Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Туберкулез вчера, сегодня, завтра"
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия на тему «Туберкулез вчера, сегодня, завтра» по итогам изучения студентами специальности Сестринское дело 34.02.01 модулей ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий и ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, и студентами специальности Лечебное дело 31.02.01 по итогам изучения модулей ПМ.01 Диагностическая деятельность и ПМ.02 Лечебная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 782.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Туберкулез вчера, сегодня, завтра
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Туберкулез вчера, сегодня, завтра»
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Москва
2024
Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК №6 (протокол от 07.05.2024 № 9) Председатель ЦМК №6 ___________ Кониева М.Ю. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 Сестринское дело |
Авторы:
Кониева М.Ю., преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК № 1», к.м.н.
Ушакова Ф.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»
Рецензенты:
Джиоев Р.Р. – заведующий ДДО МКЦ «Коммунарка» ДЗМ, врач-онколог
Гаева З.З. – старший врач ПДО МКЦ «Коммунарка» ДЗМ, врач-терапевт
Методическая разработка предназначена для проведения внеаудиторного мероприятия на тему «Туберкулез вчера, сегодня, завтра» по итогам изучения студентами специальности Сестринское дело 34.02.01 модулей ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий и ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, и студентами специальности Лечебное дело 31.02.01 по итогам изучения модулей ПМ.01 Диагностическая деятельность и ПМ.02 Лечебная деятельность. В мероприятии могут принимать участие студенты специальности Сестринское дело, еще не приступившие к изучению тем, касающихся инфекционных заболеваний. В таком случае имеет место опережающее изучение темы лечения и профилактики туберкулеза, что призвано повысить мотивацию к изучению данного инфекционного заболевания.
Известно, что туберкулез продолжает оставаться весьма грозным и актуальным заболеванием, представляющим большую проблему в вопросах диагностики, лечения и профилактики данной инфекции для работников практического здравоохранения. К сожалению, тема туберкулеза недостаточно подробно представлена в программе изучения студентами специальностей Сестринское дело и Лечебное дело. В то же время заболеваемость туберкулезом в нашей стране продолжает оставаться достаточно высокой. Научно-практическая конференция призвана компенсировать нехватку часов, отпущенных на изучение данного инфекционного заболевания, повысить мотивацию студентов к самостоятельному изучению методов диагностики, лечения и профилактики туберкулеза у детей и взрослых.
Предлагаемое мероприятие задумано как сочетание творческих и научных приемов. Часть мероприятия представляет собой инсценирование различных ситуаций, призванных обратить внимание аудитории на возбудителя туберкулеза, особенности диагностики, лечения и профилактики данной инфекции. Театрализованные сюжеты перемежаются с научными вставками, предлагающими аудитории исторические аспекты изучения туберкулезной инфекции, современные методы диагностики и лечения, а также профилактики данного заболевания в свете последних данных медицинской науки и практики.
В данном мероприятии предложено объединить усилия студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело, которым изначально поручено организовать театрализованные сценки, и многим из которых только еще предстоит приступить к изучению туберкулеза, и студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело, уже закончивших изучение ПМ.01 Диагностическая деятельность, и изучающих ПМ.02 Лечебная деятельность, соотвественно, им поручена подготовка исторических и научных справок.
Общие компетенции для студентов обеих специальностей:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Профессиональные компетенции для студентов обеих специальностей:
- ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
- ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
- ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- ПК 2.6 Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом
Профессиональные компетенции для студентов специальности Лечебное дело:
- ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента
- ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
- ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
- ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению
Тема мероприятия: «Туберкулёз вчера, сегодня, завтра»
Продолжительность – 2 академических часа (90 мин)
Место проведения: актовый зал
Мероприятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Общие компетенции для студентов обеих специальностей:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Профессиональные компетенции для студентов обеих специальностей:
- ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
- ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
- ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
- ПК 2.6 Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом
Профессиональные компетенции для студентов специальности Лечебное дело:
- ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
- ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента
- ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
- ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
- ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
- ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению
Общие цели мероприятия:
- знать основные вехи истории изучения туберкулеза;
- знать особенности возбудителя туберкулезной инфекции;
- знать причинные факторы, способствующие развитию заболевания;
- знать методы диагностики туберкулеза на современном этапе развития медицинской науки и практики;
- знать принципы лечения туберкулеза;
- знать принципы профилактики туберкулеза в России
Конкретные цели мероприятия:
уметь:
- составить сценарий конференции;
- организовать представление полученных данных для аудитории.
знать:
- принципы составления электронной презентации;
- принципы соблюдения наглядности
- основы сценической речи.
Воспитательная цель мероприятия:
- объединить усилия студентов различных специальностей для решения учебно-профессиональных задач.
Мультимедийная презентация с видео и аудиовставками, экран, компьютер, микрофоны, реквизит для представления.
- методическая разработка,
- программы для гостей
- бейджи для гостей и участников мероприятия.
Методы и приемы:
- демонстрация мультимедийной презентации
- театрализованное представление
- применение средств наглядности
- устные выступления
Основная:
- Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями: учебник для студентов учреждений сред. проф. Образования / А. М Запруднов, К. И. Григорьев. - Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2019.- 560 с.: ил.
- Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях: учебное пособие/ Лиознов Д.А., Антонова Т.В., Антоенов М.М. и др.-Москва Издательство ГЭОТАР-Медиа 2021. - 464 с.- ISBN 978-5-9704- 6436-6 - Текст электронный ГЭОТАР: http://catalog.geotar.ru/lots/NF0021300.html
Дополнительная:
- Сестринский уход во фтизиатрии: учебник / Ю. В. Пылаева. -2-е изд. перераб. и доп. –Москва: Текст электронный ГЭОТАР: http://catalog.geotar.ru/lots/NF0021300.html
Интегративные связи
№ | Этапы мероприятия | Время |
1. | Музыкальное вступление | 2 мин |
2. | Вводное слово ведущего (преподавателя). | 3 мин |
3. | Сцена № 1 | 4 мин |
4. | Историческая справка № 1 | 5 мин |
5. | Сцена № 2 | 4 мин |
6. | Историческая справка № 2 | 5 мин |
7. | Сцена № 3 | 4 мин |
8. | Историческая справка № 3 | 5 мин |
9. | Сцена № 4 | 4 мин |
10. | Историческая справка № 4 | 5 мин |
11. | Сцена № 5 | 4 мин |
12. | Историческая справка № 5 | 5 мин |
13. | Блиц-игра со зрителями | 5 мин |
14. | Заключительное слово преподавателя | 5 мин |
Итого: | 60 мин |
Действующие лица:
Преподаватель – Кониева М.Ю.
Студенты групп С113-2, С114-2, Сд221-2, Сд122-2, Сд222-2, С122-2, Ф122
Студент 1 – Карина Тоникян, С113-2
Студент 2 – Айнура Алекберова, С113-2
Жрец Исиды – Курбан Гаджиев, С113-2
Жрец Раа–Дмитрий Иванов, Сд221-2
Пат, девушка – Замина Гаджибалаева, С114-2
Робби, парень – Дмитрий Иванов, Сд221-2
Голос – София Малюга, С114-2
Профессор Кох – Роял Маммадов, С122-2
Мать умирающего ребенка – Алена Соболева, С114-2
Альбер Кальмет, врач – Наби Сулейманов, Сд222-2
Камиль Герен, ветеринар – Никита Забродин, С113-2
Безымянный врач – Дмитрий Иванов, Сд221-2
Научная справка (студенты группы Ф122) – Горбунова Алина, Уманская Голда, Кожеурова Марьяна, Казакова Лиана, Кривко Анастасия
За компьютером – Гульноза Санатулоева, С114-2
Помощник по сцене – Галкин Александр, Ф122
Препод.: Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня тема нашего занятия- «Туберкулез вчера, сегодня, завтра». Тема эта очень интересная, важная и объемная. Для будущего медика весьма актуальная! Наш колледж пошел на беспрецедентное приобретение. Уверяю вас, что нигде такого оборудования еще нет. Наш колледж закупил обучающую машину времени !!!(достает обруч, обклеенный мишурой и мигающей гирляндой, показывает студентам)
Вы только посмотрите – эта машина времени даст вам возможность попасть в любое время в соответствии с изучаемой темой. Можно очутиться в прошлом или в будущем, в любом конце мира. Для этого надо просто обернуть обруч вокруг себя. Здесь есть еще встроенная информационная справка. Если вам в ходе путешествии понадобится научная информация, вы сможете ее получить. Здорово?
А теперь нам нужны два добровольца. К сожалению, вся группа не сможет отправиться в путешествие на машине времени. Отправятся двое, а остальные смогут наблюдать за их приключениями из аудитории. Ну что, кого отправим?
Студенты выбирают добровольцев.
Препод. Ну хорошо, я согласна. Отправим студента 1 и студента 2. Первая бойкая и уверенная, а вторая вдумчивая и осторожная. Это как раз то, что нужно в таком путешествии.
Группа потихоньку уходит со сцены, остаются только добровольцы и преподаватель.
Препод. Ребята, вот - держите машину времени. Управлять ею очень легко. Я уже настроила ее на сегодняшнюю тему занятия: «Туберкулез – вчера, сегодня, завтра». Будьте внимательны, осторожны. Не забывайте про технику безопасности. И пользуйтесь кнопкой информационной справки каждый раз, когда у вас возникнут вопросы. Вы готовы?
Студенты кивают.
Вперед!!!
Студенты включают гирлянду на обруче, пролезают через обруч.
Сцена 1(на экране надпись «Древний Египет» и соответствующая картинка – что-то с пирамидами и песками)
Студент 1. Ооо! Ты посмотри, Древний Египет! Вот это мы перенеслись.
Студент 2. А я еще думаю – чего так жарко? Смотри, смотри, люди идут. Давай спрячемся и посмотрим.
В глубине сцены процессия – два человека медленным шагом несут над головой носилки, звучит подходящая музыка. Процессия проходит из конца в конец сцены, исчезает за кулисами.
На передний план выходят два жреца
Жрец Исиды. Ну что, закончили, жрец Раа?
Жрец Раа. Да, уважаемый жрец Исиды, закончили. Вот и погребли мы дочь фараона, прекрасную Каит. Поверить не могу, что эта солнцеподобная девушка отныне покоится в вечном мраке, в царстве Асириса.
Оба горестно качают головами.
Жрец Исиды.И ведь что только не предпринял фараон, наш мудрый правитель, для спасения своей любимицы? Пригласил лучших лекарей. Сколько чудодейственных эликсиров, благовоний, притираний мы испробовали!!! (цокает языком )
Жрец Раа. Да, а мы молились Раа денно о нощно, испробовали все заклинания, какие знали. Изготовили самые сильные амулеты. Но все напрасно. Нет спасения от этой легочной хвори!!!
Жрец Исиды. Правда твоя, жрец Раа. Никогда еще никто не исцелился от этой болезни. Так и наша солнцеликая Каит только таяла, таяла, как свеча, с кашлем исторгала из себя кровь, пока не ушла в царство Асириса.
Жрец Раа. И ведь неизвестно, от чего случается эта болезнь? Что ее вызывает? Почему иногда она охватывает целую семью? Словно один человек дарит болезнь другому. И нет спасенья!
Жрец Исиды. Это просто счастье, что другие дети фараона живы и здоровы. Помолимся, жрец?
Жрец Раа. Помолимся, уважаемый.
Уходят.
Студент 1. Ты думаешь, они говорили о туберкулезе? В Древнем Египте люди болели туберкулезом?
Студент 2. Думаю, не просто болели, но и умирали. Ты же слышала – кашляла кровью и растаяла как свечка.
Студент 1. Не удивительно, что умерла. Ведь они лечили туберкулез заклинаниями и амулетами. Бедная дочь фараона!
Студент 2. Смотри, у нас же есть кнопка исторической и научной справки. Давай послушаем.
За кафедру выходит студент с научной справкой №1
Справка № 1
Туберкулез – одно из древнейших инфекционных заболеваний. Оно сопровождает человечество всю его историю.
Открыл возбудителя Роберт Кох в 1882 году. Устаревшее название туберкулёза лёгких — чахотка. Название пошло от слова чахнуть (таять).
Это одна из наиболее распространенных инфекций в мире. Заразная болезнь, вызываемая, как и все заразные болезни, микробами. Микроб туберкулеза под микроскопом при сильном увеличении имеет вид маленькой палочки, поэтому и получил название туберкулезная палочка или микобактерия. Она весьма устойчива во внешней среде. Мало какие микроорганизмы могут соперничать с микобактерией по своей устойчивости и живучести.
Например, в 1967 году была вскрыта одна египетская гробница, где предположительно была погребена дочь фараона или какая-то его родственница. Одним, словом, это была гробница высокородной египтянки. Мумия имела признаки туберкулезного поражения легких, от которого, по всей видимости, и скончалась египтянка. Так вот, современным специалистам удалось выделить из останков жизнеспособную (!!!!) микобактерию туберкулеза. Вы только представьте себе – эта мумия пролежала в гробнице более 1000 лет. Вот это живучесть!
Что мы знаем сегодня о микобактерии туберкулеза?
- Патогенны для человека человечий и бычий тип микобактерии, редко птичий
- Микобактерия весьма устойчива во внешней среде
- Микобактерия обладает высокой изменчивостью, то есть умеет приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды
Микобактерия сохраняет жизнеспособность:
- При t-ре 23ºС – до 7 лет
- В высохшей мокроте – 10-12 мес
- На страницах книг - до 3 мес
- В воде – до 5 мес
- В сыре, масле – до года
- В сыром молоке – до 14 дней
- Кипячение – 5 мин
- Прямые солнечные лучи – 1.5 часа
Студент 1. Вот это да! Вот это устойчивость!
Студент 2. Да уж. Несмотря на египетскую жару, у меня мурашки. Ну что, двинулись дальше?
Пролезают через обруч
Сцена 2. На экране вид швейцарских гор. Надпись – Швейцария , 1928 год. На сцене надо постараться изобразить палату санатория – кровать и стул. На кровати полулежит бледная девушка. Рядом с ней на стуле парень, крепко держит ее за руку и смотрит в лицо девушке, не отрываясь.
Парень. Как жаль, как жаль, Пат! Пат, ты меня слышишь?
Студент 1. Интересно, где это мы? Написано – Швейцария, 1928 год.
