Плаксина Любовь Алексеевна

Сайт учителя биологии

Не делай как нужно, делай, как должно.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Иновационная деятельность педагога

Увлечения: Флористика

Регион: Тамбовская область

Населенный пункт: п. совхоза "Селезнёвский"

Место работы: Филиал МБОУ "Комсомольская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/plaksina-lyubov-alekseevna

 

Современная школа, на мой взгляд, вступила в новый этап развития, когда для достижения поставленной цели учитель имеет воз-     можность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, даже форму организации учебного процесса. А проблемы учителя тесно соприкасаются с проблемами современной школы, когда ученик получает готовые знания, сам не имея возможности добывать их, так как традиционные методики не учитывают субъективный опыт ученика. А ведь в информационном изобилии современного мира, когда ученик имеет возможность посетить библиотеку, использовать материалы справочной, энциклопедической литературы, данные системы INTERNET, видимо необходимо не просто дать знания ученику, а научить его лавировать в этом потоке информации, выбирать и использовать нужную. К тому же традиционная методика не учитывает личностного подхода. Кроме того, наши дети, по мнению психологов, практически  не умеют общаться в группе. А ведь я, как учитель биологии, должна еще научить их слышать и слушать,  смотреть и видеть, ощущать, сопереживать и даже перевоплощаться.

 

               Шестой год я использую американскую технологию обучения, когда происходит индивидуальное изучение учебного материала в группах через сотрудничество. Я представляю себе детей своего класса. Они отличаются множеством специфических черт: уровнем самооценки, эмоциональной зрелостью, темпом развития, физической зрелостью. Если эти различия признаются и уважаются, то обучение становится желанным, а это главное.Деление класса на небольшие группы, совместно выполняющие различные задания, создают новую  структуру, в которой повышается уровень общения учащихся, а кроме того, усвоение материала идет на уровне общения, а это очень важно.  Постепенно в классе создается доверительно- психологический климат не только между учеником и учителем, но и между самими детьми.

 

Применение методики ОЧС позволяет учащимся раскрыть свой собственный учебный, творческий потенциал. Дает возможность выбрать темп работы, форму и вид деятельности, т.е. обеспечивает личностно- ориентированное обучение.

О себе

Я - представитель педагогической династии. Наш общий педагогический стаж - 186 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика Русской литературы.

Мой взгляд на мир

 

     Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира. Самое важное - признание  самобытности и уникальности ученика.  Но как осуществить это, если в классе 25-30 учеников и каждый индивидуален по-своему. Изучая биологию,  одни ученики ставят цель - получить минимум биологических знаний, другие - глубже постигнуть биологию, раскрыть все тайны этой науки.  И я должна дать каждому ребенку возможность самореализоваться, найти мотивы, приемы и методы, которые вызовут интерес к предмету,  докажут  актуальность  биологических знаний,  позволят осознать причастность к миру живого.

 Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом уместно только в том случае, когда при обучении делается аспект на развивающую функцию,  значит, для развития интеллектуальных умений и знаний учащихся  необходимо  организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации, будь то учебная, научно-популярная литература, наглядные пособия, натуральные объекты или тексты, составленные учителем.

     Возникают проблемы:  как  организовать  самостоятельную  работу каждого ученика на протяжении всего урока,  как сделать  эту  работу интересной, насыщенной,  полезной, как проконтролировать уровень его ЗУНов, обеспечить коррекцию знаний.

     Наблюдение за  детьми на уроках и во внеурочное время показали, что дети охотнее занимаются над решением проблемы в группах, так как создаются возможности для диалога или полилога всех участников,  это развивает умения не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свою позицию,  достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.  Интуитивно  стала  понимать, что перечисленные  проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности,  основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества.

     Организовать системную работу в группах помогло изучение  работ Д.Хассарда "Обучение в малых группах сотрудничества".

     Обучение рассматривается как постоянное общение при помощи системы методических  приемов,  активизирующих деятельность учащихся навсех этапах урока: прием новизны, семантизации, значимости, создания  проблемной ситуации,  сократический,  эвристический,  исследовательский. Логическое деление класса на небольшие группы,  совместное выполнение различных заданий создают не только новую структуру класса, но и условия для самореализации возможностей каждого ребенка.  Общение в группах позволяет полностью адаптировать содержание,  приемы и темп учебной деятельности ученика  с  его  особенностями,  управлять каждым его  действием при решении конкретных задач,  вовремя вносить необходимую коррекцию,  т.е.  реализовать основные условия работы  вгруппах: осознание общей цели,  целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость. При этом создается доверительно-психологический климат  в  классе не только между самими учащимися,  но и между учеником и учителем.  Школьники не испытывают внутреннего напряжения, скованности,  дискомфорта.  Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.

