Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: "Дыхательная система человека"
учебно-методическое пособие

Реутина Ирина Александровна

Учебно-методическое пособие для самостоятеьной работы по теме "Дыхательная система" особенно поможет студентам, пропустившим занятия. Также пособием могут воспользоваться и студенты для систематизации знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. Учебно-методическое пособие  включает руководство к пошаговому изучению теоретического материала, словарь терминов, а так же и тестовые задания для самостоятельного контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_sistema_cheloveka.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

1

 Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга        

Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Профессиональное  Образовательное Учреждение  

 «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

«Дыхательная система человека».

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

Преподаватель    Реутина И.А.

                                                                                                                     

                                                                     

                                                                                                                                           

 2018-2019 учебный год        

Цель:

- Самостоятельно изучить строение и функции органов дыхательной системы человека, получить знания, необходимые для понимания проблем больных с патологией органов дыхательной системы и необходимые для изучения соответствующих тем по клиническим  дисциплинам и модулям.

После  самостоятельного изучения темы студент должен:

- представить  как осуществляется дыхание.

-знать  структуры организма человека, удовлетворяющие потребность человека дышать;

-знать этапы дыхания (легочное, транспорт газов кровью, внутреннее дыхание);

-понимать принцип газообмена между дыхательными средами;

-знать механизм вдоха и выдоха;

-знать как осуществляется регуляция дыхания;

-знать строение и функции воздухоносных путей;

-знать строение и функции легких;

-знать строение плевры, плевральной полости;

-представлять как оценивается внешнее дыхание ( определение частоты дыхательных движений, МОД, определение жизненной емкости легких и дыхательных объемов).

 

Этап работы

Описание работы

Вопросы для самоконтроля

  1. Изучить особенности строения органов дыхательной системы.

Используя учебник анатомии , атлас, перечислить органы дыхательной системы, начиная с полости носа.

1.Какие органы относятся к дыхательной системе?

2.Перечислить воздухоносные пути.

3. Какие органы относятся к верхним дыхательным путям?

4.Перечислить особенности строения воздухоносных путей.

  1. Изучить строение полости носа

Использовать учебник анатомии, атлас , выяснить какое строение имеют стенки полости носа, как сообщается полость носа с окружающей средой, носоглоткой, полостью глазницы, какие воздухоносные пазухи сообщаются с полостью носа, каковы особенности слизистой оболочки полости носа.

  1. Перечислить функции полости носа.
  2. Как сообщается полость носа с атмосферой и носоглоткой?
  3. Перечислить и показать на рисунке носовые ходы.
  4. Какие воздухоносные пазухи сообщаются с полостью носа?
  5. Особенности строения слизистой оболочки полости носа.

3.Изучить строение и функции гортани.

Использовать учебник анатомии, атлас, графы логической структуры «Строение гортани»

Обратить внимание на положение гортани, строение хрящей гортани, строение полости гортани, строение голосового отдела, стенки гортани, отличительные особенности строения мужчины, женщины, ребенка, различные положения голосовых связок при фонации и дыхании.

  1. Где расположена гортань?
  2. Перечислить парные и непарные хрящи гортани. Значение надгортанника.
  3. Показать и назвать отделы полости гортани.
  4. Особенности строения голосового отдела: преддверные  складки, голосовые складки,  желудочки гортани, голосовая щель.
  5. Мышцы,

расширяющие и сужающие голосовую щель.

  1. Функции гортани.

4. Изучить строение и функции трахеи.

Использовать учебник анатомии, атласа,  графы логической структуры «Строение трахеи».  Изучить положение, строение стенки и функции трахеи. Обратить внимание на место расположение бифуркации трахеи.

1.Где расположена трахея?

2.Что расположено сзади трахеи, по бокам, спереди трахеи?

3. Каково строение стенки трахеи?

4.Каковы функции трахеи?

5.Какой хрящ образует кольца трахеи?

6. Что такое бифуркация трахеи? На каком уровне относительно позвоночника она расположена?

5. Изучить строение и функции главных бронхов.

Использовать учебник анатомии, атлас. Обратить внимание на строение стенки главных бронхов, отличия правого главного бронха от левого.

  1. Где расположена бифуркация трахеи?
  2. Чем отличается правый главный бронх от левого?
  3. Каково строение стенки главных бронхов?
  4. Почему инородные тела чаще оказываются в правом главном бронхе и затем в правом легком?

6. Изучить строение легких.

Использовать учебник анатомии, атлас, графы логической структуры «Строение легких» , выяснить ,какие отделы, поверхности  имеет легкое .  

Дать определение доли, сегмента, дольки легкого. Определить, что такое ацинус , сделать схему  ацинуса , выяснить ,как осуществляется газообмен между альвеолярным воздухом и кровью.   Обратить внимание на строение плевры, какие листки она имеет, особенности строения плевральной полости.

  1. Где расположены легкие?
  2. Перечислить отделы,  поверхности легких.
  3. Что такое ворота легких?

Где они расположены?

Что такое корень легкого?

  1. Доли, сегменты, дольки легких.
  2. Бронхиальное дерево и его отделы.
  3. Ацинус, особенности строения и функции.
  4. Каково строение плевры?
  5. Как определяются границы легких?
  1. Изучить внешнее дыхание.

Использовать учебник анатомии : выяснить, какие мышцы относятся к собственно дыхательным, как осуществляется вдох и выдох, как регулируется дыхание (нервная и гуморальная регуляция).

Обратить внимание на причину первого  вдоха новорожденного.

  1. Какие этапы дыхания различают?
  2. Что относится к дыхательному аппарату человека?
  3. Как осуществляется вдох? Какие мышцы обязательно участвуют в механизме вдоха?
  4. Как осуществляется выдох?
  5. Где находится дыхательный центр?
  6. Как регулируется внешнее дыхание?
  7. Как осуществляется газообмен в легких?

  1. Изучение вопроса «Перенос  газов кровью и газообмен в легких»

Использовать учебник анатомии: обратить внимание на  особенности строения стенки  альвеол, выяснить, почему кислород диффундирует из альвеол в кровь, а углекислый газ - в противоположном направлении. Изучить, как переносятся газы кровью, выяснить строение гемоглобина, какие соединения образует гемоглобин с газами.

Выяснить, как кислород используется клетками тканей.

1.Как осуществляется перенос кислорода кровью?

2.Как осуществляется перенос углекислого газа кровью?

3. Как кислород используется клетками тканей?

  1. Определение жизненной емкости легких.

Использовать учебник анатомии, спирометр, указания для проведения спирометрии.

  1. Дать определение ЖЕЛ.
  2. Какие дыхательные объемы входят в ЖЕЛ?
  3. Чему равняется ЖЕЛ, дыхательный объем, резервный объем вдоха и выдоха, остаточный воздух?
  4. От чего зависит ЖЕЛ?
  5. Дать определение минутного объема дыхания.
  6.  Как определяется МОД? От чего зависит МОД?
  7. Оценить свою жизненную емкость легких.

10.Проведение самоконтроля по теме: «Дыхательная система человека».

Использовать тестовые задания по теме, после выполнения заданий, сравнить ответы с эталонами.

   

                     Тестовые задания для самоконтроля по теме :

«Дыхательная система человека».

Выбрать правильные ответы:

  1. Орган, в котором происходит голосообразование, называется

1.Глотка

2.Гортань

3.Трахея

4.Бронхи

  1. Орган, где происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей

1.Ротовая полость

2.Гортань

3.Глотка

4.Пищевод

  1. Обонятельные рецепторы располагаются в слизистой оболочке

1.Верхнего носового хода

2.Среднего носового хода

3.Нижнего носового хода

4.Общего носового хода

  1. К парным хрящам гортани относится

1.Клиновидный, перстневидный

2.Перстневидный ,  щитовидный

3.Щитовидный, рожковидный

4.Клиновидный, рожковидный

  1. Голосовая щель ограничена

1.Голосовыми складками

2.Голосовой и преддверной складками

3. Преддверными складками

4. Желудочками гортани

  1. Бифуркация трахеи расположена на уровне
  1. IV  Шейного позвонка
  2. VI  Шейного позвонка
  3. V   Грудного позвонка
  4. XII Грудного позвонка
  1. Правый главный бронх по сравнению с левым

1.Шире и короче

2.Шире и длиннее

3.Уже и короче  

4.Уже и длиннее

  1. Структурно – функциональной единицей легких является

1. Доля

2.Сегмент

3. Долька    

4. Ацинус

  1. В полости плевры давление

1. Ниже атмосферного

2. Равно атмосферному

3. Выше атмосферного

4. То ниже, то выше атмосферного (зависит от дыхания)

  1. Гортань расположена на уровне
  1. II-IV шейных позвонков
  2. IV-VI шейных позвонков
  3.  II-IV грудного позвонков
  4. VI-VIII грудных позвонков
  1. Перенос  углекислого газа осуществляется
  1. Гемоглобином эритроцитов и плазмой крови
  2. Только плазмой крови
  3. Белками крови
  4. Только гемоглобином эритроцитов
  1. Карбоксигемоглобин – это соединение гемоглобина с
  1. Кислородом
  2. Углекислым газом
  3. Угарным газом
  4. Азотом
  1. Жизненная емкость легких равна
  1. 1500-2000мл
  2. Около 500мл
  3. 3000-4000мл
  4. Около 1000мл
  1. Границы легких определяются
  1. Пальпацией
  2. Перкуссией
  3. Аускультацией
  4. Бронхоскопией
  1. В средостении находятся
  1. Сердце
  2. Пищевод
  3. Легкие
  4. Печень
  1. Дыхательный центр находится в

1.  Шейном  отделе спинного мозга

2.  Продолговатом мозге

3.  Мозжечке

4.  Коре больших полушарий

  1. Физиологическим возбудителем дыхательного центра является
  1. Кислород
  2. Углекислый газ
  3. Азот
  4. Угарный газ  

  1. К собственно дыхательным мышцам относится
  1. Лестничные
  2. Большие грудные
  3. Трапецевидные
  4. Межреберные
  1. Эпителий слизистой оболочки носа
  1. Переходный
  2. Многослойный ороговевающий
  3. Многослойный мерцательный
  4. Однослойный мерцательный
  1. Кости, в которых находятся придаточные пазухи носа
  1. Височная и лобная
  2. Лобная и решетчатая
  3. Решетчатая и височная
  4. Носовая и лобная
  1. Термин, определяющий попадание воздуха в плевральную полость
  1. Гемоторакс
  2. Пневмоторакс
  3. Гидроторакс
  4. плеврит
  1. Полость носа сообщается с носоглоткой через
  1. Хоаны
  2. Ноздри
  3. Зев
  4. Носослезный канал
  1. К непарным хрящам гортани относится
  1. Надгортанник
  2. Щитовидный хрящ
  3. Клиновидный хрящ
  4. Черпаловидный хрящ
  1. Ворота легкого расположены на
  1. Верхушке легкого
  2. Диафрагмальной поверхности легкого
  3. Медиальной поверхности легкого
  4. Грудино-реберной поверхности легкого
  1. Газообмен осуществляется в
  1. Полости носа
  2. Гортани
  3. Бронхи
  4. Легкие

               

Эталоны ответов к тестовым заданиям для самоконтроля по теме:  «Дыхательная система человека»

1.

6.

11.

16.

21

2.

7.

12.

17.

22.

3.

8.

13.

18.

23.

4.

9.

14.

19.

24.

5.

10.

