Рекомендации по профилактике заболеваний при длительной работе за компьютером
статья на тему

П݆р݆о݆б݆л݆е݆м݆о݆й з݆д݆о݆р݆о݆в݆ь݆я п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆т݆е݆л݆я П݆К з݆а݆н݆и݆м݆а݆ю݆т݆с݆я н݆е т݆о݆л݆ь݆к݆о в݆р݆а݆ч݆и݆. С݆у݆щ݆е݆с݆т݆в݆у݆е݆т н݆а݆у݆ч݆н݆а݆я д݆и݆с݆ц݆и݆п݆л݆и݆н݆а݆, к݆о݆м݆п݆л݆е݆к݆с݆н݆о и݆з݆у݆ч݆а݆ю݆щ݆а݆я т݆р݆у݆д݆о݆в݆у݆ю д݆е݆я݆т݆е݆л݆ь݆н݆о݆с݆т݆ь ч݆е݆л݆о݆в݆е݆к݆а в с݆и݆с݆т݆е݆м݆е «ч݆е݆л݆о݆в݆е݆к - т݆е݆х݆н݆и݆к݆а – с݆р݆е݆д݆а݆», -э݆р݆г݆о݆н݆о݆м݆и݆к݆а݆. Е݆е ц݆е݆л݆ь - о݆б݆е݆с݆п݆е݆ч݆е݆н݆и݆е э݆ф݆ф݆е݆к݆т݆и݆в݆н݆о݆с݆т݆и݆, б݆е݆з݆о݆п݆а݆с݆н݆о݆с݆т݆и и к݆о݆м݆ф݆о݆р݆т݆а п݆о݆л݆ь݆з݆о݆в݆а݆т݆е݆л݆я݆. Э݆р݆г݆о݆н݆о݆м݆и݆к݆а и݆з݆у݆ч݆а݆е݆т ч݆е݆л݆о݆в݆е݆к݆а д݆л݆я т݆о݆г݆о݆, ч݆т݆о݆б݆ы с݆о݆з݆д݆а݆т݆ь т݆е݆х݆н݆и݆к݆у݆, с к݆о݆т݆о݆р݆о݆й е݆м݆у б݆ы݆л݆о б݆ы у݆д݆о݆б݆н݆о р݆а݆б݆о݆т݆а݆т݆ь݆, а т݆а݆к݆ж݆е т݆е݆х݆н݆и݆к݆у и с݆р݆е݆д݆у݆, ч݆т݆о݆б݆ы п݆о݆м݆о݆ч݆ь ч݆е݆л݆о݆в݆е݆к݆у э݆к݆с݆п݆л݆у݆а݆т݆и݆р݆о݆в݆а݆т݆ь и݆х э݆ф݆ф݆е݆к݆т݆и݆в݆н݆о и б݆е݆з у݆щ݆е݆р݆б݆а д݆л݆я з݆д݆о݆р݆о݆в݆ь݆я݆.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по профилактике заболеваний при длительной работе за компьютером

Проблемой здоровья пользователя ПК занимаются не только врачи. Существует научная дисциплина, комплексно изучающая трудовую деятельность человека в системе «человек - техника – среда», -эргономика. Ее цель - обеспечение эффективности, безопасности и комфорта пользователя. Эргономика изучает человека для того, чтобы создать технику, с которой ему было бы удобно работать, а также технику и среду, чтобы помочь человеку эксплуатировать их эффективно и без ущерба для здоровья.

Перечислим общие рекомендации эргономики по организации труда и рабочего места пользователя.

1. Рекомендации по ограничению продолжительности работы в зависимости от ее вида:

- задание, не требующее высокого уровня навыков и связанное с многократным повторением простых операций - не более 8 часов;

- очень длинное задание, где используются стандартные приемы с умеренной ответственностью - не более 8 часов;

- постоянная работа, тяжелая, с необходимыми перерывами - не более 6 часов;

- довольно ответственная работа, где нужно принимать решения - не более 4 часов;

- очень ответственная работа, требующая точности и большого объема ответной реакции - не более 2 часов.[2]

Санитарные правила определили продолжительность работы с дисплеями: не более 50% рабочего времени при ежедневном их использовании. Если это невозможно, рекомендуется 15-минутные перерывы через каждый час работы; при менее интенсивной работе - перерыв через каждые 2 часа. Предложено проведение регулярных (раз в полгода) медицинских осмотров, запрещение работы за дисплеями беременным женщинам.[2]

2. Рекомендации по климатическим условиям работы.

Наиболее комфортной для работы считается температура воздуха 18-20° С. Более высокая температура может вызвать физическое утомление, ухудшение психо-эмоционального состояния, умственной деятельности, заторможенность.

Оптимальная влажность - 30-70%. Рекомендуется устанавливать в помещении кондиционеры с увлажнителями, проводить ежедневную влажную уборку. Необходимо регулярное проветривание, вентиляция помещений.

3. Рекомендации по уровню освещенности.

В рабочем кабинете освещение должно рассчитываться так, чтобы на 1 м2площади в среднем приходилось 15 ватт. Контраст между наблюдаемым предметом и окружающей средой может помочь в сосредоточении внимания. При этом яркость непосредственного окружения не должна отличаться от яркости общего окружения более чем в 3 раза.

4. Рекомендации по общим санитарным нормам.

Расстояние от рабочего места до стен с оконными проемами должно быть не менее 1-1,5 м; между рабочими местами - не менее 1,5 м.

5. Рекомендации по электробезопасности.

Не рекомендуется дотрагиваться до экрана работающего монитора, стирать с него пыль, ставить какие-либо предметы на него. Протирать экран и защитный фильтр можно только при выключенном компьютере мягкой фланелевой тканью. Подошвы обуви, одежда, руки работающего должны быть сухими, чтобы не было поражения током при случайной неисправности электроизоляциа. Ввиду этой же опасности нельзя при работе прислоняться к стене или металлическим предметам. Обязательно должно быть заземление, а полы должны быть с антистатическим покрытием.

Рекомендации по ослаблению излучений:

При работе за компьютером пользователь должен находиться на расстоянии не менее 50 см от экрана.

Чтобы снизить вредное действие различных излучений монитора компьютера, необходимо правильно выбрать монитор и защитный фильтр. Мировые производители компьютеров уже начали заботиться о своих пользователях и создали специальные мониторы. Они снабжены специальным стеклянным светофильтром с толстым свинцовым стеклом - с примесью солей тяжелых металлов - и металлизацией для снятия статического заряда. Лучшие мониторы соответствуют жестким международным стандартам (МРШ1, ТСО-95), выполнены со строгим соблюдением экологических норм и имеют высокие технические характеристики (например, для разрешения 1024X768 - частота кадровой развертки 85 Гц, для 800x600 - 108 Гц).

Значительно ослабить вредные излучения помогают защитные фильтры. Хороший фильтр может ослабить рентгеновское излучение (если оно есть), защитить от электростатического поля и снизить нагрузку на зрение.

Рекомендации по снижению нагрузки на зрение. Чтобы предотвратить перенапряжение глаз, необходимо правильно выбрать место для компьютера.

Монитор лучше развернуть так, чтобы не было отражений от источников света. Если этого не удается достичь, то нужно воспользоваться светофильтром. Свет в комнате должен быть ярче экрана. Верхний край экрана монитора должен находиться на уровне глаз. Не рекомендуется сидеть сбоку от экрана. Как отмечалось выше, существенную нагрузку зрение получает в результате мерцания экрана с кадровой частотой.

Нежелательно также работать за компьютером сразу после интенсивного физического труда, приема большого количества пищи.

При работе за компьютером через каждые 10 минут необходимо на 5-10 секунд отводить глаза от экрана.

В перерывах, если глаза сильно устали, полезно умывание прохладной водой, примочки (чередовать прохладные с теплыми), а Рекомендации по снижению нагрузок на костно-мышечную систему можно разбить на две группы.

1. Положение тела при работе с компьютером.

Необходимо выработать хорошую осанку. Сидеть надо стараясь сохранять естественный изгиб тела в пояснице и расслабив мышцы спины, корпус немного вперед.

Следует подобрать удобный стул - такой, в котором регулируется высота сиденья; лучше без подлокотников, либо опустить их. Длина сиденья стула должна быть не больше 2/3 длины бедер. Колени при сидении должны быть чуть шире тазобедренных суставов, голени должны находиться в вертикальном положении или с легким наклоном вперед, стопы располагаются на уровне голени или чуть впереди. Если нет возможности поднять стул на необходимую высоту, на задние 2/3 сиденья можно положить тонкую подушечку. Верх спинки стула должен быть несколько выше нижних углов лопаток. Не следует сидеть на краю стула, не рекомендуется также сильное сгибание ног, подгибание их под сиденье стула.

Высота стола должна быть на 30 см выше сиденья стула. Ноги должны твердо стоять на полу, при необходимости можно воспользоваться подставкой.

Голова не должна быть сильно наклонена.

Желательно через каждые 10-15 минут менять положение спины, ног. В перерывах полезно расслабиться, отвлечься, посидеть в удобном кресле.

Можно походить вокруг рабочего места с расслабленными руками, выполнить вращения руками в разных направлениях, сгибание, разгибание рук, ног, поднятие и опускание плеч, наклоны, повороты туловища, сделать несколько углубленных нечастых вдохов и выдохов в замедленном ритме. Разминку пальцев, кистей, рук можно проводить не только после работы, во время отдыха, но и перед работой.

2. Положение рук при работе с клавиатурой и мышью.

Чтобы решить проблему ТПН, разработаны клавиатуры, мыши разных типов, различные манжеты, подставки для рук.

При работе с раздвижной клавиатурой руки находятся в более естественном положении, но некоторые специалисты считают, что из-за большей ширины клавиатуры пользователь не может сохранять правильную позу.

Работа с альтернативными типами клавиатур не устраняет деформацию, а только переводит ее на предплечье. Но как временное решение проблемы их использование допустимо.

Не следует сильно нажимать на клавиши, оттопыривать мизинец. Пальцы должны бать подвижными. Не работайте долго с длинными ногтями - они вынуждают пальцы не сгибаться, что сильно увеличивает напряженность кисти. Профессиональные машинистки поднимают запястья высоко над клавиатурой и наклоняют ладони вниз - тогда каналы открыты больше, что уменьшает давление на нежные ткани.

Плечи должны быть опущены, предплечья - параллельны клавиатуре.

Клавиатуру необходимо располагать не ближе 10 см от края стола, угол ее наклона к поверхности стола должен меняться до удобного для работы положения - 10-15°.

При работе с мышью на первых порах целесообразно контролировать захват мыши. Должно быть обеспечено мягкое, свободное положение кисти на манипуляторе, ощущение расслабленности и комфортности в полусогнутых пальцах.

Интенсивную работу с клавиатурой и мышью необходимо обязательно чередовать с выполнением разминки кистей, массажем.

Вывод по 3 главе:

Чтобы снизить риски возникновения различных заболеваний во время работы за компьютером следует соблюдать несколько важных правил. Если при работе за компьютером вы чувствуете перенапряжение и усталость в мышцах, значит, ваше рабочее место организовано неправильно.

Следует запомнить несколько простых правил:

- Монитор должен быть ориентирован к световым проёмам, а естесственный свет падать преимущественно слева;

- Освещение должно быть равномерным;

- Не должно быть бликов на экране монитора;

- При работе с жидкокристаллическими, плазменными мониторами площадь рабочего места составляет 4,5 м2;

- Шумящее оборудование: принтеры, серверы - , должны размещаться в отдельных помещениях (относится к производственным помещениям);

- При выполнения умственной работы, которая требует высокой концентрации, внимания и других важных навыков и умений, рабочие места должны разделяться перегородкой высотой 1,5 — 2,0 м;

- Монитор должен находиться от глаз на расстоянии 500-700 мм;

- Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержку удобной позы, и позволять изменять её. Кресло или рабочий стул, выбирается индивидуально с учётом роста пользователя;

- Высота поверхности стола должна быть регулируемой, и находиться в пределах 680-800 мм.

Заключение

Компьютерная техника развивается сегодня особенно стремительно, с необычайной быстротой появляются, и также быстро устаревают и отмирают различные технические решения и стандарты. По прогнозам различных экономико-социологических организаций компьютерная техника и телекоммуникации будут оставаться одной из наиболее развивающихся отраслей мировой индустрии еще по крайней мере в течение 10 - 15 лет. Так что уменьшения числа людей, работающих за компьютерами ждать не приходиться. Наоборот, повальная компьютеризация, уже давно охватившая бизнес-сектор, сегодня все больше захватывает массового потребителя. А потому, пока компьютерный бум не пойдет на убыль, будут вставать все новые задачи, касающиеся организации безопасных и комфортных условий для людей, работающих с компьютерами.

Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Руководители предприятий (именно руководители, так как выполнение большинства мероприятий по сохранению здоровья часто не зависти от самих работников в силу различных обстоятельств), где используется компьютерная техника, должны комплексно решать проблемы эргономики, гигиены и организации труда, регламентации режимов труда и отдыха.

Во-первых, для сохранения здоровья работников, необходимо соблюдать все требования к помещениям, где происходит работа с компьютерами.

Во-вторых, необходимо позаботиться о правильном размещении рабочих мест как относительно непосредственно комнаты, так и относительно всего здания предприятия.

В - третьих, следует обеспечить рабочих современной компьютерной мебелью, которая была бы удобна в использовании и не доставляла чувства дискомфорта, была приспособлена к особенностям человеческого организма. Но не следует забывать о том, что она по возможности должна выбираться для каждого человека.

Также не следует забывать и о самом компьютере. Необходимо стремиться обеспечению всех работников современной компьютерной техникой (жидкокристаллические дисплеи, которые можно назвать почти «зелеными» устройствами, безопасными для здоровья людей; использование различных современных эргономичных клавиатур). В ином случае необходимо снабдить технику специальными защитными устройствами (например, защитный фильтр).

Кроме того, должен быть установлен правильный режим труда и отдыха.

Соблюдение этих мер приводит к тому, что повышается производительность труда, сокращается число профессиональных заболеваний, кроме это работники находятся всегда в хорошем расположении духа и не жалуются на плохое самочувствие. В противном случае у персонала отмечаются значительное напряжение зрительного аппарата с появлением жалоб на неудовлетворенность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненные ощущения в глазах, в пояснице, в области шеи и руках.

Также руководящий состав должен периодически проводить с персоналом беседы о возможных последствия взаимодействия с компьютером, инструктаж о правилах работы за компьютером (правильная поза, гимнастические упражнения, перерывы и т.д.), чтобы сформировать правильное, рациональное отношение работника к своему здоровью, потому что все вышеперечисленные мероприятия могут оказаться напрасными, если люди сами не оценят сложившуюся ситуацию и не изменят поведение во время работы на компьютере.

Подводя итог, остается лишь напомнить старую истину: предупредить появление болезней значительно проще, чем вылечить их. Тем более что в большинстве случаев возникновение и развитие рассмотренных выше профессиональных заболеваний вызвано не столько вредоносным воздействием компонентов компьютера, сколько безответственным отношением пользователей ПК к оснащению своего рабочего места, к соблюдению элементарных норм гигиены и охраны труда. Многие из рассмотренных болезней характерны не только для пользователей ПК, но и для всех, кто занят сидячей работой и/или ведет малоподвижный образ жизни. Необходимо не забывать регулярно делать перерывы в работе, выполнять комплексы упражнений и не пренебрегать активным отдыхом в свободное время — это позволит значительно снизить риск возникновения и развития профессиональных заболеваний, связанных с работой за компьютером.

Тиллабаев А.В. преподаватель высшая категория.,

СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», Санкт-Петербург, Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Самостоятельная работа на тему: Профилактика заболеваний ССС

Текущий контроль в виде самостоятельной работы. Необходимо ответить на вопросы, без вариантов ответов....

Самостоятельная работа на тему: Профилактика заболеваний ССС

Текущий контроль в виде самостоятельной работы. Необходимо ответить на вопросы, без вариантов ответов....

Профилактика заболеваний внутренних органов

Данный материал в виде лекций...

Тема 5.0 "Основные инфекционный заболевания, их классификация и профилактика заболеваний".

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика Содержание урокаИнфекционные болезниПрофилактика инфекционных заболеванийВыводы. Вопросы. ЗаданияДополнительные материалыПрезент...

Сборник материалов участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции "Здоровье и образ жизни" с международным участием. Мурманск, 2023 Секция "Профилактика заболеваний"

Сборник материалов участников Всероссийской студенческой научно-практической конференции "Здоровье и образ жизни" с международным участием, секция "Профилактика заболеваний" предна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (по профилю специальности) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПП.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения

Рабочая программа производственной практики может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднег...