Рабочая программа цикла повышения квалификации "Организация естественного вскармливания" на 2019-2020 учебный год
рабочая программа

Ушакова Фатима Игоревна

Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий со слушателями курсов повышения квалификации в рамках цикла "Организация естественного вскармливания". Цикл рассчитан на 72 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №6»)

                УТВЕРЖДАЮ

                                                  Директор ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

____________________ Г.Г. Савзян

«______» __________________ 20______г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Организация естественного вскармливания»

наименование программы

Москва – 2018 год

        Составители:

  1. Ушакова Фатима Игоревна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК № 6»

Рассмотрена на заседании П(Ц)К по специальности Акушерское дело, Сестринское дело

наименование предметной (цикловой) комиссии

протокол № ______ от «_____» ________________ 20_____г.

Одобрена к реализации методическим Советом колледжа,

протокол № ______ от «_____» ________________ 20_____г.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Сестринский уход за новорожденными» в рамках специальности «Сестринское дело в педиатрии»

                                                  наименование программы                                 

Предназначена для акушерок родильных домов, медицинских сестер палат и отделений новорожденных,   при    наличии    среднего  профессионального образования, студентов медицинских училищ и колледжей, освоивших Профессиональный модуль «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода».

категория слушателей, требования к уровню квалификации и стажу

        

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                           Стр.

АННОТАЦИЯ …………………………………………….……………….……4

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………….…..6

1.1. Цель реализации программы………………………………………….…..6

1.2. Планируемые результаты обучения………………………………….…...6

1.3. Требования к уровню образования слушателя и стажу…………….…...8

1.4. Нормативный срок освоения программы………………………………...8

1.5. Форма обучения………………………………………………………….…8

1.6. Характеристика квалификации и связанных с ней видов

профессиональной деятельности, в том числе трудовых функций

и (или) уровней квалификации слушателей…………………………………...8

II. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ…………………..10

2.1. Учебный план……………………………………………………………….10

2.2. Учебно-тематический план………………………………………………...11

2.3. Календарный учебный график…………………………………………....18

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ…………………………..19

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ....30

4.1. Формы аттестации…………………………………………………………..31

4.2. Контроль и оценка результатов освоения программы………………….33

4.2.1. Результаты обучения и формы контроля……………………………....33

4.2.2. Оценка результатов обучения…………………………………………...36

4.2.3. Перечень теоретических вопросов для подготовки к оценке

освоения программы…………………………………………………………….40

4.3. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы.41

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……42

5.1. Требования к кадровому обеспечению программы……………………..42

5.2. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению программы………………………………………………………..43

5.3. Обеспечение образовательного процесса учебной и

учебно-методической литературой……………………………………………..45

5.4. Формы реализации программы……………………………………………49

АННОТАЦИЯ

        Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации (далее – Программа) «Сестринский уход за новорожденными» составлена на основании требований Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации  от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Сестринское дело (далее – ФГОС), профессионального стандарта «Сестринское дело».

        Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации медицинских работников со средним профессиональным образованием – в совершенствовании и получении новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня медицинских работников со средним профессиональным образованием.        

Реализация Программы направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации медицинских работников со средним профессиональным образованием меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, совершенствовании компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Основными компонентами Программы являются: общие положения, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Программы, формы аттестации, оценочные материалы, формы реализации Программы.

        Трудоемкость освоения Программы  – 72 академических часа,

в том числе:

аудиторные занятия – 66 часов,

из них:

лекции – 34 часов;

практические занятия (далее – ПЗ) - 32 часа; из их


        Содержание Программы является учебным модулем. Структурными единицами модуля  являются разделы. Каждый раздел подразделяется на темы, каждая тема – на элементы, каждый элемент – на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая структурная единица содержания кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором – код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем – код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, что в свою очередь позволяет кодировать контрольно-измерительные материалы в учебно-методическом комплексе.

        В Программе предусмотрен перечень необходимых знаний, умений и навыков (практический опыт) работников со средним профессиональным образованием, составляющих основу общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций.

        Планируемые результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций (трудовых функций), приобретенных в рамках полученного ранее среднего профессионального образования, и в получении новых профессиональных компетенций (трудовых функций).

Учебный план Программы определяет состав изучаемого учебного модуля с указанием  его трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Рабочая программа формирует взаимосвязь теоретической и практической подготовки медицинских работников со средним профессиональным образованием.

Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:

- учебно-методическую документацию по всем разделам;

- материально-технические и учебные базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки;

-   кадровое обеспечение в соответствии с квалификационными требованиями и стажем.

При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) и электронное обучение.

Формы аттестации. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена в форме тестирования и собеседования с демонстрацией практической манипуляции.

        

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        1.1.        Цель реализации программы

        Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации медицинских работников со полным или неполным средним профессиональным образованием - в совершенствовании компетенций (трудовых функций), необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в палатах и отделениях для новорожденных.

1.2. Планируемые результаты обучения

        1.2.1 Результаты обучения по дополнительной профессиональной программе направлены на совершенствование компетенций (трудовых функций), приобретенных в рамках полученного ранее среднего профессионального образования.

        1.2.2 Характеристика профессиональных компетенций (трудовых функций), подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы

У слушателей совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее - УК):

УК.1 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;

УК.2 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

УК.3 Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий;

УК.4 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

УК.5 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;

УК.6 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

У слушателя совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК):

ОПК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОПК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОПК.3 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации;

ОПК.4 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОПК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОПК.6 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

У слушателей совершенствуются следующие профессиональные компетенции (трудовые функции) (далее – ПК (ТФ)):

ПК.1.Использовать установленные правила и процедуры профессиональных коммуникаций педиатрической медицинской сестры в интересах ребёнка

ПК.2 Устанавливать профессиональный контакт с ребёнком, родителями или законными представителями

ПК.3 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение по вопросам профилактики детских болезней и формированию здорового образа жизни, охране репродуктивного здоровья подростков

ПК.4 Осуществлять медицинский уход за новорождёнными в отделениях родовспоможения

ПК.5 Проводить обучение матери уходу за новорождённым и грудному вскармливанию

ПК.6 Проводить суточный мониторинг состояния новорождённого ребёнка

ПК.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.

ПК.8 Заполнять формы учета и отчетности на бумажном и/или электронном носителе в установленном порядке

1.2.3 Перечень знаний, умений и навыков (практический опыт), обеспечивающих формирование профессиональных компетенций

        В результате освоения дополнительной профессиональной программы слушатели должны знать:

  1. Общие знания:

- основные положения организации естественного вскармливания;

- физиология лактации;

- преимущества естественного вскармливания;

- трудности при организации естественного вскармливания и способы их преодоления;

- психологические основы консультирования по вопросам естественного вскармливания;

- факторы, способствующие  естественному вскармливанию;

- факторы, препятствующие естественному вскармливанию со стороны матери, ребенка, персонала медицинских учреждений;

- правила организации смешанного и искусственного вскармливания;

- релактация и индуцированная лактация;

- противопоказания к грудному вскармливанию;

- завершение грудного вскармливания.

  1. Специальные знания:

- техника прикладывания ребенка к груди

- способы расчёта необходимого питания для ребёнка

- алгоритм работы консультанта при гипогалактии

- тактика при угрозе и возникновении мастита у кормящей женщины;

- правила и способы расчёта докорма;

- обучение сцеживанию;

- хранение грудного молока.

III.Знания сопутствующих и смежных дисциплин:

  • сестринский уход за здоровым и больным новорожденным
  • этика и психология профессионального общения

        1.3. Требования к уровню образования слушателя и стажу

        Среднее (оконченное или неоконченное) профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», «Акушерское дело».

         Требования к стажу

        Не предъявляются

        1.4. Нормативный срок освоения программы

        Трудоемкость освоения программы – 72 академических часа

        1.5. Форма обучения – очная (12 и более часов в неделю)

        1.6. Характеристика квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, в том числе трудовых функций и (или) уровней квалификации слушателей

Квалификационные должностные требования

Медицинская сестра

наименование должности

        Должностные обязанности: Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельность медицинских организаций; правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы диетологии; основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

        Требования к квалификации: Среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в педиатрии" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело в педиатрии".


ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ

        2.1. Учебный план

Код

Наименование учебного модуля

Всего часов

В том числе количество часов по видам занятий

Форма контроля

Лекции

СЗ

ПЗ

ОСК

ЭО

Наименование учебного модуля

Организация естественного вскармливания

72

34

32

1

Основные положения организации естественного вскармливания

18

14

4

2

Психологические аспекты организации естественного вскармливания

12

4

8

3

Проблемы при организации естественного вскармливания

24

8

16

4

Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания для матери или ребёнка

2

2

5

Применение лекарственных препаратов и их совместимость с грудным вскармливанием

1

1

6

Питание, здоровье и фертильность женщины в период грудного вскармливания

1

1

7

Релактация и индуцированная лактация

1

1

8

Виды искусственных смесей

1

1

9

Завершение естественного вскармливания

6

2

4

10

Итоговая аттестация

6

Экзамен (тестирование

собеседование)

ИТОГО

72


2.2. Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Основные положения организации естественного вскармливания

14

4

18

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

1.1.

Международные организации по поддержке грудного вскармливания.

Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока.

МОО «Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию»

2

2

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

1.2.

Основные причины раннего прекращения грудного вскармливания

Причины, побуждающие женщин кормить грудью

Рекомендуемая литература для консультантов по грудному вскармливанию

Особенности работы консультанта по грудному вскармливанию

2

2

Выполнение тестовых заданий.

1.3.

Важность грудного вскармливания

  • Преимущества грудного вскармливания: для ребенка, для матери
  • Как грудное молоко защищает от инфекций 
  • Об опасностях, существующих при искуственном вскармливании
  • Компонентный состав грудного молока
  • Терминология грудного вскармливания и грудного молока

О необходимой подготовке к грудному вскармливанию

4

4

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

1.4

Физиология лактации

  • Развитие молочной железы
  • Анатомия молочной железы
  • Состав грудного молока
  • Изменения грудной железы во время беременности
  • Как вырабатывается молоко
  • Гормоны лактации и их участие в производстве и выделении молока
  • Ингибитор лактации

Гиполактия, её профилактика

4

4

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

1.5

Правильное прикладывание ребенка к груди.

  • Механизм сосания груди.
  • Признаки правильного прикладывания.
  • Техника правильного прикладывания ребенка к груди.
  • Причины и последствия неправильного прикладывания к груди.
  1. Положения для кормления ребёнка грудью.
  • Положение «Колыбелька»
  • Положение «Перекрестная колыбелька»
  • Положение «Из-под руки»
  • Положение «Лежа»
  • Положение «Расслабленное (биологическое) кормление»

Рекомендации по правильной организации грудного вскармливания

2

4

6

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

2.

Психологические аспекты организации естественного вскармливания

4

8

12

2.1

Психофизиология лактации. Диадический подход. 

  1. Лактационная доминанта
  2. Лактация и стресс
  3. Понятие диада. Схема диады и диадических перестановок
  4. Общая схема развития диады. Фазы сепарации
  5. Психологические особенности новорождённого ребёнка
  6. Потребности новорождённого и адекватные способы их удовлетворения

2

4

6

__//__

2.2

Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного вскармливания.

  1. Требования к консультанту.
  2. Виды общения.
  3. «Слушать и узнавать».
  4. Навыки формирования уверенности и оказание поддержки.
  5. Оценивающие слова в консультировании.
  6. Профилактика эмоционального выгорания.

2

4

6

__//__

3.

Проблемы при организации естественного вскармливания

8

16

24

3.1

Проблемы со стороны матери

  • Травмы сосков
  • Особые формы сосков
  • Лактационный криз
  • Болезненность сосков
  • Наполнение
  • Лактостаз
  • Мастит
  • Абсцесс
  • Отек соска

2

4

6

__//__

3.2

Гипогалактия (недостаток молока)

  • Варианты гипогалактии.
  • Вероятные и достоверные признаки гипогалактии.
  • Причины гипогалактии.
  • Гипоплазия молочных желёз.
  • Способы расчёта необходимого питания для ребёнка.
  • Алгоритм работы консультанта при гипогалактии.
  • Правила и способы расчёта докорма.
  • Гиперлактация (избыток молока).
  • Причины гиперлактации.
  • Алгоритм работы консультанта

2

4

6

__//__

3.3

Проблемы со стороны ребенка

  • «Отказ» ребёнка от груди.
  • Варианты поведения ребёнка при «отказе».
  • Алгоритм работы консультанта при «отказе» ребёнка от груди.
  • Возрастные особенности пищеварения и функциональные нарушения ЖКТ у детей раннего возраста
    (срыгивания, колики, дисбактериоз, лактазная недостаточность, метеоризм, задержка стула).
  • Гипербилирубинемия (желтуха) новорожденных.
  • Стафилококк.
  • Короткая уздечка языка у ребенка.
  • Плохой набор веса у ребёнка.
  • Кормление детей их двойни
  • Инфекция Candida.

2

4

6

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

3.4

Помощь в решении проблем при организации естественного вскармливания

  • Обучение сцеживанию
  • хранение грудного молока
  • Организация выхода матери на работу/учебу
  • Аксессуары ГВ

2

4

6

Выполнение тестовых заданий. Решение профессио-нальных задач.

4.

Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания для матери или ребёнка.

2

2

__//__

5.

Применение лекарственных препаратов и их совместимость с грудным вскармливанием.

1

1

__//__

6.

Питание, здоровье и фертильность женщины в период грудного вскармливания.

1

1

__//__

7.

Релактация и индуцированная лактация.

1

1

8.

Виды искусственных смесей.

1

1

9.

Завершение грудного вскармливания.

  • Роль консультанта.
  • Распространённые причины завершения грудного вскармливания.
  • Схема постепенного завершения грудного вскармливания.
  • Ошибочные действия.

2

4

6

__//__

10.

Экзамен

6

тестирование + собеседование

Всего

34 часа

32 часа

72 часа



2.3. Календарный учебный график

Наименование учебного модуля

Февраль – март

Всего часов

1-7

8-14

15-21

22-28

1-7

8-14

1 нед

2 нед

3 нед

4 нед

5 нед

6 нед

12

12

12

12

12

12

ВСЕГО учебных часов

12

12

12

12

12

12

72 часа

        


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа

«Организация естественного вскармливания»

наименование модуля

        Трудоемкость освоения учебного модуля:

         общее количество часов - 72,

в том числе:

аудиторные занятия, практические занятия в роддоме - 66 часов,

из них:

лекции - 34 часа;

практические занятия - 32 часа;

Экзамен – 6 часов

        После изучения учебного модуля слушатель должен

знать:

Конституцию РФ, законы и нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность стационара;

- организацию работы медицинской сестры детского стационара;

- организацию работы акушерки родильного дома;

- правила сбора, хранения и удаления отходов медицинских организаций;

- основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;

- систему организации педиатрической помощи;

- систему организации медицинской помощи детям, организацию сестринского дела в медицинских учреждениях по охране здоровья детей;

- теоретические основы сестринского дела;

- философию и этику сестринского дела;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила по охране труда и противопожарной безопасности;

- психологию профессионального общения;

- сестринский процесс и его этапы при уходе за детьми;

- структуру лечебно-профилактических учреждений;

- основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению при грудном вскармливании, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств, нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении;

- методы и средства санитарного просвещения, роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;

- основы гигиенического воспитания населения по вопросам воспитания здорового ребенка и пропаганды здорового образа жизни, ухода за здоровыми и больными детьми;

- организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения, основные виды медицинской документации;

- охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;

-принципы организации естественного вскармливания;

- психологические основы общения с детьми, их родителями, персоналом, медицинскую этику и деонтологию;

- физиологию лактации;

- преимущества естественного вскармливания;

- трудности при организации естественного вскармливания и способы их преодоления;

- психологические основы консультирования по вопросам естественного вскармливания;

- факторы, способствующие  естественному вскармливанию;

- факторы, препятствующие естественному вскармливанию со стороны матери, ребенка, персонала медицинских учреждений;

- правила организации смешанного и искусственного вскармливания;

- принципы релактация и индуцированной лактации;

- противопоказания к грудному вскармливанию;

-рекомендации по организации завершения грудного вскармливания.

После изучения учебного модуля слушатель должен

уметь:

- подготовить рабочее место, рационально организовать свой труд в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);

- планировать работу и анализировать показатели, свидетельствующие о результативности собственной деятельности;

- обеспечить безопасную среду для пациента и персонала;

- обеспечить инфекционную безопасность пациента и персонала (соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима);

- осуществлять сестринское консультирование и обучение пациента и/или его семьи;

- разрабатывать практические стратегии для преодоления психологических барьеров у пациентов;

- широко использовать и применять на практике профессиональные знания по своей специальности, алгоритмы сестринского обследования, диагностику и планирование, оказание грамотной доврачебной помощи;

- осуществлять пропаганду здорового образа жизни и вести санитарно-просветительскую работу;

- координировать свою профессиональную и общественную деятельность с работой других сотрудников и коллективов в интересах пациента;

- соблюдать технику безопасности и меры по охране здоровья персонала;

- самостоятельно получать дополнительные знания и умения в области профессиональной деятельности.

Медицинская сестра, акушерка должна владеть практическими навыками:

− внедрения в практическую деятельность медицинской сестры стандартизированные планы сестринского процесса;

− проведение дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации инструментария, оборудования, предметов ухода;

− осуществление самоконтроля качества ухода за пациентом;

− оценка функционального состояния пациента;

− осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

− обработка инструментария и отработанного материала медицинского назначения;

− профессионального общения;

− организация собственной работы;

Выполнение и проведение манипуляций:

- техника прикладывания ребенка к груди

- способы расчёта необходимого питания для ребёнка

- алгоритм работы консультанта при гипогалактии

- тактика при угрозе и возникновении мастита у кормящей женщины;

- правила и способы расчёта докорма;

- обучение и проведение сцеживания;

- хранение грудного молока.

- применение SNS-системы.

- "пальцевой метод" докорма новорожденного с помощью шприца.

- методы докорма новорожденного из несосательных предметов (поильник Хабермана, чашка и т.д)

- удаление "молочной пробки" из соска при лактостазе.

- обучение матери правилам ухода за молочной железой в период лактации.

- позиции для кормления матери, после операции кесарево сечения, эпизиотомии.

- приспособления для создания банка молока.

- холодный компресс на молочные железы.

- уход за соском и ареолой в период лактации, уход при травмах сосков.

- кормление новорожденного с помощью накладок для соска.

- "пальцевая проба" и осмотр уздечки новорожденного.

- действия при послеродовом отеке молочных желез.

- помощь в организации кормления при условии короткой уздечки языка ребенка.


Содержание учебного материала

Наименование разделов и тем модуля

Содержание учебного материала (наименование элементов, подэлементов) с указанием кода элемента

Объем часов

Наименование учебного модуля «Организация естественного вскармливания»

66

Тема 1.1. Международные организации по поддержке грудного вскармливания

Содержание:

2

Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока

Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию

Тема 1.2 Основные причины неудач при организации естественного вскармливания

Содержание:

2

Причины раннего прекращения грудного вскармливания

Причины, побуждающие женщин кормить грудью

Тема 1.3

Важность грудного вскармливания

 

Содержание

4

  • Преимущества грудного вскармливания: для ребенка, для матери
  • Как грудное молоко защищает от инфекций 
  • Об опасностях, существующих при искуственном вскармливании
  • Компонентный состав грудного молока
  • Терминология грудного вскармливания и грудного молока
  • О необходимой подготовка к грудному вскармливанию

Тема 1.4

Физиология лактации

Содержание

4

  • Развитие молочной железы
  • Анатомия молочной железы
  • Состав грудного молока
  • Изменения грудной железы во время беременности
  • Как вырабатывается молоко
  • Гормоны лактации и их участие в производстве и выделении молока
  • Ингибитор лактации
  • Гипогалактия, ее профилактика

Тема 1.5

Правильное прикладывание ребенка к груди.

Содержание

6

  • Механизм сосания груди.
  • Признаки правильного прикладывания.
  • Техника правильного прикладывания ребенка к груди.
  • Причины и последствия неправильного прикладывания к груди.

Положения для кормления ребёнка грудью.

  • Положение «Колыбелька»
  • Положение «Перекрестная колыбелька»
  • Положение «Из-под руки»
  • Положение «Лежа»
  • Положение «Расслабленное (биологическое) кормление»

Рекомендации по правильной организации грудного вскармливания

Тема 2.

Психологические аспекты организации естественного вскармливания

2.1 Психофизиология лактации. Диадический подход. 

12

2.2 Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного вскармливания.

Тема 3.

Проблемы при организации естественного вскармливания

3.1 Проблемы со стороны матери

24

3.2 Гипогалактия

3.3 Проблемы сос стороны ребенка

3.4 Помощь в решении проблем при организации естественного вскармливания

Тема 4.

Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания для матери или ребёнка.

Содержание

2

Причины противопоказаний для организации естественного вскармливания со стороны матери и ребенка

Тема 5. Применение лекарственных препаратов и их совместимость с грудным вскармливанием.

Содержание

1

Лекарственная терапия кормящих женщин.

Препараты, не совместимые с грудным вскармливанием.

Тема 6.

Питание, здоровье и фертильность женщины в период грудного вскармливания.

Содержание

1

Рекомендации по поддержанию здоровья кормящей женщины

Тема 7.

Релактация и индуцированная лактация.

Содержание

1

Способы восстановления и возбуждения лактации

Тема 8.

Виды искусственных смесей.

Содержание

1

Виды искусственных смесей

Тема 9.

Завершение грудного вскармливания.

  • Роль консультанта.
  • Распространённые причины завершения грудного вскармливания.
  • Схема постепенного завершения грудного вскармливания.

Ошибочные действия

6


Тематика лекционных занятий

Тема лекционного занятия

Коды разделов, тем, элементов, обеспечивающие содержание лекции

Содержание лекции

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

1

Международные организации по поддержке грудного вскармливания

1.1

Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока

Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию

2

III

2

Основные причины неудач при организации естественного вскармливания

1.2

Причины раннего прекращения грудного вскармливания

Причины, побуждающие женщин кормить грудью

2

III

3-4

Важность грудного вскармливания

1.3.1

Преимущества грудного вскармливания: для ребенка, для матери

Как грудное молоко защищает от инфекций 

Об опасностях, существующих при искуственном вскармливании

2

III

1.3.2

Компонентный состав грудного молока

Терминология грудного вскармливания и грудного молока

О необходимой подготовка к грудному вскармливанию

2

III

5-6

Физиология лактации

1.4.1

Развитие молочной железы

Анатомия молочной железы

Состав грудного молока

Изменения грудной железы во время беременности

2

III

1.4.2

Как вырабатывается молоко

Гормоны лактации и их участие в производстве и выделении молока

Ингибитор лактации

Гипогалактия, ее профилактика

2

III

7

Правильное прикладывание ребенка к груди

1.5

Механизм сосания груди  Признаки правильного прикладывания

Техника правильного прикладывания ребенка к груди  Причины и последствия неправильного прикладывания ребенка к груди

2

III

8

Психофизиология лактации. Диадический подход

2.1

Лактационная доминанта  Лактация и стресс   Понятие диада  

Схема диады и диадических перестановок

Общая схема развития диады. Фазы сепарации

2

III

9

Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного вскармливания

2.2

Требования к консультирующему. Виды общения. Оценивающие слова в консультировании. Профилактика эмоционального выгорания.

2

III

10

Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны матери

3.1

Травмы сосков. Особые формы сосков. Лактационный криз. Болезненность сосков. Лактостаз. Наполнение. Мастит. Абсцесс. Отек соска.

2

III

11

Гипогалактия

3.2

Варианты гипогалактии. Вероятные и достоверные признаки гипогалактии. Причины гипогалактии. Гипоплазия молочных желез.

2

III

12

Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны ребенка

3.3

«Отказ» от груди. Варианты поведения ребенка при «отказе». Возрастные особенности и функциональные нарушения ЖКТ у детей раннего возраста (срыгивания, колики, дисбиоз, лактазная недостаточность, задержка стула, метеоризм) Гипербилирубинемия. Стафилококковая, грибковая инфекция. Короткая уздечка языка у ребенка. Плохой набор веса. Кормление детей из двойни.

2

III

13

Помощь в решении проблем при организации естественного вскармливания

3.4

Обучение сцеживанию грудного молока. Правила хранения грудного молока. Выход матери на работу(учебу). Аксессуары ГВ.

2

III

14

Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания

4

Причины, препятствующие ГВ со стороны матери

Причины, препятствующие ГВ со стороны ребенка

2

III

15

Применение лекарственных средств при ГВ. Питание, здоровье и фертильность женщин при ГВ.

5-6

Классификация лекарственных средств в свете их возможного применения при ГВ. Питание, здоровье и фертильность женщин при ГВ.

2

III

16

Релактация и индуцированная лактация. Виды искусственных смесей.

7-8

Восстановление и инициация лактации. Виды искусственных смесей.

2

III

17

Завершение грудного вскармливания

9

Распространенные причины завершения грудного вскармливания. Схема постепенного завершения грудного вскармливания. Ошибочные действия.

2

III


Тематика практических занятий

Тема практического занятия

Коды разделов, тем, элементов, обеспечивающие содержание практического занятия

Содержание практического занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6

1

Правильное прикладывание ребенка к груди.

1.5

Положения для кормления ребенка грудью. Положение «Колыбелька». Положение «Перекрестная колыбелька». Положение «Из -под руки», «Лежа», «Расслабленное(биологическое) кормление»

4

II

2

Психофизиология лактации. Диадический подход

2.1

Лактационная доминанта  Лактация и стресс   Понятие диада  

Схема диады и диадических перестановок

Общая схема развития диады. Фазы сепарации. Психологические особенности новорожденного ребенка. Потребности новорожденного и адекватные способы их удовлетворения.

4

II

3

Психологические основы консультирования женщин по вопроса ГВ

2.2

Требования к консультирующему. Виды общения. Умение слушать и узнавать. Навыки формирования уверенности и оказание поддержки. Оценивающие слова в консультировании. Профилактика эмоционального выгорания.

4

II

4

Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны матери

3.1

Травмы сосков. Особые формы сосков. Лактационный криз. Болезненность сосков. Лактостаз. Наполнение. Мастит. Абсцесс. Отек соска.

4

II

5

Гипогалактия. Гиперлактация.

3.2

Варианты гипогалактии. Вероятные и достоверные признаки гипогалактии. Причины гипогалактии. Гипоплазия молочных желез. Способы расчета необходимого питания для ребенка. Способы расчета докорма. Гиперлактация. Причины гиперлактации.

4

II

6

Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны ребенка.

3.3

«Отказ» от груди. Варианты поведения ребенка при «отказе». Возрастные особенности и функциональные нарушения ЖКТ у детей раннего возраста (срыгивания, колики, дисбиоз, лактазная недостаточность, задержка стула, метеоризм) Гипербилирубинемия. Стафилококковая, грибковая инфекция. Короткая уздечка языка у ребенка. Плохой набор веса. Кормление детей из двойни.

4

II

7

Помощь в решении проблем при организации естественного вскармливания

3.4

Обучение сцеживанию грудного молока. Ручное сцеживание. Виды молокоотсосов. Правила хранения грудного молока. Выход матери на работу(учебу). Аксессуары ГВ.

4

II

8

Завершение грудного вскармливания

9

Распространенные причины завершения грудного вскармливания. Схема постепенного завершения грудного вскармливания. Ошибочные действия.

4

II


IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

        4.1. Формы аттестации

        Текущий контроль осуществляется в форме тестирования и решения профессиональных задач,  выполнения практических манипуляций.

        Итоговая аттестация по обучающей Программе проводится в форме итогового экзамена: решение заданий в тестовой форме и собеседование.

        Обучающиеся допускаются к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.

        Комплектование набора заданий для каждого слушателя осуществляется с использованием фонда оценочных средств.

        Тестовое задание должно быть представлено в одной из следующих стандартизированных форм: закрытой (с выбором одного или нескольких ответов), открытой, на установление соответствия, на установление правильной последовательности. Используемая форма тестового задания определяется содержанием учебного материала. При использовании тестовых заданий закрытой формы использование ответов «все ответы правильные» и «все ответы неправильные» не допускается. Содержание тестовых заданий должно соответствовать системе целей изучения модуля. Они должны выявлять знание общих, принципиальных положений темы. Недопустимы задания на выявление знаний «мелких» частных и справочных сведений. Задание должно сопровождаться адекватной инструкцией для выполнения. В инструкции к тесту должно быть указано: количество правильных ответов (один или несколько), время выполнения теста. Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания. Содержание тестового задания не должно содержать повторов, двойных отрицаний и сленга. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается).

        Требования к содержанию профессиональных задач: модель задачи включает описание профессиональной ситуации, контрольные задания или вопросы к ситуации. Описывается ситуация, соответствующая определенной изучаемой теме, с конкретными данными, условиями и обстоятельствами. Профессиональная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия – условия, из которых можно извлечь эти данные. Условие задачи должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности. Вопросы и задания необходимо формулировать корректно, чтобы они позволяли оценить готовность слушателя действовать в условиях профессиональной деятельности. Процентное соотношение профессиональных задач по отдельным темам и занятиям в материалах итоговой аттестации должно соответствовать учебно-тематическому плану.

        Оценка практических умений и навыков проводится в форме демонстрации выполнения манипуляций (в том числе с использованием симуляции с применением искусственных материалов (манекенов) или участием третьих лиц). Оценивание уровня освоения умений и  уровня практического опыта проводится согласно оценочным листам.

        


4.2. Контроль и оценка результатов освоения

4.2.1. Результаты обучения и формы контроля

Результаты обучения и формы контроля (матрица формирования профессиональных компетенций (трудовых функций))

Код раздела/темы

Наименование дисциплины/учебного модуля/раздела/темы/темы занятия

Результаты обучения (указывается код освоенных ПК (ТФ))

Основные показатели результатов обучения

Формы и методы контроля и оценки

Знания

Умения

Навыки (практический опыт)

1

2

3

4

5

6

7

Наименование учебного модуля

Организация естественного вскармливания

Наименование раздела

Основные положения организации естественного вскармливания

1.1

Международные организации по поддержке грудного вскармливания

ПК-1

- международные организации по поддержке грудного вскармливания

-международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока

Решение заданий в тестовой форме

1.2

Основные причины раннего прекращения грудного вскармливания

ПК-1

- причины, побуждающие женщин кормить грудью

-основные трудности при организации ГВ

-особенности работы консультанта

Решение заданий в тестовой форме

1.3

Важность грудного вскармливания

ПК-1

-естественность грудного вскармливания

-риски для матери и ребенка при искусственном вскармливании

Решение заданий в тестовой форме

1.4

Физиология лактации

ПК-1

-развитие молочной железы

-анатомия молочной железы

-состав грудного молока

Решение заданий в тестовой форме

1.5

Правильное прикладывание ребенка к груди

ПК-1

ПК-3

-механизм сосания груди

-признаки правильного прикладывания

-контролировать положения для кормления («колыбелька», из-под руки, лежа, «биологическая поза»)

-рекомендации по правильной организации грудного вскармливания

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение профессиональных задач

2

Наименование раздела.

Психологические аспекты организации ествственного вскармливания

2.1

Психофизиология лактации. Диадический подход

ПК-2

ПК-3

-понятия о лактационной доминанте, диаде

-общая схема диады

- обеспечивать потребности новорожденного ребенка

- оценивать полноту удовлетворения потребностей новорожденного

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач

2.2

Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного вскармливания

ПК-2

ПК-3

- требования к консультанту

-виды общения

-слушать и выявлять проблемы

-способствовать профилактике эмоционального выгорания

-оказывать профессиональную поддержку кормящим матерям

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач

3

Наименование раздела

Проблемы при организации естественного вскармливания

3.1

Проблемы со стороны матери

ПК-1

ПК-5

- причины возникновения проблем со стороны матери, способы их профилактики и устранения

- устранять ошибки в организации естественного вскармливания

-давать рекомендации по организации правильного кормления

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач

Выполнение манипуляций

3.2

Гипогалактия

ПК-1

ПК-5

- причины гипогалактии

-вероятные и достоверные признаки гипогалактии

-оценивать наличие дефицита питания

-проводить расчет необходимого питания для ребенка

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач Выполнение манипуляций

3.3

Проблемы со стороны ребенка

ПК-1

ПК-5

-причины отказа ребенка от груди

-варианты поведения ребенка при отказе от груди

-возрастные особенности пищеварения новорожденного

- устранять ошибки в организации естественного вскармливания

-давать рекомендации по организации правильного кормления

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач Выполнение манипуляций

3.4

Помощь в решении проблем при организации естественного вскармливания

ПК-4

ПК-1

ПК-5

- основные ошибки при организации естественного вскармливания

-правила и сроки хранения грудного молока

-обучать матерей сцеживанию и хранению грудного молока

-осуществлять помощь при выходе матери на работу

-пользоваться аксессуарами ГВ

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач Выполнение манипуляций

4.

Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания

ПК-4

- противопоказания к ГВ со стороны матери

- противопоказания к ГВ со стороны ребенка

Решение заданий в тестовой форме

5.

Применение лекарственных препаратов при ГВ

ПК-1

- классификацию лекарственных препаратов в свете их совместимости с ГВ

Решение заданий в тестовой форме

6.

Питание, здоровье и фертильность женщины в период грудного вскармливания.

ПК-1

- особенности питания и здоровья кормящих женщин

Решение заданий в тестовой форме

7.

Релактация и индуцированная лактация

ПК-1

- способы восстановления и возбуждения лактации

Решение заданий в тестовой форме

8.

Виды искусственных смесей.

ПК-1

- виды искусственных смесей

Решение заданий в тестовой форме

9

Завершение грудного вскармливания

ПК-4

ПК-1

ПК-5

-распространенные причины завершения ГВ

-схема постепенного завершения ГВ

- осуществлять практическую помощь при завершении ГВ

- участвовать в профессиональном общении с кормящими матерями, давать рекомендации

Решение заданий в тестовой форме

Решение профессиональных задач


4.2.2. Оценка результатов обучения

        Профессиональные компетенции (трудовые функции), которые формируются и/или совершенствуются в процессе получения знаний, умений и навыков (практического опыта) слушателями оцениваются в недифференцированной или дифференцированной форме.

        

Критерии оценки уровня освоения полученных знаний, умений, навыков (практического опыта) при использовании

дифференцированной формы оценки результатов обучения

N п/п

Форма контроля

Критерии качества обучения

Результаты обучения не освоены, необходимы дополнительные знания («неудовлетворительно»)

Результаты обучения освоены частично («удовлетворительно»)

Результаты обучения освоены, но имеются ошибки, носящие случайный характер («хорошо»)

Результаты освоены полностью, понимание выполняемого вида деятельности соответствует современному периоду развития системы здравоохранения в изучаемой области («отлично»)

1.

Критерии оценки уровня освоения полученных знаний

1.1.

Решение заданий в тестовой форме

Слушатель правильно выполнил 69%  или менее тестовых заданий, предложенных ему для ответа

Слушатель правильно выполнил от 70% до 79% тестовых заданий, предложенных ему для ответа

Слушатель правильно выполнил от 80% до 89% тестовых заданий, предложенных ему для ответа

Слушатель правильно выполнил от 90% до 100% тестовых заданий, предложенных ему для ответа

2.

Критерии оценки уровня освоения полученных умений, навыков (практического опыта)

2.1.

Решение профессиональных (проблемно-ситуационных) задач

Неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий.

Комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий.

Комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий.

2.2.

Выполнение практических манипуляций

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима.

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога..

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия  выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются.

Критерии оценки уровня освоения полученных знаний, умений, навыков (практического опыта) при использовании

недифференцированной формы оценки результатов обучения

N п/п

Форма контроля

Критерии качества обучения

Результаты обучения не освоены: элементы компетенции (знания, умения, практический опыт) не освоены, для выполнения профессионального вида деятельности необходимы дополнительные знания.

Результаты освоены: элементы компетенции (знания, умения, практический опыт) освоены таким образом, что понимание выполняемого вида деятельности соответствует современному периоду развития системы здравоохранения в изучаемой области, слушатель может самостоятельно без помощи преподавателя выполнять необходимые профессиональные виды деятельности. Допустимо наличие ошибок, носящих случайный характер.

1

2

3

4

1.

Критерии оценки уровня освоения полученных знаний

1.1.

Решение заданий в тестовой форме

Слушатель правильно выполнил 69%  или менее тестовых заданий, предложенных ему для ответа

Слушатель правильно выполнил от 70% до 100% тестовых заданий, предложенных ему для ответа

1.2.

Устное собеседование

При ответе обнаруживается отсутствие владением материала в объеме изучаемой образовательной программы; ответы на вопросы не имеют логически выстроенного характера, не используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, обобщение.

При ответе используется терминология, соответствующая конкретному периоду развития теории и практики, и четко формулируется определение, основанное на понимании контекста определенного термина; ответы на вопросы имеют логически выстроенный характер, часто используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ и обобщение; допустимо представление профессиональной деятельности частично в контексте собственного профессионального опыта, практики его организации; допустимо при ответах на вопросы при раскрытии содержания вопросов недостаточный анализ основных противоречий и проблем.

2.

Критерии оценки уровня освоения полученных умений, навыков (практического опыта)

2.1.

Решение профессиональных (проблемно-ситуационных) задач

Неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

Комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий.

Допустимы затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; допустимы наводящие вопросы преподавателя при выборе тактики действий.

2.2.

Выполнение практических манипуляций

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия  выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются.

Допустимо нарушение последовательности выполнения манипуляций; возможно для обоснования действий преподавателю задавать наводящие и дополнительные вопросы и комментарии.

        

        


Оценка уровня освоения полученных знаний при проведении итоговой аттестации слушателей проводится в форме тестирования.

Тестовые задания при проведении итоговой аттестации содержат 100 вопросов, на решение тестового задания аттестуемому предоставляется 100 минут.

        На основании результатов выполнения тестовых заданий аттестационная комиссия оценивает результат прохождения слушателем итоговой аттестации как:

        «отлично» при результате от 90% до 100% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;

        «хорошо» при результате от 80% до 89% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;

        «удовлетворительно» при результате от 70% до 79% правильно выполненных тестовых заданий от общего количества;

        «неудовлетворительно» при результате 69%  или менее правильно выполненных тестовых заданий от общего количества.

При использовании недифференцированной формы оценивания уровня освоения полученных знаний результат тестирования оценивается как:

«сдано» при результате 70% или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;

        «не сдано» при результате 69% или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.

        Оценка умений (практического опыта) при проведении текущей аттестации в симулированных условиях, в том числе с использованием симуляционнго оборудования и (или) привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения слушателем не менее 3 практических заданий.

        На выполнение одного практического задания одному слушателю отводится 10 минут.

        «отлично» при результате от 90% до 100% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;

        «хорошо» при результате от 80% до 89% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;

        «удовлетворительно» при результате от 70% до 79% правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий;

        «неудовлетворительно» при результате 69%  или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий.        

        Решение профессиональных задач при проведении текущей аттестации проводится путем ответа слушателя на  вопросы.        

        

        4.2.3. Перечень теоретических вопросов для подготовки к оценке освоения программы

  1. Международные организации по поддержке грудного вскармливания.
  2. Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока.
  3. Основные причины раннего прекращения грудного вскармливания.
  4. Причины, побуждающие женщин кормить грудью.
  5. Особенности работы консультанта по грудному вскармливанию.
  6. Важность грудного вскармливания для ребенка, для матери.
  7. Грудное молоко и защита от инфекций.
  8. Компонентный сосав грудного молока.
  9. Терминология грудного вскармливания.
  10.  Риски искусственного вскармливания.
  11. Физиология лактации. Развитие молочной железы.
  12. Анатомия молочной железы.
  13. Изменения молочной железы во время беременности.
  14. Процесс выработки молока.
  15. Гормоны лактации и их участие в производстве и выделении молока.
  16. Ингибиторы лактации.
  17. Правильное прикладывание ребенка к груди. Признаки правильного прикладывания.
  18. Механизм сосания груди.
  19. Причины и последствия неправильного прикладывания ребенка к груди.
  20. Положения для кормления ребенка грудью («колыбелька», «перекрестная колыбелька», лежа, биологическая поза, поза из-под руки).
  21. Психофизиологические аспекты организации естественного вскармливания.
  22. Лактационная доминанта. Лактация и стресс.
  23. Понятие диада. Схема диады и диадических перестановок.
  24. Психологические особенности новорожденного ребенка.
  25. Потребности новорожденного и адекватные способы их удовлетворения.
  26. Психологические основы консультирования женщин по вопросам грудного вскармливания. Навыки формирования уверенности и оказания поддержки.
  27. Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны матери (травмы сосков, особые формы сосков, лактационный криз, болезненность сосков, лактостаз, мастит, абсцесс, отек соска).
  28. Гипогалактия. Варианты, Вероятные и достоверные причины гипогалактии.
  29. Алгоритм работы консультанта при гипогалактии.
  30. Правила и способы расчета докорма.
  31. Гиперлактация. Причины. Алгоритм работы консультанта.
  32. Проблемы при организации естественного вскармливания со стороны ребенка (отказ, короткая уздечка языка, плохой набор веса).
  33.  Возрастные особенности пищеварения и функциональные нарушения ЖКТ у детей грудного возраста (срыгивания, колики, дисбиоз, лактационная недостаточность, метеоризм, задержка стула)
  34. Лактация и гипербилирубинемия у ребенка.
  35. Лактация и инфекции (стафилококковая, грибковая).
  36. Кормление детей из двойни.
  37. Обучение матерей сцеживанию и хранению грудного молока.
  38. Организация лактации при выходе матери на учебу (работу).
  39. Аксессуары ГВ.
  40. Относительные и абсолютные противопоказания для грудного вскармливания со стороны матери и ребенка.
  41. Применение лекарственных препаратов и их совместимость с грудным вскармливанием.
  42. Питание, здоровье и фертильность женщины в период грудного вскармливания.
  43. Релактация и индуцированная лактация.
  44. Виды искусственных смесей.
  45. Завершение грудного вскармливания. Ошибочные действия. Схема постепенного завершения грудного вскармливания.

4.2.4. Перечень практических вопросов для подготовки к оценке освоения программы

1. Техника правильного прикладывания ребенка к груди.

2. Позиции для кормления («колыбелька», «перекрестная колыбелька», лежа, биологическая поза, поза из-под руки).

3. Лимфодренажный массаж молочных желез.

4. Ручное сцеживание молочной железы.

5.Смягчения молочной железы по Коттермен.

6. Сцеживание молочной железы при помощи молокоотсоса.

7. Обучение матери сцеживанию молочной железы.

8. Обучение матери применения SNS-системы.

9."Пальцевой метод" докорма новорожденного с помощью шприца.

10. Методы докорма новорожденного из несосательных предметов (поильник Хабермана, чашка и т.д)

11. Удаление "молочной пробки" из соска при лактостазе.

12. Обучение матери правилам ухода за молочной железой в период лактации.

13.Позиции для кормления матери, после операции кесарево сечения, эпизиотомии.

14.Приспособления для создания банка молока.

15. Холодный компресс на молочные железы.

16. Уход за соском и ареолой в период лактации, уход при травмах сосков.

17. Кормление новорожденного с помощью накладок для соска.

18. "Пальцевая проба" и осмотр уздечки новорожденного.

19.Метод биологического прикладывания.

20. Действия консультанта при послеродовом отеке молочных желез.

21. Помощь в организации кормления при условии короткой уздечки языка ребенка.

        4.3. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы

        Лицам, освоившим дополнительную профессиональную программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о дополнительном профессиональном образовании – «Удостоверение о повышении квалификации».

V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        5.1.Требования к кадровому обеспечению программы

        Допускаются к педагогической деятельности по дополнительным профессиональным программам работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, при наличии:

  • диплома о среднем или высшем медицинском образовании;
  • диплома об окончании ординатуры или интернатуры для лиц, имеющих диплом о высшем медицинском образовании, либо удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке для лиц, имеющих среднее медицинское образование;
  • трудовой книжки, подтверждающей стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющим ученую степень, требования к стажу работы не предъявляются.

        


5.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

№ п/п

Наименование учебного модуля, разделов, тем, видов работ

Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы

Перечень основного специального оборудования специальных помещений и помещений для самостоятельной работы

1

2

3

4

1

Наименование учебного модуля

Организация естественного вскармливания

учебный кабинет:  «Сестринское дело в педиатрии» или «Акушерское дело»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Сестринское дело в педиатрии»:

- комплект изделий медицинского назначения;

- комплект муляжей;

- комплект бланков медицинской документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

Технические средства обучения: устройства для прослушивания и визуализации учебного материала.

