Методическая разработка по теме практического занятия ПМ01. МДК01.01 "Диагностика заболеваний периферической нервной системы". Пропедевтика клинических дисциплин. Специальность 31.02.01.
методическая разработка

Гарбузова Елена Вилениновна

 

Практическое занятие по теме:

Диагностика заболеваний периферической нервной системы

Методическое пособие по ПМ01. Диагностическая деятельность, МДК01.01. Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Семиотика в нервных болезнях и психиатрии. Специальность 31.02.01. II курс.

 Диагностика заболеваний периферической нервной системы, проводимая по алгоритму неврологического осмотра, при знании топографии периферической нервной системы, причин и клинических проявлений, формулирование предварительного диагноза с применением методов дополнительной диагностики необходимы фельдшерам в дальнейшей практической деятельности.

Данная тема способствует формированию следующих компетенций: ОК 1- ОК 13; ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3. 

 

 

 

Разработана

Гарбузовой Е.В., преподаватель

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

Рассмотрена на заседании Терапевтической ЦМК                        УТВЕРЖДАЮ

Протокол № _____ от «___» _________2021 г.                                Методист

Председатель ЦМК ___________ Банарь Г.С.                                ____________Атипова Е.А.

                                                                                ___от_____________2021 г.

Практическое занятие по теме:

Диагностика заболеваний периферической нервной системы

Методическое пособие по ПМ01. Диагностическая деятельность, МДК01.01. Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Семиотика в нервных болезнях и психиатрии. Специальность 31.02.01. II курс.

Разработана

Гарбузовой Е.В., преподаватель

Санкт-Петербург

2021 год

1. Актуальность темы

Актуальность темы «Особенности диагностики заболеваний периферической нервной системы» в том, что заболевания периферической нервной системы составляют 5-10% общей заболеваемости населения и представляют больше половины всей неврологической патологии, значительно влияя на качество жизни и занимая 1 место по степени потери трудоспособности. На практическом занятии будут рассмотрены дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, невриты и полиневриты. Особенностью этих заболеваний является широкий спектр клинических проявлений, как локального, так и глобального характера. Они поражают разные возрастные группы населения. Поэтому диагностика заболеваний периферической нервной системы, проводимая по алгоритму неврологического осмотра, при знании топографии периферической нервной системы, причин и клинических проявлений, формулирование предварительного диагноза с применением методов дополнительной диагностики необходимы фельдшерам в дальнейшей практической деятельности.

Данная тема способствует формированию следующих компетенций: ОК 1- ОК 13; ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3.

Место проведения занятия, оснащение

Доклинический кабинет фельдшерского колледжа.

Необходимое оснащение (неврологические молоточки, наглядные схемы, слайды, ситуационные задачи, немые таблицы)

Продолжительность занятия

4 академических часа.

2. Цель занятия:

На базе теоретических знаний сформировать умение осмотра неврологического пациента по заданному алгоритму для проведения диагностики заболеваний периферической нервной системы.

3. Задачи:

Учебная:

Сформировать умение осмотра неврологического пациента для формулирования предварительного диагноза по выявленным показаниям непосредственного и дополнительных методов обследования.

Студент должен знать:

1. Топографию периферической нервной системы.

2. Неврологические проявления заболеваний периферической нервной системы: невритов, полиневропатий, спондилогенной патологии.

3. Особенности течения заболеваний периферической нервной системы.

4. Параклинические методы, используемые для уточнения проявлений неврологических изменений.

Студент должен уметь:

1. Выявлять жалобы пациентов, связанных с патологией периферической нервной системы.

2. Проводить схему неврологического осмотра с помощью неврологического молоточка для выявления нарушений периферической нервной системы.

3. Формулировать предварительный диагноз, используя дополнительные методы диагностики.

4. Отвечать на тестовые задания, решать ситуационные задачи.

Развивающая:

1. Развитие способности к обобщению знаний и умений, полученных при изучении данной темы и знаний, полученных во время изучения других дисциплин.

2. Формирование творческой деятельности, умение анализировать полученную информацию на основе субъективных и объективных данных при осмотре пациентов.

3. Развитие навыков самостоятельной работы, работы в команде, наблюдательности, установлению причинно-следственных связей, способствовать мотивации к самосовершенствованию и пониманию сущности своей будущей профессии. ОК 1, ОК 2, ОК 8, ОК 6.

        Воспитательная:

1. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. (ОК3)

2. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. (ОК5)

3. Формирование профессионально значимых качеств личности: внимания, точности выполнения манипуляций при освоении практических навыков осмотра, умению работать с коллегами, тактичности, коммуникабельности, самостоятельности, логичности мышления. (ОК6, ОК7, ОК8)

4. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. (ОК12)

4. Конкретные задачи

Студент должен владеть:

Номер и название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

Студент должен владеть

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

1. определение заболеваний

2. этиологию и патогенез заболеваний

3. клиническую картину, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп

4. методы клинического, лабораторного, инструментального обследования

1. планировать обследование пациента

2. осуществлять сбор анамнеза

3. применять различные методы обследования пациента

4. формулировать предварительный диагноз

5. интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики

6. оформлять медицинскую документацию

1. основами составления плана и программы обследования

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования периферической нервной системы

1. топографию органов и систем организма

2. биоэлектрические, биомеханические, биохимические процессы, происходящие в организме

3. основные закономерности развития и жизнедеятельности организма

4. строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, принципы обратной связи

1. уметь применять метод объективного обследования неврологического пациента с помощью неврологического молоточка, проводить координационные пробы, исследовать рефлексы, чувствительную сферу, болевые симптомы натяжения Ласега, Нери, Вассермана.

1. приемами объективного обследования неврологического пациента

2. владеть интерпретацией методов дополнительной диагностики

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний периферической нервной системы

1. определение заболеваний

2. этиологию и патогенез заболеваний

3. клиническую картину, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп

4. методы клинического, лабораторного, инструментального обследования

1. уметь применять метод объективного обследования неврологического пациента с помощью неврологического молоточка, проводить координационные пробы, исследовать рефлексы, чувствительную сферу, болевые симптомы натяжения Ласега, Нери, Вассермана.

1. приемами объективного обследования неврологического пациента

2. владеть интерпретацией методов дополнительной диагностики

Умение осваиваются с использованием:

1. Базовых знаний и практических навыков неврологического осмотра.

2. Решения ситуационных задач.

5. Межпредметные и внутрипредметные связи

6. Задание для самоподготовки

1. Разобраться: с типами нарушения чувствительности (мононевритическим, полиневритическим, плексусным, корешковым, гемитипом, проводниковым).

2. Обратить внимание: на болевые симптомы натяжения (Ласега, Нери, Вассермана).

3. Нарисовать: схему рефлекторной дуги.

4. Заполнить: таблицу.

Таблица 1                Определение заболеваний периферической нервной системы по отдельным признакам симптоматики

Боль    

                                           Чувствительность

Заболевание периферической нервной системы

Боль по наружной поверхности бедра

Боли в стопах

Боль в пояснично-крестцовом отделе с иррадиацией по задне-наружной поверхности ноги

Нарушение чувствительности по тыльной поверхности 1, 2, 3 пальцев кисти

Нарушение чувствительности по задней поверхности голени, подошве

Нарушение чувствительности по латеральной поверхности ладони и 1-4 пальцев

Тесты для самоподготовки

Выбрать один правильный ответ:

1. У пациента расходящееся косоглазие, расширение зрачка, ограничена подвижность глазного яблока при взгляде вверх, вовнутрь, вниз, опущено верхнее веко. Какой черепной нерв поврежден у пациента?

а) Зрительный нерв

б) Блоковый нерв

в) Отводящий нерв

г) Глазодвигательный нерв

2. Каким нервом иннервируются мимические мышцы?

а) Языкоглоточным нервом

б) Лицевым нервом

в) Тройничным нервом

г) Блуждающим нервом

3. Какой из черепных нервов является чувствительным?

а) Блоковый нерв.

б) Добавочный нерв.

в) Преддверно–улитковый нерв.

г) Подъязычный нерв.

4. Какой нерв иннервирует латеральную прямую мышцу

глазного яблока?

а) Отводящий нерв.

б) Глазодвигательный нерв.

в) Блоковый нерв.

г) Зрительный нерв.

5. Укажите нерв, при поражении которого возникают

сильнейшие лицевые боли:

а) Тройничный нерв.

б) Лицевой нерв.

в) Языкоглоточный нерв.

г) Блуждающий нерв.

6. Укажите нерв, при котором невозможно сжатие пальцев в кулак:

а) Лучевой нерв

б) Локтевой нерв

в) Срединный нерв

г) Мышечно-кожный нерв

7. При повреждении какого нерва нарушается разгибание стопы и наблюдается симптом «петушиной походки»:

а) Большеберцовый нерв

б) Малоберцовый нерв

в) Бедренный нерв

г) Латеральный кожный нерв

Выберите все правильные ответы:

8. К признакам ваготонии относятся:

а) Расширение зрачка

б) Сужение зрачка

в) Усиление моторики кишечника

г) Брадикардия

9. Для расстройства чувствительности полиневритического типа характерно:

а) Нарушение только вибрационной чувствительности

б) Нарушение всех видов чувствительности

в) Локализация нарушений в проксимальных отделах конечностей

г) Локализация  нарушений в дистальных отделах конечностей

10. Полиневриты характеризуются:

а) Периферическими параличами

б) Вегетативно-трофическими нарушениями

в) Степпажной походкой

г) Тазовыми нарушениями

Установите соответствие:

11. Тип пареза:                                                Симптомы:

а) Периферический парез                        1. Высокий мышечный тонус

б) Центральный парез                                2. Низкий мышечный тонус

                                                        3. Глубокие рефлексы высокие

                                                        4. Глубокие рефлексы низкие

12. Локализация поражения:

а) Пирамидные пути в шейном                 1. Тетрапарез

отделе спинного мозга                                2. Повышение мышечного тонуса

б) Передний корешок S1                        3. Парез разгибателей стопы

        сегмета                                        4. Отсутствие ахиллова рефлекса

                                                        5.  Гиперрефлексия

                                                        6. Отсутствие коленного рефлекса

7. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

- основная

1. Бортникова С.М. (Цыбалова), Зубахина Т.В., Беседовский С.Г. Нервные и психические болезни. Ростов н/Д, Феникс, 2017.

2. Спринц А.М. "Нервные болезни. 4-е изд., доп," СпецЛит, 2018

3. Скворцова В.И., Чекнева Н.С., Стаховская Л.В., Шамалов Н.А., Алехин А.В., Соколов К.В. Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы. ЛитТерра,  2018

- дополнительная

1. Скоромец А.А. Неврологический статус и его интерпретация. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А.; под редакцией проф. Дьяконова М.М. — М. : МЕДпресс-информ, 2017.

2. Григорьева B.H., Белова А.Н. Клиническое неврологическое обследование. М.: Практическая медицина. 2018.

3. Триумфов А.В., Топическая диагностика заболеваний нервной системы, М.: МЕДпресс-информ, 2017.

4. Мисулис К.Э. Справочник по неврологии Неттера, М.: МЕДпресс-информ, 2019.

8. Вопросы самоподготовки 

Ответить на вопросы в рабочей тетради:

  • Какой общий план строения периферической нервной системы?
  • Какие признаки периферических двигательных нарушений?
  • Какие наиболее частые причины патологии периферической нервной системы?
  • Какие патогенетические механизмы лежат в основе дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника?
  • Что такое люмбалгия, цервикалгия, радикулопатия?
  • Какие патогенетические механизмы происходят при поражении нерва?
  • Что такое полиневриты?
  • Какие бывают полиневриты?

 

9. Этапы занятия и контроль их усвоения:

Этапы планирования занятия

(протокол проведения занятия)

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

Цель деятельности

Время

примерное

Оснащение

преподавателя

студентов

Организационный момент

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия

5 мин

Наглядные рисунки, схемы, таблицы по теме занятия Муляжи

Мотивация учебной деятельности  студентов

Формулировка темы и плана занятия

обоснование темы занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление

цели занятия

Освоение умения обследования неврологического пациента по заданному алгоритму *

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии

Актуализация опорных знаний

Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний

Реализация межпредметных связей

30 мин

Наглядные рисунки, схемы, таблицы по теме занятия Муляжи

контроль исходного уровня знаний

обсуждение общих ошибок

Проверка заданий для самоподготовки к занятию

Обсуждение выполненных заданий к занятию

Рабочие тетради

Формирование новых знаний умений и навыков

Освоение алгоритма осмотра с помощью неврологического молоточка и диагностики заболеваний периферической нервной системы

Определение ориентиров к предстоящей деятельности

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия,

стимулирование познавательной деятельности студентов,

формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности

Инструктаж преподавателя

Показ манипуляции  поэтапно с пояснениями и цельно  

20 мин

Неврологические молоточки – 6 шт

Самостоятельная работа студентов

Наблюдение,

оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала,

индивидуальная помощь

Работа студентов в паре по формированию навыка осмотра неврологического пациента по алгоритму для выявления нарушенных функций периферической нервной системы

60 мин

Закрепление

 изученного

Решение ситуационных задач по теме занятия

разбор конкретных ситуаций

Применение на практике полученных знаний и умений

60 мин

Раздаточный материал с содержанием ситуационных задач, тестов

5.

Заключительный контроль

Проведение тестирования по теме текущего занятия

Тестирование,

решение задач,

экспертиза практических умений

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности

6

Домашнее задание

Определение домашнего задания

Фиксирование домашнего задания

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

5 мин

7

Подведение итогов

Подведение итогов по критериям оценки

Получение оценки своей деятельности

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого

10 мин

Журнал группы, материалы для проверки выполненной работы

* Исследование функций черепных нервов, исследование рефлекторно-двигательных функций (проба Барре, мышечный тонус, рефлексы: запястно-лучевой, бицепитальный, трицепитальный, коленный, ахиллов), исследование мышечно-суставного чувства и сложных видов чувствительности (стереогноз, двумерно-пространственное чувство), исследование координации движений (проба Ромберга, пальценосовая проба, пяточно-коленная проба).

10. Контрольные задания для исходного и заключительного контроля по теме занятия

Тестовые задания

1. У пациента наблюдается снижение чувствительности. Это нарушение называется:

а) гиперстезия

б) гипостезия

в) парестезия

г) анестезия

2. У пациента не закрывается глаз на одной половине лица (лагофтальм), бровь неподвижна, при оскаливании рот перетягивается в здоровую сторону. Это говорит о поражении:

а) тройничного нерва

б) лицевого нерва        

в)вестибуло-кохлеарного нерва

г) глазодвигательных нервов

3. Полиневропатия - это поражение:

а) периферического нерва

б) корешка спинно-мозгового нерва

в) поражение множества нервов

г) поражение множества корешков

4. Симптом «свисающая рука» характерен для поражения:        

а) срединного нерва

б) локтевого нерва

в) лучевого нерва

г) тройничного нерва

5. При поражении локтевого нерва наблюдаются симптомы:

а) «обезьянья» лапа

б) «когтистая» лапа

в) «висячая кисть»

г) «кошачья» лапа

6. Остеохондроз - означает:

а) воспалительное поражение тел позвонков

б) воспалительное поражение межпозвонковых дисков

в) воспалительное поражение корешков спинно-мозговых нервов

г) дегенеративно-дистрофические изменения в межпозвоночных дисках

7. При шейном остеохондрозе необходимо создание покоя с помощью:

а) иммобилизации мягко-эластичным воротником Шанца

б) укладкой на жёсткую поверхность с высокой подушкой

в) применением тепла на поражённую область

г) укладкой на жёсткую поверхность с высокой подушкой

8.При невралгии тройничного нерва у пациента наблюдается:

а) приступ жгучих интенсивных болей в половине лица

б) нарушение мимики в половине лица

в) птоз, ограничение движении глазного яблока вверх

г) нарушение равновесия, головокружения, нистагм

9. У пациента после перенесенного ОРВИ появилось нарушение мимики в половине лица. Эти симптомы свидетельствуют о поражении ЧМН:

а) тройничного нерва

б) блокового нерва

в) лицевого нерва

г) отводящего нерва

10. Приступообразные боли в одной половине лица, иногда со слезотечением, выделением слизи из носа, слюнотечением, возникают :

а)  неврите лицевого нерва

б) невралгии тройничного нерва

в) шейном остеохондрозе

г) опухоли головного мозга

11. Симптом «заячий глаз»,сглаженность лобных и носогубных складок на поражённой стороне, перекос рта на здоровую сторону характерен для:

а) опухоли головного мозга

б) энцефалита

в) неврита лицевого нерва

г) острого нарушения мозгового кровообращения

12. Невралгия – это:

а) воспаление нерва

б) повреждение нерва

в) боль по ходу нерва

г) атрофия нерва

13. Неврит – это:

а) воспаление нерва

б) разрыв нерва

в) боль по ходу нерва

г) атрофия нерва

14. Клинический симптом пояснично-крестцового радикулита:

а) ригидность затылочных мышц

б) симптом Ласега

в) симптом Горнера

г) симптом Брудзинского

15. Характерный признак невралгии тройничного нерва:

а) приступообразные боли в одной половине лица

б) ригидность затылочных мышц

в) рвота

г) отсутствие складок на лбу при поднимании бровей

16. На каком уровне производится люмбальная пункция:

а) между 12-м грудным и 1-м поясничным

б) между 1-ми 2-м поясничными позвонками

в) между 2-м и 3-м поясничными позвонками

г) между 3-м и 4-м поясничными позвонками

17. Как определить уровень предстоящей люмбальной пункции:

а) посчитать позвонки сверху

б) найти крестец и отсчитать позвонки от него

в) провести линию, соединяющую ости подвздошных костей

г) провести линию, соединяющую ости подвздошных костей и пересекающую позвоночник

18. Как следует уложить больного для проведения люмбальной пункции:

а) на живот

б) на правый бок с приведенными к животу конечностями

в) на левый бок с выпрямленными конечностями

г) на правый бок с приведёнными к животу ногами и приведённой к груди головой

19. Когда можно больному вставать после люмбальной пункции:

а) через 1 час

б) через 2 часа

в) через сутки

г) через 3-е суток

20. У ребёнка 14 лет вследствие перелома руки в области лучезапястного сустава, кисть руки «повисла», невозможны пронация и супинация. Какой нерв поврежден:

а) локтевой

б) лучевой

в) срединный

г) все три нерва

21. Как называется поражение корешков спинного мозга:

а) неврит

б) радикулит

в) миелит

г) полиневрит

22. Снижением остроты зрения называется:

а) амавроз

б) анопсия

в) амблиопия

г) скотома

23. Для выявления скрытого пареза применяют:

а) пробу Ромберга

б) пяточно-коленную пробу

в) пальценосовую пробу

г) пробу Барре

24. Одновременное поражение корешков спинного мозга и нервных стволов называется:

а) полиневрит

б) ганглионит

в) радикулоневрит

г) плексит

25. При неврите большеберцового нерва наблюдается:

а) невозможность опоры на пятку

б) нарушение чувствительности подошвенной поверхности стопы

в) нарушение чувствительности тыльной поверхности стопы

г) атрофия мышц передней поверхности голени

26. При полиневропатиях наблюдается поражение чувствительности по типу:

а) проводниковому

б) сегментарному

в) периферическому

г) гемитипу

27. При пояснично-крестцовом радикулите наблюдается:

а) расстройства чувствительности в обеих ногах

б) боль по задне-наружной поверхности ноги

в) нарушение функции тазовых органов

г) парезы стоп

28. К патологическим рефлексам относится:

а) ахиллов

б) Бабинского

в) Кернига

г) Брудзинского

29. Мидриаз наблюдается при поражении:

а) зрительного нерва

б) глазодвигательного нерва

в) блокового нерва

г) лицевого нерва

30. Блуждающий нерв не осуществляет иннервацию:

а) сердца

б) желудка

в) лёгких

г) мочевого пузыря

Дополните:

31. Симптом Ласега проявляется __________________________________

32. Симптом Бабинского проявляется ______________________________

Выбрать все правильные ответы:

33. Дополнительные методы исследования для диагностики спондилогенной патологии:

а) рентген позвоночника

б) ЭЭГ

в) МРТ, КТ

г) ЭНМГ

д) ПЦР

34. Симптомы натяжения:

а) Белинского

б) Бабинского

в) Ласега

г) Вассермана

д) Кохановского

35. Симптомы характерные для полиневропатии:

а) проводниковый тип нарушения чувствительности

б) боли по ходу нервов

в) периферический парез кистей, стоп

г) снижение чувствительности в дистальных отделах конечностей

д) вегетативные нарушения в дистальных отделах конечностей

36. При бульбарном синдроме наблюдаются:

а) попёрхивание

б) диплопия

в) дизартрия

г) атрофия и фибрилляция мышц языка

д) девиация языка

37. При периферическом неврите лицевого нерва наблюдаются:

а) лагофтальм

б) симптом Белла

в) судороги мимической мускулатуры

г) сглаженность носогубной складки

д) покраснение половины лица

38. К поверхностным рефлексам относятся:

а) коленный

б) глоточный

в) подошвенный

г) роговичный

д) ахиллов

 

Установите соответствие:

39. Отдел НС:                                Анатомические образования:

а) периферическая НС                        а) корешки

б) ЦНС                                        б) спинной мозг

                                                в) сплетения

                                                г) нервы

                                                д) головной мозг

40. Тип нарушения чувствительности:                        Признак:

а) парестезия                                        а) снижение чувствительности

б) гипестезия                                б) извращенное восприятие раздражения

в) дизестезия                                в) покалывание

Задача № 1 У больной после переохлаждения возникло справа отсутствие движений мимической мускулатуры, расстройства вкуса, пища застревает за щекой, выраженное слёзо и слюнотечение.

  1. Назвать двигательные нарушения.
  2. Назвать вегетативные проявления.
  3. Назвать предполагаемый диагноз.

Задача № 2 Мужчина 44 года жалуется на боли в челюсти при зевании, периодические стреляющие боли в области лица с правой стороны. Болевые приступы длятся около 2-х минут. Во время этих приступов отмечает подёргивание лицевой мускулатуры, заложенность носа, слезотечение, покраснение лица с правой стороны. В анамнезе удаление абсцесса в области 4, 8 зубов 2 месяца назад.

  1. Назвать нарушения чувствительности.
  2. Назвать двигательные нарушения.
  3. Назовите вегетативные нарушения.
  4. Назвать диагноз.

Задача № 3 Больной 22 года. После употребления водки уснул, положил под грудь левую руку. Через 3 часа почувствовал онемение кисти левой руки. Разогнуть кисть и пальцы не мог.

При осмотре:

Кисть левой руки свисает. Фаланги пальцев согнуты. Большой палец отвести от кисти не может. Движение кисти в стороны произвести не может. Снижена болевая чувствительность на тыльной поверхности большого пальца.

  1. Назвать нарушения чувствительности.
  2. Назвать нарушение движения (каким симптомом проявляется).
  3. Назвать диагноз.

Задача № 4. Женщина 72 лет страдает сахарным диабетом II типа в течение 17 лет. Пациентка обратилась к участковому терапевту с жалобами на сильный зуд и боль в правой стопе. При осмотре: суставы стоп деформированы, больше справа, кожа на стопах истончена, справа – язва диаметром 2 см. Ахилловы рефлексы отсутствуют. Снижение чувствительности в ногах – до средней трети голени. Рефлексы на верхних конечностях снижены.

Задания: 1) Поставьте предварительный диагноз. 2) Предложите профилактические мероприятия. 3) Назовите тип нарушения чувствительности. Назовите нарушения чувствительности в ногах. 4) Назовите рефлекторные нарушения в верхних и нижних конечностях.  5) Назовите какие нарушения присутствуют на стопах.

Задача № 5. У мужчины 39 лет на фоне силовых нагрузок в тренажерном зале, которые он проводил после длительного перерыва, появились резкие боли в поясничном отделе позвоночника, боль и онемение, стягивание по передней поверхности голени до первых пальцев стопы справа. Боль усиливается при движении и физической нагрузке. В течение пяти дней самостоятельно применял местно мазь с согревающим эффектом. Состояние пациента не изменилось, и он обратился за помощью. При осмотре отмечается сглаженность поясничного лордоза, напряжение мышц спины, резкое ограничение подвижности в поясничной области справа, снижение чувствительности в поясничном отделе, симптом Ласега, слабость тыльного разгибания первого пальца стопы справа, изменений рефлексов с нижних конечностей не выявлено.

Задания: 1) Предположительный диагноз? 2) Назовите тип нарушения чувствительности. 3) Что означает симптом Ласега? 4) Назовите нарушения чувствительности правой голени и стопы. 5) Назовите нарушения чувствительности поясничной области. 6) Назовите двигательный нарушения в первом пальце стопы.

Задача № 6. Женщина 28 лет, поднимая на руки своего трехлетнего сына, внезапно, почувствовала сильную боль в пояснице. С трудом смогла разогнуться. В связи с сохранением боли, на следующий день обратилась к врачу. При осмотре: выпрямлен поясничный лордоз, напряжение длинных мышц спины, резкое ограничение подвижности в поясничном отделе. Тонус и сила в ногах не изменены. Глубокие рефлексы с ног живые, симметричные Чувствительных нарушений не выявлено, симптом Лассега отрицателен с обеих сторон.

Задания: 1) Предположите наиболее вероятный диагноз. 2) Какие обследования вы бы рекомендовали провести?

Задача № 7. У больной затруднено отведение кисти в локтевую сторону.  Отсутствуют разгибательные движения кисти и пальцев, затруднено отведение большого пальца. Отсутствие чувствительности на кисти, большом и указательном пальцах. Снижен карпорадиальный рефлекс.

1. Указать локализацию поражения. 2. Назовите нарушение чувствительности. 3. Назовите нарушение рефлекторной сферы. 4. Назовите нарушение двигательной функции.

Задача № 8. У больной затруднено отведение кисти в локтевую сторону, затруднено сгибание 4-го и 5-го пальцев, приведение большого пальца.

Гипотрофия межкостных промежутков, уплощено возвышение 5-го пальца. Снижение чувствительности на 5-м и латеральной половине 4-го пальцев. В зоне чувствительных расстройств отмечается гиперемия и сухость кожи, ломкость ногтей.

1. Указать локализацию поражения. 2. Назовите нарушение чувствительности. 3. Назовите нарушение двигательной функции. 4. Как называются расстройства в области чувствительных нарушений?

Задача № 9. У больного стопа свисает и повернута внутрь. Невозможно тыльное сгибание и отведение стопы. Отсутствие чувствительности на наружной поверхности голени и тыле стопы.

1. Указать локализацию поражения. 2. Назовите нарушение чувствительности. 3. Назовите нарушение двигательной функции.

Задача № 10. У больного стопа отведена кнаружи. Затруднено подошвенное сгибание и приведение стопы. Снижение чувствительности на подошве, и наружном крае стопы, не вызывается ахиллов рефлекс. Сухие кожные язвы в области пятки.

1. Указать локализацию поражения. 2. Назовите нарушение чувствительности. 3. Назовите нарушение двигательной функции. 4. Назовите нарушение рефлексов. 5. Назовите вид нарушений в пяточной области.

Ответы тестов :

1-Б, 2-Б, 3-В, 4-В, 5-Б, 6-Б, 7-А, 8-А, 9-Б, 10-Б, 11-В, 12-В, 13-А, 14-Б, 15-А, 16-В, 17-Г, 18-Г, 19-В, 20-Б, 21-В, 22-В, 23-Г, 24-В, 25-Б, 26-В, 27-Б, 28-Б, 29-Б, 30-Г,

31

При разгибании ноги в коленном суставе, предварительно согнутой в тазобедренном и коленном суставах у пациента, лежащего на спине, возникает боль в пояснице и по ходу седалищного нерва

32

Проявляется медленным тоническим разгибанием большого пальца стопы при штриховом раздражении наружного края подошвы

33

А, В

34

В, Г

35

В, Г, Д

36

А, В, Г

37

А, Б, Г

38

Б, В, Д

39

а) периферическая НС        - а) корешки, в) сплетения, г) нервы

б) ЦНС        - б) спинной мозг, д) головной мозг

40

а) парестезия -         в) покалывание                

б) гипестезия - а) снижение чувствительности        

в) дизестезия - б) извращенное восприятие раздражения

Ответы к задачам

Задача № 1

ответ

правильно

оценка

3

5

2

4

1

3

1. Двигательные нарушения: паралич мимической мускулатуры.

2. Вегетативные проявления: слёзо и слюнотечение.

3. Диагноз: неврит лицевого нерва.

Задача № 2

ответ

правильно

оценка

3

5

2

4

1

3

1. Нарушение поверхностной чувствительности: боли в челюсти, стреляющие боли в области лица с правой стороны.

2. Нарушение движения: подёргивание лицевой мускулатуры.

3. Вегетативные нарушения: отёчность, гиперпигментация кожи нижних конечностей.

4. Поражение тройничного нерва.

ответ

правильно

оценка

3

5

2

4

1

3

Задача № 3

1. Онемение кисти левой руки (парестезия). Снижение болевой чувствительности на тыльной поверхности большого пальца (гипестезия).

2. Симптом «свисающей кисти».

3. Диагноз: неврит лучевого нерва.

Задача № 4.

1) Диабетическая полинейропатия, с преимущественным поражением нижних конечностей. 2) Коррекция диеты, ортопедическая обувь. 3) Полиневритический. Гипестезия нижних конечностей. 4) Гипорефлексия верхних конечностей и арефлексия нижних конечностей. 5) Атрофические поражения стоп.

Задача № 5.

1) радикулопатия L5 справа. 2) Корешковый. 3) Боль по ходу седалищного нерва и в поясничной области при вытянутой ноге в тазобедренном суставе. 4) Парестезия правой голени и стопы. 5) Гипестезия поясничной области. 6) Паретические изменения первого пальца стопы.

Задача № 6. 1) Люмбаго. 2) МРТ пояснично-крестцового отдела.

Задача № 7.

1. Поражение лучевого нерва. 2. Анестезия. 3. Гипорефлексия. 4. Паралич разгибателей и парез отводящей мышцы большого пальца.

Задача №  8.

1. Поражение локтевого нерва. 2. Гипестезия. 3. Парезы. 4. Вегетативные нарушения.

Задача № 9.

1. Поражение малоберцового нерва. 2. Анестезия. 3. Паралич тыла сгибательных мышц и мышц отводящих стопу.

Задача №  10.

1. Поражение большеберцового нерва. 2. Гипестезия. 3. Парез мышц сгибающих подошву и мышц приводящих стопу. 4. Арефлексия с ахиллова сухожилия. 5. Вегетативные нарушения.

Ответы на тесты для самоподготовки: 1-г; 2-в; 3-в; 4-а; 5-а; 6-в; 7-б; 8-б,г;

9-б, г; 10-а, б; 11а-2, 4; 11б-1, 3; 12а-1, 2, 5; 12б-3, 4, 6.

11. Система оценивания и критерии оценки

Критерии оценки тестовых заданий

  • Тестовые задания в области учебного  материала данного занятия

за каждое задание  - 0 баллов при  несоответствии эталону ответа,

1 балл – при полном соответствии эталону ответа

Оценка тестовых заданий:

«отлично» при условии 90-100% правильных ответов,

«хорошо» при условии 80-89% правильных ответов,

«удовлетворительно» при условии 70-79% правильных ответов,

«неудовлетворительно» при условии  менее 70% правильных ответов

Критерии оценки решения задач

Оценивается ответ на каждое задание в задаче:

 0 баллов  -   несоответствие эталону ответа,

1 балл – частичное соответствие эталону ответа

2 балла – при полном соответствии эталону ответа

Подсчитывается сумма и средний балл за  все ответы на  задания задачи   

Оценка решения профессиональных задач:

«отлично» при значении среднего балла 1,8-2,0  что = 90-100% соответствия эталону ответа,

«хорошо» при значении среднего балла 1,6-1,79  что =  80-89% соответствия эталону ответа,

«удовлетворительно» при значении среднего балла 1,4-1,59  что = 70-79%, соответствия эталону ответа,

«неудовлетворительно» при значении среднего балла менее 1,4   что = менее 70% соответствия эталону ответа.

12. Алгоритм манипуляций, исследований

Обращается особое  внимание на следующие моменты:

  1. Самостоятельная организация рабочего места.
  2. Создание обстановки, благоприятной для общения с пациентом. Консультирование (информирование)  пациента перед, во время и после манипуляции, если необходимо. Получение согласия на процедуру, манипуляцию, исследование. Ответы на вопросы пациента.
  3. Технологичность процедуры (уверенное и последовательное выполнение  действий в соответствии с  алгоритмом манипуляции
  4. Безопасность пациента и персонала (инфекционная, фармакологическая, физическая, химическая и др.
  5. Уборка рабочего места в соответствии с требованиями  санитарно-противоэпидемического  режима

Оценивается  каждый пункт выполнения практического задания в соответствии с контрольной картой:

0 баллов  -   несоответствие эталону действий

1 балл – частичное соответствие эталону действий

2 балла – при полном соответствии эталону действий

Подсчитывается сумма и средний балл за  всё практическое задание

Оценка:

«отлично»  при значении среднего балла 1,8-2,0  что = 90-100% соответствия стандартным требованиям,

«хорошо» при значении среднего балла 1,6-1,79  что = 80-89% соответствия стандартным требованиям,

«удовлетворительно» при значении среднего балла 1,4-1,59 что =  70-79% соответствия стандартным требованиям,

«неудовлетворительно» при значении среднего балла ниже 1,4  что = менее 70% соответствия стандартным требованиям.

13. Перечень литературы

- основная

1. Бортникова С.М. (Цыбалова), Зубахина Т.В., Беседовский С.Г. Нервные и психические болезни. Ростов н/Д, Феникс, 2017.

2. Спринц А.М. "Нервные болезни. 4-е изд., доп." издательство: СпецЛит, год издания: 2018

3. Скворцова В.И., Ерохина Л.Г., Чекнева Н.С., Стаховская Л.В., Шамалов Н.А., Алехин А.В., Бодыхов М.К., Соколов К.В. Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы.
Издательство: 
ЛитТерра,  Год издания: 2018

4.  Гусев Е.И.,Камчатнов П. Р.Никифоров А.С., Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник ГЭОТАР-Медиа, 2018.

- дополнительная

1. Скоромец А.А. Неврологический статус и его интерпретация. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А.; под редакцией проф. Дьяконова М.М. — М. : МЕДпресс-информ, 2017.

2. Григорьева B.H., Белова А.Н. Клиническое неврологическое обследование. М.: Практическая медицина, 2018.

3. Триумфов А.В., Топическая диагностика заболеваний нервной системы, М.: МЕДпресс-информ, 2017.

4. Ролак Л.А. Секреты неврологии. М.: Издательский дом БИНОМ, 2020.

5.  Мисулис К.Э. Справочник по неврологии Неттера, М.: МЕДпресс-информ, 2019.

6. Мументалер М.Маттле Х. Неврология, М.: МЕДпресс-информ, 2019.

14. Словарь терминов и понятий по теме

Амавроз – слепота.

Анакузия – глухота.

Анальгезия – утрата болевой чувствительности.

Бульбарный синдром – поражение 9, 10 пары черепно-мозговых нервов, сопрождающихся нарушением глотания, гнусавым голосом, отсутствием глоточного и нёбного рефлекса.

«Диабетическая стопа» – нейропатические язвы с возможным вторичным инфицированием, развитие остеомиелита и гангрены.

Дисфагия – нарушение глотания.

Дисфония – гнусавый голос.

Ишиас – невралгия седалищного нерва.

Лагофтальм – глаз не закрывается на стороне поражения лицевого нерва.

Люмбаго – острая боль в пояснично-крестцовой области, усиливающаяся при движении, кашле, чихании.

Позвоночно-двигательный сегмент – анатомо-функциональная единица, образованная двумя смежными позвонками, межпозвонковым диском, межпозвонковыми суставами, связочными и мышечными образованиями.

Симптом «свисающей кисти» – невозможность разогнуть руку в лучезапястном и локтевом суставах.

Степпаж – нарушение походки, обусловленное отвислой стопой, наблюдается при периферическом парезе малоберцовой группы мышц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по выполнению практического занятия №2 "Работа с основными командами операционной системы" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №6 "Работа в командной строке операционной системы Windows" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....

Заболевания периферической нервной системы

Заболевания периферической нервной системы...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно- двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы"

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санат...