Методическая работа

Шевченко Ольга Александровна

Работа МО учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Технология деятельностного метода обучения

на уроках математики

Форма проведения: урок импровизация.

Цель: создание условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках математики

Задачи: 1. Показать способы применения деятельностного метода обучения;

              2. Отследить эффективность мастер-класса через рефлексию участников.

Оборудование: рабочие листы с элементами опорного конспекта.

Ход мастер-класса.

Самоопределение к деятельности (организационный момент) 1-2 минуты

Цель: включение участников мастер-класса в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

У участников должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приемы работы:

- руководитель в начале мастер-класса высказывает добрые пожелания коллегам, связанные с прошедшим Днем Учителя.

-руководитель предлагает участникам подумать и продолжить предложение: «Сегодня на заседании МО  мне хотелось бы…».

- Девиз работы МО «Плохой учитель преподносит истину, хороший любит ее находить».

Актуализация знаний.   4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого участника мастер-класса.

- счет до 4 и обратно, последующее число и предыдущее число;

- возникновение проблемной ситуации (через рассказанную историю):

- На берегу синего озера жил маленький веселый Лягушонок. (На доске изображение веселого Лягушонка.) Он был еще слишком мал, и мама не разрешала ему уходить далеко от дома. Но однажды утром Лягушонок вышел из дома и осмотрелся вокруг: светило Солнце, пели птицы, цвели чудесные цветы. «Хватит мне гулять воле дома, - подумал он. – Пора и мир посмотреть, и себя показать. Я уже взрослый!» И Лягушонок сделал большой-пребольшой прыжок и перепрыгнул через озеро.

На доске выкладывается синяя полоска, в конце которой ставится цифра 1. Участники мастер-класса выполняют те же действия с раздаточным материалом:

        1        

- Первый прыжок привел малыша на зеленую лужайку. Ах, красиво было вокруг! Он сделал еще один точно такой же прыжок.

Выкладывается зеленая полоска, на конце которой ставится цифра 2.

  1. 2

- Лягушонок оказался рядом с Красным Маком. «Какой ты красивый, большой!» - изумился Лягушонок и предложил Красному Маку путешествовать вместе. Но Мак объяснил, что цветы не могут путешествовать. Огорченный Лягушонок простился и сделал еще один прыжок.

Выкладывается красная полоска с цифрой 3.

                             1                             2                          3

- Новым знакомым Лягушонка оказался Золотой одуванчик Лягушонок очень обрадовался новому знакомому и спел ему песенку. Но тут выяснилось, что Одуванчик – тоже цветок и поэтому тоже не может составить ему компанию. Они тепло простились. Лягушонок перепрыгнул через полянку с одуванчиками и очутился на большой кочке. (Появляется желтая полоска и цифра 4.) Устал и решил отдохнуть. Сел на кочке, оглянулся назад и увидел,… Что же увидел Лягушонок?

        1        2        3        4

Постановки учебной задачи. 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Что мы еще не знаем?»); проговаривание цели занятия в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

«Открытие нового знания» (построение выхода из затруднения). 7-8 минут

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта ее решения.

Способы: диалог, групповая работа, парная работа

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Участники мастер-класса высказываются. Затем они сами могут рассказать о том, как кончилась эта сказочная история, и Лягушонок попал домой. С помощью подводящих вопросов уточняется, что:

  1. Из маленьких отрезков составился большой – числовой отрезок.
  2. На числовом отрезке отложены равные отрезки
  3. Каждое число показывает, сколько таких отрезков отложено.
  4. При движении по числовому отрезку вправо число увеличивается на один «прибавляем один шаг».
  5. При движении влево каждое число уменьшается на один «вычитаем один шаг» (одну за другой убираем цветные полоски).

Первичное закрепление. 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Способы работы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

- Числовой отрезок, который построил Лягушонок, - волшебный, по нему можно легко и быстро считать.

- Куда – направо или налево – надо прыгнуть, чтобы прибавить единицу? (Направо).

- А куда надо прыгнуть, чтобы вычесть единицу? (Налево.)

- Попробуйте сосчитать по числовому отрезку:

1+1=                         2-1=

2+1 =                        3-1=

- Помогли ли мы Лягушонку научиться прибавлять и вычитать  единицы? (Да!)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 минут

Цель: каждый должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

Выполняется письменно.

Методы: самоконтроль, самооценка.

Каждому участнику мастер-класса раздается листочек с примерами и числовым отрезком. После выполнения работы предлагается свериться с образцом и оценить себя.

Включение нового знания в систему знаний и повторение. 7-8 минут.

- Расскажите о путешествии Ежик и допиши равенство. (Ежик вышел из точки 3, прошел вправо 1 единицу и попал в точку 4. Значит 3+1 =4.)

- Как Ежику вернуться домой, когда дождик закончится? (Из точки 4 надо сделать один шаг влево: 4-1=3.)

Рефлексия деятельности. 2-3 минуты

Цель: осознание участниками своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

- Что у вас хорошо получалось?

- Над чем надо еще поработать?

Физкультминутка

Расскажи о себе.

О – ответственность, оригинальность, оранжевый

Л – любовь, Лиза

Я- ясность, яркость, Ялта



Предварительный просмотр:

Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной  в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование.

Мы понимаем, что качество образования могут обеспечить постановка и достижение достаточно высокого (качественного!) результата, соответствующего поставленным целям, посредством реализации высококачественного педагогического процесса. Его обеспечивают оптимальная, эффективная педагогическая деятельность, управление ею на всех уровнях, а так же качество педагога и качество учащегося.

Качество образования – насколько выражены способности.

Таким образом,  ключевая способность – быть субъектом, способность к постоянному изменению. Основные средства формирования способностей: содержание образования и взаимодействия с учеником (учебная деятельность и общение)

Учебная деятельность осуществляется на основе общения «ученик – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – учитель» и позволяет полностью использовать интеллектуальный потенциал как отдельного ученика, так и коллектива в целом.

И сегодня мы посвящаем семинар теме «Использование активных форм организации учебной деятельности на уроках в начальной школе».

Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учителя и учащихся.

                 В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие  новых форм обучения, а также модификация традиционных форм.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В начальной школе в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Формы обучения могут быть классифицированы по многим основаниям:

Собственно формы

1.

Классификация форм по способу получения образования

Очная, заочная, самообразование

2.

Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения

Учение без помощи  педагога

Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на:

 – индивидуализированные системы обучения

 –  коллективные системы.

Самоучение Основными формами самоучения являются: изучение литературы, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок,  а  также различные виды практической учебной деятельности – опыты, эксперименты, самостоятельное овладение теми или иными видами работ.

Самостоятельна учебная работа. Виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения.

– индивидуальная форма обучения

– индивидуально-групповая форма ( в сельской малокомплектной школе)

– коллективная классно-урочная система обучения

3

Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения

комплексная система обучения

– интегрированный курс «Природоведение»

– метод проектов (по сути это форма обучения, но исторически получила название «метода»)

4.

 Классификация форм обучения по основанию непосредственного  или  опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами

- обычный, традиционный вариант

– дистантное обучение

Ученик непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;

Интернет-обучение, телевизионные образовательные программы и т.д.

5.

Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий

– в школе

- выездные занятия – экскурсии

6

Классификация форм занятий по их целевой направленности

контрольные работы, тестирование, собеседования,  зачеты.

7.

Классификация форм обучения по видам учебных занятий

урок,, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. В свою очередь каждая из этих форм может быть расклассифицирована и по другим основаниям. Так, игровые формы могут быть классифицированы по одному из оснований (по организации): предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, организационно-деятельностные и т.д.; по другому основанию (по коммуникативному взаимодействию): индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

По коммуникативному взаимодействию

1.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся

такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

2

Индивидуальная форма организации работы учащихся

каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

3.

Групповая форма организации учебной работы учащихся

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
1. класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

4

Коллективная форма организации учебного процесса

такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе.

это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.

Учебное сотрудничество

(Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая форма организации в развивающем обучении)

1. Учебное сотрудничество со взрослыми;

2. Учебное сотрудничество со сверстниками;

3. Учебное сотрудничество с самим собой.

Мы считаем, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  1. дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
  2. дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
  3. дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).
  1. дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения

Методические рекомендации по организации работы в малых группах.

Общие правила организации работы в группах:

1.         За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой позиции всех равны, отношение может быть свое (я бы не согласился, мне кажется, что, она не подходит потому что…)

Роли: лидер, критик, человек, который моделирует, интерпритатор.

За выполнением законов следит лидер.

Позиция учителя – в каждой из групп представить свой вариант для работы, обсуждения...

Чем меньше опыт работы в группах, тем чаще нужно рефлексировать.

Коллективное обсуждение (все варианты работы групп выносятся на доску)

Относиться по ходу выступлений, задавать вопросы.

Постоянно анализировать действия.

2.                    Для  работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые. При получении разных ответов мы видим, каким путем действовали дети, как заставляют нас действовать условия, видим,  в чем разница. Мы не утверждаем, что это так или не так, а рассматриваем способы действий  в разных условиях. Таким образом,  выходим на общее решение задачи, контроль – сравнение своего состава действий с научным вариантом, оценка – какое действие еще не могут сделать и почему. Объясни, почему так думаешь, создаются условия для раскрытия своего и встречи с другим пониманием, выбор собственной позиции.

3.                    Нужно учесть, что такой формы общения у ребенка еще не было, поэтому навык работы в группах нужно формировать, как и любой другой навык, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего:

- как сесть за пертой, чтобы видеть товарищей;

- как соглашаться (+, жесты, просто сказать: «Ты прав», «Я тоже так думаю»)

-как возражать (-, «У меня есть свой взгляд», «Мое мнение, которое основано на чем – либо», задавать вопросы – про то что  забыл член группы, предложение: попробуй прочитать то, что ты написал, …)

- как помочь, а как просить о помощи.

4.    Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец ( ты согласен…, не возражаю…, у меня есть вопрос на понимание…)   Для освоения образца необходимо разобрать 2-3 ошибки. Разбирать не содержательную ошибку, а код взаимодействия. Типичные ошибки можно разобрать, даже если их нет в классе.

5. Как объединять детей в группы.

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном подходе они будут работать;

- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

- не следует создавать группы  с детьми со слабой самоорганизацией;

6. Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.

7. При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.

8.  Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.

9. Дети должны договариваться до работы. Задача учителя помочь парам, группам найти свой стиль работы.

 Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых учащихся.
  2. Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.
  3. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.
  4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.
  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий – умение слушать.
  6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.

Как комплектовать группы?

1.По желанию.

  1. По уровням.
  2. Лидер набирает группу.
  3. Разнородные.

Законы работы.

  1. Зачем группа? (средство, где ребенок проживает …)  

Формируется умение договариваться по поводу цели работы, задачи, способу работы ( как), кто что будет делать, писать, говорить) Лидер – организатор договора.

  1. Представление результата работы групп.
  2. Сумели ли договориться?
  3. Как работала группа?
  4. Какое содержание она получила?

Алгоритм работы в малых группах:

  1. Ориентация на работу в группе.
  2. Организация взаимодействия, договор, распределение ролей  (кто за что отвечает)
  3. Цель работы (что будем делать)
  4. Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги)
  5. Результат (в виде чего)
  6. Кто его представит.

В современном медиаобразовании все более значительное место занимают интерактивные формы и методы обучения. Интерактивное обучение, как   известно,       построено   «на   взаимодействии   учащегося   с   учебным

окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта». К основным формам и
методам   интерактивного   обучения   относят        дискуссионные   (групповая

дискуссия,   анализ  ситуаций  и   т.д.),   игровые  (дидактические,   творческие, деловые игры и т.п.), тренинговые задания.



Предварительный просмотр:

Отчет

о проведенной

недели математики в начальной школе

     Традиционно Неделя математики проходит в нашей школе один раз в году. Её девизом в этом учебном году были слова М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». 

     учителя, обобщить и распространить педагогический опыт учителя на уровне школы. Цель предметной недели – повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями, повысить уровень профессионального мастерства

   На этапе подготовки Недели были объявлены конкурсы:

- газет, которые могут быть тематическими или содержать загадки и удивительные факты;

- математических кроссвордов;

- презентаций;

- лучших тетрадей по математике.

    В проведении Недели участвовали все учителя математики.

      Вместе с  учениками они готовили материалы для проведения конкурсов и викторин. Информация, о результатах проведённых мероприятий, появлялась сразу же  после их проведения. Лучшие работы учеников были размещены на информационном стенде.

      В рамках недели математики в каникулярное время был проведен школьный тур олимпиады по математике «Эрудиты Северного округа». По каждой параллели были определены победители. Учащиеся  4 В класса Коровкина Екатерина, Кочеткова Екатерина и Волкова Екатерина приняли участие в окружном туре олимапиады по математике «Эрудиты Северного округа».

     С целью обмена опытом и презентацией знаний учеников были даны открытые уроки учителями Ивлевой Т.Ю., Чепелевой Е.К., Евтеевой Е.И., Воробьевой Л.И., Шевченко О.А. Все уроки были проведены методически грамотно на основе интегративной технологии деятельностного метода и ИКТ. Все уроки были посещены и проанализированы коллегами.

                                      Предмет математики настолько серьёзен, что

 полезно не упускать случая, сделать его занимательным.

Блез Паскаль

Захарова И.Д. и Гордеева И.Г. провели внеклассные мероприятия по математике. Мероприятия прошли с привлечением родителей классов,  в которых они проводились. Ребятам очень было интересно. Они готовились: делились на команды, придумывали костюмы, название, девиз своей команде. Проведенные математические игры показали, что дети умеют работать в группах, соблюдать правила групповой работы. Положительный отзыв был дан со стороны родителей.

Заключительным этапом Недели математики была торжественная линейка. На ней были награждены грамотами победители олимпиады, учащиеся, которые активно принимали участие в Неделе математики. Отдельную благодарность получили все учителя, которые готовили и проводили уроки и предметные мероприятия, которые организовывали, проводили школьный тур олимпиады, а так же проверяли олимпиадные работы (Зайкова И.В, Короева Л.В., Миронова М.В., Шевченко О.А.)


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные педагогические технологии

Слайд 2

Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках литературы Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. Колин Тернер

Слайд 3

Сегодня выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 4

Вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?

Слайд 5

Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Слайд 6

Критическое мышление Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов Осмысление Рефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, о смысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Слайд 7

Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации « V » – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.

Слайд 8

Критическое мышление Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу: В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с ц в е т н ы м стержнем. « V » «+» «-» «?» Уже знал новое Думал иначе Есть вопросы, не понял

Слайд 9

Чтение с остановками Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Слайд 10

Кластер («гроздь», « пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Слайд 11

Эссе, сочинение-рассуждение Беспощаден кто-то к человеку? (По рассказу И.Бунина «Роман горбуна») Чем мне понравилось и запомнился рассказ Л.Петрушевской «Как ангел»? Страна по имени… (По рассказу Л.Петрушевской «Страна») Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.

Слайд 12

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных. 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Алгоритм написания синквейна Синквейн

Слайд 13

И.Бунин «Роман горбуна» Горбун, Одинокий, ранимый, Страдает, мечтает, ждёт. Беспощаден кто-то к человеку. Жизнь. Александр Чукин Л.Петрушевская «Как ангел» Ангелина, Непонятая и чистая, Отталкивает, пугает, притягивает. Лёгкий пух, подхваченный ветром. Злодейка-судьба. Юля Самойлова Ангел, Чистый и невинный, Чувствует, бережёт и спасает. Божественный дар — Ветер. Валерия Тарасова

Слайд 14

Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что ... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…

Слайд 15

Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях самостоятельность, коммуникативность , толерантность, мобильность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, самореализоваться и социализироваться в современном мире.