Студент 2.Ой, я узнала. Это же Патриция и Робби, герои романа Ремарка «Три товарища». Я недавно читала, плакала ужасно.
Студент 1. Так мы попали в литературный роман?
Студент 2. Нет, я думаю, Ремарк описывал реальных людей, своих друзей и современников. Так что мы видим историю, имевшую место в жизни, очень печальную. Но давай посмотрим.
Звучит голос:
Пат умерла в последний час ночи, до рассвета. Она умирала тяжко и мучительно, и никто не мог ей помочь. Крепко держа меня за руку, она уже не знала, что я с ней.
Потом кто-то сказал:
— Она мертва.
— Нет, — возразил я. — Она еще не мертва. Она ещё крепко держит меня за руку.
Свет. Невыносимо яркий свет. И люди. И врач. Я медленно разжал пальцы. Её рука упала. И кровь. И её лицо, искажённое удушьем. Полные муки, остекленевшие глаза. Шелковистые каштановые волосы.
— Пат, — сказал я. — Пат.
И впервые она мне не ответила.
Студент 1. Господи, как жаль! Слушай, мы с тобой попадаем на одни смерти и похороны. Ты заметила?
Студент 2. Еще бы не заметила. Это болезнь такая, очень страшная и очень серьезная. Давай послушаем научную справку.
Справка № 2
Туберкулез всегда был грозным и опасным заболеванием. Разнообразие форм туберкулеза бесконечно. Чаще всего встречается туберкулез легких, но возможен и туберкулез кожи, глаз, мышц, костей и даже мозга! Нет такой ткани, нет такого органа, который микобактерия не могла бы поразить! В эпоху до появления антибиотиков туберкулез считался однозначно смертельным недугом. Во времена Древнего Египта, как и в Средние века, выздоровление от туберкулеза, или чахотки, как его чаще называли, было скорее исключением, чем правилом. Естественно, что никакой достоверной статистикой того времени мы не располагаем.
Но тем не менее, туберкулез оставил заметный след в истории медицины, в литературе и даже в искусстве.
Интересный факт: Симонетта Веспуччи, будучи первой красавицей Флоренции, позировала Ботичелли для картины «Рождение Венеры», была на тот момент больна милиарным туберкулезом, затрагивающим несколько органов одновременно. На картине у нее резко перекошено плечо, что может говорить о поражении плечевого сустава или серьезных проблемах в левом легком. Скорее всего, имело место и то, и другое. Картина была закончена художником уже после смерти Симонетты от туберкулеза.
Рисунок 1 – Картина Ботичелли «Рождение Венеры»
Что же в нашей стране? В конце 19-начале 20 века смертность от туберкулеза в России составляла около 600 человек на 100 тыс населения. Это очень много. К тому же следует учесть, что статистика тех лет наверняка оставляла за бортом огромное число не выявленных случаев заболеваемости и смерти. А что же сегодня?
Рисунок 2 – Статистика по заболеваемости и смертности от туберкулеза в России
Посмотрите на экран. Вы видите на графике красная кривая – уровень заболеваемости, синяя кривая – уровень смертности.
Таким образом, в 2020 году смертность от туберкулеза в России составила 4 человека на 100 тыс населения. Это самый низкий показатель за последние 50 лет! В 2022 году Всемирная организация здравоохранения даже исключила Россию из списка стран с повышенным бременем туберкулеза. Мы наконец покинули этот позорный список стран с высоким уровнем туберкулеза!!! То есть прогресс ,безусловно, большой, но смертность все таки есть.
Кто умирает сегодня от туберкулеза в нашей стране?
Прежде всего – это люди, которые не лечатся, не обращаются за медицинской помощью, а также ВИЧ-инфицированные, не получающие терапию по каким- то причинам. Это особенность сегодняшнего дня – туберкулез идет рука об руку с ВИЧ-инфекцией. Следовательно, бороться надо с обеими инфекциями одновременно.
Таким образом, в наше время в нашей стране человек, не имеющий ВИЧ-инфекции, своевременно проходящий диспансеризацию, не увиливающий от флюорографии, и вовремя получающий лечение, не имеет шансов умереть от туберкулеза. И если бы героиня романа Ремарка жила в наше время, ее бы обязательно вылечили!!!
Студент 1. Эх, как жаль Пат! Страшная это все-таки болезнь! Ну что, отправляемся дальше?
Студент 2. Давай!
Пролезают через обруч.
Сцена 3. На экране вид бедного дома. Надпись –Россия, 17 век. На сцене мать качает на руках ребенка.
Мать. Бедный мой малыш, Ванечка, открой же глазки, посмотри на свою маму. Чего бы я не сделала, чтобы ты был здоров, мой мальчик! И подумать только, что мой третий ребенок вслед за двумя старшими болеет, чахнет на глазах, и я ничего не могу с этим поделать!
Плачет
Студент 1. Слушай, опять слезы и близкая смерть! Это просто ужас какой-то!
Студент 2. Да, знаешь, о чем я подумала. Вот мы живем в 21 веке, не сталкиваемся каждый день со страхом смерти от туберкулеза, оспы или чумы, например. Мы не боимся болезней, мы боимся прививок!! И нам кажется, что так было всегда. А ведь через сколько страданий, через сколько трудов пришлось пройти людям, чтобы победить этот страх смерти и болезней!
Студент1. Да, ты права!
Мать. Мой мальчик, мой сыночек! Съешь хоть ложку каши. Доктор сказал, что тебе необходимо кушать. Ну, давай!
Пытается ложкой дать ребенку еду.
Не хочет! Не хочет! А ведь пока был здоров, никогда не отказывался от еды! А как перестал есть- я сразу поняла, он болен так же, как болели его старшие брат и сестра!
Господи, неужели никогда не наступит время, чтобы эту проклятую чахотку умели выявлять вовремя, до того как дети начнут таять и умирать на руках своих матерей!!!?
Плачет и уходит с ребенком на руках
Студент 1. И правда – ведь вовремя выявить заболевание – это очень важно. Что мы можем сказать о своевременной диагностике туберкулеза сейчас?
Студент 2. Самое время включить научную справку. Слушаем!
Справка № 3
В настоящее время диагностика туберкулеза осуществляется преимущественно в ходе профилактических осмотров, реже в случае обращения к врачам. Для этой цели используются массовые методы диагностики. Это реакция Манту, которая проводится детям ежегодно, начиная с 12 месяцев, Диаскинтест – ежегодно с 7 лет, а также флюорография – которая тоже проводится ежегодно, начиная с 15 лет.
Реакция Манту (Диаскинтест) проводится методом внутрикожного введения туберкулина в среднюю треть предплечья, с последующей оценкой результата через 72 часа.
Рисунок 3 – Проведение реакции Манту
- Отрицательной реакцией считается папула менее 2 мм
- Сомнительной – папула 2-4 мм или гиперемия любого размера
- Положительной – папула более 5 мм
- Существует еще гиперергическая реакция Манту, при которой размер папулы превышает 17 мм
Рисунок 4 – Гиперергическая реакция Манту
Для прицельной индивидуальной диагностики туберкулеза проводится:
- Общий анализ крови и мочи
- Выделение микобактерий из мокроты, промывных вод бронхов, ликвора
- Рентгенография пораженных органов в динамике
- Положительная реакция Манту (Диаскин-тест)
- Суммарные антитела к МБТ
- Квантифероновый тест
- Т-spot
Все эти методы позволяют выявить туберкулез на любой стадии заболевания, а также контролировать излечение у заболевших.
Студент 1. То есть, если я правильно понимаю, современные матери, которые беспокоятся о здоровье своих детей, могут не дожидаться, пока ребенок перестанет есть и начнет чахнуть, как это происходило в прежние века.
Студент 2. Совершенно верно! Современные дети каждый год проходят реакцию Манту, Диаскинтест, а с 15 лет – флюорографию, и остаются здоровыми, а в случае заболевания вовремя получают лечение!
Студент 1. Все-таки медицина здорово шагнула вперед! Особенно это понимаешь, когда сравниваешь свое время с тем, что было 100 и более лет назад.
Студент 2. Ну что, у нас еще одно путешествие впереди. Отправляемся?
Студент 1. Давай!
Пролезают через обруч
Сцена 4. На сцене боком стоит профессор, заканчивает свою речь. На экране надпись «Берлинское физиологическое общество, 1882 год, 24 марта».
Профессор Кох. Таким образом, господа, нет никаких сомнений, что выделенная бацилла и является возбудителем заболевания, известного нам с вами под названием Чахотка. Я предлагаю назвать эту бациллу Микобактерией туберкулеза. Мне потребовалось более 200 повторений опыта по выделению чистой культуры и окрашиванию этого микроорганизма, прежде чем наконец удалось с уверенностью идентифицировать его.
На экране логично в это момент поместить крупное изображение микабактерии туберкулеза и надпись на латинском Mycobacterium tuberculosis.
Звук аплодисментов. Из за кулис выкрики: Пусть возбудитель зовется бациллой Коха! Браво, профессор!
Студент 1. Слушай, мне это снится, или перед нами Кох и его знаменитая речь об открытии туберкулезной палочки?
Студент2. Да, это Роберт Кох! С ума сойти! В колледже просто не поверят!
Профессор! Профессор! Браво!
Профессор Кох. оборачивается к студентам. Здравствуйте, милые фроляйн, кто вы?
Студент 1. Мы студенты медицинского колледжа №1 из Москвы.
Студент 2. Вы не поверите, профессор, но мы из 21 века. В наше время изобретена машина времени, сегодня на занятии мы как раз проходим туберкулез, и машина забросила нас сюда. Мы не могли не воспользоваться случаем, чтобы познакомиться с Вами.
Профессор Кох. Ооооо! Как это интересно, майн Гот! Вы из будущего, мои молодые коллеги? Я очень-очень рад! Но скажите, скажите же мне скорее – как обстоят дела с лечением туберкулеза в 21 веке? Неужели люди и через столетие будут умирать от этого страшного недуга?
Студент 1. К сожалению, люди болеют туберкулезом и в наше время. А смертность, хотя и низкая, но она есть.
Профессор Кох. Если смертность низкая, значит, вы научились лечить это заболевание? Чем же лечат туберкулез в 21 веке? Вот нам пока не удалось добиться успехов в лечении.
Студент 2. Мы студенты, и только учимся, нам трудно ответить на Ваш вопрос. Но в нашей машине времени есть функция научной справки. Хотите, вместе послушаем?
Профессор Кох. О! С восторгом! Услышать научную справку из 21 века – я не мог и мечтать!
Справка № 4
Лечение больных туберкулезом должно быть ранним, комплексным, длительным. В среднем, лечение туберкулеза может занимать у детей от нескольких месяцев до года, у взрослых 1-2 года.
Прежде всего, необходимо обеспечить больному полноценное и разнообразное питание. Калорийность пищи повышают на 15-20 % по сравнению с возрастной нормой, увеличивают количество витаминов и микроэлементов в рационе. Обязательным условием является достаточное количество белка и жиров. Кратность приемов пищи увеличивают до 5-7 раз в сутки.
Профессор Кох. встревает в научную справку Ах, как это верно! Надо вам заметить, мои молодые коллеги, что этот принцип соблюдали уже в наше время. Мы давно заметили, что чахотка быстрее побеждает тех, кто плохо питается, кто живет в сырых помещениях и редко бывает на свежем воздухе!
Продолжается научная справка
Полноценное питание и свежий воздух непременно должны быть обеспечены больному и в 21 веке. Но основой лечения туберкулеза является многокомпонентная противотуберкулёзная химиотерапия, то есть использование антибиотиков. Лечение подразделяется на две фазы: интенсивную и пролонгированную фазу лечения. В интенсивной фазе лечения необходимо достигнуть рассасывания инфильтрации и закрытия распада, а также прекращения бактериовыделения. Интенсивная фаза лечения туберкулёза лёгких длится от двух месяцев до полугода. Последующее пролонгированное лечение длится от четырёх месяцев до года в зависимости от тяжести заболевания.
На экране вы видите Обновленный список применяемых противотуберкулезных препаратов, который очень велик сегодня. Вот только некоторые из них:
Кроме того, пациентам необходимо избегать активной солнечной инсоляции, обеспечить эмоциональный комфорт и интересный досуг.
Профессор Кох. Ах, как я рад все это услышать! Мои дорогие, уважаемые коллеги из будущего! Я понимаю, вам пора покидать наше время. Очень прошу вас – никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки, побеждайте болезни и уныние, слабость и лень! Передайте мои слова вашим современникам! Удачи вам!
Студенты. Спасибо, профессор! Прощайте!
Пролезают через обруч.
Сцена 5. На экране вид рабочего кабинета ученых (например, полки с книгами, дубовая мебель).Надпись на слайде – институт Пастера, Париж, 1921 год. На сцене стол, заваленный бумагами, на краю стола микроскоп. За столом сидит ученый, ерошит волосы. На нем бейджик «Альбер Кальмет». Вбегает второй ученый, на нем бейджик «Камиль Герен».
Камиль Герен. Альбер! Альбер! У нас получилось, я совершенно уверен!
Альбер Кальмет. Бог мой! Неужели мы это сделали? Но погоди радоваться, Камиль. Рассказывай!
Камиль Герен. Итак, наша вакцина работает, ни один теленок из тех, что я привил, не заболел! Я только что повторил все анализы! Они здоровы, понимаешь? Ты понимаешь, что это значит?
Альбер Кальмет. Отлично, друг мой, отлично! Но это только полдела, ведь пока мы испробовали вакцину только на животных.
Камиль Герен. Вот всегда ты меня возвращаешь с небес на землю! Ну дай хоть порадоваться! Подумать только – мы 13 лет бьемся над этой вакциной!
Альбер Кальмет. Да уж, работа позади огромная! Нам пришлось 230 раз повторять цикл выращивания вакцины из ослабленной микобактерии бычьего типа. Но впереди самое трудное, Камиль. Нам нужен опыт применения нашей вакцины у людей.
Камиль Герен кивает, соглашаясь с доводами коллеги.
Голос. Господа, к вам доктор из больницы Шарите, он говорит, что пришел по важному делу.
Альбер Кальмет. Впустите, впустите скорее.
Говорит в сторону Герена – Я говорил, Камиль, это мой коллега, доктор из больницы Шарите, он обещал подыскать нам пациента.
Входит доктор.
Доктор. Здравствуйте, Альбер! О, Камиль, вы тоже здесь! Очень- очень кстати! Ну что же, господа, я нашел пациента, которому очень нужна ваша помощь. В моем отделении сейчас находится новорожденный ребенок. Его бедная мать умерла от туберкулеза буквально через несколько часов после родов. Малыша собирается забрать его бабушка, но, к сожалению, она тоже больна туберкулезом. Ребенок совершенно здоров. Пока здоров! Но я уверен, что он обречен заболеть, если мы его не сумеем защитить! Я считаю, что само провидение посылает нам этого пациента. Я очень рассчитываю на вашу вакцину!
Альбер Кальмет. Новорожденный? Да, это риск!
Камиль Герен. Но телята же здоровы! Альбер, пойми – если ребенок заразится, вакцина ему уже не поможет, или даже сделает хуже. Если уж прививать ребенка, то именно сейчас.
Доктор. Я тоже так считаю, Альбер! Нельзя терять время!
Альбер Кальмет. Да, коллеги, вы правы. Когда, если не теперь использовать нашу вакцину!?
Все трое обнимают друг друга за плечи и стоят так, пока голос читает текст.
Голос. На следующий день ребенок был привит новой вакциной. Ее ввели новорожденному через рот. Этот метод считался более эффективным. Проходили дни, недели, месяцы, а у ребенка не обнаруживались ни малейшие признаки туберкулеза. Он был здоров!
Все трое пожимают друг другу руки.
Доктор. Господа, это победа!!! Я поздравляю вас, Кальмет и Герен!
Кальмет и Герен уходят, а доктор продолжает говорить, обращаясь к залу.
Доктор. В последующие два года были привиты еще 217 младенцев. И ни один из них не заболел туберкулезом. Этот был прорыв! А имена доктора Кальмета и ветеринара Герена останутся в веках в памяти потомков!
Доктор уходит.
Студент 1. Не знаю, как у тебя, а у меня мурашки!
Студент 2. И у меня тоже! А еще знаешь, что я вспомнила? Аббревиатура вакцины БЦЖ от туберкулеза – это имена Кальмета и Герена – бацилла Кальмета – Герена!
Студент 1. Правда? Значит, их имена и правда остались в веках?
Студент 2. Ну да! Давай попросим научную справку на этот счет.
Справка № 5
Действительно, вакцина, которая используется уже на протяжении 103 лет для защиты от туберкулеза, носит имена своих создателей – доктора Кальмета и ветеринара Герена. (на экране BCG –Bacillus Calmette-Guerin). Она приготовлена из ослабленной живой бычьей туберкулезной палочки.
Рисунок 5 – Фотографии Альбера Кальметта и Камиля Герена, создателей вакцины против туберкулеза.
То, что началось с одного новорожденного, превратилось в победное шествие вакцины по миру. В 1926 году было вакцинировано уже 50 тыс парижских детей. Смертность, которая в семьях заболевших составляла 25-30%, снизилась до 0,7 % уже через несколько лет.
Впоследствии пероральное введение вакцины уступило место внутрикожному введению. Вакцина БЖЦ спасла сотни миллионов жизней.
В Советском Союзе прививку от туберкулеза начали делать новорожденным с 1928 года, а с 1950 года вакцинация стала массовой.
Сегодня в соответствии с Национальным календарем вакцинаций, первую прививку от туберкулеза новорожденные получают еще в роддоме, на 3-7 день жизни. В последующем ревакцинация проводится в 7 лет.
Вакцина БЦЖ не идеальна, у современных специалистов к ней много претензий. Она имеет ряд серьезных побочных эффектов, требует безукоризненной техники от медсестры, проводящей вакцинацию. Но за 100 лет своего применения, вакцина спасла миллионы жизней. И пока никто из специалистов не смог предложить человечеству лучшей защиты!
На сцене студент 1 и студент2. Их встречает преподаватель и товарищи.
Студенты кидаются к преподавателю, говорят наперебой.
Студент 1. Мадина Юрьевна! Вы не поверите! Где мы только не были! Кого мы только не встретили!
Студент 2. Ой, мамочки! И Кох, и Кальмет с Гереном, и древние египтяне! Это было так интересно!
Препод. Знаю, знаю, ребята! Самое главное – чему вы научились и что узнали?!
Студент 1. Так много впечатлений, так много новой информации! И про микобактерию, и про методы диагностики и лечения туберкулеза. И еще профилактика!
Студент 2. А я поняла еще кое-что! Теперь мы знаем про туберкулез больше, но еще больше мы про него не знаем! А очень хочется узнать и понять! После занятия сразу в библиотеку пойду!
Препод. Вот это самое главное – захотеть учиться лучше и качественнее!
И пусть пока у нас нет обучающей машины времени, но есть книги, фильмы, монографии, есть библиотеки и интернет. И если вы захотите, то всегда добудете научную справку сами, без машины времени!
Возможно, тот, кто сможет усовершенствовать противотуберкулезную защиту, предложить новые методы диагностики или лечения, сидит сейчас в этом зале. Кто знает? История туберкулеза, как и история медицины бесконечна и неисчерпаема! А сегодня, в знак уважения и памяти к великим достижениям ученых и врачей прошлого мы носим на своих халатах цветок белой ромашки – символ борьбы с туберкулезом, символ здоровья и чистого дыхания! Дерзайте, ребята! Удачи вам!
Рецензия
на методическую разработку внеаудиторного мероприятия «Туберкулёз вчера, сегодня, завтра»
Специальность «Сестринское дело» 34.02.01
Специальность «Лечебное дело» 31.02.01
Авторы – преподаватели профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1» Кониева М.Ю., Ушакова Ф.И.
Тема конференции, подготовленной преподавателями Кониевой М.Ю. и Ушаковой Ф.И., весьма актуальна и востребована в практическом здравоохранении, так как заболеваемость туберкулезом продолжает оставаться достаточно высокой, несмотря на положительные тенденции снижения в последние годы. Знания о методах диагностики, лечения, организации ухода за больными при данном заболевании необходимы работникам практического здравоохранения – как медицинским сестрам, так и фельдшерам, в какой бы медицинской сфере они не работали.
Методическая разработка конкурса представлена на 30 страницах компьютерного текста и включает методическую часть, сценарий, приложение и список литературы. Цели конкурса сформулированы в терминах видов деятельности и отражают не только учебные, но и воспитательные задачи.
Материалы конкурса позволяют четко проследить междисциплинарные связи нескольких фундаментальных и профессиональных дисциплин: фтизиатрии, терапии, педиатрии, фармакологии, основ сестринского дела, а также истории, литературы и философии. Весьма интересной представляется идея авторов сочетать игровую театрализованную деятельность студентов с научными и историческими данными, что позволяет успешно удерживать внимание аудитории и вызвать высокую мотивацию к изучению вопросов истории, лечения и диагностики туберкулеза со стороны обучающихся. Научные данные, представленные на конференции, соответствуют последним данным медицинской науки и, безусловно, помогут студентам увереннее ориентироваться в ситуациях, предлагаемых практическим здравоохранением. Отрадно отметить успешную попытку сочетать в рамках конференции работу студентов разных специальностей.
Предложенная разработка конференции интересна также с точки зрения развития творческого поиска педагогов, необходимости изменения сложившихся стереотипов преподавания в пользу применения активных методов обучения студентов. Представленная методическая разработка соответствует современным требованиям. Материалы конференции также будут интересны преподавателям соответствующих дисциплин и могут быть использованы для организации внеаудиторной работы студентов в целях профессионального ориентирования и мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Вопросы для блиц-игры со зрителями в завершении мероприятия
«Туберкулез вчера сегодня, завтра»
Вопрос | Верно | Неверно |
Микобактерия туберкулеза обладает высокой устойчивостью | + | |
Для человека наиболее актуален птичий вид микобактерии туберкулеза | + | |
Микобактерия туберкулеза способна поражать любой орган и любую ткань | + | |
ВИЧ-инфицированные никогда на болеют туберкулезом | + | |
Реакция Манту и Диаскинтест используются для массовой и индивидуальной диагностики туберкулеза | + | |
Оценка реакции Манту проводится через 24 часа | + | |
Папула более 17 мм трактуется как гиперергическая реакция Манту | + | |
Ученый, впервые описавший возбудителя туберкулеза – это Роберт Кох | + | |
Больным туберкулезом рекомендована облегченная диета со снижением калорийности суточного рациона | + | |
Вакцина БЦЖ создана на основе микобактерии бычьего типа | + |
ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие или классный час. "Час кроссворда" Спорт вчера, сегодня, завтра"
Игровая форма усвоения знаний для 8-11 классов.Тема физической культуры и спорта актуальна для любого современного человека.Мероприятие поможет вспомнить или узнать спорт. термины, события...
Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»
Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...
Методическая разработка конференции "Акушерство: вчера, сегодня, завтра"
Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра». Выбор темы «Акушерство: вчера, сегодня, завтра» не случаен.Задача конференции заключается в том, чтобы проследить ист...
Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра».
Отчет о проведении городского открытого мероприятия «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА тема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТА посвящается
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА 55-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА ПЕРВОГО В МИРЕ КОСМОНАВТАтема: «КОСМОС-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»...
Методическая разработка конференции "Акушерство:вчера, сегодня, завтра"
материалы методической конференции...
Внеаудиторное мероприятие в МК № 1 "Туберкулез вчера, сегодня, завтра", посвященное дню борьбы с туберкулезом - 21.03.2024 и 07.04.2024
21 марта и 7 апреля 2024 года в Медицинском колледже № 1 прошло мероприятие, посвященное Международному Дню борьбы с туберкулезом. Мероприятие было организовано и подготовлено преподавателями Кониевой...