Методическая разработка практического занятия по теме «Неотложная помощь при травмах, политравмах»
методическая разработка

Методическая разработка составлена в соответствии требованиями ФГОС и программой МДК 0303 «Специализация  фельдшер скорой помощи» и  предназначена для проведения практического занятия.  В разработке предложено использование инновационных технологий, проблемного и группового обучения, симуляционного метода, учебных ролевых игр, разных видов тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «ВАЛУЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

   

Методическая разработка  

Практического занятия ( открытый урок)  

по теме: Неотложная помощь при травмах,

политравмах

Дисциплина: Скорая помощь.

Специальность: 31.02.01  Лечебное дело

                                             

Автор:

                                                             В. И. Семенюк

 преподаватель специальных

                     дисциплин.

                                                   

2018

Печатается по решению научно -

                                         методического совета колледжа.

Автор:  Семенюк В.И., преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории.

Рецензент: Булдаков В. В., заместитель главного врача по  медицинской  части

В настоящей методической разработке автор реализует своё видение на процесс изучения темы. В методической разработке практического занятия по теме «Неотложная помощь при травмах, политравмах» используются инновационные технологии деловых игр, проблемного и группового обучения. В ней детально разработаны все этапы практического занятия, отражены интегративные связи специальных дисциплин, профессиональная направленность, представлены современные педагогические технологии, особое внимание уделено различным видам самостоятельной работы студентов. В предложенных играх моделируется соответствующий рабочий процесс, игры проводятся в условиях, имитирующих реальные, описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Содержание

1. Пояснительная  записка……………………………….стр.4

1. Тема, цели урока……………………………………...  стр. 5

2. Оснащение……………………..…………… ………... стр. 7

3.Схема интегративных связей……………… ………. ...стр. 8

4. Хронокарта …………………………………………..…стр. 9

5. Ход занятия ……………………………...……………..стр. 9

6. Приложения

6.1 Сценарий блиц игры ………………………………….стр.13

6. 2. Деловая игра «Будни скорой помощи» ……………стр. 27  

7. Список литературы ……………………………………стр. 39

Пояснительная записка

В методической разработке к проведению практического занятия по теме «Неотложная помощь при травмах, политравмах» используются технологии деловой игры, проблемного, имитационного и группового обучения. Практическое занятие проводится в игровой форме. В течение учебного времени настоящего занятия реализуются блицигра и деловая ролевая игра. Основной целью блиц игры является контроль  усвоения учебного материала. Преподаватель определяет степень готовности студентов к самостоятельной работе в реальных производственных условиях. В  игре «Будни Скорой помощи»  моделируется соответствующий рабочий процесс, игра проводится в условиях, имитирующих реальные, описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. В игре  воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирование системы отношений, характерных для данного вида практики.

Эмоционально-творческий поисковый характер деловой игры служит дидактическим средством развития творческого, профессионального мышления, которое проявляется в способности к анализу клинических  ситуаций, в четкости и обоснованности решений, умении эффективно взаимодействовать с партнером. Игры проводятся на старших курсах, так для успешного их проведения  требуется большой объем базисных знаний и умений. В игре моделируются профессиональные отношения, условия профессиональной деятельности, позволяющие включить студента в имитируемую профессиональную среду, то есть в деловой игре приобретаются необходимые умения и навыки правильного выполнения своих профессиональных функций, что позволяет сократить разрыв между теорией и практикой.

Тема.   «Неотложная помощь при травмах, политравмах»

Девиз игрового практического занятия - «Знать мало, нужно многое уметь»

Форма организации учебного процесса. Практическое занятие.

Методы обучения: имитационные и учебные.

 Место проведения: кабинет реанимации и неотложной помощи

Продолжительность 180 минут.

Дата проведения  -  2-й семестр ученого года

Цели изучения:

Учебные

Создать условия для усвоения для диагностики травм, к осуществлению  лечебно-диагностических вмешательств в соответствии с  утвержденными стандартами оказания неотложной помощи.

Научить обследованию пациента, постановке диагноза и определению порядка мероприятий по их первоочередности для спасения жизни. 

Научить проведению необходимых манипуляций: наложение повязок; остановка кровотечения; наложение шин; борьба с травматическим шоком, транспортировка к месту эвакуации и лечения.

Научить применению медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования;

Научить соблюдению правил использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;

Научить ведению утвержденной медицинской документации;

Контроль уровня овладения студентами ПК 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6 и ОК 1,2,3,6,8,12,14

Развивающие.  Развивать у студентов:

- навыки клинического мышления, самостоятельной работы.

- умение применять теоретические знания на практике.

- наблюдательность, внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи.

- навыки быстрого ориентирования в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательные:

- способствовать повышению интереса к предмету, степени ответственности в необходимости приобретения знаний.

- учить умению общения с больными, чуткому отношению к ним, развивать чувство сострадания и милосердия.

- способствовать закреплению нравственно-этических норм.

Оснащение:

1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания, шины.

2. Оценочные листы

3.Карточки - задания к деловой игре.

4.Вопросы для блиц - опроса

5.Сценарий обучающее - контролирующей игры.

6. Аппарат для ИВЛ

7. Лекарственные средства, спирт, флаконы с растворами

8. Медицинская документация.

9.Схемы, таблицы.

10.Пакеты с индивидуальными заданиями.

11.Муляжи.

12.Компьютеры.

13.Носилки

14.Постельное бельё

15.Перчатки, маски, халаты.

Схема  интегративных связей.

    Истоки                                                                    Выход

ХРОНОКАРТА.

 п/п

Э   Этапы    занятия

Ввремя

1

Оорганизационный момент.

2 минуты

2

Ппостановка цели, мотивация учебной деятельности

3 минуты

3

Б  Блицигра:

ЭЭтап 1. Задание - Интеллектуальная разминка

ЭЭтап 2. Задание – Определи синдром

Этап 3. Задание – Знающий фельдшер

Э Этап  4. Задание -  Продемонстрируй умения

С Самооценка студентами

П Подведение итогов. Комментарий преподавателя

10 минут

10 минут

10 минут

20 минут

10 минут

5 минут

4.

Р Ролевая деловая игра «Будни Скорой помощи»

- Инструкция, распределение ролей

- Формулировка базового задания - Практическая работа  в группах

- Рефлексия, подведение итогов игры

10 минут

10 минут

70 минут

10 минут

5.

П Подведение итогов занятия

5 минут

6.

Д Домашнее задание

  5 минуты

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

1. организационный момент.

Обращает внимание на внешний вид студентов, наличие дневников. Отмечает отсутствующих. Уточняет тему практического занятия.

Студенты в белых халатах, сменной обуви приветствуют преподавателя.     Дежурные сообщают об отсутствующих, готовности группы к занятию.

Укрепляет дисциплину, развивает культуру, умение рационального использования времени. Создает микроклимат для творческой работы.

2. постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Дает цели занятия. В жизни возникают ситуации, в которых нужно действовать быстро и профессионально. От уровня вашей подготовки, умений использовать свои знания в практике будут зависеть жизнь и здоровье пострадавших.

Внимательно слушают. Определяют степень актуальности темы, настраиваются на усвоение и практическое применение теоретических знаний.

Побуждает интерес к занятию, создает эмоциональный настрой. Воспитывает чувство ответственности, готовность оказать квалифицированную догоспитальную помощь.

Блиц - игра

Этап 1. Интеллектуальная разминка

Каждому студенту задается один вопрос, требующий немедленного краткого  ответа. Оценивается время и правильность ответов

Студент думает, отвечает устно. Другие внимательно слушают поправляют, дополняют

Погружает учащихся в атмосферу интеллектуальной деятельности. Способствует закреплению теоретических знаний, вырабатывает умения самоанализа. Развивает культуру речи.

Этап 2. Определи синдром

Каждой команде по 2 человека предлагается разыграть номер задания.

Студенты думают и отвечают на вопросы доставшегося задания. Результат оценивают студенты другой команды

Способствует закреплению теоретических знаний, развивает клиническое мышлениие, вырабатывает умения самоанализа.

Этап 3.  Знающий фельдшер

Раздает задания, определяет очередность ответов. Оценивает ответы.

Принимают участие по 2 студента из каждой команды. Думают, отвечают. Студенты противоположной команды дополняют поправляют

Способствует закреплению теоретических знаний, вырабатывает умения самоанализа.

Этап 4 Продемонстрируй  умения

Разыгрываются задания командами по 2 человека (наложение различных видов повязок). Преподаватель, контролирует, оценивает их  выполнение.

Думают, выполняют. Студенты противоположной команды поправляют.

Способствует закреплению стандартов манипуляций  - наложению повязок.

Самооценка студентами. Подведение итогов. Комментарий преподавателя

Анализирует выполнение теоретических и практических заданий. Сообщает оценки за блицигру. Дает каждому конкретные рекомендации.

Рефлексируют.

Способствует закреплению стандартов манипуляций  - наложению повязок.

Ролевая деловая игра «Будни Скорой помощи»

Подготовительный этап

Преподаватель делит студентов на две малы подгруппы по три студента (бригады СП 1 и 2), «диспетчера», «ведущего» обеспечивает условия проведения ролевой игры, оснащение. Знакомит с целью проведения игры.

Студенты в малой группе (бригаде) выбирают старшего «фельдшера», «фельдшера» и эксперта (сильного студента).

Настраивает на  работу в условиях приближенных к реальным, на ответственность в самостоятельном  оказании грамотной догоспитальной помощи, в выполнении медицинских манипуляций, решении тактических вопросов.

Ход игры

Ведущий - преподаватель начинает игру описанием места действия.

Затем вступает в игру «диспетчер» СП – сообщает о поступивших вызовах

Выдает вызовы бригадам 1 и  .2

Знакомятся с характером «вызовов» (содержанием карточек). Уточняют адрес или место происшествия

Способствует развитию навыков самостоятельной работы в условиях приближенных  к реальным, развитию клинического мышления, применению теоретических знаний на практике, закреплению практических умений, готовность к самостоятельному  оказанию грамотной догоспитальной помощи, к выполнению медицинских манипуляций, решению тактических вопросов

На месте происшествия

Контролирует действия студентов.

Проводят осмотр пострадавших, возможные обследования. Оказывают неотложную догоспитальню помощь. Решают тактические вопросы.

Способствует развитию клинического мышления, закреплению практических умений, вырабатывает навыки самостоятельной работы в имитируемых реальных условиях, навыки общения с пациентами, развивает и повышает  уровень деонтологической подготовки студентов.

4. Подведение итогов занятия.

Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Преподаватель выставляет оценки за  деловую игру и в целом за занятие. Дает каждому конкретные рекомендации.

Внимательно слушают, осмысливают. Каждый из студентов так- же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации.

Вырабатывает умения самоанализа, побуждает к дополнительному изучению темы.

5. Домашнее задание.

Сообщает тему следующего занятия и перечень литературы по теме. Знакомит с учебно-методическим пособием для самоподготовки студентов.

Записывают, оценивают объем и сложность задания.

Настраивает на необходимость изучения темы.

Приложения

1.Сценарий блиц игры

Блиц игра – это разновидность игровой технологии, в которой сосредоточены признаки таких методов активного обучения, как конкретная ситуация, мозговой штурм, деловая

 игра. Настоящая игра контролирующе - обучающая.

Условия проведения блиц игры.

Минимальный комплект ролей.

«Мгновенность» проведения и получения результатов.

 Неоднозначность и неординарность результатов.

Привлекательность и легкость форм.

Соревновательный характер игры

Обязательность оценки результатов.

Цели игры

Проверить усвоение знаний и умений по теме занятия.

Выявить личностные характеристики участников игры.

Выявить незнания и неумения для последующей коррекции.

Адаптировать студентов к данной форме активного обучения

Введение учащихся в игру 

Вступительное слово преподавателя, инструктаж

Тема травматизма в современном обществе особенно актуальна, не только своей частотой, но и летальными исходами. Исход травм напрямую зависит от профессионализма, слаженности и быстроты действий медицинских работников, их оперативности в принятии правильных тактических решений. Как правило, средние медработники оказываются на передовом рубеже. От их грамотности зависит жизнь и здоровье пострадавших. А знания и умения студенты  получают на теоретических и практических занятиях.

Настоящий урок мы проводим в форме блиц игры. Игра позволит вам усвоить новый и закрепить изученный материал, формировать профессиональные умения даст возможности понять и изучить учебный материал с различных позиций. Для проведения игры группа делится на две соревнующиеся команды по 3 человека (командира выбирают члены команды) и 3-я команда – оппоненты 3 человека (из сильных студентов) не играющих в первых дух командах которые высказывают свое решение задания без эталонов ответов.  Игра проводится в 4 этапа. Члены первых двух команд думают и выполняют задания, производственные отношения регулирует командир команды. Предусмотрены соревновательные отношения на точность и время ответа. В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов на теоретические знания и практические навыки, оценивает действия студентов.    

Выполнение заданий оценивается в зависимости от сложности заданий:

 Этап 1. Интеллектуальная разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этап 2. Определи синдром. За каждый правильный ответ - 2 балла.

Этап 3.  Знающий фельдшер.  За каждый правильный ответ - 3 балла.

Этап 4  Продемонстрируй  умения. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Действующие лица.

 1. Члены команды

2. Оппоненты

3. Арбитр

Ход игры. Этапы проведения игры. 

Этап 1. Интеллектуальная разминка.

Студентам каждой команды задается по 5 вопросов, требующих немедленного ответа:

1. Рана – это

2. Производственные  травмы происходят -

3. Бытовые травмы происходят -

4. Физические травмы обусловлены - …

5. Психические травмы возникают - …

6. Поверхностные раны  - …

7. Резаные раны наносятся - ….

8. Огнестрельные раны обусловлены -

9. Перелом – это

10. Переломы бывают -

Эталоны ответов

1. Это нарушение целости кожи, слизистой оболочки или органов тела.

2. на заводах, фабриках.

3. в домашних условиях, во дворах.

4. действием холода и тепла,

5. в результате раздражения нервной системы и психической деятельности чувством постоянного страха, угрозами.

6. повреждается только одна кожа.

7. чаще всего ножом, бритвой, стеклом и т. д..

8. пулями и осколками снарядов.

9. Это нарушение анатомической целостности кости.

10. закрытые и открытые

Этап 2. Определи синдром.

1. Из  резаной раны пострадавшего наблюдается обильное вытекание крови темно-красного цвета. Определите вид кровотечения.

2. Из  глубокой рубленой раны на левом бедре пострадавшего бьет струей кровь ярко красного цвета. Определите вид кровотечения.

3. При сильном ударе в живот у пострадавшего появились сильные боли в животе, больше в правом подреберье. Появились одышка, тахикардия, пульс слабого наполнения, головокружение, кожа бледная покрыта холодным потом. Больной вскоре теряет сознание. Определите неотложное состояние.

4. Строитель упал со строительных лесов с высоты 4 метров, ударился правой половиной грудной клетки о грунт. Сразу же появились сильные боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при дыхании и движении. Одышка нарастает, больной задыхается, выраженный акроцианоз, тахикардия, бледность кожи , помутнение сознания, крепитация в области 7 – 9 ребер . Определите неотложное состояние.

Эталоны ответов

1. Венозное кровотечение

2. Артериальное кровотечение.

3. Внутреннее кровотечение, вероятнее всего вследствие разрыва печени.

4.  Перелом ребер справа. Кровотечение в плевральную полость. Шок 1 степени.

Этап 3.  Знающий фельдшер

1. Расскажите об оказании неотложной догоспитальной помощи при травматическом

шоке.

2. Расскажите об оказании неотложной догоспитальной помощи и принципах стационарного лечения при открытом пневмотораксе.

Эталоны ответов

1. Неотложная догоспитальная помощь при травматическом шоке.

1. Устранение непосредственного воздействия шокогенного фактора.

2. Остановка кровотечения (пальцевое прижатие сосуда, повязка на рану, жгут);

3.  Внутривенное введение наркотических анальгетиков для борьбы с болью, антигистаминных (супрастин) и сердечных препаратов. Относительным противопоказанием для введения анальгетиков наркотического ряда являются черепно-мозговая травма, угнетение дыхания, подозрение на повреждение органов брюшной полости;

4. Иммобилизация поврежденной конечности и устранение боли;

5. Устранение расстройств дыхания (восстановление проходимости верхних дыхательных путей, ингаляции кислорода, вспомогательной или искусственной вентиляции);

6. Проведение непрямого массажа сердца (в случае развития терминального проведении состояния).

7. Восстановление ОЦК, коррекция нарушений метаболизма, гормонотерапия.

8. Общее согревание пострадавшего.

В дальнейшем показаны экстренная и бережная транспортировка в стационар, в положении лежа, где проводится окончательная остановка кровотечения, устранение гемодинамических расстройств, трансфузионная терапия, направленная на восстановление объема циркулирующей крови; продолжается борьба с болевым синдромом (новокаиновые блокады, лечебный наркоз закисью азота), витаминотерапия, антибактериальная терапия; оперативное вмешательство — по показаниям.

2. Алгоритм оказания первой помощи:

1. Наложение герметичной повязки. К ране стоит прикладывать самый чистый материал из всех подручных средств. Поверх стерильной повязки налаживают полиэтиленовую пленку, клеенку. Этот материал обеспечивает максимальную герметизацию открытой раны. Пленку необходимо прикрепить к коже посредством скотча, лейкопластыря.

2. Чтобы облегчить дыхание пострадавшего, следует придать ему возвышенное положение. Оказывать помощь пострадавшему следует максимально бережно, чтобы не причинить ему дополнительной боли.

3. Если пострадавший находится без сознания, нужно поднести к его носу резко пахнущее средство. С этой целью можно использовать духи, бензин, нашатырь, средство для снятия лака.

4. При сильных болях у пострадавшего, можно дать ему обезболивающее средство.

5. Срочная госпитализация.

Оказание медицинской помощи хирургами заключается в предприятии таких врачебных манипуляций:

  1. При открытом пневмотораксе специалисты ушивают образовавшуюся рану. Таким образом пневмоторакс становится закрытым.
  2. После того, как рана будет ушита, врачи выполняют отсасывание газа из плевральной полости. Затем восстанавливают отрицательное давление.
  3.  отсасывание газа из плевральной полости

3.   Обязательно проводится шокотерапия. Врачи предоставляют пострадавшему определенные болеутоляющие средства.

  1. Специалисты, в обязательном порядке, проводят мероприятия, направленные на повышение давления. Ведь из-за значительной кровопотери отмечается резкое снижение кровяного давления. Для повышения давления пострадавшему проводят переливание крови.
  2. Появившийся шок специалисты устраняют посредством применения препаратов, направленных на возбуждение сосудистого, дыхательного центра.
  3. При клапанном пневмотораксе выполняют иссечение клапана. Таким образом он становится закрытым. Эвакуация газа выполняется посредством специального аппарата.

Этап 4  Продемонстрируй  умения

1. Наложите крестообразную повязку «Шапка Гиппократа»

2. Наложите черепашью повязку на локтевой сустав (расходящуюся)

З. Наложите повязку «Чепец»

4. Наложите черепашью повязку «Дезо».

Эталоны ответов

1. Шапка Гиппократа.   Шапка Гиппократа является разновидностью возвращающейся повязки. Накладывается двуглавым бинтом.

- Двуглавый бинт кладется на лобную область, и головки раскатываются в противоположные стороны над ушными раковинами.

- В области затылка бинт перекрещивается, затем одна головка продолжает циркулярное движение, а другая идёт в направлении лба по средней линии.

- В лобной области сагиттальный тур встречается с циркулярным (Рис. 44, Фото 44), проходит под ним, делает перегиб и возвращается в затылочную область (справа или слева).

- В затылочной области бинт вновь перекрещивается, повторяя предыдущие ходы, покрывая свод то справа, то слева от средней линии. И так до завершения повязки.

2. Черепашья повязка на локтевой сустав (расходящаяся)

Повязка накладывается на согнутую в локтевом суставе под прямым углом конечность.

- Повязка начинается с круговых ходов, проходящих через область локтевого отростка.

- Следующий тур проводят ниже (на предплечье), перекрывая предыдущий на 2/3.

- Затем через переднюю поверхность сустава бинт поднимается на плечо, также закрывая предыдущий на 2/3.

- Далее ходы поочерёдно идут то ниже сустава, то выше, закрывая его.

3. «Чепец». 

- Первый тур накладывается бинтом длиной около 1 м в виде ленты, который идёт через теменную область, концы натягиваются и несколько отводятся в стороны.

- Накладываются циркулярные туры.

- Дойдя до завязки, бинт обводят вокруг неё и ведут кзади (Рис. 50, Фото 50), прикрывая затылочную область.

- На противоположной стороне бинт также обводится вокруг завязки и идёт кпереди, покрывая лобную область.

- Последовательно, приближаясь сзади и спереди к теменной области, покрывается весь свод черепа. Конец бинта прикрепляют к завязке, а сама она завязывается под подбородком.

4. Повязка Дезо.  Повязка применяется при переломах ключицы, плеча, после вправления вывиха плеча. В случае перелома ключицы в подмышечную область вкладывают ватно-марлевый валик для устранения смещения отломков. Для повязки используют бинт шириной 10 см.

- Повязка начинается циркулярными турами, идущими на плечо поражённой стороны и фиксирующие его к туловищу. Рука согнута в локтевом суставе под углом 90.

- Затем бинт идёт в подмышечную область здоровой стороны, поднимается на надплечье поражённой стороны и по задней поверхности плеча опускается на предплечье.

- На предплечье бинт идёт в косом направлении в подмышечную область здоровой стороны и проходит через спину на больное надплечье

- С надплечья бинт спускается по передней поверхности плеча на локтевой сустав, огибает его, идёт по спине и возвращаясь, повторяет ход циркулярного тура.

- Далее ходы бинта повторяют в той же последовательности все описанные выше этапы (4-5 раз). Повязка в законченном виде.

1 -4 этапы игры окончены

IV этап.  Анализ, обсуждение, обобщение и оценка результатов игры:

Самоанализ, выступления оппонентов экспертов, обмен мнениями, защита слушателями своих решений и выводов. В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, дает индивидуальные рекомендации студентам. формулирует окончательный итог занятия.  После анализа полученных результатов, преподаватель планирует мероприятия по формированию компетенций у студентов на последующих теоретических и практических занятиях.

……………………………………………………………………

2. Деловая игра

«Будни Скорой помощи»

Игра проводится на старших курсах, так для успешного проведения их требуется большой объем базисных знаний и умений. В игре моделируются профессиональные отношения, условия профессиональной деятельности, позволяющие включить студента в имитируемую профессиональную среду, то есть в деловой игре приобретаются необходимые умения и навыки правильного выполнения своих профессиональных функций и позволяет сократить разрыв между теорией и практикой.

Игровая цель – моделирование профессиональной деятельности близкое к реальности со всеми её сложностями и противоречиями  и   обязательным поэтапным динамическим развитием   моделируемой ситуации.

Учебная цель – закрепление студентами знаний, умений и навыков по

                            диагностике, оказанию догоспитальной неотложной помощи при травмах.

Цели игры для студентов:

  • Самоконтроль и взаимоконтроль уровня освоения профессиональными компетенциями на данном этапе обучения, выполняя роли медсестры и эксперта;
  • Предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства;
  • Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
  • Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
  • Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
  • Вести утвержденную медицинскую документацию;
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивая их выполнение и качество;
  • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;
  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, противопожарной безопасности, производственной санитарии, инфекционной безопасности;
  • Формировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

Цели игры для преподавателя:

  • Формировать клиническое мышление у студентов;
  • Мотивировать и побуждать студентов к самостоятельному овладению умениями и получению необходимой для этого информации;
  • Контроль уровня овладения студентами ПК 2.1; 2.2; 2.4; 2.5; 2.6 и ОК 1,2,3,6,8,12,14
  • Анализ полученных результатов и планирование деятельности преподавателя по формированию компетенций у студентов на последующих теоретических и практических занятиях.

Методика проведения игры – имитационно - деловая.

Длительность игры – 2 академических часа.

Дата проведения  - 2 семестр учебного года

Место проведения – кабинет реанимации и неотложной помощи

Оснащение:

1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания, шины.

2. Оценочные листы

3.Карточки - задания к деловой игре.

4.Вопросы для блиц - опроса

5.Сценарий обучающе - контролирующей игры.

6. Аппарат для ИВЛ

7. Лекарственные средства, спирт, флаконы с растворами

8. Медицинская документация.

9.Схемы, таблицы.

10.Пакеты с индивидуальными заданиями.

11.Муляжи.

12.Компьютеры.

13.Носилки

14.Постельное бельё

15.Перчатки, маски, халаты.


Этапы деловой игры:

Игра проводится в 4 этапа:

I этап. Подготовительный:

Вступительное слово преподавателя.  Преподаватель говорит об актуальности изучаемой темы, мотивирует студентов на деловую игру: отмечает высокий уровень травматизма, который нередко приводит к летальному исходу или к инвалидности. Поэтому медицинские работники должны в экстремальных ситуациях  быстро принимать решения; быстро и грамотно действовать.

Распределяются роли среди участвующих в игре:

1. Ведущий, комментатор  

2. Диспетчер  

3. Состав бригады 1: старший фельдшер, фельдшер, оппонент

4. Состав бригады 2: старший фельдшер, фельдшер, оппонент

5.Арбитр

6. Сотрудник полиции

7. Бригадир строительного объекта

Преподаватель предлагает студентам осмыслить суть своей исполняемой роли, проводит инструктаж  участникам игры, отвечает на вопросы студентов.

Ход игры

Комментатор:   8 часов утра. После короткой пятиминутки все медицинские работники  приступили к своим обязанностям. Фельдшера проверяют и пополняют свои медицинские сумки. В 8. 45 зазвонил телефон.

Диспетчер: Алло,  диспетчер скорой слушает.

Сотрудник полиции сообщает: На улице преступник ранил ножом мужчину ножом, состояние мужчины тяжелое. Приезжайте скорее.

Диспетчер: Сообщите адрес и поточнее

Сотрудник полиции: Улица 1 мая 6, рядом с продовольственным магазином. Сообщает паспортные данные пострадавшему.

Диспетчер:  (Записывает вызов в журнал.). Бригада 1 срочно на выезд. Вручает карту вызова.

Комментатор: Машина выезжает на вызов с включенными звуковым и световым сигналами. По прибытии на место происшествия  фельдшер осматривает пострадавшего.

Старший фельдшер озвучивает данные осмотра: Жалобы: на боль в правой половин грудной клетки и правой руке, слабость, головокружение.

 Объективно: Состояние средней тяжести, пострадавший возбужден. Пульс 90 в минуту, АД 100/70 мм. рт. ст. Кожные покровы бледные, на внутренней поверхности средней трети правого плеча – резаная рана – 2,5-3 см, сильное пульсирующее кровотечение. На передней поверхности правой половины грудной клетки – множественные резаные раны, в пределах кожи, кровотечение незначительное.

Комментатор: Фельдшер по ходу информации готовит все необходимое для оказания неотложной помощи и они быстро приступают к оказанию неотложной помощи. Фельдшера  самостоятельно оценивают информацию о состоянии пострадавшего и предпринимают шаги для оптимизации этого состояния, они погружаются в реальную обстановку профессиональной  интеллектуальной   деятельности.

Фельдшера аргументируя оказывают помощь согласно утвержденных стандартов ( на муляже) .

Оппонент следит за правильностью действий фельдшеров. Кроме того оппонент имеет право:

По ходу игры оппонент (лучший студент), может вводить различную дополнительную информацию, усложняющую ситуацию (изменение состояния больного, отсутствие лекарственных препаратов и их адекватная замена и др.). дополнительная информация может быть также поведенческого характера - отказ больного от госпитализации, жалоба больного или его родственников и др.

Комментатор: В таких случаях игра дает нам возможность опробовать свое общение в разных ситуациях и оценить себя, а также партнеров по группе. Именно в игре преподаватель фиксирует уровень деонтологической подготовки студентов и осуществляет его коррекцию. Т.е. игра для нас является как бы «полигон» отработки коммуникативных навыков, основанных на деонтологических принципах.

10.15. Вновь звонит телефон

Диспетчер: Алло,  диспетчер Скорой слушает.

Бригадир строительного объекта: Рабочему 28 лет, на правую голень упала металлическая балка. Пострадавший теряет много крови. Приезжайте как можно быстрее. Сообщает адрес. ..(импровизация).

Диспетчер:  (Записывает вызов в журнал.). Бригада 1 срочно на выезд. Вручает карту вызова.

Комментатор: Машина выезжает на вызов с включенными звуковым и световым сигналами. По прибытии на место происшествия  фельдшер осматривает пострадавшего.

Старший фельдшер озвучивает данные осмотра: Рабочему 28 лет, на правую голень упала металлическая балка. Пострадавший стонет от боли. Бледен, покрыт холодным потом. На передней поверхности верхней трети правой голени имеется рана размером 10x3 см, из которой пульсирующей струей вытекает алая кровь, выступают, отломки большеберцовой кости. Отмечаются выраженная деформация и укорочение голени.

Комментатор: Фельдшер по ходу информации готовит все необходимое для оказания неотложной помощи и они быстро приступают к оказанию неотложной помощи.

Фельдшера: аргументируя оказывают помощь согласно утвержденных стандартов ( на муляже).

Оппонент: следит за правильностью действий фельдшеров. По необходимости может вводить дополнительную информацию.

Комментатор: После оказания неотложной догоспитальной помощи фельдшера бригад госпитализируют пострадавших в  хирургический стационар

Эталоны ответов

1. Диагноз: Резаная рана правого плеча, с повреждением плечевой артерии. Геморрагический шок I степени.

Диагноз поставлен на основании;

а) данных анамнеза и жалоб на боль, слабость, головокружение;

б) данных объективного исследования: бледность, нарушение целостности кожных покровов правого плеча с сильным, пульсирующим кровотечением.

 Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) для остановки кровотечения необходимо вначале произвести пальцевое прижатие плечевой артерии у внутреннего края двуглавой мышцы к плечевой кости, затем наложить выше раны жгут, с указанием времени его наложения (под жгут подложить прокладку);

б) для купирования боли ввести  2 мл 50% р-ра анальгина в/м;

в) наложить асептическую повязку на рану плеча для профилактики инфекции;

г) произвести иммобилизацию конечности с помощью косынки с целью уменьшения боли;

д) произвести туалет раны передней поверхности грудной клетки для профилактики инфекции;

е) госпитализации в хирургическое отделение ЦРБ, для проведения окончательной остановки артериального кровотечения, ПХО раны, профилактики столбняка;

ж) транспортировать пациента на носилках, в положении лежа на спине.

 

2. 1. Диагноз: Открытый перелом диафиза большеберцовой кости справа, осложненный артериальным кровотечением.

Ставится на основании визуализации в ране костных отломков, выделения крови алого цвета пульсирующей струей.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а) остановить кровотечение (т.к. всякое, а тем более артериальное кровотечение — прямая угроза жизни пациента) путем прижатия кулаком или первыми пальцами обеих рук бедренной артерии к горизонтальной ветви лонной кости, либо сразу наложить кровоостанавливающий жгут на среднюю треть бедра, т.к. имеет место перелом большеберцовой кости. Под жгут подкладывают тканевую прокладку и записку с указанием времени наложения жгута. Госпитализации в хирургическое отделение, для проведения окончательной остановки артериального кровотечения, ПХО раны, профилактики столбняка;

ж) транспортировать пациента на носилках.

Арбитр: следит за правильностью действий фельдшеров по имеющимся у него эталонам ответов. Отмечает ошибки, помогает преподавателю оценивать работу своих товарищей.

Игра окончена

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры: Выступления экспертов, обмен мнениями, защита слушателями своих решений и выводов. Экспертами проводится анализ удачных и неудачных решений и действий всех участников игры. Каждый из студентов так же может изложить свою точку зрения на проигранные ситуации, определить оптимальность их реализации.

Итоги по занятию: В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Выставляет оценки, дает индивидуальные  рекомендации каждому студенту. После анализа полученных результатов, преподаватель планирует мероприятия по формированию компетенций у студентов на последующих теоретических и практических занятиях.

Литература

  1. Бабанский, П. В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  3. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.: Высшая школа, 1986.
  6. Истомина, М. В. Применение игровых технологий обучения при преподавании   юридических дисциплин регионального компонента/М.В. Истомина//Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. – 2011. -№2. С. 128-138.
  7. Руководство по скорой медицинской помощи, МЗ РФ, ГЭОТАР-«Медиа» 2007г, 820 с.
  8. Реанимация и интенсивная терапия в практике врача скорой медицинской помощи. Радушкевич В.Л.,.
  9. Барташевич Б.И., Караваев Ю.Н., Воронеж 2006 г.
  10.  Верткин А. Пособие фельдшера скорой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль глазных капель с атропином сульфатом»

Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для отработки профессиональных компетенций по двум дисциплинам. Методическа...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»

данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»

Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...