Долгодворова Ольга Сергеевна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: самообразование

Увлечения: чтение художественных произведений

Регион: Свердловская область

Населенный пункт: г.Красноуфимск

Место работы: МКОУ Криулинская СОШ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olga-sergeevna-dolgodvorova

Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит системой выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Речь же – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. Основная цель обучения русскому языку в школе – научить школьников пользоваться родным языком как средством общения, помочь им овладеть всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом. Задачи обучения в соответствии с этой целью состоят в формировании языковой и коммуникативной (речевой) компетенции. Но довольно часто в полном объеме они не решаются, хотя развитие речи рассматривается как одно из важнейших направлений школьного обучения родному языку. Причины этого, на взгляд В.И.Капинос и М.С. Соловейчик, в следующем: 1) до сих пор многие учителя видят основную цель своих уроков в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, так как не произошел еще переход в преподавании языка с предметного знания на обучение языку как средству общения; 2) школа стремится обеспечить развитие речи только за счёт практических упражнений, не уделяя внимания выделению и осознанию закономерностей речевой деятельности, условий и способов её существования; 3) работа по развитию речи сводится к формированию умений строить устные и письменные монологи, чаще совершенно безадресные; 4) фактически вне поля зрения педагога остается диалогическая речь, не выясняется специфика разных видов речевой деятельности; 5) эта работа осуществляется вне реальной коммуникативной ситуации, действия ученика оказываются немотивированными. Поэтому очень важно определить условия и способы развития коммуникативной компетенции учащихся. Как и всякий другой вид деятельности, речь может быть достаточно успешной только в том случае, если она четко направлена на достижение определенных целей и если они хорошо осмыслены субъектом деятельности, автором создаваемого речевого произведения. То есть речь идет о мотивации обучения. Учитывая мнение психологов о том, что результаты деятельности че-ловека только на 20-30 % зависят от интеллекта, а на 70-80 % – от мотивов, нужно перейти к педагогике мотивов, которая рассматривает мотивацию как высшую форму регуляции деятельности. Желание школьников вступить в общение, понимание кому, зачем, при каких обстоятельствах адресуются высказывания могут обеспечивать речевые ситуации. Они бывают естественными или специально создаваемыми. Но к какому бы виду речевая ситуация ни принадлежала, она должна определяться учителем с учетом той разновидности речи, над которой предполагается работать: по стилю, по форме, по типовому содержанию, по жанру. Можно вычленить такие типы речевых ситуаций: - рассчитанные на выявление у детей потребности поделиться с товарищами, учителем своими наблюдениями, впечатлениями – для работы над разговорно-художественной речью; - «педагогические», связанные с необходимостью донести до кого-то науч-ные или практические знания, объяснить что-то; - обеспечивающие элементарный научный поиск, решение какой-то задачи, выход из проблемной ситуации – для становления научной речи; - связанные с необходимостью проинформировать кого-то, сообщить точные сведения – для обучения деловой речи; - рождающие у детей желание передать свое видение окружающего, свое восприятие мира – для развития художественной речи. Коммуникативно-деятельностный подход в обучении невозможен без грамотно организованного педагогического общения, межличностного и группового. А.Н.Леонтьев дает такое определение педагогического общения: «Это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата». Формированию глубоких мотивов учения, успешности учебной работы очень способствуют спокойный и доброжелательный тон общения, уважение к внутреннему миру подростка, оптимистический настрой и педагога, и учащихся – все, что определяет эмоциональный комфорт участников образовательного процесса, создает ситуацию успеха. Мы убеждены, что составной частью педагогического общения является диалогизация обучения. Диалог – это равноправное субъект-субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Он возможен при соблюдении следующих правил взаимоотношений: 1) общение на уроке русского языка по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которое партнеры испытывают в данный момент; 2) безоценочное восприятие личности партнера; 3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение; 4) персонификация общения – разговор от своего имени, презентация своих чувств и желаний. Для совершенствования навыков диалогизации уместна организация работы на уроках русского языка в парах, в микрогруппах. Лучше, чтобы рядом сидели дети разной степени обучаемости. Например, на уроке (или дома) написали сочинение-миниатюру, затем рецензируют работу своего соседа, помогают ему отредактировать текст. Чтобы процесс формирования коммуникативной компетенции подро-стков проходил успешно, необходима реализация принципа индивидуализации. Учитель должен: 1) знать уровень обученности русскому языку каждого учащегося, иметь ясное представление о подготовленности каждого подростка, об уровне развития речевых навыков; 2) внимательно и систематически следить за изменениями в характере знаний и навыков каждого подростка (как в лучшую, так и в худшую сторону); 3) располагать достаточными материалами для упражнений, учитывающими интересы, склонности школьников; 4) знать индивидуальные психологические особенности подростков. Без этого невозможно эффективное использование методов и приемов формирования языковой и речевой компетенции учащихся. Да и сами эти методы могут быть оправданными только в том случае, если они исходят из психологии подростков, учитывают индивидуальные особенности, процессы развития их умственных способностей, общего развития. Итак, формированию коммуникативной компетенции способствуют следующие эффективные, на наш взгляд, условия: - переход в преподавании языка с предметного знания на обучение языку как средству общения; - коммуникативно-деятельностный подход в обучении, создание условий, приближенных к естественной коммуникации; - личностно-ориентированный подход; - развитие словесно-логического мышления; - создание ситуации успеха; - демократический стиль общения; - реализация основных принципов гуманизации образования: диалогизации и индивидуализации.

О себе

Закончила Красноуфимский педагогический колледж, учусь в Уральском Государственном Педагогическом Университете

Мой взгляд на мир

Оптимистичный

Моё портфолио

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. А.Дистервег

Добавить грамоту в портфолио