Петров Станислав Александрович

сайт преподавателя-организатора ОБЖ

Творить добро, творить всегда...

Профессия: преподаватель-организатор ОБЖ

Профессиональные интересы: ОВС

Увлечения: рыбалка

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Невский колледж им. А.Г. Неболсина"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/petrov-stanislav-aleksandrovich

Воспитание волевых качеств у учащихся колледжа в ходе изучения  Основ безопасности жизнедеятельности


             Воля - одно из важнейших качеств личности. К волевым качествам относятся: во-первых базовые качества, которые закладываются в семье и определяют поведение:
1. энергичность
2. настойчивость
3. выдержка
4. настойчивость.
Затем начинают формироваться вторичные волевые качества:
1. решительность
2. самообладание
3. уверенность в себе
4. смелость.
   Это такие качества, которые проявил при защите блокадного ленинградского неба Дважды Герой Советского Союза капитан Карпов А.Т.
   Не только военнослужащие способны проявлять сильные волевые качества. На это способны и простые граждане, которые отстояли наш город в дни фашисткой блокады, но не дожили до освобождения и похоронены на Мемориальном Пискаревском кладбище.
     К волевым качествам так же относятся морально-ценностные качества. Такие как:
1. ответственность
2. дисциплинированность
3. принципиальность
4. обязательность
5. инициативность.
   У каждого человека и учащегося есть все волевые качества, но развиты они у них неодинаково. У многих наших учащихся уровень развития этих качеств очень низкий. Поэтому многих  можно смело называть безвольными или слабовольными. Волевые качества вырабатываются в постоянных тренировках волевых усилий, в процессе выполнения повседневных обязанностей. Например, во время построений на ежедневных утренних линейках, на построениях перед уроком по ОБЖ.
   Формированию организованности и волевых черт у учащихся, способствует режим  и распорядок дня. Режим приучает учащихся разумно управлять своим поведением, выполнять обязанности, независимо от своих желаний и потребностей.
     Овладение знаниями и умениями в условиях колледжа, заставляют учащихся упражняться в преодолении различных трудностей, что требует от них проявления волевых усилий.
    Выдержка, выносливость более присущи, физически здоровым людям, но известно, как обстоят дела со здоровьем у наших учащихся. Поэтому часто учащиеся теряют самообладание и выплескивают свой негатив на окружающих.
   В ходе своих занятий, я стараюсь соблюдать принцип последовательности, т.е. воспитывать у учащихся способность  управлять своими желаниями, приучать их к сдержанности. Все это тренирует волю.
   Многие коллеги, замечают, что у наших учащихся сильно развито чувство упрямства, а это характеризует  недостаток воли у них. Негативизм — высшая форма упрямства, т.е. сделать по-своему, вопреки указанию мастера, преподавателя, не считаясь с целесообразностью, разумностью.
    Важное значение в развитии волевых качеств играет воспитание чувства ответственности. Поэтому, я на уроках практикую обязательный рапорт старосты(командира) группы или его заместителя. При отсутствии них рапорт отдает любой учащийся, на которого я возлагаю эту обязанность.
   На мой взгляд, часть ответственности мастеров можно смело переложить на учащихся. Например, дублировать команду «строиться» на ежедневных линейках могли бы старосты или лица их замещающие в этот день. А мастера могли бы только контролировать, как группа выполняет команду.
    В ходе занятий, как и другие коллеги, использую эффект соперничества: сравниваю результаты, показанные в других группах, что стимулирует развитие настойчивости, целеустремленности.
   Другим приемом, которым пользуюсь на занятиях, это вовлечение недисциплинированных учащихся в полезную для них и группы деятельность. Так рапортуют перед уроком в группах   не только старосты (командиры групп), но и некоторые учащиеся, у которых хромает дисциплина. Воспитание дисциплинированности зависит от точно сформулированных требований со стороны преподавателя:
- вовремя встать в строй
- занять свое место в строю
- не разговаривать в строю
- четко выполнять команды.
Развитие самостоятельности проходит в несколько этапов.
1. исполнение того, что требует мастер, преподаватель
2. самоконтроль своих действий, когда отсутствуют со стороны мастера или преподавателя замечания
3. выполнение самостоятельного планирования (выполнение самостоятельных работ)
4. проявление инициативы, т.е. выбор цели и средств их достижения ( подготовка рефератов, презентаций).
  Самостоятельность развивается если:
1. учащимся приобретены базовые знания и умения
2. есть постоянный контроль со стороны мастера, преподавателя
3. есть интерес со стороны учащегося.
  Развитие решительности — это регулярные тренировки, с многократным повторением заданных действий. Например — строевых приемов, при подготовке к ежегодному смотру строя и песни.
   Во время этих занятий, я делаю нажим на то, что смотр — это многолетняя традиция, правило колледжа и обязанность участвовать в нем всех учащихся групп. Подготовка к смотру, требует физических и психологических усилий, что в конечном итоге развивает волевые качества.
  В свое работе, стараюсь придерживаться следующих принципов, для развития у учащихся волевых качеств:
1. не делать за учащегося то, чему он сам должен научиться
2. требовать  от учащихся следить за собой, в поступках, в словах
3. тренировать у учащихся волевые усилия на занятиях по ОБЖ
4. предъявлять однородные требования ко всем учащимся
5. объяснять целесообразность предъявляемых требований.
  И последнее — о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения по тематике ОБЖ. Слабовольные учащиеся есть в каждой группе колледжа и они легко подпадают под влияние неформальных лидеров, у которых на данный момент волевые качества развиты сильнее, чем у остальных в группе. Поэтому считаю важным в своей работе, более предметно, работать с такими лидерами и направлять их волевые качества в правильное направление.

                                                                    Педагог-организатор ОБЖ
                                                                     Петров С.А.

 

О себе

После окончания ЛВВПУ ПВО, служил в войсках ПВО страны, затем  педагогическая деятельность. Стаж работы в образовании - 26 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Иван III государь Всея Руси.   В.Язвицкий

Мои достижения

Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации.

Грамота Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Моё портфолио

  Учебная дисциплина ОБЖ, это по-моему, сконцентрированный опыт многих поколений людей, позволяющий молодому поколению пользоваться им в повседневной жизни. С одной стороны, этот опыт позволяет сделать жизнь молодых людей безопасней, а с другой стороны, позволяет научиться делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: