Творческий студенческий проект «Медицинская сестра: вчера, сегодня, завтра»
проект

Ольга Юрьевна Сычёва

Трудно оценить роль медицины в нашей сегодняшней жизни: она настолько велика, что порой словами не выразишь те чувства, которые испытывают пациенты и их родные и близкие. Сложно себе представить нашу медицину без медицинской сестры. Это одна из самых гуманных профессий нашего времени, так как жизнь человека, его здоровье – главные ценности для каждого. Именно они выполняют все назначения врача, их неравнодушное слово играет немалую роль в процессе выздоровления больного. По данным статистики на плечи медсестер ложится около 80 % всего ухода за больными. На сегодняшний день в России работает более 800 тыс. медицинских сестер. Благодаря совершенствованию подготовки медицинских кадров в стране, медсестры сегодня имеют возможность пройти многоуровневую систему образования и профессиональной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_medsestra_-_kopiya.docx90.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»)

Творческий студенческий проект

Тема «Медицинская сестра: вчера, сегодня, завтра»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Сестринское дело

2019

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК № ______                                                  

Протокол № ___                                                                

от «____»___________2019 г.                                          

Председатель ПЦК № _____

________________________

Координаторы и руководители проекта

Кондратюк О.А. - преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории, ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»  

Сычёва О.Ю. –преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ МК № 7  

Участники проекта: студенты групп Т-22С, Т-14С

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Творческий студенческий проект «Медицинская сестра: вчера, сегодня, завтра» направлен на изучение роли сестер милосердия и медицинских сестер в развитии и становлении сестринского дела и предназначен для формирования у будущих медицинских работников общих и профессиональных компетенций.

Трудно оценить роль медицины в нашей сегодняшней жизни: она настолько велика, что порой словами не выразишь те чувства, которые испытывают пациенты и их родные и близкие. Сложно себе представить нашу медицину без медицинской сестры. Это одна из самых гуманных профессий нашего времени, так как жизнь человека, его здоровье – главные ценности для каждого. Именно они выполняют все назначения врача, их неравнодушное слово играет немалую роль в процессе выздоровления больного. По данным статистики на плечи медсестер ложится около 80 % всего ухода за больными. На сегодняшний день в России работает более 800 тыс. медицинских сестер. Благодаря совершенствованию подготовки медицинских кадров в стране, медсестры сегодня имеют возможность пройти многоуровневую систему образования и профессиональной подготовки.

Медицинская сестра – квалифицированный помощник врача на всех участках его работы. Выполняет указания и предписания врача, в его отсутствие обязана оказать медицинскую помощь больному или пострадавшему в угрожающем для жизни состоянии (резкое обострение заболевания, травма и т.д.).

Медицинская сестра - это одна из самых уважаемых и нужных людям профессия, которая требует самоотверженности, бесконечной доброты и сострадания. Медицинская сестра, из всех работников здравоохранения, по своей сути, самый близкий человек, имеющий непосредственное отношение к больному. Она помогает ему справиться с недугом, обрести надежду и силы, вернуться в обычную жизнь. Медицинская сестра должна стремиться быть профессионально грамотным, компетентным, независимым специалистом, обладающим необходимыми для данной работы личностными характеристиками.

Как река начинается с маленького ручейка, так и профессия медицинская сестра начинается в медицинском  колледже, где формируются истинные качества характера и добродетели присущие для будущей медсестры. Поэтому важно чтить и уважать данную профессию, хранить сложившиеся традиции, прививать ответственность, чувство командного духа и уважение к выбранной профессии медицинская сестра/медицинский брат.

Материал методической разработки творческого проекта содержит сведения, необходимые в качестве информации для студентов на 1-4 курсах.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что данная тема творческого проекта актуальна и требует более глубокого изучения.

При подготовке данного проекта учтено многообразие современного информационного материала, который собрали обучающиеся - участники проекта. Для более полного усвоения материал проект представлен не только в устном изложении, но и в виде мультимедийной презентации.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Медицинская сестра: вчера, сегодня, завтра»

Тип проекта - творческий групповой

Специальность – 34.02.01 Сестринское дело

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

Курс – 1-2, группы Т-22С, Т-14С

Количество участников проекта – 46 ч.

Цели проекта:

Цель студентов - собрать материал по теме, проанализировать и обобщить деятельность сестер милосердия и медицинских сестер, обозначить ее значимость.

Цель преподавателя - мотивировать студентов к исследовательской и проектной деятельности и самостоятельному приобретению знаний из различных информационных источников.

Задачи исследования:

  •  Изучить и проанализировать данные литературы и интернет-ресурсов по данной теме
  •  Обобщить и структурировать полученную информацию
  •  Подготовить конечный продукт совместной проектной деятельности

Объект исследования – деятельность сестер милосердия и медицинских сестер.

Предмет исследования – повышение уровня информированности студентов о будущей профессии: от деятельности сестер милосердия до медицинских сестер и их роли в развитии сестринского дела.

Методы исследования:

  • Метод теоретического анализа литературных данных
  • Метод анализа  
  • Метод синтеза

В результате подготовки и участия в творческом проекте у обучающихся формируются общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

и профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Планировать обследования пациентов различных возрастных групп

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

Кураторы и руководители проекта: Кондратюк О.А., Сычёва О.Ю.- преподаватели ГБПОУ ДЗМ «МК № 7»

Обоснование актуальности проекта

Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что каждый год, в один и тот же день – 12 мая – в России, как и во всем мире, празднуется Международный день медицинской сестры.

Профессия медсестры появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.

В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Однако оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин, которые осуществляли абсолютно бескорыстный уход за больными.

Сегодня лучшие медсестры России награждаются международной медалью имени англичанки - Ф. Найтингейл, вошедшей в историю мировой медицины как героиня Крымской войны и создательница системы подготовки медсестер в Англии. В ее честь учрежден денежный фонд, ее именем названы медицинские заведения, учреждена медаль, которой награждаются лучшие медсестры в разных странах. Ее имя знает и помнит весь медицинский мир.

С течением времени сестринская практика становилась самостоятельной профессией, основанной на теоретических знаниях, практическом опыте, научных исследованиях и суждениях. На современном этапе сестринское дело, конечно же, не останавливается. Оно продолжает развиваться с тем, чтобы соответствовать все новым и новым требованиям, которые к ним предъявляют и врачи, и новые технологии, и пациенты. В настоящее время медицинские сестры всех мировых держав решительно заявляют о своем желании максимально активного участия в организации достойного уровня медицинской помощи населению планеты.

Продукт проектной деятельности – анализ данных научно – медицинской литературы и интернет - источников.

Форма представления продукта проектной деятельности –демонстрация мультимедийной презентации.

        

Этапы работы над проектом

№№

Название этапа

Деятельность студентов

Деятельность руководителя

Сроки исполнения

Результат

1.

Подготовительный

(мотивация, формирование проектной группы)

Выбор темы и ее конкретизация. Заявляют проблему, обсуждают, принимают решение. Формируют проектную группу

Мотивирует студентов для участия в работе над проектом, обсуждает тему проекта.

Выбирает студентов

12 апреля

Выполнено

2.

Поисковый

(целеполагание, предварительное планирование)

Постановка цели, задачи проекта, продукт реализации проекта. Построение алгоритма деятельности. Составляют план выполнения проекта

Наблюдает, консультирует

16 апреля

Выполнено

3.

Аналитический (информационный)

Находят  необходимую информацию. Анализируют проблему, определяют задачи проекта

Определяет цели проекта, помогает определить задачи проекта

25 мая

Выполнено

4.

Практический (реализация проекта)

Выполняют и оформляют проект, готовят презентации

Готовит сценарий защиты проекта, подбирает исполнителей из числа обучающихся. Наблюдает, корректирует

 5 июня

Выполнено

5.

Контрольный (оценка результатов проекта)

Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке проекта

Наблюдает за действиями студентов. Направляет процесс анализа (если необходимо)

8 июня

Выполнено

6.

Презентационный  (защита проекта)

Представляют проект для защиты. Участвуют в коллективной оценки результатов проекта

Участвуют в коллективном анализе и  оценке результатов проекта

Выполнено

Необходимое оборудование и ресурсы:

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Методическое: методическая разработка, мультимедийные презентации PowerPoint.

Список используемой литературы

1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. М., 2014.

2. Бишоп. Программа подготовки медицинского персонала. I этап. Здоровье и люди, им занимающиеся. Физикальный осмотр взрослого человека». Часть I, вторая, дополненная редакция. Москва, 2015. 382 с.

3. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Курс лекций по сестринскому делу в гериатрии. Учебное пособие - Краснодар: Славянка, 2014. - 160 с.

4. Борисов Ю.Ю. Избранные лекции по сестринскому делу в терапии. - Краснодар: Компания Грэйд-Принт, 2014. - 256 с.

5. Двойников В.И., Карасева Л.А., Пономарева Л.А. Теория сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультетов высшего сестринского образования. Самара: ГП "Перспектива", 2012. 160 с.

6. Заветы Флоренс Нойтингейл. История сестринского дела. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. 28 с.

7. Ионов Ю.В., Ионов А.Ю. Из истории медицины Кубани. Краснодар: «Традиция», 2017. 176 с.

8. Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Учебное пособие для студентов вузов. Минск: Высшейшая школа, 2016. 360 с.

9. Мельникова М.А. Лисишникова Л.П., Аверин А.В.. Краткий курс лекций по теории сестринского дела. Архангельск, 2013.

10. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 368 с.

11.Покровская Г.В., Марьенко Е.А.. Теория сестринского дела. Курс лекций. Краснодар, 2016. 123 с.

12.Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. Сестринский процесс. Учебно-методическое пособие. М., 2016.

13.Сборник нормативных документов «Многоуровневая система подготовки специалистов сестринского дела и их использование в практическом здравоохранении».- Москва, 2015 г.

14.Ситуационное обучение в сестринском деле. / Под общ. ред. С.И. Двойникова и С.В. Лапика. М.: Изд-во ВУНМЦ МЗ РФ, 2014.

15. Сборник клинических задач для итоговой аттестации по специальности 0406 «Сестринское дело».- Москва, 2015

16.Теория сестринского дела: учебник для студентов мед. вузов / под ред. Г.М. Перфильевой. М.: Гэотар-Медиа, 2014. 256 с.

17.Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. – Красноярск: типография КрасГМУ, 2014. – 88 с.

18.Харди И. Врач, сестра, больной. Будапешт, 1981. 286 с.

19.Царегородцев Г.И. Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 2018. 348 с.

20.Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни: учеб. пособие. М.: Изд-во ВУНМЦ МЗ РФ, 2015. 482 с.

21.Этический Кодекс медицинской сестры России. Принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 2017 г.

22.Lemon. Глава 3. Коммуникации. Учебное пособие по сестринскому делу. М.: Медицина, 2017. 587 с.

23.Orem D. Nursing concepts of practice / Mosbi J. B., 2014

24.Романюк  Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Участие женщин в помощи раненым в годы Крымской войны / В.П. Романюк, В.А. Лапотников Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_4.htm

25. Дина Яфасова. Фотогалерея / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/NEW-49.JPG

26.Сестра милосердия у постели раненого. Фото 1906.: Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803991655

27.Сестра милосердия. Фото. Между 1914 и 1917.: Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803990427

План реализации проекта

1. Командное обсуждение информации, полученной в результате проведённого исследования под руководством руководителя.

2. Обобщение общего командного обсуждения.

3. Разработка сценария защиты творческого проекта.

4. Разработка основных слайдов мультимедиа - презентации.

5. Коррекция слайдов мультимедиа – презентации.

6. Подведение итогов работы.

7. Награждение участников.

В привычном слове «Медсестра»,

Заложен жизнью смысл глубокий,

Коль рядом с Вами есть она – то вы уже не одиноки.

Она, как медик - лечит боль,

И как сестра врачует душу!

Судьбой дана такая роль

Уметь лечить людей и слушать.

Медицинская сестра: вчера, сегодня, завтра

Ежегодно 12 мая по решению Международного Совета медицинских сестер  в день рождения Флоренс Найтингейл отмечается Международный день медицинской сестры.

Сегодня, как и в прошлые времена, медицинская сестра, на чьи хрупкие плечи ложатся основные тяготы по уходу за больными, является примером нравственности и гуманизма в современной медицине. Эта благородная, но трудная работа, которая построена на основе этических норм.

Труд медсестры очень сложен и физически, и морально. Только по-настоящему сильные духом, терпеливые, добрые, чуткие и отзывчивые остаются в этой профессии. Не зря  медсестер раньше называли сестрами милосердия. Медицинские сестры не только выполняют назначения лечащего врача, но и помогают пациентам справляться со страданиями, обрести душевный покой.

В настоящее время медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Сестры милосердия, бесспорно, заслужили собственный праздник – день, когда им уделяется особое внимание. Когда много говорят об этой профессии, произносят множество добрых слов, награждают и вручают подарки. И такой праздник есть – Международный  День Медицинской сестры, который отмечается ежегодно во всем мире 12 мая. В России в 2019 году праздник проходит 27-й раз.

История возникновения праздника

«Сестра милосердия» - это выражение стало устойчивым благодаря именно Флоренс Найтингейл. Пойдя против воли родных, против штампов общества, молодая леди из благополучной британской семьи в одиночку совершила настоящую революцию в медицинском деле. То, что до нее казалось немыслимым, грубым, почти недостойным, Найтингейл возвела едва ли не в культ. Уход за больными стал делом не просто благородным, но и признанно важным с практической точки зрения: уменьшилась смертность, в корне изменилось отношение к условиям содержания больных. К работе, которую большинство в ее время почитали за грязную, сестра Флоренс относилась как к миссии. Это отношение переняли ее сторонницы и последовательницы.

Флоренс Найтингейл родилась 12 марта 1820 года во Флоренции в семье обладателя внушительного состояния Уильяма Найтингела. Флоренс любила заниматься с отцом, который обучал ее иностранным языкам, истории, философии, математике и другим наукам.

Юная Флоренс много путешествовала с родителями.

Вернувшись спустя полтора года домой, в Англию, Флоренс посетила с благотворительным визитом один из приютов на окраине Лондона. Увиденное поразило ее до глубины души: смрад, пьяные сиделки, без дела просиживающие у постелей больных, кучи дурно пахнущих тел, заразные и незаразные в одном помещении..

Этот визит дал Флоренс долгожданный ответ на мучивший ее вопрос. «Уход за больными – вот чем я должна заниматься», - решила Найтингейл. «Хочу стать сиделкой», - было объявлено родным.

Однако в семье Флоренс не поддержали. В середине XIX века считалось немыслимым, чтобы девушка из состоятельной семьи вообще работала. А тем более уход за больными считался плохой работой, поскольку трудиться приходилось в ужасных условиях и за грошовую плату.

Против воли семейства Флоренс решила самостоятельно штудировать разую медицинскую литературу.

