Попович Анна Давидовна

Попович Анна Давидовна

сайт учителя математики, информатики и ИКТ

Хорошие времена настанут - вот они!

Профессия: учитель математики, информатики и ИКТ

Профессиональные интересы: математика, информатика, воспитательная работа

Увлечения: чтение, программирование

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: ст. Каневская, Каневской район

Место работы: МБОУ СОШ№2

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/popovich-anna-davidovna" > сайт учителя математики, информатики и ИКТ</a>
«В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность.»
Роджер Бэкон

 

Здравствуйте, меня зовут Попович Анна Давидовна, я учитель математики МБОУ СОШ№2. Позвольте представить мой опыт работы.

О себе

Высшее образование, окончила Адыгейский педагогический университет, стаж работы 5 лет

Мой взгляд на мир

 

Любому учителю рано или поздно ученики могут задать вопрос: «Для чего требуется изучать математику? Ведь на первый взгляд – это «сухая» наука, подразумевающая только теоретические знания (математика в математике)».  Преподавателю необходимо показать и доказать , что  для овладения и управления современной техникой и технологией нужна серьезная общеобразовательная подготовка, включающая в качестве непременного компонента активные знания математики.

Наличие знаний не означает, что они являются активным запасом учащихся, что ученики способны применять их в различных конкретных ситуациях. Такая способность не появляется стихийно. Она формируется в процессе целесообразного педагогического воздействия, обеспечивающего приобретение школьниками таких знаний, на которые они смогут широко опираться в трудовой и общественной  деятельности. Подобный уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связи математики с окружающим миром.

Возможность осуществления таких связей обусловлена тем, что

  1. Многочисленные математические закономерности, изучаемые в школе, широко используются в организации, технологии, экономике современного производства, в конкретных производственных процессах;
  2. Умения и навыки по математике, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде;
  3. Процесс трудового обучения и воспитания в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.

Единство теории и практики позволяет «материализовать» знания школьников и помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе.

Но все не так просто. Проверка способностей учащихся показала, что многие из них:

  • не умеют применять знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни;
  •   демонстрируют слаборазвитое пространственное мышление, имеющее большое практическое значение;
  •  не умеют интерпретировать количественную информацию, предоставленную в форме, характерной для средств массовой информации.

Поэтому я поставила перед собой следующие цели:

  •  заинтересовать учащихся на уроках математики;
  •  научить детей учиться;
  • научить детей получать знания путем собственных усилий.

Цели педагогической деятельности я основывала на главных, по моему мнению, целях обучения математики:

  1. научить мыслить логически, сформировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии.;
  2. научить использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.

 

После постановки целей была выработана некоторая концепция преподавания, которая заключается в следующем:

  1. стараться раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностнозначимых способов познания путем организации познавательной деятельности, дать возможность   реализовать накопленный опыт и знания в процессе изучения и закрепления нового теоретического материала.
  2. создать  условия для раскрепощения личности ребенка, выражения  потенциальных возможностей, творчества и инициативы.
  3.  Стараться создать для каждого ситуацию успеха,  условия для самореализации и саморазвития, активизировав тем самым познавательный интерес к предмету математики и к освоению математической культуры в целом.
  4. И, наконец,  дать учащимся возможность использовать полученные знания на практике.

Современные учебные программы позволяют осуществлять первые три условия, но не дают возможности должным образом использовать полученные знания и навыки на практике, в реальной жизни. При этом у учащихся возникает вопрос: «А зачем, собственно, изучать алгебру и геометрию? Не достаточно ли просто научиться хорошо считать?». Учитель часто выходит  из этого положения, самостоятельно дополнять предлагаемые в учебниках системы упражнений задачами,  взятыми из дополнительных источников, составленными им самим, совместно с учащимися, основываясь на современных данных. Каждая из задач должна приводить учащихся к новым математическим знаниям, которые они смогли бы применить не только к этой задаче, но и к ряду прикладных задач, используемых в реальной жизни.

Но даже подбор дополнительных задач с практическим содержанием не может помочь в выполнении последнего четвертого условия. Все упирается во временные рамки. В существующих учебных программах не отводится специального времени на решение прикладных задач и применение их на практике. Действительно, при изучении физики, химии, биологии выделяются часы на проведение лабораторных работ, практикумов, почему же нельзя также добавить к часам математики хотя бы 8 часов (в год) практических занятий (занятий направленных на применение полученных знаний по математике в реальной жизни). Эти занятия покажут учащимся жизненную необходимость изучения математики, пробудят интерес к предмету.

К сожалению такие часы в обычной школьной программе не предусмотрены, зато полным ходом идет переориентация учебного процесса на тестовую форму, все в конечном счете сводится к подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Только возникает вопрос, нужен ли ВУЗам абитуриент не умеющий правильно выражать свои мысли, мыслящий стандартами, не умеющий применять в реальной жизни полученные знания. А ведь именно к этому приводит полный переход на тестовую форму.

Проблему частично решает наличие олимпиад, кружков, летних школ, научно-практических конференций школьников и других видов дополнительного образования. Они позволяют развивать логическое мышление учащихся, позволяют не зацикливаться на стандартах и стереотипах. Создание собственных проектов позволяет реализовываться учащимся, применить накопленный опыт, развивать творческое начало каждого школьника; создать ситуацию успеха, что, конечно, усилит познавательный интерес к предмету математики и к освоению математической культуры .

