Лекции
методическая разработка

Федорова Татьяна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: «Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи» (ИСМП)

АКТУАЛЬНОСТЬ - Актуальность ИСМП определяется их повсеместным распространением, негативными последствиями для здоровья и жизни пациентов и персонала медицинских организаций, экономики государства.

ЦЕЛЬ - Формирование понятийного аппарата об ИСМП, особенностях возбудителей,  путях передачи для освоения умений проводить профилактику ИСМП в медицинских.

ОБЩИЕ  и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - ПК 1.2. Обеспечивать

безопасную окружающую среду; ОК 07; ЛР 10

План лекции:

1. Масштаб проблемы ИСМП. Структура ИСМП.

2. Источники. Возбудители ИСМП. Понятие инфекционного процесса.

3. Механизм передачи ИСМП (пути и факторы передачи).

4. Группы риска ИСМП.

1. Масштаб проблемы ИСМП

На протяжении многих десятилетий ИСМП являются одной из основных проблем современного здравоохранения, т.к. имеют широкое распространение, негативные последствия для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.

ИСМП – это случаи инфицирования, связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в медицинских стационарах и амбулаторно-поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, при оказании скорой медицинской помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.

Термин «ИСМП» используется в нормативных документах большинства стран мира, соответствует терминологии ВОЗ и объединяет:

- ИСМП пациентам в период госпитализации (внутрибольничная инфекция - ВБИ);

- ИСМП пациентам в амбулаторно-поликлинических условиях;

- ИСМП в других организациях, осуществляющих медицинскую деятельность;

-Инфекции у медицинского персонала, связанные с выполнением профессиональных обязанностей.

Согласно данным официальной статистике, в год в России регистрируется 26-30 тысяч случаев заражения инфекционными заболеваниями при поступлении в медицинские организации, однако на самом деле их число достигает 2,5 млн.

Ущербы от ИСМП:

Экономический ущерб, причиняемый ИСМП может достигать 15 млрд. рублей в год. Из-за присоединившихся инфекций пребывание пациентов в стационарах

увеличиваются до 10 дней, а значит и затраты на содержание и лечение такого пациента увеличиваются.

Ущерб здоровью пациента - ИСМП усложняют лечение, а в тяжелых случаях могут приводить к инвалидизации и к летальным исходам.

Социальный ущерб: отключение больного от семьи, трудовой деятельности и т.д.

Структура ИСМП:

На первое место в структуре ИСМП с 2018 г (31,1 % от общего числа ИСМП) вышли внутрибольничные пневмонии;

На второе место переместились с первого послеоперационные гнойно-септические инфекции ГСИ (22% - в 2018 г.);

На третьем месте ГСИ новорожденных – 10,7%;

На четвѐртом месте ГСИ родильниц.

Таким образом, риск ИСМП наиболее высок в отделениях интенсивной терапии и реанимации, в хирургическом отделении и отделениях общей терапии и в акушерских стационарах.

2. Источники. Возбудители ИСМП. Понятие инфекционного процесса.

Источники ИСМП:

1) Больной человек (пациенты и мед.персонал, ухаживающие родственники)

2) Носитель (пациенты и мед.персонал, ухаживающие родственники)

3) Окружающая среда.

А можно представить источников инфекции таким образом:

1) Пациенты (больные острой или хронической формой заболевания и носители инфекции среди них).

2) Мед.персонал (больные острой или хронической формой заболевания и носители инфекции среди них).

3) Окружающая среда.

Возбудители ИСМП представлены тремя группами микроорганизмов:

1) Патогенными бактериями, вирусами, грибами, простейшими;

2) Условно-патогенными бактериями, вирусами, грибами, простейшими микробами;

3) Микробами оппортунистами, которые вызывают инфекционный процесс на фоне иммунодефецитного состояния макроорганизма.

Всего более 300 различных возбудителей. Ранее лидировал стафилококк, но в последнее время первенство принадлежит грамотрицательной палочковой микрофлоре: клебсиеллы, энтеробактер и др.

На долю ИСМП, вызванных патогенными микроорганизмами приходится от 5 до 20% общей заболеваемости ИСМП (грипп, ОРВИ, ветряная оспа, скарлатина, кишечные инфекции, вирусные гепатиты и др.) Гнойно-воспалительная инфекция, вызываемая условно-патогенными микробами протекает в виде генерализованного септического процесса.

Различают два типа развития ИСМП:

1) Эндогенная инфекция обусловлена активацией в организме человека условно-патогенной флоры;

2) Экзогенная инфекция –заражение происходит извне в результате контакта с источником ИСМП

Понятие инфекционного процесса

Инфекционный процесс – это сложный процесс взаимодействия микроорганизма (возбудителя) и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды.

