Конспект занятия "Организационно-методические основы реабилитации"
план-конспект занятия

Баканова Анастасия Сергеевна

Конспект занятия "Организационно-методические основы реабилитации" разработан для помощи преподавателям при подготовке к проведению занятий и для студентов для самоподготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1._org.-metod.osnovy_r.docx98.7 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 1.

Актуализация опорных знаний к занятию 1 (устный опрос).

Вопрос 1. Знаком ли вам термин «реабилитация»? Как вы понимаете, что такое реабилитация?

Вопрос 2. Как вы считаете, какую роль играет реабилитация в вашей профессиональной практике? 

Вопрос 3. Приходилось ли вам или вашим знакомым проходить процесс реабилитации? Расскажите свои впечатления.

Вопрос 4. Как вы думаете, при изучении «основ реабилитации» знания, по каким предметам вам будут необходимы? Почему?

Вопрос 5. Как вы думаете, какие области (аспекты)  жизни пациента охватывает реабилитация?

Тема занятия: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Медицинская реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. Примеры потребностей: быть здоровым, двигательная активность, свобода передвижения, самостоятельность действий, общение с людьми, получение необходимой информации, самореализация через трудовую и иные виды деятельности.

В отношении детей с врожденными дефектами применим термин – абилитация, т.е. формирование неразвитых физических, психологических, социальных функций

Отличие реабилитации от лечебного процесса.

Лечебный процесс направлен на устранение причин заболевания.

Реабилитационный процесс направлен на восстановление  и при необходимости компенсацию нарушенных функций организма, а так же профилактику осложнений. В отличие от лечения, реабилитация проводится во время отсутствия острой фазы патологического процесса в организме.

Выделяют три фазы реабилитационного процесса:

1 фаза реконвалесценция – выздоровление пациента;  восстановление нарушенных функций организма; при тяжелых патология, которые требуют хирургического вмешательства, например (ампутация нижней конечности у больного сахарным диабетом)  происходит  формирование дефекта (культи).

2 фаза адаптация (реадаптация) – приспособление  больного к сложившимся в результате заболевания новым условиям жизни; реадаптация - восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта.

Направления адаптационных мероприятий:

-  изменение внешней среды в соответствии с возможностями индивидуума (аллопластическая адаптация)

- адаптация, при которой субъект пытается изменить себя, столкнувшись с трудной ситуацией. (аутопластическая адаптация)

- помещение индивида в среду, оптимально благоприятную для него (альтернативно-средовая адаптация)

3 фаза ресоциализация – возвращение индивида в социум, приспособление человека к жизни и взаимодействию с социумом.  

Этапы реабилитации.

1. Стационарный этап

Задачи этого этапа - восстановление (полное или частичное) физических и психических функций; обеспечение преемственности на последующих этапах.

Оценка эффективности: клиническое выздоровление или достижение фазы ремиссии.

2. Санаторно-курортный этап

Задачи этого этапа - повышение работоспособности пациента и подготовка к профессиональной деятельности с использованием методов ФТЛ и ЛФК; психологическая реадаптация для устранения или уменьшения психопатологических синдромов; предупреждение обострений, осложнений и прогрессирования заболеваний с использованием медикаментозной терапии.

Оценка эффективности: физическая и психологическая готовность приступить к трудовой деятельности.

3. Амбулаторно-поликлинический этап

Задачи этого этапа - поддержание достигнутого уровня физиологической работоспособности; полное восстановление психологического статуса; рациональное трудоустройство пациента или определение степени потери трудоспособности (МСЭК); профилактика факторов приводящих к рецидиву заболевания

Отдельно выделяют экстренную реабилитацию, задачами, которой являются - поддержание или восстановление трудоспособности в очаге ЧС путем предупреждения или восстановления нарушенных психосоматических функций.

Виды реабилитации.

Принципы реабилитации:

1. ранее начало

2. комплексность с привлечение специалистов разного профиля

3. непрерывность и преемственность между отдельными этапами Р

4. этапность

5. индивидуализация и активное участие пациента

6. социальная направленность

         

Оценка последствий нарушения здоровья (болезнь, травма, дефект (рис.1)).

Оценка последствий нарушения здоровья необходима для разработки комплексной индивидуальной реабилитационной программы и формирования реабилитационного прогноза, и проводиться по рекомендациям ВОЗ (1989 год «Трехмерная концепция оценки последствий болезни»).

 Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

Нарушение или недостаток – это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры (органы, части тела) или функции систем (зрение) организма, такая как существенное отклонение или утрата.  

Исходя из трехмерной концепции оценки последствий болезни отсутствие здоровья, вызванное болезнью, травмой или анатомическим дефектом приводит к функциональным нарушениям (временным или постоянным) или недостаткам.  То есть нарушение это не обязательно признак только болезни.

C:\Users\ERS\Desktop\РАБОТА\уч.год 2020-2021\ПМ 02 осн реаб СД моё\7 семестр\лекционный материал\ЛЗ 1\раздаточный материал\схема Бол-Наруш-..Инвал.jpg  Рис.1 Оценка последствий нарушения здоровья

Основные виды нарушений функций организма человека.

1. нарушения психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления,

интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций

2. нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия),вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.

3. нарушения сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой и пр. 

4. нарушения статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений 

5. нарушения функций систем: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,

кроветворения, обмена веществ и.т.д.

6. нарушения, обусловленные физическим уродством: деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные

отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов,

нарушение размеров тела.

        Следствием функциональных нарушений является ограничение жизнедеятельности.

        Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом возможности осуществлять деятельность характерную для человека данного возраста,  вследствие нарушения здоровья: осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль своего поведения, обучение и трудовую деятельность.

Междисциплинарные – интердисциплинарные реабилитационные команды.

Проходя три этапа реабилитации, пациент  получает помощь в различных учреждениях:

- стационарный этап – много- однопрофильные центры (больницы) реабилитации, отделения в больницах общего профиля, реабилитационный стационар дневного пребывания.

- санаторный этап – санатории - профилактории, санаторно-курортные учреждения (много или однопрофильные)

- амбулаторный этап – амбулаторный центр реабилитации (много или однопрофильный), кабинет реабилитации в поликлинике общего профиля, специализированной поликлинике, во врачебно-физкультурном диспансере или центре здоровья.

        Мультидисциплинарная бригада – это объединение специалистов медицинских и немедицинских профессий на функциональной основе в ходе оказания помощи по профилю медицинская реабилитация для максимальной реализации индивидуального реабилитационного потенциала пациента посредством комплексного применения различных методов диагностики, вторичной и третичной профилактики и лечения по профилю каждого специалиста – члена МДБ.

В состав МДБ входят на постоянной основе:

•врач по физической и реабилитационной медицине,

 •кинезиолог,

•эргофизиолог,

•клинический психолог,

•клинический логопед,

•медицинская сестра,

 •социальный работник,

•другие специалисты по необходимости.

Междисциплинарные команды – деятельность группы специалистов, не пересекающихся между собой и выполняющие узкие задачи: лечение проводит один специалист, остальные оказывают содействие при необходимости. При  данном подходе невозможно обеспечить преемственность между этапами Р и единство цели.

Контрольные вопросы к занятию 1

(устный опрос).

Вопрос 1. Что такое реабилитация?

Вопрос 2. В чём отличие реабилитации от абилитации?

Вопрос 3. Объясните чем отличается лечебный процесс от реабилитационного.

Вопрос 4. Перечислите этапы реабилитации и назовите задачи каждого этапа.

Вопрос 5. Назовите виды реабилитации.

Вопрос 6. Перечислите и кратко охарактеризуйте принципы реабилитации.

При составлении конспекта занятия 1 были использованы следующие источники информации:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медицинская_реабилитация;

2. Междисциплинарная команда в медицинской реабилитации. Принципы работы. Лайшева О.А. Заведующая отделением медицинской реабилитации ФГБУ РДКБ Минздрава РФ Профессор кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова;

3. Учебник для колледжей М.А. Еремушкин  Основы реабилитации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дисциплине "Основы проектной деятельности"

Тема занятия: «Виды  самостоятельной работы над проектом»Цель: Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития самостоятельной работы  обучающихсяПоказать необходимо...

Организационно-методические основы реабилитации методическая разработка.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАМУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическоми реабилитационном процессахМДК 02.02  Основы реабилитации...

Конспект занятия "Основные средства реабилитации"

Вашему вниманию представлен конспект лекции №4 по теме "Основные средства реабилитации: базовое (медикаментозное, хирургическое) лечение.Данный конспект лекции будет полезен как студентам для сам...

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ. ЭТАПЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.

Тема: Организационно - методические основы реабилитации. Этапы медицинской реабилитации....

Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,

Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...

Конспект занятия по дисциплине "Основы финансовой грамотности"

Инвестиции – это вложения (материальные, духовные, денежные, умственные) в какой-либо объект, который через определенный срок даст ожидаемый доход (и не обязательно в материальном выражении).Пол...

План-конспект занятия по дисциплине «Основы философии» для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.Тема 3.1 Философская антропология

РАЗДЕЛ 3 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 3.1 Философская антропологияОбучающийся должениметь представление:О месте человека в истории философии;О наборе социальных ролей;О взаимосвязи и ...