Методическая разработка«Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»
методическая разработка

Козлова Ольга Владимировна

Методическая разработка по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными,  МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг на тему: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия» для  специальности 34.02.01 Сестринское дело, уровень подготовки – базовый, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя и совершенствование качества подготовки обучающихся. Направлена на получение, закрепление знаний по новой теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_fizioterapiya.docx397.92 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на заседании

ЦМК специальности Сестринское дело

Протокол №  1

от «31» августа 2021г

____________ О.В. Козлова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

__________________Л.А.Иванова

«31» августа 2021г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

на тему: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»

для студентов II курса

специальности 34.02.01 Сестринское дело

уровень подготовки: базовый

квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

Подготовила: преподаватель О.В. Козлова

2021г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……

Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия……………………..

Технологическая карта занятия…………………………………..……..

Содержание занятия…………………………………………………..…

Организационный момент…………………………………...……..

Вводный инструктаж………………………………………..……...

Контроль знаний……………………………………………..……..

Мотивация и целевая установка……………………………..…….

Объяснение нового материала: демонстрационная часть….……

Рефлексия……………………………………………………..…….

Подведение итогов…………………………………………….……

Задание на дом……………………………………………………....

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………

3

4

4

7

7

7

7

11

12

21

21

21

21

22

Введение

Методическая разработка по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными,  МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг на тему: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия» для  специальности 34.02.01 Сестринское дело, уровень подготовки – базовый, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя и совершенствование качества подготовки обучающихся. Направлена на систематизацию и закрепление ранее полученных знаний по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней», получение, закрепление знаний по новой теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Методическая разработка содержит  хронологическую карту занятия, которая содержит цель, задачи, формируемые ОК, ПК. Затем представлен материал содержания занятия: материал для контроля знаний по предыдущей теме, информационный материал по новой теме. К методической разработке прилагается презентация по теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия» в электронном виде.

Теоретическое занятие 6. Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

Учебная дисциплина

ПМ.04. Выполнения работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Раздел

МДК. 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Разработчик:

Козлова Ольга Владимировна

курс

II   III семестр

Тема занятия:

Теоретическое занятие 6. Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия

Количество часов:

2

Место проведения:

Кабинет технологии оказания медицинских услуг

Цель:

Познакомить с понятием простейшей физиотерапии, механизмом действия, видами простейших физиопроцедур, показаниями, противопоказаниями, возможными осложнениями; с видами оксигенотерапии, противопоказаниями к ее проведению, техникой безопасности  при работе с медицинским кислородом.

Задачи

образовательные:

знать: виды физиотерапевтических процедур, показания, противопоказания, возможные осложнения; механизм действия тепловых процедур, холодовых процедур; цели и виды оксигенотерапии, технику безопасности.

воспитательные:

воспитывать моральные, этические черты характера, любовь к избранной профессии

развивающие:

Развивать мастерство общения, внимательность, точность при выполнении манипуляций

Формируемые ОК:

ОК 1.,ОК 2., ОК 3., ОК 4., ОК 6., ОК 7., ОК 8., ОК 10, ОК 12., ОК 13.

Формируемые ПК:

ПК 1., ПК 2., ПК 3., ПК 4., ПК 5., ПК 6., ПК 7., ПК 8., ПК 9., ПК 10., ПК 11.

Учебно-методическая литература:

1. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, О.В.Чернова; под ред.    Б.В.Кабарухина. – Изд.16-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2. Учебное пособие по основам сестринского дела / Под общей редакцией А.И.Шприна. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013

3.Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»   :учеб. пособие / С.А.Мухина, И.И. Тарновская.- 2-у изд.,испр. И доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.

4. Парахина А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»- учебно- методическое пособие для СПО. Издательство «Лань», 2021 – 256с. (электронная библиотека);

Оснащение рабочего места:

Изделия медицинского назначения (горчичники, грелка, пузырь для льда, согревающий компресс, кислородная канюля)

ОК  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК  6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной о противопожарной безопасности.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной  деятельности.

           ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения  здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

          ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

            ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

           ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

           ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

           ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем      месте.

Этапы занятия

Время этапа, мин.

Содержание обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы, формы организации деятельности студентов

Организационный момент

3’

Контроль готовности группы к учебному занятию (внешний вид, отсутствующие)

Приветствие студентов, контроль отсутствующих, контроль внешнего вида, сообщение плана урока

Приветствие. Дежурные оглашают отсутствующих

Вводный инструктаж

2’

Беседа по технике безопасности

Беседа по технике безопасности

Слушают

Контроль знаний по теме: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней»

20’

Проверка домашнего задания

  1. Задает вопросы по теме

  1. Тестирование по теме
  1. Отвечают на вопросы
  2. Отвечают на вопросы тестирования

1.Фронтальный опрос

2. Тестирование

Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»

10’

Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами

Активизирует деятельность студентов, сообщает материал, помогающий определить тему занятия

Слушают, рассуждают, делают выводы

Фронтальная работа

Объяснение нового материала: демонстрационная часть, презентация по теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»,

демонстрация изделий медицинского назначения

40’

Предоставление нового материала с помощью презентационного оборудования, изделий медицинского назначения

Объясняет новый материал.

Слушают, рассуждают, делают выводы, составляют краткий конспект.

Фронтальная работа, работа в тетради.

Рефлексия

10’

Совместно со студентами подводит итоги, делает выводы.

Подводят итоги, делают выводы.

Фронтальная работа

Подведение итогов

5’

Выставляет оценки за урок, поясняет результат, дает комментарии.

Задание на дом

5’

Дает домашнее задание, поясняет домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент(3’). Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности группы к занятию, создание рабочей обстановки в группе.

2.  Вводный инструктаж (2’).Беседа по технике безопасности.

3. Контроль знаний по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней»(20’)

Фронтальный опрос (10'). Преподаватель задает вопросы по теме, студенты отвечают на вопросы.

Виды положений пациента в постели

Активное, пассивное, вынужденное

Основное предназначение функциональной кровати

Возможность придать пациенту наиболее удобное и функциональное положение в зависимости от его заболевания

Требования, предъявляемые к постельному белью

Смена белья производится не реже 1 раза в 7-10 дней, у тяжелобольного по мере загрязнения

Основные правила сбора и транспортировки грязного белья

Грязное белье собирают в тележку. Нельзя: бросать грязное белье при перестилании на пол, сушить мокрое белье на радиаторах центрального отопления

Опрелости, причины образования, локализация, профилактика возникновения опрелостей.

Опрелость- воспаление кожи в складках, вызванное трением влажных поверхностей. Проявляется покраснением. Локализация: естественные складки. Профилактика: регулярный гигиенический уход за кожей, профилактика потливости.

Пролежни.

Пролежни- дистрофические, язвенно- некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающееся в результате их длительного сдавления, нарушения  местного кровообращения и нервной трофики.

Факторы риска образования пролежней, локализация.

Факторы риска: сдавление мягких тканей при длительном пребывании пациента в одном положении; загрязненная кожа; неопрятное содержание постели и нательного белья пациента; сдвиг и разрыв мягких тканей; применение пластыря; неполноценное питание пациента; плохой уход за пациентом. Локализация: в местах, где есть костные выступы.

Мероприятия по профилактике пролежней.

Каждые 2 часа менять положение пациента в постели (применять специальные противопролежневые присобления); проверять состояние кожи ежедневно (следить за чистотой кожи); следить за состоянием нательного и постельного белья; правильно перемещать пациента в постели; контроль пищевого рациона пациента.

Лечение кислородом

Оксигенотерапия

Тестирование (10’)

Выполнение тестовых заданий.

Тестирование:

1.Произведите сопоставление

  1.  

Места возможного образования пролежней

активное

  1.  

Места возможного образования опрелостей

естественные складки

3.

Положение, при котором пациент не может самостоятельно поворачиваться

костные выступы

4. 

Пациент принимает положение, облегчающее боль

пассивное

5..

Положение, при котором пациент самостоятельно поворачивается, садится

вынужденное

2. Выберите правильный ответ.

Постельное белье тяжелобольному меняют:

  1.  

ежедневно

 

  1.  

По мере загрязнения

 

  1.  

1 раз в 2-3 дня

 

  1.  

1 раз в 7-10 дней

 

3.Выберите правильные ответы.

Опрелости могут развиваться:

  1.  

На затылке

 

  1.  

На лопатках

 

  1.  

В паховых складках

 

  1.  

В подмышечной впадине

 

  1.  

Под молочной железой

 

  1.  

На пятках

 

  1.  

За ухом

 

  1.  

На пальцах

 

  1.  

В межъягодичной складке

 

4. Выберите правильные ответы.

Пролежни могут образоваться:

  1.  

Затылок

 

  1.  

В подмышечной впадине

 

  1.  

Лопатки

 

  1.  

Пятки

 

  1.  

За ухом

 

  1.  

Под молочной железой

 

  1.  

Крестец

 

5. Выберите правильный ответ.

Для профилактики пролежней необходимо каждые 2 часа:

  1.  

Менять положение пациента

 

  1.  

Менять постельное белье

 

  1.  

Менять нательное белье

 

  1.  

Обрабатывать естественные складки

 

  1.  

Проветривать помещение

 

  1.  

Проводить влажную уборку в помещении

 

6. Для чего предназначено устройство, изображенное на рисунке?

Механическая медицинская кровать с переворотом и туалетом МЕТ REMEKS XL - ф...

  1.  

Для придания пациенту наиболее удобного и функционального положения

  1.  

Для транспортировки пациента по отделению

  1.  

Для выполнения гимнастики

7. Процесс образования чего изображен на рисунке?

Процесс образования пролежней.

  1.  

Процесс образования пролежней

 

  1.  

Процесс образования опрелостей

 

  1.  

Процесс образования абсцесса

 

  1.  

Процесс образования ожога

 

  1.  

Процесс образования обморожения

 

8. Что изображении на рисунке?

Пеленочный дерматит на фото.

  1.  

Опрелости

 

  1.  

Пролежни

 

  1.  

Ожог

 

  1.  

Обморожение

 

  1.  

Аллергическая реакция

 

9. Выберите правильные ответы.

Мероприятия по профилактике пролежней:

  1.  

Проверять ежедневно состояние кожи

 

  1.  

Каждые 2 часа менять положение пациента в постели

 

  1.  

Следить за чистотой нательного и постельного белья

 

  1.  

Использовать тальк, присыпку

 

  1.  

Регулярный гигиенический уход за кожей

 

  1.  

Использовать функциональную кровать

 

10. Выберите правильный ответ.

Мероприятия по профилактике опрелостей:

  1.  

Регулярный гигиенический уход за кожей

 

  1.  

Использовать противопролежневые средства

 

  1.  

Следить за рационом питания

 

  1.  

Делать гимнастику

 

  1.  

Правильно перемещать пациента в постели

 

  1.  

Делать массаж

 

11. Выберите правильный ответ.

Преимущественно каким методом осуществляется оксигенотерапия?

A.

Наружным

B.

Ректальным

C.

Ингаляционным

D.

Парентеральным

Е.

Сублингвальным

Тестирование оценивается следующим образом:

«5» - 90-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 80-89% правильных ответов на вопросы;

«3» - 70 -79% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-69% правильных ответов на вопросы.

4. Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»(10’). Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами.

Способы, методы, средства лечения заболеваний человека, а также удовлетворение нарушенных жизненно важных потребностей чрезвычайно многообразны. Среди множественных немедикаментозных средств воздействия на человека определенное место занимают целебные физические природные факторы: климат, воздух, солнце, вода. Разнообразное использование физических факторов значительно повышает эффективность комплексного лечения и оздоровления пациентов. Тема занятия: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»

 Область медицины, изучающая лечебные свойства физических факторов и методы их применения, называется физиотерапией.

Простейшие физиопроцедуры оказывают влияние на нервную систему, мышечный и сосудистый тонус, дыхание, обмен веществ, вплоть до проницаемости клеточных мембран внутренних органов, а также способствуют выработке биологических активных веществ- гистамина, ацетилхолина, адреналина.

Влияние тепла и холода на организм

Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное воздействие на организм человека.

Тепловое воздействие: повышает температуру тканей при местном применении; усиливает приток крови к пораженному участку, вызывая улучшение кровоснабжения лимфообращения застой крови внутренних органов; стимулирует интенсивность обменных процессов.

Тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятных эффект: местно- ожоги, отеки; системно- предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).

Применение холода

Уменьшает интенсивность кровоснабжения, замедляет процесс метаболизма; вызывает сужение кровеносных сосудов; замедляет бактериальную активность; понижает температуру тела; дает временный анестезирующий эффект.

Местное применение холода изменяет болевую чувствительность – блокирует или замедляет проведение нервных импульсов, а также усиливает мышечный спазм вследствие снижения нервно –мышечной проводимости. Длительное воздействие холода приводит к нарушению кровообращения- лимфообращения, повреждения тканей из-за дефицита кислорода.

Преподаватель совместно со студентами рассуждает, так ли «просты» и безопасны простейшие физиотерапевтические процедуры. Студенты должны прийти к выводу, что при применении физиотерапевтических процедур необходимо знать правила техники безопасности. Студенты высказываются о том, необходимы ли им знания по данной теме в профессиональной деятельности. Преподаватель направляет формулировки студентов, приводя их к решению, что знания по данной теме им необходимы.

5. Объяснение нового материала (40’).Объяснение материла с использованием презентации по теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия».

Горчичники

Горчичники представляют собой бумажные пакеты с порошкообразным содержимым. Они могут быть цельными или разделенными на 4 ячейки. Порошок состоит из измельченных горчичных зерен, к которым может быть добавлен жмых и эвкалиптовое масло в зависимости от формы выпуска. Пакеты помещены в упаковку.

Показания для постановки горчичников:

  1. Боли в мышцах и суставах, вызванные растяжением, ушибом, остеохондрозом, миозитом, невралгии и пр.
  2. Кардиалгия (болевые ощущения в области сердца).
  3. Бронхит.
  4. Ларинготрахеит.
  5. Пневмония.

Зоны наложения горчичников: чаще всего горчичники ставят на спину и область груди. Показаниями для этого являются воспаления нижних дыхательных путей. На спине их помещают под лопатками до зоны поясницы, не затрагивая область позвоночника. Спереди их кладут на грудину и ребра.

hello_html_m63a55d47.jpg

рис.1 Места наложения горчичников

hello_html_m171bee53.jpg

рис.2 Алгоритм выполнения манипуляции

Противопоказания для постановки горчичников:

  • Повреждения кожных покровов. К таким относятся, как и непосредственно нарушение целостности (раны, царапины), так и раздражение в результате дерматита, аллергии, ожога и пр.
  • Температура тела выше 37°.
  • Гнойно-воспалительный процесс. Повышение температуры может активировать защитные реакции организма. Это значит, что образование гноя и прочие симптомы усилятся.
  • Непереносимость компонентов препарата. Если использование горчичников приводило при соблюдении техники безопасности к аллергии, появлению волдырей, не проходящему покраснению, сильному раздражению или зуду, лучше выбрать другие средства для лечения.

Возможные осложнения после постановки горчичников:

  • Ожоги. При сильном жжении и боли их применение нужно немедленно прекратить.
  • Аллергия. Помимо местного раздражения может появиться крапивница, покраснение за пределами наложения горчичника. Иногда эфирные масла вызывают аллергию при их вдыхании. Тогда в качестве реакции появятся кашель, слезотечение, ринит.

Применение грелки

Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.

Грелка (сухое тепло) вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Следует помнить, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия. 

Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов; озноб; переохлаждение; хронические воспалительные процессы в брюшной полости (хронический гастрит и др.) по назначению врача.

Противопоказания: острые воспалительные процессы и боли в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит и др.); опухоли; внутренние кровотечения; ушибы в первые часы; инфицированные раны; высокая лихорадка; маститы, тромбофлебиты; нарушение целостности кожных покровов.

Возможные проблемы пациента: риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи у тяжелобольных или в связи с ее отсутствием; пигментация кожи в связи с частым применением грелки на одно и то же место; сильное жжение в области соприкосновения кожи с грелкой.

hello_html_m3ada1323.jpg

рис.3 Алгоритм заполнения грелки

Применения пузыря со льдом

Пузырь со льдом представляет собой мешок из резины или прорезиненной ткани разной формы и размера, который заполняется до половины кусочками льда; из не наполненной части пузыря выдавливается воздух, чтобы пузырь лучше прилегал к телу, затем отверстие пузыря плотно завинчивается крышкой. Механизм действия: действие холодом – криотерапия - вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и подлежащих тканей (гемостаз, уменьшение отечности), снижение чувствительности тканей (болеутоляющее действие).

Сухой холод используют местно на поверхность тела посредством прикладывания пузыря со льдом или разового охлаждающего пакета.

В целях охлаждения используют измельченный лед при заполнении пузыря или охлаждающий пакет с химическими реагентами. На охлаждающий пакет воздействуют механическим путем (удар, сдавливание) с целью активизации компонентов химической реакции и возникновению холодового эффекта.

Показания: кровотечения внутренние; острые воспалительные процессы в брюшной полости; ушибы (первые сутки); высокая лихорадка (второй период); укусы насекомых; мастит; послеоперационный период; сотрясение мозга.

Противопоказания: хронические воспалительные процессы; заболевания кожи.

Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение; риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу; непереносимость холода.

hello_html_m53c849e1.jpg    hello_html_63f26e1c.jpg

рис.4 Пузырь для льда                       рис.5 Алгоритм заполнения пузыря д/л

Компрессы

Компресс — это физиотерапевтическая процедура, в основе лечебного действия которой лежит температурный эффект.

Виды компрессов:

Холодный компресс. Вызывает местное охлаждение и сужение кровеносных сосудов. Применяются такие компрессы при травмах, ушибах с кровоподтеками, растяжениях, переломах, головных болях, для профилактики повышения давления, при неврастениях (на область между лопаток и голени) и т.д. Этот вид компресса приводит к сужению сосудов и замедлению обменных процессов, обладает обезболивающим действием, так как понижает чувствительность нервных окончаний. Холодные компрессы прикладывают местно (если травма, то они полезны только первое время, максимум до трех суток). 

Показания: первые часы после ушибов и других травм, носовое кровотечение, второй период лихорадки, воспалительные процессы в молочных железах, гематомы.

Противопоказания: кожные заболевания, непереносимость охлаждения, озноб (необходимо дождаться полного согревания пациента).

Горячий компресс - используется при ознобе (на подколенную область), стенокардии (на левую руку), при мигрени, коликах (почечных, печеночных), боли в ногах, вызванные спазмами. Он помогает снять спазм сосудов, внутренних органов, усиливает кровоток и процессы метаболизма.

Показания: длительно не рассасывающиеся воспалительные инфильтраты; старые гематомы; радикулит.

Противопоказания: злокачественные новообразования; высокая лихорадка; гнойничковые и аллергические высыпания на коже; нарушение целостности кожи.

Согревающий компресс. Пожалуй, наиболее распространенный и часто используемый вид компрессов, при котором согревающий эффект достигается с помощью различных веществ (спирта и спиртовых настоек).

Применяются при воспалительных заболеваниях молочных желез, при возникновении после уколов инфильтратов, также при миозитах, радикулитах, подагре, ревматизме, артрозах и артритах (на колено или локоть), травматических повреждениях суставов и связок (после прохождения острого периода, ставится на сустав), при воспалительных патологиях дыхательных путей (горло, бронхи, трахея — компресс соответственно ставится на горло или грудь), уха. Продолжительность его равна от шести до восьми часов, зависит от веществ, которые используются для согревания (жиры, спирт, димексид, лечебные травы и другие), можно такой компресс оставить и на все ночь.

Для согревающего компресса лучше подходит хлопчатобумажная ткань, которую складывают в несколько слоев (от трех до пяти) и намачивают водой  комнатной температуры (или другой жидкостью), отжимают и кладут на поверхность тела, потом сверху кладется компрессная бумага, шире предыдущего слоя, затем идет утепляющий слой (вата) и далее все это фиксируется бинтом. Под таким компрессом образуется среда с повышенной влажностью и температурой, так как выделяемое организмом тепло не уходит в окружающую среду, а остается под компрессом и накапливается, а жидкость, испаряясь, дает влажность. В связи с этим стимулируются обменные процессы в тканях организма, улучшается кровообращение, а полезные вещества, которые содержатся в компрессе, проникают в ткани. После процедуры кожу вытирают теплым полотенцем и это место утепляют. Лучше всего такие компрессы делать на ночь, сразу после них не рекомендуется выходить на улицу.

В зависимости от заболеваний, в компрессы можно добавлять жидкие формы лекарственных препаратов, в том числе приготовленные из лекарственных растений (калина, череда, чистотел, ромашка, шалфей, полевой хвощ, можжевельник, береза, брусника, вереск). При язвах трофических и незаживающих ранах компрессную бумагу нельзя использовать (этот слой вообще не нужен). 

Компресс полуспиртовой применяется при подагре, ангине (на горло), отитах (на ухо), ларингите, радикулите, ревматизме (на поясницу). Используются те же слои, что и приведены выше, только вместо воды — спирт (96-и градусный спирт на три части воды). Терапевтический эффект основан на рефлекторных механизмах. Когда производится наложение спиртового компресса нужно следить, чтобы компрессная бумага полностью закрывала смоченную в спирту ткань, а та также плотно укрыта утепляющим материалом. Потому что тогда спирт будет испаряться во внешнюю среду и эффект от такого компресса будет минимальный.

Возможные осложнения: при неправильно поставленном компрессе могут возникать осложнения: раздражения кожи, ожоги.

Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать следующие правила:

  • прежде чем ставить лекарственный компресс, кожу необходимо смазать детским кремом или вазелином; компресс накладывают на участки тела, где нет ссадин, ран, кожных заболеваний;
  • при повторном наложении компресса кожу предварительно протирают 45%-ным раствором этилового спирта и насухо вытирают.

hello_html_2174dfd6.jpg   hello_html_m7d0d97e5.jpg

рис.6 Алгоритм наложения согревающего компресса

Оксигенотерапия

Лечение кислородом называется оксигенотерапией. Чистый кислород для оксигенотерапии не применяется, т.к. он угнетает деятельность дыхательного центра. возможны судороги, потеря сознания и даже смерть. Поэтому для оксигенотерапии используют кислородно- воздушную смесь, содержащую 50% кислорода. оксигенотерапия осуществляется преимущественно ингаляционным (через дыхательные пути) методом.

Хранят и перевозят кислород в баллонах под давлением 150 атм. На баллоне имеется клеймо с указанием товарного знака завода изготовителя, номера баллона, его массы, года изготовления, срока технического освидетельствования.

Баллон восстановленный кислород 40 л.

рис.7. Кислород в баллонах

Централизованная подача кислородно- воздушной смеси: кислородные баллоны находятся в специальном помещении, откуда по системе металлических трубок кислород поступает к дозиметрам, где он увлажняется и через носовой катетер подается пациенту.

Corso cod.

рис.8 Централизованная подача кислорода

6. Рефлексия(10’). Выводы о необходимости знаний по данной теме; о применении данных знаний в  профессиональной деятельности.

7. Подведение итогов (5’). Выставление оценок за занятие, пояснение результатов, комментарии.

8. Задание на дом (5’). Постановка домашнего задания, пояснение домашнего задания.

 Студенты должны знать материал по теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»[3, 247-268]. Студентам предлагается составить и заполнить сравнительную таблицу методов простейшей физиотерапии.

Заключение

Самым безопасным и распространённым направлением лечения и реабилитации остаётся физиотерапия, использующая методы, испытанные тысячелетиями, а также созданные и создающиеся в наше время.  Физиотерапия является одним из самых безопасных методов лечения на сегодняшний день. Применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами лечения.  Физиотерапевтические методы лечения, назначаются с учётом патологии (заболевания), стадии течения заболевания, его тяжести, физического и психического состояния. Однако, важно помнить о возможных осложнениях при применении простейших физиотерапевтических процедур, чтобы избежать их.

Все занятие построено на совместной работе преподавателя и студентов, базовые знания студентов достаточны для совместного получения информации по теме. Такой вид деятельности приводит к лучшему усвоению материала, к пониманию как применять полученные знания в  профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, О.В.Чернова; под ред.    Б.В.Кабарухина. – Изд.16-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2016;

2. Учебное пособие по основам сестринского дела / Под общей редакцией А.И.Шприна. – М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013;

3.Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»   :учеб. пособие / С.А.Мухина, И.И. Тарновская.- 2-у изд.,испр. И доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013;

4. Парахина А.П. Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»- учебно- методическое пособие для СПО. Издательство «Лань», 2021 – 256с. (электронная библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Простейшая физиотерапия"

Тема "Простейшая физиотерапия" является одним из разделов мелиицнской реабилитации.Целью данной методической разработки является сформировать у студентов понятие о возможности реабилитации п...

Методические разработки «Методы проведения профессиональной ориентационной работы»

Консультация для профориентации.«Методы проведения профессиональной ориентационной работы в училище»...

Методическая разработка открытого практического занятия по ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих Младшая медицинская сестра по уходу за больными на тему: "Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должн...

Методическая разработка практического занятия по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия  по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка «Методы лабораторной диагностики гельминтозов»

Методическая разработка для проведения открытого практического занятия «Методы лабораторной диагностики гельминтозов»...

Презентация в составе методической разработки «Методы лабораторной диагностики микозов»,

Презентационный материал для проведения открытого занятия «Методы лабораторной диагностики микозов»...