Ручкина Наталья Федоровна

"сайт педагогов интернатных учреждений"

Развиваться самой , чтобы помочь детям

Профессия: Воспитатель приютя для детей и подростков

Профессиональные интересы: Профориентация школьников

Увлечения: Цветоводство

Регион: Республика Башкортостан

Населенный пункт: город Белорецк

Место работы: ГБУ КЦСОН отделение социальный приют для детей и подростков

Звание, ученая степень: Пока не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ruchkina-natalya-fedorovna
Не каждый может выдержоть приют, Здесь все, от воспитателя до прачки, Всю душу, сердце детям отдают, Здесь можно только так и не иначе.


О себе

Образование высшее, по специальности: учитель русского языка и литературы. Общий педагогический стаж 19 лет. В приюте работаю воспитателем старшей группы восьмой год.

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

          Их в жизни было очень много, в школе одни, в студенческие годы другие... В работе с детьми, время и жизнь диктует выбор книг, но каждая из них, несомненно оставляет свой след в формировании внутреннего мира как педагога, так и детей. Лично для меня приоритетной все же остается классика.

Мой взгляд на мир

     Нужно радоваться каждой мелочи, каждому моменту и благодарить за это Всевышнего!

Мои достижения

        Награждена почетной грамотой Администрацией ГУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Белорецкого района и г. Белорецка Республики Башкортостан" За добросовестный труд в сфере социального обслуживания и в честь праздника "День Республики" (2011г.)

Моё портфолио

 

Я, Ручкина Наталья Федоровна 1971 года рождения. Образование высшее, в 2004 году закончила Челябинский педагогический университет, факультет – филология, специальность – учитель русского языка и литературы. Так же  второе высшее педагогическое образование (незаконченное) специальность - дефектология Башкирский институт развития образования 2005 год.  В Социальном приюте для детей и подростков работаю с июля 2006 года. ДО приюта 11 лет отработала в МОУ школа №8.  Работала с коррекционными классами.

 В октябре 2006 года прошла курсы повышения квалификации от БИРО по программе «Содержание, формы и методы работы воспитателей интернатных учреждений».

 Первые два года работала в средней группе. В 2007 году прошла аттесацию на вторую квалификационную категорию. С 2008 года работаю воспитателем в старшей группе.

 

 

1.2.Краткие сведения об отделении, цели и задачи основной деятельности отделения.

 

Обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных условиях с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания, должного ухода:

предоставление детям и подросткам на период пребывания в приюте возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, оказание содействия для профессионального обучения;

вывод из кризисного состояния детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

восстановление психического и физического здоровья детей и подростков, находящихся в приюте, оказание им правовой и психолого-медико- педагогической помощи;

обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой психолого-педагогической помощи несовершеннолетним детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный и иные компоненты.

Оказание медицинской, психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, в т.ч. в приемную семью.

Определение совместно с органами опеки и попечительства оптимального уровня жизнеустройства детей  и подростков, находящихся в учреждении.

 

1.3 Цели и задачи моей педагогической деятельности.

        

         У каждого воспитателя нашего приюта, есть свое  направление педагогической деятельности. С 2009 года я работаю в направлении «Профессиональное ориентирование детей школьного возраста. Мною совместно со старшим воспитателем нашего отделения Титловой Евгенией Борисовной была разработана и апробирована программа по этой теме. Программа рассчитана на 36 часов, периодичность занятий 1 раз в неделю.

Цели и задачи: углубить знания воспитанников о многообразии профессий и о тех требованиях, которые предъявляют отдельные их группы к личности работающего. Научить анализировать свои склонности и способности. Создать условия для социального и профессионального самоопределения воспитанников.

 

 

 

2.1. Диагностическая работа.

 

            За 2009-2010 год мною было обследовано 26 человек. Это воспитанники 7-9х классов:  (Приложение, табл. №1)

В качестве способов обследования я использовала индивидуальные беседы, различные тренинги, тестирования и опросники, анкетирования, методы применения образных моделей и беседы – диспуты. В ходе этого обследования были выявлены следующие показатели готовности детей к выболру будущей профессии, до начала занятий в этом направлении:

            2009 год.                                                                   2010 год.

Высокий уровень – 0 человек;                               Высокий уровень- 1 человек;

Средний уровень – 7 человек;                               Средний уровень – 5 человек;

Низкий уровень – 8 человек.                                  Низкий уровень – 9 человек.

 

         Следуя из данных показателей, видно что наши воспитанники в большинстве не готовы самостоятельно самоопределиться в современном мире профессий, а значит моя задача помочь им в этом. Пусть не все ребята прошли полный курс программы, главное они задумались над данной проблемой, научились познавать себя, сопоставлять свои личные качества: - склонности и способности. Многие из ребят поставили для себя реальные цели, а это значит, что должен быть и результат. Это следует из показателей в процессе и после пройденного курса занятий.

            2009 год.                                                                   2010 год.

Высокий уровень – 5 человек;                               Высокий уровень – 4 человека;

Средний уровень  - 6 человек;                               Средний уровень – 7 человек;

Низкий уровень – 4 человека.                         Низкий уровень – 2 человека.

(Приложение, табл № 2)

 

 

 

2.2. Воспитательно-профилактическая работа.

 

 Детский приют обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них около половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами.

 Для повышения результативности профилактической деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними, необходима планомерная работа . С этой целью профилактическая работа должна предусматривать следующие направления:

1. Создание благоприятных условий для воспитания в детском приюте.

2. Формирование эмоционально-положительных взаимодействий с подростками

 Решающим фактором успешности профилактической работы с подростками является личность педагогов, которые непосредственно взаимодействуют с ними. От этих отношений к значительной степени зависит успех всей профилактической работы. Педагоги должны обладать умением владеть собой в различных, порой конфликтных ситуациях, а самое главное любить свое дело, любить этих обездоленных судьбой детей.

3. Расширение спектра досуговых мероприятий.  Особенно важно с учетом характерологических особенностей выбрать наиболее подходящее занятие для каждого подростка, с тем, чтобы он мог максимально проявить свои способности и положительные стороны личности. Работа может быть успешной только при учёте индивидуальных особенностей подростков. Важной задачей является развитие стойкого и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности, воспитание волевых черт личности, умения доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций. В качестве различных видов деятельности рекомендуются: кружковые работы по интересам в приюте, виды рукоделия, рисование, работа по дереву, посещение дополнительных занятий во внеучебное время – занятия в секции «Бокс», культурно-спортивные занятия с В.Б.Мироновым., а также мероприятия в досуговом центре «Ровесник».

             За время прибывания в приюте накблюдается динамика положительных результатов социального поведения детей. Это и успеваемость в школе, многие из подростков успешно борятся с «вредными» привычками. Кто-то уже бросил курить, изменилось отношение к употреблению алкоголя и другим видам токсического опъянения веществам.  Успешно развиваются коммуникативные навыки: дети стали общительнее, научились уважать других, прислушиваться к мнению старших. Этому способствовали различные беседы: «Разговор по душам»; «Учись управлять своими эмоциями»; «Учись дружить, учись дружбой дорожить»; «Учись прощать, или кому обида жить мешает»; «Секреты обаяния»; «Правила поведения в школе и дома».

Тренинги: «Завоюй друга»; тренинг на выявления лидера группы, тренинги на сплочение детского коллектива такие как: «Веревочка», «Путаница», «Паутина», «Подари улыбку другу»; «Караблекрушение», «Необитаемый остров».

(Приложение 2., Диаграмма №1, №2)

 

Важным направлением данной работы является повышение мотивации подростков, повышение личной ответственности подростков за свои действия.

Основная цель занятий: развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков, повышение ответственности за свои поступки. Используемые методические средства на тренинговых занятиях предполагают большую просветительскую работу, развития самосознания, умения самокритично оценить свое поведение.

 Мониторинги показали, что через 2-3 месяца пребывания у воспитанников приюта показатели психического, физического и социального развития улучшаются. Кроме того, корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается внешняя и внутренняя культура поведения.

 Таким образом, своевременная комплексная лечебно- коррекционная, психолого-педагогическая работа составляет основу предупреждения асоциального поведения подростков в условиях детского приюта.

 

2.3.  Профориентация несовершеннолетних.

           

            Профориентация - это основное направление моей рабоы. Работаю по программе составленной Е.Б. Титловой и  в процессе, доработанной мной.

            Основные задачи моей работы это:

Обучающие:

- расширить область знаний воспитанников о различных гуппах профессий;

- установить, обладают ли воспитанники качествами, необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности;

- научить анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и характера;

- вооружить методами самопознания;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- формировать чувство гордости за выбранную профессию;

- воспитывать нравственные качества (честность, добросовестность, чувство взаимопомощи).

Развивающие:

- создавать условия для социального и профессионального  самоопределения воспитанников;

- формировать интерес к различным гуппам профессий;

- содействовать развитию личности;

- развивать познавательные процессы детей.

Мотивационные:

- создать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелат ельности и сотрудничества;

Эстетические: .

- развивать аккуратность, опрятность.

 

2.4. Профилактика правонарушений и приобщение к здоровому образу жизни

 

            Так, как к нам поступают дети и подростки с асоциальным поведением. Профилактика правонарушений является одним из основных направлений нашей педагогической работы. Один из педагогических методов – это метод замещения, когда деятельность ребенка направляется совсем в иное русло, что было, когда ребенок жил в асоциальных условиях, был предоставлен сам себе и находился под «дурным» влиянием как со стороны аморальных родителей, так и улицы. Мы неприкословно стараемся соблюдать режим дня, хотя поначалу, вновь прибывшим детям очень трудно, но со временем они привыкают и это становится нормой. Режим организует детей, дисциплинирует, а так же положительно сказывается на состоянии здоровья воспитанников. Стараюсь в своей работе делать акцент на развитие познавательного интереса, что в свою очередь стимулирует и учебную деятельность воспитанников. Для этого использую различные викторины: «Почемучки», «Все скорей хотим познать, чтобы в мире больше знать», «Загадки библиотекаря» , интересные познавательные беседы: «Делу – время, потехе час», «Знаете ли вы? (Самые невероятные и занимательные факты), Эрудит шоу: «Это мы не проходили». Немаловажное значение занимают и досуговые мероприятия, так в 2010 году мы организовывали со старшей группой и провели для детей средней и младшей групп весенний праздник «Масленица» , ребятишкам очень понравился наш праздник, да и самим «организаторам» тоже. Старшие дети так воодушевились этим мероприятием, что мы стали совместно почти каждый выходной проводить подобные прогаммы, одним из них был «Вечер влюбленных» или «День Святого Валентина», потом «Турнир рыцарей», затем «Мисс приюта» к 8 марта, «Минута славы» (где каждый готовил свой  номер), к 1 апреля юмористическая программа «Остров невезения» и т.д. ,благо весна богата на праздники. А летом мы ходили в поход, на пикник, на рыбалку.

            Утро начинается с зарядки, здесь тоже приходится импровизировать, ведь каждодневная однообразная зарядка быстро надоедает и дети стараются «отлынивать», тут на выручку приходит смекалка. Например: сегодня у нас необычная гимнастика, а дыхательная, с ее помощью можно бросить курить, учу детей упражнениям дыхательной гимнастики, или «Узнай свой биологический возраст» - упражнение, стоя на одной ноге с вытянутыми руками и закрытыми глазами, а так – же упражнения на растяжение мышц и т.д.

Совместно с медиками неоднократно проводили беседы по предупреждению табакокурения, наркомании, алкоголизма, токсикомании, а также соблюдения правил гигиены. К соблюдению правил гигиены приходится не только приобщать, но и приучать, осуществляя ежедневный контроль. К приобщению здорового образа жизни способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом. В летнее время мы больше времени проводим на школьном стадионе, а зимой нас выручает школьный спортзал, а так же каток в ЦВР «Ровесник» и конечно же во все времена года это близ лежайший лес. Летом походы, экскурсии, а зимой лыжи и санки.

 

2.4. Взаимодействие с другими специалистами, специалистами других отделений, учреждений города.

 

            Основным видом деятельности социальный приют для детей и подростков является оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-психологических, социально-педагогических и социально-правовых услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной помощи.

приемное (медицинское) отделение,

отделение социальной реабилитации,

отделение социально-правовой помощи.

Как уже выше было сказано, коррекционно-реабилитационная работа в приюте это оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи, что подразумевает взаимодействие между собой всех специалистов отделения, от диагностики до реализации конкретных программ и осуществления контроля за их реализацией. Допустим, в группу поступает ребенок: медик сразу дает информацию и консультацию по состоянию здоровья ребенка, социальный педагог - характеристику его семейного положения, его поведения, положения в школе и наконец психолог – его эмоциональное состояние, поведенческие отклонения и особенности характера. Все эти данные несомненно помогают нам – педагогам строить дальнейшую педагогическую деятельность. Помочь детям адаптироваться в новых жизненных условиях и скорректировать отклонения в поведении. Ведь основное время с детьми проводим мы – воспитатели. Если мы заметили, эмоциональное состояние ребенка не в норме, наша «Скорая помощь»  - Челищева В.В.

            Дети посещают школу, а это значит, нам постоянно приходится взаимодействовать с учителями и администрацией школы, посещать уроки, вместе решать какие-то возникшие в процессе обучения проблемы.  Так же мы сотрудничаем с ЦВР «Ровесник»

Посещаем, проводимые ими мероприятия, в зимнее время ходим к ним на каток, участвуем в различных соревнованиях. Так же взаимодействуем и с другими учреждениями как: - здравоохранение, ЗАГС, паспортно – визовая служба. Налоговая инспекция, ОДН, КДН, органы опеки и попечительства, суд, прокуратура.

 

 

2.5. Работа с семьей.

 

В вечернее время. А так же в выходные дни, нам  воспитателям, часто приходится встречать и общаться с родственниками наших воспитанников. Здесь тоже немаловажно проявить свой профессионализм, несмотря на настрой в общении родственников, воспитатель должен вести себя корректно, быть вежливым. Где-то дать совет или консультацию, помочь наладить взаимоотношения между родителями и детьми. Необходимо обсудить как проблемы, так и успехи ребенка. Помочь найти выход из сложившейся трудной ситуации. За 2010 год мною были проведены следующие беседы и консультации с родителями, родственниками, а так же совместные с родителями и детьми:

- Коробкина И.Р. (Коробкин Витя) Беседа о взаимоотношениях между сыном и матерью, общий компромис;

-Пудинова С.Ю. (Загидуллина Жанна) Беседа о дальнейшем жизнеустройстве де6вочки, о ее профессиональном выборе, об учасии мамы в судьбе ее ребенка.

- Хлебтов С.В. (Хлебтовы Катя и Маша) Беседа о успеваемости девочек в школе и взаимоотношениях между собой;

-Некрасова С.В.(Некрасов Женя) Беседа о жизнеустройстве и здоровом образе жизни мамы, профессиональном выборе сына.

-Юлина Р.С. (Юлин Артем) Беседа о индивидуальных особенностях, интересах и склонностях ребенка, об участии в жизни мальчика.

-Долганова М.В.(Кузина Таня) Консультация по сбору и оформлению догументов на гостевую группу;

-Дипмухаметова С.Г. (Дипмухаметовы Регина и Алина) Тренинг: «Дочки – матери».

_Хуснутдимова К.Х (Хуснутдимов Радим и Газим) Беседа – консультация об особенностях подросткового периода, предупреждение возможных проблем;

- Каримова Г.Х. (Каримова Гульсум) Беседа о способностях девочки, о ее профессиональном выборе, об участии мамы в жизни девочки.

 

 

2.6. Методическая работа, самообразование.

 

            Свою методическую деятельность строю на постоянном пополнении своей методической копилки. За 2009 – 2010 год мнгой было приобретено более двадцати  методических пособий вот некоторые из них:

- Школа полного дня: «Целый день идет игра» «Феникс» 2008 г.

- Твоя профессиональная карьера. Учебное пособие для 8-9 кл. Издательство «Просвещение» 2005 г.

- Театрализованные праздники «Найди свою звезду» (М.Ю. Женило; Владимирова Е.) 2009г.

- Лучшие сценарии для летнего лагеря. Феникс 2007 г.

- Н.С. Пряжеников. «Профориентация в школе» (Игры, упражнения, опросники).

- Внеклассные мероприятия (Мозаика детского отдыха) 7 класс. 2008г.

            Так же пользуюсь сетью Интернет, где можно узнать много интересного не только из каких-либо изданий и публикаций, но и получить практические советы и рекомендации от коллег других образовательных учреждений. Для себя отметила следующие стать и рабоы:

1. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исследовательского проекта. - М: Просвещение, 2003 - 544с.

 

2. Измайлова Н.Н. Состояние здоровья и организация медико-социальной помощи детям, находящимся в социальных приютах для несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Казань, 2003 - 19с.

 

3. Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 96с.

 

4. Колкутин В.В., Леонтьев Д.В., Гудова Е.В. Социальное право. М., 2008;

5. Шамшурин В.И., Танковский В.Э. Социально-правовые взаимоотношения. М., 2004;

6. Попов В.Л., Попова Н.П. Социальное право. СПб., 2005.

            Взаимопосещаем  открытые занятия своих коллег, а так же методические объединения:

 

2.7. Внедрение инноваций.

 

«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Совсем недавно само слово и понимание его было для нас новым, неизведанным.  Сейчас мы слышим это слово повсеместно. Наверное, сама жизнь, во времена современных технологий требует от нас динамики, внедрения чего-то нового. В своей работе я тоже стараюсь применять новые методы и совершенствоваться в ногу со временем. В работе по профориентации это различные тесты на выявления склонностей и способностей, а так же различные упражнения на развитие этих способностей (память, мышление, внимание, коммуникативные навыки и т.д.) Хотелось бы и большего, например: привлечь, пригласить или заключить договор с центром занятости, чтобы к нам хотя бы раза два в год, приезжали их специалисты давали выпускникам консультации, информацию о учебных заведениях как нашего, так и других городов. Возможность нашим детям поступать в другие близлежайшие города. Осуществить возможность проводить экскурсии на крупных предприятиях таких, как: ОАО БМК, ЗМСИ, БЗТРП, Маслосыркомбинат, Хлебзавод и др. Для этого необходимо заключить договора с этими учреждениями и предприятиями.

Добавить грамоту в портфолио