«МОЗАИКА МЫСЛЕЙ ВСЛУХ»

Троицкая Лариса Петровна

 

2416
p1150021.jpg
  

Н.П. Чигнева, директор ГБОУ СПО "Старицкий колледж" 

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ГБОУ СПО «Старицкий колледж»

                                                                            

                                                                                                    

      В настоящее время на слуху у всех гуманистическая педагогика, предметом которой является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе.

     В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно- ориентированное обучение», «личностно- ориентированное образование». Однако, если первое означает лишь такую систему обучения, процесс осуществления которой способствует формированию личностных качеств обучающихся, то второе есть более широкое понятие, включающее в свой состав первое, а также всю систему воспитания личности обучающегося. Иными словами, личностно- ориентированное образование- это такое образование обучающихся, которое направлено на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. (Л.М.Фридман. Концепция личностно- ориентированного образования)  При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

     Как говорил С.И.Гессен в книге «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению» .Эта мысль принадлежит Л.Н.Толстому, и позже была развита П.Ф.Каптеревым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским. Так П.Ф.Каптерев в начале двадцатого века подчеркивал, что «не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования,

 а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать».

     Сказанное выше и есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте- будь это система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова или школа П.Я.Гальперина- Н.Д.Талызиной. Во всех системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области. А становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем деятельности совместной, коллективной.

  Совместная деятельность педколлектива и студентов позволяет создать условия для всестороннего раскрытия, формирования и развития личностных возможностей студентов. Все вопросы студенческой жизни решаются на заседаниях студенческого совета, стипендиальной комиссии и на заседаниях Совета училища, членами которых являются представители студсовета и старосты учебных групп. Они подводят итоги успеваемости и посещаемости занятий, решают вопросы назначения стипендии, выплаты материальной помощи нуждающимся и т.п.

    Педагогический коллектив ведет поиск новых методик преподавания и активных форм проведения занятий. Деловые игры, бинарные уроки, олимпиады, интегрированные уроки, уроки- конференции, диспуты, предметные недели по общеобразовательным и специальным дисциплинам стали доброй традицией в училище.

     В коллективе уделяется большое внимание повышению профессионального мастерства преподавателей. Формы этой работы разнообразны: Школа педагогического мастерства, семинары классных руководителей, педагогические и психологические семинары, психологический тренинг и т.д.

    Особое место уделяется творческой  и научно- исследовательской деятельности студентов. Эта работа проходит в форме рефератов, докладов, участия в сборе фактического материала по теме, его обработке, обогащении и интерпретации, подготовке текста для выступления. К данным видам деятельности студента в определенной мере мы относим и написание курсовых и дипломных работ. Такая деятельность для студентов- это проба пера, проба своих творческих и интеллектуальных сил. Она развивает соответствующие способности, воспитывает самостоятельность и инициативу, положительно влияет на формирование чувства чести и профессиональной гордости.

    Мы исходим из предпосылки, что деятельность- важнейшее средство и источник развития личности человека, форма активного отношения и взаимодействия с окружающим. Н.Е.Щуркова предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентированную, художественную, спортивно- оздоровительную, общение и другие. Все виды деятельности приемлемы и работают, но, на наш взгляд,  одним из эффективных средств развития коллектива и каждой личности является коллективная творческая деятельность (КТД), которую мы и взяли за основу.

    В чем состоит современный потенциал воспитания? Какими мерами его следует осуществлять?

    Педагогический коллектив, сохраняя единство учебно-воспитательного процесса, пришел к выводу, что воспитательная его часть должна считаться приоритетной. В течение последних лет в училище сложилась система воспитательной работы и воспитательных мероприятий, ориентированных на личность будущего учителя, воспитания его профессиональных и общечеловеческих качеств. Своеобразием нашей работы является то, что все студенты вовлекаются в практические дела, результаты которых они видят.

    Что есть сегодня? Проведены диагностики педколлектива и коллектива студентов, определена степень удовлетворенности жизнью училища. Проведена оценка функции руководства в училище, проведена социально- психологическая самоаттестация коллектива и прочее. Определены и главные системообразующие виды деятельности:

     1.Туристско- краеведческая.

            Цель: восстановить прерванную связь времен, возродить духовные ценности,           вернуть утраченную любовь к родной земле.

     2.Эстетическое воспитание.

           Цель: способствовать гармоничному развитию студента, развитию личностных отношений.

      3.Творческое воспитание.

             Цель: развитие творческих способностей, развитие интересов и умений в процессе подготовки коллективных творческих дел (КТД), реализация педагогами своих личностных ресурсов.

        Педагогический коллектив, не отказываясь от традиционных дел (День Знаний, День Учителя, 8 Марта, Новый год и т.д.), строит свою работу по ключевым делам.

   Так еще в 2004 году был дан старт экспедиции «Глубинка». Это неравнодушное слово о наших земляках, о прошлом и настоящем Старицкой земли, о почти забытых уже обрядах и традициях. В ходе экспедиции «Глубинка» определяются ключевые дела на семестры. Вот лишь тематика некоторых из них: «Моя малая Родина» ( итогом этого ключевого дела стал КВН «Город милый, город древний» и вечер, посвященный дню освобождения Старицы «Память  жива»), «Утро Победы» ( в ходе подготовки к этому ключевому делу прошли конкурсы «Добры молодцы и красны девицы», общеучилищные конкурсы чтецов, конкурсы военной песни и драматизации, неделя музыки, завершившаяся праздником хоровой музыки «Этих дней не смолкнет слава». Завершил ключевое дело праздничный концерт в районном ДК для жителей и гостей города Старицы «Поклонимся великим тем годам»), «У нас сегодня славный юбилей»- ключевое дело, посвященное празднованию 60-летия родного училища. В рамках ключевого дела проведены: День науки и творчества, День культуры и истории, Педагогический ринг, музыкальный лекторий «Школьные годы чудесные», Старицкие «Рекорды Гиннеса», конкурс «Слабо?», дружеская встреча по волейболу. В один из дней училище превратилось в «Арбат-хобби» с его обязательными атрибутами- уличными художниками, самодеятельными артистами, многочисленными выставками творений студентов и педагогов и их коллекции. Гуляла у нас и Веселая широка ярмарка, был «Бард- концерт»и, конечно- «Венок добрых слов училищу».

   Для нас очень важно, чтобы каждый студент понял что он сам творец себя, своего дома и своей удивительной души. А мы? А мы только помогаем ему лепить самого себя. Замечательные слова по этому поводу сказал Антуан де Сент- Экзюпери: «Жить- это постоянно рождаться. Было бы слишком просто заимствовать готовую душу».

    Пожалуй, стоит вспомнить еще одно ключевое дело. «Старица. Путь длиною в семь веков»- так мы его назвали. В рамках ключевого дела студенты знакомились с историей, прошлым и настоящим города. Вот некоторая тематика классных часов:

  • Род князей Старицких

  • Андрей Старицкий и его деяния

  • Аудиенция Ивана IVи Антония Посевина в одной их любимых резиденций Грозного в Старице

  • Ансамбль Старицкого Успенского монастыря и другие.

  Единый творческий порыв большинства педагогов, когда нет разделения на ранги, где все равны: ученики и учителя, где все вместе думаем, ищем, спорим и находим истину,- это и есть радость совместного творческого созидательного труда, из которого, часто экспромтом, рождается свой стиль, свой почерк, свое видение мира, где все рядом: и воспитание и образование. Так родились наши фирменные праздники: «Студенческая весна»,  «КВН», «Колесо истории», «Педагогический ринг» и другие.

   Мы стараемся ступать в ногу со временем, но отдаем себе отчет, что наших усилий явно недостаточно, ибо в условиях сегодняшнего дня сама система воспитательной работы требует серьезного пересмотра. Мы понимаем, что воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого педагогами опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая педагогами, а как общая творческая бескорыстная забота членов коллектива (педагогов и стедентов0 о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей действительности. Именно такой подход, завязанный на воспитательных отношениях, основанный на коллективистской, творческой деятельности педагогов и студентов, создает условия для формирования системы воспитательной работы и определяет роль, функции, цели и задачи.

   Таким образом, цель воспитательной работы учебного заведения- создание условий, способствующих развитию интеллектуальных творческих личностных качеств студентов, их социализации и адаптации в обществе на основе совместной творческой деятельности студентов и преподавателей.

     Исходя из цели нами определены задачи:

  • создание условий для развития общеучилищного коллектива через систему КТД,

  • создание условий для художественно- эстетического развития, для творческой самореализации студентов,

  • рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы студенческого самоуправления,

  • развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня студентов через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педтехнологий в образовательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы,

  • повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному воспитанию,

  • расширение системы психолого-педагогической помощи студентам, классным руководителям, а также воспитателю общежития, создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов, воспитание стремления к здоровому образу жизни.

  По нашему мнению, решение всех вышеперечисленных задач должно способствовать дальнейшему развитию воспитательной системы, в основе которой- совместная творческая деятельность студентов и преподавателей.

   Для решения заявленных задач был введен в план работы учебного заведения проект «Сотрудничество».

    Актуальность проекта:

1.Неэффыективность использования форм студенческого самоуправления,

2.переход ОУ в режим развития,

3.недостаточное использование потенциала КТД.

     В рамках реализации проекта предусмотрено проведение двух раз в семестр однодневных коммунарских учительских сборов и сборов выборного актива.

    Цели сборов: создание в общеучилищной социальной среде атмосферы, способствующей нравственному и интеллектуальному развитию путем системной работы по методике КТД и продолжение развития традиций преподавательско- студенческого соуправления.

    Вот лишь некоторая тематика сборов: «Полет в будущее. Соблазн. Зависимость. Вредные привычки». Классные руководители ( а именно они учились в этот день) познакомились с методами и приемами организации коллективной творческой работы в группах, сами работали в группах. Следующий сбор «Это-я, это-она, а это- вся моя семья» проводился уже для выборного актива групп нашего учебного заведения и Новоямской средней школы. Далее в стенах училища состоялся двухдневный первый учительский коммунарский сбор «Под созвездием семьи», на котором методикой КТД овладевали уже все члены педагогического коллектива. Затем провели сбор актива групп и классных руководителей «Покажи себя в выгодном свете».

                Вот так и живем: пробуем, ищем…

    Педагог- воспитатель, классный руководитель. Кто они? Тоже личность. Несомненно, что во главу угла должны ставиться психологическая компетентность, высокие человеческие качества учителя, так как роль педагога, классного руководителя особенно важна в воспитательной деятельности.

   Какие мы?- Мы сами знаем. И. тем не менее, (даже такие) мы есть и будем главными людьми в школе и училище. Поэтому о педагоге как личности, о творчестве как основном условии развития личности надо говорить на педсоветах. Постоянно.

    Итак, что есть развитие личности педагога?  Есть постоянное совершенствование во всех областях. Э то творческий поиск, отход от традиционных форм обучения, способность привносить в урок, мероприятие что- то новое…Это способность находить, творить, доказывать, вести за собой.

    И еще: любить!  Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать! Эти пять глаголов личностного подхода ( по Е.Н.Ильину)- и должны, по нашему мнению, стать основными в выборе методов и средств при работе ССУЗов в современных условиях.