Ким Мен Ден (Александр Николаевич)

Сайт учителя физики

Всё течет, всё изменяется

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Активные методы обучения

Увлечения: Коллекционирование значков

Регион: Сахалинская область

Населенный пункт: г.Южно-Сахалинск

Место работы: МАОУ СОШ №8

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sasha-kim

О себе

Женат, две дочери. Педагогический стаж 30 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Вальтер Скот "Айвенго", Лев Толстой "Война и мир",  Жуль Верн "Таинственный остров"

Моё портфолио

Творческий отчёт

Оглавление

РАЗДЕЛ   IПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                                              

1.1. Введение                                                                           

1.2. Аналитическая часть                                                       

1.3. Проектная часть                                                              

1.4 Заключение                                                                         

       РАЗДЕЛ  IIПРИЛОЖЕНИЕ                                                         

 

Введение

Мечтой каждого учителя является полная управляемость образовательным процессом. Профессия учителя требует постоянного поиска эффективных способов и методов воспитания и обучения. Одной из актуальных проблем обучения, является поиск способов повышения познавательной активности обучающихся. В соответствии с приоритетным проектом развития образования, практически каждый класс оборудован компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской. За последние 10лет изменились средства обучения - информационно коммуникационные технологии (ИКТ), созданы новые продукты - электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Возникла необходимость использования данных средств при формировании УУД (универсальных учебных действий) на основе деятельностного подхода в обучении.   Создание электронных уроков презентаций стало необходимым в работе учителя. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (тесты, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. Учитель сам может комплектовать из объектов электронного ресурса презентацию, которая будет использована по ходу урока. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов будет меняться.

В период предшествующей аттестации, мною создана система электронных уроков-презентаций по всем темам за курс физики 7-11класса (около 400 уроков). На каждый урок создана папка, каждый элемент которой подчинён одной цели. Папка включает в себя презентацию (программа Power Point), видеофрагменты, аудиозаписи, цифровые образовательные ресурсы. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты. Уроки презентации, как показывает опыт, может быть использован на уроках всех типов: изучение новой темы, обобщение, практическая работа, на любом этапе урока: в объяснение нового материала,  актуализации знаний, в постановке исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой.

Использование ИКТ открыло для меня новые возможности в преподавании физики. Электронные уроки дают детям возможность участия в создании уроков, превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, что способствует развитию интереса к предмету, усиливает эффективность подачи материала. В первые годы я использовал презентации как фрагмент урока, как урок, периодически, по мере их создания. В дальнейшем, я пришёл к выводу, что эффективнее использовать электронные уроки как основу урока, систематически, т.е. на каждом уроке.

Аналитическая часть

В процессе использования электронных уроков я столкнулся с тем, что уроки оказались однообразными, монотонными (в том смысле, что конструировались по традиционной методике, преобладает непроизвольное внимание, которое удерживается только первые 10 минут). Минимизировалось взаимодействие между учителем и учеником. Внимание учащихся направлено на интерактивную доску, учитель выступает в качестве звукового фона. По мере применения электронных уроков возникла необходимость в изменении содержания и сценария презентации от наглядно-репродуктивного, обучающего среднего ученика к системно-деятельностному подходу к процессу обучению, в основе, которой лежит исследовательский метод. Анализируя результаты обучения с помощью уроков-презентаций  я пришёл к выводу, что не продумал способы управления учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения. Эту проблему я решаю следующими способами: В каждый сценарий включаю:                                                

1. мотивацию учащихся на овладение новыми знаниями.

2. доведение цели и задачи урока до каждого учащегося

3. организация учения на овладение способами получения знаний.

4. задания, способствующие самоанализу ученика

Для этого я использую следующие приёмы:

1. вставка пустого слайда (на этапе мотивации, целеполагания)

2. по возможности на каждом уроке демонстрационный опыт

3. систематическая смена деятельности: использование заданий на узнавание, воспроизведение, применение.

4. увеличение доли самостоятельных работ: работа с учебником, выполнение фронтальных работ, частично-исследовательские задания, …

5. включение игровых ситуаций, (элементы соревнования, группового обсуждения,…)

6. подбор заданий, направленных на развитие наблюдательности, умения выделять, обобщать, запоминать….

Таким образом, не касаясь технических вопросов (расположения доски, яркость изображения на доске, фон, шрифт,…) за счёт чёткости структуры урока, использования в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ я пытаюсь удерживать связь учитель-ученик, поддерживать интерес к учению и увеличить эффективность обучения. Ко всему новому, неизвестному, яркому, ученик проявляет непроизвольное внимание, которое очень не продолжительное. Это относится как к форме предлагаемой информации, так и способа проведения занятия. Каким образом перевести направление внимания учеников на произвольное внимание? За счёт усиления содержательной части. При подготовке сценария, а затем создании урока-презентации решаю следующие задачи:

1. чем может быть интересна данная тема учащимся

2. какими способами подачи материала можно возбудить и удержать внимание.

3. какие возможности программы Р.Р способствуют удержанию внимания (движение объектов, размер, цвет шрифта, расположение картинок, текста…. Чтобы учение не превратилось в мучение, необходимо на каждом уроке вызывать у ребят, особенно 7 и 8 классов ощущение удивления и удовлетворённости, гордости за себя. Для этого я включаю в уроки элементы

проблемного обучения, исследовательские задания, решение творческих задач. Данные элементы урока позволяют создавать условия для приобретения знаний в результате собственной деятельности учащихся. Для собственной деятельности, ученик должен владеть навыками мыслительной деятельности: анализ, синтез, обобщение. Тут мы сталкиваемся с разной подготовкой учащихся, различным уровнем знаний.

Как показывает опыт, решающее значение на формирование познавательной активности оказывают формы организации учебного процесса.

Урок изучения нового материала.

1.Работа с учебником:

Прочитать текст. Найди ответы на все или часть вопросов к тексту параграфа, вынесенных для самоконтроля, отметь их карандашом. Сконструируй ответ своими словами и расскажи товарищу. а) придумай свои вопросы и задай их товарищу. б) рассмотри рисунки: что изображено, что говорится в тексте, что изменилось в рисунках, составь рассказ. в) выдели главное, сформулируй цель своей работы, сделай самоанализ (что узнал, чему научился, какие трудности возникли). г) составь план - конспект. (На начальном этапе первые 3 руки получают оценку и их заслушиваем)

Физическое явление: (инерция, диффузия…) 1)определение 2)где наблюдается, используется, учитывается, условия возникновения 3)теоретическое объяснение.

Физическая величина: (давление, сила, энергия…)1)определение 2)обозначение, единица измерения 3)способы измерения 4)математическая запись

Физический закон: (Паскаля, Архимеда…) 1)формулировка, математическая запись, графики зависимостей 2)область действия закона 3)опытное подтверждение 4)теоретические выводы, следствия 5)кем и когда был открыт 6) где проявляется, как учитывается и применяется на практике

Физический прибор: (насос, реостат, тепловые двигатели…) 1)рассмотреть рисунок или сам прибор 2)устройство (состав), назначение 3)принцип работы-

объяснение работы прибора 4)проверка на опыте 5)создание приборов (весы, электрометр, мензурка, фонтан…)

Измерительный прибор: (динамометр, манометр, весы…) 1)название прибора, обозначение 2)назначение 3)устройство 4)принцип действия 5)область применения. Умения: цена деления, нижний и верхний пределы измерения, погрешность, показания прибора.

 Единица измерения: (Паскаль, Джоуль, Ньютон) 1)формула 2)единицы измерения величин, входящих в формулу 3)название единицы измерения

 Работа со справочной таблицей: (плотности, температуры плавления…) 1)какая величина указана, в каких единицах 2)физический смысл 3)наибольшее, наименьшее значение

2.Наблюдение и эксперимент (демонстрационный, фронтальный)

 Практическая работа: подготовить дома оформление лабораторной работы № : название, цель, приборы и материалы, перечертить таблицу.

 Выполнить работу. Написать письменный отчёт: что делали, что наблюдали, измеряли, какие выводы сделали.

Ответить на вопросы: (л.р №3 “Измерение массы тела на рычажных весах”)

1)с чего начинается взвешивание 2)почему твёрдые тела кладут на левую чашку весов 3)при взвешивании каких тел надо взвешиваемое тело класть на правую чашку весов 4)с какого разновеса надо начинать уравновешивания весов 5) как взвесить воздух.

3.Частично - поисковый метод с использование проблемных ситуаций. Противоречия: 1)между жизненным опытом учащихся и научными знаниями (смешивание жидкости разных плотностей, горох и пшено, поверхностное натяжение)

2)между ранее полученными знаниями и новыми (электрическое поле-электрический ток и изменяющееся магнитное поле-электрический ток, увеличение времени движения тела движущегося равноускорено, ведёт к неограниченному увеличению скорости)

3)между ощущениями и действительностью (зрительные иллюзии, ощущения тепла)                                                           

Поиски ответа па проблемную ситуацию требует от учащихся не только воспроизведения известных знаний, но и применения этих знаний, включается мыслительный процесс.

Вопросы проблемного характера нахожу в научно-популярной литературе, журналах “Наука и жизнь”, Физика-рубрики “Почему же почему”, “Как это устроено”, ”Знаете ли вы, что..” , И.Я. Ланина “Не уроком единым”, Я.И

Перельман “Занимательная физика”, “Занимательные задачи и опыты”, В.И Елькин “Необычные учебные материалы по физике”….

 

Примеры проблем:

а) занимательные опыты: яйцо само втягивается в бутылку (подсказка, зачем зажжённая спичка?), шарик надувается под колоколом (подсказка, зачем выкачивают воздух?), стальной и деревянный цилиндры обёрнутые бумагой в пламени (подсказка, что происходит с цилиндрами?), может ли лёд плавать в кипящей воде? Как налить воду в перевёрнутый стакан? Сдвинуть алюминиевую стрелку электрометра на расстоянии...

б) решение задач: на определение средней скорости, вычисление перемещения через нахождение площади, определение начальной скорости тел при движении вертикально вверх на данную высоту,

в) введение темы, на какой цилиндр действует большая выталкивающая сила-из алюминия или железа, какое тело имеет более высокую температуру: железное или деревянное, что весит больше: ведёрко с водой или ведёрко с плавающим куском дерева, в какой воде быстрее просаливаются огурцы, …

2. Урок-повторение

1)творческий отчёт групп по заранее полученным заданиям (приложение “силы в природе”, “давление”)

2)защита проектов (“электронный кроссворд”, “мультимедийная игра”)

3)исследовательская работа (“свойства намагниченной воды”)

4)урок-игра, фрагмент-игра, с использованием ИКТ (правила и игры – приложение, диск)

5)урок-решение задач

Примеры игровых ситуаций (5-10мин, необходимо создать эмоциональный настрой):

а) “чёрный ящик”: ученики задают вопросы, учитель отвечает холодно, горячо. Может быть задуман предмет, явление, измерительный прибор,…Учитель                                                   

диктует характеристики, описание, ученики отгадывают. Чем меньше вопросов, подсказок, тем больше балл. Такие же подсказки могут подготовить ученики

дома. Или учитель, говорит, что задумал величину. Ученики торгуются, за сколько подсказок они угадают задуманное. Угадывает, тот, кто даст меньшее количество вопросов.

б) ”вопрос на засыпку”, какая команда (или кто) задаст большее количество вопросов к термину, формуле, явлению,..  Какая команда придумаем большее количество вопросов по теме домашнего задания и кто даст большее количество правильных ответов. Это может быть домашним заданием.

в) “Эстафета” каждая команда, выбегая к доске, напишет формулы по2-3 темам, или составит формулы из букв, или таблицу формул, величин, единиц измерений.

г) “Решайка” первые три поднятые руки с решённой задачей, получают оценку. Задачи могут быть придуманы учениками дома.

д) “Реклама” Вам нравится (плавать, прыгать, смотреть на,….) Вас радуют (прогулки, оценки,…) Вы хотите знать (как, что, почему,..)? Изучайте (з. Архимеда, Паскаля,..)! Презентация темы.

е) “Аукцион” Учитель предлагает физическую величину (формула, единицы измерения, задачи, проверка,…), прибор, явление (кто открыл, когда, где встречается в природе, используется, учитывается, определение, от чего зависит, как, ….) Ученики говорят всё, что знают. Каждая характеристика оценивается в 1 бал. Кто получает большее количество баллов, тот и покупает за дополнительный вопрос. Такое задание могут подготовить ученики.

ж) “Пазлы” собрать и рассказать (возможно, на столе)

е) “Артист” каждой группе инсценировать: притяжение и отталкивание в зависимости от расстояний, молекулы в агрегатном состоянии,…                                                                   

к) “Своими руками” демонстрация опыта, подготовленного дома.( попасть в цель за преградой из пружинного пистолета, “мёртвую петлю”, фонтан, плавание картофеля,…

                                             

л) “слова, слова” кто составит больше физических слов из слова диффузия, динамометр,…

Проектная часть

Как быстро и безболезненно перейти от традиционного урока к урокам с использованием ИКТ. Дидактический ресурс к созданию электронных уроков-презентаций.

Каждый учитель стремится к созданию собственного стиля, созданию своей методики проведения уроков. В каждом уроке, созданном учителем, отражается как логика занятия, так и темперамент учителя, каждый урок индивидуален. ИКТ позволяют получить доступ к огромному массиву информации. Современные компьютерные технологии значительно расширили возможности учителя в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.

Актуальность: При использовании метода развивающего обучения, неизбежно возникают сложности с поиском учебно-методических ресурсов. Наполнение уроков новым содержанием требует много времени: поиск и анализ информации.

Цель проекта: Создание банка методического материала к мультимедийным урокам по физике в 7кл.

Объект исследования: Методика преподавания физики, уроки-презентации.

Предмет исследования: Уроки физики, средства и методы изучения, конкретных тем.

Задачи проекта: Изучить методы проведения уроков с использованием ИКТ, требования к электронным урокам                                                                    

Создание и применение на уроках физики электронных презентаций не только актуально, а является необходимостью. Помимо трудностей соблюдения общих методических принципов создания плана урока, правил оформления презентаций, большая сложность в сборе дидактического материала. Предлагаю вашему вниманию банк материалов (диск: ребусы, загадки, кроссворды, домашние лабораторные работы, тесты, самостоятельные и контрольные работы, игры, биографии, картинки…). Ресурс систематизирован поурочно и использовался мною для конструирования уроков в 7кл (А.В Пёрышкин, 2часа в неделю).

Презентация-средство, помогающее ученикам в усвоении содержания урока. Эти уроки должны быть удобными и привычными для всех участвующих в образовательном процессе. Практически все дидактические материалы (плакаты, рисунки, графики,…) могут быть размещены, причём с большим преимуществом в презентации. Электронный конспекта урока (диск: уроки) даёт возможность свободно, самостоятельно конструировать свой урок, по своему сценарию, так, как видит его конкретный учитель.

Подготовка урока-презентации: 1)конспект урока (технологическая карта) 2)подбор дидактического материала 3) создание электронной презентации.

Требования к презентации: 1) 1 слайд-1 блок информации

2)обязательна зарядка для глаз

3)вся презентация должна быть подчинена одной цели, общим принципам оформления.

Технологическую карту сценария урока-презентации составляю из следующих пунктов:

Цель урока:

Задачи урока: Образовательная Развивающая Воспитательная

Тип урока:

Формы организации работы детей:

Необходимое техническое оборудование:

Структура и ход урока: этап урока, электронный образовательный ресурс, деятельность учителя, ученика, время.                                                                  

Перспектива проекта:

1. Использование уроков для дистанционного обучения.

2. Адаптация электронных уроков к новым требованиям ФГОС

3. Проявление творческого потенциала учителя.

Недостатки: зависимость от наличия электроэнергии, доступа интернета, технических средств.

 

Заключение

Последние  годы постоянно растёт число учащихся, выбирающих ЕГЭ по физике. Это связано с увеличением бюджетных мест, перспективой найти работу по специальности. Для того чтобы выбор был осознанным, чтобы дети понимали всю сложность подготовки к итоговой испытаниям, необходимости соответствия к уровню обучения в высших учебных заведениях, с первого года изучения физики, помимо интереса, мотивации, необходимо привить навыки самообучения. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Применение компьютерных технологий на уроке требует от учителя больше времени, но дает возможность более глубоко осветить тот или иной вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. В каждом конкретном случае учителю физики приходится самостоятельно определять, с какой целью и как использовать ИКТ на занятиях, для решения каких образовательных и воспитательных задач он обращается к тому, или иному виду ИКТ, какой педагогический результат надеется получить. Разумеется, педагогическая эффективность использования программных сред зависит не только от самих электронных средств, но и от подготовки учителей для работы с ними, от наличия оборудования в школе.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы