Клизмы
методическая разработка

материал для проведения практических занятий по теме "Клизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klizmy.docx56.78 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Преподаватель           Томарева И.Н.

Модуль ПМ. 04, ПМ 07 «Выполнение работ по  одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Специальности: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело

Тема: «Клизмы»

Цели:

I.Учебная: изучить показатели пищеварения в норме и  патологии, особенности сестринского ухода за пациентом при нарушении у него потребности в физиологических отправлениях

Студент должен обладать:

общими компетенциями (ОК): ОК1, ОК2,  ОК3, ОК4, ОК5, ОК8

профессиональными компетенциями (ПК): ПК 4.2 (7.2), ПК 4.3 (7.3),  ПК4.4 (7.4), ПК4.6 (7.6), ПК 5.1 (8.1), ПК 5.2 (8.2)

знать:

  • показатели нормального пищеварения;
  • понятие о диспепсических расстройствах;
  • сестринские вмешательства при рвоте;
  • проблемы пациента с нарушенной функцией кишечника;
  • сестринские вмешательства при запоре, поносе, недержании кала;
  • понятие о клизме, виды клизм

уметь:

  • конспектировать излагаемый материал;
  • выделять главное.

II.Воспитательная:

  • воспитывать ответственность за свои действия, добросовестность;
  • формировать самостоятельность мышления.

Оснащение:

  • методическая разработка для преподавателя.
  • тезисы лекции;
  • доска, мел, мультимедийный диапроектор.

Литература для студентов:

  1. Аббясов, И. Х. Основы сестринского дела [Текст]: учеб. для сред. проф. учеб. заведений / И.Х. Аббясов, С.И. Двойников и др.; под ред. С.И. Двойникова.- М.: Академия, 2007. - 336с.
  2. Мухина, С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» [Текст]: учеб. – 2-е изд., испр. и доп./ С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 512с.: ил.
  3. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2009 – 792с.: ил. – (Медицина для вас).

Интернет-ресурсы:

  1. http: // www. consultant. ru/ - нормативные документы;
  2. www. med-pravo. ru/ – нормативные документы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

п/п

Этапы занятия

1.

Организационный момент: 

Приветствие. Проверка внешнего вида студентов. Выявление отсутствующих на занятии.

2.

Мотивация теоретического занятия:

   Во все времена проблемы, связанные с нарушениями со стороны системы пищеварения заботили человечество. Так, в Китае обнаружены сведения о первых клизмах, изготовленных в виде трубки из бамбука. Позднее их делали из дутого стекла. Эскимосы использовали для данной процедуры кишки убитых оленей или медведей.  От медицинской сестры в настоящее время требуется умение не только выполнить определенную процедуру, улучшающую функцию пищеварительной системы, но и организовать качественный уход за пациентами

3.

План изучения нового материала:

  1. Показатели нормального пищеварения.
  2. Понятие о диспепсических расстройствах.
  3. Сестринские вмешательства при рвоте.
  4. Понятие о проблемах пациента с нарушенной функцией кишечника.
  5. Сестринские вмешательства при запоре, поносе, недержании кала.
  6. Понятие о клизме, виды клизм.

4.

Актуализация базисных знаний в процессе изучения нового материала:

  1. Гиперемия (от гипер и греч. haima. — кровь) -  полнокровие, увеличение кровенаполнения ткани или органа. покраснение кожи и слизистой. При осмотре – покраснение.
  2. Гипертермия – повышение температуры тела.
  3. Диета – определенный рацион и режим питания.
  4. Цианоз – синюшное окрашивание кожных покровов и доступных исследованию слизистых оболочек (полости носа, рта и зева, глазной конъюнктивы и др.) синюшное окрашивание кожных покровов и доступных исследованию слизистых оболочек (полости носа, рта и зева, глазной конъюнктивы и др.).

5.

Закрепление нового материала и подведение итогов:

Студентами предлагается ответить на вопросы:

  1. Анорексия – полное отсутствие аппетита.
  2. Запор – задержка стула более двух суток.
  3. Изжога – ощущение жжения за грудиной по ходу пищевода вследствие заброса кислого содержимого желудка в пищевод.
  4.  Метеоризм – избыточное скопление газов в кишечнике.
  5. Отрыжка – внезапное поступление в полость рта воздуха, газа из пищевода и желудка.

Заключение.

        Постановка клизмы – процедура,  при которой пациент опасается болезненности, испытывает чувство стеснения, неловкости. Необходимо создать спокойную обстановку, условия уединения, терпеливо уверить пациента в необходимости проведения данной процедуры.

6.

Домашнее задание:

  • изучение теоретического материала по теме «Изучение видов катетеров и осуществления катетеризации мочевого пузыря»

Тезисы лекции

Глоссарий

  1. Гиперемия (от гипер и греч. haima. — кровь) -  полнокровие, увеличение кровенаполнения ткани или органа. покраснение кожи и слизистой. При осмотре – покраснение.
  2. Гипертермия – повышение температуры тела.
  3. Диета – определенный рацион и режим питания.
  4. Цианоз – синюшное окрашивание кожных покровов и доступных исследованию слизистых оболочек (полости носа, рта и зева, глазной конъюнктивы и др.) синюшное окрашивание кожных покровов и доступных исследованию слизистых оболочек (полости носа, рта и зева, глазной конъюнктивы и др.).
  5. Анорексия – полное отсутствие аппетита.
  1. Запор – задержка стула более двух суток.
  2. Изжога – ощущение жжения за грудиной по ходу пищевода вследствие заброса кислого содержимого желудка в пищевод.
  3.  Метеоризм – избыточное скопление газов в кишечнике.
  4. Отрыжка – внезапное поступление в полость рта воздуха, газа из пищевода и желудка.
  5. Постановка клизмы – процедура,  при которой пациент опасается болезненности, испытывает чувство стеснения, неловкости. Необходимо создать спокойную обстановку, условия уединения, терпеливо уверить пациента в необходимости проведения данной процедуры.

Пищеварение - совокупность физических, химических и физиологических процессов, обеспечивающих обработку и превращение пищевых продуктов в простые химические соединения, способные усваиваться клетками организма. Эти процессы идут в определенной последовательности во всех отделах пищеварительного тракта: полости рта, глотке, пищеводе, желудке, тонкой и толстой кишке с участием печени и желчного пузыря, поджелудочной железы.

Основные функции органов пищеварения:

  1. Двигательная, или моторная -  осуществляется мускулатурой пищеварительного аппарата и заключается в жевании, глотании, перемешивании и передвижении пищи по пищеварительному тракту и удалении из организма не переваренных остатков. К моторике также относятся движения ворсинок и микроворсинок.
  2. Секреторная - связана с выработкой железистыми клетками пищеварительных соков: слюны, желудочного, поджелудочного, кишечного соков и желчи.
  3. Всасывательная - осуществляется слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта. Из полости органа в кровь или лимфу поступают продукты расщепления белков, жиров, углеводов (аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, моносахариды), вода, соли, лекарственные вещества.

Для системы  пищеварения здорового человека характерно:

  • отсутствие болей по ходу пищеварительного тракта;
  • отсутствие расстройств пищеварения;
  • отсутствие изменения цвета кожи и налёта на языке;
  • регулярный, безболезненный процесс опорожнения кишечника;
  • кал оформленный, без примесей и паразитов.

Диспепсические расстройства (расстройства процесса  пищеварения)

К ним относятся:

  • Отрыжка – внезапное поступление в полость рта воздуха, газа из пищевода и желудка. При попадании еще и содержимого желудка, говорят о срыгивании. Отрыжка может быть вызвана заглатыванием воздуха (у грудных детей), употреблением газированных напитков. Частая или постоянная отрыжка (срыгивание) свидетельствует о поражении пищевода или желудка - перегибе или стенозе  (сужении), нарушениях перистальтики, отмечается при грыже пищеводного отверстия диафрагмы.
  • Изжога – ощущение жжения за грудиной по ходу пищевода вследствие заброса кислого содержимого желудка в пищевод. Причиной изжоги является снижение тонуса сфинктера между пищеводом и желудком, воспалительные процессы в верхних отделах желудочно-кишечного тракта. Факторы риска изжоги: лишний вес, курение, беременность, прием некоторых лекарственных препаратов, ношение тесной одежды. Продукты, провоцирующие изжогу: жирные сорта мяса, цитрусовые, шоколад, алкоголь,  томаты, сладкие газированные напитки, кофе.

Примечание: загрудинное жжение характерно для стенокардии, а иногда возникает и при повышении артериального давления.

  • Метеоризм – избыточное скопление газов в кишечнике. Причиной может быть: злоупотребление газообразующими продуктами, заболевания поджелудочной железы, ферментопатии, дисбактериоз кишечника, кишечная непроходимость. 
  • Нарушение аппетита:
  • повышенный аппетит (булемия) - отмечается в восстановительном периоде, при сахарном диабете, в период беременности, при нарушениях психики;
  • пониженный аппетит или полное отсутствие аппетита (анорексия) - при хроническом гастрите, онкологических заболеваниях (рак желудка), лихорадочном состоянии. Примечание: при психических заболеваниях,  или из-за страха перед болью, усиливающейся после еды возможен отказ от еды.
  • извращенный аппетит - желание есть мел, уголь и другие вещества - наблюдается у беременных, при гастрите с пониженной кислотностью.
  • Тошнота – неприятное ощущение в эпигастральной  области, нередко предшествующее  рвоте. Может отмечаться при погрешностях в еде, отравлениях, заболеваниях органов пищеварения, заболеваниях центральной нервной системы, при беременности, укачивании и т. д.

Примечание: при некоторых заболеваниях, сопровождающихся потерей веса (рак), тошнота может быть постоянной, угрожать жизни больного.

  • Рвота – сложнорефлекторный акт, при котором происходит непроизвольное выбрасывание содержимого желудка наружу через рот (реже и через нос). Осуществляется рвота за счет  усиленной перистальтики нижних отделов желудка, расслабления верхних отделов желудка и пищевода при одновременном сокращении мышц диафрагмы и брюшной стенки.

В зависимости от механизмов возникновения рвоты, выделяют рвоту центрального происхождения, токсическую и висцеральную рвоту.

  • Рвота центрального происхождения возникает без предшествующей тошноты, не связана с приемом пищи, сочетается не с болями в животе, а с головной болью, бывает скудной и не приносит значительного облегчения. Ее причины: повышение внутричерепного давления,  гипертонический криз.
  • Токсическая рвота отмечается при различных интоксикациях и метаболических расстройствах: отравление алкоголем, окисью углерода, почечная недостаточность, токсикоз беременных, диабетический кетоацидоз.
  • Висцеральная рвота приводит к облегчению состояния. Может  быть симптомом гастрита, язвенной болезни, рака желудка, аппендицита, желчнокаменной болезни,  кишечной непроходимости и других заболеваний

            Примечания:

  • рвота по утрам, слизью бывает при воспалении слизистой оболочки желудка;
  • рвота желчью связана с забросом содержимого 12 –перстной кишки в желудок (при недостаточности сфинктера);
  • рвота «кофейной гущей» является признаком кровотечения из желудка, требует неотложных мероприятий.

Сестринский уход за пациентом при рвоте

Цель сестринского ухода: исключить затекание рвотных масс в дыхательные пути пациента, загрязнение его кожи и одежды

Необходимые условия: полотенце или клеенка, стакан с водой, таз, перчатки

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

2

Усадить пациента на стул, прикрыть ему грудь  полотенцем или клеенкой

Предотвращение загрязнения одежды

3

Поместить между ступней пациента таз

Для сбора рвотных масс

4

Попросить пациента наклонить туловище вперед, во время рвоты придерживать его голову и плечи

Профилактика аспирации рвотными массами

5

После рвоты дать пациенту стакан с кипячёной водой прополоскать рот

Предупреждение  раздражения слизистой полости рта

6

Уложить пациента в постель, укрыть, поместить к ногам грелку (при отсутствии противопоказаний)

Профилактика нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы

7

Измерить у пациента АД,  определить свойства пульса

Раннее выявление изменений со стороны сердечно-сосудистой системы

8

Рвотные массы предложить осмотреть врачу, по его указанию частично отправить в лабораторию, оставшееся подвергнуть дезинфекции

Обеспечение инфекционной безопасности

9

Все предметы ухода подвергнуть дезинфекции

Сестринский уход при рвоте у тяжелобольного, ослабленного,  находящегося без сознания пациента

Цель сестринского ухода: исключить затекание рвотных масс в дыхательные пути пациента, загрязнение его кожи и одежды.

Необходимые условия:  полотенце, подкладная клеёнка, лоток, марлевые салфетки, стакан с водой или антисептическим раствором, шпатель, резиновый грушевидный баллон, перчатки

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Вызвать врача

Обеспечение преемственности

2

Надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

3

Убрать подушку, поместить под голову пациента клеёнку, грудь прикрыть полотенцем

Предотвращение загрязнения постели и одежды пациента

4

Поместить ко рту пациента  лоток

Для сбора рвотных масс

5

Повернуть пациента и его голову  на бок и вперед, во время рвоты придерживать его голову и плечи

Профилактика аспирации рвотными массами

6

После рвоты провести орошение полости рта, обтереть лицо, при необходимости сменить загрязненное белье

Предупреждение  раздражения слизистой полости рта и кожи пациента

7

Укрыть, поместить к ногам грелку (при отсутствии противопоказаний)

Профилактика нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы

8

Измерить у пациента АД,  определить свойства пульса

Контроль состояния пациента

9

Рвотные массы предложить осмотреть врачу, по его указанию частично отправить в лабораторию, оставшееся подвергнуть дезинфекции

Обеспечение инфекционной безопасности

10

Все предметы ухода подвергнуть дезинфекции

Сестринский уход за пациентом при рвоте «кофейной гущей»

           (первая помощь при желудочном кровотечении)

Цель сестринского ухода: оказание неотложной помощи

Необходимые условия:  полотенце, подкладная клеёнка, лоток, пузырь со льдом, перчатки, тонометр, фонендоскоп

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Срочно вызвать врача через посредника

Обеспечение преемственности

2

Оказать помощи при рвоте

Профилактика аспирации рвотными массами

3

Уложить пациента без подушки, придав ногам возвышенное положение

Обеспечение  притока крови к голове

4

Запретить пациенту двигаться, принимать пищу и лекарства, разговаривать

Обеспечение полного покоя

5

Поместить на эпигастральную область пациента пузырь со льдом

Уменьшение кровоточивости

6

Измерить у пациента АД,  определить свойства пульса

Контроль состояния пациента

7

Приготовить шприцы, кровоостанавливающие препараты, вводить по назначению врача

Остановка кровотечения

Нарушения  дефекации:

Запор – задержка стула более двух суток. Разновидности запора:

  1. Атонический запор – связан с ослаблением мускулатуры и перистальтики кишечника, слабостью диафрагмы и мышц брюшной стенки по причине:
  • общей слабости организма (истощение), сидячего образа жизни, постельного режима (гипокинетический запор);
  • употребления малого количества растительной пищи, воды, витаминов, солей кальция, но много мучного и сладкого (алиментарный запор);
  • постоянного подавления дефекации (привычный запор).
  1. Спастический запор – по причине спазма мышц в определенных местах толстой кишки при перенапряжении вегетативной нервной системы, воспалении толстого кишечника.
  2. Механический запор – по причине препятствия на пути продвижения каловых масс по кишечнику (наличие рубцов на толстой кишке, опухоли в толстом кишечнике, опухоли из другого органа, патологического удлинения или сужения толстой кишки и др.).

Клинические проявления при запорах разнообразны и зависят от причины:

  • чувство распирания, иногда схваткообразные боли (при спастических запорах);
  • частота дефекаций от одного раза в 2-3 дня до одного раза в неделю и реже;
  • кал уплотнен, имеет вид сухих темных шариков или комков, напоминает овечий (при механических запорах бывает лентовидным, шнурообразным);
  • явления метеоризма;
  • снижение аппетит, возможна отрыжка, неприятный вкус во рту;
  •  головные боли, боли в мышцах тела, подавленное настроение, нарушение сна.

Возможные осложнения  запора:  трещины в перианальной области, воспаление геморроидальных узлов, каловая интоксикация.

Сестринский уход за пациентом при атоническом запоре

Цель сестринского ухода: способствовать регулярной дефекации,  не допустить осложнений

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Сообщить врачу.

Соблюдение преемственности

2

Контролировать назначенный двигательный режим.

Повышение мышечного тонуса

3

С назначения врача проводить ЛФК, массаж передней брюшной стенки

4

Контролировать соблюдение назначенной диеты, достаточного употребления жидкости

Пособие для дефекации

5

Контролировать характер и частоту испражнений

Динамичное наблюдение

6

Вести наблюдение за перианальной областью

7

Выполнять назначения врача: слабительные перорально, начиная с травяных, суппозитории, послабляющие клизмы

Пособие для дефекации

Понос (диарея) -  частый  жидкий стул. Является симптомом многих патологических процессов: инфекционных заболеваний, пищевых токсикоинфекций, дисбактериоза, хронических воспалительных процессов кишечника, нарушений пищеварения в верхних отделах желудочно-кишечного тракта. Причиной поноса может быть неврогенной состояние при волнении, страхе, тревоге, боли.

Клинические проявления: частота стула бывает различной, испражнения - водянистыми или кашицеобразными,  характер зависит от заболевания. Вохможны боль в животе, ощущение урчания, переливания, вздутие живота, тенезмы (неудержимые позывы).

Возможные осложнения: в случае инфекции – риск заражения окружающих; длительные и тяжелые поносы приводят к обезвоживанию, истощению организма, гиповитаминозам, выраженным изменениям в органах.

Сестринский уход за пациентом при поносе

Цель сестринского ухода: способствовать тому, что стул у пациента будет оформленным, не произойдёт рассеивания инфекции, не возникнут осложнения

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Сообщить врачу.

Соблюдение преемственности.

2

Изолировать пациента в отдельную палату, запретить выходить, снабдить предметами ухода.

Соблюдение СПЭР

3

Объяснить пациенту необходимость соблюдения личной гигиены

4

Соблюдение правил инфекционной безопасности медсестрой

5

Обеспечить пациента диетическим питанием

Пособие для закрепления стула

6

Обеспечить пациенту питьевой режим

Профилактика обезвоживания

7

Вести наблюдение за перианальной области, подмывать регулярно, применять ванночки с перманганатом калия

Профилактика раздражения

8

Обеспечить взятие кала для лабораторного исследования

Диагностика заболевания

9

Выполнять назначения врача

Лечение заболевания

Примечание: появление у пациента неоформленного черного дегтеобразного стула (мелена) со зловонным запахом -  характерный признак пищеводного, желудочного или кишечного кровотечения., что требует оказания неотложной помощи.

Недержание кала –  непроизвольное, без позывов осуществление дефекации у пациентов в бессознательном состоянии, с органическим поражением центральной нервной системы и прямой кишки. Осложнения: опрелости, пролежни, инфицирование мочевых путей,  психологические проблемы.

Сестринский уход за пациентом с недержанием кала

Цель сестринского ухода: не допустить осложнений со стороны кожи и органов мочевыделения, обеспечить комфортное содержание пациента

План сестринских вмешательств:

Сестринские вмешательства

Обоснование

1

Поместить пациента в отдельную палату, оказывать психологическую поддержку

Уменьшения эмоциональной нагрузки

2

Матрац обшить клеёнкой, застелить простынёй, на нее клеенка и сверху пелёнка

Предупреждение загрязнения постели

3

Поместить пациента на слабо надутое резиновое судно в чехле или использовать памперсы

4

Своевременно опорожнять и дезинфицировать судно, регулярно менять памперсы

Профилактика осложнений,  обеспечение комфортных условий содержания

5

Регулярно подмывать пациента слабым ан6тисептическим раствором

6

Обеспечить смену белья по мере загрязнения

7

Проводить регулярный осмотр кожи пациента

Для своевременного выявления осложнений со стороны кожи

8

Обеспечить регулярное проветривание палаты и проведение влажных уборок

Обеспечение комфортных условий содержания

Клизма – это процедура введения жидкости в нижний отдел толстого кишечника с диагностической или лечебной целями:

  • подготовка пациента к рентгенологическому исследованию органов пищеварения, мочеотделения, органов малого таза, подготовка к эндоскопическому исследованию толстой кишки (колоноскопия, ректороманоскопия).
  • очищение кишечника при запоре, введение в прямую кишку лекарственного вещества, искусственное питание пациента.

Абсолютные противопоказания для постановки любой клизмы:

  • кровотечение из пищеварительного тракта;
  • острый воспалительный процесс в толстой кишке и в области заднего прохода;
  • злокачественные новообразования в прямой кишке;
  • боли в животе невыясненной природы;
  • трещины в области заднего прохода или выпадение прямой кишки.

Психологическая подготовка пациента

  • выявить наличие противопоказаний;
  • рассказать о характере манипуляции, о необходимости и цели выполнения;
  • научить поведению во время манипуляции и после неё;
  • рассказать об ощущениях во время манипуляции и после неё.

Физиологическая подготовка: пациент укладывается на кушетку на левый бок с приведёнными к животу ногами.

Виды клизм:

  1. Очищающие клизмы:
  • Очистительная клизма – применяется при запорах, перед операцией, родами, при отравлении, перед постановкой некоторых клизм. Эффект достигается путём разжижения каловых масс и усиления перистальтики толстой кишки. Используется вода объёмом 1,5 л.
  • Сифонная клизма – применяется для более эффективного очищения кишечника при отсутствии эффекта после очистительной клизмы, при отравлении для выведения ядов, при подозрении на кишечную непроходимость. Принцип проведения схож с промыванием желудка, требуется наблюдение за состоянием пациента. Используется 10 – 12 л воды комнатной температуры.
  1. Послабляющие клизмы:
  • Масляная клизма – применяется при спастическом и «упорном» запоре, в постоперационном периоде и послеродов, когда нежелательно напряжение мышц брюшной стенки и промежности. Используется вазелиновое растительное масло, глицерин. Т  раствора 37 – 380С.
  • Гипертоническая клизма – показана при атоническом запоре, усиливая перистальтику кишечника, кроме того, вызывает обильное пропотевание жидкости в просвет кишки (эффект транссудации), что приводит к обильному жидкому стулу и используется при отёках и гипертонической болезни. Используется раствор подогретого 25 % серно кислой магнезии, 10 % хлорида натрия.
  1. Лекарственная микроклизма  - применяется для местного или общего лечебного воздействия. Применяются жидкие лекарственные формы объемом 50-100мл. Т  раствора 37 – 380С.
  2. Питательная клизма – капельная, рассчитана на высокую всасывательную способность кишечника.

Очистительная клизма

Оснащение
1. Кружка Эсмарха.
2. Вода 1 -1,5 литра.
3. Стерильный наконечник.
4. Вазелин.
5. Шпатель.
6. Фартук.
7. Таз.
8. Впитывающая пеленка.
9. Перчатки.
10. Штатив.
11. Водный термометр.
12. Емкость с дезинфектантами.

Подготовка к процедуре
10. Объяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры. Получить согласие пациента на проведение процедуры.
11. Вымыть и осушить руки.
12. Надеть фартук и перчатки.
13. Вскрыть упаковку, извлечь наконечник, присоединить наконечник к кружке Эсмарха.
14. Закрыть вентиль на кружке Эсмарха, налить в нее 1 литр воды комнатной температуры (при спастическом запоре температура воды — 40–42 градуса, при атоническом запоре- 12–18 градусов).
15. Укрепить кружку на штативе на высоте 1 метра от уровня кушетки.
16. Открыть вентиль и слить немного воды через наконечник.
17. Шпателем смазать наконечник вазелином.
18. Положить на кушетку впитывающую пеленку углом, свисающую в таз.
19. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.
20. Напомнить пациенту о необходимости задержать воду в кишечнике в течение 5–10 минут.

Выполнение процедуры
21. Раздвинуть ягодицы 1 и 2 пальцами левой руки, правой рукой осторожно ввести наконечник в анальное отверстие, продвигая его в прямую кишку по направлению к пупку (3–4 см), а затем параллельно позвоночнику на глубину 8–10 см.
22. Немного приоткрыть вентиль, чтобы вода медленно поступала в кишечник.
24. Предложить пациенту глубоко дышать животом.
24. После введения всей воды в кишечник закрыть вентиль и осторожно извлечь наконечник.
25. Помочь пациенту встать с кушетки и дойти до туалета.

Завершение процедуры
26. Отсоединить наконечник от кружки Эсмарха.
27. Поместить использованное оборудование в дезинфицирующий раствор.
28. Снять перчатки поместить в дезинфицирующий раствор с последующей утилизацией. Снять фартук и отправить на утилизацию.
29. Вымыть и осушить руки.
30. Убедиться, что процедура прошла эффективно.
31. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента.

 Проведение сифонного промывания кишечника

Оснащение
1. Стерильная система из 2−х толстых желудочных зондов соединённых прозрачной трубкой.
2. Стерильная воронка 0,5 — 1 литр.
3. Перчатки.
4. Контейнер с дезинфицирующим раствором.
5. Емкость для взятия промывных вод на исследование.
6. Ёмкость (ведро) с водой 10 -12 литров (Т — 20 — 25*С).
7. Ёмкость (таз) для слива промывных вод на 10 — 12 литров.
8. Два непромокаемых фартука.
9. Впитывающая пеленка.
10. Кружка или кувшин на 0,5 -1 литр.
11. Вазелин.
12. Шпатель.
13. Салфетки, туалетная бумага.

Подготовка к процедуре
14. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры. Получить согласие на проведение манипуляции.
15. Вымыть и осушить руки.
16. Подготовить оснащение.
17. Надеть перчатки, фартук.
18. Постелить на кушетку впитывающую пеленку, углом вниз.
19. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.

Выполнение процедуры
20. Извлечь систему из упаковки. Смазать слепой конец зонда вазелином.
21. Раздвинуть ягодицы 1 и II пальцами левой руки, правой рукой вводить закругленный конец зонда в кишечник и продвигать его на глубину 30–40 см: первые 3–4 см — по направлению к пупку, далее — параллельно позвоночнику.
22. Присоединить к свободному концу зонда воронку. Держать воронку слегка наклонно, на уровне ягодиц пациента. Налить в нее из кувшина по боковой стенке 1 л воды.
23. Предложить пациенту глубоко дышать. Поднимать воронку на высоту 1 м. Как только вода достигнет устья воронки, опустить ее над тазом для промывных вод ниже уровня ягодиц пациента, не выливая из нее воду до тех пор, пока воронка не будет заполнена полностью.
24. Слить воду в приготовленную емкость (таз для промывных вод). Примечание: первые промывные воды могут быть собраны в емкость для исследования.
25. Заполнить воронку следующей порцией и поднять вверх на высоту 1 м. Как только уровень воды достигнет устья воронки, опустить ее вниз. Подождать, пока она наполнится промывными водами и слить их в таз. Повторить процедуру многократно до чистых промывных вод, используя все 10 л воды.
26. Отсоединить воронку от зонда по окончании процедуры, оставить зонд в кишечнике на 10 минут.
27. Вывести зонд из кишечника медленными поступательными движениями, пропуская его через салфетку.
28. Погрузить зонд и воронку в емкость с дезинфицирующим средством.
29. Вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия (у женщин в направлении от гениталий) или подмыть пациента в случае беспомощности.

Завершение процедуры
30. Спросить пациента о самочувствии. Удостовериться, что он чувствует себя нормально.
31. Обеспечить безопасную транспортировку в палату.
32. Вылить промывные воды в канализацию, при наличии показаний провести предварительную дезинфекцию.
33. Провести дезинфекцию использованного инструментария с последующей утилизацией одноразового.
34. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.
35. Сделать отметку в медицинской карте пациента о проведенной процедуре и о реакции на неё.

 Гипертоническая клизма

Оснащение
1. Грушевидный баллон или шприц Жанэ.
2. Стерильная газоотводная трубка.
3. Шпатель.
4. Вазелин.
5. 10% раствор натрия хлорида или 25% сульфата магния
6. Перчатки.
7. Туалетная бумага.
8. Впитывающая пелёнка.
9. Лоток.
10. Ёмкость с водой Т — 60°С для подогрева гипертонического раствора.
11. Термометр (водный).
12. Мерный стакан.
13. Емкость с дезинфектантом

Подготовка к процедуре
14. Сообщить пациенту необходимую информацию о процедуре и получить его согласие на процедуру.
15. Перед постановкой гипертонической клизмы предупредить, что при проведении манипуляции по ходу кишечника возможны боли.
16. Вымыть и осушить руки.
17. Подогреть гипертонический раствор до 38°С на водяной бане, проверить температуру лекарственного средства.
18. Набрать в грушевидный баллон или в шприц Жанэ гипертонический раствор.
19. Надеть перчатки.

Выполнение процедуры
20. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.
21. Смазать газоотводную трубку вазелином и ввести ее в прямую кишку на 15–20 см.
22. Спустить воздух из грушевидного баллона или шприца Жанэ.
23. Присоединить к газоотводной трубке грушевидный баллон или шприц Жанэ и медленно ввести лекарственное средство.
24. Не разжимая грушевидного баллона отсоединить его или шприц Жанэ от газоотводной трубки.
25. Извлечь газоотводную трубку и поместить её вместе с грушевидным баллоном или шприцом Жанэ в лоток.
26. Предупредить пациента, что наступление эффекта гипертонической клизмы наступает через 30 минут.

Завершение процедуры
27. Убрать впитывающую пеленку, поместить в емкость для утилизации.
28. Поместить использованное оборудование в дезинфицирующий раствор.
29. Снять перчатки и поместить их в дезраствор.
30. Вымыть и осушить руки.
31. Помочь пациенту дойти до туалета.
32. Убедиться, что процедура прошла эффективно.
33. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.

 

Клизма масляная

Оснащение
1. Грушевидный баллон или шприц Жанэ.
2. Стерильная газоотводная трубка.
3. Шпатель.
4. Вазелин.
5. Масло (вазелиновое, растительное) от 100 — 200 мл (по назначению врача).
б. Перчатки.
7. Туалетная бумага.
8. Впитывающая пелёнка.
9. Ширма (если процедура выполняется в палате).
10. Лоток.
11. Ёмкость для подогрева масла с водой Т — 60°С.
12. Термометр (водный).
13. Мерный стакан.

Подготовка к процедуре
14. Сообщить пациенту необходимую информацию о процедуре и получить его согласие на процедуру.
15. Поставить ширму.
16. Вымыть и осушить руки.
17. Подогреть масло до 38°С на водяной бане, проверить температуру масла.
18. Набрать в грушевидный баллон или в шприц Жанэ теплое масло.
19. Надеть перчатки.

Выполнение процедуры
20. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.
21. Смазать газоотводную трубку вазелином и ввести ее в прямую кишку на 15–20 см.
22. Спустить воздух из грушевидного баллона или шприца Жанэ.
23. Присоединить к газоотводной трубке грушевидный баллон или шприц Жанэ и медленно ввести масло.
24. Не разжимая грушевидного баллона отсоединить его (шприц Жанэ) от газоотводной трубки.
25. Извлечь газоотводную трубку и поместить её вместе с грушевидным баллоном или шприцом Жанэ в лоток.
26. В том случае, если пациент беспомощен, вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия и объяснить, что эффект наступит через 6–10 часов.

Завершение процедуры
27. Убрать впитывающую пеленку, поместить в емкость для утилизации.
28. Снять перчатки и поместить их в лоток для последующей дезинфекции.
29. Укрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение. Убрать ширму.
30. Поместить использованное оборудование в дезинфицирующий раствор.
31. Вымыть и осушить руки.
32. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.
33. Провести оценку эффективности процедуры через 6–10 часов.

 

Лекарственная клизма

Оснащение
1. Грушевидный баллон или шприц Жанэ.
2. Стерильная газоотводная трубка.
3. Шпатель.
4. Вазелин.
5. Лекарственное средство 50 -100 мл (отвар ромашки).
6. Перчатки.
7. Туалетная бумага.
8. Впитывающая пелёнка.
9. Ширма.
10. Лоток.
11. Ёмкость для подогрева лекарственного средства с водой Т -60°С.
12. Термометр (водный).
13. Мерный стакан.

Подготовка к процедуре
14. Сообщить пациенту необходимую информацию о процедуре и получить его согласие на процедуру.
15. Сделать пациенту очистительную клизму за 20–30 минут до постановки лекарственной клизмы
16. Поставить ширму.
17. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

Выполнение процедуры
18. Подогреть лекарственное средство до 38°С на водяной бане, проверить температуру водным термометром.
19. Набрать в грушевидный баллон или в шприц Жанэ отвар ромашки.
20. Помочь пациенту лечь на левый бок. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка приведены к животу.
21. Смазать газоотводную трубку вазелином и ввести ее в прямую кишку на 15–20 см.
22. Спустить воздух из грушевидного баллона или шприца Жанэ.
23. Присоединить к газоотводной трубке грушевидный баллон или шприц Жанэ и медленно ввести лекарственное средство.
24. Не разжимая грушевидного баллона отсоединить его или шприц Жанэ от газоотводной трубки.
25. Извлечь газоотводную трубку и поместить её вместе с грушевидным баллоном или шприцом Жанэ в лоток.
26. В том случае, если пациент беспомощен, вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия.
27. Объяснить, что после манипуляции необходимо провести в постели не менее 1 часа.

Завершение процедуры
28. Убрать впитывающую пеленку, поместить в емкость для утилизации.
29. Снять перчатки и поместить их в лоток для последующей дезинфекции.
30. Укрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение. Убрать ширму.
31. Поместить использованное оборудование в дезинфицирующий раствор.
32. Вымыть и осушить руки.
33. Через час спросить пациента, как он себя чувствует.
34. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.

Самостоятельная работа

Дайте ответы на вопросы:

  1. Назовите отделы  желудочно-кишечного тракта?
  2. Какие  отделы толстого кишечника Вы знаете?
  3. В каком отделе  кишечника всасывается  вода?
  4. Какие дезинфектанты используются для обработки предметов ухода и инструментария, если они соприкасаются со слизистыми оболочками?
  5. Какие методы можно использовать для стерилизации пластмассовых наконечников?
  6. Цифровой диктант «Постановка очистительной, сифонной, гипертонической клизмы.»
  7. 1.Объем гипертонического раствора для микроклизмы ___-____мл.
  8. 2.Для постановки гипертонической клизмы используют ___-_____% раствор магния сульфата.
  1. Опорожнительный эффект гипертонической  клизмы через ____-____мин.
  1. 4.Температура гипертонического раствора для клизмы _____С.
  2. 5.Объем очистительной клизмы___-____литров.
  3. 6.Температура воды при  спастическом запоре при постановке очистительной клизмы______-________С.
  4. 7.Температура воды при атоническом запоре при постановке очистительной клизме_____-______С.
  1. Температура воды при обычном запоре при постановке очистительной клизме_____-____С.
  2. Объем сифонной клизмы____-____ литров.
  3. Количество кишечных зондов для проведения сифонной клизмы_____

Заполните таблицу

Вид

клизмы

Показания

Противопоказания

Вводимая жидкость

Объем и температура вводимой жидкости

1

Лекарственная

клизма

2

Сифонная

клизма

Дайте определения понятиям:

  1. Клизма -
  2. Очистительная клизма -
  3. Гипертоническая клизма -
  4. Сифонная клизма -
  5. Запоры -
  6. Атонический запор -
  7. Спастический запор -
  8. Транссудация -
  9. Метеоризм -
  10. Газоотводная трубка -
  11. Кружка Эсмарха –

Решите ситуационные задачи:

Задача №1

Пациент Александр В, 28 лет, находится на лечении в инфекционной

больнице по поводу вирусного гепатита А. При обходе врача пациент пожаловался на отсутствие стула в течение трех дней, неприятные ощущения в области живота. Врач назначил постановку клизмы.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте очистительную клизму.

Задача №2

Пациентка Анна Д, 28 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом острый гастроэнтероколит. Она предъявляет жалобы на озноб, головную боль, боли в области живота, рвоту. Связывает свое состояние с приемом колбасы.

Объективно: кожные покровы бледные, t 37,5˚С, АД 120/80 мм.рт.ст, PS 84 удара в минуту, удовлетворительных качеств. После осмотра врач назначил постановку сифонной клизмы.

1.Определите проблемы пациентки, спланируйте, реализуйте свои действия.

2.Поставьте сифонную клизму.

Задача №3

Пациент, 43 лет, находится в урологическом отделении на постельном режиме 3-й день после операции на почке. За это время у пациента не было стула. Пациент беспокоится о своем состоянии. Медсестра получила назначение врача сделать пациенту послабляющую клизму.

1) Определите проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте масляную клизму.

Задача №4

Пациентка Галина К., 47 лет госпитализирована в проктологическое отделение областной больницы № 1. После осмотра врач назначил постановку лекарственной клизмы с облепиховым маслом. Проделайте данную манипуляцию. Какие проблемы могут возникнуть у пациентки при её проведении.

Задача №5

Пациентка Евдокия К., 59 лет, лечится по поводу острого бронхита. Вчера съела избыточное количество продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Врач назначил постановку газоотводной трубки. Пациентка имеет избыточный вес, длительное время находится в постели.

1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.

2) Поставьте газоотводную трубку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Клизмы. Постановка клизм"

Методическая разработка на тему  «Клизмы. Постановка  клизм» выполнена преподавателем  дисциплины ПМ.07 , МДК 07.03«Технология оказания медицинских услуг» Леоненко С.Ю. Она может быть и...

Методическая разработка клизмы

Методический материал для студентов...

Презентация клизмы..

Презентация клизмы..для студентов 1 курса .ПМ 04, ПМ 05...

Методическое пособие для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского дело, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки»

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского отделения, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки» и содержит ма...

Практическое занятие "Клизмы"

Практическое занятие "Клизмы"...

Мини-игра "Вопрос - ответ" на тему "Применение клизм и газоотводной трубки".

Мини-игра на тему "Применение клиз и газоотводной трубки"....