     Постепенно каждая группа приобретает свое лицо, ребята чувствуют ответственность за совместно выполненную работу. Любой член группы находит в ней свою нишу:  кто-то становится лидером и организатором, кто-то подает новые идеи, а вся группа активно участвует в познавательном процессе.  Ученик в этом случае выступает не как объект, а как субъект учебного процесса.

     Блоковая подача материала, изменение структуры урока (мотивационный этап,  погружение,  поэтапное закрепление,  оперативный  контроль), работа с малыми группами на разных уровнях усвоения обеспечивают возможность учащимся большую часть урока работать самостоятельно. При  этом  предполагается  индивидуальный  выбор каждым учеником средств и содержания в соответствии с уровнем его подготовленности.

     Как учитель биологии, я должна помочь детям осознать непреходящую ценность природы, понять уникальность, неповторимость, незаменимость, красоту каждого биологического вида,  научить понимать, что в природе все взаимосвязано, т.е. развивать у учащихся био-экологичес-

кое мышление.

    Я понимаю,  что изучая живое, необходимо научить ощущать, чувствовать, входить в образ, слушать и слышать, т.е. необходимо включение всех органов чувств в  процесс  обучения.  Система  приемов  при групповом обучении через сотрудничество (ОЧС), которые я использую:

     - думаем руками;

     - разговор телом;

     - ощущая - познаем;

     - охота за приключениями;

     - моделирование и др.,

позволяют раскрыть  содержание  их  субъектного  опыта  относительно предлагаемой темы,  создают атмосферу заинтересованности,  позволяют каждому ученику проявить инициативу,  самостоятельность, избирательность к способам работы. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание  помогают дифференцированные дидактические материалы.

     Использование оперативного контроля (причем мягкие формы: самои взаимоконтроль) с анализом ответа ученика в группе не только с позиции правильности, но и применительно к рассуждению, способам решения, формируют у учеников коммуникативные умения.

     Обучение через  малые группы сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея - сформировать мотивацию обучения с учетом  личностных качеств ученика,  предоставить каждому ребенку,  опираясь на его способности,  склонности,  субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности,  т.е.  обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный.

     Мой взгляд  на  процесс обучения перекликается с мудростью Дистервега "Плохой учитель преподносит истину,  хороший учит  ее  находить". Для этого в российском образовании провозглашен принцип вариативности.  Сегодня возможен выбор и конструирование педагогического процесса.  А учителю необходимо осознать,  что личность ученика уникальна.  И максимально развить ее  способности  и  возможности,  как подсказывает мой опыт работы последних трех лет, может только:

     - формирование специальных умений и навыков на основе выстроенной системы развития;

     - технологически выстроенный процесс обучения;

     - системная диагностика педагогического процесса;

     - оптимальная коррекционная работа с учащимися.

 

Мои достижения

 

Победитель областного конкурса "Учитель года"

Награждена почётным дипломом Всероссийского оргкомитета конкурса «Учитель года России-99» за победу в конкурсе и активное участие в творческом движении педагогов 1999 г.;

Награждена Благодарственным письмом Областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ 2005 г.;

Награждена нагрудным знаком «Учитель года» 1999 г.;

Награждена почётной грамотой Министерства образования РФ 2001 г.;

Победитель конкурса "Лучшие учителя Рссии" 2009 г.;

Дважды победитель конкурса "Народный учитель Тамбовской области"

Моё портфолио

 

Отличительные для конца XX – начала XXI изменения в характере образования – в его направленности, целях содержания – всё более явно ориентирует его на  «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, мобильность в получении знаний.  Происходящие в России изменения в области целей образования требуют обеспечения более полного, личностно и социально интегрированного результата обучения.

    Одним из важных направлений исследований в области интенсификации обучения является поиск оптимальных форм организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи в последнее время внимание педагогов все более привлекает учебное сотрудничество, под которым понимаются различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач. 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы