Сакал Ольга Борисовна

Сайт учителя русского языка и литературы

Педагогические технологии плюс творчество.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Деятельностный подход в обучении

Увлечения: Чтение, вождение автомобиля.

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: г. Нерюнгри

Место работы: СОШ №13, г. Нерюнгри

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sakal-olga-borisovna
Красота спасет мир!
Чехов А.П.

Учитель XXI века,…. Каким ему быть?

Мир вступил в третье тысячелетие.

Большие сдвиги происходят  в образовании, что связано с модернизацией повышения качества образования.  Современные условия жизни и развитие информационного общества ставят перед образованием новые задачи: не только дать ученику определенную сумму знаний, но и развить его личность, конкурентоспособную, конкурентоустойчивую. Образование в XXI веке требует от учителей компетентностного подхода в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Профессия учителя в обществе начинает занимать достойное место.

Каким должен быть учитель XXI века? Какой должна быть школа?  Учитель – это тот человек, который ведет ребенка в мир знаний, открывает перед ним новые горизонты, помогает найти свою дорогу, это одна из профессий, которая требует большого труда, преданности, любви. Во все времена Учитель нес самую благородную миссию на земле – сеял разумное, доброе, вечное. Каждый учитель ждет, что прорастут семена, посеянные ими, и созреют долгожданные, полновесные плоды.

Бесталанных детей нет! Я в этом  уверена! Каждый ребенок – личность, достойная уважения. Это мы, взрослые, должны рассмотреть в нем будущего ученого, поэта, физика, спортсмена и помочь определиться с выбором. Быть рядом, поддерживать, вести за собой, а порою подталкивать вперед – именно в этом назначение учителя. Талант так и останется талантом, если не будет подкреплен постоянным трудом, стремлением к самосовершенствованию через самообразование. Путь к самообразованию лежит через повышение интереса к предмету. Заинтересовать ученика своим предметом – вот сильная сторона учителя-профессионала. Сегодня учитель-профессионал – человек нового педагогического мышления,  неустанно развивающий  в себе исследовательский дух, повышающий рефлексивную и эстетическую культуру.

Чтобы быть востребованным, современный учитель всегда должен идти в ногу  со временем, необходимым условием чего является самообразование. Вот и приходится учиться всю жизнь, порою одновременно со своими учениками, идя с ними «рядом и, конечно, немного впереди», и это стало девизом моей профессиональной деятельности. Мне всегда «везло» на учеников, они мои единомышленники, которые приходят на урок с желанием общаться, делиться своими мыслями, проблемами и стремлением постичь тайны великого русского Слова и  загадочный мир русской литературы.

Современная действительность убеждает меня в необходимости внедрения в практику новых педагогических технологий. Природосообразность, гуманизация,  социализация, демократизация – основные принципы педагогического процесса сегодня. Учителю необходимо своевременно реагировать на изменения, происходящие в обществе, работать в инновационном режиме, использовать новые информационные технологии. Иначе, учитель становится неинтересным  ни  для своих учеников, ни для школьного сообщества. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученик открывал для себя личную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание предмета. Что для этого надо делать? Какой технологии придерживаться? Каждый учитель ищет свой ответ, свой путь. Я все ответы на вопрос: «Каким должен быть современный урок русского языка и литературы?»  нашла в описании системы развивающего обучения Л.В.Занкова. Целеобразующим в развивающем обучении является продуктивная образовательная деятельность. Она должна осуществляться каждым ребенком в соответствии с его индивидуальными особенностями. Цели индивидуализации – сохранение и развитие уникальности школьника. И это соответствует моим убеждениям. Вот уже  10 лет я работаю по системе РО Л.В.Занкова, что позволяет мне осуществлять индивидуальный подход к личности каждого ребенка, раскрывать его самые лучшие качества и максимально готовить моих воспитанников к успешной реализации в самостоятельной жизни. Уроки по системе РО Л.В.Занкова позволили мне внушить своим ученикам, что школа – это не тяжелая работа, а место удивительной встречи учителя и  ученика, место, где царит атмосфера  взаимопонимания, взаимовыручки и уважения друг к другу. Для этого учителю необходимо умение создавать ситуации, выходя из которых учащиеся могли бы сами сделать для себя открытие: узнать новое, определить связь явлений и почувствовать себя счастливым человеком оттого, что тебе все подвластно, что ты необходим людям. Вспоминаются слова К.Симонова: «В душе человека есть одно чувство, которое своим присутствием или отсутствием делает человека или счастливым, или несчастливым в его жизни: это чувство необходимости, своей нужности народу». И я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик почувствовал себя счастливым, необходимым обществу, в котором он живет.

Я люблю своих учеников, потому что каждый ребенок – источник вдохновения, это своеобразный мир мыслей и взглядов, чувств, переживаний, тревог, горестей. В 2007-2008 учебном году я выпустила класс, с которым мы были вместе 7  лет, но я всегда буду вспоминать глаза моих детей – то озорные, то насмешливые, то недоумевающие, то колючие, но всегда понимающие меня. Благодарна им за то, что не давали мне быть излишне спокойной и уверенной в своей педагогической тактике (поэтому я всегда в поиске новых решений), что не раз ставили меня в «педагогический тупик», из которого мы вместе достойно выходили. Благодарна им за их победы на олимпиадах, конкурсах, но,  прежде всего, за их стремление всегда оставаться Человеком.

В чем счастье учителя? Счастье учителя в его учениках. Ничто не доставляет большей радости, чем доверие и любовь учеников, их успехи и достижения. Счастлив учитель, который знает, что есть смысл в его педагогической  жизни. Хочется, чтобы в нашем, быстро меняющемся мире чистота устремлений, неустанный поиск, упорная работа над собой и вера в победу стали неизменными спутниками современного учителя. Великий русский писатель А.П.Чехов сказал, что «дела управляются их целями и то дело называется великим, у которого великие цели». Хочется, чтобы все цели современного учителя были великими. Что может быть величественнее, чем дело воспитания будущего поколения  великой  страны - России.

         

О себе

Родилась в 1966 году 14 октября в г. Салавате Башкирской АССР.  В 1976 году приехала вместе с родителями в молодой строящийся город Нерюнгри, и с этих пор мое сердце принадлежит суровой,  снежной,  но прекрасной Якутии. В г. Нерюнгри  окончила СОШ №12 и поступила в Иркутский  государственный педагогический институт, так как с детских лет мечтала стать учителем. Любовь к учительской профессии мне привила моя учительница русского языка и литературы Лиханова Т.П., которую я всегда вспоминаю с огромной благодарностью. Для меня она остается примером высокого профессионализма и педагогического мастерства.

В 1990 году у меня появилась семья, родилась единственная дочь Анастасия, которая сейчас уже является студенткой II курса стоматологического факультета Иркутской медицинской академии. Своей дочери я старалась привить такие качества, как: целеустремленность, честность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей, добропорядочность, ответственность – те качества, которые воспитывала во мне и моя мама. Для меня главное, чтобы в любой жизненной ситуации и моя дочь, и мои воспитанники всегда оставались людьми, на которых можно положиться.

С 1996 года работаю в системе образования г. Нерюнгри, с 2001 года – в СОШ №13 учителем, а с 2003 года работаю заместителем директора по ВР. С первых дней работы учителем русского языка и литературы я поставила себе цель – каждый урок – маленькая мастерская, где ученики не запоминают и заучивают, а созидают, познают для себя что-то новое, неизведанное. Основным условием в своей работе считаю внедрение новых технологий, форм и методов обучения, выполнение заказа общества в формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности ребенка.

 В дальнейшем я поняла, что мой принцип обучения очень близок идее развивающего обучения.  С 2001 года я одной из первых в городе стала работать по системе развивающего обучения Л.В.Занкова в 5-9 классах. Для успешной реализации идеи развивающего обучения я стала использовать на своих уроках технологию критического мышления, технологию С.Н. Лысенковой «Методы опережающего обучения», технологию интегрирования и информационно-коммуникационные  технологии.

В процессе работы в классах РО мною разработана программа мониторинга устной и письменной речи, которая помогает спланировать уроки с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их мотивации к обучению.

В 2005 году разработала программу элективного курса «Культура речи» и практические задания к ней, которые  успешно используются в работе и другими учителями нашей школы.

За время работы в школе выпустила 3 золотых медалиста и 3 серебряных.

 Мои выпускники – студенты вузов  Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Томска, Иркутска, Нерюнгри,  показывают высокий уровень подготовки по русскому языку. Они уверены, что их успехи в высшем учебном заведении обусловлены качеством работы учителя.

Свободное время люблю проводить за чтением или вышиванием. Также люблю путешествовать на автомобиле в компании своих близких людей – мужа и дочери.

        

         

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Толстой Л.Н., Чехов А.П.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы