Использование интегрированных занятий в малокомплектном детском саду
Из опыта работы заведующего детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_integrirovannyh_zanyatiy_v_malokomplektnom_detskom_sadu.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интегрированных занятий в малокомплектном детском саду.
Заведующая МКДОУ «Кабаковский
Трудность проведения интегрированных занятий в малокомплектном детском саду состоит в отсутствии специалистов и в наличие нескольких возрастов детей в группе. Все занятия проводит сам воспитатель. Что же такое интегрированное занятие?
Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Интегрированные занятия дают дошкольникам яркое и широкое представление о мире, в котором они живут, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.
Я считаю, что интегрированные занятия актуальны в современном малокомплектном детском саду, так как они побуждают детей к активному познанию окружающей действительности, снимают утомляемость, что очень важно в разновозрастной группе, перенапряжение воспитанников за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности. Интеграция даёт возможность для самореализации педагогов.
На занятии выделяется одно основное понятие, объект интеграции. Решается несколько задач, но не множество отдельных, а их совокупность. Ключевыми понятиями в интегрированном занятии могут выступать: жанры искусства, образ природы, контраст, настроение, тема и т.д.
В основном интегрированные занятия в малокомплектном детском саду мы используем как обобщающее занятие или итоговое. Такие занятия способствуют развитию ребёнка в целом: музыка + изо или познавательное + изо, познавательное + музыка, ознакомление с художественной литературой + изо и т.д. Проводятся в соответствии с блоками в реализуемой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
При планирование интегрированного занятия наши педагоги учитывают содержание «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;
- определяют главную цель интегрированного занятия;
- выделяют главное в занятии, устраняя дублирование. Используют опережающие дифференцированные знания;
- выбирают тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определяют оптимальную нагрузку различных видов деятельности детей на занятии;
- продумывают развивающие задачи.
Структура занятия состоит из вводной части, основной, которая делится на две равные части и заключительной. Воспитатели используют разнообразные методы и приёмы при проведение интегрированного занятия:
-словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни», «как ты узнал?» и т.д.);
-наглядные (сопоставление, сравнительный анализ, видеоряд и т.д.);
- практические ( опыты, поиск, эврическая деятельность);
- проблемные ( проекты, ситуация, интересная мотивация к деятельности).
Преимущества интегрированных занятий по сравнению с другими заключается в том, что они:
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др.;
- в большей степени, чем обычные з0анятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса детей.
При проведении интегрированных занятий в разновозрастной группе воспитатели сталкиваются с трудностями, которые должны предвидеть при его планировании: сложность отбора учебного материала, подробное структурирование занятия, согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
На педагогическом совете мы составили алгоритм подготовки интегрированного занятия:
- Выбор объекта интеграции.
- Отбор компонентов интеграции.
- Отбор материала.
- Выбор структуры занятия.
- Отбор методов интегрирования.
При посещении интегрированных занятий в разновозрастной группе я всегда учитываю как построено занятие:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- системность и доступность изложенного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия;
- большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии.
Формы интегрированных занятий различны, но на каждом занятии соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Что актуально для современного малокомплектного детского сада.