Очень радует в изучении математике появление новых современных разделов (или возвращение старых, давно забытых). Например, без изучения  теории вероятностей и тем более статистики нельзя представить существования в современном мире (для изучения данных разделов также необходимо огромное количество практических задач). Но не стоить далеко удаляться от изучения давно сложившихся разделов математики, без которых теряет смысл любой из современных разделов. Например, вряд ли можно представить математику без решения уравнений, а уж какие уравнения решать и какими способами, зависит от развития математики как науки и жизненной необходимости.

В современной школе сделано все, чтоб улучшить процесс обучения, облегчить работу учителя, раздвинуть временные рамки урока. В школьных кабинетах стоят интерактивные доски, мультимедиа проекторы. Все это помогает экономить время, добавляет наглядность. Но как ни странно, не смотря на информатизацию в образовании, одаренных детей с творческим мышлением становится все меньше. Возможно информационные технологии – это всего лишь новое средство достижения цели обучения математике, предоставленное нам современными условиями для улучшения педагогического процесса, но средство, без которого хороший педагог может обойтись (ведь раньше всего этого не было, а результаты были куда лучше нынешних, почему?).

И все же в современных школах по-прежнему остается много одаренных учащихся – это дети, благодаря которым видно, что силы учителя, брошенные на учебный процесс, потрачены не зря. Необходимо «не упустить», дать возможность развиваться дальше способностями этих учащихся. Для этого просто необходимо создавать даже не кружки, а клубы по интересам. Клубы в которых контроль и направляющую функцию осуществлял бы не один, а несколько педагогов и в который входили дети не только с одного класса, школы, но района и края.

На обычных уроках детям одаренным и увлеченным необходимо уделять особое внимание, иначе таким учащимся может стать скучно решать обыкновенные стандартные задачи и он из одаренного ребенка превратится в обыкновенного лентяя. Для того, чтобы такого не произошло, детям кроме решения задач обязательного уровня (что необходимо) предлагаются дополнительные задания:

  1. Для одаренных детей олимпиадные задачи;
  2. Для школьников, интересующихся теорией – рефераты с углубленным рассмотрением изучаемой темы;
  3. Для школьников, интересующихся прикладными вопросами – прикладные задачи;
  4. И т. д.

А самое главное, что при правильном подходе к обучению математике не должно остаться учащихся равнодушных к изучаемому предмету.

Мои достижения

 

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе, представляет собой системное образование, составляемое содержанием обучения (учебника), целями учителя и ученика, их деятельностью и индивидуальностями, функционирующее в специально ограниченных условиях (продолжительность, место и т.д.). Насколько удачно пройдет урок зависит только от учителя. Отношение учащихся к уроку так же зависит от учителя.

Как вызвать позитивное отношение школьников к учебе? Ведь однообразие урока, когда на нем каждый день, в течение 10-11 лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос ранее изученного, затем – сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у детей скуку, притупляет их внимание, любознательность, снижает эффективность урока и качество знаний учащихся.

Проверка способностей учащихся показала, что многие из них:

  • не умеют применять знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни;
  •   демонстрируют слаборазвитое пространственное мышление, имеющее большое практическое значение;
  •  не умеют интерпретировать количественную информацию, предоставленную в форме, характерной для средств массовой информации.

Цель моей педагогической деятельности состоит в поиске решения ряда проблем:

  • как заинтересовать учащихся на уроках математики;
  • как научить детей учиться;
  •  как научить детей получать знания путем собственных усилий

Методическая концепция:

  • стараться раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностнозначимых способов познания путем организации познавательной деятельности, дать возможность   реализовать накопленный опыт и знания в процессе изучения и закрепления нового теоретического материала.
  • создать  условия для раскрепощения личности ребенка, выражения  потенциальных возможностей, творчества и инициативы.
  •  Стараться создать для каждого ситуацию успеха,  условия для самореализации и саморазвития, активизировав тем самым познавательный интерес к предмету математики и к освоению математической культуры в целом.

 

Тема над которой я работаю: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА  ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогические идеи, лежащие в основе системы работы

  • высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
  • формирование и развитие личностных качеств школьника, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
  • разнообразие форм деятельности учащихся на уроке;
  • постоянное стимулирование и развитие познавательных интересов учащихся.

Что я делаю для всего этого?

  1. Использую различные формы урока (по основной дидактической цели, по способу проведения).
  2. На этих уроках использую различные современные технологии их проведения (технология зависит от формы урока).
  3. И уже от совокупности типа  урока и технологии зависит какую форму учебно-познавательной деятельности учащихся я буду использовать.

Моё портфолио

 

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе. По определению урок И. Я. Лернера представляет собой системное образование, составляемое содержанием обучения (учебника), целями учителя и ученика, их деятельностью и индивидуальностями, функционирующее в специально ограниченных условиях (продолжительность, место и т.д.). Насколько удачно пройдет урок зависит только от учителя. Отношение учащихся к уроку так же зависит от учителя.

Как вызвать позитивное отношение школьников к учебе? Ведь однообразие урока, когда на нем каждый день, в течение 10-11 лет повторяются в неизменном порядке: проверка домашнего задания, опрос ранее изученного, затем – сообщение нового, его закрепление и снова – домашнее задание, постепенно вызывает у детей скуку, притупляет их внимание, любознательность, снижает эффективность урока и качество знаний учащихся.

Для обмена опытом в проведении уроков и размещены данные материалы.

Добавить грамоту в портфолио