МР теоретического занятия по УД Правовое обеспечение профессиональной деятельности №1
методическая разработка

Борисова Наталья Михайловна

МР теоретического занятия по УД Правовое обеспечение профессиональной деятельности №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_teoreticheskogo_zanyatiya_po_ud.docx51.48 КБ

Предварительный просмотр:

КЯХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский базовый медицинский колледж

Министерства Здравоохранения Республики Бурятия»

Методическая разработка

теоретического занятия

«Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников»

 

Раздел Право и законодательство

Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

        

        2023

ОДОБРЕНО

ЦМК_______________

                 

Протокол № ____

от «__» _________ 2023 г.

Разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта по специальности среднего

профессионального образования

34.02.01  Сестринское дело

Председатель ЦМК

_____________/ Дашеева Т.В.

Автор – преподаватель общеобразовательных дисциплин первой квалификационной категории Кяхтинского филиала ГАПОУ «Байкальский базовый медицинский колледж МЗ РБ»   Борисова Наталья Михайловна

 

Рецензенты

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Мотивация темы
  3. Цели занятия
  • образовательные
  • развивающие
  • воспитательные
  1. Студент должен знать
  2. Формируемые компетенции:
  • профессиональные компетенции
  • общие компетенции
  1. Вид, тип занятия
  2. Методы обучения
  3. Интегративные связи
  4. Оснащение занятия
  5. Литература (основная, дополнительная)
  6. Вступительное слово преподавателя
  7. Хронокарта
  8. Структурно-логическая схема занятия
  9. Приложения

Пояснительная записка

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Она предназначена для изучения теоретического  занятия со студентами 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело в рамках дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Основными  целями данной разработки являются:

  • ознакомление обучающихся с понятийным аппаратом дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», по теме «Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников»
  • ознакомление обучающихся с историей законодательства о здравоохранении
  • развитие навыков творческого мышления;
  • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста закона, а также развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти,  умения работать сообща.

Тема данного занятия помогает обучающимся получить общие представление об истории законодательства о здравоохранении, особенностях медицинского права, современных ФЗ регулирующих современное здравоохранение.  Социокультурное развитие будущего медицинского работника невозможно без изучения данной темы.

В данной методической разработке приводится план и содержание учебного занятия. В процессе занятия используются разнообразные формы работы и методические приемы с целью систематизации и закрепления полученных знаний, а также дальнейшего применения их на практических занятиях и в своей будущей профессиональной деятельности.

Мотивация

Исследование вопросов правовой грамотности медицинских работников во взаимоотношениях "врач - пациент" играет немаловажную роль в процессах формирования гражданской позиции специалиста здравоохранения в плане его уважения к закону и обществу в целом и имеет решающее значение в профессиональной защите врачебной деятельности.

     Данная тема актуальна для лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.

   В современных условиях реформирования страны повышаются требования к специалистам в частности их готовности работать в условиях конкуренции, поэтому работники учреждений разных систем здравоохранения должны иметь соответствующий уровень подготовки по правовым вопросам. Правовая грамотность необходима любому медицинскому работнику при выполнении своих должностных обязанностей.

Цели занятия

1.Образовательные

  • формирование юридической грамотности будущих медицинских работников
  • ознакомление обучающихся с предметной терминологией и  историей  законодательства в области здравоохранения;
  • развитие навыков  самостоятельной работы с нормативными документами  и ФЗ;
  • развитие  навыков  творческого  мышления.

2.Развивающие

  •  развивать исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать развитию потребности в приобретении более глубоких знаний; 
  • развивать культуру речи.

3. Воспитательные

  • формировать качество личности и  потребность в правовой культуре;
  • стимулировать потребность в формировании ответственности,
  • аккуратности, а так же социальной коммуникации.

Студент должен знать:

  •  историю развития законодательства в области здравоохранения;
  •   понятие медицинского права;
  •  суть основополагающих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность  медицинских работников их права и обязанности.

    Студент должен уметь:

  •   находить и использовать правовую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности
  •   применять полученные теоретические знания в работе и повседневной жизни.

Формируемые компетенции:        

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Вид занятия: комбинированный урок.

Тип занятия: изучение нового материала.

Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Методы обучения: устное и наглядное изложение материала.

Место проведения: учебная аудитория.

Время занятия: 90 минут.

Интегративные связи

Внутрипредметные связи:

  • Чтение и анализ нормативных документов
  • Предметная терминология
  • Особенности провой грамотности
  • Коллективные формы деятельности

Межпредметные связи:

  • Обществознание
  • История
  • Философия
  • Психология общения

Оснащение занятия:

1.Технические средства обучения:

  • меловая доска, мел;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер.                                

2. Учебно-методическая документация:

  • методическая разработка урока для преподавателя;
  • методические указания для внеаудиторной СРС;

Литература:

Основные источники:

        С.И. Двойников, И.А. Фомушкина «Организационно-аналитическая деятельность»/ учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «ГЕОТАР-Медиа», 2015

Т.В. Козлова «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» / учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, Москва, «ГЕОТАР-Медиа», 2018

Дополнительные источники:

Г.В. Бирлидис «Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников»  Ростов-на-Дону, 2015, стр 313

Вступительное слово преподавателя

Профессия медицинского работника — одна из самых древних и почитаемых. Ее возникновение восходит к первобытному обществу. Медика всегда считали избранником Божьим, жрецом, стоявшим выше людей других профессий, но тем не менее на разных этапах истории были попытки регламентации деятельности врача, составлялись этические нормы его поведения, взаимоотношений с больными, отношения к нему общества. В источнике традиционной системы индийской медицины «Аюрведа» («аюр» — жизнь, «веда» — знание) указано, что врач для больного должен быть отцом, для выздоравливающего — охранителем, для здорового — другом. По высказыванию выдающегося медика Сушрута, врач должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, правдивым характером, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро.

В настоящее время в России и во всем мире все яснее осознается важность взаимоотношения медицины и права.

Знание законов, уважение к ним - необходимая предпосылка их точного соблюдения, одного из основных условий профилактики правонарушений. Практика свидетельствует, что, чем выше уровень юридической культуры медицинского работника, чем лучше он разбирается в основных нормах права, и неукоснительно выполняет предписания закона.

Реформирование системы охраны здоровья граждан в России, медицинское страхование породили сложные медико-правовые проблемы, требующие высокой правовой компетенции медицинских работников.

Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, регулируются целым рядом отраслей права, а нормы права прямо или косвенно связаны с охраной здоровья населения.

 

Хронологическая карта занятия

Этапы занятия

Время (мин.)

1.

Организационный момент

5

2.

Формулировка темы и мотивации

3

3.

Изложение материала

66

4.

Осмысление и систематизация полученных знаний, закрепление нового материала

10

5.

Подведение итогов занятия

3

6.

Задание на дом

3

Итого:

90

 Структурно-логическая схема практического занятия

№ п/п

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия студента

Приложения

Компе-тенции

(ОК, ПК)

1.

Организационный момент

Приветствует, проверяет

присутствующих.

Отмечает внешний вид студентов.

Определяет готовность группы к занятию.

Приветствуют преподавателя

Дежурный докладывает причины отсутствующих студентов.

ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5;ОК6; ОК11, ОК12.

2.

Целевая установка. Мотивация.

Формулировка темы, ставит цель занятия, обращает внимание на актуальность темы.

Слушают преподавателя

Записывают в тетрадь

Мотивация темы.

ОК1- ОК5; ОК11, ОК12.

3.

Изложение материала

Излагает материал согласно плану лекции, используя презентацию для лучшего усвоения темы.

Слушают преподавателя

Записывают в тетрадь

Лекционный материал, презентация

ОК1-13

ПК1.1-1.3

4.

Закрепление мате-риала.

Задает вопросы

Обращает внимание на поставленные проблемы предлагает сделать вывод

ОК1 ОК2, ОК3.ОК8 ОК9.

5.

Подведение итогов занятия.

Анализирует работу студентов, подводит итоги, выставляет и мотивирует оценки.

(оценивает уровень знаний, достижение целей занятия).

Слушают,

осмысливают замечания.

ОК1,ОК2, ОК3.ОК8 ОК9

6.

Заключи-тельное слово преподава-теля.

Обобщает, акцентирует  внимание на особенностях                           изученной темы.

Слушают, делают выводы

ОК2-ОК8.

7.

Задание на дом.

Объясняет задание, рекомендует литературу для подготовки к занятию.

Слушают, записывают.

Приложение 1, 2

ОК2-ОК8.

Тема: Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников.

План:

1.Из истории законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников

2. Медицинское право как отрасль права.

3. Общая характеристика законодательства РФ о здравоохранении

 1.Из истории законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников

   Элементы правового регулирования медицинской деятельности появились одновременно с зарождением медицины.

   В рабовладельческом обществе лечение приравнивалось к действию сверхъестественной силы, поэтому существовала абсолютная ответственность целителя за смерть больного. Законы носили выраженную направленность.

   Из 282 параграфов свода законов вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), регулировавших все основные стороны жизни царства, 8 прямо определяли ответственность врача за свои профессиональные действия:

   § 215. Если врач произвел кому-нибудь трудную операцию медным ножом и спас ему жизнь или снял кому бельмо медным ножом и сохранил ему глаз, то должен получить 10 сиклей серебра;

   § 216. Если то был раб, то его господин должен уплатить врачу 2 сикля серебра;

   § 218. Если врач производит кому-нибудь тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, снимает кому-нибудь бельмо и лишает его глаза, то должно отсечь ему руки;

   § 219. Если врач производит рабу тяжелую операцию медным ножом и причиняет ему смерть, то он должен за раба доставить хозяину другого раба;

   § 220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба.

   В Древнем Египте врачи в своей деятельности руководствовались правилами “Священной книги”. Если врач лечил в полном соответствии с этими правилами, то, независимо от исхода лечения, он освобождался от ответственности. Та же позиция изложена и в Римском праве. В то же время в      Древнем Риме врачи привлекались к ответственности за продажу ядов с целью отравления, за аборт и кастрацию.

    В эпоху раннего христианства появились суровые законы, карающие за неоказание помощи больному. Например, в Палестине за такое преступление в отношении людей свободного звания полагалась позорная казнь и конфискация имущества.

    В период зарождения и развития капитализма ответственность врача за профессиональные нарушения стала рассматриваться с точки зрения частных взаимоотношений, основанных на коммерческих началах.

    В России в средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление. История Древней Руси сохранила сведения о болезни и смерти сына Великого князя Иоанна III. Лекарь Леон, лечивший княжеского сына, после его смерти по приказанию Великого князя подвергся умерщвлению. Другого лекаря по имени Антон, лечившего татарского князя Каракучу, после смерти последнего также умертвили. В конце XYII века в одном из царских указов лекари предупреждались, что «буде из них кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью». Позднее русское законодательство изменилось, и за смерть от неправильного лечения или «важный вред здоровью» виновный предавался церковному покаянию.    Врачам, допустившим ошибку, воспрещалась практика, «доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела».

   Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I.

   Законодательные акты Петра I определяли требования не только к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача.

   Единый врачебный закон появился в России лишь в 1857 году и с незначительными частными дополнениями просуществовал до октября 1917 года.

   В последующем, вплоть до 1990-х годов, правовые акты, регламентирующие деятельность медицинских работников, определялись с позиции норм социалистического законодательства.

   Конец 1980-х — начало 1990-х годов в России можно считать переходом к новой экономической формации, важным этапным завершением которого стали Конституция Российской Федерации (1993) и ряд законов, имеющих отношение к регламентации медицинской деятельности.

   1993—2000 гг. — период активного правотворчества, перехода от ведомственных нормативных актов к гражданско-правовым, к регулированию профессиональной деятельности в здравоохранении с созданием в перспективе Кодекса законов о здравоохранении и медицинской помощи.

   2.Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

  • участники правоотношений в сфере здравоохранения
  • роль государства в системе здравоохранения
  • положение здравоохранения в современной России

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациентмедицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУНИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Роль государства в российском здравоохранении достаточно сильна и объемна: во-первых, государство провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объём медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС. Во-вторых, оно устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, РФ контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвёртых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и даёт им на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов лица в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

Необходимо отметить, что настоящее положение здравоохранения в России, как то: отсутствие чёткой регламентации деятельности по организации и оказанию медицинской помощи, отсутствие единых стандартов качества медицинской помощи, низкое качество медицинской помощи в ОМС и формальность отношений в его системе, отсутствие правового воспитания субъектов здравоохранения и иные особенности отечественного здравоохранения, — связаны с наследством системы, существовавшей в СССР.

В СССР система здравоохранения являлась практически закрытой системой: регулирование осуществлялось посредством служебных актов и было скрыто как от пациентов, так и от врачей; здравоохранение финансировалось исключительно государством и, при объявлении всей медицинской помощи бесплатной и доступной, было соответствующим по качеству. Защита своих прав в сфере здравоохранения в таких условиях была чересчур трудоёмка и малоэффективна.

Положение дел сменилось с принятием "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в 1993 году. Так, отныне провозглашались дополнительные системы здравоохранения (государственная, муниципальная, ведомственная, частная), дополнительные гарантии (обязательное и добровольное медицинское страхование), дополнительные возможности (платные медицинские услуги). Далее, регулирование здравоохранением поручалось праву, а контроль — государственным органам (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ), медицинским ассоциациям, специальным организациям, общественным организациям, отдельному гражданину. Процесс оказания медицинской помощи стал более прозрачен, а, значит, защита своих прав в сфере здравоохранения — более реальна.

Само собой, процесс реформирования системы здравоохранения ещё далёк от завершения и требует определённых усилий на следующих моментах: организация качественной и доступной медицинской помощи; организация достойного обеспечения медицинского персонала и медицинских учреждений; правовое регулирование системы здравоохранения; налаживание отношений в системе медицинского страхования; введение единых стандартов качества медицинской помощи.

3. Общая характеристика законодательства РФ о здравоохранении.

   Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой - это, прежде всего Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении.

   Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, с одной стороны, приводит к облегчению существования человека в природной среде, с другой - имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан. Этому способствует в первую очередь достаточно бурное развитие данной сферы общественных отношений в постиндустриальных странах, обусловленное повышением внимания населения к состоянию здоровья. И, что не менее важно, реальные возможности, как населения, так и государственных институтов обеспечивать достойное финансирование отрасли, а также ряд других факторов. Во всех современных правовых системах развитых стран имеются более или менее обширные комплексы нормативных актов, регулирующих отношения в одной из наиболее социально значимых для современного государства сфер общественной жизни - сфере здравоохранения. Существенно с большими трудностями и проблемами, чем в этих странах, формируется подобный комплекс и в Российской Федерации. Рассмотрим основные законы, принятые законодателем в этой области за минувшее десятилетие:

- Федеральный закон от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- Федеральный закон от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";

- Федеральный закон от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ "О лекарственных средствах";

- Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

- Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

- Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)";

- Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- Закон РФ от 09.06.1993 г. №5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";

- Закон РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 "О ветеринарии";

- Закон РФ от 22.12.1992 г. №4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

- Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- Закон РФ от 28.06.1991 №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

Имея свои собственные цели и задачи указанные нормативно-правовые акты (и возглавляемые ими институты законодательства), взятые в отдельности, выполняют свою роль в достижении общей социальной задачи - обеспечение правовой, законодательной базой деятельности по охране здоровья граждан.

   В соответствии со ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан (охрана здоровья и медицинская помощь, запрет проведения медицинских и научных опытов) Конституция определила в 41 ст. государственную политику закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же обеспечения закреплённых Конституцией прав граждан должен реализоваться на других уровнях законодательства об охране здоровья граждан. Сегодня именно реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является наиболее активно обсуждаемой темой из-за её социальной значимости.

    Базовым нормативным актом, регулирующим оказание медицинской помощи в РФ являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 1. В соответствии со ст. 1 Основ охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основы определили полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья, организацию охраны здоровья и права граждан и отдельных групп населения в РФ, медицинскую деятельность по планированию семьи и регулировании репродуктивной функции человека, медицинскую экспертизу, права и социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников, ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Основы необходимо рассматривать как ключевой Федеральный закон, на основе которого строится всё остальное законодательство об охране здоровья граждан - «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О лекарственных средствах», «О медицинском страховании граждан в РФ», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и т.д. Кроме «специальных медицинских» законов законодатель закрепил регулирование охраны здоровья граждан и деятельности медицинских работников в других Федеральных законах - Трудовом, Уголовном, Семейном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе РФ об административных правонарушениях.

    Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ законодательно по сравнению с другими сферами мало представлены в здравоохранении и имеют единичный характер. Наиболее социально значимыми из них являются Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

    Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ достаточно многочисленны и в своей основе разрабатывают механизм реализации Федеральных законов. Например, приказом Минздрава России от 20.12.2001 N 460 утверждена Инструкция «По констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга», приказом от 30.12.2004 г. №336 установлена оплата руководителей Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

Таким образом, законодательство о здравоохранении в настоящий момент достаточно многочисленно и разрозненно. Хотя базовый закон -Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487 1 содержит основные механизмы реализации прав граждан при оказании медицинской помощи, однако содержание указанных механизмов в ненормативных актах РФ часто мешает их практической реализации из-за неоднозначности толкования и противоречивости

                                                                                                           Приложение 1

 Вопросы для подготовки к фронтальному опросу к занятию №2

1.        Что такое медицинское право?

2.        Что входит в сферу регулирования  медицинского права?

3.        Какие первые документы регулировали деятельность медицинских работников в истории нашего государства?

4.        Какие современные нормативно-правовые документы регулируют деятельность медицинских работников?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовые споры. Порядок их разрешения. Методическая разработка занятия по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

В последнее время со стороны работодателя, все чаще наблюдаются нарушения трудового законодательства. Работодатели стараются всевозможными способами обходить закон, что, в конечном счете, может привес...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности»

для студентов специальности среднего профессионального образования  15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...

Рабочая программа по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности", КТП по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:права и обязанн...