Ситуационные задачи
методическая разработка

Дашиева Марина Николаевна

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медицинских работников с боьными, их близкими, со здоровыми людьми, а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение больного врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих кмений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_2009_1.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задача№1

Оказание помощи посредством установления профессиональных взаимоотношений медсестры и пациента

Клиническая ситуация:

У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не  обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам. Что в этой ситуации может сделать медсестра?

В центре анализа:

В данной ситуации молодой женщине требуется профессиональная помощь и поддержка со стороны медицинской сестры. Уточним, что ситуация не представляет этической дилеммы. Тем не менее, разрешение этой ситуации дает возможность показать эффективность этических принципов милосердия, автономии, полноты оказания помощи для установления профессиональных сестринских взаимоотношений с пациенткой. Таким образом, перед нами этой случай ставит следующий вопрос: как медицинской сестре помочь пациентке в получении более полной информации о диагнозе, как медсестра может помочь пациентке справиться с переживаниями и адаптироваться к жизни с ВИЧ и беременности. Анализ этой ситуации также позволит продемонстрировать, что сестринский уход способен оказать существенное положительное влияние на состояние пациента.

Контекст этического анализа

Обзор этических принципов

Роль медсестры; профессиональные взаимоотношения медсестры-пациента, которые помогают обучить, поддержать, скоординировать процесс оказания помощи

Полнота медицинской помощи – этический императив[1] профессионального развития и соответствия профессиональной компетенции, выполнения стандартов сестринской помощи. Согласно нему следует строго соблюдать принцип конфиденциальности, не допускать чрезмерного влияния/конфликта интересов, сообщать пациенту правду о его состоянии

Милосердие – этический императив, обязывающий нести пациенту добро посредством его излечения или облегчения состояния, что позволило бы пациенту в максимальной степени сохранить качество своей жизни.

Автономия  – этический императив, согласно которому следует уважать каждого человека, не использовать кого бы то ни было как средство для достижения целей, соблюдать право каждого на принятие собственных решений, уважать выбор пациентов с ограниченными возможностями принятия собственных решений, уважать и стремиться понять влияние культурных и религиозных убеждений на жизнь человека.

Справедливость/не причинение вреда 

Этическое обязательство соблюдения принципа равенства во взаимоотношениях, правильного распределения ресурсов здравоохранения, внимание к положению третьих лиц (родственников), адекватное восприятие рисков и обязательств по защите пациента и окружающих от этих рисков.

Взаимоотношения медсестры-пациента.

Медицинская сестра оказывает пациенту помощь в рамках устанавливаемых с ним/его родственниками профессиональных взаимоотношений. Профессиональные взаимоотношения требуют, чтобы внимание медицинской сестры было сосредоточено на потребностях пациента и его семьи. В контексте этих взаимоотношений сестринский уход направлен на то, чтобы пациент получал лечение, назначенное врачом. Кроме того, помощь медсестры должна быть направлена и на предоставление информации/обучение пациента/его родственников. Ниже будут приведены задачи медсестры при обучении пациента. Эти задачи играют ключевую роль в установлении профессиональных взаимоотношений медсестры с пациентом и членами его семьи, для чего требуется:

  1. выслушать вопросы и беспокойства пациента и его родственников, чтобы оценить потребность в информации
  2. помочь пациенту/его родственникам определить волнующие их вопросы, связанные с дополнительной информацией о диагнозе и/или выборе лечения, и затем помочь им адресовать свои вопросы  врачу
  3. помочь пациенту лучше понять свой диагноз и альтернативные методы лечения. В то время как врач несет ответственность за сообщение пациенту диагноза и методов лечения, задача медсестры состоит в том, чтобы оценить, какую информацию врач сообщил пациенту/родственникам, и помочь им понять эту информацию, а также определить потребность в дополнительных сведениях.
  4. помочь пациенту использовать информацию о своем диагнозе и лечении, чтобы легче принять их. Зачастую именно медсестра помогает пациенту/его родственникам понять, как следует использовать информацию о диагнозе и лечении, которую пациенту предоставил врач.
  5. сохранять бдительность, дабы обеспечить безопасность пациента, соблюдать ход выполнения врачебных назначений и реагировать на беспокойства пациента. реагирование на вербальные и поведенческие беспокойства пациента необходимо, чтобы вовремя предоставить пациенту дополнительную информацию, поговорить с пациентом, помочь ему понять новую информацию. Медсестра может содействовать пациенту в достижении правильного понимания своего состояния с помощью советов, это также поможет пациенту принять правильное решение. После того, как решение пациентом принято, медсестра может содействовать ему в разработке плана выполнения этого решения, связанном с ним лечении и новом образе жизни.
  6. координировать уход. Координация ухода играет ключевую роль в получении пациентом информации от врачей и других медработников в тот момент, когда она необходима. Координация позволяет обеспечивать непрерывность процесса оказания помощи, получения пациентом информации и медицинских услуг и их использования пациентом.