Инфекционный процесс зависит от нескольких причин:

- от восприимчивости макроорганизма – способности человека реагировать на внедрение в организм возбудителя инфекции путем развития заболевания или носительства;

- от инвазивности – способности микроорганизма проникать в ткани и органы человека и распространяться в них;

- от дозы возбудителя – количества возбудителя, проникшего в организм человека;

- от патогенности – способности микроорганизма в естественных условиях вызывать инфекционный или патологический процесс;

- от вирулентности микроорганизма – от степени патогенности возбудителя.

Применительно к микроорганизмам – возбудителям ИСМП – часто используют термин «госпитальный штамм». При этом имеют в виду культуры микроорганизмов, вызвавшие в ЛПО эпидемический процесс, а также отличающиеся рядом характерных признаков:

- высокой вирулентностью,

- резистентностью к антибиотикам,

- резистентностью к дезинфектантам,

- устойчивостью к УФО-облучению,

- множественной лекарственной резистентностью.

Резистентные микроорганизмы могут возникать при нерациональном применении антибиотиков, антисептиков, дезинфектантов.

Для возникновения ИСМП, как и любой другой инфекции, необходимы три звена эпидемического (инфекционного) процесса.

Цепочка инфекционного процесса:

1. Иисточник инфекции (выделяет возбудителя)

2. Механизм (пути и факторы) передачи инфекции

3. Восприимчивый макроорганизм (человек) или коллектив.

3. Механизм передачи ИСМП (пути и факторы передачи)

Возникновению и развитию ИСМП в ЛПО способствуют следующие факторы:

- недооценка эпидемической опасности источников ИСМП и риска заражения при контакте с больным (например, гнойно-септической инфекцией);

- недооценка предвестников и предпосылок эпидемического неблагополучия;

- несвоевременная изоляция вновь выявленных инфекционных больных;

- наличие больных и носителей патогенной микрофлоры (внутрибольничных штаммов) среди пациентов и медицинского персонала;

- нарушение персоналом правил асептики, антисептики, личной гигиены»

- нарушение правил проведения текущих уборок, заключительных дезинфекций;

- нарушение режимов обработки помещений, мебели, белья, оборудования;

- нарушение режимов дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского назначения, аппаратов, приборов;

- создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования;

- применение новейших препаратов с иммунодепрессивными свойствами;

- искусственное подавление иммунитета при трансплантации органов и тканей;

- недостаточное обеспечение ЛПО дезинфицирующими средствами;

- устаревшее оборудование;

- неудовлетворительное состояние пищеблоков, водоснабжения;

- отсутствие систем фильтрационной вентиляции.

Механизм передачи ИСМП включает в себя множественные и разнообразные пути и факторы, соответственно различным возбудителям, профилю ЛПО, объему лечебно-диагностических процедур и манипуляций, контингенту находящихся здесь больных.

Механизмы передачи ИСМП можно разделить на 2 группы:

1. Искусственные механизмы передачи инфекции (артифициальные или медицинские):

- через инвазивные медицинские процедуры и манипуляции (лечебные и диагностические) – взятие крови, инъекции, трансплантация органов и тканей, переливание крови. (Разновидности механизма: парентеральный путь, имплантационный путь);

- через неинвазивные медицинские процедуры и манипуляции (лечебные и диагностические). (Разновидность – контактно-бытовой).

Факторами передачи являются медицинские инструменты и оборудование, предметы ухода, медикаменты, кровь, трансплантанты, грязные руки - они же являются резервуаром возбудителей ИСМП.

2. Естественные механизмы передачи инфекции:

- аэрозольный: воздушно-капельный (фактор передачи - воздух) и воздушно-пылевой (фактор передачи – пыль);

- фекально-оральный: водный (через воду), алиментарный (через пищу); факторы передачи – вода, пища, грязные руки;

- вертикальный: трансплацентарно, в процессе родов, через грудное молоко;

- трансмиссивный (через укусы кровососущих членистоногих, насекомых, которые сами заражены инфекционной болезнью, например, специфический переносчик: вши могут передать при укусе сыпной тиф, блохи – чуму, комары – малярию, клещи – энцефалит).

4. Группы риска ИСМП.

Восприимчивость человека к ИСМП гетерогенная и зависит от ряда причин:

- возраст

- неполноценное питание

- неблагоприятная окружающая среда

- нарушение иммунного статуса

- наличие длительных хронических заболеваний

- обширность травматических повреждений, высокая степень огжогов и отморожений

- химио-и лучевая терапия

- изменение нормальной микрофлоры кишечника (длительный прием антибиотиков, стероидных гормонов)

- низкая гигиеническая культура населения.

Исходя из этих причин в группу риска ИСМП входят следующие категории людей:

- новорожденные (пациенты роддомов)

- дети до 3-х лет

- пожилые люди (старше 60 лет)

- беременные

- больные хроническими формами заболевания (сахарный диабет и т.д)

- больные, длительно находящие в постели

- лица, принимающие иммунодепрессанты

- лица, бесконтрольно принимающие антибиотики

- лица, имеющие повреждения кожных покровов и слизистых оболочек (открытые раны, пролежни, язвы, т. е. в большинстве своѐм это пациенты хирургических отделений)

- лица, имеющие инвазивные устройства – внутрисосудистые катетеры, трахеостомы (пациенты реанимационных отделений).

Любую ИСМП легче предупредить, чем лечить. К универсальным мерам предупреждения ИМСП относится правило – считать каждого пациента потенциально инфицированным, а значит проявлять эпидемическую настороженность и обязательно применять средства индивидуальной защиты в ходе своей профессиональной деятельности.

Домашнее задание

1. Изучить самостоятельно материал по теме «Резервуар инфекции и места обитания микроорганизмов» (таблица 1).

2. Повторить весь лекционный материал.

3. Подготовиться к семинарскому занятию.

Основная литература:

1. Двойников С.И. Бабаян С.Р. Профессиональный уход за пациентом Младшая медицинская сестра,2023г, с 203-212

2. Кулешова Л.И. Пустоветова Е.В.Основы сестринского дела, 2020, с 220-226,

Нормативные источники

1. СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Дополнительная литература:

  1. Карпова Е.В. Безопасная среда для пациента и персонала, 2023г, с 3-20

 



Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: «Инфекционный контроль и профилактика ИСМП»

АКТУАЛЬНОСТЬ - Актуальность ИСМП определяется их повсеместным распространением, негативными последствиями для здоровья и жизни пациентов и персонала медицинских организаций, экономики государства.

ЦЕЛЬ - Формирование понятийного аппарата об ИСМП, особенностях возбудителей,  путях передачи для освоения умений проводить профилактику ИСМП в медицинских.

ОБЩИЕ  и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - ПК 1.2. Обеспечивать

безопасную окружающую среду; ОК 07; ЛР 10

План лекции:

1. Понятие инфекционного контроля в ЛПО. Выявление и регистрация ИСМП.

2. Подходы и методы профилактики ИСМП.

3. Нормативные документы, регламентирующие работу по профилактике ИСМП.

1. Понятие инфекционного контроля в ЛПО.

Инфекционный контроль – это система организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в ЛПО.

Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, летальности и экономического ущерба от ВБИ. Для достижения этой цели разработан целый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, которые направлены на выявление и изоляцию источника инфекции, перерыв путей передачи инфекции, а именно:

- своевременное выявление носителей патогенного стафилококка и санация этих носителей;

- своевременное выявление и изоляция в специальные отделения или палаты заразных больных и больных с гнойными ранами;

- применение высокоактивных методов обеззараживания рук медицинского персонала;

- организация централизованной стерилизации инструментария, перевязочного материала, операционного белья;

- дезинфекция объектов внешней среды.

Ответственность за проведение этого комплекса мероприятий по борьбе с ВБИ возлагается наглавного врача, заведующих отделениями, которые вместе в главной медицинской сестрой и старшими сестрами отделений организуют и контролируют выполнение этих мероприятий.

Выявление, учет и регистрация случаев ИСМП:

Случаи ИСМП подлежат регистрации, учету и статистическому наблюдению. Формы

наблюдения определены приказом Росстата от 30 декабря 2020 г. № 8671

Руководители медицинских организаций, выявивших больного, должны обеспечить полноту, достоверность и своевременность учета случая ИСМП, а также оперативное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Каждый случай ИСМП подлежит регистрации в журнале учета инфекционных заболеваний по месту их выявления и месту инфицирования пациента в медицинских

организациях, а также в территориальных органах, уполномоченных осуществлять

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Учет всех

случаев ИСМП ведется по месту инфицирования пациента.

В случае выявления ИСМП после выписки или перевода пациента в другой стационар, МО, выявившая ИСМП, должна передавать информацию в территориальные

органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, которые в течение 12 часов передают информацию о зарегистрированных ИСМП в МО по месту предполагаемого инфицирования.

Групповыми заболеваниями следует считать 5 и более случаев ИСМП, связанных одним источником инфекции и (или) общими факторами передачи, в том числе заражение среди пациентов и персонала (суммарно).

О возникновении групповых заболеваний ИСМП любой этиологии МО сообщает в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с установленным порядком представления внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера.

Заболевания новорожденных инфекциями, вызванные условно-патогенной флорой и выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и (или) в течение 7 дней после выписки, подлежат учету в данном стационаре. Генерализованные формы (сепсис, гематогенный остеомиелит, менингит) учитываются в течение месяца после рождения ребенка.

Заболевания родильниц инфекциями, вызванные условно-патогенными микроорганизмами и связанные с родами, выявленные в период пребывания в акушерском стационаре и (или) в течение 30 дней после родов, подлежат учету акушерским стационаром.

Гнойно-воспалительные заболевания, связанные с оказанием хирургической медицинской помощи, имеют максимальный инкубационный период 30 календарных дней после оперативного вмешательства, а при наличии имплантата в месте операции – год и более.

2. Подходы и методы профилактики ИСМП

 Заключение договора с центром гигиены и эпидемиологии на проведение дезинфекции и дератизации в соответствии с СанПиН;

 Обеспечить учет, регистрацию и передачу экстренных извещений на основе стандартного определения случаев ИСМП;

 Проведение текущего и ретроспективного анализа эпидемиологической ситуации

при возникновении ИСМП с целью разработки мероприятий по их профилактике;

Контроль санитарно-технического состояния учреждения, в т.ч. эффективность

работы системы вентиляции;

Состояние противоэпидемиологического режима и условий труда медицинских

работников;

Обследование медперсонала на наличие инфекционных заболеваний при трудоустройстве на работу, проведение плановых и периодических медицинских

осмотров;

Организация специфической профилактики медицинских работников (вакцинация против вирусного гепатита А, В, дифтерии, столбняка, клещевого энцефалита,

дизентерии, кори, краснухи, паротита, гриппа);

Неспецифическая профилактика медицинских работников в периоды сезонной

заболеваемости гриппом;

Обеспечение медработников средствами индивидуальной защиты;

Обеспечить наличие инструкций по дезинфекции и предстерилизационной обработке, стерилизации;

Соблюдение правил личной гигиены: тщательный осмотр пациентов на наличие

признаков инфекционных заболеваний, осмотр на педикулез, чесотку, наличие

прививки от дифтерии, гепатита А, гриппа. Обследование на туберкулез;

Оборудование умывальников в туалетах дозаторами с жидким бактерицидным

мылом, злектрополотенцами или одноразовыми бумажными полотенцами;

Выделение средств для обеспечения учреждения дезинфицирующими средствами и приобретение средств контроля согласно фактической потребности и на основании произведенных расчетов;

Выделение средств на приобретение емкостей для средств утилизации медицинских отходов (упаковочные пакеты, контейнеры);

Выделение средств на приобретение уборочного инвентаря и предметов ухода за

больными, моющих средств;

Оснащение аптечек средствами профилактики и оказания неотложной помощи

(медикаментами);

Выделение средств и формирование резерва современных антибактериальных

средств, контроль за использованием антибиотиков с лечебной и профилактической целью;

Выделение средств и формирование резерва одноразовых расходных материалов (шприцы, перчатки, спецодежда);

Использование рациональной стратегии и тактики применения антибиотиков;

Активная многоуровневая информационно-образовательная работа: проведение

бесед, конференций, семинаров с медицинскими работниками и пациентами;

Участие в научно-практических мероприятиях регионального и федерального уровней по вопросам профилактики, диагностики ИСМП;

Составление планов профилактики отдельных нозологических форм инфекционных заболеваний (вирусного гепатита А, В, дифтерии, столбняка, клещевого энцефалита, дизентерии, кори, краснухи, паротита, гриппа и др.).

3. Действующие нормативные документы, регламентирующие работу по профилактике ИСМП.

Приказ № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране» 1988 г.

Приказ № 720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с ВБИ» 1978 г

Приказ № 342 «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического тифа и борьбе с педикулезом» 1998 г.

Приказ М3 РФ № 330 от 05.08.2003 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ».

Отраслевой стандарт (ОСТ) № 42-21-2-85 - приложение к приказу № 408 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы».

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (с изменениями на 10 июня 2016 года)

Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 ―Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях‖

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»

СанПиН 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции"

Домашнее задание: Двойников С.И. Бабаян С.Р. Профессиональный уход за пациентом Младшая медицинская сестра,2023г, с 190-202, 213-219

Карпова Е.В. Безопасная среда для пациента и персонала, 2023г, с 20-55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по педагогической психологии

Материал для проведения занятий по педагогической психологии...

Информационный материал для лекции по теме "Планирование семьи"

Лекционный материал для дисциплины "СД в акушерстве и гинекологии"...

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КУРС ЛЕКЦИЙ

Курс лекций по предмету "Введение в педагогическую деятельность"...

ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить преподавателей с нетрадиционными формами лекций, помочь им освоить активную методику....

лекция по Word"Команды меню Вставка"

описание материала, описание работы в текстовом редакторе Word...