пособие "Аномалии родовой деятельности"
план-конспект занятия

пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 2 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аномалии родовой деятельности13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  1. к практическому занятию

  2.  ПМ. 02 Лечебная  деятельность

                 МДК 02.03 Оказание акушерско-гинекологической помощи

               для  студентов 2 курса специальности «Лечебное дело»

 

                  Тема №3.1. Оказание акушерской помощи.

            Занятие № 7. Оказание помощи при аномалиях родовой   деятельности.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК клинических дисциплин

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель:  _______________ Белокопытова О.В.

Ессентуки, 2020

                Тема № 3.1. Оказание акушерской помощи.

        Занятие № 7. Оказание помощи при аномалиях родовой   деятельности.

Учебные вопросы занятия:

  1. Изучить причины  и классификацию  аномалий родовой деятельности;
  2. рассмотреть особенности ведения  родов при слабости родовой деятельности;
  3. изучить тактику ведения родов при дискоординации родовой деятельности.

Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии

Оснащение занятия: акушерский фантом, наглядные пособия, стетоскоп, тазомер, сантиметровая лента,  муляж женского костного таза, истории болезни, технические средства обучения и т.д.

Цели занятия :

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  1. основные причины аномалий родовой деятельности;
  2. классификацию  аномалий родовой деятельности ;
  3. клинические особенности и ведение  родов при аномалиях родовой деятельности;
  4. профилактику осложнений;
  5. исходы для матери и плода;

уметь: 

  1. выделить группу риска беременных, угрожающую аномалиями родовой деятельности;
  2. оценить родовую деятельность, поставить диагноз;
  3. проводить профилактику внутриутробной гипоксии плода;
  4. производить подсчет схваток и их оценку;
  5. правильно транспортировать женщину в роддом;
  6. применять «позиционную» терапию;
  7. следить за динамикой родовой деятельности;
  8. выслушивать сердцебиение плода, производить его оценку;

     владеть набором компетенций:

      ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

      ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

Рекомендуемая литература:

1.Сивочалова О.В.  Гинекология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2.Славянова И.К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных тем (современные методы диагностики аномалий родовой деятельности.) Это очень важно, т.к.  на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на течение родов.

       Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине.

Обратите внимание на лекционный материал по этой теме.

     

Ответьте на следующие вопросы: 

  1. основные причины аномалий родовой деятельности
  2. классификация аномалий родовой деятельности
  3. клиника и методы обследования;
  4. лечение слабости родовой деятельности
  5. лечение дискоординированной родовой деятельности
  6. лечение чрезмерно сильной родовой деятельности
  7. особенности ведения  родов при аномалии родовой деятельности;

Решите тесты и ситуационные задачи (См. приложение 1).

Заготовьте в рабочей тетради следующие рисунки-приемы наружного акушерского исследования.   Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методами оказания акушерской помощи беременным, роженицам, родильницам.

Заблаговременно приготовьте униформу.

По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке  учебных  вопросов занятия воспользуйтесь лекциями  «Диагностика  и лечение аномалий родовой деятельности»,

обратите внимание на методы исследования рожениц и родильниц,  найдите особенности, сопоставьте с теоретическими выкладками.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке манипуляций  воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в ее практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Усвойте основные термины и понятия:

        1.  дистоция шейки матки;

   2. патологический прелиминарный период;

   3.тройной нисходящий градиент

   4.дискоординация родовой деятельности

   5.слабость родовой деятельности

   

При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 1и 2).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.        

                                                                                                Приложение 1.

Тестовые задания на тему: «Оказание помощи при аномалиях родовой   деятельности».

Выберите правильный ответ:

  1. Объективные критерии эффективности родовой деятельности включают:

а) характер схваток

б) динамику раскрытия маточного зева

в) время излития околоплодных вод

г) продвижение плода по родовому каналу

  2. Короткие и слабые регулярные схватки характерны для:

а) прелиминарного периода

б) патологического прелиминарного периода

в) слабости родовой деятельности

г) дискоординированной родовой деятельности    

 3. Сильные и длительные с короткими интервалами схватки характерны для:

а) прелиминарного периода

б) патологического прелиминарного периода

в) слабости родовой деятельности

г) дискоординированной родовой деятельности

д) чрезмерной родовой деятельности

  4. Для патологического прелиминарного периода характерны схватки:

а) нерегулярные, слабые, малоболезненные

б) нерегулярные, слабые, безболезненные

в) регулярные, слабые, болезненные

г) нерегулярные, слабые, болезненные в течение 1–6 ч

д) нерегулярные, болезненные в течение более 6 ч

 5. Лечение первичной слабости родовой деятельности обязательно включает:

а) предоставление медикаментозного сна-отдыха

б) амниотомию

в) введение окситоцина

г) создание гормонально-энергетического фона

д) введение простагландинов

 6. При лечении дискоординированной родовой деятельности наиболее эффективно:

а) введение спазмолитиков (но-шпа, баралгин)

б) предоставление медикаментозного сна-отдыха

в) создание гормонально-энергетического фона

г) применение бета-адреномиметиков

д) введение лидазы в шейку матки

 7. При лечении чрезмерной родовой деятельности наиболее целесообразно применение:

а) спазмолитиков                 г) обезболивания

б) перидуральной анестезии         д) медикаментозного сна

в) бета-адреномиметиков

     8. Группу риска по развитию аномалии родовой деятельности составляют беременные с:

а) отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом

б) многоводием и многоплодием

в) крупным плодом

г) пороками развития матки

д) всеми перечисленными осложнениями

  9. При отсутствии усталости у роженицы с первичной слабостью родовой деятельности и целым плодным пузырем необходимо:

а) ввести окситоцин

б) ввести энзапрост

в) выполнить амниотомию

г) выполнить амниотомию с последующим введением утеротоников

д) сделать операцию кесарева сечения

 10. Лечение вторичной слабости родовой деятельности в конце периода изгнания требует:

а) медикаментозного сна-отдыха

б) создание эстрогено-глюкозо-кальциево-витаминного фона

в) введения окситоцина внутривенно капельно

г) введения метилэргометрина

д) всех перечисленных методов

11. Акушерская тактика при вторичной слабости родовой деятельности и отсутствии симптомов гипоксии плода в периоде изгнания зависит от:

а) размеров головки

б) характера вставления головки

в) положения головки в малом тазу

г) эффективности действия окситоцина

д) всего перечисленного в п. “а”–”г”

12. При вторичной слабости родовой деятельности, внутриутробной гипоксии плода и головки плода на тазовом дне необходимо:

а) выполнить кесарево сечение

б) наложить полостные акушерские щипцы

в) наложить выходные акушерские щипцы

г) наложить вакуум-экстрактор

д) начать лечение внутриутробной гипоксии плода

13. Лечение первичной слабости родовой деятельности включает:

а) внутривенное капельное введение утеротоников

б) создание гормонально-энергетического фона

в) применение спазмолитических препаратов

г) медикаментозный сон и обезболивание

д) все перечисленное в п. “а”–”г”

 14. Лечение дискоординированной родовой деятельности  включает:

а) применения седативных препаратов

б) применения обезболивающих средств

в) введения утеротоников

г) введения спазмолитиков

д) перидуральной анестезии

15. Противопоказанием к родостимуляции является:

а) внутриутробная гипоксия плода

б) преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты

в) неправильное положение плода

г) наличие рубца на матке

д) все перечисленное в п. “а”–”г”

  16. Передозировка сокращающих матку средств приводит к:

а) гипертонусу матки

б) внутриутробной гипоксии плода

в) разрыву матки

г) преждевременной отслойке нормально расположенной плаценты

д) всем перечисленным осложнениям

  17. Наиболее объективный метод диагностики вида аномалии родовой деятельности:

а) пальпаторное определение силы и продолжительности схваток

б) влагалищное исследование

в) моноканальная наружная гистерография

г) многоканальная гистерография

Задача 1.

У роженицы 19 лет схватки начались 10 часов назад. Беременность первая, протекала удовлетворительно. Схватки через 5-6 минут по 30 секунд, слабые. Роженица утомлена, дремлет между схватками.

Объективно: рост 163 см, весь 65 кг. Размеры таза нормальные. А/Д 110/70, 115/70 мм рт. ст. Положение плода продольное, предлежит головка, прижата ко входу в таз. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 136 ударов в минуту. Воды целы. Предполагаемая масса плода 3400 граммов.

Влагалищное исследование: влагалище нерожавшей, шейка сглажена, края мягкие, растяжимые, открытие зева 4 см. Плодный пузырь цел, во время схватки наливается слабо. Головка прижата ко входу в малый таз. Стреловидный шов в правом косом размере таза, малый родничок слева у лона. Мыс не достигается.

  1. Поставьте диагноз:
  2. Ваша тактика:
  3. Ответьте на вопросы (один или несколько правильных ответов):

I.        Какое осложнение имеет место в данном случае:

1.        Первичная слабость родовых сил;

2.        Вторичная слабость родовых сил;

3.        Затяжная латентная фаза родов;

4.        Дискоординированная родовая деятельность.

II.        Какие методы позволяют подтвердить клинический диагноз:

1.        Партограмма;

2.        Структурные изменения шейки матки;

3.        Гистерография;

4.        Кардиотахография.

III.        Осложнения, наблюдаемые при слабости родовой деятельности:

1.        Преждевременное излитие околоплодных вод;

2.        Затяжные роды;

3.        Гипоксия плода;

4.        Акушерские кровотечения.

IV.        Консервативная акушерская тактика:

1.        Акушерский сон 2-3 часа;

2.        Вскрытие плодного пузыря;

3.        Введение окситоцина после акушерского сна;

4.        Начать лечение с внутривенного капельного введения окситоцина.

V.        Возможные показания к операции кесарево сечение:

1.        Неэффективность родостимуляции;

2.        Продолжительное замедление ЧСС у плода;

3.        Аритмия у плода;

4.        Повышение температуры тела у роженицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для преподавателей " Сестринский процесс при асфиксии и внутричерепной родовой травме у детей"

В данной методической разработке дается изложение основных вопросов патологии  у новорожденных, основные клинические проявления асфиксии и внутричерепной родовой травмы, осложнения, осуществление...

Методическая разработка проблемной лекции для студентов выпускного курса акушерского отделения по теме "Акушерская родовая травма"

Методическая разработка включает основные проблемные моменты применения ряда акушерских пособий, с точки зрения их травматичности и необходимости применения. В целом, предлагается ряд решений для проф...

Методическая разработка практического занятия ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Профилактика внутриутробной гипоксии и родовой травмы

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населенияразде...

методическая разработка сестринский процесс при асфиксии, родовых травмах, энцефалопатиях

Методическая разработка практического занятия по теме «С/процесс при асфиксии, родовых травмах, энцефалопатиях» составлена в соответствие в требованиями ФГОС СПО III и предназначена для ус...

Родовые травмы у детей (презентация)

В презентации рассматриваются такие состояния как родовая опухоль, кефалогематома (сходства и различия), параличи переферической нервной системы, кривошея. Предствалены картинки, отражены принципы леч...