Рахманова Айсылу Мухаматаминовна

Рахманова Айсылу Мухаматаминовна

Век живи-век учись

Вперед, к новым победам

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: воспитание детей в семье и в школе

Увлечения: астрология

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Шемордан, Сабинский район

Место работы: МБОУ "Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ"

Нет иной дороги- иди в педагоги

             «Размышления у парадного подъезда», или ответы на невольные вопросы

       В редкие минуты передышки  у педагога-психолога с двадцатилетним стажем работы невольно возникает вопрос: какое же место занимает наша профессия в ряду других педагогических?

      Первая мысль, посетившая  мою голову: наше место скромное, незаметное с виду, но весомое, жизненно важное. Хочется поразмыслить  о каждом определении отдельно.

      Почему «скромное»? Во первых, «скромность украшает человека», а у педагога-психолога украшать себя внешне другими «драгоценностями» особо и нечем, сказывается огромная разница в зарплате и надбавках к ней. Во- вторых (этот пункт гораздо серьезней, чем первый), скромность в поступках, речах, одежде, образе жизни и материальном состоянии нам, педагогам-психологам, необходима для служения тем редким на сегодняшний день примером истинно духовно развитого зрелого человека, не зависящего от атрибутов внешнего лоска, тугости кошелька, количества этажей личного особняка и марки  машины. В погоне за материальным благополучием, модной жизнью многие порой забывают о нравственных законах, ценностях человеческой морали, на которых зиждется все  человеческое общество. Увы, немало реальных примеров плачевного конца  такой гонки. Уравновесить духовное  с материальным пока удается единицам и организм, психика человека дает сбой, иногда непоправимый.

        Приведем вторую группу определений о характере нашей  работы : «весомое, жизненно важное». Да, выходит, именно так. Вовремя увидеть, прочувствовать, понять тревогу в душе ребенка,,  родителя, педагога, предупредить необратимое, ненавязчиво разбудить совесть, незаметно повернуть в нужном направлении жизненный курс заблудившихся - все эти задачи  успешно может решить  духовно развитая, «весомая» душа современного педагога-психолога, шагающая в ногу с последними достижениями передовой науки и  бережно хранящая в себе жизненно важные  нравственные ценности   народной  психологии и  педагогики. У педагогов- предметников меньше возможностей остановиться, подумать, поразмыслить  о «судьбах нашей Родины».

         После этих размышлений душу переполняет чувство глубокой удовлетворенности своей профессиональной миссией,  своим местом под Солнцем.

        Как бы ни была ограничена в денежных средствах,  я благодарна  своей судьбе и своему Правительству  за  предоставленную мне возможность бесплатно получить эту  мудрейшую  специальность, возможность дарить людям радость, улыбку, счастье, и успех.

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя другой жизнью. Не попадайтесь на крючок вероучения, которое существует на мышлении других людей. Не позволяйте взглядам других заглушать свой собственный внутренний голос. И очень важно иметь мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они, так или иначе, уже знают, что вы действительно хотите сделать. Все остальное - второстепенно.

 

О себе

     Работаю педагогом-психологом  в МБОУ "Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ". Люблю свою работу и не замечаю трудностей. Держусь на позитивной волне и стараюсь это умение передавать другим. Удобна в общении, так как уступчива и услужлива, мягка и добросердечна.Видимо, гороскопический знак мой (Весы) всерьез помогает и в работе , и в личной жизни.Огромный запас оптимизма (в душе возник вопрос:откуда он у меня?) позволяет строить планы на будущее (мечтаю создать  сетевой круг непрерывного психологического ликбеза "От А до Я"  для родителей и будущих родителей). К психологии пришла  через две профессии ( заместитель директора по воспитательной работе и учительница русского языка и литературы) исключительно путем практического осознания необходимости передовых достижений психолого-педагогической науки для воспитания и обучения современных детей.Порой по нескольку раз  за один урок натыкалась на  свое незнание в этой области и  на седьмом году педагогическойдеятельности (заметьте, число семь  -символично, правда) по направлению районного отдела образования твердыми шагами отправилась в г. Казань грызть гранит психологической науки. К выбору вуза отнеслась довольно разборчиво: после  посещения пробных занятий в различных учебных заведениях остановилась  на двух : ИССО РАО по ул. Исаева 12 и КГТУ по ул. Комлева.ИССО РАО  подарил мне незабываемые тренинги личностного роста. До сих пор я благодарна ведущему-Балашову Андрею Борисовичу-уникальному специалисту - мастеру своего дела . А КГТУ вооружил меня знаниями по психологической диагностике , профилактике и просвещению. Огромную благодарность хочу выразить покойному ныне  заведующему  районного отдела образования Зиннурову Шамилю Зиннуровичу, который поверил в меня, отправил на целый год с сохранением заработной платы учиться. После учебы  новоиспеченного педагога-психолога с распростертыми руками  встретил директор Шеморданской средней тогда школы, легендарный Хамзин Шаукат Анварович. Неповторимый колорит школы , созданный заботливыми руками чуткого директора, помог без особого труда влиться в коллектив учеников, учителей и родителей.

      С тех пор прошло двадцать с лишним лет.Оглянувшись назад, с огромным душевным удовлетворением перебираю замечательные страницы своей работы: веселые занятия во время учебы и летом с детьми в  оздоровительных лагерях,  поездки в учебные заведения и конкурсы, олимпиады и концерты.Иду по улице ставшего родным поселка Шемордан и вижу  бывших выпускников, родителей , детей.Каждый из них очень уважительно относится ко мне , мы не перестаем обсуждать актуальные вопросы.С гордостью замечаю , как бывший "шалун" женился, остепенился, построил дом, купил машину, заботливо воспитывает своих детей.А "проблемная"  в прошлом девушка из неполной семьи  получила высшее образование и собирается открывать свое дело.Такого рода примеров много и все они-предметы моей радости

      Скоро придет пора выйти на заслуженный отдых.И здесь я спокойна: вместо меня придут новые, молодые, полные сил и новых знаний педагоги-психологи нового поколения.Пускай быстрей придут:ведь они-то ближе к современным детям и по духу и по разуму.А я займусь другими ,более свойственными для пенсионного возраста делами, которые стоят не так уж и далеко от психологии. Это уже-другая история.

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.П.Чехова "Рассказы" меня, все время смотрящую на мир через розовые очки, поставили на землю и открыли реальность, иногда жестокую правду жизни, без знания которой тяжело строить взаимоотношения и  быть счастливой.

Мой взгляд на мир

     Мой взгляд на мир исключительно гуманный и позитивный. Мне помогает выживать в трудных  ситуациях бесконечный оптимизм, строгая дисциплина и работоспособность.Ежедневный позитивный настрой и отправление посыла добра всему миру и всему живому помогает держать внутренний и внешний баланс душевных и физических сил в хорошей форме.

Мои достижения

    Грамоты МКУ  Сабинского отдела образования, Дипломы Всесоюзных конкурсов, свидетельства и сертификаты участия Республиканских и Международных мастер-классов и конференций, справки о проведенных открытых уроках на Федеральной экспериментальной площадке, сертификаты участия учеников на всесоюзных и республиканских конкурсах.

Моё портфолио

Аналитическая справка по  психологическому сопровождению  адаптации первоклассников к обучению в МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» в 2013- 2014 учебном году.

Цели:1.Определение уровня социально- психологической адаптации.

2.Обеспечение оптимального уровня  адаптации.

3.Разработка рекомендаций педагогам по сохранению и укреплению  адаптационных возможностей ученика.

Для обеспечения оптимального уровня адаптации первоклассников были проведены индивидуальные и групповые консультации с родителями , педагогами. Успешно прошли уроки с психологическим сопровождением по преодолению явлений дезадаптации и выработке индивидуального подхода к проблемным в учебном и воспитательном отношении ученикам. Психолого- педагогический анализ проведенных уроков помог оптимизировать ход уроков.Психологическое наблюдение детей на занятиях и аналитические беседы с учителями  помогли улучшить индивидуальный подход.

      Был сделан психологический анализ занятий с конкретными рекомендациями по  основным и другим предметам во всех  первых классах.

Рекомендации  педагогам по сохранению адаптивных возможностей первоклассников:

  1. Усилить индивидуальную работу с учащимися , имеющими трудности в обучении и воспитании.
  2. Правильно соблюдать  режимные моменты , обеспечить необходимый период пребывания детей на свежем воздухе, на переменах и прогулках использовать подвижные игры , игры с продуктивной физической нагрузкой, игр по правилам.
  3. Обращаться к детям по имени.
  4. Проявлять толерантность к медлительным  детям, до конца выслушивать их ответ, призывая к толерантности других детей.
  5. Развивать усидчивость и внимание детей разнообразными и увлекательными , соответствующими  возрастным особенностям формами работы.
  6.  На уроках и внеурочных занятиях своевременно проводить полноценные физминутки на все группы мышц.
  7. Применять игровые методы обучения и воспитания.
  8. Систематически проводить профилактику нарушений дисциплины, конфликтов среди учащихся.
  9. С родителями вести систематическую работу по оптимизации воспитания детей в семье.

 

Рекомендации родителям:

1.Обратить внимание на оздоровление детей,  своевременно чередовать режим труда и отдыха следить за режимом дня

 2.Обеспечивать оптимальное  эмоциональное состояние детей через создание спокойной доброжелательной обстановки дома, чаще замечать  успехи в  деятельности и личности ребенка, побуждать к стараниям в случае неудач.

              :                                          Педагог- психолог Рахманова А.М.

Здесь представлена попытка представить для интересующихся опыт работы педагога-психолога сельской школы, работающей в непростых условиях и с большим  количеством учащихся, родителей, педагогов.

Добавить грамоту в портфолио