2021 Индивидуальные стили обучения
учебно-методический материал

Индивидуальные стили обучения

Шараева Оксана Валерьевна

преподаватель, кандидат педагогических наук

Артамошкина Ирина Тимофеевна

преподаватель профессиональных модулей,

 высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

Аннотация: Учиться и учить – не одно и то же. Мы все постоянно чему-то учимся. Все люди по-разному воспринимают новую информацию, и это надо помнить преподавателям, учитывая и применяя различные стили обучения. В наш век информационных связях и прорывных технологий семимильными шагами внедряются современные педагогические технологии: работа в парах, малыми группами, разноуровневые дифференцированные задания, творческие проекты, видео-интервью, видео-задачи, виртуальные экскурсии, урок-конкурс, «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами, «мастер-класс», «мозговой штурм», составление матриц, алгоритмов, использование компьютерных тренажеров. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные стили обучения

Шараева Оксана Валерьевна

преподаватель, кандидат педагогических наук

Артамошкина Ирина Тимофеевна

преподаватель профессиональных модулей,

 высшей квалификационной категории

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

Аннотация: Учиться и учить – не одно и то же. Мы все постоянно чему-то учимся. Все люди по-разному воспринимают новую информацию, и это надо помнить преподавателям, учитывая и применяя различные стили обучения. В наш век информационных связях и прорывных технологий семимильными шагами внедряются современные педагогические технологии: работа в парах, малыми группами, разноуровневые дифференцированные задания, творческие проекты, видео-интервью, видео-задачи, виртуальные экскурсии, урок-конкурс, «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами, «мастер-класс», «мозговой штурм», составление матриц, алгоритмов, использование компьютерных тренажеров.  

Ключевые слова:  педагогические инновации,  активные методы обучения, оптимизация совместной деятельности обучающихся, учебная деловая игра.  

Преподаватели изначально могут выявить обучающихся, которых можно распределить на две большие группы.  «Активные» люди открыто, прямо и без всяких предубеждений идут навстречу новым знаниям. Они живут настоящим и не боятся новых впечатлений, восприимчивы и доверчивы и с увлечением берутся за все незнакомое. Их жизненное кредо - надо попробовать все. Они готовы, не думая об опасностях, покорять неведомые вершины. Сложности и препятствия на пути только подогревают их. «Мозговой штурм» - их наиболее распространенный метод продвижения к поставленной цели. Как только одно препятствие преодолено, они тут же ищут следующее. С энтузиазмом берутся за решение очередной задачи, но теряют интерес к ней, когда дело близко к завершению. Всегда общительны, предпочитают работать в коллективе и любят всегда быть на виду; оживляют любое мероприятие и заставляют все и всех крутиться вокруг себя. Этот тип обучающихся особенно эффективно обучается посредством активных методов обучения, практических заданий, содержащих необходимость решения проблем.

«Размышляющие» люди стремятся на время отойти в сторону, чтобы как следует обдумать свои действия и взвесить все «за» и «против». Они собирают информацию как напрямую, так и через других людей, и тщательно анализируют ее, прежде чем прийти к какому-либо заключению.  Всегда откладывают принятие решения на самый крайний срок, так как главное для них - это внимательное изучение всех имеющихся данных. Их жизненное кредо: будь осторожен и приложи все возможные усилия, хорошо подумай, прежде чем действовать, не торопись с принятием решений.  Вдумчивы и, прежде чем действовать, продумают все возможные последствия. На собраниях и дискуссиях они как будто сидят в стороне, наблюдая за остальными участниками. Слушают других и внимательно следят за направлением, в котором идет дискуссия, но сами говорят мало, сохраняют дистанцию и производят впечатление терпимых, спокойных, даже равнодушных людей. Их действия - это всегда часть общего плана, в котором учтены весь предыдущий опыт, нынешняя ситуация, личные наблюдения и замечания коллег. Обучающиеся этого типа склонны принимать неоднозначные решения, имеют хорошую фантазию и достаточно эмоциональны [2].

В настоящее время основным принципом  работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, на его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся. Большую помощь в этом оказывают учебные деловые игры.

Учебная деловая игра  – это специально  организованное  управление, интегрирующее   профессиональную деятельность педагога, направленную  на формирование и отработку его  профессиональных умений и навыков.

         Учебный процесс с традиционной формой проведения практических занятий, имеет некоторые преимущества. Он обуславливает не только  заинтересованность  каждого из его участников в более   глубоком знании  изучаемой  проблемы, но и  предоставляет  им возможность  формировать  и повышать  педагогическое  мастерство. В то же время деловая  игра способствует выявлению таких качеств личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, обеспечивает   большую эмоциональную  включенность   обучаемых в образовательный  процесс.

Лучшим способом решения проблемных  ситуаций  в учебном  процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Игра рассматривается  как одна из основных активных форм учебной  деятельности студентов.

В учебной игре  сочетаются два  разных  принципа обучения: принцип  моделирования будущей  профессиональной деятельности и принцип проблемности.

В деловой игре  процесс решения задачи является  поисковым, исследовательским. Требования к учебным игровым задачам сводятся к следующему. Задача должна быть  актуальной, для ее решения нужны базовые знания,  воображение  и творческие способности студентов. Задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов,  фактов, методов решения.  

В нашем колледже определенную помощь на первом курсе оказывают игровые методы: знакомство с больницей, приучающее вчерашнего школьника к  необычным для него условиям работы в больнице. Со студентами второго  курса также проводится   ознакомительная деловая игра.

Обучающиеся выступают перед преподавателями  и сокурсниками, учатся в сложной, порой  стрессовой  ситуации собираться с  мыслями, активизировать мыслительный процесс. На третьем курсе, когда проходит производственная практика, студент  должен  быть  готов к работе в коллективе медицинских работников. Будущий молодой специалист, приступая к работе, не имеет опыта деятельности в коллективе, он еще  не испытал, что такое формальные и  неформальные (межличностные) отношения.

Повторное проведение однотипных игр развивает у студента необходимые навыки. Наиболее благоприятные условия для применения учебных игр -  завершающий этап, так как  студенты  старших курсов уже  обладают  определенным  уровнем  знаний   и умений   самостоятельно работать.

Можно строить учебные игры с моделированием поиска решения  комплексных задач студентами. Такие  игры  потребуют  установления межпредметных связей  изучения  реальных межгрупповых отношений. В центре   игрового моделирования будущей   профессиональной  деятельности  оказывается   настроение  имитационной  модели, которая  одновременно воплощает  наиболее  характерные   признаки  и свойства  реального  объекта  и наиболее  полно  отражает  существенные стороны  изучаемых  дисциплин.

Деятельность  преподавателя  в учебной игре  сводится к ее  планированию, организации  и руководству [2].  Цель игровой  деятельности  студентов   триедина: получение знаний  и навыков  для  будущей  профессиональной работы; оценка  себя   в правовой  роли; победа в соревновании. Игры повышают эффективность  обучения, и этим  окупаются  затраты  времени, сил  и средств  на их   проведение.

Игра как форма  обучения представляет собой   надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для  продолжения студентами процесса познания самостоятельно, вне стен колледжа. Игра есть так же своеобразная практика, и  нарабатываемый в ней  опыт достаточно близок к профессиональной работе.

В качестве примера  игровых имитационных активных методов обучения можно привести метод разыгрывания ролей. Преподаватель        вводит  корректирующие условия, оценивает действия участников  и их  результаты. Выбор  решений  каждым  участником  совершенно произволен, как и    использование информации [1].

Таким образом, в образовательных учреждениях необходимо предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работы для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся, что отражает аспекты приоритетного национального проекта «Образование», а инновационная образовательная деятельность должна быть ориентирована на создание новой образовательной среды в образовательной учреждении на основе использование инновационных образовательных технологий.

Список литературы

  1. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений  СПО /  О.С. Булатова. - Москва: Академия, 2016. – 25 с.
  2. Краснов, С. И. Групповое проектирование учителями своей инновационной  деятельности / С. И. Краснов, Р. Г. Каменский // Педагогика. - 2016. - № 4. - с. 74-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях  общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях  общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях  общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану...

Презентация к курсовой работе студентки Голубевой Анны на тему: "Борода и усы, как средство создания индивидуального стиля"

Презентация к курсовой работе студентки Голубевой Анны на тему: "Борода и усы, как средство создания индивидуального стиля"...