Прокошев Александр Леонидович

Сайт преподавателя ИЗО

Профессия: преподаватель

Профессиональные интересы: искусство

Увлечения: история

Регион: Московская область

Место работы: ДШИ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/prokoshev-aleksandr-leonidovich
Жизнь коротка-искусство вечно.

О себе

Родился, учился, живу.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Библия.

Моё портфолио

Истоки нового: методика обучения рисунку в частных академиях Западной Европы конца XIX - нач. XX вв.

 

Методика КардовскийД.Н. Кардовского сложилась под воздействием школы мюнхенского художника, словенца по происхождению, Ашбе А.Антона Ашбе (1862-1905). Преподавательской работой Ашбе занимался всего лишь четырнадцать лет. Однако эта его деятельность оставила глубокий след в мировой культуре и педагогике. Для того чтобы почувствовать, насколько методика Ашбе предполагала свободу развития творческой личности, достаточно вспомнить имена столь непохожих друг на друга и на учителя русских его учеников, как Грабарь И.Игорь Грабарь, Шемякин М.Михаил Шемякин, Дмитрий Кардовский, Добужинский М.В.Мстислав Добужинский, Кандинский В.Василий Кандинский. Между тем сам Ашбе не миновал академической школы, хотя и преодолел ее ограниченность. Получив первые сведения об искусстве в мастерской художника И. Вольфа, жившего в Любляне, в 1883 году он поступает в Венскую Академию художеств, а спустя год, не удовлетворенный принципами неоклассицизма, на которые ориентировала своих учеников эта школа, оставляет Вену и навсегда переезжает в Мюнхен, где учится у Пилоти К.Карла Пилоти, обновившего академическую школу и находившегося в оппозиции по отношению к педагогике назарейцев, безраздельно господствовавшей в те годы в Германии.

Рисунок, согласно Ашбе, «должен научить художника точно передавать светотеневую характеристику предмета, воспроизводить его объемную форму. Причем от этого знания тона требуется такая всесторонность и глубина, чтобы в живописи учащийся мог вообще не заниматься вопросами тона»Молева Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М., 1958. С. 64.. На занятиях по рисунку Ашбе постоянно обращал внимание учеников на необходимость знания законов природы и законов изображения. Все его ученики вспоминают о пресловутом «принципе шара», некой модели, к которой педагог мысленно апеллировал, поясняя теоретические положения рисунком. Так, И.Э. Грабарь пишет: «Кардовский и я, мы были просто огорошены после его первой корректуры. Как всегда, он начал со своего знаменитого «принципа шара» (ил. 64Ил. 064. Построение головы по А. Ашбе.). Мы оба рисовали голову, как умели. А умели - что говорить - достаточно плохо. Он посмотрел и сказал: «У вас слишком случайно, слишком копировано, а между тем существуют законы, которые нужно знать». Он взял уголь и нарисовал шар, покрыв его общим тоном, затем нанес тень, выбрал рефлекс, отбросил падающую тень и вынул хлебом блик. «Вот в этих пяти элементах заключается весь секрет лепки. Все, что ближе к вам, - светлее, все, что дальше от вас, - темнее; все, что ближе к источнику света, - тоже светлее, что дальше от него, - темнее. Запомните это и применяйте во время рисования: нет ничего проще». <...>... мы начали с азартом рисовать, почувствовав под ногами твердую почву»Грабарь И.Э. Моя жизнь: Автомонография. М., 1937. С. 130.. О том же пишет и Кардовский Д.Н.Д.Н. Кардовский: «Последний, заключительный момент моих познаний этих законов был в школе Ашбе, у которого был пресловутый его принцип - «дер кугель» (принцип шара). Исходя из этого принципа, на основе разложения на три момента - свет, полутень и тень - мы изучали форму и ее построение. И так как рисунок есть основа всякого нашего дела, то на этом «принципе шара» мы и рисовали без конца и изучали рисунок для того, чтобы на его основе строить все - начиная с тона и кончая светом»Кардовский Д.Н., Далла-Вос-Кардовская О.Л. Юбилейный сборник. М., 1939. С. 38..

Помимо Принцип шара«принципа шара» (Prinzip der Kuqel) в основе школы Ашбе лежал Принцип моделировки«принцип моделировки» (Prinzip der Modelierung), который выражал мысль о зависимости законов тона от законов освещения простейших стереометрических тел, таких, как шар, цилиндр, куб. Рисуя с натуры, художник, пользующийся методом Ашбе, неизменно сохраняет целостность зрительного восприятия (и в этом он идет в русле импрессионизма), но в то же время корректирует свои впечатления от действительности сопоставлением модели и частей ее с простейшими объемными формами, благодаря чему обеспечивается как органичность, так и пластическая целостность художественного образа. В процессе работы над рисунком художник сначала очень обобщенно характеризовал поверхность изображаемого объекта, а затем уточнял детали, осмысливая конструкцию, вплоть до контроля рисунка на уровне знания анатомической формы. В школе Антона Ашбе даже существовал Принцип «анатомической оправданности»принцип «анатомической оправданности» изображения (ил. 65Ил. 065. Построение фигуры по А. Ашбе.). Однако, по мысли Ашбе, реализовывать его можно было лишь приобретя умение строить «внешнюю конструкцию» формы, путь к чему лежал через овладение искусством рисовать обобщенными «формами-плоскостями». Между тем анатомии как отдельной дисциплины в школе не было, и ученики Ашбе должны были приобретать знания по пластической анатомии самостоятельно, где-то на стороне.

Одновременно с Антоном Ашбе в Мюнхене преподавал венгерский художник Холлоши Ш.Шимон Холлоши (1857-1918). Это был талантливый педагог, к которому, как и к Ашбе, тянулись молодые русские художники. Как известно, в их числе был Фаворский В.А.Владимир Андреевич Фаворский, чей метод творчества сформировался под непосредственным воздействием педагогической системы и взглядов на искусство его учителя. В настоящий момент в России художники в большей мере знакомы с теорией и методом творчества В.А. Фаворского, чем с теоретической основой и педагогической практикой Холлоши. Однако истоки нельзя забывать, тем более что этот мастер оказал влияние и на других русских и зарубежных художников.

Цели, которые ставили перед учениками оба педагога, были в значительной мере идентичны: изображение должно было быть конструктивным, а все произведение искусства (рисунок или живописное полотно) - композиционно целостным. Однако пути к достижению этой цели, а соответственно и место рисунка в создании произведения живописи, рознились. В отличие от Ашбе, Холлоши в работе живописца не выделяет рисунок в отдельную стадию. Кроме того, создание любого произведения искусства (графического или живописного), согласно его школе, начинается с построения конструктивной основы изображения, вплоть до обозначения невидимых наблюдателю сторон модели (ил. 66Ил. 066. Построение головы по Ш. Холлоши., 67Ил. 067. Построение фигуры по Ш. Холлоши.). Таким образом строится ясный каркас композиции с выявлением динамических осей в распределении масс, после чего пространственная форма уточняется, конкретизируется в согласии с индивидуальной установкой творческого задания. В рисунке школы Холлоши особая роль принадлежит не импрессионистически трактованному тону, как в школе Ашбе, а линии, выражающей движение некой зрительно-осязательной точки, всесторонне исследующей предмет как часть целостного пространства. Так, во всяком случае, нам представляется метод Холлоши на основании сравнительного анализа натурных штудий, сделанных художниками, учившимися и у Ашбе, и у Холлоши, например Добужинский М.В.М.В. Добужинского (ил. 68-71: Ил. 068. Добужинский, Мстислав Валерианович (1875-1957). Начало работы над фигурой. Школа А. Ашбе., Ил. 069. Добужинский. Натурщица. Школа Ш. Холлоши. 1900., Ил. 070. Добужинский. Наброски. Школа А. Ашбе., Ил. 071. Добужинский. Наброски. Школа Ш. Холлоши.). О том, что Холлоши рассматривал искусство (и, в частности, рисунок) как особую область познавательной деятельности, свидетельствуют и литературно-исторические документы эпохи. Так, другой ученик Холлоши, Терновец Б.Н.Б.Н. Терновец, в письме отцу, датированном 23 ноября 1912 года, отмечает: «Холлоши, Киш и другие советовали своим ученикам хоть немного лепить. Когда лепишь, продумываешь все формы гораздо полнее и тщательнее; ведь ты должен тогда ознакомиться с натурщиком со всех сторон, полностью, в живописи же ты смотришь с одной точки зрения, случайной и иногда вовсе не характерной. И если существует ряд проблем, для каждой области особых (например, перспектива, краски в живописи и т.п.), то не надо забывать, что основной материал, над которым ты работаешь, остается тот же самый - это человеческое тело; понять, изучить, ясно представить себе конструкцию головы и фигуры человека - это основная задача как для живописца, так и для скульптора, без решения которой невозможно искусство»Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. М., 1977. С. 50..

Фаворский В.А.В.А. Фаворский, с благодарностью вспоминая уроки Холлоши, пишет: «... мы... что-то поняли, нам открылось, что рисунок не может делаться пассивно, только по принципу схожести, что, изображая что-либо, мы берем на себя громадную ответственность - понять натуру и изобразить ее возможно полнее. И нам открылось, что ничего нет интереснее и увлекательнее, чем понимание натуры, и ничего нет труднее понимания этого в рисунке. <...> Главным моментом, на котором останавливали наше внимание, была цельность, цельность видения натуры; иногда он отвлекал нас в сторону анализа фигуры, анатомического анализа, но цельность доминировала при этом в рисунке, в наброске, в портрете, а также в живописи, все время обращалось внимание на пространственную выразительность, а в цвете - на простые отношения и на крепость цвета...»Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 483-485. (ил. 72Ил. 072. Фаворский, Владимир Андреевич (1886-1964). Женская голова. Рисунок времени обучения у Ш. Холлоши. Б., карандаш. 1905. Собственность семьи художника., 73Ил. 073. Фаворский. Портрет К. Н. Истомина. Ксилография. 1918.). По словам того же В.А. Фаворского, метод и художественные пристрастия Холлоши с течением времени менялись. Он сравнивает эти изменения с теми, что происходили в творчестве Ван ГогВан Гога. И к 1906-1907 годам, то есть в период жизни Фаворского в Мюнхене, Холлоши уже находился под сильным влиянием французов и часто говорил со своими учениками о Сезанне. А уже через десять с небольшим лет русская художественная критика назовет самого Фаворского первым докубистическим кубистом и Сезанном современной ксилографии. И нет никаких сомнений в том, что между Фаворским и Холлоши в отношении творческого метода (искусства вообще и рисунка в частности) существует прямая преемственность (ил. 74Ил. 074. Фаворский. Обнаженная модель. Рисунок времени обучения у Ш. Холлоши. Сухая игла. 1908. Собственность семьи художника.).

Лучший отдых-смена деятельности.

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: