Методическая разработка научно-практической конференции с элементами студенческого мастер-класса «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ»
методическая разработка

 

Проведение научно-практической  конференции с элементами студенческого мастер-класса является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам  развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление, совершенствует практические навыки. Позволяет самовыражаться через работу в коллективе, развивает самостоятельность у студентов, дает возможность самообразовываться,  развивает целенаправленную учебно – познавательную деятельность  студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_iskusstvennoe_vskarmlivanie.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Научно-практическая конференция

с элементами студенческого мастер-класса

«МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ»

 

                                                                                          Разработана:

Преподавателем ПМ

                                           Е.А. Силенко

г. Буденновск, 2022 г.

Цели:

Обучающие:

* Повысить профессиональный уровень и интерес к данной теме;

* Способствовать самостоятельности при получении новых знаний при работе с дополнительными источниками;

* Овладеть дополнительными знаниями, выходящими за пределы учебной программы.

*Овладеть профессиональными компетенциями.

Развивающая:

* Способствовать развитию исследовательской и познавательной деятельности у студентов;

* Способствовать самовыражению и самореализации;

* Развивать клиническое мышление, способности к анализу и синтезу;

* Развивать речь, умение выступать и составлять доклады;

* Сформировать способности логически излагать свои мысли.

Воспитательная:

* Воспитывать коллективную деятельность;

* Четко выполнять свои обязанности, быть организованным и ответственным;

* Прививать любовь и уважение к выбранной профессии

Место и время проведения мероприятия.

- кабинет практической подготовки.

Организация и проведение внеаудиторного мероприятия.

Конференция  подготовлена и проведена в рамках недели ЦМК терапевтического профиля со студентами 2 курса специальности «Лечебное дело».

Оформление  внеаудиторного мероприятия.

  • Электронная презентация.
  • Оснащение для демонстрации технологии медицинских услуг:

- антисептик для обработки рук,

- нестерильные медицинские перчатки,

- стерильная соска,

- бутылочка со смесью для кормления,

- контейнер для отходов класса «А»,

- чистая пеленка,

- контейнер для отходов класса «Б».

Пояснительная записка

        Проведение научно-практической  конференции с элементами студенческого мастер-класса является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам  развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление, совершенствует практические навыки. Позволяет самовыражаться через работу в коллективе, развивает самостоятельность у студентов, дает возможность самообразовываться,  развивает целенаправленную учебно – познавательную деятельность  студентов.

        На протяжении всего существования человечества процесс кормления грудью новорожденных является общим для всех народов и культур и является "золотым стандартом" идеального питания детей раннего возраста, необходимого для нормального роста и развития.

Женское молоко, наряду с его питательной ценностью, содержит антитела, способствующие формированию защитных сил организма ребёнка, повышая его устойчивость к патогенным бактериям и вирусам. Известно, что дети, вскормленные грудным молоком, гораздо реже страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, различного рода аллергией, вирусно-бактериальными инфекциями.

В настоящее время очень остро стоит проблема вскармливания детей до года в связи тем, что довольно часто молодым мамам приходится отказываться от грудного вскармливания в пользу искусственного по ряду причин. Такими причинами могут быть: отсутствие молока, неправильное питание мамы, ВИЧ-инфицирование мамы, женщины просто отказываются кормить детей грудью, что влияет на здоровье новорожденного, а главными индикаторами здоровья ребенка, как известно, являются рост и нервно-психическое развитие. Из большого количества факторов, оказывающих влияние на рост и развитие, а в целом и на здоровье ребенка, питание занимает одно из ведущих мест.

Дети, лишенные грудного молока, должны быть обеспечены полноценным питанием, которое содержит необходимые для растущего организма витамины, микроэлементы и минералы и не требует доказательств суждение, что в случае отсутствия или недостатка грудного молока необходимо использовать для вскармливания ребенка только адаптированные молочные смеси. 

Этапы подготовительной работы

I Этап:

  • подбор литературы;
  • изучение интернет-ресурсов;
  • оформление аудитории.

II Этап:

  • определение конкретных заданий;
  • пояснение осуществления задания;
  • контроль за самостоятельной работой студентов.

Этапы работы над рефератами:

1. Выбор темы.

2. Подбор литературы.

3. Знакомство с источниками.

4. Составление планов рефератов.

5. Написание текстов сообщений.

6. Подготовка  электронной презентации.

7. Выступление  студентов.

Этапы работы над мастер-классом:

  1. Выбор технологий медицинских услуг.
  2. Изучение стандартов технологий медицинских услуг.
  3. Отработка стандартов.
  4. Демонстрация технологий медицинских услуг.

 

Требования к составлению рефератов и выполнению технологий медицинских услуг:

  • актуальность выбранной темы;
  • использование научного материала;
  • применение современных данных по теме;
  • грамотное оформление реферата: наличие плана, списка литературы, применение иллюстрационного материала;
  • соответствие технологий медицинских услуг стандартам.

Проведение конференции:

Студенты делают сообщения, сопровождающиеся электронной презентацией;  демонстрируют технологию медицинских услуг.

Подведение итогов конференции:

По окончании сообщений преподаватель оценивает содержание рефератов, навыки самостоятельной работы с литературой, техническими средствами обучения, правильность выполнения технологий медицинских услуг.

План проведения конференции:

1. Вступительное слово преподавателя (3 мин)

2. Выступление участников конференции (20 мин)

3. Демонстрация технологии медицинских услуг (20 мин).

4. Заключительное слово преподавателя (2мин)

Темы рефератов:

1. История создания молочных смесей.

2. Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока.

3. История детских бутылочек

Технологии медицинских услуг:

  1. Техника кормления ребенка из бутылочки.

Изложение хода конференции

Вступительное слово преподавателя

Здравствуйте, уважаемые коллеги и студенты!

Сегодня мы представим вашему вниманию научно-практическую конференцию с элементами студенческого мастер-класса «Млечный путь: история развития искусственного вскармливания детей». Цель конференции – познакомиться с историей создания молочных смесей, требованиями, предъявляемым к современным заменителям грудного молока, рассмотреть историю создания детских бутылочек, продемонстрировать технологию, применяемую при организации искусственного вскармливания.

Рациональное вскармливание является важнейшим фактором для оптимального развития и здоровья ребенка. Известно, что еще мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи, разумному ее потреблению, в питании они видели источник здоровья, силы, бодрости, красоты. Знаменитый английский педиатр Уильям Кадоган (1711–1794) писал, что «правильное питание ребенка еще важнее, чем одежда». Ему также принадлежит следующее высказывание: «Необходимо следить за тем, чтобы ребенку ничего не давалось, кроме того, что безусловно полезно, и в таком количестве, какое требуется самим организмом для его поддержания и роста: ни грамма сверх нормы... Если мы будем следовать природе, вместо того чтобы ее исправлять или направлять, мы застрахованы от ошибок...»

Многие функции человеческого организма, его адаптивные, физические и интеллектуальные возможности зависят от характера вскармливания ребенка в раннем возрасте. Именно в этом периоде детства формируются основы здоровья и интеллектуального развития младенца. В настоящее время неоспоримым представляется тот факт, что полноценным питанием ребенка на первом году жизни является молоко матери. Естественное вскармливание отвечает всем потребностям ребенка грудного возраста в пищевых ингредиентах, так как женское молоко является единственным видом пищи, полностью приспособленным к «ограниченным возможностям» пищеварительных функций младенца. 

В случае отсутствия грудного молока необходимо использование смесей, соответствующих современным требованиям по составу, качеству и технологии изготовления. Искусственное вскармливание должно не только обеспечивать постоянство внутренней среды организма, но и способствовать нормальному росту и физическому развитию детского организма. При организации искусственного вскармливания ребенка первого года жизни необходимо учитывать основные физиологические и метаболические особенности организма ребенка:

  • высокие темпы роста и развития;
  • большие энергозатраты;
  • преобладание анаболических процессов;
  • незрелость обменных процессов и их регуляции;
  • ограниченные запасы в организме белка, витаминов и др.;
  • анатомо-физиологические особенности ЖКТ (малый объем желудка и др.);
  • морфо-функциональная незрелость ЖКТ;
  • незрелость иммунной системы.

Выступления докладчиков

История создания молочных смесей

Трудно поверить, что еще полтора века назад казалось дикой сама мысль о кормлении малышей чем-то, кроме материнского молока.

Стоит напомнить, что никаких декретных отпусков в старину, естественно, не было. Уже через неделю после родов крестьянки должны были работать в поле, горничные – мыть пол, фабричные — выходить к станку. К тому же существовало поверье, что до крещения ребенка мать не должна кормить его грудью. Ребенок в это время оставался на попечении родственников, которые вместо молока давали ему «жевку» — тряпицу с жеваным хлебом или кашей.  Иногда ее мочили в молоке, постном масле или сахарной воде. У богатых были свои проблемы: кормление портило форму груди, особенно у многодетных матерей. Если обеспеченная дама решала кормить ребенка сама, это считалось – в зависимости от моды – то подвигом, то странной причудой. Обычно для этой цели нанимали кормилицу, благо молодых здоровых женщин с избытком молока хватало.

Причина этого избытка была нерадостной: огромная младенческая смертность, которая еще в 18 веке доходила до 40%. Главной причиной этого было полное отсутствие гигиены.

Русские медики писали, что в некоторых губерниях был обычай вместе с соской с первых же дней давать детям сусло, брагу. Французские крестьянки, чтобы их дети лучше засыпали, поили их разбавленным вином. Да и сами кормилицы пили вино и пиво, считалось, что это прибавляет молока. В одном из романов Диккенса молодая мать выпивает за обедом четыре стакана портвейна» под предлогом того, что она кормит грудью».

У большинства народов кормление грудью продолжалось до 6 месяцев, после чего ребенка переводили на твердую пищу. Иногда это отмечалось торжественным ритуалом вроде индейского «аннапрашана», когда старший член семьи благословлял рисовую кашу с сахаром, пробовал ее и давал младенцу. В Китае приучали детей к нормальной еде поэтапно: сперва жидкая рисовая каша (сифань), затем разваренные овощи, тофу, рыба. В Африке первой твердой пищей для малышей была кукурузная каша. В Древней Греции — жидкая ячменная похлебка, в которую в Спарте добавляли бычью кровь, чтобы мальчик вырос настоящим воином.

Когда у детей прорезались зубы, их кормили так же, как взрослых, только хуже, поскольку от них не было пользы. Причем это касалось не только бедных крестьян: Елизавета Водовозова вспоминает свое детство в многодетной помещичьей семье в  середине 19 столетия: «Детям уделялось все, что было похуже и не могло использоваться взрослыми… Каждый горшок испорченного варенья или маринада няня показывала матушке. Отведав того или другого, матушка тяжело вздыхала и говорила что-нибудь в таком роде: «Какое несчастье! Действительно, никуда не годится. Что ж, давай детям» И, чтобы растянуть наше удовольствие, а не потому, что мы могли бы заболеть от испорченной пищи, она наказывала давать нам по маленькому блюдечку».

С расстройством желудка у детей врачи научились справляться, а вот нехватка материнского молока становилась все более серьезной проблемой. В больших городах напряженный ритм жизни, загрязнение воздуха, постоянные стрессы приводили к тому, что у 30% женщин не хватало молока для кормления ребенка, особенно если он был первым или, наоборот, четвертым-пятым. В семьях, которым не по карману было нанять кормилицу, младенцев кормили коровьим или козьим молоком. Однако, по составу оно сильно отличалось от грудного, поэтому часто вызывало несварение желудка. Оставалась и проблема гигиены, из-за чего немецкий врач Бидерт предупреждал: «Необходимо соблюдать педантическую чистоту как в содержании коров, так и при доении и сохранении молока… Так как молоко может приобретать вредные свойства от нецелесообразной пищи, коровам не следует давать ни барды, ни отбросов, потому что содержащиеся в них ядовитые вещества переходят в молоко и не могут быть устранены».С кормилицами тоже были проблемы, поскольку они страдали всевозможными болезнями вплоть до сифилиса, которые при кормлении нередко передавались ребенку.

Все это заставляло ученых искать заменитель грудного молока. Постепенно возникли необходимые для этого условия: продукты научились консервировать и обеззараживать, а в 1855 году англичанин Гримвейд начал делать сухое молоко.  Но если бы не сын франкфуртского стекольщика Генрих Нестле, предпочитавший называть себя по-французски Анри, все эти открытия, возможно, так и существовали бы сами по себе.