Аппаратура и приборы:

-компьютер;

-интерактивная доска;

- весы электронные детские;

- кроватка для новорожденного ребенка;

- камера для хранения стерильных изделий;

- молокоотсосы

Медицинский инструментарий:

- одноразовые шприцы разного объема;

- стакан медицинский металлический (штанглаз);

Предметы ухода за пациентами и перевязочный материал:

  1. Лотки медицинские

- прямоугольные средние

- прямоугольные мелкие

- почкообразные

  1. Грелки
  2. Штанглазы  
  3. Пинцеты
  4. Мочеприемники для младенцев одноразовые.
  5. Фартуки одноразовые.
  6. Перчатки резиновые.
  7. Термометры
  8. Пипетки
  9. Баночки, флакончики
  10. Сантиметровые ленты.
  11. Питание детское.
  12. Ванночки
  13. Пеленки разные
  14. Крафт-пакеты разные
  15. халаты медицинские;
  16. бахилы;
  17. шапочки одноразовые  медицинские
  18. фартук одноразовый медицинский;
  19.  маски для лица хирургические;
  20. Молокоотсосы разные
  21. Подушка для кормления
  22. Поильник Хабермана
  23. SNS-cистема для кормления.
  24. Накладки для груди.
  25. Формирователи сосков.
  26. Контейнеры для хранения грудного молока.

Медицинское оборудование:

- стол манипуляционный;

- стол для инструментов;

- стол пеленальный;

- кроватка для новорожденного;

- ростомер горизонтальный;

- холодильник;

- шкафы для хранения инструментария, оборудования, аппаратуры,

 медикаментов, предметов ухода, медицинской документации, учебно-

 наглядных пособий.

Учебно-наглядные пособия (фантомы, муляжи, тренажеры, модели):

Куклы-фантомы новорожденного;

Фантомы ягодиц;

Фантомы рук;

Муляж женской груди

Медицинская документация:

- «История развития ребенка форма № 112/у», «Медицинская карта ребенка форма №026/у»,  бланки направлений на анализы, консультации к специалистам, информированного согласия на обследование и лечение.

История родов форма 096/у

История развития новорожденного форма 097/у

Видеофильмы соответствующие тематике проводимых занятий.

Лекарственные средства и другие вещества:

- флаконы с изотоническим раствором натрия хлорида 0,9% различной

  емкости;

- ампулы с изотоническим раствором натрия хлорида 0,9%;

- 0,5% (0,25%) раствор новокаина;

- вода дистиллированная во флаконах;

- раствор перекиси водорода 3%;

- раствор калия перманганата 5%;

- спирт медицинский 70%;

- различные антисептические средства;

- различные водные и спиртовые кожные антисептики;

5.3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой

Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

№ п/п

Наименование дисциплины (учебного модуля) в соответствии с учебным планом

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы

Вид носителя (электронный/бумажный)

1

2

3

4

1

Наименование учебного модуля

Организация естественного вскармливания

Основные источники:

  1. Гонсалес Карлос. Подарок на всю жизнь. Руководство по грудному вскармливанию. – Ресурс, 2014
  2. Рюхова И. Еда. Сон. Любовь. Чего хочет ваш малыш, и как ему это дать - СветЛо, 2018
  3. Ньюман Дж. Грудное вскармливание. - ГЭОТАР-Медиа, 2018

Дополнительные источники

  1. Иванова, Гайворонских, Шмидт. Грудное вскармливание. Практическое руководство для семейных врачей. - СпецЛит, 2018
  2. Рюхова И.  Как подарить малышу здоровье. Кормим грудью СветЛо, 2015

  1. Виссингер, Вест, Питман: Искусство грудного вскармливания - Эксмо, 2012

  1. Медицина молочной железы и гинекологические болезни» под ред. В.Е. Радзинского – Status Praesens, 2017

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003

6.Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С., Юсупова О.В. Девиантное материнское поведение// Московский психотерапевтический журнал, N 4, 1996, c. 81-98.

  1. Добряков И.В. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи \\ Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2003, с. 104-140

  1.  Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010

  1.  Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980

  1.  Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000

  1.  Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Ред. Мухиной В.С. - М.: Просвещение, 1991

  1. Матушевская Н.В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований // Перинатальная психология и психология родительства, 2005, №2, с. 48-97

  1.  Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988

  1.  Мозг и поведение младенца. М., Ин-т Психологии РАН, 1993

  1.  Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии,1994, № 6, с. 16-25

  1.  Психика и роды / Под ред. Э.К. Айламазяна. – СПб.: Яблочко, 1996

  1.  Ранк О. Травма рождения / Пер. с англ. – М.: Аграф, 2004

  1. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. – М.: Наука, 1999

  1. Ухтомский А.А. Доминанта. – М. - Л.: Наука, 1966
  2. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002
  3.  Шпиц Р.А., Коблинер Р.Г. Первый год жизни. – М.: ГЕРРУС, 2000
  4. Уильям и Марта Сирс –"Ваш малыш от рождения до 2 лет"

Бумажный

Электронный

Электронный

Электронный

Бумажный

Электронный

 


5.4. Формы реализации программы

        Содержание реализуемой Программы направлено на достижение целей Программы и планируемых результатов ее освоения.

        Программа может быть реализована в виде очного обучения на базе колледжа, выездных учебных циклов на базе медицинских организаций; очно-заочное обучение.

        Возможные варианты реализации Программы:

Варианты

Самостоятельная (предцикловая) подготовка (ЭО)

Аудиторная работа

Стажировка

Примечание

1

-

66 часов

-

Очное обучение

2

-

66 часов

-

Выездные учебные циклы

4

-

66 часов

-

Очно-заочное

        Содержание реализуемой Программы направлено на достижение планируемых результатов ее освоения.

        Освоение Программы завершается итоговой аттестацией слушателей в виде решения заданий в тестовой форме и собеседования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 6 класс 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана для обучающихся 6 класса средней школы.Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образова...

Рабочая программа цикла "Сестринский уход за новорожденными" для курсов повышения квалификации медицинских сестер на 2019-2020 учебный год

Данная Рабочая программа предназначена для организации занятий со слушателями отделения дополнительного последипломного образования в рамках цикла "Сестринский уход за новорожденными". Цикл ...

Рабочие программы ПМ 02 Изготовление столярных и мебельных изделий, учебная и производственная практики

Рабочая программа профессионального модуля явля­ется частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  29.01.29 Мастер столярного и мебельного производства  б...

Рабочая программа курса повышения квалификации «Проектирование и создание электронных образовательных курсов в системе MOODLE»

Дополнительная программа повышения квалификации «Проектирование и создание электронных образовательных курсов в системе MOODLE» предназначена для использования электронных ресурсов в систе...

Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год

Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год...