Однако, отправиться на учебу в Германию, заниматься практикой в больницах – это была мечта Найтингейл.

Наконец, в 1851 году Флоренс уезжает на учебу в Кайзерверт, Германию.

Семья Найтингейл, скрывая правду и стыдясь выбора дочери, объявляет, что та отправилась лечиться на воды.

Вернувшись в Британию через несколько месяцев, Флоренс уже не могла вести прежнюю жизнь. Отец, смирившись, назначает ей 500 фунтов стерлингов годовой ренты, с правом для дочери жить так, как та посчитает нужным.

В 1852 году Найтингейл оставляет отчий дом и решает жить при клиникена Харли-стрит в Лондоне. Она вводит там целый ряд новшеств –лифты для доставки пищи больным или звонки для вызова сиделок, добилась, чтобы больницы были оснащены системами вентиляции и канализации: местное начальство замечает и поощряет ее.

А еще через год, в 1853-м, начинается Крымская война, в жизни Найтингейл – поворотный пункт.

В октябре 1854 года Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Скутари (Турция), а затем в Крым. Положение было катастрофическим: не хватало медикаментов, бойцы болели холерой и тифом…

Несмотря на то, что к моменту прибытия группы Найтингейл ситуация в полевом госпитале явно вышла из-под контроля, «активисток» встретили холодно. Потребовалось время и терпение, чтобы добиться малого: Флоренс и ее помощницам разрешили подносить пищу больным, заниматься шитьем и набивать соломой матрасы пациентов.

Но Найтингейл, конечно, пошла дальше, и вскоре для стирки белья и бинтов были куплены огромные котлы, для ремонта помещений госпиталя она наняла около двух сотен рабочих. В госпитале ее усилиями организована комната-читальня. Наконец, Флоренс удается вызвать из Лондона знаменитого шеф-повара, чтобы готовить для раненых полезную, питательную пищу. Солдаты, которые поначалу принимали Найтингел и других сестер милосердия в штыки, успокоились и между собой называли мисс Флоренс «леди с лампой»: каждую ночь она лично обходила койки с ранеными и для каждого находила ободряющее слово.

В результате, менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2%.

Добившись улучшения дел в Скутари, она приняла решение отправиться на передовую, в Крым. Туда Флоренс Найтингейл ездила трижды, работая в полевых госпиталях, преодолевая неприязненное отношение со стороны военных начальников и простых солдат. В первый же свой приезд в Крым, Найтингел заболела «крымской лихорадкой». Новость об этом быстро достигла Британии. На родине, знаменитой к тому времени сестры милосердия, для нее собрали более 40 тысяч фунтов стерлингов. Эти деньги Флоренс позже пустила в дело, помогая раненым и выздоравливающим.

Весной 1856 года, по окончании Крымской кампании, Флоренс Найтингел готовились встречать дома, в Англии, как национальную героиню. Она знала об этом, поэтому повременила с отъездом на родину, осталась в военном госпитале, отказалась от участия в церемонии чествования самой себя, вернулась в Британию под вымышленным именем.

По возвращении в Англию в 1856 Найтингейл было поручено реорганизовать армейскую медицинскую службу.

В 1859 году выходит первая брошюра Найтингейл – «Заметки о госпиталях». Через год вышла в свет вторая – «Заметки об уходе за больными». Эти труды разошлись по всей Европе и были переведены на многие европейские языки.

Спустя еще полгода в Англии открывается первая Школа сестер милосердия: от теории Флоренс перешла к практике. Школа успешно существовала более 130 лет и закрылась лишь в 1996 году.

Флоренс Найтингейл умерла в возрасте 90 лет в 1910-м, во сне. Последние 14 лет жизни она провела в лежачем состоянии, к концу своих дней почти ничего не видела.

По желанию Флоренс, на ее могильном камне была выбита короткая надпись: «Ф.Н. Родилась в 1820, умерла в 1910».

В 1872 году, через восемь лет после создания международной организации «Красный крест», его основатель, швейцарец Анри Дюнан, заявил в Лондоне, что главным его вдохновителем была Флоренс Найтингейл – и ее деятельность во время Крымской войны.

Известно, что Найтингейл была тронута и послала Дюнану благодарственное письмо с приглашением посетить ее дом.

Встреча, однако, так и не состоялась.

В 1912 году Общество Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл.

По сей день это самая почетная и высокая награда для сестер милосердия во всем мире.

12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл, мир отмечает Международный день медицинской сестры. Идея чествования медсестер появилась в 1953 году. Первые массовые торжества начались с 1965 года. В январе 1974 года Международный Совет медсестер (ICN) закрепил официальную дату празднования. В России праздник отмечается с 1993 года.

Неизмерима доброта,

Любовь неизмерима тоже,

Неизмерима помощи рука,

Которая всего дороже.

Когда беда застигнет вас врасплох:

Вы не здоровы, вид ваш очень плох –

Они даруют всем своё тепло,

Им имя – сёстры милосердия дано.

Их помощь как бы в стороне,

Их помощь как бы незаметна,

Но и в тылу и на войне

Они сражались беззаветно.

Собою раненых от пуль укрыв,

Об отдыхе и сне забыв,

Они спасали чью-то жизнь порой,

А сами не пришли потом домой.

Даша Севастопольская - пример мужества и героизма

Хотя принято считать, что первой на такой подвиг решилась англичанка Флоренс Найтингейл, но к моменту ее прибытия в Крым по ту сторону линии фронта уже больше месяца разъезжала «Карета горя». Ею управляла первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская.

К сожалению, информации о девушке, которая спасла сотни жизней русских солдат во время Крымской войны, сохранилось крайне мало.

Дарья появилась на свет в 1836 году в семье матроса 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова. Местом ее рождения иногда называют село Ключищи, которое находилось недалеко от Казани, однако, скорее всего, это произошло в поселке Сухая Балка, на окраине Севастополя. Мать Даши умерла, когда она была совсем крохой. В раннем возрасте девочка взяла на себя все заботы по дому, а в 12 лет начала стирать за деньги.

В 1853-м году на Дашу свалилось настоящее горе — в бою под Синопом погиб отец. Так, хрупкая девушка осталась одна в полуразвалившейся лачужке. Своим упорным трудом она скопила немного денег и купила корову.

Родной город Даши оказался под угрозой захвата силами союзников. Война была объявлена в октябре 1853 года. Флот неприятеля заблокировал русские корабли в Севастопольской бухте, а сухопутные бои велись на берегу реки Альма.

В городе воцарился хаос. Однако Даша Севастопольская (Михайлова) привыкла стойко переносить невзгоды. Дарья приняла осознанное решение. Она продала корову и на вырученные деньги купила лошадь с повозкой, уксус для промывания ран и полотно, оборудовав передвижной перевязочный пункт. Затем она отрезала косу и переоделась в старую матросскую форму отца. В таком виде она поехала на первую линию обороны русских войск. Соседей такое поведение девушки крайне удивило и они решили, что Даша потеряла рассудок из-за гибели отца и войны.

На передовой Даша Севастопольская, как прозвали девушку солдаты и офицеры, весь день без устали вывозила раненых и оказывала им первую медицинскую помощь. Иногда этот ангел во плоти подбирал и вражеских солдат, так как не мог смотреть на мучения людей, тела которых были изувечены штыками, пулями и осколками снарядов.

Когда сражение при Альме завершилось поражением русских войск, Даша вместе со своей повозкой вернулась в Севастополь. Вскоре неприятель перешел в наступление со стороны Балаклавы и Инкермана, осадив ее родной город.

Работы у храброй девушки меньше не становилось, она нашла пустующий дом и переоборудовала его под госпиталь, чтобы было куда свозить раненых. Ее хлопоты не остались незамеченными и жители Севастополя стали помогать Даше кто, чем мог. Они стали привозить ей одеяла, бинты, еду для солдат и медикаменты. Настоящей трагедией для девушки стала гибель ее фронтовой подруги — лошади. Однако без транспорта Даша Севастопольская оставалась недолго, так как один из офицеров приказал отдать отважной «сестричке» телегу и коня, чтобы она смогла продолжить спасать раненых.

Вскоре Даша Севастопольская и группа ее добровольных помощниц поступили под руководство известного хирурга Пирогова. Он прибыл в город вместе с сестрами Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, образованной в Петербурге в ноябре 1854 года.

Среди женщин, прибывших из столицы, было немало аристократок (сестра известного писателя Екатерина Грибоедова, родственница М. И. Кутузова и дочь сенатора Екатерина Бакунина), оставивших свои роскошные дворцы и особняки ради помощи раненым русским солдатам.

В один из дней затянувшейся обороны Севастополя в город для поднятия боевого духа русского воинства приехали сыновья Николая I. Они были поражены, услышав рассказ о девушке-сироте, которая с первых дней войны находилась в самых горячих точках, спасая жизни солдат и офицеров. Вскоре император приказал наградить сестру милосердия золотой медалью на Владимирской ленте «За Усердие» и 500 рублями серебром.

Летом 1855 года, незадолго до сдачи Севастополя французским войскам Дарья вышла замуж за рядового Четвертого ластового экипажа Максима Хворостова. Их семейная жизнь была обречена.

Оставшись совсем одна, она вернулась в родной город и поселилась на Корабельной стороне. Там она тихо прожила до самой смерти в скромном домике у моря. Первая русская сестра милосердия умерла в 1910-м году. Ее похоронили на кладбище в Доковом овраге.

15 ноября 2005 года в Городе русской морской славы был открыт памятник Даше Севастопольской. Он представляет собой трехметровую ротонду из белого камня. На ее лицевой стороне размещен барельеф, на котором с изображен портрет Даши Севастопольской. Больница N3, во дворе которой установили памятник, теперь носит имя первой русской сестры милосердия. Кроме того, ее бюст сохранился на здании Панорамы обороны Севастополя.

Несколько лет назад была также учреждена специальная награда для среднего медперсонала - «Медаль Даши Севастопольской» за  профессионализм и сострадание.

Даша Севастопольская

Бедняга, видно, тронулась рассудком,
шептались в Корабельной стороне.
Отец-то при Синопе помер. Сумка
- всё, что при ней - на вытертом ремне.
Глазели: со двора свела корову.
Неужто бог вконец лишил ума?
Домишко продала. Одна. Без крова.
Какую ночь она уже без сна?
Сама грузила бутыли в подводу,
тюки полотен, стопки одеял.
На зорьке клячу запрягла  - и ходу.
Зачем? Куда? Да кто ж её видал?
...Девица Дарья отрезает косы,
застегивает на груди бушлат:
тот, что остался от отца-матроса.
Плывёт над Севастополем набат,
опять эскадра ядра сыплет с моря,
опять над бухтой пламя и дымы.
Но поутру её карету горя
уже встречали берега Альмы.
Там с поля брани колеею узкой
и раненых везла, и скорбный груз.
Она не разбирала, кто ты - русский,
британец будешь, турок ли, француз…
Носила воду в пекло бастиона:
любезные, держитесь до утра!
И раненый, лежавший под иконой,
ей, сироте, шептал: сестра… Сестра!

В семнадцать лет шагнув в огонь сражений,
и знать не знала, что простой народ
таких же, как она - святых, блаженных -
медсёстрами отныне назовёт.

Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны

В годы войны на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Во всех частях и подразделениях, действующей армии, в партизанских отрядах, в местных командах противовоздушной обороны находились солдаты службы здоровья, готовые в любой момент прийти на помощь раненым.

Бессонные ночи медицинские работники неотступно стояли возле операционных столов,  а кто-то из них вытаскивал на своей спине  поля боя убитых и раненых.

Большой вклад в дело спасения и лечения раненых внёс тогда Советский Красный Крест. Во время Великой Отечественной войны было подготовлено несколько сот тысяч медицинских сестёр, санитарных дружинниц, санитаров, более 23 миллионов  человек были подготовлены по программе «Готов к санитарной обороне СССР».

Несколько тысяч медицинских работников были награждены орденами и медалями за свой кропотливый, тяжёлый труд. А Международный комитет Красного Креста наградил медалью «Флоренс Найтингейл» 38 медицинских сестёр – воспитанниц Союза Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Обязательно важно помнить о женщинах-медиках, которые не щадя себя, поднимали дух воинов, поднимали раненых с больничной койки и отправляли снова в бой защищать свою страну, свою Родину, свой народ, свой дом от врага.

Понятие негаснущей надежды, 
Понятие участья и добра, 
С тобой и ныне связаны, как прежде, 
Заботливая наша медсестра. 
Ты помогала, ты в боях спасала, 
Ты шла вперед, на теплоту щедра. 
И все сначала снова начинала, 
Спеша на зов: "Скорее, медсестра!" 
Приняв благоговейно эстафету, 
Сегодня ты мудрее, чем вчера, 
Прямых дорог тебе, большого света 
Победы всех недугов, медсестра!

Ассоциация медицинских сестер России.

Основные направления в работе

В 1950-е гг. все медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища – была создана государственная система среднего специального образования медицинских работников.

В 1993 г. была сформулирована и принята философия сестринского дела. В 1994 г. организована Ассоциация медицинских сестер России, вошедшая в состав и принимающая деятельное участие в работе Международного совета медицинских сестер. В любой профессиональной деятельности главной задачей является постоянное улучшение ее качества. Для повышения качества сестринского дела необходимо соблюдение стандартов сестринских услуг.

Основным координирующим органом в сфере международного сестринского дела является Международный совет медицинских сестер. Главной задачей совета является обеспечение качественной сестринской помощи, для чего осуществляется продвижение сестринских знаний и опыта работы на международном уровне. Ассоциация медицинских сестер России также входит в состав Международного совета медицинских сестер с 2005 года.

Международный совет медицинских сестер (International Councilof Nurses) - организация, которая объединяет 132 национальных ассоциации медсестер, в которые входят более 13 миллионов медицинских сестер по всему миру.  Основана была в 1899 году. Первым президентом Международного Совета Медсестер стала англичанка Бедфорд Фенвик.

 В настоящее время Международный Совет Медсестер возглавляет датская медсестра Кирстен Сталкнехт.

Белое сердце было официально принято как символ медицинских сестер в 1999 году, по случаю 100-летия Международного совета медицинских сестер. Символ означает заботу, знания и человечность, которые присуще сестринскому персоналу. Белое сердце также является объединяющим символом для медсестер во всем мире.

Ассоциация медицинских сестер России (РАМС) была основана в 1992 году по инициативе медицинских сестер и министерства здравоохранения Российской Федерации. Валентина Антоновна Саркисова была избрана первым президентом Ассоциации и является им в настоящее время. 

В 1994 году созданная организация была зарегистрирована в качестве Межрегиональной ассоциации медицинских сестер. Благодаря множеству проведенных мероприятий РАМС удалось создать сообщество лидеров сестринского дела, готовых развивать сестринскую профессию и защищать интересы всех медицинских сестер России.

В конце 2002 года благодаря значительному росту численного состава Ассоциация была перерегистрирована в качестве национального объединения медицинских сестер. С этого момента Ассоциация получила официальное право представлять интересы всех медицинских сестер России на международном уровне.

С 1998 года РАМС входит в состав Европейского форума национальных сестринских и акушерских ассоциаций и ВОЗ.

С 2013 года Президент РАМС является председателем Европейского форума.

За период 2013-2015 года в рамках сотрудничества Форума и европейского регионального бюро ВОЗ разработаны и утверждены Стратегические направления по укреплению сестринского и акушерского дела в Европе, создан европейский сборник примеров расширенной практики. 

Основными этическими принципами в сестринском деле и здравоохранении являются: принцип милосердия, принцип автономии, то есть уважения к личности каждого пациента и его решениям,
принцип справедливости/не причинения вреда,
принцип полноты оказания медицинской помощи. 

В настоящее время в России насчитывается более 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – востребованная профессия, требующая необходимой профессиональной подготовки.

Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.

В обществе возрождается отношение к этой специальности как к престижной, повышается и ее профессиональный статус.

Сегодня в стране происходит реформирование сестринского дела, направленное на повышение профессионального и социального статуса этой специальности. Оно осуществляется путем подготовки медицинских сестер со средне - специальным, высшим образованием, готовых реализовать свои знания и опыт на уровне управления лечебными подразделениями, в преподавательской деятельности, а также через развитие новых форм медицинского обслуживания населения.

Сестре медицинской скажу я спасибо,

Вы – ангел хранитель, и Вы – божество!

Целительной силой владеете чудно

И Ваше леченье, почти волшебство!

Пускай Вас хранят на земле и на небе,

Дарят Вам улыбки и море цветов,

Пусть радует Вас ожерелье – здоровье,

Чудесное счастье и сказка - любовь!

Медицинская сестра: сегодня…

Получив среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» молодой специалист может работать на должности медицинской сестры в организациях:

  • лечебно-профилактические учреждения - больница, медико-санитарная часть, поликлиника, санаторий, профилакторий, травмпункт, медицинский центр, родильный дом, женская консультация, станция скорой помощи, диспансеры, реабилитационный центр, амбулатория, здравпункт, ФАП
  • образовательные учреждения - детский сад, школа, среднее, высшее учебное заведение
  • социальная сфера - приют, дом ребенка, дом престарелых, дом-интернат
  • научно-исследовательские институты и центры
  • крупные предприятия - здравпункт
  • правоохранительная система
  • военные организации
  • службы спасения, МЧС

Медицинская сестра может трудиться в отделении стационара, в процедурном, перевязочном кабинете, в поликлинике на участке или с узким специалистом, в операционном блоке, реанимации, физиотерапии, с детьми и взрослыми пациентами — все зависит от желания, наклонностей, возможностей и специализации.

Имея опыт работы 3 года и соответствующие знания, можно претендовать на должность старшей медицинской сестры.

Квалификационные требования

С 2018 года все выпускники медицинских учебных заведений проходят процедуру аккредитации, которой подтверждают свое право работать медицинской сестрой. Ранее медицинские сестры проходили сертификацию с получением соответствующего документа. Постепенно аккредитация окончательно заменит сертификацию, но пока выданные сертификаты действуют.

С опытом работы медицинская сестра повышает свою квалификацию и вправе претендовать на присвоение квалификационной категории:

  • II категория — после 3-х лет работы
  • I категория — после 5 лет работы
  • высшая категория — после 7 лет работы (после присвоения подтверждается каждые 5 лет)

Экзамен на присвоение и подтверждение квалификационной категории сдается аттестационной комиссии после подготовки отчета о профессиональной деятельности за последний год.

Высшее образование

Опытные медицинские сестры работают на руководящих, преподавательских должностях, однако для получения такой работы нужно получить высшее образование в медицинском вузе (бакалавриат). Специальность та же - сестринское дело, но квалификация уже выше, чем после окончания среднего учебного заведения.

Варианты работы медицинской сестры с высшим образованием (введено приказом Минздрава РФ № 267 от 16 августа 2002 г.):

  • Главная медицинская сестра (акушерка)
  • Заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом
  • Директор (заведующий) дома (отделения) сестринского ухода, хосписа, молочной кухни
  • Заведующий организационно-методическим кабинетом (отделом)
  • Заведующий кабинетом (отделом) медицинской статистики
  • Руководитель центра профилактики, специализированной школы (астма-школа, школа диабета, школа гипертонической болезни и т.п.)
  • Специалист центра общей врачебной практики
  • Менеджер по организации внебюджетной деятельности

Обязанности медицинской сестры

На любом месте работы у медицинской сестры имеются свои должностные обязанности, но мы перечислим те, без которых не обойтись нигде:

  • наблюдение и уход за больными (пациентами), контроль за сих санитарно-гигиеническим состоянием и питанием
  • выполнение врачебных назначений
  • владение техникой сестринских манипуляций
  • помощь врачу (на приеме, операции и т.п.)
  • ведение медицинской документации
  • соблюдение правил санэпидрежима
  • контроль работы младшего персонала
  • контроль, учет, хранение медикаментов
  • оказание первой медицинской помощи в экстренной ситуации
  • санпросветработа

Требования к медицинской сестре

Кроме умения выполнять набор манипуляций, медсестра должна обладать определенными характеристиками, не медицинскими навыками и личными качествами, которые очень важны в работе:

  • владение ПК на уровне пользователя
  • внимательность
  • терпеливость
  • требовательность
  • быстрая реакция
  • четкая координация движений
  • аккуратность
  • доброжелательность
  • способность к состраданию
  • ответственность
  • физическая выносливость
  • организованность
  • стрессоустойчивость

Инновационные методики на практике

Среди наиболее новых инструментов, материалов и технологий, внедренных в работу среднего медицинского персонала, отмечаются следующие.

Вакуумные системы. Это одноразовые пробирка, игла, держатель, которые дали возможность быстро и комфортно проводить забор крови, исключить осложнения, обезопасить пациентов и медперсонал. Среди преимуществ также надежность маркировки и простота утилизации.
Для взятия крови из «сложных» вен или кратковременного ведения лекарств используются стерильные закрытые системы, состоящие из иглы-«бабочки», катетера и адаптера. Они часто применяются в педиатрии. К тому же сегодня материал для исследований доставляется в специальных и удобных контейнерах, обеспечивающих безопасность биоматериала при транспортировке в лабораторию.  

Штрих-коды. Применение браслетов со штрих кодами, на которых наносится информация (Ф.И.О, возраст и т. п.) для точной идентификации больных. Это позволяет избежать ошибок при взятии анализов и выдаче лекарств, проведении процедур. Системы штрих-кодировки этикеток широко используются в лабораториях, на станциях переливании крови, стерилизационных отделениях, аптеках.

Прибор для визуализации вен. Портативный ручной прибор, который бесконтактно с помощью инфракрасного излучения визуально отображает карту периферических вен.

Средства для проведения дезинфекции. Новые дезинфицирующие средства для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний позволяют совместить дезинфекцию с предстерилизационной очисткой. Средства характеризуются низкой токсичностью, широким спектром действия, активны в небольших концентрациях, не повреждают инструменты и оборудование. Для обработки применяются специальные емкости и контейнеры, предназначенные для дезрастворов. Задача обеззараживания воздуха в больницах решается посредством современных облучателей-рециркуляторов.

Современные кровати и прикроватные мониторы. Многофункциональные кровати различных моделей для лежачих пациентов значительно облегчают медсестрам уход, проведение лечебных процедур и врачебный осмотр. Кровати позволяют менять положение заболевших, что снижает риск осложнений. Прикроватные мониторы помогают следить за состоянием пациента и при внезапном изменении показателей (сердцебиения, давления и т. п.) немедленно дают сигнал о необходимости срочных помощи со стороны медперсонала.

Медицинские информационные технологии. Использование достижений телекоммуникационных (телемедицина) и компьютерных технологий благотворно влияет и на сестринский процесс, повышая уровень обслуживания. И хотя компьютерные работы на данный момент на стадии становления, а массовая и систематизированная компьютеризация еще не состоялась, все больше медучреждений оснащаются ПК, оргтехникой и переводят работу в электронные варианты.
К тому же объединение медицинских заведений РФ в единую сеть позволит систематизировать документооборот (сбор, обработку, анализ медицинских данных) и проводить быстрый обмен информацией между медструктурами, что значительно сэкономит время и средства.

В недалеком будущем планируется систематическое обучение персонала работе на современных устройствах, но уже сейчас медсестрам необходимо овладеть базовыми навыками работы на компьютере.

Медицинская сестра: завтра…

С развитием медицинской науки постоянно совершенствуется и возрастает роль специалистов со средним медицинским образованием.

Специалисты, имеющие среднее медицинское образование и составляющие самую многочисленную категорию работников здравоохранения, играют важную роль в реформах, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи. Что ждет медицинскую сестру завтра, какой она будет – все зависит от нас. Надеемся, что, опираясь на бесценный опыт прошлого и настоящего, мы сможем смотреть позитивно вперед и уверенно двигаться в завтрашний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие или классный час. "Час кроссворда" Спорт вчера, сегодня, завтра"

Игровая форма усвоения знаний для 8-11 классов.Тема физической культуры и спорта актуальна для любого современного человека.Мероприятие  поможет вспомнить  или узнать спорт. термины, события...

Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...

Методическая разработка конференции "Акушерство: вчера, сегодня, завтра"

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра». Выбор темы «Акушерство: вчера, сегодня, завтра» не случаен.Задача конференции заключается в том, чтобы проследить ист...

Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра».

Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»....

Классный час. Москва вчера, сегодня, завтра

Классный час. Москва вчера, сегодня, завтра...

Семинар "Деньги: вчера, сегодня, завтра.."

Презентации и доклады для проведения семинара  "Деньги: вчера, сегодня, завтра.."...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА   ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ  ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...