Рабочая программа по дисциплине Анатомия и физиология человека. Акушерское дело 2018г
рабочая программа

Парфенова Любовь Фоминична

Программа для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rp_anatomiya_i_fiziologiya_cheloveka_ad_2018g.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

по специальности: 31.02.02 Акушерское  дело

                           

2018г.

        Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  31.02.02 Акушерское дело.

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

по специальности    ОПД

от «31» августа 2018г.

протокол №1

Председатель П(Ц)К

____________/О.В.Пашедко/

УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета

от «31»августа 2018г.

протокол №  1

Директор  ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________ /Г.Г. Савзян/

Составитель:

Парфенова Л.Ф., преподаватель  дисциплины  «Анатомия и физиология человека»,   высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Шараева О.В., преподаватель  дисциплины  «Анатомия и физиология человека»,   высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Пашедко О.В., преподаватель ГБПОУ ДЗМ « МК №6»


  1. СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

34

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

36


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ и составлена  в соответствии с ФГОС по специальностям  31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское  дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Анатомия и физиология человека» относится к общепрофессиональным дисциплинам  профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания о строении и функциях органов и систем организма  человека при оказании сестринской  помощи;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

  1. Использование часов вариативной части

№п\п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество

часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Знать строение и функции клетки, особенности тканей. Уметь отличать ткани, нарисовать виды тканей.

1. Основы цитологии. Клетка.

2. Эпителиальная и соединительная ткани.

3. Мышечная и нервная ткани.

2

Изучение данной темы способствует формированию знаний, необходимых для изучения всех разделов анатомии.

2

Знать строение костей, суставов, мышц их функции. Уметь показать кости и мышцы конечностей, их основные образования. Показать и назвать суставы.

5. Опорно-двигательный аппарат. Строение костей Суставы.

Скелет туловища.

7. Кости верхних конечностей. Соединение  костей верхних конечностей.

8. Кости нижних конечностей. Соединение  костей нижних конечностей.

11. Мышцы верхних конечностей.

12. Мышцы нижних конечностей.

4

Более детальное и углубленное освоение этого раздела необходимо для дальнейшего изучения тем МДК.02.03. Хирургические заболевания, травмы и беременность. Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций: ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде.

3

Знать органы, системы органов, назвать их. Знать общее строение нервной и гуморальной систем. Уметь показать на муляжах и таблицах органы и системы, нарисовать рефлекторные дуги.

4. (4) Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции.

2

Изучение данной темы способствует формированию знаний, необходимых для понимания влияний нервной и эндокринной систем на деятельность всех  органов и систем при изучении анатомии и физиологии человека.

4

Знать состав, функции и свойства крови, группы крови. Уметь отличать форменные элементы крови.

15, 16. Гомеостаз. Свойства и функции крови. Состав крови. Группы крови. Резус-фактор. Свёртывание крови.

4

Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

5

Знать строение и функции сосудов, сердца. Уметь оценивать адаптивные возможности ССС. Отличать сосуды.

14. (17). Морфофункциональная характеристика сердечно-сосудистой системы.  

15. (19). Физиология сердца. Основы гемодинамики.

16. (20).  Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения.

22. Оценка адаптивных возможностей ССС при функциональных пробах.

4

Изучение данной темы способствует формированию знаний, и умений при изучении  Теория и практика сестринского дела. Технология оказания медицинских услуг. При изучении дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение» Освоение профессиональных компетенций: ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача.

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

6

Знать строение и функции дыхательных путей, лёгких. Уметь показать на муляжах дыхательные пути, лёгкие, доли, сегменты. Определять ЧДД.

25. Анатомия дыхания. Воздухоносные пути.

26. Анатомия дыхания Лёгкие плевра.

20. (27). Физиология дыхания.

4

Изучение данной темы способствует формированию знаний, и умений при изучении Теория и практика сестринского дела. Технология оказания медицинских услуг. Овладение обучающимися дополнительными   общими компетенциями путем расширения содержания данной темы. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

7

 Знать анатомию и физиологию полости рта, глотки, пищевода, желудка, кишечника. Знать обмен веществ, витамины. Уметь показать на таблицах и муляжах анатомические образования пищеварительной системы.

28. Анатомия и физиология полости рта и глотки.

29. Анатомия и физиология пищевода и желудка.

31. Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника.

32. Физиология пищеварения.

24. (33). Обмен веществ и энергии в организме.

(34). Обмен веществ. Витамины.

16

Изучение данной темы способствует формированию знаний, и умений при изучении Технология оказания медицинских услуг. Теория и практика сестринского дела.   Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций: ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни

8

Знать механизмы образования мочи, накопление и выведение мочи из организма. Уметь показать отделы нейрона.

36. Физиология мочевыделительной системы.

4

Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

9

2-ой семестр.

Знать строение функции мужской и женской половых систем. Сперматогенез, овуляцию. Уметь показать половые органы на таблице.

1. Мужская половая система.

2. Женская половая система.

6

Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.

ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.

ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

10

Знать строение и местоположение эндокринных желёз. Центральное и периферическое звено, гипер- и гипофункцию. Уметь показать железы на таблицах.

3. Анатомия эндокринных желёз.

4. Физиология эндокринных желёз.

5. Регуляция деятельности эндокринной системы. Гипоталамо-гипофизарная система.

4

Овладение обучающимися дополнительными   общими компетенциями путем расширения содержания расширения содержания данной темы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

11

Знать строение и функции нейрона, спинного и головного мозга, периферическую нервную систему. Уметь показать на муляжах и таблицах отделы и части головного и спинного мозга. Показать места иннервации спинномозговых и черепных нервов.

6. Нервная система. Спинной мозг.

7. Головной мозг. Ствол головного мозга.

8. Конечный мозг. Полушария большого мозга.

(6). Спинномозговые и черепно-мозговые нервы.

11. ВНС. Симпатическая система.

12. ВНС Парасимпатическая система.

13. Анатомия и физиология высшей нервной деятельности.

2

Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций: ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофи-лактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

Овладение обучающимися дополнительными   общими  компетенциями путем расширения содержания расширения содержания данной темы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

12.

Знать строение, функции, особенности сенсорных систем, понимать анализаторы. Уметь показать органы чувств и их части на таблицах.

14. Сенсорные системы. Проприоцептивные рефлексы человека.

15. Анализаторы. Обоняние. Вкус. Кожа.

16. Зрительный анализатор.

17. Слуховой анализатор.

8

Изучение данной темы способствует формированию знаний, и умений необходимых для изучения органов чувств – глазные болезни, лор заболевания, кожные болезни. Овладение обучающимися дополнительными   общими компетенциями путем расширения содержания знаний по темам «Анализаторы». Овладение обучающимися дополнительными   общими компетенциями путем расширения содержания расширения содержания данной темы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

13.

Знать строение, функции и месторасположение органов иммунной системы. Уметь показать центральное и периферическое звено, назвать отличие.

18. Центральное и периферическое звено иммунной системы.  Механизмы иммунной защиты.

4

Овладение обучающимися дополнительными   общими компетенциями путем расширения содержания расширения содержания данной темы.

OК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

Более детальное и углубленное освоение профессиональных компетенций: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 258  часа, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки 172 часов;

самостоятельной работы  86 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

258

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе:

     практические занятия

82

Самостоятельная работа (всего)

86

в том числе:

   написание рефератов

   подготовка докладов

   выполнение домашней работы

Форма промежуточной аттестации  комплексный экзамен

  1. 2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Самостоятельная работа , курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии

                10

Тема 1.1.

Анатомия и физиология как науки.

Человек – предмет изучения анатомии и физиологии

Содержание учебного материала

3

Положение человека в природе.  Анатомия и физиология как медицинские науки.

Методы изучения организма человека. Части тела человека. Оси и плоскости. Анатомическая номенклатура.  Конституция. Морфологические типы конституции.

1

Самостоятельная работа

2

Составление словаря терминов

Составление конспекта «Краткая история развития анатомии и физиологии»

Зарисовка частей тела человека, плоскостей и осей движения, условных линий для определения положения органов.

РАЗДЕЛ 2.

Отдельные вопросы цитологии и гистологии

20

Тема 2.1.

Основы цитологии. Клетка. Основы гистологии.

Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань.

Содержание учебного материала

4

Клетка: строение и функции клеток.  Плазматическая мембрана, органоиды (митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы, аппарат Гольджи, клеточный центр), специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные), ядро. Химический состав клетки- неорганические (вода, кислоты, основания, соли) и органические и вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК. Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки

Ткань – определение, классификация, функциональные различия.

Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции  строение. Классификация покровного эпителия – однослойный, многослойный, переходный.

Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация.

Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток).

Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме.

Костная ткань, расположение, строение, функции.

2

Практическое занятие

2

Определение разновидностей эпителиальной и соединительной тканей на макро- и микропрепаратах.

Самостоятельная работа

4

Составление словаря терминов.

Зарисовка основных структур клетки с обозначениями

Заполнение таблицы «Функции органелл»

Выполнение конспекта «Рост и размножение клеток Составление словаря терминов

Зарисовка видов эпителия, соединительной ткани

Выполнение схем классификации эпителиальной и соединительной тканей

Составление таблицы  «Сравнительная характеристика видов эпителия и соединительной  тканей»

Тема 2.2.

Мышечная ткань. Нервная ткань.

Содержание учебного материала

4

Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная.  Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.

Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы .

2

Практическое занятие

2

Определение разновидностей мышечной и нервной тканей на макро- и микропрепаратах

Самостоятельная работа

4

Составление словаря терминов

Зарисовка схем классификации мышечной ткани

Составление таблицы  «Сравнительная характеристика видов мышечной  ткани»

Выполнение схем: «Строение нейрона», «Виды нейроглии», Виды синапсов»

РАЗДЕЛ 3.

Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм

регуляции.

14

3.1. Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции.

Содержание учебного материала 

4

Орган. Определение, соотношение тканей в органах, строма, паренхима. Классификация органов. Органы полые и паренхиматозные. Система органов, определение, системы органов, их  функции, структуры, связь систем.  

Понятие об аппаратах органов. Объединение систем в организм. Понятие процесса физиологической регуляции, этапы процесса физиологической регуляции.

Классификация нервной системы.

Общие принципы строения нервной системы . Рефлекс, определение, виды. Рефлекторная дуга, звенья, виды дуг.

Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие.

Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение).

Носители информации (нервный импульс и медиаторы).

Принцип нервной деятельности: саморегуляция на основе прямой обратной связи.

Гуморальная регуляция. Секреты, их виды.

Гормоны. Механизм действия гормонов.  Виды гормонов (тропные, эффекторные), их характеристика. Что такое органы-мишени.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, представители.

2

Практическое занятие

4

Изучение органов, систем органов, целостный организм. Изучение особенностей нервной и гуморальной регуляции, структур, обеспечивающих эти процессы.

Самостоятельная работа .

6

Составление словаря терминов.

Составление таблицы «Системы органов».

Составление таблицы «Виды желёз».

РАЗДЕЛ 4.

Общие вопросы анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата

42

Тема 4.1.

Морфофункциональная характеристика аппарата движения. Кости. Суставы. Мышцы.

Содержание учебного материала

4

Понятие «опорно-двигательный аппарат». Скелет – понятие, функции. Кость как орган, химический состав. Виды костей, строение. Надкостница. Соединения костей.

Строение сустава. Вспомогательный аппарат суставов. Классификация суставов.        Виды движений в суставах. Саркомер, механизм скольжения миофибрилл, сокращение саркомера, мышечного волокна, мышцы. Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган. Строение и работа мионеврального синапса. Виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц: фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц – возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения: одиночное, зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц.         

2

Самостоятельная работа.

2

Составление словаря терминов. Схематическое изображение геометрических видов суставов. Схематическое изображение мест переломов костей конечностей.

Тема 4.2.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища. Соединение костей туловища. Мышцы туловища.

Содержание учебного материала 

4

Скелет туловища, структуры его составляющие. Позвоночный столб, отделы. Строение позвонков, крестца, копчика. Соединения позвоночного столба.

Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, под грудинный угол. Формы грудной клетки Строение грудины. Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником. Группы мышц шеи. Фасции шеи. Топографические образования шеи. Мышцы спины. Мышцы груди. Мышцы живота – расположение, функции. Влагалище прямой мышцы живота. Топографические образования туловища. Мышцы головы, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы

2

Практическое занятие

8

2

Изучение препаратов костей туловища

Изучение поверхностных и глубоких мышц спины: расположение, начало, прикрепление, функции.  Изучение поверхностных и собственных мышц груди: расположение, начало, прикрепление, функции .  Изучение расположения, строения и функций диафрагмы

Изучение мышц, образующих стенки живота: расположение, начало, прикрепление, функции.

Самостоятельная работа

2

Составление словаря терминов.

Составление таблицы соединений костей туловища.

Зарисовка топографических образований шеи.

Работа с макропрепаратами.

Составление сравнительной таблицы мышц.

Составление таблиц «Мышцы груди», «Мышцы спины», «Мышцы живота».

Тема 4.3.

Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения конечностей.  Соединения костей верхних конечностей. Мышцы верхних  конечностей.

Соединения костей нижних конечностей. Мышцы нижних конечностей.

Содержание учебного материала

4

Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса – кости его образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти). Типичные места переломов конечностей.         Мышцы верхней конечности: мышцы плечевого пояса, передняя и задняя группы мышц плеча, мышцы предплечья: передняя группа – поверхностные и глубокие, задняя группа – поверхностные и глубокие.

Мышцы кисти, расположение, функции. Топографические образования верхней конечности: подмышечная впадина, локтевая ямка, области.  Скелет нижней конечности – отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз – кости их образующие. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое – своды стопы (продольные – опорный и рессорный, поперечный). Движения в суставах свободной нижней конечности (тазобедренный, коленный, голеностопный, большеберцово-малоберцовые, голеностопный, плюсне-предплюсневые, плюсне-фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей.         Мышцы нижней конечности.

Мышцы таза: передняя группа, задняя группа, функции. Мышцы бедра: передняя (сгибатели), задняя группа (разгибатели), расположение, функции.        Мышцы голени: передняя, задняя, латеральная группы, функции. Мышцы стопы (мышцы большого пальца, мышцы мизинца, средняя группа мышц), расположение, функции. Топографические образования нижней конечности – области, сосудистая и мышечная лакуны, подколенная ямка, строение пахового канала, формирование бедренного канала.        

2

Практическое занятие

6

Изучение препаратов костей верхних и нижних конечностей.

Изучение групп мышц верхних и нижних конечностей: пояса и свободного отдела, функциональных групп мышц конечностей. Расположение, начало, прикрепление, функции.

Самостоятельная работа

4

Составление таблицы описания суставов верхних конечностей. Схематическое изображение мест переломов конечностей. Описание связочного аппарата соединений костей конечностей

Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов Работа с макропрепаратами. Составление словаря терминов. Составление схемы «Топографические образования конечностей». Составление таблицы «Мышцы верхней конечности».

Составление таблицы описания суставов нижних конечностей .Схематическое изображение мест переломов конечностей .Описание связочного аппарата соединений костей конечностей

Составление перечня мышц конечностей синергистов и антагонистов Работа с макропрепаратами. Составление словаря терминов Составление таблицы «Мышцы нижних конечностей»

Тема 4.4.

Кости головы, их соединения.  Мышцы головы и шеи.

Содержание учебного материала

4

Череп в целом – свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.  Мозговой и лицевой отделы черепа. Соединение костей. Височно-нижнечелюстной сустав, движения в нем. Мышцы головы, расположение и функции. Фасции головы. Топографические образования головы.

2

Практическое занятие

2

Изучение препаратов костей черепа. Соединения костей черепа.

Изучение мышц головы и шеи. Расположение, начало, прикрепление, функции.

Самостоятельная работа

Зарисовка родничков черепа новорожденного

2

Составление таблицы соединения костей черепа

Работа с макропрепаратами. Составление словаря терминов. Составление таблицы «Характеристика строения костей мозгового и лицевого черепа». Составление опорного конспекта по теме «Роднички черепа новорожденных» «Мышцы головы и шеи».

РАЗДЕЛ 5.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы

38

Тема 5.1.

Кровь. Гомеостаз. Форменные элементы.

Свертывание крови

Группы крови

Резус-фактор        

Содержание учебного материала

4

Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Гомеостаз. Место крови в системе внутренней среды организма. Функции крови Кровь как ткань. Количество крови. Состав крови: плазма крови, форменные элементы. Константы крови. Плазма, состав, белки крови, функции. Гематокрит. Сыворотка. Эритроциты: функция, форма, строение, количество, продолжительность жизни, разрушение  Гемоглобин, СОЭ.  Процесс гемопоэза. Лейкоциты: строение, виды, их количество, продолжительность жизни, функции. Лейкограмма Тромбоциты:  количество, строение, продолжительность жизни, функции. Группы крови. Резус-фактор. Свёртывание крови.

2

Практическое занятие

2

Изучение функций, состава крови, основных физико-химических показателей крови,  морфо-функциональных особенностей эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Изучение процессов свёртывания крови. Группы крови. Резус-фактор.

Самостоятельная работа

2

Составление словаря терминов

Составление схем: «Внутренняя среда организма», «Состав крови», «Свёртывание крови».

Подготовка сообщения «Гемопоэз»

Составление таблицы «Сравнительная характеристика форменных элементов крови».

Составление таблиц групп крови и резус-фактора.  

Тема 5.2.

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Анатомия и физиология сердца. Основы гемодинамики. Оценка адаптационных возможностей ССС при функциональных пробах.

Содержание учебного материала

4

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Круги кровообращения.

Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце. Перкуссия и аускультация сердца. Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы – сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.        Артериальный пульс, его характеристики, определение. Критерии оценки процесса кровообращения – самочувствие, положение человека, цвет и тургор кожи, видимое состояние сосудов, пульс, артериальное давление, сердечный толчок, границы сердца, сердечные тоны, функциональные сердечно-сосудистые пробы, ЭКГ. Временная остановка кровотечения.

2

Практическое занятие

6

Изучение строения сердца

Изучение физиологии сердца, фаз сердечного цикла, звуковых явлений, регуляции работы сердца. Изучение основ гемодинамики.

Самостоятельная работа

2

Зарисовка с использованием препаратов, муляжей, планшетов строения сердца.

Подготовка доклада по теме "Проводящая система сердца".

Написание реферата на тему «Анатомия и физиология сердца»

Составление словаря терминов

Заполнение таблицы «Характеристика строения камер сердца»

Выполнение рисунка-схемы «Строение сердца»

Выполнение схемы-рисунка «Проводящая система сердца»

Заполнение таблицы «Характеристика фаз сердечного цикла». Схема: «Сравнительная характеристика различных видов сосудов».

Тема 5.3.

Процесс кровообращения. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения. Артерии и вены большого круга кровообращения. Кровообращение плода.

Содержание учебного материала

4

Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры, венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены. Кровоснабжение легких – бронхиальные артерии.

Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития.        Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области  кровоснабжения. Артерии верхних конечностей: подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, ладонные дуги – расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной части аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей – бедренная, подколенная глубокая артерия бедра, передняя и задняя большеберцовые артерии, малоберцовая артерия, тыльная артерия стопы, медиальная и латеральная подошвенные артерии. Система верхней полой вены. Вены головы и шеи, вены верхней конечности. Вены грудной клетки. Система нижней полой вены. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса.

2

Практическое занятие

2

Изучение артерий и вен организма, строения сосудов.

Самостоятельная работа

2

Составление словаря терминов.

Составление схем кровоснабжения головы, мозга, конечностей.

Составление схем систем верхней и нижней полых вен, воротной вены печени.

Схематическое изображение микроциркуляторного русла кровообращения, транскапиллярного обмена.

Выполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов давления».

Выполнение  схемы «Факторы, влияющие на величину артериального давления».

Тема 5.4.

Функциональная анатомия лимфатической системы

Содержание учебного материала

4

Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов. Строение и функции селезенки. Связь лимфатической системы с иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма.

2

Практическое занятие

4

Функциональная анатомия лимфатической системы.

Самостоятельная работа

2

Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем

Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов.

Составление словаря терминов.

Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы»

Составление сравнительной характеристики венозной и лимфатической систем

Зарисовка схемы расположения регионарных лимфоузлов.

Составление словаря терминов.

Написание реферата на тему «Функциональная анатомия лимфатической системы»

РАЗДЕЛ 6.

Анатомия и физиология дыхательной системы

12

Тема 6.1.

Анатомия и физиология органов дыхания

Содержание учебного материала

4

Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами.  Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение.Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа.  Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды. Строение, границы, отделы средостения.

2

Практические занятия

2

Изучение строения органов дыхательной системы. Изучение расположения, строения верхних и нижних дыхательных путей. Изучение особенностей расположения, строения легких,  границ легких и плевры. Физиология дыхания. Определение ЖЕЛ,  минутного объёма легких.

Самостоятельная работа

6

Составление словаря терминов

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика строения стенок дыхательных путей»

Выполнение схем: «Бронхиальное дерево», «Альвеолярное дерево»

Составление конспекта «Границы легких и плевры»

Зарисовка микроскопического строения легких

Выполнение схемы «Механизм вдоха и выдоха»

Заполнение таблиц  «Легочные объемы», «Емкости легких»

Составление сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма»

РАЗДЕЛ 7.

Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы

30

Тема 7.1.

Анатомия органов пищеварения. Полость рта, пищевод, желудок.

Содержание учебного материала

4

Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала.

Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев-границы, небные дужки, мягкое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав.         Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, образование пищевого комка. Всасывание в полости рта. Глотание. Роль полости рта в секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Движение пищи в глотке и пищеводе. Пищеварение в желудке под воздействием ферментов желудочного сока. Моторная функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистальтические движения желудка.

2

Практические занятия

4

Изучение строения органов ротовой полости, глотки, пищевода и желудка.

Самостоятельная работа

4

Зарисовка органов полости рта, глотки, пищевода, желудка, тонкой кишки и ее отделов, толстой кишки и ее отделов

Составление словаря терминов

Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника»

Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости»

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника»

Тема 7.2.

Анатомия и физиология печени и поджелудочной железы. Анатомия и физиология тонкого и толстого кишечника.

Содержание учебного материала

4

Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез. Слюна – состав (вода, микроэлементы, лизоцим, муцин, мальтаза, амилаза), свойства. Поджелудочная железа – расположение, функции: экзокринная – выделение пищеварительного сока (состав сока, ферменты – трипсиноген, химотрипсин, фосфолипаза, липаза, амилаза, мальтаза), эндокринная: инсулин, глюкагон. Протоки поджелудочной железы .Печень – расположение, границы, функции (пищеварительная, пластическая, антитоксическая, депо гликогена, депо крови, кроветворная). Макро- и микроскопическое строение  печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды.  Желчный пузырь – расположение, строение, функции. Состав и свойства желчи. Функции желчи: пищеварительная, выделительная, стимуляция секреции и моторики кишечника, секреции поджелудочной железы, активация ферментов, бактериостатическая. Механизм образования желчи, виды желчи (пузырная, печеночная), отделение желчи. Общий желчный проток.

Тонкая кишка – расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции. Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок – свойства, состав, функции.

Толстая кишка – расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное венозное сплетение слизистой, внутренний сфинктер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинктер заднего прохода. Состав кишечного сока, его значение.  Брюшина – строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине.        

Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное пищеварение. Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана).  Пищеварение в толстой кишке под действием ферментов кишечного сока и бактерий. Синтез витаминов группы В, витамина К. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования  каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и насыщения. Центры голода.  Аппетит. Регуляция пищеварения – местные механизмы (интрамуральная нервная система, гормоны желудка и кишечника, желчь), центральные механизмы – пищеварительный центр – уровни, их функция; рефлекторный механизм действия. Роль пищи в регуляции пищеварения.        

2

Практическое занятие

4

Изучение расположения, внешнего и внутреннего строения больших слюнных желез, печени, поджелудочной железы и желчного пузыря. Изучение расположения отделов тонкого и толстого кишечника, особенностей строения стенки, наличия клапанов. Изучение особенностей строения и расположения париетального и висцерального листков брюшины

Самостоятельная работа

4

Заполнение таблиц: «Функциональное значение отделов пищеварительного тракта», «Состав и функции пищеварительных секретов», «Моторика различных отделов пищеварительного тракта». Выполнение схем: «Строение дольки печени»,  «Формирование желчных протоков»

Выполнение конспекта «Топография печени и поджелудочной железы»

Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала. Написание доклада «Значение нормальной микрофлоры кишечника»

Составление конспекта «Отношение брюшины к внутренним органам брюшной полости»

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей строения стенки отделов толстого кишечника». Составление схем регуляции выделения пищеварительных соков, сравнительной таблицы пищеварения в различных отделах пищеварительного канала.

Подготовка доклада на тему: "Регуляция пищеварения"

Тема 7.3.

Обмен веществ и энергии в организме. Витамины.

Содержание учебного материала

4

Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Расходование энергии пищи на согревание организма и синтез АТФ. Использование энергии АТФ. Три этапа освобождения энергии в организме человека. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие. Пищевой рацион – определение, распределение суточного рациона. Режим питания. Диета – определение, основы действия. Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Индивидуальная специфичность белков человека. Продукты, содержащие белки и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма, обезвреживание аммиака. Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Пути выведения из организма. Суточная потребность человека в углеводах. Продукты, содержащие углеводы. Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность человека в жирах. Ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая). Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров в организме: глицерин и жирные кислоты. Пути выведения из организма. Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде. Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода. Витамины – понятие, биологическая ценность, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах. Источники витаминов (пища, синтез в организме). Понятие о гиповитаминозах, авитаминозах, гипервитаминозах. Классификация витаминов (жирорастворимые, водорастворимые). Витамины: А, Д, Е, К, В1, В2 В6, В12, С, РР, F – биологическая ценность, источники. Регуляция обмена веществ и энергии.

2

Самостоятельная работа

2

Составление словаря терминов. Заполнение таблиц  «Витамины»

Подготовка сообщения «Пищевой рацион. Диета».

РАЗДЕЛ 8.

Общие вопросы анатомии и физиологии мочевыделительной системы человека

14

Тема 8.1.

Анатомия и физиология мочевыделительной системы

Содержание учебного материала

4

Процесс выделения. Структуры организма, участвующие в выделении.

Вещества, подлежащие выделению (экскреты). Этапы процесса выделения: образование экскретов и поступление их из тканей в кровь, транспорт экскретов кровью к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выведение экскретов из организма. Мочевая система, органы ее образующие.  Почки: макроскопическое строение. Топография почек. Кровоснабжение почки. Строение нефронов, их виды. Выделительная функция почек. Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения. Мочеточники, расположение, строение.

Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал женский и мужской (строение стенки, отделы мужского мочеиспускательного канала, произвольный сфинктер мочеиспускательного канала). Строение мочеполовой диафрагмы.

2

Практические занятия

4

Изучение строения почек. Изучение строения мочевыводящих путей. Изучение механизмов образования первичной и вторичной мочи в почках.

Изучение состава нормальной первичной и вторичной мочи. Оценка общего клинического анализа мочи

Самостоятельная работа

6

Изображение схемы нефрона. Зарисовка строения почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Составление словаря терминов. Подготовка доклада «Искусственная почка». Работа с бланками анализа мочи, оценка показателей

Подсчет суточного диуреза и водного баланса

РАЗДЕЛ 9.

Общие вопросы анатомии и физиологии репродуктивной системы человека

14

Тема 9.1.

Анатомия и физиология репродуктивной системы человека

Содержание учебного материала

4

1

Процесс репродукции, его значение для сохранения вида, структуры организма человека его осуществляющие. Этапы процесса репродукции. Критерии оценки процесса репродукции. Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку. Женские половые органы – внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). Прямокишечно-маточное пространство. Большие половые губы. Половая щель, лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища. Клитор, строение, функции. Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.

Мужские половые органы – внутренние (яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенные пузырьки, предстательная железа, куперовы железы) и наружные (половой член, мошонка). Сперма – образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. Выведение спермы. Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, мужская и женская промежность. Половые реакции человека. Мужской и женский половой цикл.

2

Практическое занятие

4

Изучение расположения и особенностей строения органов мужской половой системы, их функций.

Изучение расположения и особенностей строения органов женской половой системы, их функций. Овогенез, сперматогенез, Оплодотворение яццеклетки.

Самостоятельная работа

6

Составление словаря терминов

Составление схемы «Наружные и внутренние органы мужской половой системы»

Выполнение схемы «Функциональное значение внутренних мужских половых органов»

Составление схемы «Наружные и внутренние органы женской половой системы»

Выполнение схемы «Функциональное значение внутренних женских половых органов»

Подготовка сообщения «Молочные железы»

Изображение схем ово- и сперматогенеза

Составление сравнительной таблицы ово- и сперматогенеза

Написание доклада на тему «Критерии оценки процесса репродукции»

РАЗДЕЛ 10.

Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма

46

Тема 10.1.

Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека

Содержание учебного материала

4

Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы – мишени. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие. Гормоны  гипоталямической области (либерины и статины), структуры, транспортирующие их в гипофиз. Гипофиз, расположение, доли, нейрогипофиз, аденогипофиз. Гормоны нейрогипофиза, физиологическое действие вазопрессина и окситоцина. Гормон средней доли гипофиза – меланотропин – физиологическое действие. Гормоны передней доли гипофиза: тропные (соматотропный, пролактин, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропные, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, лютеотропный. Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны (мелатонин, антигонадотропин, серотонин) их физиологические эффекты. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. Надпочечники – расположение, строение. Кора надпочечников, гормоны клубочковой зоны – минералокортикоиды – альдостерон; гормоны пучковой зоны – глюкокортикоиды – кортизол и кортикостерон, гормоны сетчатой зоны – половые гормоны – андрогены, эстрогены, прогестерон. Физиологические эффекты гормонов. Гормоны мозгового слоя (норадреналин, адреналин), физиологические эффекты. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты. Гормоны половых желез: тестостероны яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты. Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца – атриопептид. Их физиологические эффекты. Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.

2

Практическое занятие

4

Изучение строения и физиологических эффектов гормонов эндокринных желёз.

Самостоятельная работа

4

Составление словаря терминов

Составление сравнительной таблицы желез внутренней секреции

Схематическое отображение функций желез внутренней секреции

Написание докладов на темы: «Сахарный диабет», «Эндемический зоб», «Несахарный диабет», «Базедова болезнь», «Гигантизм и карликовость», «Аддисонова болезнь».

Тема 10.2.

Нервная регуляция процессов жизнедеятельности

Содержание учебного материала

6

Классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество, белое вещество. Виды нейронов: по локализации, по функции, виды ядер, ганглии. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Синапс – понятие, виды: по виду контакта, по расположению, по функции, по способу передачи сигналов.  Спинной мозг – расположение, внешнее строение (внешний вид, утолщения, мозговой конус, терминальная нить, щель и борозды), полость, отделы, микроструктура. Оболочки спинного мозга. Локализация чувствительных нейронов. Сегмент – понятие, виды. Зоны Захарьина-Геда. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. Рефлекс – понятие, виды (безусловные, условные). Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие. Универсальные процессы нервной деятельности (возбуждение и торможение), носители информации (нервный импульс и медиаторы), принцип нервной деятельности.  Проводящие пути спинного мозга: восходящие, нисходящие. Нервные центры спинного мозга. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. Рефлексы спинного мозга (сухожильные, кожно-мышечные, кожно-висцеральные, висцеро-моторные, аксон-рефлекс. Рефлекторная дуга как система нейронов и их отростков, контактирующих посредством синапсов. Рефлекторные дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга (сухожильных и кожно-мышечных). Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные – дендриты чувствительных нейронов спинальных ганглиев, двигательные – аксоны двигательных нейронов спинного мозга; вегетативные – аксоны вегетативных нейронов спинного мозга). Ветви спинномозговых нервов, функциональные виды нервных волокон, идущих в их составе; серая соединительная ветвь. Грудные спинномозговые нервы. Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-кончиковое), нервные стволы, области иннервации, сплетений. Головной мозг, расположение, отделы. Продолговатый мозг, строение, функции, основные центры. Мост – строение, функции. Мозжечок, расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозга. Четверохолмие – верхние и нижние бугры, их микроструктура, функции (ориентировочные рефлексы – зрительные, слуховые). Промежуточный мозг, структуры его образующие; таламус, эпиталамус, метаталамус,  гипоталамус. Ствол мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг). Ретикулярная формация, строение, функции. Механизмы формирования цикла "бодрствование-сон". Лимбическая система (гипокамп, поясная извилина, гипоталамус,  таламус, лобные доли). Функции, интеграция эмоций и вегетативных реакций. Проводящие пути головного мозга. Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры. Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры.

Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, расположение, их содержимое. Полости головного мозга (желудочки) их сообщение друг с другом, со спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством головного и спинного мозга. Ликвор – состав, образование, движение, функции Черепные нервы. Функциональные виды черепных нервов.  Принцип образования чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон черепных нервов, места выходов из полости черепа, функции. Обонятельные нервы. Зрительный нерв.

Глазодвигательный, блоковой и отводящий нервы. Тройничный нерв – его ветви,  области иннервации чувствительных, двигательных и парасимпатических волокон 1-й, 2-й и 3-й ветвей. Лицевой нерв. Преддверно-улитковый нерв – образование, функции. Языкоглоточный нерв – виды волокон, области иннервации чувствительных волокон. Блуждающий нерв, виды волокон, место выхода из полости черепа, области иннервации двигательных, чувствительных и парасимпатических волокон. Добавочный нерв. Подъязычный нерв – область иннервации. Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы. Отличия вегетативной нервной системы от соматической, симпатической от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на свойства миокарда, тонус сосудов, на внутренние органы, на обмен веществ и энергии. Понятие о высшей  нервной деятельности. Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.  Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности.  Сигнальные системы. Деятельность I-ой сигнальной системы. Деятельность II сигнальной системы. Структурно-функциональные основы особенностей психической деятельности человека (I и II сигнальные системы); физиологические основы индивидуальной психической деятельности. Типы высшей нервной деятельности человека. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание, речь - их физиологические основы.         Критерии оценки психической деятельности: адекватное поведение и речь, память, обучаемость, мышление, сознание, связь психической деятельности и соматического состояния организма.        

2

Практическое занятие

10

Изучение расположения спинного мозга, его оболочек. Изучение внешнего и внутреннего строения спинного мозга, его функций.

Изучение структур отделов ствола головного мозга: особенностей строения и функциональной значимости. Изучение структур отделов большого  мозга: особенностей строения и функциональной значимости. Поверхности, полюса, доли.  Изучение локализации борозд, извилин. Изучение локализации центров в долях большого мозга.  Изучение локализации и функций базальных ядер.

Изучение строения спинномозговых нервов, областей иннервации ветвей спинномозговых нервов. Изучение черепных нервов,  строения, топографии черепных нервов, областей их иннервации.

ВНС. Изучение особенностей строения и работы симпатической и парасимпатической нервной системы. Анатомия и физиология высшей нервной деятельности.

Самостоятельная работа

6

Составление схем рефлекторных дуг. Зарисовка грудных спинномозговых нервов.

Описание основных нервов сплетений передних ветвей спинномозговых нервов

Зарисовка зон иннервации сплетений передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово-копчиковое)

Составление схем иннервации туловища, верхних и нижних конечностей

Зарисовка схем полостей головного мозга

Зарисовка схем синусов головного мозга

Составление сравнительной таблицы функциональных зон коры правого и левого полушарий конечного мозга

Составление сравнительной таблицы 12 пар черепных нервов по тексту учебника

Зарисовка зон иннервации черепных нервов

Зарисовка схем вегетативных рефлексов

Составление сравнительной таблицы вегетативной и соматической

Составление сравнительной таблицы симпатической и парасимпатической нервной системы

Составление словаря терминов

Выполнение схем: «Типы  высшей нервной деятельности»,  «Стадии сна»

Подготовка рефератов на темы: «Сон», «Память», «Интеллект», «Эмоции», «Мышление», «Сознание» (по выбору)

Тема 10.3.

Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем

Содержание учебного материала

4

Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления – диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации – тельца Пачини, терморецепторы – холодовые и тепловые. Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы – кожа. Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса. Зрительная сенсорная система, ее вспомогательный аппарат. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела, талямус), корковый центр зрения (затылочные доли коры конечного мозга), их функции. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза – структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, талямус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции. Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, таламуса), корковый центр (височная доля), их функции. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо. Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции. Ноцицептивная (болевая) сенсорная система. Отличие болевых ощущений с кожи и внутренних органов. Ноцицепторы, виды, локализация, проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковый и корковый центры.

Висцеральная сенсорные системы. Рецепторы (интерорецепторы) – чем представлены, локализация. Особая роль интерорецепторов кровеносных сосудов. Проводниковый отдел, центральный отдел: подкорковый и корковый центры.

2

Практическое занятие

4

Изучение расположения, строения органов чувств: обоняния, вкуса, кожи, зрительного анализатора, слухового анализатора.

Самостоятельная работа

4

Подготовка доклада на тему: "Ноцицептивная сенсорная система"

Зарисовка строения вкусовой луковицы

Схема прохождения света через оптические системы глаза

Схема прохождения звука

Составление сравнительной таблицы анализаторов

РАЗДЕЛ 11.

Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы

18

Тема 11.1.

Иммунная система

Содержание учебного материала

4

Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты

Виды иммунитета.  Специфические и неспецифические факторы иммунитета

Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные  Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы  Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты  Виды иммунитета.  Специфические и неспецифические факторы иммунитета Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные  Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. Роль гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы

2

Практическое занятие

6

Изучение расположения и особенностей строения лимфоидной ткани, органов иммунной системы. Изучение врожденных и приобретенных механизмов защиты, видов иммунитета.

2

Самостоятельная работа

6

Составление словаря терминов

Выполнение схем: «Центральные и периферические органы иммунной системы», «Виды иммунитета»

Составление конспекта «Функциональное значение органов иммунной системы»

Выполнение схем: «Механизмы  иммунитета», «Механизм работы гипоталамо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы»

Составление конспекта «Нейрогуморальная регуляция функций иммунной системы»

Всего

258

  1.                 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии» и рабочих мест кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала

Классная доска

Стол и стул для преподавателя

Столы и стулья для студентов

Тумбочки для ТСО

Стеллажи для муляжей и моделей

Фонендоскоп

Тонометр

Термометр

Микроскопы с набором объективов

Спирометры

Динамометры

Дуоденальный и желудочный зонды.

Плакаты

Схемы

Рисунки

Фотографии

Рентгеновские снимки

Таблицы

Скелеты

Наборы костей

Модели

Фантомы

Муляжи

Микропрепараты

Электрокардиограф

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор или интерактивная доска

- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или

  маркеры

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.  Гайворонский А.И.,  Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2014г.

Дополнительные источники:

Интернет ресурсы.

«Анатомия и физиология человека».

1. www. e - anatomy. ru

2. www.anatomus.ru


  1. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения  обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

- строения человеческого тела

- функциональных систем человека,

- их регуляции и саморегуляции функциональных систем человека при взаимодействии с внешней средой

Умения:

- применять знания о строении и функциях органов и систем организма  человека при оказании сестринской  помощи

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений.

Решение заданий в тестовой форме.

Экзамен в форме решения заданий..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Акушерское дело составлена на основе требования ФГОС СПО . Программа  разработана для применения в медициннских у...

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине "Анатомия и физиология человека" по специальности Лечебное дело составлена на основании примерной программы по дисциплине и в соотвествии с требованиями ФГОС СПО....