Инструментальные методы исследования: эндоскопические
методическая разработка

Серов Александр Юрьевич

Методическое пособие предназначено для проведения занятия по МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия по теме

Инструментальные методы обследования пациента: эндоскопические

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2020

РАССМОТРЕНО

Составлена в соответствии

Протокол заседания  

с требованиями ФГОС

Цикловой методической комиссии № 4

по специальности

от . . 2020

34.02.01 Сестринское дело

Составитель Серов А.Ю.  преподаватель высшей квалификационной    категории

Рецензент Надеждин А.И. преподаватель высшей квалификационной    категории

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК ………...………………………………………….… 5

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ……………..…………….…………... ...9

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ…………….. ………………………………………...12

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ…………….. ……………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………... ……………………………………….24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка рассчитана на проведение учебного теоретического занятия по теме «Инструментальные методы обследования: эндоскопические» в соответствии с рабочей учебной программой по ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг и может быть использована  преподавателем в качестве опорного материала.

         Методическая разработка состоит из пояснительной записки, введения, методического блока, блока контроля исходного уровня знаний, опорного конспекта и блока итогового контроля. Также методическая разработка включает в себя список литературы, который использовался при написании опорного конспекта.

        Обучающийся должен уметь проводить подготовку пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям, в частности к эндоскопическим методам исследования. Общая цель отражает конечный результат изучения темы и обеспечивается последовательным выполнением конкретных задач. Перед началом освоения материала студенты отвечают письменно вопросы контроля исходного уровня знаний, а затем конспектируют материал, изложенный в мультимедийной презентации сопровождаемой комментариями преподавателя. Для проверки достижения цели каждому студенту предлагается решить письменно ситуационную задачу, размещенную в блоке итогового контроля. Этап «применение новых знаний в стандартных условиях» реализуется в виде решения ситуационных задач.

Домашнее задание и вид внеаудиторной самостоятельной работы определены в хронологической карте занятия.

        Тема, рассматриваемая в методической разработке, изучается не только в процессе освоения ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, но и в других профессиональных модулях специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

ВВЕДЕНИЕ

Инструментальные методы исследования представляют собой важный раздел комплексного обследования пациентов с различными заболеваниями органов и систем. В настоящее время диагностика заболеваний основывается на результатах, в том числе и инструментальных методов исследований.  Более того, ранние фазы развития некоторых болезней вообще не сопровождаются какими-либо клиническими проявлениями, и поэтому выявить их на доклиническом этапе возможно только с помощью специальных методов исследования.

Но достоверные результаты напрямую зависят от качества подготовки пациента к исследованию, проводимой медицинской сестрой. Для этого медицинская сестра должна знать и правильно проводить подготовку пациента, а также понимать суть проводимого исследования.  

Недостоверные результаты исследования удлиняют сроки лечения, повышая его стоимость, снижается эффективность лечения. Также некачественная подготовка негативно влияет на самого пациента, отрывая его от привычной социальной среды, формирует психологические и социальные-экономические проблемы: страх перед исследованием, недоверие к медицинскому персоналу, снижение качества жизни из-за невозможности выполнять свою привычную социальную функцию.    

В данном методическом пособии рассмотрены виды инструментальных методов исследования и мероприятия по подготовке пациентов к эндоскопическим методам исследования.

Уверенное владение материалом, изложенным в методической разработке, позволит будущим медицинским сестрам, грамотно проводить подготовку пациентов к данным видам исследований, снизив нагрузку на медсестру, так как проводимое исследование не будет требовать повторения.  

Знание материала по данной теме позволит его использовать не только при подготовке пациентов, но и членов семьи.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.

Методическая разработка рассчитана на проведение учебного теоретического занятия по теме «Инструментальные методы обследования: эндоскопические» в соответствии с рабочей учебной программой по профессиональному модулю 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг.

        Методическая разработка может быть также использована для оказания помощи студентам при самостоятельном изучении темы «Участие сестры в инструментальных методах исследования».

Название ПМ и МДК

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

Тема занятия

Инструментальные методы исследования: эндоскопические

Тип занятия: урок открытия новых знаний и умений

Вид занятия: теоретическое занятие

Время занятия: 90 минут

Цель: овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.5.

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.8.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ПК 4.11.

Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Задачи:

Обучающийся должен знать:

- цель предстоящих исследований

- принципы эндоскопических методов исследования

Обучающийся должен уметь:

- дать рекомендации пациенту по подготовке к эндоскопическим методам исследования.

Оснащение занятия:

- Методическое

  • методическая разработка

- Материально-техническое

  • мультимедийный проектор, экран
  • компьютер

Междисциплинарные связи:

Дисциплины, МДК.

Тема

Анатомия

Строение пищеварительной и мочевыделительной системы человека

МДК 04.02 «Безопасная среда пациента и персонала»

Неблагоприятное воздействие на организм медсестры рентгеновского облучения.

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Организация питания в стационаре. Лечебные столы.

Медицинская терминология.

Хронологическая карта занятий.

№п\п

Название

этапа занятия

Описание деятельности

Цель деятельности

Продолжительность.

преподавателя

студента

1.

Организационный момент

Проверяет внешний вид студентов, наличие документации, отмечает отсутствующих.

Готовятся к занятию

Воспитание организованности и ответственности студентов

5 мин

2.

Мотивация темы занятия, цели занятия

Сообщает тему, ее значимость, и конкретные цели для усвоения.

Записывают тему и цели занятия

Привлечь внимание, вызвав интерес к теме. Аргументировать необходимость знаний по данной теме для практической деятельности

5 мин

3.

Оценка исходного уровня знаний обучающихся

Объясняет цель проведения письменного опроса, отвечает на вопросы, разбирает полученные результаты

Слушают цель опроса, отвечают письменно на вопросы, самостоятельно оценивают себя, участвуют в анализе полученных результатов.

Выявить исходный уровень знаний по смежным дисциплинам и МДК

15 мин

4.

Изучение нового материала

Демонстрирует мультимедийную презентация, комментирует показываемые слайды комментариями.

Слушают и осуществляют конспектирование лекционного материала в самостоятельно определяемых объемах.

Умение анализировать, выделяя первоочередную информацию, конспектировать материал.  

40 мин

5.

Оценка степени усвоения изученного материала

Раздает ситуационные задачи.

Решают ситуационные задачи, сверяют их с эталоном.

Контроль усвоения материала

20 мин

6.

Домашнее задание и ВСР

Объясняет домашнее задание и ВСР:

- составление памяток для пациента по подготовке к эндоскопическим исследованиям

- составление рекомендаций для пациента по соблюдению диет в процессе подготовки к эндоскопическим исследованиям

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Закрепление усвоенного материала

5 мин

Инструкция.

Проведите письменный контроль исходного уровня знаний: раздайте вопросы и по истечении 10 мин предложите студентам провести самостоятельно оценку согласно эталона ответов, проанализируйте совместно со студентами полученные результаты.  

Вопросы контроля исходного уровня знаний.

  1. Назовите 4 средства барьерной защиты, используемые медицинской сестрой?

1….2…..3…4….

  1. Какие факторы негативно воздействуют на организм медицинской сестры при выполнении профессиональных обязанностей?
  2. Основной фактор передачи ИСМП при осуществлении медперсоналом инвазивных манипуляции?
  3. Способ декотоминации рук медицинского персонала перед проведением инвазивной манипуляции?
  4. Какой основной риск для пациента представляет собой парентеральный путь введения препаратов?
  5. Перечислите порядок действий медсестры по обработке кружки Эсмарха после ее применения?

1...2…3…

  1. В какой сфере происходит обучение пациента при его информировании о правилах подготовки к исследованию?
  2. Приведите 4 примера газообразующих продуктов растительного и животного происхождения?

1…2…3…4…

  1. Укажите анатомическое расположение сигмовидной кишки?
  2.  Как называется сфинктер, отделяющий пищевод от желудка?

Эталон ответа на вопросы контроля исходного уровня знаний.

Ответ к вопросу 1: 

К средствам барьерной защиты относятся: 1) перчатки 2) очки 3) непромокаемый фартук 4) маска

Ответ к вопросу 2: 

К факторам оказывающее негативное воздействие на медсестру относятся: микробный, токсический включая анестезирующие газы, физический, ионизирующее излучение

Ответ к вопросу 3:

Основным фактором передачи ИСМП являются руки медперсонала.

Ответ к вопросу 4:

Гигиеническая обработка с кожным антисептиком.

Ответ к вопросу 5:

При парентеральном пути введения препаратов пациент подвергается повышенному риску заражения парентеральными инфекциями и ускоренному развитию аллергической реакции.

Ответ к вопросу 6:

погружение в дез. раствор на время экспозиции, ополаскивание под проточной водой, сушка.

Ответ к вопросу 7:

в познавательной сфере.

Ответ к вопросу 8:

1) овощи, фрукты, бобовые. 2) молочные продукты 3) дрожжевые продукты, черный хлеб 4) фруктовые соки и газированные напитки,

Ответ к вопросу 9:

Сигмовидная кишка располагается в левой подвздошной области.

Ответ к вопросу 10:

Кардиальный сфинктер.

Критерии оценки.

22 -19– 5 (отл.)

18 -16– 4 (хор)

15 - 14 – 3 (удв.)

Меньше 13 – 2 (неуд)

Инструкция.

Раздайте студентам опорный конспект и на основании него продиктуйте ниже изложенный материал. Сопроводите изложение материала демонстрацией презентацией с видеорядом.

Эндоскопические методы исследования – это исследование внутренней поверхности полых и трубчатых органов глазом с помощью специальных приборов - эндоскопов. Метод позволяет не только осмотреть орган, но и сделать фотоснимки его отделов, взять для исследования кусочек ткани (биопсия). Метод также используется с лечебной целью: удаление инородного тела, полипа, введение лекарственных веществ

Существуют жесткие (металлические) эндоскопы и гибкие эндоскопы, изготовленные с использованием волокнистой оптики или оснащенные видеокамерами. Использование гибких эндоскопов позволило расширить возможности метода и сделало его менее травматичным для пациента.

Используя эндоскопические методы становиться возможным выявления патологического процесса на ранних стадиях, а также проводить малоинвазивные лечебные процедуры и операции.

Но результативность эндоскопических методов исследования значительно ограничено, если не будет проведена соответствующая подготовка пациента к предстоящему исследованию. И проведение такой подготовки - обязанность медицинской сестры.

Основные направления подготовки к эндоскопическим методам исследования (таблица 1).

Таблица 1

Направления

Обоснование

Психологическая подготовка пациента

Пациент должен представлять субъективные ощущения во время проведения исследования и объем необходимых предшествующих мероприятий, направленных на мини минимизацию возможных неприятных ощущений.

Информирование пациента о ходе исследования и медицинских мероприятий по подготовке к исследованию

Пациент должен быть уверен безопасности предстоящего исследования и имеет право знать о ходе исследования.

Мероприятия по подготовке пациента к исследованию

Обеспечение качества полученных результатов исследования

Мероприятия по окончанию проводимых исследований

Обеспечение комфорта и безопасности пациента

        

ЭЗОФАГОГАСТРОДОУДЕНОСКОПИЯ (ЭГДС)

ЭГДС – метод эндоскопического исследования пищевода, желудка и 12-перстной кишки. Исследование может проводиться и без визуального осмотра 12-перстной кишки.

Цель исследования:

- диагностическая: оценить просвет и состояние слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, взятие биопсии

- лечебная: произведение полипэктомии, остановка кровотечений, местное применение лекарственных средств и.т.д.

Мероприятия по подготовке пациента к исследованию:

Мероприятия

Обоснование

Объяснить пациенту, что исследование проводиться натощак:

- последний прием пищи не позднее 18-00 часов в виде легкого ужина.

- утром исключить прием воды, не курить, не принимать лекарства.

Обеспечение возможности оценки состояния слизистой исследуемых органов и снижение секреции желудочных желез.

Предупредить пациента о необходимости перед исследованием:

- снять зубные протезы

- взять с собой полотенце

Исключить возможность попадания зубных протезов в ротоглотку

Снижение дискомфорта, связанного с гиперсаливацией.

Предупредить пациента что во время исследования:

- он будет лежать на левом боку

- необходимо соблюдать спокойствие и дышать через нос

- возможно проведут орошение ротоглотки Лидокаином (уточнить наличие аллергии)

Обеспечение прохождения эндоскопа в желудок.

Снижение уровня дискомфорта от проводимого исследования.

Уменьшение рвотного рефлекса и обеспечение комфорта

Предупредить пациента, что после исследования не принимать пищу в течение 1-2 часов, а если проведена биопсия, то в течение суток принимать пищу в охлажденном виде.

Предупреждение поперхивания пищей и обеспечение комфорта.

КОЛОНОСКОПИЯ.

Колоноскопия - это эндоскопическое исследование полости и слизистой оболочки толстой кишки при помощи колоноскопа.

Цель исследования:

- диагностическая: как этап диагностики заболеваний толстого кишечника, взятие биопсии

- лечебная: удаление новообразований и.т.д.

Мероприятия по подготовке пациента к исследованию:

Мероприятия

Обоснование

Объяснить пациенту, что за 3-5 дней назначается диета № 4 (безшлаковая) и провести обучение правилам питания при данной диете.

Обеспечение качества проводимого исследования

Объяснить пациенту, что в течение 2 дней нужно принимать по 30-50 мл. касторового масла и эспумизана 1-2 таб. в день

Обеспечение очищение кишечника и снижения газообразования

Объяснить пациенту, что вечером перед исследованием и за 2 часа до исследования проводиться глубокая очистительная (3-4 литра) клизма.

Обеспечение очищение кишечника.

Обеспечение естественного вида слизистой толстого кишечника

Объяснить пациенту, что исследование проводиться натощак:

- последний прием пищи не позднее 18-00 часов в виде легкого ужина.

Обеспечение качества проводимого исследования

Предупредить пациента, что перед исследованием:

- необходимо опорожнить мочевой пузырь

- по назначению врача за 20 мин п/к будет введен атропин

- транспортировка в исследовательский кабинет и обратно в отделение будет осуществляться на каталке лежа

Обеспечение комфорта

Снятие спазма с мускулатуры кишечника

Обеспечение безопасности пациента

Предупредить пациента, что после исследования в течение 2-х часов соблюдать постельный режим

Обеспечение комфорта и безопасности пациента.

Примечание: по назначению врача в качестве альтернативы очистительным клизмам применяют солевые слабительные (лаваж, фортранс, лавакол) действие которых аналогично действию гипертонической клизмы.

Бесшлаковая диета № 4

Цель: обеспечение щадящей работы желудочно-кишечного тракта, предотвращения метеоризма.

Исключаются: продукты, содержащие грубую растительную клетчатку и способствующие возбуждению деятельности кишечника: овощи, свежие фрукты, ягоды, кондитерские изделия, пряности, молоко, черный хлеб, газированные напитки.

Разрешаются: пшеничные сухари, слизистые супы, мясо, курица, нежирная рыба, каши на воде, творог, сметана, крепкий чай, кисель и желе из черники, черной смородины, вишни.

РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ

Ректороманоскопия - это эндоскопическое исследование прямой кишки  с помощью ректоскопа.

Цель исследования:

  • диагностическая: этап диагностики геморроя, новообразований прямой кишки, болезни Крона, проктита, полипов.
  • профилактическая: рекомендовано к  прохождению 1 раз в год людям старше 40 лет в профилактических целях с целью раннего выявления онкологических заболеваний прямой кишки.
  • лечебная: удаление полипов и.т.д.

Мероприятия по подготовке пациента к исследованию:

Мероприятия

Обоснование

Объяснить пациенту, что за 3 дня исключаются газообразующие продукты: молоко, черный хлеб, газированные напитки, бобовые.

Обеспечение качества проводимого исследования

Объяснить пациенту, что за 2 часа до исследования проводиться очистительная клизма.

Обеспечение очищение кишечника.

Обеспечение естественного вида слизистой толстого кишечника

Объяснить пациенту, что исследование проводиться натощак:

- последний прием пищи не позднее 18-00 часов в виде легкого ужина.

Обеспечение качества проводимого исследования

Предупредить пациента, что перед исследованием:

- необходимо опорожнить мочевой пузырь

Обеспечение комфорта

ФИБРОБРОНХОСКОПИЯ

Фибробронхоскопия - это эндоскопическое исследование внутренней поверхности трахеи и бронхов с помощью бронхоскопа.

Цель исследования:

-  диагностическая: оценка состояния слизистых трахеобронхиального дерева

-  лечебная: извлечение из бронхов инородных тел и введение лекарственных средств

Мероприятия по подготовке пациента к исследованию:

Мероприятия

Обоснование

Объяснить пациенту, что по назначению врача за несколько дней могут быть назначен прием успокаивающих средств

Обеспечение психологического комфорта

Объяснить пациенту, что исследование проводиться натощак:

- последний прием пищи не позднее 18-00 часов в виде легкого ужина.

Обеспечение безопасности пациента во время исследования: профилактика аспирации рвотных масс

Предупредить пациента, что перед исследованием:

- необходимо опорожнить мочевой пузырь и кишечник

- снять зубные протезы

- транспортировка в исследовательский кабинет и обратно в отделение будет осуществляться на каталке лежа

Обеспечение комфорта

Обеспечение безопасности пациента во время исследования

Предупредить пациента, что после исследования не принимать пищу в течение 1-2 часов и в течение 2-х часов соблюдать постельный режим

Предупреждение поперхивания пищей и обеспечение комфорта и безопасности пациента.

Инструкция.

Предложите студентам разделиться на пять групп, раздайте ситуационные задачи и предложите им их решить. По истечении 10 минут, группы обмениваются задачами и их решениями, проводят анализ, опираясь на эталон ответа, разбирают ошибки, допущенные при решении ситуационных задач, проводят оценку результатов.

Задача 1.

Проходя по коридору, палатная медсестра заметила, что пациент, который только что вернулся в отделение после ЭГДС, несет в свою палату завтрак.

Ваши действия с обоснованием:

Действия

Обоснование действий

1.

2. и т. д.

Задача 2.

Пациент, которому сегодня назначена колоноскопия, утром категорически отказывается от постановки очистительной клизмы, ссылаясь на то, что две очистительные клизмы уже поставлены накануне вечером.

Ваши действия с обоснованием:

Действия

Обоснование действий

1.

2. и т. д.

Задача 3.

Пациенту назначена колоноскопия. Медсестра провела очистительную клизму емкостью 1 литр: одна - накануне в 22 часа вечера, другая - за 30 минут до исследования.

Укажите ошибки в действиях медсестры с обоснованием?

Ошибки медсестры

Обоснование действий

Задача 4.

На пост к медицинской сестре обратилась пациентка, которой через 5 дней предстоит колоноскопия. Пациентку интересует, необходимо ли ей принимать какие-то препараты перед процедурой: «Мне что-то говорили о лекарствах, но я забыла». Так же ее волнует предстоящая очистительная клизма, так как она ее плохо удерживает воду и можно ли заменить ее чем-нибудь.

Ваши действия с обоснованием:

Действия

Обоснование действий

1.

2. и т. д.

Задача 5.

В отделение в 12:00 поступил пациент, которому на утро  следующего дня назначено проведение ректороманоскопии. В 14-00 пациент обратился к медицинской сестре с вопросом можно ли ему что-нибудь покушать, так как он голоден, а врач сказал, что исследование проводиться на голодный желудок. В остальном о правилах подготовки к исследованию он осведомлен.

Ваши действия с обоснованием:

Действия

Обоснование действий

1.

2. и т. д.

Эталоны ответа итогового контроля

Эталон ответа к задаче № 1.

Действия

Обоснование действий

Провести беседу с пациентом о том, что не принимать пищу после исследования до прекращения действия анестезии

 Предотвращение аспирации мелкими частицами пищи из-за снижения чувствительности

Эталон ответа к задаче № 2.

Действия

Обоснование действий

Объяснить пациенту, что проведение клизмы за 2 часа до исследования необходимо для достоверных результатов исследования.

Очищение кишечника и обеспечение естественного вида слизистой кишечника

Эталон ответа к задаче № 3.

Ошибки медсестры

Обоснование действий

На ночь медсестра  клизму поставила в правильное время, но объем не достаточен - необходимый объем 3-4 литра.

Утренняя клизма проводиться за 2 часа до исследования и в объеме 3-4 литра.

Обеспечение полного очищения кишечника.

Обеспечение полного очищения кишечника и восстановления рельефа слизистой кишечника.

Эталон ответа к задаче № 4.

Действия

Обоснование действий

Провести повторную беседу с пациенткой о том, что накануне исследования  необходимо принять 30-50 мл касторового масла и 1-2 таблетки эспумизана. Выдать памятку пациенту.

Снижение метеоризма и обеспечение послабляющего эффекта, для лучшего очищения кишечника.

Обеспечение психологического комфорта пациента.

Провести консультацию с врачом о назначении солевых слабительных (лаваж, фортранс).

В случае назначения врачом солевых слабительных, провести обучающую беседу с выдачей памятки о правилах применения солевых слабительных

Обеспечение качественной подготовки к исследованию и психологического комфорта пациента.

Эталон ответа к задаче № 5.

Действие

Обоснование действия

Провести с  пациентом мотивационную беседу о  том, что процедура проводится натощак и последний прием пищи будет в 18:00 и сейчас он может принять пищу за исключением газообразующих продуктов: молочные изделия, свежий и черный хлеб, газированные напитки, овощи и фрукты

Обеспечение полного очищения кишечника и снижения газообразования.

Критерии оценки:

- формулировка ответа, не требующая дополнений – 2 балла

- формулировка ответа, требующая небольших дополнений – 1 балл

- формулировка ответа, требующая значительных дополнений – 0 баллов

14-12 баллов – 5 (отл)

11-9 баллов – 4 (хор)

9-8 баллов – 3 (удов)

Меньше 8 баллов – 2 (неуд)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

  1. Островская, И.В. Основы сестринского дела: учебник / И.В.Островская, Н.В.Широкова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 320 с.

Дополнительные источники:        

  1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П.Обуховец, О.В.Чернова; под ред. Б.В.Кабарухина.- изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 766 с.: илл.
  2. Методическое пособие для медицинских сестер «Технология подготовки пациентов к лечебно-диагностическим методам исследования» г. Москва 2011 год Региональная общественная организация медицинских сестер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент здравоохранения города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1» (ГБПОУ ДЗМ «МК №1») Инструментальные м етоды обследования пациента: эндоскопические

Слайд 2

Эндоскопическое исследование визуальный осмотр внутренней поверхности полых органов, проводимый с помощью оптических приборов - эндоскопов

Слайд 3

Виды эндоскопов Жесткий Гибкий

Слайд 4

эндоскопическое исследование пищевода, желудка, 12-перстной кишки Цель : - диагностическая: оценить просвет и состояние слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки - лечебная: п роизведение полипэктомии, остановка кровотечений, местное применение лекарственных средств итд Эзофагогастродуоденоскопия

Слайд 5

Гастроскоп Осмотр врачом

Слайд 6

Эндоскопические фотографии Язва 12 п.кишки Язва желудка

Слайд 7

П одготовка к процедуре

Слайд 8

Исследование проводиться натощак Проводиться премедикация «вязким» лидокаином Доставить в исследовательский кабинет с полотенцем Снять зубные протезы при их наличии После исследования не принимать пищу во избежание поперхивания едой

Слайд 9

эндоскопическое исследование слизистой толстого кишечника Цель: - диагностическая: заболевания толстого кишечника, взятие биопсии - лечебная: удаление новообразований и.т.д. Колоноскопия

Слайд 10

Колоноскоп

Слайд 11

Эндоскопические фотографии Слизистая кишечника

Слайд 12

П одготовка к процедуре

Слайд 13

За 3-5 дней назначаеться диета № 4 ( безшлаковая ) Накануне принять 30-50 мл. касторового масла и эспумизана 1-2 таб. в день На ночь и за 2 часа до исследования проводиться глубокая очистительная (3-4 литра) клизма Альтернатива – солевые слабительные: фортранс, лавакол . В день исследования. - За 20 минут п /к ввести атропин для снятия спазма Доставить в исследовательский кабинет на каталке лежа и натощак

Слайд 14

Бесшлаковая диета № 4 Цель: обеспечение щадящей работы желудочно-кишечного тракта, предотвращения метеоризма. Исключаются: продукты, содержащие грубую растительную клетчатку и способствующие возбуждению деятельности кишечника: овощи, свежие фрукты, ягоды, кондитерские изделия, пряности, молоко, черный хлеб, газированные напитки. Разрешаются: пшеничные сухари, слизистые супы, мясо, курица, нежирная рыба, каши на воде, творог, сметана, крепкий чай, кисель и желе из черники, черной смородины, вишни.

Слайд 15

эндоскопическое исследование прямой кишки Цель: Диагностическая: геморрой, новообразования, болезнь Крона, проктит Профилактическая: рекомендовано к прохождению 1 раз в год людям старше 40 лет в профилактических целях. Ректороманоскопия

Слайд 16

П одготовка к процедуре

Слайд 17

За 3 дня исключить из рациона грубую клетчатку и газообразующие продукты За 2 часа провести очистительную клизму Перед исследованием опорожнить мочевой пузырь Доставить в исследовательский кабинет натощак

Слайд 18

эндоскопическое исследование бронхиального дерева Фибробронхоскопия Цель : диагностическая: оценка состояния слизистых трахеобронхиального дерева - лечебная: извлечение из бронхов инородных тел и введение лекарственных средств

Слайд 19

П одготовка к процедуре

Слайд 20

Накануне исследования пациент принимает ранний ужин не позднее 18-00 В день исследования освобождает мочевой пузырь и кишечник Доставляется в исследовательский кабинет лежа, натощак После исследования в течении 2- х часов пациент не встает с постели, не принимает жидкость и пищу и проводиться мониторинг состояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментальные методы исследования

В данной презентации содержится материал об участии медицинской сестры в инструментальных методах исследования....

Методическая разработка практического занятия по теме " Инструментальные методы исследования"

В данном материале представлена мультимедийная презентация для проведения практического занятия с использованием методов интерактивного обучения....

Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...

Инструментальные методы исследования часть №1

Инструментальные методы исследования часть 1...

Инструментальные методы исследования часть №2

Инструментальные методы исследования часть №2...

Роль медицинской сестры в подготовке пациента к инструментальным методам исследования органов желудочно-кишечного тракта

Современные инструментальные методы исследования имеют большое значение в диагностике заболеваний различных органов и систем организма человека, способствуют более раннему их выявлению, когда могут ещ...

Рентгенологические, эндоскопические методы исследования. Методы УЗИ, КТ, МРТ

Учебный материал по МДК.02.03. Технология оказания медицинских услуг....