Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №2, 3 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
учебно-методический материал
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по
теме «Закономерности наследования признаков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_no23.docx | 50.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАПОУ «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МЗ РБ»
ЦМК Общепрофессиональных дисциплин
Методические рекомендации
для аудиторной СРС
к практическому занятию
Тема: «Закономерности наследования признаков»
Цели занятия:
- Обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях, множественном аллелизме, наследовании групп крови и дигибридном скрещивании;
- закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.
Формируемые компетенции: ОК 1-4, 5,8,11 ПК 2.3,2.5, 2.6
Студент должен знать:
- Закономерности наследования признаков;
- Генетическую символику и генетические термины;
- Принципы наследования групп крови;
Студент должен уметь:
- уметь определить генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей;
- уметь прогнозировать проявление признаков в потомстве;
- Решать задачи по закономерностям наследования признаков.
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
№ п/п | Этапы занятия | Ориентировочное время | Методические указания | Форма отчетности |
1. | Задание 1. Генетическая символика | 10мин | Изучить и записать | Запись в тетради. |
2. | Задание № 2, №3 Моногибридное скрещивание | 20 мин. | Изучить примеры, решить задачи | Запись в тетради |
3. | Задание № 4. Множественный аллелизм. Наследование групп крови | 20 мин. | Изучить примеры, решить задачи | Запись в тетради |
4. | Задание 5. Дигибридное скрещивание | 20 мин | Изучить примеры, решить задачи | Запись в тетради |
5. | Задание 6. Наследование, сцепленное с полом | 20 мин | Изучить примеры, решить задачи | Запись в тетради |
Задание 1. Генетическая символика
Задание: Изучите и запишите генетическую символику.
Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:
Р — родители;
F — потомство, (F1 — гибриды первого поколения, F2 — гибриды второго поколения);
х — значок скрещивания;
♂ — мужская особь;
♀ — женская особь
A, a, B, b, C, c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.
АА (ААВВ) – гомозигота по доминантному гену
аа (аавв) гомозигота по рецессивному гену
Аа(АаВв) - гетерозигота
Задание № 2 Моногибридное скрещивание
Задание: Изучите алгоритм решения прямых задач.
Под прямой подразумевается задача, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.
Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.
Алгоритм решения обратных задач.
Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.
1.Читаем условие задачи. | Задача 2. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства? | |||||||||
2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение. | 2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а). | |||||||||
3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом. | 3. Р фенотип ♀ норм. х ♂ норм. крылья крылья Р генотип ♂ А_ х ♀ А_ F1 фенотип 88 норм. крылья 32 редуц. крылья генотип А_ аа | |||||||||
4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь. | 4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда: Р фенотип норм. крылья х норм. крылья Р генотип Аа х Аа ↓ ↓ ↓ ↓ А а А а
| |||||||||
5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему. | 5. F1 генотип АА Аа Аа аа фенотип 88 норм. норм. норм. 32 редуц. | |||||||||
6.Записываем ответ задачи. | Ответ: доминантный признак – нормальные крылья; родители Аа и Аа; потомки АА, 2Аа, аа. |
Задача №3. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.
Пример краткой записи
Дано:
А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F1
Решение
Гетерозиготные кареглазые родители Аа
Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:
по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1
Задание № 3. Решение задач на моногибридное скрещивание
Задача № 4. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.
Задача №5. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
Задача №6. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача №7. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.
а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?
Задача №8. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?
Задание № 4. Множественный аллелизм. Наследование групп крови
Решение типовых задач
Задача 1. У мальчика группа крови – первая I0 I0, а у его сестры – четвертая IAIB Определите генотипы их родителей и тип взаимодействия генов у сестры.
ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ СНИЗУ ВВЕРХ
3. P♀ IA I0 x ♂ IB I0
2. G IA I0, IB I0
1. F IAIB I0 I0
Ответ: У матери IA I0 – вторая, у отца IB I0 – третья
Задача 2. У детей группа крови A, у отца –0. Какая группа крови у матери?
P IA I A x I0 I 0
G IA, I A, I0, I 0
F IA I0; IA I0; IA I 0; IA I0
Задача 3. Гетерозиготная женщина со второй группой крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину с третьей группой крови. Какие группы крови могут иметь дети?
P ♀ IA I0 x ♂ IB I0
G IA, I0, IB, I0
F IAIB; I B I0; IAI0; I0 I0
IV III II I
Дети могут иметь все группы крови с вероятностью 25 %.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 4. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гомозиготного по II группе крови. У них родился ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?
Задача 5. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по III группе крови. Какие группы крови могут иметь их дети?
Задача 6. Мать гомозиготная по II группе крови, отец - по III. Какую группу крови унаследуют их дети?
Задача 7. Какую группу крови могут иметь дети, если их родители гетерозиготны по II и III группам крови?
Задача 8. Гетерозиготная женщина со II группой крови вышла замуж за мужчину с I группой. Какие группы крови возможны у их детей и какие исключаются?
Задача 9. Родители гетерозиготны по III группе крови. Определить вероятность рождения ребенка с той же группой крови.
Задача 10. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.
Задача 11. У матери и ребенка II группа крови, у мужа - I, у подозреваемого в отцовстве - IV. Можно ли установить истинное отцовство? Поможет ли в этом тот факт, что у матери I группа крови?
Задача 12. У матери II группа крови, у ребенка – III. Группа крови отца неизвестна. Чью кровь (отца или матери) можно перелить ребенку? Можно ли перелить кровь отца, не определяя ее группу?
Задача 13. У мальчика группа крови IV, резус положительный, а у его брата – I, резус отрицательный. Каковы группы крови у родителей?
Задача 14. Богатый канадский коммерсант Жан Мазепе, скончавшийся в весьма преклонном возрасте, завещал весь свой капитал своей второй жене Марии и двум малолетним сыновьям от этого брака – Пьеру и Шарлю. Дети Мазепы от первого брака - Анна и Лизи - обратились в суд, требуя признать завещание незаконным и лишить Марию и ее детей права на наследство. В заявлении, которое представил суду адвокат Анны и Лизи, было сказано, что Пьер и Шарль - не сыновья Мазепы. Основания для обвинения Марии в супружеской неверности и отказа ей и ее детям в праве на наследство послужили данные о несоответствии групп крови у Мазепы и мальчиков, которых он считал своими сыновьями. Мария и первая супруга Мазепы имеют первую группу крови, такая же группа определена у Анны и Лизи. Сам Мазепа имел IV группу крови. Группа крови у Пьера - III, у Шарля - II. Что постановил суд?
Задание 5. Дигибридное скрещивание
Примеры решения типовых задач
Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?
Ген A определяет развитие близорукости, a – нормальное зрение, ген B– карие глаза и ген b – голубые глаза.
P: AaBb x aabb
G: AB Ab ab aB ab,
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 25 %.
Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.
Ген A определяет рыжий цвет волос, a – русый, ген B – наличие веснушек, b – отсутствие веснушек.
P: Aabb x aaBB
G: Ab ab, aB
F1: AaBb; aaBb
Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.
Задача 3. Ген A определяет шестипалость (полидактилия), ген a –-нормальную кисть. Ген B определяет наличие веснушек, а b– их отсутствие.
Гетерозиготная женщина с нормальной кистью, имеющая веснушки вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?
P: aaBb x Aаbb
G aB ab, Ab ab
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек) составляет 25 %.
Задача 4. Гены, определяющие кактаракту и рыжие волосы, находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?
Ген а определяет развитие светлых волос, ген А – рыжих волос. Ген B определяет развитие катаракты, а b – нормальное зрение.
P aabb x AaBb
G ab AB Ab aB ab
F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Фенотипы детей: светловолосый с катарактой; светловолосый без катаракты; рыжеволосый с катарактой; рыжеволосый без катаракты.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в разным парах хромосом.
Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать, у их потомства, если мужчина гомозиготен по обоим признакам?
Задача 2. Голубоглазый правша жениться на кареглазой правше. У них родилось двое детей кареглазый левша и голубоглазая правша. От второго брака у этого же мужчины с другой кареглазой правшой родились 9 кареглазых детей. Все они были правши. Каковы генотипы каждого из родителей?
Задача 3. Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какие признаки будут у дальнейших потомков этой пары?
Задача 4. Рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак) имеют 5 детей. Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и с веснушками и не рыжими без веснушек.
Задание 6. Наследование, сцепленное с полом
Выше было показано, что если гены, ответственные за формирование признака, расположены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто из родителей (мать или отец) является носителем данного признака. Однако признаки могут определяться генами, лежащими в половых хромосомах. В этом случае наследование признака зависит от того, кто из родителей является носителем данного признака.
Ген, расположенный в Х-хромосоме, является сцепленным с полом.
Схема наследования гемофилии
Гемофилия определяется рецессивным геном h, а нормальная свертываемость крови детерминируется доминантным геном H.
P ♀ Х H Х h x ♂ Х H У
G Х H, Х h, x Х H, У
F Х H Х H; Х H Х h; Х HУ; Х h У
Вероятность рождения ребенка с гемофилией составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена h.
Схема наследования дальтонизма
Дальтонизм (нарушение цветного зрения) определяется рецессивным геном d, а нормальное зрение детерминируется доминантным геном D.
P♀ Х DХ d x ♂ ХD У
G Х D, Х d, x Х D, У
F Х D Х D; Х DХ d; Х D У; Х d У
Вероятность рождения ребенка с дальтонизмом составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена d.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Ген дальтонизма – рецессивный. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?
Задача 2. Гемофилия – наследственное рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой. Мужчина – гемофилик женился на здоровой женщине, отец которой болел гемофилией. Каковы генотипы мужа и жены? Какой фенотип будет у их детей?
Задача 3. У женщины сын – гемофилик. Какова вероятность, что у ее сестры сын также будет гемофилик? В каком случае вероятность выше: если ген гемофилии получен женщиной от отца или от матери?
Задача 4. Отец и сын дальтоники. Правильно ли будет сказать, что сын унаследовал болезнь от отца?
Домашнее задание:
- РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАЧИ
- Подготовиться к индивидуальной контрольной работе по решению задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами медицинской генетики составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:- проводить опрос и в...
Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №1 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по ...
Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №4 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по ...
Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №5 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
Методические рекомендации для аудиторной СРС к практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по ...