Попов Олег Павлович

Сайт преподавателя-организатора ОБЖ Попова Олега Павловича

Лучшая награда в профессии педагога - это видеть интерес в глазах ребят, и понимать, что твои цели достигнуты.

Профессия: преподаватель-организатор ОБЖ

Профессиональные интересы: Изучение методики преподавания ОБЖ

Увлечения: рыбалка, чтение, путешествия

Регион: Саратовская область

Населенный пункт: с. Александров-Гай Саратовская область

Место работы: ГБПОУ СО"АГПЛ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/popov-oleg-pavlovich

Жизнь прожить, не поле перейти гласит поговорка.

Для чего я появился на этот свет, зачем я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись в жизни? Когда –то каждому приходилось искать ответы на эти вопросы.

Я житель двух веков: родился в 20 веке, а сейчас живу в 21 веке,  никогда не думал, что буду работать в лицее, что буду учить студентов.

Всё получилось спонтанно, как говорится само-собой.

 

 

 

 

О себе

       После окончания школы, потом техникума мне, как и многим юношам-выпускникам, предстояла служба в армии, выбор профессии ушёл на второй план, за время прохождения военной службы был отличником боевой и политической подготовки.

Так как мой отец работал в органах внутренних дел, дослужился до подполковника милиции и должности начальника РОВД и посвятил себя работе в борьбе с преступностью, выбор моей профессии  после окончания прохождения срочной службы был однозначен, так как я в семье был старшим сыном я продолжил династию, выбрал службу в органах МВД, где прослужил на различных офицерских должностях , дослужился до должности зам.начальника РОВД и в звании майора милиции прослужив 25 лет в возрасте 39 лет вышел на пенсию по выслуге лет.

Однако  находясь как говорят на гражданке продолжил  работать в качестве главы администрации сельского округа, оказывать помощь в работе социальной сферы- школа, детский сад,СДК, библиотека и населению округа, работал и в других сферах.  Возможно, тогда и  возник интерес к профессии педагога

Пусть в лицей я пришёл не сразу, но я считаю свой выбор правильным.

Многие думают что профессия педагога невостребована, не интересна, не перспективна и т.п, но я с этим категорически не согласен!

Престиж профессии педагога в том, что он даёт советы, знания, к нему прислушиваютя, Он не может быть не перспективным! Перспектива в том, что педагог постоянно занимается самообразованием, повышает свои знания в разных сферах деятельности. Не согласны, я думаю с этим и многие другик педагоги, отдавшие своей профессии всю свою жизнь, т.е отдавшие себя детям! Я горжусь тем , что я – учитель! И на высказывания о моей профессии, что это не интересно, не перспективно, не престижно, отвечаю- это мой выбор!

Хотя я работаю в лицее второй год, сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать.

Опираясь на свой жизненный опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим преподавателем, одного желания и старания мало.

Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности обучающихся, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности студентов.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности обучающегося, осознавать себя личностью, во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты,развивать самостоятельность, инициативу, творческий потнциал.

Н а своих уроках я часто разговариваю со студентами о формировании  их стойкой мотивации к развитию, желая вызвать у них интерес к получению знаний, Рассказываю про свою учёбу в школе, техникуме, академии права, о службе в армии, службе в МВД  и о том, как эти знания пригодились в моей жизни, Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему вжизни пригодятся знания, умения и навыки безопасности жизнедеятельности, полученные на моих занятиях

Я не только учу обучающихся основам безопасности жизнедеятельности, но я их ещё и воспитываю, воспитание в настоящее время на мой взгляд, один из важных компонентов в обучении.

К сожалению, порой мне приходится слышать, что «Основы безопасности жизнедеятельности» - дисциплина несерьезная, проходная по отношению к русскому языку, математике или английскому. Позвольте не согласиться. Если философские и духовно-нравственные искания героев становятся предметом разговора на уроках предметов гуманитарного цикла, рациональное начало доминирует в точных науках, на уроках химии и биологии ребят учат «зрить в корень», то закрепить полученные знания на практике помогают уроки основ безопасности жизнедеятельности.

Мой  небольшой опыт работы преподавателем-организатором  ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, лицея,колледжа, института,университета знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый. Конечный результат изучения моего предмета не сводится к получению высокого балла на ЕГЭ. Моя задача – выпустить студента в жизнь с определенным багажом знаний: как вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации, как выжить самому и помочь другим. Ведь любой человек в какой-то момент может оказаться в таком положении, и тогда от грамотных действий может зависеть не только собственное благополучие, но жизнь и здоровье близких людей. Таким образом, повышение практической направленности образования – одно из направлений моей деятельности.

На данном этапе работы считаю необходимым акцентировать внимание на активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик», - утверждал Л.Н.Толстой. Трудно не согласиться с мнением классика: в современной школе, лицее качество преподавания курса ОБЖ зависит не только от профессиональной подготовки педагога, но и умения организовать внеурочную деятельность обучающихся, умения налаживать социальное партнерство.

В последние годы актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения…Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
  • обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Не менее важно воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной системы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших студентов. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение обучающихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса обучающихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

Чтобы развить у студентов способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом РФ «Об Образовании», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с уставом школы.

Объектом исследования является процесс обучения, а предметом - формы его организации.

Для себя я определил цель: изучить особенности использования технологий, способствующих активизации деятельности учащихся в процессе обучения ОБЖ. Предполагаю, что, если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, а значит, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

-изучить и проанализировать литературу по педагогическим технологиям;

- рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;

- дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения.

Оптимальной технологией для реализации поставленных задач является, на мой взгляд, технология социального проектирования, в основу которой положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который полу­чается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно поэтому в своей практике стараюсь сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся, оптимально сочетаю традиционные и инновационные образовательные технологии. Считаю, что внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.

В своей работе я применяю элементы следующих образовательных технологий:

1. Интерактивные технологии – для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни.

2. Учитывая актуальность технологии проектного обучения, часто обращаюсь к ней в своей педагогической деятельности. Именно проектная технология помогает активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей. Под методом проектов я понимаю комплекс поисковых, исследова­тельских, расчет­ных, графических и других видов работ, выполняемых ребятами самостоя­тельно и под моим руководством с целью практического или теоретиче­ского решения значимой проблемы. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить», – вот основной тезис практикуемого мною метода проектов.

3. Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех моих уроков. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), стремлюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую учебный материал для популяризации здорового образа жизни.

4. Немаловажную роль, на мой взгляд, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно, анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!». Таким образом, у ребят появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.

При составлении ситуационных заданий я придерживаюсь следующих принципов:

- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

- создание ситуации с элементами риска и опасности.

 Новый материал излагаю в виде лекций, в форме групповой работы, когда перед каждой группой ставятся определенные задачи, в ходе решения которых не только находятся правильные ответы, но и формируется коммуникативная культура. Итоговую проверку знаний осуществляю в традиционных формах и с помощью тестирования.

Независимо от возраста обучающихся разрабатываю уроки с опорой на мультимедийные и интерактивные средства обучения, позволяющие в действии показать или смоделировать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Ситуационные задачи и алгоритмы оформляю в виде презентаций.

В системе использую материалы Интернет-ресурсов, что позволяет не только активизировать деятельность учащихся на каждом этапе урока и повысить качество обучения, но и позволяет участникам профессиональных сетевых сообществ практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Тем самым личным примером показываю студентам, что, обучая других, учишься сам.

 

При планировании своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:

  • создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям студента;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Именно поэтому стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня: в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ; планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность; на основе этого виду отбор средств форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.

В результате использования перечисленных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
  • как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
  • растет качество знаний.
  • возрос рейтинг предмета.
  • реализуются творческие способности учеников через участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ». В связи с этим у обучающихся появился интерес для участия в мероприятиях, проводимых в области ОБЖ:

К сожалению, результаты пока небольшие, но, отмечая желание ребят принимать участие в различных конкурсах, уверен, что они обязательно появятся.

В течение всего года, согласно расписания занятий по ГО и ЧС, провожу учебно-тренировочные эвакуации.  Моя задача – научить коллектив лицея действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно. Кроме того,  разработан план антитеррористической защищенности лицея.

В заключение хочу сказать: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. И прожить ее – не поле перейти. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по курсу ОБЖ..

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы