и обсуждение их. Ознакомление с работой приемного отделения городской больницы. Показать документы (бланки и журналы приемного отделения), противопедикулезную укладку. Показать студентам проведение манипуляции по атласу с картинками, плакатам, практикуму, обращая внимание на каждый пункт манипуляции. Продемонстрировать проведение манипуляции «Обработка пациента при педикулезе» на фантоме.

Самостоятельная работа:

выполнение манипуляции «Обработка пациента при педикулезе» на фантомах и муляжах, осуществляя контроль, самоконтроль и взаимоконтроль среди студентов. Составление таблиц по путям госпитализации больных, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения, проведению антропометрического исследования взвешивание, измерение роста и окружности грудной клетки), действиям медсестры в тех или иных ситуациях, видам транспортировки в зависимости от тяжести состояния пациента. Для закрепления материала еще раз просмотр видеороликов по приему пациента в стационар, осмотру пациента, обработке при педикулезе, а также решение тестов и ситуационных задач, заполнение необходимой документации медсестры приемного отделения.

Заключительный инструктаж:

довести до логического завершения все наши действия (заполнение документации медсестры приемного отделения). Выяснить у студентов, какие возникли неясности в ходе урока, внести точность и еще раз разъяснить, если таковые имеются.

Подведение итогов:

студенты должны самостоятельно заполнять документацию медсестры приемного отделения, проводить манипуляцию, не нарушая алгоритма и соблюдая инфекционную безопасность. Составляли таблицы по путям госпитализации больных, функциональным обязанностям медсестры приемного отделения, действиям медсестры в тех или иных ситуациях, видам транспортировки в зависимости от тяжести состояния пациента.

Грамотно и логично разбирались в ситуационных заданиях, правильно отвечали на тестовые задания.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

- Составить схему (алгоритм действий): «Обработка пациента с педикулезом»
- Кроссворд из 8 – 10 слов по теме.
- Подготовить реферативные сообщения: «Педикулез», «Современная противопедикулезная укладка».

Заключение

Профессионализм, ответственность за жизнь и здоровье пациентов, открытость – всеми этими качествами в полной мере должны обладать сотрудники приёмного отделения. Работа медицинского персонала приёмного отделения особенная. Не обидеть, не заставить долго ждать, не навредить, чутко отнестись к человеку, попавшему в беду, – вот малый перечень тех дел, который предстоит выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение приемной комиссии

Локальный акт образовательного учреждения БОУ НПО ПУ №65 по созданию и работы приемной комиссии....

пособие" правовой статус и организация работы Школы приемных рождитедей"

предоставленное пособие посвящено вопросу оргнанизации работы с семьями, которые хотят стать приемными родителями...

Основная медицинская документация приемного отделения

В обязанности медицинской сестры приемного отделения входит грамотное заполнение и ведение медицинской документации....

МР теоретического занятия "Устройство и функции ЦСО"

Материал предназначен для аудиторных занятий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ По ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Раздел 6: Функции и графики Тема: «Показательная функция, её график и свойства. Логарифмическая функци

Методическое пособие разработано для преподавателей и студентов с целью формирования знаний, умений по теме: «Показательные и логарифмические функции». В процессе практического занятия сту...

Методическое пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов "Устройство и функции приемного отделения стационара"

Методическое пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы при изучении темы «Устройство и функции приемного отделения стационара» для студентов, обучающихся по специально...