Анализ ситуации

Установление взаимоотношений медсестры и пациента. 

В ситуации с этой молодой женщиной основная задача медсестры состоит в установлении с пациенткой профессиональных взаимоотношений. Это в принципе является главной задачей медсестры при работе с каждым пациентом. Сформированные профессиональные взаимоотношения станут впоследствии основой для выслушивания пациента, советов, поддержки, обучения, координации предложенных медицинских услуг.

Цели этапы и пояснения по установлению профессиональных взаимоотношений с пациентом.

Из клинической ситуации следует, что медсестра сталкивается с пациенткой в тот момент, когда та узнает ожидаемую новость о своей беременности и другую, не ожидаемую – о положительном статусе ВИЧ. Важно, чтобы в этот момент медсестра правильно установила с пациенткой взаимодействие. Медсестры обязана объяснить пациентке, что обязательно поможет ей: 1) получить необходимую информацию; 2) обдумать варианты своих действий и 3) разработать план того, как сообщить членам семьи о своей беременности и ВИЧ. Рассказывая пациентке о своих задачах, медсестра также должна объяснить, что устанавливаемые взаимоотношения помогут ей справиться с чувствами бессилия и отчаяния, а также выполнить все лечебные рекомендации. Медсестра должна объяснить, что ее задача в этот момент и состоит в том, чтобы помочь пациентке справиться с новой информацией и негативными эмоциями. Координируя оказание помощи этой пациентке, медсестра также должна помочь ей правильно сформулировать вопросы к врачу, возможно даже задать их лечащему врачу или врачам, донести до специалистов волнения и беспокойства молодой женщины.

Темпы обучения, консультирования и поддержки устанавливаются пациентом.

Скорее всего, эта медсестра будет оказывать помощь пациентке в течение длительного периода времени, все будет зависеть от принятых женщиной решений. Поэтому, медсестра должна позволить пациентке самой установить темп оказания этой помощи. Медсестра при этом должна оценивать, как пациентка воспринимает и реализует получаемую информацию о своем состоянии и планах лечения. Иными словами, медсестра должна видеть, понимает ли пациентка поступающую информацию, не задает ли она все время одни и те же вопросы. Повторные вопросы возникают весьма часто и позволяют пациенту полностью воспринять новую для него реальность. Полезным для медсестры в случае взаимодействия с такими молодыми пациентами будет начало общения с вопросов: что вас волнует и беспокоит больше всего?, что вам не совсем понятно? Так пациент получит своего рода разрешение на то, чтобы задавать волнующие его вопросы и продвигаться на пути понимания своего состояния.

Иногда может показаться, что пациенту необходима вся информация сразу (и очень часто медсестры стремятся к тому, чтобы сразу предоставить пациенту полную и исчерпывающую информацию за один раз). Тем не менее, в подобных ситуациях информирование пациента влечет массу негативных эмоций и переживаний, что не позволит пациенту все запомнить и сразу все понять. Неспособность запомнить и понять предоставленную информацию лишь усугубит ощущение беспомощности и неспособности принять решение. Поэтому, медсестра должна повторять информацию, спрашивать у пациентки, что она думает, все ли ей понятно.

Основное содержание помощи – консультирование, поддержка, обучение. 

Полезным для медсестры может стать разработка модели общения с пациентом. В модель могут войти определенные вопросы относительно самочувствия пациентки в целом и в связи с ее состоянием. Медсестра при этом должна внимательно выслушать ответы. При этом разговоре медсестра должна проявлять чуткость и бдительность. Слушая пациентку и реагируя на ее беспокойства, медсестра сможет правильно определить, какую дополнительную информация пациентка готова воспринять во время этой беседы. На основе сигналов, исходящих от пациентки, медсестра сможет продвигаться в ее обучении. Во время некоторых разговоров медсестра сможет на основе достигнутого понимания помочь пациентке в решении ее проблем. В иные моменты разговоры будут всецело сконцентрированы на чувствах пациентки, и медсестра сможет помочь, только выслушав ее и успокоив. Но будут и такие моменты, когда пациентка будет ощущать больше сил для борьбы с ситуацией и их надо использовать для активного информирования и обучения, но ограниченными порциями, такими, чтобы пациентка могла все понять, запомнить и выполнить.

Координация помощи.

Медсестра является связующим звеном между пациенткой, лечащим врачом и другими специалистами, способными оказать ей помощь. Поэтому, от участия медсестры зависит понимание потребностей пациентки ее врачом, реакция пациентки на лечение, любые его изменения и дополнения, вносимые врачом. Поскольку оказание помощи ВИЧ-инфицированным является продолжительным, необходимость в координации помощи никогда не снижается, а напротив, может только возрастать. Кроме координации взаимоотношений пациентки с медперсоналом, медсестра может помочь ей и в общении с родственниками – как и что им сообщать, какая помощь и поддержка от них может потребоваться.  

Соотношение помощи пациентке с этическими принципами

Следование медсестрой описанным выше технологиям составляет основу сестринского ухода, в центре которого находится пациент. Концепция помощи, организованной вокруг потребностей пациента, нацелена на решение индивидуальных проблем и должна соответствовать предпочтениям и ценностям самого пациента. Реализуя эту концепцию на практике, медсестра следует требованиям принципов милосердия и автономии. Более того, установление с пациентом профессиональных взаимоотношений, выслушивание, поддержка, обучение, советы, бдительность требуют от медсестры глубоких знаний и навыков. Компетентная реализация медсестрой своей роли согласуется с этическим принципом полноты оказания помощи.  

Соотношение этой ситуации к рассмотренным ранее. 

В предыдущих публикациях этической колонки в центре нашего внимания были такие вопросы, как:

  • Обеспечение пациента полной и необходимой ему информацией для принятия решения (ситуации пациентов с желчекаменной болезнью и раком молочной железы)
  • Сообщение правды (ситуации с заболеванием ТБ)
  • Передача информации о пациенте другим медработникам или членам семьи (ситуации с пациенткой с диагнозом рак желудка, абсцессом у ВИЧ-инфицированного грудного ребенка)
  • Обеспечение безопасности пациента (случай с маленьким ребенком, которому была назначена чрезвычайно высокая доза препарата)

Во всех этих ситуациях была показана существенная роль медсестры в правильном обращении с информацией. Пациенты нуждаются в правдивой и точной информации о своем состоянии, чтобы принимать правильные решения о лечении. Обеспечение пациентов такой информацией соответствует этическому принципу автономии. Кроме того, пациенты имеют право на то, чтобы достоверная информация о состоянии их здоровья и этапах лечения была в ведении только тех лиц, деятельность которых направлена на их лечение, т.е., во благо пациентам и в отношении иных лиц соблюдалось бы требование конфиденциальности. В ситуациях, когда речь идет о неправильном и опасном для пациента назначении лекарственных препаратов, требуется передача информации руководству, администрации учреждения, с тем чтобы предотвратить возможный вред. Во всех ранее проанализированных ситуациях этические принципы милосердия, автономии, полноты оказания помощи позволяли разрешить сложившиеся этические дилеммы.  

Более того, в каждой ситуации мы стремились проанализировать и особую, уникальную роль медицинской сестры. Непрерывно мы выделяли особенности задач, стоящих перед сестринским персоналом по установлению профессиональных взаимоотношений с пациентами, выполнению долга по обучению, поддержке, консультированию пациентов, оказывающих существенное благоприятное влияние на эффективность медицинского вмешательства. В ситуации, проанализированной в последней статье, мы совместили все аспекты взаимодействия медсестры с пациентом. Мы показали, как правильно строить профессиональное взаимодействие, на чем должны при этом основываться действия медсестры.  Этические принципы милосердия, автономии, полноты оказания помощи, а также Этический кодекс российской медсестры создают сегодня прочную основу для реализации медицинскими сестрами своей роли и оказания помощи своим пациентам и членам их семей в контексте российской системы здравоохранения.

Задача №2

В отделении новорожденных работает молодой специалист педиатр. В истории болезни ею было сделано назначение новорожденному ребенку – раствор сульфата магния 25% 6 мл., внутримышечно. Опытная медицинская сестра обратила её внимание  на слишком высокую дозу препарата, на что получила ответ, что все назначено правильно, и что медсестре следует выполнить это назначение. После такого ответа медицинская сестра обратилась к заведующему отделением.

Заведующий отделением вызвал врача педиатра, указал на допущенную в дозировке препарата ошибку. Доза препарата была исправлена с 6 мл. на 0,6 мл. Правильно ли поступила медицинская сестра, обратившись за разрешением этической дилеммы к заведующему отделением?

Обзор этических принципов

Роль медсестры – Ответственность специалиста

Полнота медицинской помощи – этический императив[2] разработки и соответствия профессиональной компетенции, выполнения стандартов сестринской помощи. Согласно нему следует строго соблюдать принцип конфиденциальности, не допускать чрезмерного влияния/конфликта интересов, сообщать пациенту правду о его состоянии

Милосердие– этический императив, обязывающий нести пациенту добро посредством его излечения или облегчения состояния, что позволило бы пациенту в максимальной степени сохранить качество своей жизни.

Автономия  – этический императив, согласно которому следует уважать каждого человека, не использовать кого бы то ни было как средство для достижения целей, соблюдать право каждого на принятие собственных решений, уважать выбор пациентов с ограниченными возможностями принятия собственных решений, уважать и стремиться понять влияние культурных и религиозных убеждений на жизнь человека.

Справедливость/не причинение вреда 

Этическое обязательство соблюдения принципа равенства во взаимоотношениях, правильного распределения ресурсов здравоохранения, внимание к положению третьих лиц (родственников), адекватное восприятие рисков и обязательств по защите пациента и окружающих от этих рисков.

Медицинская сестра. Обеспечение безопасности пациента является частью сестринской профессии. Профессиональная ответственность  медсестры подразумевает и её бдительность в вопросах ухода за пациентом.

Бдительность[3] следует рассматривать как:

  • Внимание и определение клинически значимых симптомов, сигналов и знаков
  • Расчет возможных рисков, связанных с оказанием медицинской помощи
  • Готовность правильно и эффективно действовать, чтобы предотвратить вред, свести к минимуму риск и отразить возможные угрозы состоянию пациента.

Профессионализм и компетентность медицинской сестры выступают непременным условием бдительности, ответственности и адекватных действий при оказании помощи пациенту. Бдительность требует от медсестры постоянного мониторинга состояния пациента и внесения необходимых изменений в свои действия.

Этический анализ ситуации

Итак, правильно ли поступила медицинская сестра, обратившись к заведующему отделением за разрешением возникшей у нее этической дилеммы? При осуществлении практики медицинская сестра должна руководствоваться принципом «Не навреди!». С этой точки зрения медицинская сестра несет ответственность по обеспечению безопасности пациента. Защита пациента от вреда является основным обязательством медицинской сестры. Поэтому действия медсестры, направленные на снижение дозы лекарственного препарата, выписанного новорожденному, и связанные с обращением к заведующему отделением, являются абсолютно правильными. Стремление медсестры обезопасить ребенка также полностью соответствуют принципам и нормам, заложенным в Этический кодекс медицинской сестры России. Роль медицинской сестры по обеспечению безопасности пациента, в том числе и от вреда, который может нанести лечение, предписанное  врачом или другим медицинским работником, признается повсеместно.

Действия медицинской сестры в данном случае были абсолютно профессиональны и с той точки зрения, что первым человеком, к которому она обратилась за разъяснением, стала сделавшая неверное назначение врач. После того, как врач отказалась изменить назначение, медицинская сестра снова продемонстрировала должный профессионализм, когда обратилась к заведующему отделением. В стремлении разрешить ситуацию медсестра по очереди обращалась к тем специалистам, от которых зависит принятие решения. Обратившись сначала к самому врачу, а затем к заведующему отделением, медсестра смогла соблюсти существующую иерархию должностей, и выполнила именно то, что от нее требовалось.

Здесь также важно отметить, что большую роль в благополучном разрешении ситуации сыграли знания медицинской сестры. Поэтому очень важно помнить, что основой профессионализма и соблюдения этических принципов является постоянное пополнение своих знаний – о медикаментах, способах лечения, возможных последствиях.

С течением времени медицинская помощь усложняется, поэтому принцип обеспечения безопасности пациента превращается в императив сестринской профессии, и именно медсестер все чаще рассматривают как специалистов, ответственных за безопасность пациентов. Проблемы безопасности в здравоохранении обсуждаются достаточно давно; эксперты стремятся создать в клиниках такую систему безопасности, которая могла бы своевременно предупреждать медсестер, привлекать их внимание к критическим ситуациям, влекущим угрозу для пациента.

В рассмотренном случае ничего не сказано о том, последовало ли какое-то поощрение медсестры, была ли публично озвучена благодарность в ее адрес со стороны заведующего отделением и главной медсестры. Будем надеяться, что именно так и было. Это признание и благодарность еще раз напомнили бы медсестрам, что их работа чрезвычайно важна, а вмешательство в лечебный процесс, если оно направлено на обеспечение безопасности пациента, руководством клиники приветствуется и одобряется. Такое поощрение напомнило бы всем медсестрам и врачам, что они должны действовать согласованно и ответственно, чтобы сводить к минимуму риск для пациентов

Данная ситуация представляет этическую дилемму для медсестры, т.к. профессиональная  задача медсестры состоит в строгом выполнении врачебных назначений, но в конкретном случае выполнение профессиональных обязанностей и введение завышенной дозы лекарства могло нанести вред маленькому пациенту. Должна ли была медсестра выполнить назначение или ее долг состоял в выяснении ситуации и разговоре с заведующим отделением? На этом примере мы видим, что этические дилеммы часто возникают вследствие конфликта между моральными и должностными обязанностями. Выполнение одних обязательств при этом влечет нарушение других. В связи с тем, что дилемма касается двух обязательств, исключительно важно проанализировать оба варианта действий. Правильное разрешение возникшей дилеммы зависит от того, правильно ли сделаем вывод относительно преимущества одних обязательств над другими.

Задача№3

Проблемы сохранения конфиденциальности в эпоху эпидемии СПИДа: Этическая задача для сестринского персонала

Трехмесячному ребенку, рожденному ВИЧ-инфицированной матерью, в соответствии с национальным календарем прививок была введена вакцина против коклюша, дифтерии и скарлатины. В связи с ослабленной иммунной системой в месте введения вакцины образовался абсцесс. О положительном ВИЧ статусе ребенка известно только его матери. Ребенок проживает совместно с бабушкой, которая чрезвычайно обеспокоена состоянием его здоровья и обрушивается с обвинениями в нарушении мер асептики и антисептики на сестринский персонал. Может ли медицинская сестра объяснить бабушке истинную причину образования абсцесса?

Этические принципы

Роль медсестры; профессиональные взаимоотношения медсестры-пациента

Полнота медицинской помощи – этический императив[4] профессионального развития и соответствия профессиональной компетенции, выполнения стандартов сестринской помощи. Согласно нему следует строго соблюдать принцип конфиденциальности, не допускать чрезмерного влияния/конфликта интересов, сообщать пациенту правду о его состоянии

Милосердие – этический императив, обязывающий нести пациенту добро посредством его излечения или облегчения состояния, что позволило бы пациенту в максимальной степени сохранить качество своей жизни.

Автономия  – этический императив, согласно которому следует уважать каждого человека, не использовать кого бы то ни было как средство для достижения целей, соблюдать право каждого на принятие собственных решений, уважать выбор пациентов с ограниченными возможностями принятия собственных решений, уважать и стремиться понять влияние культурных и религиозных убеждений на жизнь человека.

Справедливость/не причинение вреда 

Этическое обязательство соблюдения принципа равенства во взаимоотношениях, правильного распределения ресурсов здравоохранения, внимание к положению третьих лиц (родственников), адекватное восприятие рисков и обязательств по защите пациента и окружающих от этих рисков.

Взаимоотношения медсестры-пациента.

Медицинская сестра оказывает пациенту помощь в рамках устанавливаемых с ним/его родственниками профессиональных взаимоотношений. Профессиональные взаимоотношения требуют, чтобы внимание медицинской сестры было сосредоточено на потребностях пациента и его семьи. В контексте этих взаимоотношений сестринский уход направлен на то, чтобы пациент получал лечение, назначенное врачом. Кроме того, помощь медсестры должна быть направлена и на предоставление информации/обучение пациента/его родственников. Ниже будут приведены задачи медсестры при обучении пациента. Эти задачи играют ключевую роль в установлении профессиональных взаимоотношений медсестры с пациентом и членами его семьи, для чего требуется:

  1. выслушать вопросы и беспокойства пациента и его родственников, чтобы оценить потребность в информации
  2. помочь пациенту/его родственникам определить волнующие их вопросы, связанные с дополнительной информацией о диагнозе и/или выборе лечения, и затем помочь им адресовать свои вопросы  врачу
  3. помочь пациенту лучше понять свой диагноз и альтернативные методы лечения. В то время как врач несет ответственность за сообщение пациенту диагноза и методов лечения, задача медсестры состоит в том, чтобы оценить, какую информацию врач сообщил пациенту/родственникам, и помочь им понять эту информацию, а также определить потребность в дополнительных сведениях.
  4. помочь пациенту использовать информацию о своем диагнозе и лечении, чтобы легче принять их. Зачастую именно медсестра помогает пациенту/его родственникам понять, как следует использовать информацию о диагнозе и лечении, которую пациенту предоставил врач.

Этический анализ ситуации

Анализ этой ситуации требует дополнительных комментариев. Эта информация включает описание основных этических норм и ценностей, а также профессиональное определение конфиденциальности и долга, состоящего в необходимости предупреждать об опасности.

Защита личной информации напрямую проистекает из принципа автономии, она является весьма важным компонентом принципа конфиденциальности и занимает одну из ведущих позиций во взаимоотношениях медицинской сестры и пациента. Смысл принципа конфиденциальности заключается в защите попадания информации, доверенной профессионалам, к тем лицам, которые не наделены правом обладания этой информацией. Иными словами, конфиденциальность позволяет медперсоналу устанавливать с пациентом доверительные отношения, что является условием открытого и честного диалога. В свою очередь, такой диалог ведет к установлению точного диагноза, более эффективному лечению и адекватному обучению пациента.  

Традиция сохранения конфиденциальности уходит в глубь веков; в клятве Гиппократа говорится: «Что бы я не увидел или не услышал во время лечения,…. Это навсегда останется со мной и никогда не будет высказано кому бы то ни было».

Тем не менее, в связи с беспрецедентным усложнением медицинской помощи, современность ставит перед нами вопрос – является ли конфиденциальность абсолютным правилом, которое нельзя нарушить ни при каких обстоятельствах? Именно так была озвучена данная проблема Всемирной медицинской ассоциацией в 1949 г. в Международном кодексе медицинской этики. Иными словами, специалисты задались вопросом – является ли защита конфиденциальности первоочередным долгом медицинского работника? Должна ли защита конфиденциальности распространяться на все без исключения ситуации до тех пор, пока не произойдет столкновения с равным по значению или более весомым профессиональным долгом?

По моему убеждению, а также по признанию большинства этических кодексов, конфиденциальность не является абсолютным принципом и, поэтому, в определенных обстоятельствах, может быть нарушена. Иными словами, в тех случаях, когда встает вопрос о сохранении конфиденциальности, обязанностью медсестры является анализ и сопоставление всех противоречивых ценностей и обязанностей, включая сохранение конфиденциальности. Тем не менее, далеко не все специалисты в области этики согласятся с данным утверждением; некоторые настаивают на непреложном соблюдении принципа конфиденциальности. Еще меньше согласия специалистов мы обнаружим по вопросу о том, в каких обстоятельствах оправдано нарушение принципа конфиденциальности. В частности, одним из острейших дискутируемых вопросов является сохранение конфиденциальности в отношении ВИЧ-положительных пациентов, ведь в ряде обстоятельств профессионалы должны обеспечить защиту от возможного вреда третьих лиц, даже посредством разглашения тайны пациента.

Важно осознавать, что нарушение конфиденциальности в отношении пациентов с ВИЧ, прежде всего, грозит им дискриминацией, изоляцией, гонениями и стигмой. Тем не менее, многие специалисты склоняются к выводу о том, что такое нарушение конфиденциальности возможно, особенно если речь идет о высокой степени опасности заражения других людей, следовательно, о необходимости предупредить их и уберечь от такой опасности.  

Итак, естественным законом признается, что взаимоотношения медсестры и пациента являются основанными на доверии, в связи с чем, медсестра обязана соблюдать принцип конфиденциальности. Но этот долг не носит абсолютного характера. Если медсестра на практике сталкивается с ситуацией, когда сохранение конфиденциальности способно нанести вред больший, чем разглашение информации, она может отступить от принципа сохранения в тайне данных о  пациенте. Если медсестра обладает информацией, которая может обезопасить кого-то от серьезного вреда, то долг ее состоит в разглашении этой информации, даже в нарушение доверия пациента.

Возвращаясь к анализу нашей ситуации важно отметить, что вирус иммунодефицита человека приводит к тому, что организм не может самостоятельно справляться с заболеваниями и даже легкими недомоганиями. Исследования показали, что в результате заражения ВИЧ любой человек в конечном итоге заболевает СПИДом (у него развивается синдром приобретенного иммунодефицита), который на данное время является неизлечимым, т.е. смертельным заболеванием. Вирус ВИЧ распространяется через сексуальные контакты, а также при попадании крови зараженного человека в организм здорового.

Принимая во внимание все рассмотренные обстоятельства, мы должны отметить следующее: поскольку «основную часть времени ребенок проживает вместе с бабушкой», именно бабушка является основным человеком, оказывающим ему помощь. Очевидно, что при тесном ежедневном контакте бабушка подвергается риску заражения в самых разных бытовых ситуациях – порезы, падения, уколы. Незнание о положительном ВИЧ статусе ребенка превращает риск в настоящую опасность для бабушки, т.к. она не догадывается о том, что должна соблюдать определенные меры предосторожности.  

Поэтому, следуя мнению большинства специалистов по этике и предписанию большинства этических кодексов, медицинская сестра с точки зрения этики, обязана проинформировать бабушку о ВИЧ-положительном статусе ребенка, даже в нарушение принципа конфиденциальности.

Задача №5

Клинический случай:

Пациентке 42-45 лет был поставлен диагноз рак молочной железы; при этом она испытывала нехватку информации для того, чтобы принять решение о лечении. Пациентка не была уверена в том, стоит ли ей делать тотальную мастэктомию и не знала, каким будет послеоперационный период. Кроме того, пациентка не знала, что сказать о диагнозе своим родственникам, беспокоилась об их реакции. Медицинские сестры обратили внимание на эту ситуацию, т.к. заметили, что, сообщая диагноз, врач предложил масштабную операцию как единственный способ лечения. У медсестер возник вопрос, могут ли они дать пациентке дополнительные пояснения о ее состоянии, если она уже готова к восприятию этой информации, а также какой информацией пациентке стоит поделиться со своими родственниками. Определим контекст этического анализа ситуации.

Задача №6

Роль медицинской сестры в общении с пациентом с инфекционным заболеванием

Клиническая ситуация Часть 1, Вестник №4, 2007г: Пациент, у которого был выявлен туберкулез, обратился к врачу и медсестре с просьбой никому не сообщать о своем заболевании.

Клиническая ситуация Часть 2, Вестник №1, 2008г: согласно законодательству медицинская сестра обязана сообщить о случае инфекционного заболевания; социальные работники должны посетить дом и место работы пациента. Пациент считает, что медсестра еще не сообщала о его заболевании, возможно, она ему так и говорила, однако оказывается, что это не так.

Этическая проблема: В этой публикации мы продолжаем рассмотрение ситуации пациента, страдающего от туберкулеза. Основное внимание мы уделим анализу роли медицинской сестры, от которой пациент требует не сообщать никому о его заболевании, в то время как законодательство содержит совершенно противоположное этому требование. Анализ этой ситуации позволит увидеть, насколько важна этическая основа в деятельности медицинских сестер. Принципы полноты оказания помощи и автономии требуют от медицинских работников абсолютной честности во взаимодействии с пациентами и их родственниками.

Контекст этического анализа

Этические принципы

Роль медсестры; профессиональные взаимоотношения медсестры-пациента

Полнота медицинской помощи – этический императив[5] профессионального развития и соответствия профессиональной компетенции, выполнения стандартов сестринской помощи. Согласно нему следует строго соблюдать принцип конфиденциальности, не допускать чрезмерного влияния/конфликта интересов, сообщать пациенту правду о его состоянии

Милосердие – этический императив, обязывающий нести пациенту добро посредством его излечения или облегчения состояния, что позволило бы пациенту в максимальной степени сохранить качество своей жизни.

Автономия  – этический императив, согласно которому следует уважать каждого человека, не использовать кого бы то ни было как средство для достижения целей, соблюдать право каждого на принятие собственных решений, уважать выбор пациентов с ограниченными возможностями принятия собственных решений, уважать и стремиться понять влияние культурных и религиозных убеждений на жизнь человека.

Справедливость/не причинение вреда 

Этическое обязательство соблюдения принципа равенства во взаимоотношениях, правильного распределения ресурсов здравоохранения, внимание к положению третьих лиц (родственников), адекватное восприятие рисков и обязательств по защите пациента и окружающих от этих рисков.

Взаимоотношения медсестры-пациента.

Медицинская сестра оказывает пациенту помощь в рамках устанавливаемых с ним/его родственниками профессиональных взаимоотношений. Профессиональные взаимоотношения требуют, чтобы внимание медицинской сестры было сосредоточено на потребностях пациента и его семьи. В контексте этих взаимоотношений сестринский уход направлен на то, чтобы пациент получал лечение, назначенное врачом. Кроме того, помощь медсестры должна быть направлена и на предоставление информации/обучение пациента/его родственников. Ниже будут приведены задачи медсестры при обучении пациента. Эти задачи играют ключевую роль в установлении профессиональных взаимоотношений медсестры с пациентом и членами его семьи, для чего требуется:

  1. выслушать вопросы и беспокойства пациента и его родственников, чтобы оценить потребность в информации
  2. помочь пациенту/его родственникам определить волнующие их вопросы, связанные с дополнительной информацией о диагнозе и/или выборе лечения, и затем помочь им адресовать свои вопросы  врачу
  3. помочь пациенту лучше понять свой диагноз и альтернативные методы лечения. В то время как врач несет ответственность за сообщение пациенту диагноза и методов лечения, задача медсестры состоит в том, чтобы оценить, какую информацию врач сообщил пациенту/родственникам, и помочь им понять эту информацию, а также определить потребность в дополнительных сведениях.
  4. помочь пациенту использовать информацию о своем диагнозе и лечении, чтобы легче принять их. Зачастую именно медсестра помогает пациенту/его родственникам понять, как следует использовать информацию о диагнозе и лечении, которую пациенту предоставил врач.

Этический анализ ситуации

Ситуация с пациентом, страдающим туберкулезом и требующим, чтобы медицинские работники не передавали информацию об этом официальным структурам, представляет серьезную этическую и профессиональную проблему для медицинской сестры. В ответ на подобное требование пациента медицинская сестра обязана честно рассказать ему, что по действующему законодательству официальные структуры должны быть предупреждены о его заболевании, а медицинские работники обязаны строго выполнять требования закона. Императив откровенного общения с пациентом основывается как на этических принципах, так и на той роли, которую призвана выполнять медицинская сестра в рамках своей профессии, что и будет рассмотрено ниже. Кроме того, мы рассмотрим связь этических принципов с теми ожиданиями, которые обращают к медицинской сестре пациенты и их родственники.

В данной ситуации медицинская сестра должна руководствоваться принципами полноты оказания медицинской помощи и автономии. Честный ответ на просьбу пациента является непреложным требованием принципа полноты оказания медицинской помощи. Честность и выполнение норм Этического кодекса медицинской сестры России является неотъемлемым требованием к сестринской профессии. Кодексом регламентируется уважительное отношение к личности, а честность выступает компонентом уважительного отношения специалиста к пациенту. В соответствии с принципом автономии, медицинские сестры обязаны информировать пациента с тем, чтобы тот мог принять самостоятельное решение о лечении. Только при условии честного изложения информации, пациент сможет доверять словам медицинских работников, на основании которых ему предстоит сделать важный для своей жизни выбор. Поэтому, медицинские сестры, как члены команды медицинских работников, обязаны быть предельно честными во взаимодействии с пациентами и их родственниками. Только в этом случае можно вести речь о целостности и единстве оказания медицинской помощи во благо тех, кто в ней нуждается.

Этические основы практики в рассматриваемой ситуации пересекаются с требованиями терапии. Честность является основой общения и взаимодействия медицинской сестры с пациентом и его родственниками. В ситуациях с инфекционными заболеваниями пациентам бывает сложно справиться с получением правдивой информации. Помочь пациенту принять и осознать эту информацию и призвана медицинская сестра. Будучи профессионалом, она должна быть отлично знакома с навыками общения с пациентами в сложных ситуациях. Профессиональная медсестра должна не только сообщить пациенту о том, что информация о его инфекционном заболевании будет передана официальным структурам, но также убедить его в правильности этих действий. Пациент должен знать, что все лица, с которыми он состоял в контакте, подвергаются серьезному риску развития заболевания, и этот риск должен быть сведен к минимуму.

Иногда может показаться, что некоторые требования к лечению пациента не столь важны. Ссылаясь на нехватку времени, предполагая слишком сложный разговор с пациентом, медсестра может ответить ему, что не сообщала о наличии у него туберкулеза в какие-либо инстанции. Такое поведение медицинской сестры может также явиться следствием того, что на её взгляд роль медсестры в здравоохранении является второстепенной. Однако, данная аргументация абсолютно ошибочна, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, нечестное поведение медицинской сестры не является этичным. Во-вторых, представляя в глазах пациента все здравоохранение и обманывая его, медицинская сестра подрывает доверие этого человека сразу ко всем своим коллегам в будущем. Пациент никогда уже не будет уверен в том, что медицинские работники говорят ему правду.  

Роль медицинской сестры. Как отмечалось в первой части анализа этой ситуации, в соответствии с принципами автономии и не причинения вреда, медицинская сестра обязана с точки зрения этики следовать правовым требованиям и сообщить о выявлении у пациента туберкулеза. Медицинская сестра должна помнить, что предоставление помощи осуществляется в рамках профессиональных взаимоотношений с пациентом. Профессиональные взаимодействие с пациентом должно быть направлено только во благо, поэтому важно, чтобы медицинская сестра была подготовлена к обсуждению сложных диагнозов, и тех беспокойств, которые могут возникать у пациентов в связи с заболеваниями. Честность,  доброжелательный настрой, готовность выслушать, способность понять тревогу пациента – все это неотъемлемые черты профессиональной медицинской сестры. Ведь дальнейшее соблюдение пациентом режима лечения будет во многом зависеть от того, насколько медицинской сестре удалось помочь ему справиться с негативными эмоциями по поводу своего диагноза.

Честность во взаимодействии с пациентом должна присутствовать с момента первой встречи с ним и до самого окончания лечения. Поэтому, как только медицинская сестра получает от пациента просьбу о неразглашении его диагноза, она должна незамедлительно рассказать об этом лечащему врачу, не давая никаких обещаний пациенту. Совместно с врачом следует разработать тактику ведения такого пациента, возможно организовать совместную беседу с ним. При оказании помощи любому пациенту следует руководствоваться этическими принципами и строить профессиональные отношения на основе исключительно достоверной информации. Только следуя этому правилу, медицинская сестра может внести свой вклад в укрепление потенциала сестринской профессии в оказании качественной медицинской помощи.    


[1] Моральный долг, обязательство

[2] Моральный долг, обязательство

[4] Моральный долг, обязательство

[5] Моральный долг, обязательство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационные задачи по профессии "слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей"

Ситуационные задачидля квалификационных испытаний по освоению профессионального модуля  ПМ. 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (слесарь по ремонту оборудования теплов...

Ситуационные задачи с эталонами ответов по неотложным состояниям

Для медицинских сестёр. Специальность"Сестринское дело"....

"СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ" КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФАРМАКОЛОГИИ.

Формирование профессионального мышления будущих медицинских специалистов во многом зависит от эффективности применяемых в учебном процессе приемов и средств овладения практическими умениями и навыками...

Комплект учебно-методических материалов по фармакологии (ситуационные задачи)

Комплект учебно-методических материалов к учебно-методическому комплексу...

Аудит, ситуационные задачи и тесты

Аудит, ситуационные задачи и тесты...

Ситуационная задача для расчетов параметров работы в СИЗОД

Презентация ситуационной задачи для учебных заведений пожарно-технического профиля...

сборник ситуационых задач по дисциплине "Охрана труда"

Важным звеном учебно-воспитательного процесса является оценка знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная ...