Шундикова Татьяна Васильевна

сайт учителя начальных классов

«Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: люблю читать

Увлечения: ИКТ

Страна: Россия

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: Комсомольск-на-Амуре

Место работы: Школа-интернат №30 ОАО"РЖД"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shundikova-tanya
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».
Дистервег

О себе

Учитель начальных классов

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям"

Моё портфолио

B последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического познания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е.  как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. A формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающей людей, вещей создает в ребенке особые эмoциoнально-психичеcкие состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и др. психические процессы.

Влияние различных факторов на эстетическое воспитание личности исследовалось многими учеными и педагогами: С.А.Герасимовым, Д.Б.Кобалевским, Б.Т.Лихачевым, В.А.Сухомлинским и др. теоретические основы системы эстетичеcкого воспитания представлены в работах Н.И. Киященко Б.Т.Лихачева, Т.Н. Мальковской. Н.А.Ветлугина, М.С.Каган. Они теоретически обосновали особенности эстетической деятельности детей. Вопросами мотивации эстетической деятельности занимались Л.И.Божович, З.Л.Морозова, П.М.Якобсон. Таким образом, круг проблем эстетического воспитания достаточно широкий и разнообразный. Однако, требуется практическая доработка данного вопроса.

Особенности процесса эстетического воспитания младших  школьников oбусловлены их возрастными особенностями: эстетическое сознание, эстетические чувства находятся на стадии      формирования; эстетическая деятельность ориентирована на процесс, a не на результат; в художественно - творческой деятельности преобладает репродуктивный уровень.

Эстетическая воспитанность является результатом эстетического воспитания, которое в той или иной степени осуществляется в семье, школе, в учреждениях дополнительного образования и культуры, а значит, имеет определенный уровень (низкий, средний или высокий). В настоящее время критерии эстетической воспитанности личности точно не определены.

Нехватка диагностического материала приводит к применению в нашей школе зарубежных шестов и методик, которые в свою очередь не имеют практической значимости.

Все это позволяет констатировать актуальность педагогического исследования проблемы эстетического развития младших школьников и разработки программы «Мир спасает красота».

Результатом освоения программы является творчески активный выпускник начального звена школы c развитыми художественно-творческими способностями, имеющий развитое воображение, мышление, способный организовать свой труд, участвующий в творческом преобразовании действительности.Во все времена величие России составлял культурный и духовный потенциал cтраны.

На современном этапе в Российской Федерации воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный хаос, царящий в средствах массовой информации, ведет к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей. Данные обстоятельства обуславливают постановку и решение ряда задач духовного возрождения России.

Духовное развитие человека, включающее эстетическое воспитание и образование, начинается c раннего возраста и продолжается в течение всей жизни.

Младший школьный возраст - это период формирования ценностных ориентиров личности, ее эстетического развития, выявления способностей и создании условий для их развития. B младшем школьном возрасте ребенок должен познавать духовные ценности общества, культуру и искусство. Большое место в этом процессе отводится эстетическому воспитанию детей. Эстетическая среда, культура школьных учреждений, уровень нравственно-эстетической культуры педагогов оказывают активное воздействие на личность ребенка, на его духовный мир.

Анализ современной практики общеобразовательной школы показывает существование противоречия между требованиями общества к подготовке учащихся, уровню их эстетическoй культуры и недостатками системы ее формирования в общеобразовательных учебных заведениях. Это проявляется в низком уровне общей культуры школьников, отсутствием y них необходимых нравственно-эстетических знаний и умений.

Вопросы эстетического образования и воспитания нашли отражение в исследованиях философов, искусствоведов, культурологов, психологов, педагогов. Проблема эстетического воспитания на разных возрастных этапах развития человека исследуется многими педагогами: Н.А.Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Ю.Б.Алиев, Н.Ф.Виноградова, Д.Б. Кабалевский, В.С.Кузин, А.Н. Малюков, Б.Т. Лихачев, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.).

                          Вопросы теории эстетического воспитания, творчества исследуются в трудах философов (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, М.А.Лифшиц, Л.П. Печко, В.А.Разумный, В.К.Скатерщиков, Л.В.Тодоров, В.П.Шестаков и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, А.Я. IIономарев, В.Д. Шадриков, Б.М.Теплов, Дж.Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс и др.).

Рудольф Штейнер ("Воспитание ребенка c точки зрения духовной науки",

M. 1993 г.), говоря o реформе в школе в конце ХХ века, писал: "Предлагаемые реформы будут плодотворными и оправдают себя на практике лишь при том условии, что они станут проводиться, исходя из углубленного изучения русской  жизни", a не слепого подражания Западу. Учебная деятельность в школе должна быть "не сухой теорией в виде текстов, отвечающей

потребностям абстрактной любознательности, и не средством для тех, кто ради самих себя стремится к высшему развитию. Она может плодотворно  участвовать в решении главнейших задач современного человечества на его пути к общему благу, должна помочь человеку в осознании своего "я" как носителя высшей душив человеке, сделать его венном творения". Школьника надо поставить в такие условия, когда он должен совершенно Сознательно и индивидуально работать над изменением привычек, темперамента, характера, памяти. Дети чаще должны обращаться к таким понятиям, как "радость", "страдание", «прощение», «совесть», «печаль», чтоб разумом и душой помышляли о высоком и красивом.

 

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. T. Лихачёв)

Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в младшем шкoльном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

 

Эстетика (от греческого — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфическое проявление ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. (А.М. Прохоров "Большой энциклопедический словарь" 1991 г.).

 

Как особая дисциплина вычленяется в 18 веке y Баумгартена, введшего сам термин "эстетика" для обозначения "науки о чувстве, знании", y Канта "эстетика" — наука o правилах чувственности вообще".

 

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребёнка.

Oно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического Отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве,

понимать прекрасное; воспитывать xyдожественный вкус, потребность в познании прекрасного.

         Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

 

 Программа «Мир спасает красота» нацелена на общее развитие учащихся, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.

Таким образом, программа «Мир спасает красота» имеет следующую структуру:

1 класс        (60 часов):

Раздел № 1. Этикет. Учись быть вежливым (15 часов).

Раздел № 2. Мы и природа (9 часов).

2.1. Православный календарь (5 ч)

2.2. Природа и человек (4 часа)

Раздел № 3 Искусство (З6часов)

3.1. Театр (6 часов)

Анкетирование по курсу: "Основы эстетического воспитания" 1 класс.

2 класс (111 часов)

Раздел 1. Азбука этикета (19 часов)

1.1. Этикет (8 часов)

1.2. Этика отношений к окружающим (2часа)

1.3. Этика отношений в коллективе. (9 часов) Раздел № 2. Мы и природа (15 часов)

2.1. Православный календарь (5 часов)

2.2. Природа и человек (6 часов)

2.3. Истоки (экскурсии в Краеведческий музей) Далекое прошлое Приамурья. (4 часа)

Раздел N2 3 Искусство (78 часов)

3.1. Театр (6 часов)

3.2. Лепка c пластилином (15часов)

3.3. Кружок ИЗО (народное и декоративно - прикладное искусство) (21 час)

3.4. Цикл занятий и мероприятий в библиотеке № 10 филиала имени H. Островского рассчитанный (1 занятие в неделю, 35 часов в год).

Анкетирование по курсу: "Основы эстетического воспитания" 2 класс.

3 класс (127 часов)

Раздел 1.1. "Эстетическая грамматика" (18 часов)

1.Этикет.

1.2.Этика отношений c окружающими.

1.3. Этика отношений в коллективе

Раздел № 2. Мы и природа ( 10 часов)

2.1. Православный календарь (3 ч)

2.2. Истоки. (Экскурсии в Краеведческий музей). Быт и культура славян-переселенцев. (4 часа)

2.3. Природа и человек (3 часа)

Раздел 3. "Искусство" (27 часов)

3.1. Театр (6 часов)

3.2. Кружок ИЗО (народное и декоративно - прикладное искусство (21 час)

3.3. Филиал Центра Юных техников кружок «начальное моделирование». Преподаватель Сазонова B.B. (36 часов).                  

3.4. Цикл занятий и мероприятий в библиотеке № 10 филиала имени H. Островского,  рассчитанный на учебный год (1 занятие в неделю, 36 часов).

Анкетирование по курсу: "Основы эстетического воспитания"

3 класс.

4 класс ( 140 часов)

Раздел 1. "Этическая грамматика" (17 часов)

1. Этикет.

1.2.Этика общения человеческих отношений

1.3. Этика отношений в коллективе

1.4 Этикет и внешний вид

Раздел № 2. Мы и природа ( 14 часов)

2.1 Православный календарь (5 ч)

2.2 Истоки (4 часа) (экскурсии в Краеведческий музей) Люблю Тебя мой Комсомольск!» (4 часа)

2.3 Природа и человек 5 часа

Раздел 3. "Искусство" (111 часов)

3.1 Театр (6 часов)

3.2 Кружок ИЗО (народное и декоративно - прикладное

Искусство (33 часа)

3.3.       Филиал Центра Юных техников кружок «начальное моделирование». Преподаватель Сазонова B.B. (36 часов)

3.4. Цикл занятий и мероприятий в библиотеке № 10 филиала имени H. Островского рассчитанный на учебный год (1 занятие в неделю, 36часов).

Анкетирование по курсу "Основы эстетического воспитания" 4 класс. Внеклассные занятия, экскурсии, занятия в кружке ИЗО организует и проводит воспитатель (классный руководитель) класса c привлечением

специалистов центров культуры города.

Обучение в кружке «Начальное моделирование» проводят педагоги Центра Юного техника во внеурочное время. Занятия в библиотеке М2 10 филиала имени H. Островского проводят работники библиотеки.

B конце каждого раздела проводится итоговое мероприятие в форме праздника, выставки и Т.Н. по итогам каждого учебного года проводится педагогическая диагностика (анкетирование). Результативность выполнения программы реализована в системе мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио