Методическая копилка - проекты воспитателей

Никишина Валентина Владимировна

 

ПРОЕКТ    «РЫБКИ»

Средняя группа

  • Познакомить воспитанников с обитателями рек, морей и океанов
  • Организовать  с помощью родителей тематический мини- музей
  • Создать комплекты игровых пособий
  • Разработать и провести кружковые занятия, по изображению рыб с применением различных художественных материалов
  • Провести  тематическое развлечение

      Художественный и познавательный проект «Рыбки» объединил трех воспитателей.  Средина Ольга Станиславовна, Мурина Любовь Ивановна, и Воробьёва  Светлана Алексеевна подготовили цикл занятий с воспитанниками старшей группы.

   В группе функционировал мини-музей, в который  родители приносили деревянные, фарфоровые и керамические игрушки, книги, плакаты, журналы.  Сказки, героями которых являются рыбы, стихи, пословицы, поговорки и чистоговорки,  собранные с папку, остались в фонде группы.

    Кружковцы  (а это практически  – вся группа) участвовали в создании   нескольких  выставок и освоили много новых художественных материалов.  Они складывали оригами, делали барельефы из пластилина с использованием бисера, обклеивали спичечные коробки и киндер-сюрпризы, использовали стикеры, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, витражные краски. Дети сами создали игрушки – вертушки с эффектом мультипликации и выучили стихотворения  современных детских поэтов про рыб и рыбаков. Работая восковыми мелками на большой  пластиковой «скатерти» малыши разукрашивали изображения морских животных и знакомились со скатами, осьминогами, медузами, морскими коньками,. Они не только изучали внешний вид и названия, но и узнавали о повадках и пищевых пристрастиях обитателей водоёмов.

         Наш проект был завершен веселым праздником, в котором приняли участие и родители воспитанников. В музыкальном зале  одна стена  была отдана выставке, а на окнах «плыли» рыбки, выполненные в технике «витраж». Специально для праздника было изготовлено два комплекта игр. С музыкальным руководителем разучена пальчиковая игра, подобран видеоматериал – мультфильм. Родители тоже играли в игру «кто больше знает названий рыб?».

                                                                             Средина О.С.

воспитатель, руководитель изостудии МДОУ №1    г.Юрюзани

 

 

 

ПРОЕКТ   «ГЛИНА»-2011

      Проект знакомства с глиной и глиняными игрушками, задуманный руководителями изостудии и студии художественного труда, вызвал неподдельный интерес у воспитателя и воспитанников старшей группы. Сначала  с помощью взрослых в групповом помещении  был создан мини-музей, в котором встретились и старые разбитые горшки, и новые свистульки. Козлики, кружки, птицы, барашки, цветочные кашпо и крынки  уютно расположились  на полочках отдельно стоящего  шкафчика. Каждому взрослому, заглянувшему в группу, дети спешили рассказать об экспонатах выставки.

     В уголке экспериментирования появились коробочки из аптеки с интригующими названиями. Воспитатель Никитина Наталья Викторовна принесла их целую россыпь: черная глина, желтая, синяя, белая и даже зеленая! Предназначенные для ванн и косметических масок, порошки и  нам очень пригодились. В каждой коробочке оказалась пара пакетиков. Их можно было открыть, рассмотреть, потрогать, смешать с водой. Засохшая глина даже через несколько дней прекрасно размачивалась, и увлекательную деятельность можно было начинать сначала.

     Через некоторое время состоялась первая экскурсия к настоящему скульптору. Александр Михайлович Чернецов, автор нескольких памятников  и барельефов, украшающих улицы нашего города, руководитель детской студии лепки «ЧЕРЛЕП» с удовольствием  показал свои работы и работы школьников, воспитанников разных лет. Мы посмотрели их «живьем» и в альбомах. Он рассказал о работе с различными материалами, (гипсом, скульптурным пластилином, папье-маше, и, конечно же, глиной), показал барельефы, бюсты, малую скульптуру. В мастерской можно было все потрогать своими руками и это вызвало понятный восторг малышей.

     Еще одна экскурсия состоялась  через неделю. Нас пригласил в гости самобытный мастер-игрушечник, Юшков Владимир Тимофеевич, дедушка одной из девочек. Мы были поражены количеством миниатюрных фигурок, находившихся в обычной двухкомнатной квартире. Их было более семисот! Его жена, Галина Ермолаевна, как заправский экскурсовод, доставала то одну вещицу, то другую. Дети отгадывали, кто это изображен, из какой сказки персонаж? Владимир Тимофеевич показал нам свои запасы местной рыжей глины и  рассказал, в каких пропорциях смешивает ее с приобретенной в магазине голубой. Он пообещал прийти в детский сад и провести мастер-класс по лепке игрушек.

    Тем временем в детском саду  кипела работа. В изостудии дети знакомились с глиняными промыслами, играли в занимательное лото, рисовали дымковских барышень, солдат, собачек, индюков. Следующим этапом стала пластилиновая живопись. Барельефы этих же персонажей, выполненные под руководством Светланы Алексеевны Воробьёвой на цветном картоне, украсили собой выставку, а их фотографии сложились в небольшую книжку. К каждому рисунку был подобран соответствующий стишок, который авторы выучили наизусть. Для  того, чтобы слепить из пластилина объемных барышень с собачками, студийцы использовали стеклянные флаконы из-под духов.  Эта выставка дополнила плоскостные работы и вплотную подвела нас к работе с глиной.

     Приобретенную в магазине голубую глину мы заранее размочили и к приходу Владимир Тимофеевича  подготовились тщательно. На столики в группе разложили дощечки и стеки, девочки и мальчики надели специальные фартуки. Мастер принес нам в подарок свои игрушки, а одну фигурку изготовил прямо у нас на глазах, превратив бесформенный комок в забавную собачку. Поделился он с нами легким и быстрым способом изображения шерсти животных с помощью металлической расчески. И предложил детям слепить всё, что им захочется.  Тут началось настоящее творчество.  Дети разминали глиняные колобки, расплющивали их, пробовали в деле все инструменты. Однако удачных работ было немного. Оказалось, что уметь самому лепить и научить лепить других – две большие разницы. Процесс творчества  был явно интереснее результата.

      И тогда мы пригласили в гости еще одного специалиста – преподавателя Катав-Ивановской  школы искусств Светлану Сошникову. К этому визиту дети были уже маленькими специалистами. И Светлана Викторовна научила всех малышей лепить дымковскую уточку. 

Но на этом этапе проект не оборвался. На  заседании Методического объединения преподавателей изодеятельности дошкольных учреждений района дети представили свои работы, прочитали не только стихи о дымковских игрушках, но и изобразили в лицах стихотворение, которое написал  Роман Сэф о юном скульпторе.

     Психолог Галина Евгеньевна Трофимова рассказала о психотерапевтической пользе работы с глиной

     Воспитатели окунулись в теорию, рассмотрели принесенные из библиотеки книги, посмотрели в компьютерном классе презентации всех этапов проектной деятельности, а в изостудии,  превратившись в прилежных учеников, сами слепили дымковских уточек.

    Обожженные в муфельной печке, эти замечательные уточки напоминают нам теперь о большой проделанной работе и вдохновляют на новые свершения.

                                                              О.С. Средина

                                                                 Руководитель изостудии

                                                                  «Радуга» МДОУ д\с №1

                                                               Г.Юрюзани Челябинской обл.