Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №2, 3 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"
учебно-методический материал

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по                                                           

теме «Закономерности наследования признаков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_no23.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГАПОУ  «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  МЗ РБ»

ЦМК  Общепрофессиональных дисциплин

Методические рекомендации

для аудиторной СРС  

к  практическому занятию

                                                             

Тема: «Закономерности наследования признаков»

Цели занятия: 

  • Обобщить знания об основных закономерностях наследственности и изменчивости как фундаментальных свойствах живых организмов; ознакомиться с наследованием признаков при моногибридных скрещиваниях, множественном аллелизме, наследовании групп крови и дигибридном скрещивании; 
  • закрепить знания генетической символики и генетических терминов; сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач.

       Формируемые компетенции: ОК 1-4, 5,8,11 ПК 2.3,2.5, 2.6

Студент должен знать:

  • Закономерности наследования признаков;
  • Генетическую символику и генетические термины;
  • Принципы наследования групп крови;

Студент должен уметь: 

  •  уметь определить генотип и фенотип детей по генотипу родителей, а также генотип родителей по фенотипу детей;
  • уметь прогнозировать проявление признаков в потомстве;
  • Решать задачи по закономерностям наследования признаков.

Методические указания

по выполнению самостоятельной работы

№ п/п

Этапы занятия

Ориентировочное время

Методические указания

Форма отчетности

1.

 Задание 1. Генетическая символика

10мин

Изучить и записать

Запись в тетради.

2.

  Задание № 2, №3   Моногибридное скрещивание

20 мин.

 Изучить примеры, решить задачи

Запись в тетради

3.

Задание № 4. Множественный аллелизм. Наследование групп крови

20 мин.

Изучить примеры, решить задачи

 Запись в тетради

4.

Задание 5. Дигибридное скрещивание

20 мин

Изучить примеры, решить задачи

Запись в тетради

5.

Задание 6. Наследование, сцепленное с полом

20 мин

Изучить примеры, решить задачи

Запись в тетради

Задание 1.  Генетическая символика

Задание: Изучите и запишите генетическую символику.

Для записи результатов скрещиваний в генетике используются специальная символика, предложенная Г.Менделем:

Р — родители;

F — потомство, (F1 — гибриды первого поколения, F2 — гибриды второго поколения);

х — значок скрещивания;

♂ — мужская особь;

♀ — женская особь

A, a, B, b, C, c — буквами латинского алфавита обозначаются отдельно взятые наследственные признаки.

АА (ААВВ) – гомозигота по доминантному гену

аа (аавв)  гомозигота по рецессивному гену

Аа(АаВв) - гетерозигота

Задание № 2  Моногибридное скрещивание

 Задание: Изучите  алгоритм решения прямых задач.

Под прямой подразумевается задача, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.

Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания.

Алгоритм действий

Задача 1.         Пример решения задачи.

1.Чтение условия задачи.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какова вероятность получения в  потомстве F2 плодов с гладкой кожицей? Плодов с опушенной кожицей?

2.Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков.

2. Решение. Если в результате скрещивания все потомство имело гладкую кожицу, то этот признак  - доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).

3.Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских особей.

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными.

Р   фенотип        ♂  гладкая                х         ♀  опушенная  

                                кожица                                кожица

Р    генотип             ♂  АА                  х             ♀ аа

4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза.

4.                                     ↓                                       ↓

G                                     А                                       а

(Гомозиготные особи дают только один тип гамет.)

5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения.

5.

F1   генотип                                          Аа

      фенотип                                 гладкая кожица  100%

6. Составляем схему второго скрещивания.

6.

Р  фенотип             ♂  гладкая            х          ♀  гладкая

                                    кожица                              кожица    

Р  генотип                    ♂  Аа                х                ♀  Аа  

7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь.

7.                                   ↓         ↓                             ↓         ↓

G                                   А         а                            А         а

(Гетерозиготные особи дают два типа гамет).

8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков.

8.              

F2                                            Генотип

                       

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

Аа

             

                            АА      Аа      Аа       аа

                            гл.       гл.      гл.      опуш.

9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления.

Вероятность появления в Fплодов с гладкой кожицей:

4  -  100%

3  -   х                х = (3х100):4 =75%

Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей:

100%-75% =25%.

10. Записываем ответ по образцу:

Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%.

Алгоритм решения обратных задач.

Под обратной задачей имеется в виду такая задача, в которой даны результаты скрещивания, фенотипы родителей и полученного потомства; необходимо определить генотипы родителей и потомства.

1.Читаем условие задачи.

Задача 2.          При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки. Каковы генотипы родителей и потомства?

2. По результатам скрещивания F1 или F2 определяем доминантный и рецессивный признаки и вводим обозначение.

2. Решение. Скрещивались мухи с нормальными крыльями, а в потомстве оказались мухи с редуцированными крыльями. Следовательно, нормальные крылья – доминантный признак (А), а редуцированные крылья – рецессивный признак (а).

3. Составляем схему скрещивания и записываем генотип особи с рецессивными признаком или особи с известным по условию задачи генотипом.

3.

Р   фенотип      ♀  норм.                х                  ♂  норм.

                             крылья                                    крылья

Р    генотип           ♂  А_                х                 ♀  А_

F1   фенотип        88 норм. крылья           32 редуц. крылья

      генотип                  А_                                       аа                          

4. Определяем типы гамет, которые может образовать каждая родительская особь.

4. Родительские особи обязательно образуют гаметы с доминантным геном. Так как в потомстве появляются особи с рецессивным признаком, значит у каждого из родителей есть один ген с рецессивным признаком. Отсюда:

Р   фенотип           норм. крылья        х   норм. крылья

Р   генотип                   Аа                   х              Аа

                                 ↓          ↓                         ↓           ↓

                                   А          а                            А           а  

А

а

А

АА

Аа

а

Аа

Аа

5. Определяем генотип и фенотип потомства, полученного в результате оплодотворения, записываем схему.

5.

F1  генотип               АА           Аа            Аа            аа        

    фенотип         88 норм.       норм.       норм.      32 редуц.

6.Записываем ответ задачи.

Ответ: доминантный признак – нормальные крылья; родители Аа и Аа; потомки АА, 2Аа, аа.

Задача №3. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Пример краткой записи

Дано:

А – карие глаза
а – голубые глаза
Определить: F
1

Решение

Гетерозиготные кареглазые родители Аа

http://bio.1september.ru/2004/12/6.gif

Происходит расщепление признаков, согласно II закону Менделя:

по фенотипу 3 : 1
по генотипу 1 : 2 : 1

Задание № 3. Решение задач на моногибридное скрещивание

Задача № 4. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №5.  У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

Задача №6. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №7. У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение.

а) Сколько типов гамет образуется у жены?
б) Сколько разных генотипов может быть у детей в данной семье?
в) Сколько фенотипов может быть у детей в данной семье?
г) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка с нормальным зрением?
д) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, страдающего дальнозоркостью?

Задача №8. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

Задание № 4. Множественный аллелизм. Наследование групп крови

Решение типовых задач

Задача 1. У мальчика группа крови – первая I0 I0, а у его сестры – четвертая                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        IAIB Определите генотипы их родителей и тип взаимодействия генов у сестры.
ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ СНИЗУ ВВЕРХ

3. P♀ IA I0 x ♂ IB I0

2.  G  IA I0,                IB I0


1. F   IAIB           I0 I0

Ответ: У матери IA I0  – вторая, у отца IB I0 – третья


Задача 2. У детей группа крови A, у отца –0. Какая группа крови у матери?

P IA I A x I0 I 0

G IAAI0, I 0

F IA I0IA I0IA I 0IA I0

Задача 3. Гетерозиготная женщина со второй группой крови вышла замуж за гетерозиготного мужчину с третьей группой крови. Какие группы крови могут иметь дети?

P ♀ IA Ix ♂ IB I0

G IAI0IBI0

F IAIBB I0; IAI0; I0 I0

IV III II I

Дети могут иметь все группы крови с вероятностью 25 %.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 4. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гомозиготного по II группе крови. У них родился ребенок. Какую группу крови и какой генотип он имеет?

Задача 5. Женщина с I группой крови вышла замуж за мужчину, гетерозиготного по III группе крови. Какие группы крови могут иметь их дети?

Задача 6. Мать гомозиготная по II группе крови, отец - по III. Какую группу крови унаследуют их дети?

Задача 7. Какую группу крови могут иметь дети, если их родители гетерозиготны по II и III группам крови?

Задача 8. Гетерозиготная женщина со II группой крови вышла замуж за мужчину с I группой. Какие группы крови возможны у их детей и какие исключаются?

Задача 9. Родители гетерозиготны по III группе крови. Определить вероятность рождения ребенка с той же группой крови.

Задача 10. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите родителей детей.


Задача 11. У матери и ребенка II группа крови, у мужа - I, у подозреваемого в отцовстве - IV. Можно ли установить истинное отцовство? Поможет ли в этом тот факт, что у матери I группа крови?

Задача 12. У матери II группа крови, у ребенка – III. Группа крови отца неизвестна. Чью кровь (отца или матери) можно перелить ребенку? Можно ли перелить кровь отца, не определяя ее группу?

Задача 13. У мальчика группа крови IV, резус положительный, а у его брата – I, резус отрицательный. Каковы группы крови у родителей?


Задача 14. Богатый канадский коммерсант Жан Мазепе, скончавшийся в весьма преклонном возрасте, завещал весь свой капитал своей второй жене Марии и двум малолетним сыновьям от этого брака – Пьеру и Шарлю. Дети Мазепы от первого брака - Анна и Лизи - обратились в суд, требуя признать завещание незаконным и лишить Марию и ее детей права на наследство. В заявлении, которое представил суду адвокат Анны и Лизи, было сказано, что Пьер и Шарль - не сыновья Мазепы. Основания для обвинения Марии в супружеской неверности и отказа ей и ее детям в праве на наследство послужили данные о несоответствии групп крови у Мазепы и мальчиков, которых он считал своими сыновьями. Мария и первая супруга Мазепы имеют первую группу крови, такая же группа определена у Анны и Лизи. Сам Мазепа имел IV группу крови. Группа крови у Пьера - III, у Шарля - II. Что постановил суд?

Задание 5. Дигибридное скрещивание

Примеры решения типовых задач

Задача 1. У человека сложные формы близорукости доминируют над нормальным зрением, карий цвет глаз – над голубым. Кареглазый близорукий мужчина, мать которого имела голубые глаза и нормальное зрение, женился на голубоглазой женщине с нормальным зрением. Какова вероятность в % рождения ребенка с признаками матери?

Ген A определяет развитие близорукости, a – нормальное зрение, ген B– карие глаза и ген b – голубые глаза.

P: AaBb x aabb

G: AB Ab ab aB ab,

FAaBb; Aabb; aaBb; aabb

Голубые глаза и нормальное зрение имеет ребенок с генотипом aabb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 25 %.

Задача 2. У человека рыжий цвет волос доминирует над русым, а веснушки – над их отсутствием. Гетерозиготный рыжеволосый без веснушек мужчина женился на русоволосой женщине с веснушками. Определить в % вероятность рождения ребенка рыжеволосого с веснушками.

Ген A определяет рыжий цвет волос, a – русый, ген B – наличие веснушек, b – отсутствие веснушек.

P: Aabb x aaBB

G: Ab ab, aB

F1: AaBb; aaBb

Рыжеволосый ребенок с веснушками имеет генотип AaBb. Вероятность рождения такого ребенка составляет 50 %.

Задача 3. Ген A определяет шестипалость (полидактилия), ген –-нормальную кисть. Ген определяет наличие веснушек, а b– их отсутствие.

Гетерозиготная женщина с нормальной кистью, имеющая веснушки вступила в брак с шестипалым гетерозиготным мужчиной, у которого нет веснушек. Какова вероятность рождения у них ребенка с нормальной кистью и без веснушек?

P: aaBb x Aаbb

G aB ab, Ab ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Вероятность рождения ребенка с генотипом aabb (c нормальной кистью, без веснушек) составляет 25 %.

Задача 4. Гены, определяющие кактаракту и рыжие волосы, находятся в разных парах хромосом. Рыжеволосая с нормальным зрением женщина вышла замуж за светловолосого мужчину с катарактой. С какими фенотипами у них могут родиться дети, если мать мужчины имеет такой же фенотип, как и жена?

Ген а определяет развитие светлых волос, ген А – рыжих волос. Ген определяет развитие катаракты, а – нормальное зрение.

P aabb x AaBb

G ab AB Ab aB ab

F1 AaBb; Aabb; aaBb; aabb

Фенотипы детей: светловолосый с катарактой; светловолосый без катаракты; рыжеволосый с катарактой; рыжеволосый без катаракты.

 Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в разным парах хромосом.

Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать, у их потомства, если мужчина гомозиготен по обоим признакам?

Задача 2. Голубоглазый правша жениться на кареглазой правше. У них родилось двое детей кареглазый левша и голубоглазая правша. От второго брака у этого же мужчины с другой кареглазой правшой родились 9 кареглазых детей. Все они были правши. Каковы генотипы каждого из родителей?

Задача 3. Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какие признаки будут у дальнейших потомков этой пары?

Задача 4. Рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак) имеют 5 детей. Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и с веснушками и не рыжими без веснушек.

Задание 6. Наследование, сцепленное с полом


Выше было показано, что если гены, ответственные за формирование признака, расположены в аутосомах, то наследование осуществляется независимо от того, кто из родителей (мать или отец) является носителем данного признака. Однако признаки могут определяться генами, лежащими в половых хромосомах. В этом случае наследование признака зависит от того, кто из родителей является носителем данного признака.

Ген, расположенный в Х-хромосоме, является сцепленным с полом.

Схема наследования гемофилии
Гемофилия определяется рецессивным геном h, а нормальная свертываемость крови детерминируется доминантным геном H.

P ♀ Х H Х h x ♂ Х H У

G Х H, Х h, x Х H, У

F Х H Х H; Х H Х hХ HУ; Х h У

Вероятность рождения ребенка с гемофилией составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена h.

Схема наследования дальтонизма
Дальтонизм (нарушение цветного зрения) определяется рецессивным геном d, а нормальное зрение детерминируется доминантным геном D.

P♀ Х DХ x ♂ ХD У

G Х D, Х d, x Х DУ

F Х D Х D; Х DХ d; Х D У; Х У
Вероятность рождения ребенка с дальтонизмом составляет 25 %, а среди сыновей – 50 %. Одна из дочерей является гетерозиготным носителем гена d.

Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Ген дальтонизма – рецессивный. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?
Задача 2. Гемофилия – наследственное рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой. Мужчина – гемофилик женился на здоровой женщине, отец которой болел гемофилией. Каковы генотипы мужа и жены? Какой фенотип будет у их детей?
Задача 3. У женщины сын – гемофилик. Какова вероятность, что у ее сестры сын также будет гемофилик? В каком случае вероятность выше: если ген гемофилии получен женщиной от отца или от матери?
Задача 4. Отец и сын дальтоники. Правильно ли будет сказать, что сын унаследовал болезнь от отца?

             

Домашнее задание:

  1. РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАЧИ
  2. Подготовиться к индивидуальной контрольной работе по решению задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»

Рабочая тетрадь  для практических занятий по генетике человека с  основами медицинской генетики составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:- проводить опрос и в...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №1 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №4 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №5 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...