Кабинет учителей русского языка и литературы

Нестерова Ольга Анатольевна

На протяжении всего существования Ульяновской СОШ  одним из ее важных звеньев была и остается работа методического объединения учителей русского языка и литературы. Состав объединения менялся с годами. В настоящее время он представлен следующими филологами:

1..НЕСТЕРОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ 23 ГОДА,

УЧИТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ,

ПОБЕДИТЕЛЬ РАЙОННОГО КОНКУРСА "УЧИТЕЛЬ ГОДА-2004"

РУКОВОДИТЕЛЬ РМО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

15984
 

 

 

2.МИШАЛЕНКОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ  34   года,

УЧИТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

 

16007
 

 

 

3.БУСАРОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА,
 

педагогический стаж 12 лет,

учитель 1 квалификационной категории

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                    Утверждаю

Зам. директора по УР                                                     Директор МБОУ Ульяновская СОШ

__________(М.И.Макареева)                                        ______________(Е.В.Маркина)

«____»__________2011г.                                               «____»____________2011г.

ПЛАН РАБОТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД.

ТЕМА: Совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования современных образовательных технологий.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать процесс  обучения , повышая уровень знаний учащихся по русскому языку и литературе за счет использования современных образовательных технологий.

СОСТАВ ГРУППЫ: Нестерова О.А., Мишаленкова Т.В.

Дата               проведения

      Содержание   работы

Ответственный

       Занятие 1.

Сентябрь-       Октябрь

1.Анализ результатов ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе в 2010-2011 учебном году.

2.Обсуждение и утверждение плана работы  инициативной группы.

3.Разработка тестов и заданий для контроля знаний уч-ся в компьютерном варианте. Составление презентаций.                    

4.Проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе.

Нестерова О.А.  

Мишаленкова Т.В.

Макареева М.И.

       Занятие 2.

Ноябрь-     Декабрь

1.Подготовка к участию в районных олимпиадах по русскому языку и литературе.

2.Проведение Недели русского языка и литературы.

Нестерова О.А.      

Мишаленкова Т.В.

        Занятие 3.

Январь-    Февраль

1.Тематическая выставка, посвященная 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. Презентация о поэте.

2. «Методика сбора материала и его обработка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ» (из опыта работы). Анализ презентации.

Нестерова О.А.

Макареева М.И.

Мишаленкова Т.В.

        Занятие 4.

Март-Май

1. Проведение пробных экзаменов в 9-х и 11 кл.

2. Обмен опытом по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы : успехи и трудности.

3.Анализ работы инициативной группы в 2011-2012 уч.году и задачи на следующий уч.год.

Нестерова О.А.    Мишаленкова Т.В.



Предварительный просмотр:

Анализ работы инициативной группы учителей русского языка и литературы МБОУ Ульяновской СОШ в 2011 – 2012уч. году

        В 2011-2012 уч.году инициативная группа учителей русского языка и литературы работала над темой «Совершенствование процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования современных образовательных технологий.»

        Было разработано 4 занятия, по одному в каждой учебной четверти.

        На первом заседании Нестерова О.А. сделала анализ результатов ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе в 2010-2011 учебном году. Затем состоялось обсуждение и утверждение плана работы  инициативной группы на 2011-12 учебный год . Разработка тестов и заданий для контроля знаний уч-ся в компьютерном варианте и составление презентаций – третий вопрос данного заседания. Этот вид деятельности запланирован на весь учебный год . В заключение Макареева М.И. сообщила о сроках проведения школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе. Были намечены задания для подготовки учащихся к олимпиаде.

Во второй четверти, в декабре, состоялось второе заседание группы. Мишалёнкова Т.В. подвела итоги школьной предметной олимпиады, победители которой были заявлены на районный этап. Был составлен план проведения Недели русского языка и литературы, которую запланировали провести в декабре 2011 года.

Третье заседание состоялось в феврале 2012 года. Были намечены материалы для проведения тематический выставки, посвященной 190-летию со дня рождения Н.А.Некрасова, просмотрена и проанализирована презентация о поэте , которая также запланирована к юбилею Некрасова. Т.В. Мишаленкова выступила с сообщением «Методика сбора материала и его обработка для написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ» (из опыта работы).Макареева М.И. представила анализ презентаций, которые помогут учащимся 9 классов при подготовке к ГИА. Было решено использовать эти презентации на факультативных занятиях в 9 классе.

Последнее занятие – итоговое, оно состоялось в мае 2012 года. Учителя рассказали о проведении пробных экзаменов в 9-х и 11 кл.: результатах, основных ошибках, путях их корректировки. Выделили акценты по данной работе на оставшийся до конца учебного года период. Затем состоялся обмен опытом по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы : были отмечены успехи и трудности.

В конце заседания Нестерова О.А. сделала анализ работы инициативной группы в 2011-2012 уч.году и наметила задачи на следующий уч.год.

  28.05.2012г.

 Руководитель инициат. группы:                       ( Нестерова О.А. )

 



Предварительный просмотр:

5 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

  1. ГАЛКИ И ВОРОНЫ.

Зимой галки и вороны живут в городах и деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их просто. Галка меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны все туловище серое, черные только головка, шея, крылья да хвост.

К зиме галки собираются в большие стаи, летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или в парке, прижмутся друг к дружке и греются. Вместе всегда теплее. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка между собой начнут переговариваться, будто окликают друг друга.

ЗАДАНИЯ:

  1. Сделать синтаксический разбор предложения:

1в :  К зиме галки……….

2в :  Зимой галки…………

  1. Разобрать по составу :

1в :  перышки, зимой, облепят

2в :  головка, городской, греются

  1. Найти в тексте 2 – 3 слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих».

        

     

  1. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц : крупу, хлебные крошки, а специально для синиц повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая.

ЗАДАНИЯ :

  1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях :

: Из ельника……….

: Для белок……….

     2.Разобрать по составу :

1в :  морозное, лесных, обитателях

2в :  хлебный, желудями, утро

3.ПРОГУЛКА

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближайшим лесом встает солнце. Под его яркими лучами искрится голубое озеро. За ним широкое полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч пробьется через густую зелень . Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.        

     4.АИСТ

На краю деревни росло большое дерево, на котором аисты устроили гнездо. Однажды люди узнали о гибели одного аиста.

Когда вывелись птенцы, пришлось другому аисту одному выкармливать птенцов. Это было трудно. Аистята подрастали и все время просили есть. Из гнезда были видны головки птенцов. Они беспокойно смотрели по сторонам, потому что были голодны.

Шли с речки ребята, увидели птенцов. Один мальчик снял со связки маленькую рыбку и притянул ее на шесте прямо аисту в клюв. Аистята сначала испугались , растопырили крылья, попятились. Но один схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой малыш расхрабрился, потом третий.

С тех пор ребята помогали аисту кормить птенцов. Каждый день ловили они на речке за рощей рыбу для аистят.

   5.СИНИЦЫ

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у нее серая, грудка желтая, на голове черная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред они наносят садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь , а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Люди называют синицу сторожем наших садов.

ЗАДАНИЯ :

1.Указать части речи в предложении :

1 в : В саду с ветки на ветку………………

2 в :  Увидит зорким глазом………………

 2.Разобрать слова по составу :

            1 в : наносят, фруктовых, грудка

            2 в : разломишь, маленький, жучками

            3.Подчеркнуть орфограммы в словах :

             1 в : вред, плоды, добычу;     2 в : клюв, головке, садам.

6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЛЕТНИЕ РАДОСТИ.

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

2.О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЫБЫ ?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно елочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонек прилетали яркие рыбки.

« О чем они шепчутся?»- прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям.

Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озерах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоемов и весело клевать летом на ребячьи удочки.

ЗАДАНИЯ:

1.Выписать слова с чередующимися гласными в корне.

2.Разобрать слова по составу :

1в : подводном, рыболов

2в : просили, водоемов

3.Сделать синтаксический разбор предложения :

1в : Они обещали за это не уходить………….

2в : Расчистил аллейки , рассадил……………

3.ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ.

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, поставили к елке стулья и стали ее убирать. Но вскоре оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, пока Лиля не уснула у стола.

Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте

 СЛОВАРНЫЕ  ДИКТАНТЫ.6 КЛАСС.

1.Выросли деревья, поздняя ночь, ровная долина, видеть впереди, запах растений, наклониться набок, ненавидеть ложь, расположиться у костра, календарь природы, касаться стены, искусство резьбы по дереву, гигантский корабль, прескверное настроение, изучать атмосферу, беспрекословно выполнять приказ.

СЛОВАРНЫЕ  ДИКТАНТЫ. 7 КЛАСС

1.Выпечь пирог, озарять комнату, расстилающаяся растительность, приоритет в науке, присутствовать на собрании, приближающийся ураган, чугунная решетка, тяжело дышащие гимнасты, овальная форма, деревянная калитка, целлофановый пакет, чуткий камыш, серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, преданный друг, кружатся снежинки, разыскать товарища.

2. Серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, настой шиповника, обитатели сибирской тайги, аккуратная прическа, разожжет огонь, сгруппировать предметы, талантливый артист, пробирается наверх.

3.Прекрасный столяр, необъятная равнина, деревянная калитка, целлофановый пакет, священный обычай, борющиеся медвежата, выгореть на солнце, перламутровые сережки, талантливый артист, расписание уроков, берестяные грамоты, пробирается наверх, отразиться на здоровье, исказить смысл, презирать врага.

7 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЗДРАВСТВУЙ, БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА.

Тишиной предрассветного утра встретила меня она. Я шел по земле, где с незапамятных времен привольно гуляют зубры, лисицы и косули. Осенняя ночь сбросила своё покрывало, но туман густой пеленой еще висел в воздухе. Я шел по тропе, продирался сквозь кустарник, пригибался под сводами разлапистых елей.

Вот солнце коснулось верхушек деревьев, и лучи его пронзили полумрак. Утро разбудило пущу и наполнило ее птичьим щебетом. Светом дышит березняк и золотится редкими листьями.

Вдруг послышался шорох. Я обернулся. Что-то рыжее показалось в кустах. «Лиса!» - мелькнула мысль. Но на полянку выскочила косуля. Она повернула в мою сторону голову и осторожно повела ушами. В лучах утреннего солнца ее шерсть сверкала ярким пламенем.

2.НА ЗЕМЛЕ ПУШКИНА.

Как-то, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетели издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал некошеный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчивого всадника.

8 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ.

После двухдневного снегопада знакомый лес сделался неузнаваемым. Он стал гуще и светлее. Каждая тонкая былинка, облепленная пушистым снегом, смотрелась тонким сучком. Молодые елочки с опущенными до самой земли ветвями возвышались белыми конусами. Небо и земля были одного цвета. Влажный потеплевший воздух пронизывался редкими крохотными кристалликами. В лесной чаще стояла такая тишина, что слух улавливал шепот настоящих снежинок.

Первым покинул зимовье Иван Тимофеевич. Перейдя незамерзшую речку по поваленному ясеню, словно по мостику, он направился в заболоченный пойменный лиственничник. Пес Верный трусил за ним, привязанный к поясу. Охотник шел по промерзшему болоту и зорко всматривался в просветы между деревьями. Вскоре он заметил след лося, слегка присыпанный снегом. Пес тыкался носом в углубление следов. Появилась ива и ольха – верные признаки близости маленького ключа. В таком месте лось мог бы задержаться на кормежке.

2.В ГОРАХ.

        Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно. Потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее. Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако чья-то рука уложила в самых опасных местах стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мосткам.

        Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем голубое, ясное небо.

ЗАДАНИЯ :

1.Сделать синтаксический разбор предложения:

1в : Чуть заметная тропинка……..

2в : На восток уходит …………………

2.Выписать из данных предложений 3 словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать по составу слова :

1в : тропинка, непроходимыми, уложила.

2в: заросли, поваленных, проходим.

СЛОВАРНЫЕ  ДИКТАНТЫ. 8 КЛАСС

1.Президент республики, привилегия ветеранов, весьма искусный, аттестат зрелости, делегат конференции, ровесники века, удивлять директора, уникальная библиотека, медицинская комиссия, фестиваль искусств, реставрация музея, труженики театра, преобразование природы, корреспондент газеты, патриотический порыв.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС.

1.ПРИБЛИЖЕНИЕ НОЧИ.

        Летний вечер угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

        Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах , плывущий с полей.

        Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

        Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.

СЛОВАРНЫЕ  ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС

1.Достижения человеческой мысли, прогрессивное мировоззрение, гуманный писатель, консервативные идеалы, отечественные традиции, рискованный эксперимент, спортивный комментатор, популярный композитор, автомобильная магистраль, природные ресурсы, гигантские волны, бетонные сооружения, олимпийское соревнование, огнезащитный комбинезон, металлический предмет, стёкла иллюминаторов, реактивный двигатель, эшелон машин на асфальтированной дороге.

11 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПРИКОСНОВЕНИЯ.

Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма., которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями , от наплыва которых болезненно билось детское сердце.

        С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нему ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро отмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и , казалось, вот-вот совсем перестанет биться.



Предварительный просмотр:

5 КЛАСС. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.Багряный убор осени, бордовый от обилия ягод, густо растет черника, птичьим щебетом, поражать цель, фигура солдата, ветеран труда, атмосфера земли, новый паркет, обновить интерьер, в камышовых зарослях, человек искусства, нож притупился, присутствовать на состязаниях, почетная профессия.

6 КЛАСС. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1. Багряный убор осени, бордовый от обилия ягод, густо растет черника, птичьим щебетом, поражать цель, фигура солдата, ветеран труда, атмосфера земли, новый паркет, обновить интерьер, в камышовых зарослях, человек искусства, нож притупился, присутствовать на состязаниях, почетная профессия.

6 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.ЛЕСНОЙ ТРОПОЙ.

        Извилистая тропинка уводит все дальше в лес. Тих июльский полдень. Лучи солнца играют на изумрудных полянках, и под деревьями дрожат, подпрыгивают солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах, а весь лес полон звуками.

        Любопытно поглядеть на мирную жизнь зверей. Вот молодой зайчик выбежал на пыльную дорогу и сел на колее. Вот на лужайке игриво возятся лисята. Зорко смотрит за ними лиса в облезлой шубке. Где ее зимняя пышность? Лиса щурит глаза, косится на лисят. Забыли зверята об осторожности, но чутки уши матери к подозрительным лесным шорохам.

        В густой чаще чуть слышен шепот листьев. Это деревья рассказывают чудесную сказку о лете.

7 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.К/Р.  ГОСТИ ПРИЕХАЛИ.

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ним, стуча морозными валенками, вошел ямщик с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом: «Александра Леонтьевна, принимай гостей!»

Это была матушкина приятельница, живущая всегда в Самаре. Сын ее, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку. Девочка вздохнула , открыла синие большие глаза и вздохнула еще раз, просыпаясь.

ЗАДАНИЯ :

1.Найти в тексте одно деепричастие и одно причастие, записать каждое из них вместе со словом, к которому оно относится. Разобрать их по составу.

2.выбрать предложения с деепричастным оборотом, заменить его синонимичным сложным предложением.

3.Образовать возможные формы причастий и деепричастий от глаголов «держала», «лежала».

4.Разобрать по составу: обитая, запорошенная, вздохнула(1в); блестящими, воскликнула, матушкина(2в)

5.Найти устаревшие слова, объяснить их значение, подобрав синонимы.

2.ЛЕБЕДИ.

        Почти каждой весной я уезжал охотиться на волховские широкие равнины.

        Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычным и еще не виденным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса.

        Лебеди долго и низко кружили, потом стали садиться на воду. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшем мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я близко мог наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и , собравшись в стаю, потянули дальше на север. Я уже больше ничем не интересовался.

ЗАДАНИЯ:

1.Разобрать по составу:

1в: устроившись, освещенные, потянули

2в: вытянутые, напоминавшим, удивлен

2.Морфологический разбор : устроившись (1в); собравшись (2в)

3.Образовать деепричастия сов. и несов. вида от глаголов кружить, потянуть.

3.ОСЕНЬЮ В КЕДРОВОМ ЛЕСУ.

        Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая жир, бродят по лесу медведи. Бурундуки, делая запасы на зиму, суетятся от зари до зари. Даже хищники, росомаха и соболь, лакомятся кедровыми орехами. Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зеленом мху отпечатки своих лапок. Одной кедровке не впрок идут орехи. Ест она их жадно и много, но никогда не жиреет. Сорвав шишку и набив зоб орехами, кедровка уносит их иногда очень далеко на вершины гор, в ущелья. Там она прячет орехи в мох, под валежник, между камнями и возвращается в лес за новой порцией. Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. Она пролетела с шишкой в клюве, затем уселась на камень и, не обращая внимания на нас, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. Покончив с шишкой, кедровка сделала несколько прыжков, удивленно посмотрела на нас и, срыгнув орехи, неумело прикрыла их мхом.

ЗАДАНИЯ :

1.Синтаксический разбор предложения :

1в: Покончив с шишкой, кедровка сделала……….

2в: Выискивая чужие запасы, они шарят……………

2.Морфологический разбор : покончив (1в); выискивая (2в)

3.Разобрать по составу: срыгнув, удивление, кедровка (1в); покончив, шумно, прыжков (2в)

8 КЛАСС. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.Избрать в президиум собрания, значительные привилегии, наши ровесники и сверстники, будущая профессия, хорошая специальность, верность традициям, преданность родине, истинная храбрость, обелиск из гранита, общественные идеалы, вручить аттестат, наш кандидат, встречать делегацию, красивая иллюминация, талант режиссера, сценическое искусство, новый троллейбус, современная пьеса, иллюстрированный журнал, заново преобразиться, жаркая дискуссия.

        

8 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.ВСТРЕЧА С ДЕТСТВОМ.

        Коля прошел в свою комнату. Все в ней оставалось на прежних местах, как в тот последний день, когда он уезжал из дому. Только стало темнее от разросшейся за окнами сирени.

        Коля сел к старенькому столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи: коллекцию уральских камней, развинченный на части старинный телефон, высушенные листья растений. Все это показалось Коле таким давнишним, что он даже рассмеялся. Будто это не заветные и когда-то любимые мальчишечьи вещи, а склад рухляди скряги Плюшкина.

        И вместе с тем ему было бы жаль расстаться с этими вещами. Они, конечно, утратили свою былую значительность, но он оставался благодарен им за прошлые радости, за игру воображения, которую они а нем вызывали.

        Сейчас, встретившись с ними, он долго их рассматривал, а затем тщательно сложил в ящик стола в том порядке, в котором они лежали. ( По К. Паустовскому )

ЗАДАНИЯ:

1.Разобрать по членам предложения:

1в: Только стало темнее…………………

2в: И вместе с тем ему……………………..

2.Разобрать по составу: разросшейся, расстаться, вложил (1в); рассмеялся, высушенные, значительные (2в)



Предварительный просмотр:

5 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

1.ОСИНЫ.

        Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий безветренный летний день листья осины дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

        Очень хорош осиновый лес в дни ранней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под ними видны красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков.

        В дуплах старых толстых осин располагаются ночные и дневные птицы, белки прячут в них свои запасы. Зимою корой молодых растений кормятся зайчата.

        Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шепоту сразу узнаешь осину.

ЗАДАНИЯ:

1.Выписать словосочетания, в которые входят слова осина(1в), листья(2в) ; разобрать их по составу, определить падеж, число этих слов.

2.Разобрать по членам предложения:

1в: Очень хорош…………………….

2в: Цветным ковром……………….

6 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

1.КОРОЛЬКИ.

        Вот и слободка. Я поселился в уютном домике. Над моей крышей вековая сосна протянула корявые ветви.

        Ясное июньское утро. Я открываю окна в бор, где так густо пахнет смолой, а мох прячет столетние корни. Бор приветствует меня звоном вершин, серебряным выкриком в синеве ястребов. Под окном слышу хорошо знакомые мне голоски корольков. Это мои питомцы.

        В маленькой городской комнате появились они на свет из простенького инкубатора, росли в вате, привыкли к моим шагам, к голосу. Днями сидели у меня на плече или устраивались поближе к лампе и засыпали, положив на шейки друг друга свои пучеглазые головки. Когда я покидал город, я не мог оставить их. Они приехали со мной в коробке из-под печенья и теперь важно гуляют под окном, греются на солнышке.

ЗАДАНИЯ:

1.Указать части речи в предложениях:

1в: Над моей крышей………….

2в: Бор приветствует……………

2.Разобрать слова по составу: вековая, столетняя, появились(1в); июньское, пучеглазые, видели(2в)

3.Морфологический разбор глаголов: протянула (1в); приветствует (2в).

7 КЛАСС. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

1.Сначала надо подумать, коснуться справа, загорел докрасна, накормить досыта, вскрикнуть по-утиному, светить по-зимнему, работать бок о бок, точь-в-точь отец, северо-восток, дальневосточный экспресс, кое к кому обратиться, жить за границей, сказать в насмешку, встать на цыпочки, напугаться до смерти, схватить на лету, налететь с разбегу.

8 КЛАСС. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

1.Неоднородные определения, обобщающие слова, односоставное предложение, качественное прилагательное, кавалерийская атака, артиллерийская батарея, летучая конница, коллекционировать произведения искусства, под камышовой крышей, пересекающиеся прямые, касательные движения, выходить по одному, операция на сердце, контролировать показания, телефонные системы, регулировать температуру в кабине, тормозить двигатель.

   9 КЛАСС. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ.

1 вариант

2 вариант

1.воплощает

бессловесный

2.будущее

традиция

3.чествовать

комментарий

4.оптимизм

пессимизм

5.гуманный

популярный

6.интенсивный

будущее

7.мировоззрение

миропонимание

8.аккомпанировать

безмолвствовать

9.идеологический

колоссальный

10.комментатор

чествовать

11.декларировать

интенсивный

12.электрификация

аккомпанемент

13.газификация

газификация

14.гостиная

оранжерея

15.ресурсы

прогресс

16.сумасшедший

гуманный

17.активный

оптимист

18.традиция

винегрет

19.колоссальный

гостиная

20.оранжерея

эффективный

21.канцелярия

сумасшедший

22.экология

конспект

23.реферат

ресурсы

24.искусство

экология

25.прогрессивный

активный

26.конспект

реферат

27.пессимист

идеология



Предварительный просмотр:

5 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.ГРИБНОЙ ПОХОД.

        В конце лета в окрестных лесах много грибов.

        И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберезовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили березки. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

        Вокруг берез разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зеленой травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, желтые рыжики. Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжелыми полными корзинами и ведрами. Ветер играл березовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.

ЗАДАНИЯ:

1.Синтаксический разбор предложения:

1в: Грибы мы срезали……………2в: Ветер играл…………………………………..

2.Разобрать по составу: : обступили, подосиновики, местных(1в), подберезовики, срезали, окрестных(2в)

 2.НЕ УШЕЛ С ПОЛЯ.

        Пришла весна. Славик перебрал семена пшеницы, взрыхлил и удобрил свое маленькое поле.

        Весело подрастали всходы. Высоко подрастали стебли, потому что поле было засеяно лучшими семенами. А когда появились большие колосья и стали наливаться тяжелым зерном, мальчик часами просиживал у своего поля.

        Однажды пошел дождь с крупным градом, и Славик заплакал. Он боялся, что град погубит урожай. Но бабушка бросила через окно большой отцовский зонт, и мальчик раскрыл его над своим маленьким полем.

        Град больно хлестал его, из глаз катились слезы, грязные капли попадали на лицо. Но мальчик не уступил граду, не ушел с поля. Вечером отец сказал: «Только так можно было защитить дорогие семена».

ЗАДАНИЯ:

  1. Фонетический разбор слова «лицо»
  2. Морфемный разбор слов: просиживал, отцовский
  3. Синтаксический разбор предложения: Славик перебрал семена………..

6 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.РАЗГОВОР С ПТИЦЕЙ.

        Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалеку от дома в березовом перелеске. Все кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берез. Листья на них кажутся то изумрудно-зелеными, то совсем золотистыми. Светлые зайчики бегут один за другим по примятой траве, по дорожке.

        И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый прерывистый негромкий голосок кукушки.

        Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Гляжу, через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках. Подлетает к соседнему дереву, села на сучок, пригнулась да как закричит: «Ку-ку!»

        Так я в первый раз заговорил с птицей на ее родном языке.

ЗАДАНИЯ:

1.Выписать однокоренные слова, определить части речи, разобрать их по составу.

2.Найти предложение с прямой речью, составить его схему.

2.ДУБ.

        Посадил ты меня в центре лужайки в землю, а теперь обижаешься. Почему дуб медленно растет? Не понимаешь ты, что расту я в обе стороны. Кверху стволик тянется с веточками. А вниз главный корень уходит, землю буравит. Корень этот длинный, и работа у него тяжелая. Он должен землю раздвигать, до глубокой воды добираться. А вот как доберется, укрепится, начнет воду качать. Тогда и пойду я в рост. Будут у меня сотни веток, тысячи листьев, тьма желудей. И стоять я буду на лужайке крепко. Под сочной зеленью и ты в жаркий день от солнца укрыться сможешь. В ненастный день мои листья защитят тебя от дождя.

ЗАДАНИЯ:

1.Синтаксический разбор: В ненастный день………………..

2.Разобрать по составу: посадил, сочный, веточками(1в), раздвигать, стволик, укрепится(2в)

3.Указать количество звуков и букв в словах: теперь, тяжелая(1в), корень, стоять(2в)

3.ЗЛАЯ ПТИЦА ( ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ).

        Однажды в ветреную погоду из гнезда выпал птенец, который ещё не умел летать. Я поймал его, взял за острый, как шило, клюв, принес домой.

        Золотистые глаза молодой цапли казались недобрыми. Рукой я придерживал клюв цапли, чтобы она не могла выколоть мне глаза. Молодую цаплю я устроил на веранде, где на охапке сена помещалась моя собака Фрам.

        Цапля не обращала внимания на Фрама. Она скоро привыкла к своему новому обиталищу и охотно глотала какую-то мелкую рыбешку, которой я снабжал её.

        Когда Фраму в глиняной чашке подавали корм, цапля медленно приближалась к псу, внимательно рассматривала чашку, кости, поворачивалась и так же медленно возвращалась в свой угол.

        Я недолго держал у себя злую цаплю и выпустил её на волю. Она взмахнула широкими крыльями, поднялась над деревьями и скоро исчезла.

ЗАДАНИЯ:

1.Найти предложение с однородными членами, составить его схему.

2.Найти в тексте орфограммы «Дефисное написание в неопределенных местоимениях», «Буквы Н, НН в суффиксах прилагательных»

3.Выписать из текста словосочетания «прил+сущ», «сущ+сущ», «гл+нар».

4.Разобрать по составу слова: золотистые, охапке, выпустил (1в), недобрыми, чашке, приближалась (2в).

7 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1.ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО.

        Миша был совсем маленький, когда он впервые увидел и услышал скворца. Было это в марте.

        Мать закутала ребенка в тряпьё и вынесла во двор, усадила на завалинку против длинной жердины, увенчанной кудрявой веткой, где маячил скворечник.

        У кромки завалинки с соломенной крыши падали рыжие прозрачные сосульки. Там копошились воробьи. Они, по-видимому, охотились за красными с черным крестиком на спине букашками. Мальчонке было удивительно наблюдать, как эти шустрые воробьишки, склюнув по букашке, тут же запивали трапезу из крохотной лужицы, образовавшейся от растаявших сосулек.

        Отвлекло мальчонку какое-то прищелкивание, шипение и глуховатое курлыканье, раздававшееся сверху. Мальчишка поднял глаза, увидел на ветке небольшую черную с серебристым воротником птицу и понял, что это поет она. Это был скворец.

        Изредка птица начинала часто-часто махать крыльями, раздувать вокруг шеи перышки, и вот тогда-то от нее лилось это курлыканье, шипение, похожее на куриное кудахтанье. Наевшись всласть, скворец улетел.

7 КЛАСС. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ.

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

Акваланг

Аквариум

Бассейн

Брезент

Вследствие того что

Благодаря тому что

Бок о бок

Точь-в-точь

Мало-помалу

Видимо-невидимо

Галерея

Героизм

Желанный

Владение

Как будто

Вмиг

Неслыханный

Нечаянный

На память

На глазок

На лету

На скаку

С разбегу

С налету

Тревога

Чемпион

Патриот

Патриотизм

Присутствовать

Ориентироваться

Копошиться

Аккуратный

Аккуратно

Квитанция

Ситуация

Почтальон

Комбинат

Бассейн

Ни к чему

Не за кого

8 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

РОДНЫЕ МЕСТА.

        Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких , лесных, захолустных уголках, где проходило моё детство.

        С великим волнением я смотрел на эти милые сердцу, родные, неузнаваемо изменившиеся места: на поля, леса и дороги, на знакомые деревеньки, носившие прежние имена. Я встречался с молодыми и старыми, пережившими тяжелые годы людьми, дивясь совершившимся переменам.

        Неузнаваемо изменилась и маленькая речушка. Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь, невольно вспоминая давние, навсегда отжитые времена, думая о великих переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой, текущей в зеленых кудрявых берегах. Здесь прошло мое раннее детство. Здесь я услышал русскую ладную речь, слушал чудесные народные песни. И здесь же почувствовал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей и вскормившей меня.

ЗАДАНИЯ:

1.Синтаксический разбор предложения:

1в: Я встречался………

2в: И здесь же …………

2.Разбор по составу: неузнаваемо, деревеньки, материнское(1в); трогательно, речушка, отжитые(2в).

9 КЛАСС. КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ.

ПЕРЕВАЛ.

        Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

        В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пу3стынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мной с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, все расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шел, приближаясь к лесам, и горы вырастали все мрачнее и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром…

                                                             ( По И.Бунину )



Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЕ!   ВНИМАНИЕ!  ВНИМАНИЕ!

ПРИГЛАШАЕМ  ВСЕХ УЧАЩИХСЯ                                   5-11  КЛАССОВ  НА                                                      НЕДЕЛЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

В  ПЕРИОД  С 20  ПО  27  ДЕКАБРЯ  ВЫ  

ИМЕЕТЕ  ПРЕКРАСНУЮ  ВОЗМОЖНОСТЬ            

НЕ  ТОЛЬКО  ПОКАЗАТЬ  СВОИ  ЗНАНИЯ              

ПО  ПРЕДМЕТАМ, ПРИНЯТЬ  УЧАСТИЕ              

ВО  ВНЕКЛАССНЫХ  МЕРОПРИЯТИЯХ, НО                

И  ПОЛУЧИТЬ  ХОРОШИЕ  И  ОТЛИЧНЫЕ  

ОЦЕНКИ   ЗА  ПОЛУЧЕННЫЕ БАЛЛЫ!!!

БЛИЗИТСЯ  ОКОНЧАНИЕ  2  ЧЕТВЕРТИ!!!

НЕ  УПУСТИТЕ  СВОЙ  ШАНС!!!

ПЛАН  МЕРОПРИЯТИЙ  НЕДЕЛИ                        РУССКОГО  ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫ

Дата

Время

Мероприятие

Классы

20. 12.

7 урок

Конкурс эрудитов                                      (по творчеству А.С.Пушкина )

9-е кл.

21. 12.

7 урок

Игра «Последний герой»

7, 8 кл.

22. 12.

6 урок

Путешествие по стране Языкознания

6-е кл.

23. 12.

в течение

дня

Выставка работ уч-ся о русском языке, о писателях, лингвистах.

5-11 классы

24. 12.

5 урок

Подведение итогов викторин, загадок, шарад.

5-11 классы

26. 12.

6 урок

Игра «Знатоки  родного  языка»

5-е кл.

27. 12.

6 урок

Вечер  поэзии Н.Рубцова

10, 11 кл.

В  ТЕЧЕНИЕ  НЕДЕЛИ:

  1. ВИКТОРИНЫ;
  2. РЕБУСЫ;
  3. ШАРАДЫ;
  4. КРОССВОРДЫ;
  5. КОНКУРС  ТВОРЧЕСКИХ               РАБОТ  О  ЯЗЫКЕ,                                        ПИСАТЕЛЯХ,                                  ЛИНГВИСТАХ.


Предварительный просмотр:

Анализ мероприятий, проведенных в рамках Недели русского

языка и литературы в 2011-2012 уч.году.

На заседании №2 инициативной группы учителей русского языка и литературы было запланировано, что  с 20 по 27 декабря 2011 года в школе  пройдет предметная Неделя по русскому языку и литературе.

Был разработан план мероприятий, в соответствии с которым в течение Недели учащимся были предложены лингвистические викторины, тесты по литературе, разнообразные конкурсы, участие в творческих работах о родном языке и русских писателях.

Открыли Неделю девятиклассники. 20.12.2011г.состоялся «Конкурс эрудитов по творчеству А.С.Пушкина», в котором победила команда 9 А класса, показав лучшее знание биографии и произведений великого поэта.

21 декабря эстафетная палочка была подхвачена учащимися 7 и 8 классов. Внеклассное мероприятие под названием «Последний герой» должно было определить самого «героического» знатока словесности. Ею стала ученица 8 А класса Рыбакова Дарья. А ее личный успех принес успех всей команде – 8 А победил!

Интересное путешествие в страну Лингвистику совершили ученики 6 классов. По пути следования на станциях, названиями которых были разделы русского языка (их также нужно было угадать), команды состязались в знании звуков и букв, образовании слов, составлении предложений и т.д. Команды обоих классов оказались сильными соперниками, и в результате получилась ничья.

26 декабря в борьбу за звание знатоков родного языка вступили самые юные участники Недели – пятиклассники. «Турнир знатоков» , в котором азартно и со знанием дела выступили команды 5 А и 5 Б классов, определил лидера – команду 5 Б класса.

Кроме внеклассных мероприятий в период с 20 по 27 декабря уч-ся отвечали на вопросы викторин, выполняли тестовые задания, готовили интересные сообщения по темам Недели.

Подводя итоги предметной недели, хочется назвать самых активных ребят, тех, кто не остался равнодушным и участвовал во всех мероприятиях. По числу набранных баллов они стали победителями Недели. Это Лукашова Екатерина и Коженкова Татьяна (5 А), Басин Илья (5 Б), Маркина Юлия и Жукова Екатерина (6 А), Водина Ирина и Щербакова Дарья (7 Б), Балякина Любовь, Алешина Ксения, Константинова Анна, Афанасьев Евгений, Кузнецова Олеся, Мишкина Мария, Лупанов Андрей (10 кл.)

К командном зачете победителями стали команды 5 Б, 8 А, 9 А классов.

Неделя показала, что учащиеся школы достаточно хорошо знают материал разделов русского языка, уверенно ориентируются в потоке нужной информации, могут отбирать необходимый материал в дополнительной литературе и в Интернете.

В 2012-2013 учебном году при проведении предметной недели необходимо    продумать мероприятия, в которых учащиеся могли бы полнее проявить инициативу и творчество.

28. 12 .2011 г.

Руководитель иниц.группы учителей

русского языка и литературы :                                  (О.А.Нестерова)




Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                              Утверждаю

Зам. директора по УР                                                     Директор МБОУ Ульяновская СОШ

__________(Н.Г. Кулева)                                                   ______________(Е.В.Маркина)

«____»__________2012г.                                               «____»____________2012г.

План работы ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ Ульяновской СОШ на 2012-2013 учебный год.

Тема: «Методическое совершенство в условиях комплексного проекта модернизации образования».

Цель: повышение методического и профессионального мастерства учителей-словесников через использование современных средств  методической работы.

Проблема: современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях комплексного проекта модернизации образования.

Задачи:

- организовать и координировать методическую работу ШМО;

- изучать, обобщать и распространять эффективную педагогическую практику;

- внедрять в практику работы учителей-словесников здоровьесберегающие технологии;

-продолжить работу по методическому обеспечению учебного процесса через использование современных образовательных технологий.

Формы методической работы:

1.        тематические педсоветы;

2.        открытые уроки;

4.        работа учителей над темами самообразования;

5.        предметные олимпиады;

6.        консультации по организации и проведению современного урока.

 Состав ШМО: Нестерова О.А., Мишаленкова Т.В.. Бусарова О.А., Трофимова Е.М., Ладычук С.А.

                           Тема

               Ответственные

сентябрь : заседание ШМО №1

1)Разработка единых календарно-тематических планов по русскому языку и литературе в 5-  11 классах.

2)Анализ результатов ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе в 2010-2011 учебном году.

3)Обсуждение и утверждение плана работы  ШМО, тем по самообразованию.

4) Назначение ответственных за отдельные мероприятия:

            -проведение школьных олимпиад   по русскому языку и литературе;

            -проведение открытых уроков;

            -проведение недели русского языка и литературы.  

Нестерова О.А.

 

 

 Нестерова О.А., Мишаленкова Т.В., Трофимова Е.М.

 

 Весь состав ШМО

 

 

 Мишаленкова Т.В., Ладычук С.А.

 

Мишаленкова Т.В.

Нестерова О.А., Трофимова Е.М.

октябрь

 1) Подготовка и проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе.

 2)Работа над темами самообразования.

 3)Осуществление  запланированного    контроля по русскому языку и литературе в 5 классах за 1 четверть.

 Мишаленкова Т.В., Ладычук С.А.

 

 

Весь состав ШМО 

 Мишаленкова Т.В., Бусарова О.А., Трофимова Е.М.

ноябрь: заседание ШМО №2

  1. 1)Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (из опыта работы).
  2. 2) Анализ результатов контроля по русскому языку и литературе в 5 классах.
  3.  3)Анализ методического материала для подготовки к участию в районных олим-пиадах по русскому языку и литературе.

Трофимова Е.М.

Бусарова О.А., Мишаленкова Т.В.,

 Трофимова Е.М.

Нестерова О.А.

декабрь

1)Районная олимпиада по русскому языку и литературе.

2)Проведение недели русского языка и литературы, посвященной Российской истории.

3)Проведение и анализ контрольных работ по предметам за 2 четверть.

Нестерова О.А.

Нестерова О.А., Трофимова Е.М.

Весь состав ШМО

январь: заседание ШМО №3

1)Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителей)

2)Подведение итогов районного тура олимпиады и предметной недели.

Весь состав ШМО

 

 

 Нестерова О.А.

 

февраль

1)Пробное тестирование в 9, 11 классах.

2)Посещение открытых уроков у Бусаро-вой О.А., Ладычук С.А.

3)Организация тематической выставки, посвященной 140-летию со дня рождения М.М.Пришвина

4) Проведение и анализ контроля по русскому языку и литературе за 3 четверть

Мишаленкова Т.В., Трофимова Е.М., Нестерова О.А.

Нестерова О.А.

Бусарова О.А.

Весь состав ШМО

март : заседание ШМО №4

1.    1)Преподавание литературы с использова-нием средств ТСО   (из опыта работы учи-телей). Каким должен быть современный учитель.

2) Анализ открытых уроков.

 2)Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителей).

Весь состав ШМО

Мишаленкова Т.В., Трофимова Е.М.

Весь состав ШМО

апрель

1)Пробный ЕГЭ в 11 классе. Пробный экзамен в 9 классах .

2)Выставка книг- юбиляров 2013 года.

Нестерова О.А., Мишаленкова Т.В., Ладычук С.А.

Бусарова О.А.

май: заседание ШМО №5

1)Анализ результатов пробных экзаменов. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-2013 (обмен опытом)

2)Отчет по темам самообразования.

3)Анализ работы ШМО в 2012-2013 уч.году и задачи на следующий уч.год.

 

Нестерова О.А.

Весь состав ШМО

Нестерова О.А.

 

 

05.09.2012г.

Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы :                    (О.А.Нестерова)



Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Цели:

  • обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
  • закрепить умения  постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с целью их практического применения на ЕГЭ;
  • развивать регулятивные универсальные учебные действия : целеполагание, планирование и организацию деятельности; познавательные исследовательские действия : поиск информации, переработку и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
  • развивать культуроведческую компетенцию;

Оборудование: распечатки заданий (Приложение 1, 2, 3), учебник В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко Русский язык. 10-11-ый классы; мультимедийная презентация «Однородные члены предложения», таблица «Пунктуация в предложении с однородными членами», репродукции картин М.Врубеля, фрагменты классической музыки эпохи Серебряного века (С.Рахманинов -  Вокализ; С.Рахманинов -  Нежность).

Ход урока

I. Организация урока. Позитивный настрой на урок.

Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается (слайды 1-2). (Звучит «Вокализ» С.Рахманинова, на его фоне учитель говорит)

- Сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить творчеству художника Михаила Врубеля, имя его выбрано не случайно. На уроках литературы мы изучаем Серебряный век русской поэзии, говорим об этом времени «языком красок и музыки», вы знакомитесь на уроках МХК  с  творчеством художников Нестерова, Кустодиева, Коровина, Бенуа, Серова, композиторов Прокофьева, Рахманинова, Стравинского. Конечно, нельзя не сказать о гениальном мастере Михаиле Врубеле.   Имя художника Михаила Врубеля связано с символистами В.Брюсовым, А.Белым, А.Блоком, чье творчество мы начали изучать на уроках литературы, и хочется, чтобы у вас действительно состоялось знакомство с символизмом в разных видах искусства.

II. Целеполагание

1. Пунктуационно-синтаксический анализ предложений. Создание проблемной ситуации.

- Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ. Прежде чем определиться в теме урока, обратимся к распечаткам под римской цифрой I.  На ЕГЭ вам предлагается наряду с остальными заданиями выполнить задание А 20. Прочитаем задание (слайд 3  А20).

- Как видим, не указано правило, которое необходимо применить. Значит, надо проанализировать задание.  Какой раздел языкознания нужно рассмотреть при выполнении задания? (Синтаксис и пунктуация).

- От чего будет зависеть выбор знаков препинания? (От структурного членения.)

- Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать? (выделить грамматическую основу предложения). Выделяем в распечатках основы (Приложение 1, задание I).

- Прочитайте свой вариант (слайд 3 ). Сравните с ответами на слайде 4

 Отметьте, где ошиблись, в  индивидуальном маршруте для отработки этой темы: если в нахождении подлежащего – повторить §66 с.250-251 уч.под ред. В.Ф.Грекова; если в нахождении сказуемого -§68 с.255-256 ! Не забывайте отмечать проблемные места и пути их решения.

- Итак, 1-ый шаг – выделение грамматической основы. Какой 2-ой шаг? –вывод о типе предложения по строению. 3-ий шаг -  разбор по членам предложения. Зачем это нужно делать? Чтобы узнать, есть ли однородные члены предложения или какое другое осложнение. Разберите в распечатках.

- Проанализируйте, что объединяет все эти предложения? Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – везде есть ряды однородных членов.

- Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?

(Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления)

2. Формулирование темы и целей урока

- Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). Соответственно тема урока (слайд 5) – запись «Знаки препинания при однородных членах предложения», а цель урока какая?

  • предметная - обобщить и систематизировать знания по теме;
  • закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;
  • составлять предложения с однородными членами предложения,
  • надпредметная - развивать умение планировать свою деятельность по изучению той или иной темы;
  • межпредметная - расширить представления о русской культуре эпохи Серебряного века.

- Какие формы работы будут уместны при отработке этой темы? (работа с теорией, синтаксический и пунктуационный анализ предложений, в конце урока – тест).

3. Повторение роли союзов в простом осложненном предложении

- Какие союзы связывают однородные члены предложения? (сочинительные)

Назовите основные типы сочинительных союзов (слайд № 6) - ( соединительные - «и это и то»: и, да=и, тоже, не только …но и, как…так и, ни…ни, также; разделительные – «или то, или это»: или, либо, то..то, не то..не то; противительные - «не то, а это»: а, но, да (=но), однако, зато).

- Как всегда, обращаемся к образцам классики. Приведите примеры из ст-ий А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, где есть однородные члены, соединенные союзами.

- Какие союзы не вызывают проблем и почему? (противительные, всегда ставится запятая), основную трудность вызывают соединительные и разделительные.

III. Освоение предметного содержания.

1. Систематизация и обобщение теоретических сведений

- Итак, прозвучало несколько примеров, из которых мы видим, что существуют разные комбинации с однородными членами, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь? (Находить основы предложения, отличать простое предложение от сложного, находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания). Обратимся к теории( слайды 8-12)

- На ЕГЭ могут быть разные формулировки заданий: нужно поставить две запятых, не нужно ставить ни одной запятой, нужно поставить три запятых.

- Давайте опять обратимся к заданию А 20. Расставьте знаки препинания в распечатках, составьте схемы .Сравним ваши ответы с ответами на слайде (слайд №7). ( Анализ ответов)

2.Работа с текстом

- Послушайте  текст о Врубеле (Приложение 2), определите тему и проблему(тема – описание картины; проблема влияния красоты на человека, роль искусства в жизни человека, искусство – источник добра и света), с данным текстом работа пойдет на следующих уроках.

Среди предложений 1 - 10 найдите предложения с однородными членами, объясните пунктуацию, соотнесите со схемами в таблице.

3. Практикум с самопроверкой

- Под римской цифрой II в распечатках у вас есть для каждого вариант из ЕГЭ (4 варианта). Выполните свой вариант: к каждому предложению постройте схему. Обратите внимание, что знаки препинания не расставлены. 4 человека у доски. Затем самопроверка по слайдам 18-19.

- Отметьте в индивидуальных маршрутных листах те номера предложений, в схемах которых вы ошиблись.

- Работа с распечатками, закрепление навыков (Приложение 3). Расставьте знаки препинания, составьте схемы и графически объясните условия постановки знаков препинания между однородными членами, соотнесите со схемами в таблице. Комментарий к предложениям:

  1. М.Врубель был кумиром В.Брюсова, и А.Блока, и А.Белого. [0, и 0, и 0].  – повторяющиеся союзы; если однородный ряд начинается знаменательным словом, то запятая ставится перед первым союзом.
  2. Художник умел одухотворить фантастику, «зажечь» кистью и блики, и искры, и огни на полотне. [0,0 и 0,и 0, и 0] - однородный ряд начинается с союза, поэтому первая запятая не ставится.
  3. Он расписывал храмы и вместе с В.Серовым и К.Коровиным оформлял театральные спектакли. [0 и 0 и 0 0] - разные ряды однородных членов предложения.
  4. Природа на его картинах безначальна и бесконечна, дика и угрожающа. - попарное соединение.
  5. Полуслившуюся с гроздьями фигуру девушки можно принять как за образ печали человека, так и за таинственную душу сирени. [как 0, так и 0] – запятая перед второй частью союза .
  6. Все портреты: портрет Арцыбушева, портрет поэта В.Брюсова, портрет Забеллы Врубель – полны печали и тонкого ощущения человеческой души. [0: 0,0, 0 – 0 и 0] - схема связана с обобщающим словом.
    В задании А20 не встретились предложения с обобщающим словом, но такое задание в ЕГЭ – 24, где нужно отличать БСП от простого предложения с обобщающим словом.
  7. Колдовское мерцание драгоценных камней и жемчугов, трепет зари и блики пламени огней острова, виднеющегося вдали, - все создает сказочную атмосферу. [O, O, O – O] – не забудьте закрыть причастный оборот!

  1. Трудные случаи
  • Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепенный член – по канавам).
  • Он хорошо сложен и крепок и красив старинной русской красотой (хорошо сложен и крепок образуют парную группу – форма человека, а дальше - «наполнение»).
  • Облака редко разбежались по небу и почти не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня (не мешают солнцу жарить и палить в разгаре летнего дня – составные глагольные сказуемые с общим вспомогательным глаголом.)
  • Слышны плеск и говор и плесканье купающихся (плеск и говор – одна тематическая группа – звуки речи, плесканье – действие).

4. Аудиовизуальная пауза

- Давайте немного отдохнем и погрузимся в мир музыки и созерцания. Послушайте фрагмент из произведения С.Прокофьева «Нежность» и составьте устно несколько предложений с однородными членами по картинам Михаила Врубеля «Царевна – Лебедь», «Сирень», «Демон». Слайды 20-23(прослушивание предложений)

5. Проверочный тест

- В начале урока, когда мы ставили цели, говорили о том, с помощью каких форм лучше систематизировать знания по этой теме, вы сказали, что лучшая проверка качества усвоения - тест.

- Итог – проверочный тест под римской цифрой III (на два варианта).

- Слайд № 24. Сверьтесь с ответами – у кого ни одной ошибки? Кто где ошибся? Отметьте номер ошибки в индивидуальный маршрутный лист.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(какие ставили цели – систематизировать и обобщить знания, достигли или нет).

V.Самооценка. (Слайд 25) Веб-адреса подготовки к ЕГЭ (Слайд 26)

VI. Домашнее задание. (Слайд 27)

Проработать лист индивидуального маршрута, исправив все недочеты и ошибки.

По пособию под ред.Сениной проанализировать в вариантах 1-5 задания А5, А19, А25, В6, В8 и подумать, как они связаны с сегодняшней темой урока.

По учебнику В.Ф.Грекова и др. выполнить упр.409 о творчестве А.А.Ахматовой.