Проблема детского питания встала перед Нестле после рождения его первого ребенка. Дипломированный фармацевт, державший аптеку в маленьком швейцарском городке Веве, в 1867 году изготовил смесь из сухого коровьего молока, пшеничной муки и сахара, которую назвал «Молочная мука Анри Нестле». В разведенном водой виде эта смесь превращалась в первое в мире искусственное детское питание.

По преданию, первым вскормленным искусственным питанием младенцем был недоношенный младенец одной из работниц местной фабрики, который, конечно же благодаря смеси Нестле стал расти не по дням, а по часам. Обрадованный аптекарь открыл свою фирму, логотипом которой стало гнездо с птенцами, ведь Nestle по-немецки означает «гнездышко». Очень скоро консервированная «молочная мука» появилась во всех европейских столицах. В 1872 году ее начали продавать и в Петербурге, где агентом фирмы «Нестле» стал местный коммерсант Александр Венцель. Он продавал и другие детские товары – например, экстракт конопляных семян с сахаром Maltos-Cannabis, который рекламировался как лучший способ обеспечить младенцу крепкий сон…

В России детское питание в то время не прижилось, а вот в Европе его популярность быстро росла. Кормить младенцев стало невиданно просто — открой банку и разведи ее содержимое в воде. Однако, врачи еще тогда предупреждали об опасности этой простоты. Немецкий врач Готфрид Кюнер писал: «Что касается мучнистых суррогатов, каковы Нестле, Гербера, Куфеке, легуминозный порошок Гартенштейна, ракаут, аррорут, авицена, майцена, авена и др., то о всех них надо сказать одно и то же: они в многих случаях хорошо переносятся детьми, но только после второго-третьего месяца жизни». Нарушение этого условия, а также правил гигиены привело к тому, что в 1890 году в Берлине смертность детей, которых кормили искусственными смесями, была в 13 раз выше, чем у детей, вскормленных грудным молоком.

Уже упоминавшийся доктор Бидерт отмечал: «Масса искусственных суррогатов пока не в состоянии заменить грудного молока. Мало того, многие из них, вошедшие в употребление единственно благодаря многочисленным и громким рекламам, должны быть признаны прямо вредными». При этом смесь фирмы «Нестле» многие считали лучшей: и молоко, и муку для нее изготавливали в экологически чистых условиях Швейцарских Альп. В середине 1870 годов компания выбросила на рынок еще одну новинку — сгущенное молоко. Хотя его изобрел еще в 1856 году американец Гейл Борден, именно «Нестле» сделала его популярным детским лакомством.

Правда, врачи снова были недовольны: никто не следовал рекомендации разводить сгущенное молоко водой в пропорции 1 к 10 и только после этого давать детям. Дети, выкормленные сгущенкой, становились толстыми, малокровными и болезненными. Анри Нестле продал компанию в 1874 году. Через 140 лет прибыль крупнейшего производителя продуктов питания достигла почти 8 млрд.евро.

На пятки «Нестле» все активнее наступали конкуренты. В 1896 году голландец Мартинус ван дер Хаген изобрел свой способ высушивания молока в пекарне. Его молочная смесь, содержащая значительно меньше муки и сахара, быстро завоевала популярность, заложив основы международного процветания компании Nutricia.

Однако истинный размах делу придал фабрикант консервов из Фремонта, штат Мичиган, Дэниел Гербер. Причина этого снова была личной: Салли. больной дочке Дэниела и его жены Дороти, требовалось особое питание. Наловчившись делать пюре из овощей, фруктов и мяса, Дороти предложила мужу наладить его массовое производство. Совет оказался удачным, и в 1928 году детское питание компании «Гербер Продакст» поступило в продажу.

Популярность ему обеспечили не столько новые продукты — ими успешно кормили детей и раньше, сколько чисто американский рекламный размах. Фирма до сих пор входит в тройку крупнейших в мире производителей детского питания вместе с «Нестле» и «Хайнцем», известным также своим кетчупом. А в США, где детского питания потребляют больше всех, «Гербер» и вовсе занимает 70% рынка.

Советский Союз   в этой сфере сильно отставал. Собственное детское питание здесь долго не производилось. Избранные могли пользоваться продукцией «Нестле» и других западных компаний, которые покупалась за валюту. Для всех остальных предназначались молочные кухни, открытые по всей стране еще в 1920-е годы. Там из свежих продуктов делались молочные смеси, кисломолочные продукты, творог, соки, пюре из фруктов и овощей. Такие кухни были весьма полезны: прикрепленные к ним дети получали полноценное питание даже в годы голода и войны. В 1950-е годы в стране началось массовое производство детского питания: консервированных соков и пюре, сухих молочных смесей, каш и киселей. Двадцать лет спустя, в подмосковной Истре, Воронеже, Новосибирске, а потом и в других городах были построены заводы, выпускающие жидкие смеси для детей сначала в стеклянной, а потом в картонной таре. Теперь на молочных кухнях не готовили питание, а выдавали готовые баночки или пакетики.

В 1990-е годы на наш рынок разом хлынуло все изобилие мировых детских продуктов — молочные смеси, кефир, йогурт, хлопья. Все это продается в сухом, жидком или замороженном виде и непременно рекламируется как самое вкусное и полезное питание для детей. В конкурентной борьбе многочисленные компании приспосабливаются к разным категориям потребителей. Для детей, не переносящих молоко, их особенно много в Восточной Азии, изготавливаются безлактозные смеси, где молочная сыворотка заменена не менее питательным соевым белком. В Новой Зеландии компания «Бибиколь наладила производство детских смесей из молока коз новозеландской породы, которое, по их словам, отличается по составу от молока коз, распространенных в Европе.

Если раньше из продуктов для детей старались изгнать любые микроорганизмы, то сегодня в них специально разводят полезные бифидобактерии. Детское питание получило такое распространение, что им пользуются не только дети. Голливудские звезды садятся на диету из пюре и молочка по другим причинам: детские продукты так питательны, что даже малые их порции позволяют наесться и не потолстеть. Продукты для космонавтов тоже были созданы в свое время на основе детского питания. Некоторые фирмы пытались совершить обратную операцию, но когда «космические» тюбики попадали в руки к малышам, их содержимое выдавливалось куда угодно, только не в рот.

Дети — особые клиенты. Чтобы понравиться им, еда должна быть не только полезной и вкусной, но и яркой, чем пользуются производители, делающие кашу или пюре красными, оранжевыми или зелеными. Иногда это приводило к печальным последствиям. В 1970-е годы в США разразился скандал, когда одна из крупных фирм покрасила детский готовый завтрак со вкусом клубники искусственным красителем, вызывавшим тошноту. Тысячи родителей вызвали «скорую» — возникло полное впечатление, что детей рвет кровью. Но самый крупный скандал возник в те же 70-е годы вокруг знаменитой компании «Нестле» — ее обвинили в смерти многих младенцев в «странах третьего мира», в которых из-за условий жизни мамы не могли использовать продукт правильно, смешивали питание с грязной водой или наливали смесь в нестерилизованные бутылки. По данным UNICEF, для младенца, искусственно вскормленного в условиях отсутствия гигиены, вероятность смерти только от диареи повышается минимум в 6 раз по сравнению с младенцем, вскормленным грудью.

Мать, выкармливая младенца, передает ему не только питательные вещества, но и иммунитет ко многим болезням, и, что не менее важно, укрепляет с ним психологическую связь. Выступая против искусственного питания, активисты из разных стран создали Всемирный Альянс за грудное вскармливание. Под его нажимом Всемирная Организация Здравоохранения в 1981 году приняла «Свод правил сбыта заменителей грудного молока», принятый со временем всеми крупными производителями. В нем указывалось, что компании должны ограничить рекламу и проводить продажу своей продукции с обязательным участием медицинских работников. Правда, это касается только молочных смесей, но и другие виды детского питания находятся под пристальным вниманием общественности.

Международный кодекс маркетинга заменителей грудного молока

Кодекс обращен к правительствам и фирмам, производящим детское питание. Он является кратким руководством по сбыту заменителей грудного молока. Его основная задача — защитить жизни детей, предоставив им лучшее питание — грудное молоко.

В продукцию, охватываемую кодексом, входят:

  • искусственное детское молоко
  • другие виды искусственного молока
  • все виды детского питания: соки, пюре, супчики, паштеты и проч.
  • Бутылочки для кормления и соски.

Кодекс содержит следующие указания:

  • Информационные или просветительские материалы, оборудование или продукция могут бесплатно распространяться только с письменного разрешения соответствующих органов власти. (Логотип фирмы может указываться, а торговая марка товара — нет)
  • Никакие материалы фирмы нельзя распространять среди матерей.
  • Работники здравоохранения должны поддерживать грудное вскармливание и убеждать матерей сделать выбор в его пользу. Они должны способствовать продвижению принципов данного кодекса.
  • Не использовать систему здравоохранения в целях продвижения на рынок искусственного грудного молока.
  • Нельзя использовать средства системы здравоохранения для демонстрации продукции, такие как плакаты, буклеты, листовки, брошюры, бутылочки для кормления, этикетки, бланки для рецептов и др. материалы для рекламирования искусственного питания.
  • Представители фирм-производителей не должны работать в системе здравоохранения, в сфере ухода за детьми и не должны быть в контакте с матерями.
  • Демонстрация техники искусственного вскармливания может проводиться только работниками здравоохранения в тех семьях, где есть абсолютные медицинские показания для введения докорма. При этом обязательно должна предоставляться информация о риске для здоровья ребенка при неправильном использовании продукта.
  • Нельзя распространять искусственное молоко бесплатно или по сниженным ценам в системе здравоохранения. Пожертвования в виде искусственного молока, бутылочек для кормления и другие продукты могут предоставляться только детским домам и подобным учреждениям, но не в больницы и родильные дома.
  • Больницы и родильные дома должны покупать это искусственное питание также как и все остальные.
  • Вся информация, предоставляемая фирмами профессионалами, работающими в сфере здравоохранения, должна ограничиваться научными фактами и не должна предполагать, что искусственное вскармливание идентично натуральному или имеет преимущества перед ним.
  • Не допускается продвижение продукции работниками здравоохранения, а также их материальное и финансовое поощрение.

Работники здравоохранения не должны раздавать образцы искусственного молока беременным женщинам, матерям младенцев и маленьких детей или членам их семей.

История создания детских бутылочек

        Детскую бутылочку мы воспринимаем сегодня как самую обычную вещь. Но до 16 века детей поили из рогов или других емкостей по капелькам. А более-менее привычные нам бутылочки изобрели лишь в 19 веке, но и те прозвали «убийцами».

Археологами было найдено множество сосудов, предназначенных для кормления детей. Самые древние из них датированы 2 тыс. до н.э. У древних греков и римлян это были глиняные сосуды с узким носиком и отверстием, через которое в них заливали питье для ребенка. Нередко такие сосуды делали в виде животных, например, свиней, а также украшали узорами.

В Древнем Египте такие сосуды делали из стекла, а их форма напоминала рыбу. Почему именно рыба? Это существо в Египте считалась символом рождения. Поэтому часто этот образ использовали для изготовления детских вещей и амулетов.

В средние века для кормления маленьких детей стали использовать коровий рог. К его узкому концу привязывали кусочек мягкой кожи, которую сосал ребенок. По сути, это был прообраз привычной нам резиновой соски. Позже детей стали поить из поильников-лодочек с узким носиком. С помощью них в ротик ребенка вливали маленькую струйку молока или молочной смеси с добавление хлеба или размолотых зерен. Такие поильники делали из серебра, фаянса или фарфора.

В 16 веке на смену рогам и замысловатым сосудам пришли емкости, напоминающие по форме современные бутылки. Они имели наконечник в форме соска, чтобы жидкость из бутылочки вытекала медленно. А на наконечник надевали кусок ткани или небольшую губку, чтобы ребенок не повредил десны во время кормления. Делали такие бутылочки из дерева, олова или стекла. Но от олова вскоре отказались, поскольку при хранении молоко в такой бутылочке превращалось в токсическую смесь, которой мог отравиться ребенок.

Первый патент на детскую бутылочку получил Чарльз Уиндшип из США в 1841 году. Бутылочка была каплеобразной формы, горлышко ее затыкалось пробкой. А к пробке крепилась резиновая трубочка с миниатюрной соской на конце. Изобретение имело успех среди мам. Такой бутылочкой ребенок мог пользоваться самостоятельно.

Правда, у таких бутылочек был большой минус: шланги быстро засорялись, их сложно было тщательно очистить, из-за чего в них активно размножались бактерии. Это стало причиной смерти множества детей в то время. Вскоре изобретение Уиндшипа стали называть «бутылкой-убийцей». А в 1920-х годах вообще ввели запрет на ее использование из соображений безопасности.

На смену замысловатым конструкциям в 1920 году пришла обычная бутылочка с резиновой соской, которая надевалась прямо на горлышко. Со временем горлышко у таких бутылок становилось все шире, чтобы их удобно было мыть. Кроме того, женщины уже научились стерилизовать резиновые соски в домашних условиях. Все это сделало кормление более безопасным для ребенка.

В 1946 году на бутылочках стали делать пластиковые кольца, с помощью которых соски стало более удобно надевать на горлышко. А с 1960 года из пластика стали изготавливать не только кольца, но и сами бутылочки. Потом к некоторым моделям добавили ручки, чтобы ребенку было проще держать бутылочку в руках.

Новинкой последних десятилетий стали «антиколиковые» бутылочки. Они не дают воздуху попасть внутрь бутылочки, благодаря чему ребенок во время кормления не заглатывает воздух, и у него не возникает болезненных колик. А сейчас разрабатываются «умные» модели бутылочек со съемным нагревательным элементом и ЖК-термометром, который показывает температуру молочной смеси. Станут ли они популярными среди мам, покажет время.

Техника кормления ребенка из бутылочки представляется студентами 2 курса.

Технология кормления ребенка из бутылочки (обучение)

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

1

Поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать «Здравствуйте. Меня зовут ______Ф.И.О. Я - медицинская сестра отделения новорожденных»

2

Попросить родителя/ законного представителя ребенка представиться и представить ребенка

Сказать «Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться? Назовите паспортные данные вашего ребенка»

3

Сверить ФИО пациента и возраст с медицинской документацией

Сказать «Пациент идентифицирован»

4

Сообщить родителю/ законному представителю о предстоящей процедуре

Сказать «Вашему ребенку необходимо провести кормление из бутылочки»

5

Объяснить цель и ход процедуры родителю/ законному представителю

Сказать «Данная процедура проводится с целью обеспечения полноценного питания, процедура проводится сидя на стуле. Вы находитесь рядом с вашим ребенком. В течение процедуры прошу Вас сообщать мне о любых изменениях состояния Вашего ребенка»

6

Убедиться в наличии у родителя/ законного представителя добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру для пациента

Сказать «Вы согласны на проведение данной процедуры Вашему ребенку? Родитель/ законный представитель согласен на проведение данной процедуры своему ребенку»

7

Уточнить у родителя/ законного представителя самочувствие пациента

Сказать «Как себя чувствует Ваш ребенок? Пациент чувствует себя удовлетворительно»

8

Уточнить расположение ребенка до начала процедуры

Сказать «До начала процедуры ребенок должен находиться в кроватке»

Подготовка к процедуре

9

Показать маме ребенка технологию проведения процедуры:

обработать руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика

Сказать «Обрабатываю руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика. Дожидаемся полного естественного высыхания»

10

Выложить на верхний ярус манипуляционного стола упаковку со стерильной соской и бутылочку со смесью

Выполнить

11

Выложить на нижний ярус манипуляционного стола контейнер для использованных бутылочек и сосок, контейнер для отходов класса «А»

Выполнить

12

Вскрыть упаковку с соской

Выполнить

13

Открыть бутылочку со смесью

Выполнить

14

Обработать руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика

Сказать «Обрабатываю руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика. Дожидаемся полного естественного высыхания»

15

Надеть нестерильные медицинские перчатки

Выполнить

16

Надеть соску на бутылочку

Выполнить

17

Проверить температуру смеси, капнув несколько капель на кожу внутренней поверхности предплечья, не касаясь кожи

Выполнить/Сказать «Проверяю температуру смеси, капнув несколько капель на кожу внутренней поверхности предплечья, не касаясь кожи»

18

Положить чистую пеленку себе на предплечье и грудь

Выполнить

19

Взять ребенка на руки

Выполнить

20

Сесть удобно на стул

Выполнить

Выполнение процедуры

21

Взять бутылочку за нижнюю часть, приподняв ее под углом 45° так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью

Выполнить/Сказать «Необходимо взять бутылочку за нижнюю часть, приподняв ее под углом 45° так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью»

22

Проследить, чтобы ребенок плотно взял соску губами

Выполнить/Сказать «Слежу, чтобы ребенок плотно взял соску губами»

23

Подержать ребенка после кормления несколько минут вертикально для профилактики срыгивания

Выполнить/Сказать «После кормления ребенка держу несколько минут вертикально для профилактики срыгивания»

24

Сообщить родителю/ законному представителю об окончании процедуры

Сказать  «Процедура окончена»

25

Положить ребенка в кроватку на бок или с приподнятым головным концом кроватки

Выполнить/Сказать «Укладываю ребенка в кроватку на бок или с приподнятым головным концом кроватки»

Завершение процедуры

26

Поместить бутылочку с соской в контейнер для использованных бутылочек и сосок

Выполнить

27

Сбросить упаковки в емкость для отходов класса «А»

Выполнить

28

Снять перчатки, поместить использованные перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

29

Обработать руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика

Сказать «Обрабатываю руки гигиеническим способом при помощи кожного антисептика. Дожидаемся полного естественного высыхания»

30

Сделать запись в медицинской документации о выполненной процедуре

Выполнить

Заключение

В заключение необходимо отметить, что искусственное питание ребенка – ответственный и довольно сложный процесс. От его правильного осуществления зависит здоровье и развитие новорожденного. Применять его необходимо только по обоснованным показаниям и в соответствии с рекомендациями детского врача.

Искусственное питание новорожденных – явление не редкое в настоящее время, и мамам, сталкивающимся с необходимостью его применения, стоит знать правила, по которым его следует осуществлять. 

Учитывая, что дефицит пищевых нутриентов может оказывать существенное влияние на рост и дифференцировку тканей, привести к нарушению функции головного мозга, иммунной, эндокринной систем, органов желудочно–кишечного тракта, репродукции, повышенному риску заболеваемости, смертности, снижению памяти, «обучаемости», а также познавательных способностей ребенка, необходимо с особой ответственностью относиться к выбору молочной смеси для вскармливания здорового ребенка.

Владение информацией о существующем ассортименте специализированных лечебно-профилактических продуктов для детей раннего возраста позволит педиатрам правильно и своевременно назначить ребенку адекватное питание. Важно отметить, что для предупреждения разного рода аллергических и диспепсических расстройств при переводе ребенка с одной смеси на другую желательно, наряду с соблюдением принципа постепенности введения нового продукта, использовать питание одного производителя, поскольку единая научная и технологическая база обеспечивает наилучшую взаимную совместимость и преемственность отдельных смесей.

Список литературы

1. Здоровый ребенок [Электронный ресурс]: учебное пособие. Курбатова У.Б. – СПб.: Лань, 2019 г. – 168 с.

2. Уход за новорожденным ребенком [Электронный ресурс]. Рылова Н. Ю. – СПб.: Лань, 2019 г. – 424 с.

3. https://moluch.ru/archive/24/2491/

4. https://soznatelno-ru.turbopages.org/soznatelno.ru/s/istoriya-detskogo-pitaniya-kak-voznikali-produkty-dlya-iskusstvennogo-vskarmlivaniya-detej/

5.https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Sovremennye_podhody_k_adaptacii_molochnyh_smesey_dlya_iskusstvennogo_vskarmlivaniya_zdorovyh_detey_pervogo_goda_ghizni/#ixzz6mNwIZDEo

6. https://rebenok-by.turbopages.org/rebenok.by/s/articles/0-1/shopping/28119-istoriya-detskoi-butylochki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «Инфекции передающиеся половым путем»

Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....

Методическая разработка научно-практической конференции по теме: «О туберкулѐзе вслух и громко»

Методическая разработка рекомендована преподавателю для подготовки и проведения студенческой научно-практической конференции по актуальной теме....

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по ПМ.05 Выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птиц. УП.05.01 Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птиц.

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия учебной практики ПМ.05 выполнение работ по профессии: Оператор по искусственному осеменению животных и птицы УП. Оператор по искусст...

Методическая разработка научно-практической конференции "История конституции РФ"

Учебно-практическая конференция  проводится в конце III семестра для студентов IIкурса, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, как один из вариантов за...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Научно-практическая конференция с элементами студенческого мастер-класса «ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА У ПАЦИЕНТОВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА»

Синдром раздраженной кишки является серьезной и недооцениваемой проблемой детского возраста. Эта тема не столь хорошо изучена в педиатрии по сравнению со взрослой практикой, а педиатры нередко ставят ...

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» ...