15.

20.

25.

Критерии оценки:

 «5»- 2 ошибки (10%)

«4»-5 ошибок(20%)

«3»-7 ошибок(30%)

 Терминологический словарь

  1. Альвеола - выпячивание концевых разветвлений бронхиального дерева в виде пузырьков неправильной формы.
  2. Ацинус  - структурно-функциональная единица легких, включающая две респираторные бронхиолы и их разветвления
  3. Бронхи – воздухопроводящие  пути, начинающиеся от трахеи образующие бронхиальное дерево в легких
  4. Ворота легкого - углубление на медиальной поверхности легких, через которое проходят главный бронх, легочные вены и артерия, нервы, лимфатические сосуды.
  5. Гайморова пазуха (верхнечелюстная)- воздухоносная пазуха верхней челюсти.
  6. Голосовая щель- щель в полости гортани, ограниченная голосовыми складками.
  7. Гортань-орган дыхательной системы,  сообщающийся сверху с глоткой и внизу с трахеей.

Выполняет двоякую функцию:  воздухопроведение и голосообразование.

  1. Доля легкого  - обособленная часть легкого с вентилирующим ее бронхом и собственным долевым сосудисто-нервным комплексом.
  2. Долька легкого - участок легочной ткани, отделенный междольковыми перегородками и вентилируемый дольковым бронхом.
  3. Дыхательная система-система органов, необходимая для удовлетворения потребности человека в дыхании (доставка кислорода и выведения углекислого газа).
  4. Дыхательный центр-центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, расположенный в продолговатом мозге.
  5. Клиновидная пазуха-воздухоносная полость ,расположенная в клиновидной кости и сообщающаяся с полостью носа.
  6. Корень легкого - комплекс органов, в который входят главный бронх, легочная артерия, 2 легочные вены, нервы, лимфатические сосуды.
  7. Легкие - органы дыхания, расположенные в грудной полости, основной функцией которых является газообмен.
  8. Легочные артерии - сосуды малого круга кровообращения, несущие в легкие венозную кровь.
  9. Легочные вены - сосуды малого круга кровообращения, несущие артериальную кровь от легких к сердцу.
  10. Лобная пазуха - воздухоносная пазуха лобной кости, сообщающаяся с полостью носа.
  11. Плевра - серозная оболочка легких, состоящая из висцерального и париетального листков.
  12. Плевральная полость - герметичное щелевидное пространство между листками плевры.
  13. Полость носа - начальный отдел воздухоносных путей.
  14. Пневмоторакс - попадание воздуха в полость плевры.
  15. Придаточные пазухи носа – воздухоносные пазухи костей, сообщающиеся с полостью носа.
  16. Сегмент легкого – ограниченный участок легочной ткани, в пределах которого разветвляется сегментарный бронх.
  17. Скелетотопия  – термин, обозначающий положение органов по отношению к костям скелета , к скелету в целом.
  18. Слизистая оболочка – внутренняя оболочка полых внутренних органов.
  19. Спирометрия – определение жизненной емкости легких.
  20. Средостение – комплекс органов, расположенных между двумя плевральными мешками.
  21. Трахея – воздухоносная трубка, начинается от гортани и разделяется на 2  главных  бронха.
  22. Хоаны  – отверстия, ведущие из полости в носоглотку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме "Гестозы" по специальности "Сестринское дело".

В разработке даны рекомендации по самостоятельной подготовке студента, используя материлы лекции и рекомендуемой литературы, к практическому занятию по теме "Гестозы"...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: Шоковые состояния...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов «Рабочая тетрадь по психологии»

Учебно-методическое пособие «Рабочая тетрадь по психологии» разработано для студентов 3 курса медицинского колледжа специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка) и позволяет оптимально...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Учебно - методическое пособие разработано для изучения учебного курса дисциплины «Менеджмент» на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям  СПО...

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

АннотацияУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физ...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...