Методическая разработка Здоровье сберегающие технологии
методическая разработка

Методическая разработка

Здоровье сберегающие технологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«РЯЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании цикловой Зам.директора по УМР

комиссии «Профессионалитет»

«___»_________20___г ___________ О.А Толубаева

протокол № _________ «___»_____________20___г

Председатель комиссии

___________ Н.В Межорина

Методическая разработка

Здоровье сберегающие технологии

Разработал

преподаватель

Вербицкий Н.М

Рязань 2023

Введение

Состояние здоровья молодого поколения – важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, и внимание к здоровью студентов и учащихся.

Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.

Корпоративный профессиональный стандарт задает основные требования организаций к персоналу не только к знаниям, умениям и навыкам, но и по психофизиологическим качествам, медицинским ограничениям и другим параметрам.

Ведущая роль в формировании этой привычки в СПО принадлежит педагогу. Для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий, необходима определенная система их использования. Здоровьесберегающий материал систематизированный в соответствии с тематическим планированием СПО будет способствовать целостности и эффективности образовательного процесса.

Здоровьесберегающая технология - это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Одной из ведущих идей профилактической работы в молодежной среде является идея развития самостоятельной, активной личности, способной чувствовать себя комфортно в обществе. Формирование здорового образа жизни студентов невозможно без создания надежной системы укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Реализация задач в данном направлении должна базироваться на принципах профилактической направленности; доступности информации, помощи и услуг на групповом и индивидуальном уровнях, дифференцированного подхода, анонимности и конфиденциальности. Поэтому необходимо создать механизмы реализации нескольких направлений концепции внеучебной работы СПО: становление культуры семейных отношений, бытовой культуры, формирование физической и медицинской культуры, культуры проведения свободного времени, пропаганда здорового образа жизни и искоренения вредных привычек. Комплексная программа «здоровье человека», обеспечивает формирование у студентов индивидуальной стратегии здорового образа жизни, здоровьесберегающей личностной позиции и культуры здоровья.

Культура здоровья - это система жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности.

Структура культуры здоровья включает в себя следующие компоненты и соответствующие им показатели:

- когнитивный (показатели: понимание сущности культуры здоровья; углубление знаний о духовно-нравственном, социальном, личностном, физическом компонентах здоровья; осознание здоровья и культуры как общечеловеческих ценностей);

- эмоционально-ценностный (показатели: эмоциональная уравновешенность; преодоление трудностей; эмоционально-ценностное восприятие мира);

- когнитивно-волевой (показатели: поисковая активность; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; волевая регуляция поведения, преодоление трудностей в достижении поставленных целей; управление собственным здоровьем через механизм самопознания);

- мотивационный (показатели: осознанное проектирование здоровьесберегающих стратегий; стремление к самоактуализации через признание здорового образа жизни основной потребностью).

Признание здорового образа жизни, в первую очередь связанного с отказом от вредных привычек среди студентов и преподавателей, и как следствие противодействие дальнейшему распространению социально значимых болезней, снижение их уровня в обществе

Согласно Концепции модернизации российского образования одним из приоритетных направлений является проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет реальной разгрузки содержания образования, использования эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, организация мониторинга здоровья.

Воспитание здорового образа жизни в колледже реализуется в форме обязательных для студентов всех курсов занятий по физической культуре (спортивные секции и теннисный зал, тренажёрный зал).

Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и на здоровый образ жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе и конкурентоспособность во всех сферах его жизнедеятельности, стремление к самоотдаче и жизненному успеху. Критериями успешной организации физического воспитания студентов являются увеличение числа студентов, занимающихся физической культурой и спортом, рост числа и уровня проведения спортивных соревнований.

Одну из главных ролей в становлении и развитии личности студента играет классный руководитель группы, который выступает как организатор жизни студентов в группе, что предполагает координацию, интеграцию и коррекцию различных социальных влияний на студента, а также как психолог, корректирующий отношения в студенческой среде и обеспечивающий индивидуальную поддержку в саморазвитии студента. Система работы классного руководителя способствует скорейшей и эффективной адаптации студентов нового набора к условиям обучения, освоению особенностей учебного процесса в СПО, становлению ценностно-смыслового отношения студентов к здоровому образу жизни, культурному и физическому совершенствованию.

Для активизации положительной мотивации на овладение здоровьесберегающими умениями необходимо вовлекать студентов в воспитывающую деятельность, давать им возможность самим быть инициаторами и пропагандистами здорового образа жизни. Волонтерский отряд активно подключает студентов для организации мероприятий в рамках формирования осознанного негативного отношения к вредным привычкам.

В настоящее время активно внедряются воспитательные технологии со здоровьесберегающей направленностью.

Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста - значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.

#1058;ехнологии сохранения и стимулирования здоровья.

#1043;имнастика для глаз – форма работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

С этой целью в работе с детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

На сегодняшний день можно выделить несколько групп методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием разнообразных методик, как индивидуальных, так и групповых:

2. Методы релаксации, связанные с дыханием.

Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает.

3. Методы релаксации, связанные с искусством.

Одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотре картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов и т.д.

Системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя психическое здоровье.

Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.

Пассивная гимнастика (массаж кистей рук: поглаживание, пощипывание, потряхивание, растирание, вибрация) рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

#1050;оррекционные здоровьесберегающие технологии.

Логоритмика

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции;

- развитие фонематического восприятия;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

- творческой фантазии и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.

Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»...

Здоровье сберегающие технологии

Здоровье-сберегающие технологиина занятиях в группе продленного дня....

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованием Здоровье сберегающей технологией в подготовительной группе.

Конспект НОД Познавательное занятие «Кто такие микробы?» с использованиемЗдоровье сберегающей технологией в подготовительной группе. Познавательное занятие «Кто такие микробы?» в подготовительной...

Учебно-методическое пособие "Применение здоровье сберегающих технологий на урока"

Описание основных здоровьездерегающих психологических  технологий, которые могут применяться педагогами для укрепление психологического здоровья у обучающихся....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

Методическая разработка «Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе»

В работе представлены разработки поприменению здоровье сберегающих технологий в объединениях "Юный пешеход", "ПДДшка", "Школьник-дорога-автомобиль", "Пешеходная грам...