Панюшкина Оксана Николаевна

Сайт учителя математики и информатики

Воспитай такого ученика, у которого потом сможешь поучиться сам

Профессия: Учитель математики и информатики

Профессиональные интересы: математика, информатика

Увлечения: Я "заядлый" огородник

Регион: Республика Мордовия

Место работы: МБОУ "Русско-Паевская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/panyushkina-oksana-nikolaevna

О себе

   

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

        

Моё портфолио

 

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя математики и информатики

МБОУ «Русско-Паевска СОШ» Инсарского муниципального района РМ

Панюшкиной Оксаны Николаевны

 

Тема самообразования: «Использование ИКТ для формирования математических и информационных компетенций у учащихся»

 

Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.  

В своей деятельности я стремлюсь к тому, чтобы наши ученики умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

 

1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Согласно концепции модернизации школьного образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира. И действительно, мы живем в мире информационных технологий, и сама жизнь требует кардинальных перемен. Нельзя учить наших детей так, как учили когда-то нас. И образовательные программы должны идти в ногу не только с требованиями современного общества, но и с интересами детей.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть успешны, востребованным обществом, эффективным и конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Выпускник современной школы должен уметь находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, связанные с применением новых информационных технологий в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему, развития творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Практическая значимость

По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. Быть социально зрелой, инициативной, творчески креативной личностью с развитым логическим мышлением, научным мировоззрением и опытом поисковой исследовательской деятельности.

 

2. Концептуальность.

Применение ИКТ на уроках способствует:

·                     Активизации познавательной деятельности учащихся.

·                     Развитию вариативности мышления, математической логики.

·                     Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Использование ИКТ на уроках  позволяет:

·                Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

·                Привлечь  большее количество дидактического материала.

·                Повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.

·                Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

ü принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

ü Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями.

Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

 

3. Теоретическая база

При работе над данной темой мне помогли следующие научные издания:

1.       Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Учебн. пособие – М.: 2001

2.       Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, МРИО, 2004 г.

3.       Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

4.       Естественно-научный образовательный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

 

4. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для повышения познавательной активности на уроках математики и информатики; для развития познавательного интереса и логического мышления; для развития ученика как личности  за счет использования ИКТ в учебном процессе.

 

5.Оптимальность и эффективность средств.

Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными.

При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

ü   определение места в общей системе уроков;

ü   определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

ü   прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности компетенций, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

ü   выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,

ü   использование элементов современных технологий обучения обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

 

Основные типы уроков, проводимые для внедрения опыта:

Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный) урок, лекция, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Целью является изучение и первичное закрепление новых знаний. При объяснении нового материала используется ЦОР или презентация.

Урок закрепления знаний. Это: практикум, лабораторная работа. Целью является выработка умений по применению знаний. Направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, реализация умений оперирования с мультимедийной информацией как средством индивидуальной информационной защиты, отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.

Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Формирование умений оперирования с мультимедийной информацией, мотивов деятельности, развитие познавательных интересов учащихся, творческого мышления и воображения, социальной и общественной направленности действий обучаемых

Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами, групповое создание информационных ресурсов.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: тестирование, контрольная работа, зачет и т.д. Имеет целью определить уровень овладения компетенциями. Апробация тестов, корректировка знаний, тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам.

Использование ИКТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, требованиями к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.

 

6. Результативность

Анализируя опыт своей педагогической деятельности, могу сказать, что проводимая работа привела к определенным позитивным результатам.

Проявляется стойкий интерес к изучению предмета математики; к участию в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней, Всероссийских заочных олимпиадах по математике и информатике. Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволило каждому учащемуся:

ü   работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. При этом самооценка «слабых» учащихся повысилась;

ü   создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в  своих силах и способностях;

ü   повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);

ü   снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

 

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Результативность применения данной идеи проявляется в:

- результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ - 62% выпускников за последние  показали результаты выше среднереспубликанских;

- призеры Всероссийской предметной олимпиады муниципальный уровень: 3 призера;

- призеры  районных конкурсов исследовательских работ: 1 призёр:

- победители отборочного тура межрегиональной олимпиады по математике «Саммат»: 3 победителя:

 

7. Возможность тиражирования.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на сайте,  выступлениях на семинарах, педсоветах. По распространению опыта проводятся заседания школьного МО, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет.

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на страничке учителя на  сайте ОУ.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы